Военное детство в произведениях уральских писателей

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военное детство в произведениях уральских писателей

Ступацкая Е.А. 1
1МОУ "СОШ № 2"
Савинова М.П. 1
1МОУ "СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Видел я и военное небо,

И прогнившую рожь от дождей.

Будет день ли страшнее бесхлебья,

Безотцовского детства страшней?

В.А. Богданов

В наши дни, когда поднимается вопрос о проблеме безнравственности современных детей и подростков, актуальность обращения к теме Великой Отечественной войны резко возрастает. Во многом именно через обращение к героическому прошлому формируются нравственные ценности молодого поколения. Это возможно благодаря богатому материалу художественных произведений писателей, в частности, наших земляков. Тема нашей работы: "Военное детство в произведениях уральских писателей". Для проекта мы выбрали произведения уральских писателей Михаила Петровича Аношкина, Николая Павловича Воронова, Маи Петровны Рыжовой, Нелли Михайловны Ваторопиной, где поднимается тема военного детства.

Актуальность темы обусловлена ещё и тем, что сейчас, накануне 75-летия Великой Победы, мы наиболее остро воспринимаем ту трагедию целого мира и нашей страны особенно. В преддверии этой значимой даты в нашей школе запланирован ряд мероприятий: проведение акций, конкурсов, просмотры документальных и художественных фильмов, встречи с ветеранами и многое другое. Классный час 1 сентября 2019 года назывался "Урок Победы". Материал о Великой Отечественной войне заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль организовать в нашем классе читательский проект "Читаю я и моя семья", суть которого - рассказать ребятам о книгах, в которых рассказывается о жизни и подвигах детей в годы войны, а также увлечь моих ровесников чтением этих книг. Мы гордимся подвигами легендарных героев Александра Матросова, Николая Гастелло, Алексея Маресьева. Но также важно знать и о судьбах тех моих ровесников, которые подарили нам счастливое и светлое будущее. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Героическую историю нашей родины, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать сегодня каждый из нас. Итак, объектом исследования настоящей работы являются художественные произведения, рассказывающие о жизни моих ровесников в годы войны:

повесть М.П. Аношкина "Сёмкина находка";

повесть Н.П. Воронова "Голубиная охота";

повесть М.П. Рыжовой "Лилькина война" и рассказ "Тарелка супа";

рассказы Н.М. Ваторопиной "Воронко", "Конверт без адреса".

Предмет изучения - образы детей, созданные в указанных произведениях, жизнь и поступки ребят в годы войны. Цель данного исследования – выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей; расширить свои знания о героическом прошлом юных свидетелей и участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев; составить список книг о военном детстве для чтения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) прочитать произведения по данной теме;

2) проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой;

3) выявить авторское отношение к изображаемому;

4) дать свою оценку изображаемым событиям;

5) узнать, что известно современным школьникам о юных героях Великой Отечественной войны, заинтересовать одноклассников чтением книг о войне. Это обусловило выбор методов исследования:

Биографический метод.

Анализ художественных произведений.

Сравнительный метод.

Описательный метод.

Анкетирование.

Мне бы хотелось осветить поставленный вопрос, выполнив литературоведческий анализ произведений, и найти подтверждение своей гипотезе – предполагается, что в произведениях писателей изображена правда о героической судьбе моих ровесников в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о жизни своих сверстников, юных участников войны; результатом исследования станет создание буклета «Писатели Урала о военном детстве» и списка произведений для чтения.

Новизна состоит в оригинальности данной работы. Дело в том, что выбранная тема на сегодняшний день относится к числу малоизученных. Мы имеем только публикации, посвященные творчеству отдельных писателей. Это в основном статьи, опубликованные в связи с выходом новой книги, юбилейными датами. ппп Практическая значимость работы: материал данного исследования можно использовать на уроках литературы в целях реализации национального регионального компонента; при проведении внеклассных мероприятий; можно пополнить фонд школьной и городской библиотек. Список произведений о войне будет рекомендован моим одноклассникам для самостоятельного прочтения.

Военное детство в произведениях уральских писателей

Ступацкая Евгения Александровна,

Челябинская область, г. Кыштым, МОУ "СОШ № 2", класс 9

Глава 1. Анализ произведений о военном детстве

1.1. Юные следопыты

(По повести М.П. Аношкина "Сёмкина находка")

Война и дети - понятия несовместимые... Но так сложилось, что поколение ребят военной поры в одночасье шагнуло из счастливого беззаботного мира детства в пропасть военной жизни, потребовавшей от них огромного мужества и выдержки. Но это поколение выстояло и победило в той страшной войне! Память о страшных годах дети войны пронесли через всю жизнь, оставив нам документальные рассказы и повести. Тему сурового военного детства поднимают в своих произведениях писатели Урала. Почётный гражданин г.Кыштыма, заслуженный работник культуры РСФСР Михаил Петрович Аношкин в 1940 году был призван в ряды Красной армии. С первых дней на войне. В годы Великой Отечественной войны окончил курсы парашютистовов-десантников. Летом 1943 г. был заброшен в тыл врага, в Брянский партизанский край, где выполнял особое задание звания. После тяжелого ранения при форсировании Вислы в 1944 г. вернулся в родной город. Одной из главных тем творчества писателя становится военная тема. Она находит в повестях "Суровая юность", "Уральский парень", в трилогии "Прорыв", "Особое задание", "Трудный переход", а также в маленькой повести для детей "Сёмкина находка". В произведении «Сёмкина находка» действие разворачивается в небольшой деревушке, которая находится на оккупированной немцами территории. Книга названа по имени главного героя. Сёмка Архипов живёт с мамой и сестрой, отец мальчика ушел на фронт. Мальчик с начала войны рвется на фронт к отцу, чтобы ускорить победу: «Сёмка тоже собрался бежать на фронт: «Тятьке помогать буду, чтобы скорее проклятых фашистов прогнать». 
Несмотря на юный возраст, Сёмка очень смелый человек, в отличие от его друга Петьки. Когда главный герой уговорил бежать вместе с ним на фронт, тот сначала согласился, но потом испугался: «Петька Куликов, закадычный друг, поначалу вроде согласился бежать. Но когда надо было отправляться в путь, отказался: нету, мол, оружия. А без него, ясно, на фронте делать нечего. Но тут Петьке повезло. Какой-то командир, который останавливался на постой у Куликовых, подарил ему настоящий револьвер! Правда, барабан у револьвера не крутился, но его можно наладить. Теперь-то Сёмка посчитал, что настал самый подходящий момент бежать на фронт. Петька же, наклонив голову, промямлил: 
— У меня мамка больная... 
Тогда Сёмка решил, что Петька просто трус».
Семья Архиповых живет в хате, где есть погреб и чердак, на котором Семка нередко стал засиживаться и играть с винтовкой. Оттуда мальчик наблюдает за действиями Кузьмича и тетки Агафонихи. 
Несмотря на то, что идёт война и на деревню периодически нападают немцы, жители деревни не поддаются панике, занимаются обыденными делами: люди пилят дрова, готовят еду, взрослые ухаживают за детьми, дети - за животными, иногда играют. 
Особых увлечений у Семки не было, но после нападения немцами на деревню у мальчишки появилась цель - найти то, что помечено на найденной в печке карте «крестом»: «На чердаке устроился у слухового окна и принялся исследовать содержимое. Под картой обнаружил тетрадный листок в клеточку. На нём какая-то схема. Сверху написано крупно: «Озёрки». Внизу выведены прямоугольники. От крайнего вверх ползла жирная черта-стрелка. Она уперлась в знак, который изображал дерево, потом свернула вправо и поползла в место, где значков, обозначающих деревья, было много. «Лес», — догадался Сёмка. Линия кончалась в глубине леса у кругляшка. Возле него слово: «Камень». Чуть повыше жирный крестик и снова слово: «Здесь». Мальчик предполагает, что находка важна для Красной Армии, но для него самое главное, чтобы его отец мог гордиться своим сыном. И смелый, сообразительный мальчишка делает всё для того, чтобы разгадать военную тайну. На следующий день Сёмка сбежал из дома, и их с Петькой довез до нужной деревни подводчик. Мальчики проявляют смекалку и решительность, они не падают духом, когда их поймали немцы... И вот ребята в нужном месте. Они начали копать, и в этот момент Петька вдруг осознал свою причастность к великому делу, и на наших глаза происходит преображение героя: он становится активным и собранным. Сёмка великодушно отнёсся к такой перемене друга, потому что понимал: неважно, кто быстрее и больше откопает, главное - принести найденное Красной Армии. Сёмка демонстрирует в этом эпизоде рассудок и сдержанность. Также мальчики проявили смекалку, когда обмотали найденное полковое знамя вокруг Петьки и не дали немцам обнаружить себя, после они предоставили знамя комиссару и вернулись домой. Писатель через данное произведение хочет донести до нас мысль о том, что нужно всегда начатое доводить до конца. Он показывает, как обычные мальчишки в нужный час становились собранными, целеустремлёнными, не боялись рисковать своей жизнью ради будущего Родины, ради общего блага.

.2. Сильная Лиля

(По повести М.П. Рыжовой "Лилькина война")

В специально написанной для детей повести "Лилькина война" Маи Петровны Рыжовой очень много автобиографического. Ее напечатали в газете "Вечерний Челябинск" в 2005 году, когда отмечался 60-летний юбилей Победы. Книгу читали по радио. В этом же году "Лилькина война" вышла отдельной книгой. Повесть Маи Рыжовой рассказывает о начале войны, о том, как люди выживали в те трудные годы, трудились, учились и мечтали о хорошей жизни, о встрече со своей семьей, с родиной, с ушедшими на войну родными и близкими. Мае Петровне Рыжовой пришлось пережить сполна все трудности войны. Война оставила такой след в ее памяти и душе, что не писать о ней Мая Петровна не могла.

Действие повести "Лилькина война" охватывает период с 22 июня 1941 года и до 1945 года. В центре внимания автора семья Саенко, проживавшая до войны в Киеве. Немцы стремительно наступали, и во время бомбежки Саенко пришлось срочно эвакуироваться из города. Бабушка Софья Адамовна и Лиля едут на Урал: «Поезд шёл на восток, к восходящему солнцу. По обе стороны от железной дороги простиралась тайга с мрачными хвойными лесами и светлыми берёзовыми перелесками. Было как-то непривычно тихо и спокойно…» Таковы первые впечатления переселенцев от Урала.

Главная героиня - девочка Лиля, которая во время Великой Отечественной войны оказывается на Урале и переживает тяжелое время вместе с уральцами. Она потеряла мать и братьев на станции, фашисты напали на станцию, и поезд вместе с родственниками ушел, а Лиля осталась на перроне с бабушкой. Девочка, несмотря на свой возраст, хоть и испугалась, все равно не стала поддаваться страху и пыталась сдержаться, бабушка ее поддерживала. «Лиля скользнула глазами к голове женщины, лежавшей на рельсах и увидела, что стало у нее вместе лица. И как-то сразу упала на бок. Колени подтянулись к животу, к горлу подступила тошнота, тело стало извиваться в судрогах. 
- Лиля, Лилечка, перестань, успокойся, - металась Софья Адамовна..» 
После случившегося Лиля почти перестала разговаривать, хоть и жили они с бабушкой у хорошей женщины Ксении Васильевны, куда еще не добрались немцы. Ее мысли были заполнены прошлыми воспоминаниями и ужасным настоящим. Девочка была слаба, иногда она плакала. Ксения Васильевна ее очень жалела и сочувствовала ей, и бабушка пыталась как-то помочь: «Вывести Лилю из такого состояния никто не мог. Ксения Васильевна была уверена, что со временем девочка успокоится и станет такой, какой подобает быть в детском возрасте». Доброта Ксении Васильевны, хозяйки дома, где разместились эвакуированные, позволяет беженцам обрести покой. Рассказывая о хороших людях, автор обращает внимание на сложные времена в их жизни, подчеркивает, что испытаний было немало, но душа их осталась чуткой к чужому горю.

Лиля на самом деле скоро «выздоровела», случилось это потому, что в их дом пришло другое горе: Ксении Васильевне пришли «похоронки» от родных. Лиля поняла, что до ее горя никому нет дела, и девочка осознала, что сейчас в ней нуждаются. Главная героиня стала помогать по дому, нянчиться с Сережей, пыталась всем помочь хотя по чуть-чуть. Горе, пришедшее в семью Ушаковых, очень повлияло на Лилю. «Вот уж, воистину клин клином вышибают», - думала бабушка. Ее внучка очнулась как будто от какого-то страшного сна. 
Автор показывает Лилю очень сильной внутренне девочкой, которая имела сострадание к людям: к Ксении Васильевне, к бабушке. 
К январю девочку отправили в школу. Лиле там все очень нравилось, но поначалу ее обижали слова ребят. Девочку называли «рыжей», «Лилькой выкуированной» и «Лилькой-уралочкой», но позже героиня поняла, что на это совсем не нужно обижаться. «Как-то незаметно Лиля подружилась с местными ребятами. Вначале их смешила речь украинской девочки. И она поначалу обижалась, а потом престала. Да и что толку-то сердиться, ведь все равно нужно учиться русскому языку», - успокаивала себя Лиля.
Вскоре девочка перестала ходить в школу, так как бабушка уже не могла сшить ей одежду, наступил неурожай и платить было нечем. Бабушка слабела. Мысли о том, что у Софьи Адамовны снова может случиться приступ инсульта, очень пугали девочку, она боялась остаться здесь, на Урале, совсем одна. Лиля отправила запрос, чтобы найти свою маму, но ответ долго не приходил. Но однажды Ваня Смирнов принес ей письма. Лиля было очень рада, она уже мечтала поскорее уехать отсюда и встретить свою маму и братиков, по которым так сильно скучала. 
И вот однажды Лиля и бабушка смогли уехать с Урала, но вся деревня помнила о Лиле, о том, какая она была добрая и веселая и как любила всем помогать. Ксении Васильевне стало грустно без девочки и Софьи Адамовны. Дом был будто совсем-совсем пустой. 
Через произведение «Лилькина война» автор пытается сказать и показать нам, что, несмотря на то, что дети могли находиться очень далеко от войны и фронта, их жизни все равно изменились. Война заставила Лилю повзрослеть, забыть прошлое и семью, заставила трудиться и помогать взрослым, заставила выживать без родных. Повесть называется "Лилькина война", потому что автор показывает, как Лиля всеми силами пыталась приблизить победу. Она изо дня в день работала в поле, получала продукты, шила одежду для людей, чтобы они не замерзли. Она стала очень трудолюбивой. У неё мало было сил, но она всячески пыталась что-либо сделать, чтобы окончилась война и она увидела своих близких. Мая Рыжова особо обращает внимание на то, что Лиля в юном возрасте делает гораздо больше, чем некоторые взрослые люди. Мы видим, как во время Отечественной войны работают дети не просто работают, они выполняют работу взрослых. Мария, которой исполнилось только пятнадцать лет работает трактористом, а Колька, которому «идёт всего - то двенадцатый, прицепщиком робит на тракторе». Молодые девушки работают на заготовке дров. Норма 3-5 кубометров на человека за смену. И ещё они выполняют спецзадание: отыскивают берёзы с прямыми стволами, без сучков, толщиной в два обхвата. Из этих деревьев получается отличная фанера для самолётов.

Война сплотила народ. Люди в тылу пытаются помочь армии любыми способами, ведь они хотят мирного неба над головой, спокойствия, хотят увидеть своих близких и родных.

Анализ рассказа М.П. Рыжовой "Тарелка супа"

Ещё одно произведение Маи Рыжовой произвело на меня сильное впечатление. В рассказе-были «Тарелка супа» писательница рассказывает о своем детстве. Повествование ведется от первого лица. Маша (так зовут героиню) рассказывает о том, как спала на перроне, когда ждала мать, стоявшую в очередях за хлебными карточками, у нее не было сил ходить, и девочка постоянно находилась в полуобморочном состоянии от голода: «А у меня было одно желание: лечь и не двигаться и ничего не добиваться. И мама стала оставлять меня на привокзальной площади или на перроне». 
Однажды на перрон, где спала девочка, прибыл поезд с людьми. Девочка подумала, что там может быть еда, она подала свою консервную банку мужчине на кухне поезда, и он налил ей что-то темное. Девочка подумала, что это суп, но оказалось - помои: «Я протягиваю одному из поваров свою баночку. Он, ругаясь, наливает мне из большого котла какой-то тёмной жидкости. Это что-то мутное, но вижу, что на поверхности плавает крошечный кусочек мяса. 
Я пью это варево, кусочек попадает мне на язык, и я ощущаю, что это - мыло. Обыкновенное хозяйственное мыло. Я плююсь и вижу, как повара смеются». 
Девочке было очень обидно от того, как поступили с ней повара, она задаётся вопросом: «За что с ней так?» Этот вопрос мучает героиню на протяжении всей её жизни.
На следующий день на том же перроне Маша встречает свою родственницу, которой удалось получить пропуск на поезд, чтобы уехать далеко, где нет войны. Девочка очень обрадовалась, ведь она подумала, что та родственница договорится с проводниками и в очень скором времени Маша со своей семьей окажется в безопасном месте, где все будет как раньше. «Боже мой, как хорошо, что мне встретилась Соня! Она увезёт нас отсюда в Киев. И я опять буду ходить в школу. А по выходным дням мы будем гулять по Владимирской горке, кататься на фуникулёре, там так красиво! И если мне мама будет давать деньги на завтрак, я не буду покупать на них семечки, а только хлеб. Много хлеба. Какой он вкусный, этот хлеб!..» - обо всем этом думала девочка, и действительно, Соня прибежала к ней обратно, но не с билетами, а с... тарелкой супа. Девочка очень разочаровалась, и все мечты, которые она успела выстроить в столь ранний срок, рухнули. Девочка выжила, через двадцать лет она уже со своей семьёй приехала в Киев и нашла Соню, чтобы поблагодарить за помощь и неравнодушие.

.3. Заядлые голубятники

(По повести Н.П. Воронова "Голубиная охота")

Почти все свое творчество известный Николай Павлович Воронов посвятил рабочей теме, людям труда. К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально написал для школьников. Одна из них - повесть «Голубиная охота», написанная в 1971 году. В произведении «Голубиная охота» рассказывается о жизни уральского посёлка и его жителей в начале Великой Отечественной войны. События разворачиваются около г. Магнитогорска. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой - обычный деревенский мальчишка-подросток, который очень любит голубей, как и его товарищи. Рассказчик живёт без отца: "Вот тогда и становилось обидно, что у Петьки столько всего: и голуби, и лошади, и отец, и старший брат, а ты — безотцовщина, и что мать и бабушка не разрешают заводить голубей, уповая на то, что барак против этого и что совсем плохо буду учиться". Герои живут в барачном посёлке: "А Петька почему-то растерялся и юркнул за угол барака. Балаганы, будки, сараи тянулись вдоль барака; между ними и бараком было расстояние длиной в телеграфный столб..." Барак — это временное, быстро возводимое, дешевое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное. То есть мы видим, что люди живут очень просто, небогато.Ради своего увлечения герой готов на многое: "Вечером я выцыганил у матери червонец. Пришлось пообещать, что в новом учебном году добьюсь хорошей успеваемости и дисциплины, что не буду камнями спугивать голубей с барачной крыши и переплывать пруд том месте, где ширина около двух километров". В повести говорится о взаимоотношениях подростков, о их познании мира. Герой свой паек хлеба делил с голубями. А когда на конный двор привозили жмых, мальчишкам – за помощь в разгрузке давали по плите жмыха – в семье и у голубей «наступал праздник»: «Для себя мы калили жмых на чугунной печной плите, а для них дробили в медной ступке».

Произведение ярко раскрывает тему военного детства мальчика, страстного любителя голубей. На наших глазах происходит становление нравственного облика подростка, познавшего преданность птиц, которые стали для него настоящими друзьями, и пережившего предательство людей. Гибель голубки, которой на глазах героя отрывают голову, – это и горе, и серьёзное испытание для героя. Герой избивает обидчика, но нанесённая ему нравственная травма всё-таки не делает его злее, а лишь служит очередным суровым уроком жизни. Ребята очень хотят помочь фронту, и ради этого готовы отдать самое дорогое, что у них есть, - голубей. Это произведение учит быть ответственным за свои поступки, держать данное слово, а также любви ко всему живому.

1.4. Воспоминания о военном детстве

(По рассказам Н.М. Ваторопиной)

Книга небольших рассказов Нелли Михайловны Ваторопиной, адресованных детям, говорит о военном детстве. Ее нельзя читать равнодушно. Детство писательницы пришлось на годы войны. Действие рассказа "Воронко" уносит нас в далёкую трудную зиму 1945 года.Единственным транспортным средством в селе была лошадка Воронко. Автор пишет: "Он был неутомим: исправно возил дрова для школы и для всей деревни, сено, картошку. Его запрягали, если кого-то нужно было отвезти по делам или в больницу в Шадринск". Хотя шла война, взрослые старались устраивать для детей праздники. Автор с благодарностью вспоминает коня Воронко, который катал ребятишек в Новогоднюю ночь, и за это его накормили вкусным овсом. Это был последний корм, и через 2 месяца лошади не стало от бескормицы и от тяжёлой работы. Невозможно читать без слёз рассказ "Конверт без адреса", в котором автор вспоминает о том, как по просьбе отца она сфотографировалась с бабушкой, и они ждали сообщение о новом адресе, куда отправить фото. Но вместо этого в их дом пришла похоронка...

Вывод

Прочитав художественные произведения о военном детстве моих сверстников, хочется отметить, что писатели каждый по-своему выразили художественный взгляд на происходящее.

Проанализировав образы главных героев, я отметила между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих детей войны похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый час – они показали, каким сильным и выносливым может стать маленький человек, когда он осознаёт, что борется за правое дело. Маленькие герои великой войны наравне со взрослыми приближали час Победы. В партизанских отрядах, на заводах в тылу, на фронте, в своих городах и сёлах.

Юные герои повестей и рассказов обладают твёрдым характером, они помогают русским солдатам в борьбе с фашизмом; дорожат званием пионеров, не боятся погибнуть смертью храбрых... В их честь сегодня названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…

Книги о войне - это литературные памятники погибшим в боях за родину. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Глава 2. Изучение уровня осведомлённости учащихся о книгах, повествующих о жизни и подвигах детей в годы войны

Мы решили выяснить, читают ли мои ровесники произведения о Великой Отечественной войне и детях войны, насколько их интересует данная тема. С этой целью провели анкетирование. Обучающимся были заданы следующие вопросы:

1. Назовите авторов художественных произведений, которые писали о Великой Отечественной войне.

2. Назовите уральских писателей, которые писали о войне и (или) детях на войне.

3. Назовите книгу о жизни детей во время или после войны, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.

Было опрошено 49 человек.

Получены следующие результаты:

По первому вопросу:

Пять человек назвали авторов художественных произведений, которые писали о Великой Отечественной войне: А.Твардовский, К.Симонов, В. Кондратьев, Б. Ручьёв, В. Катаев.

По второму вопросу:

2 человека назвали писателей Урала, которые писали о войне: Б. Ручьёв, М. Львов.

По третьему вопросу:

7 человек вспомнили рассказы А. Платонова "Никита", В.Распутина "Уроки французского", повесть В. Катаева "Сын полка".

Вывод: необходимо расширять знания по данному вопросу с целью развития познавательного интереса, воспитания уважения к истории, любви к родине. С целью устранения этих пробелов мы организуем проект "Читаю я и моя семья", итогом которого станет читательская конференция.

Заключение

Я познакомилась с произведениями уральских писателей, рассказывающими о жизни и подвигах детей на войне. При всей индивидуальности, непохожести произведений их объединяет одно: любовь к родине, тревога за её судьбу, раздумья о нелёгкой судьбе детей военной поры. Моё исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Прочитанные художественные произведения о военном детстве расширили мое представление о войне, вернули к трудным героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесников, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы.

2. Написанные о войне книги являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, оказаться в страшном аду нечеловеческих страданий, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны.

Из прочитанного я извлекла главный нравственный урок: повести и рассказы о военном детстве учат добру, человечности, справедливости. Я постараюсь достучаться до сердец моих одноклассников, заинтересовать их прочитанными произведениями.

Проведённая работа убедила меня в том, что исследование творчества писателей-земляков – интереснейшее занятие, которое является одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, т.к. способствует развитию в душе подростка любви к родине, познавательного интереса. Исследование жизни и творчества уральских писателей наполнило меня особым чувством уважения к творческому наследию и подвигу этих великих людей. Нам удалось выполнить поставленные задачи.

Перспективы данного исследования на 2019-2020 учебный год:

Организовать и провести читательскую конференцию "Дети и война" (по произведениям уральских и российских писателей).

Продолжить составление списка произведений о детях на войне уральских писателей (выбрать поэтические тексты).

Список литературы

Аношкин М.П. "Сёмкина находка": повесть.- Челябинское книжное издательство, 1962.

Ваторопина Н.М. "Воронко". "Конверт без адреса": рассказы. – www.proza.ru

Воронов Н.П. "Голубиная охота": повесть. – Электронная библиотека www.litmir.me

Рыжова М.П. "Лилькина война": повесть. - Челябинск, 2005.

Рыжова М.П. "Тарелка супа": рассказ.- Челябинск, 2005.

Капитонова Н.А. Литературное краеведение. Челябинская область. Третий выпуск / - Челябинск: АРАБИС, 2011.

Капитонова Н.А.  [Электронный ресурс] — ЧОДБ : Челябинск. — Режим доступа: http://chodb.uu.ru/site/index/podrost

Приложение

Список произведений писателей Урала о военном детстве

для детей среднего школьного возраста

Аношкин М.П. Повесть "Сёмкина находка".

Бажов П.П. Сказ "Чугунная бабушка"

Ваторопина Н.М. Рассказы "Воронко". "Конверт без адреса".

Воронов Н.П. Повесть "Голубиная охота".

Гершуни С.М. "Жучка-СИТ"

Занадворов Г.Л. Рассказ "Была весна"

Комаров Л. С. Повесть "За горами, за лесами"

Рыжова М.П. Повесть "Лилькина война".

Рыжова М.П. Рассказ "Тарелка супа".

Просмотров работы: 409