Фразеологический зоосад. Зооморфизмы

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фразеологический зоосад. Зооморфизмы

Перминова А.В. 1Каширина Э.Д. 1
1МБОУ Голицынская средняя общеобразовательная школа №2
Копцева В.И. 1
1МБОУ Голицынская средняя общеобразовательная школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель данной исследовательской работы: изучение фразеологизмов с названиями животных, использование их в речи.

Фразеология – кладезь мудрости. Часто, чтобы более точно и ярко выразить свои мысли, эмоции мы используем фразеологизмы. Тема русской фразеологии интересна, обширна, увлекательна, а для учеников ещё и актуальна. Принимая участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, они часто сталкиваются с заданиями, связанными с фразеологическими оборотами.

Объект исследования – фразеология русского языка

Предмет исследования – русские фразеологизмы, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных.

Гипотеза исследования – предположим, что данные фразеологизмы позволяют не просто познакомиться с каждым животным, но и перенять мудрость предков, нажитую веками взаимодействия человека и природы

Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников, опрос, беседа, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в процессе изучения русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности и для подготовки к олимпиадам.

Результатом проведения исследовательской работы стало достижение поставленной цели: в ходе исследования собрана, изучена, систематизирована и изложена информация о большой группе фразеологизмов о животных.

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4-5

Основная часть

1.Что такое фразеологизмы, зооморфизмы? ..........................................………6

2. Происхождение фразеологизмов с названиями животных ………………6-8

3. Классификация зооморфизмов……………………………………………8-10

4. Анкетирование «Знаем ли мы фразеологизмы?» ………………………10-11

Заключение …………………………………………………………………….11-12

Список использованных источников…………………………………..............13

Приложения ……………………………………………………………………14-15

 

Введение

Фразеология – кладезь мудрости. Часто, чтобы более точно и ярко выразить свои мысли, эмоции мы используем фразеологизмы.

Все народы имеют поговорки, пословицы, просто метафоры, в которых каким-то образом фигурируют животные. Фразеологический оборот понятен каждому носителю языка и его смысл не требует дополнительных объяснений, что характеризует фразеологизмы как хранителей опыта предыдущих поколений, всей нации и ее культурного наследия.

Каждый язык имеет свой словарь фразеологизмов, что говорит, в первую очередь, о желании украсить свой язык, сделать его более ярким и выразительным. Именно с помощью фразеологизмов человек красочно и ярко выражает свое отношение к миру, с помощью слов реализует представление мира, рожденное воображением.

Множество фразеологизмов существует в речи с давних времен. Они не только несут в себе историю разных стран, но и являются показателями этапов развития всей языковой системы.

Помимо значимости языковой, фразеологические единицы также помогают нам лучше понять как историю человечества, так и сущность мира, его окружающего.

В наше время фразеологизмы мало используются современными школьниками. Это неправильно, ведь главное их предназначение – сделать нашу речь точной, яркой и образной. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей дети перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием изъясняться, но и даже грамотно писать. Тема русской фразеологии интересна, обширна, увлекательна, а для нас и наших одноклассников ещё и актуальна. Принимая участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, мы сталкивались с заданиями, связанными с фразеологическими оборотами.

Нам захотелось разобраться в вопросе, какие в русском языке есть фразеологизмы с названиями животных.

Целью данного исследования является изучение фразеологизмов с названиями животных, использование их в речи.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1.Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах.

2.Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.

3.Выделить фразеологизмы, в состав которых входят  названия  животных.

4.Проанализировать данные фразеологизмы.

5.Классифицировать языковой материал.

6.Провести анкетирование.

Для достижения поставленных задач мы определили следующие методы:

- изучение литературы, выборка фразеологизмов с названиями животных из словарей;

- изучение интернет-источников;

- анкетирование;

-анализ, сравнение и обобщение результатов.

Объект исследования: фразеология русского языка.

Предметом исследования являются русские фразеологизмы, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных.

Гипотеза: считаем возможным предположить, что данные фразеологизмы позволяют не просто познакомиться с каждым животным, но и перенять мудрость предков, нажитую веками взаимодействия человека и природы.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе изучения русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности и для подготовки к олимпиадам.

Основная часть

1. Что такое фразеологизмы, зооморфизмы?

Фразеологизм – это устойчивое и неделимое словосочетание, которое имеет переносное значение и не вытекает из смысла составляющих его слов. Во фразеологизмах слова приобретают особое значение, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. А также нужно знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.

Фразеологизмы с названиями животных являются одной из самых многочисленных и внутренне разнообразных групп фразеологического фонда и отражают многовековые наблюдения человека над внешним видом и повадками животных.

Фразеологизмы с названиями животных часто называют зооморфизмами.

Зооморфизмы во фразеологии имеют ряд отличительных особенностей: 
1.Это устойчивые словосочетания, содержащие прямое наименование животного. 

2.Они всегда имеют переносное значение «человек». 
3.Зооморфизм несет в себе оценку действий или поведения человека. 

2. Происхождение зооморфизмов.

Каковы же предпосылки для возникновения зооморфизмов? Чем руководствовался человек, создавая их?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, надо сделать небольшое отступление. Каждый человек обладает воображением, причем, не важно, живет ли он сегодня или жил много тысяч лет назад. Без воображения невозможно выполнить даже простейшей операции, ведь для этого, по крайней мере, надо представить, что хочешь выполнить, и как будешь выполнять. Поэтому воображение играет очень важную роль в жизни человека и помогает не только выполнять обычную работу, но и придумывать что-то новое. 

Животные всегда окружали человека. Наши далекие предки наблюдали повадки животных, рыб, насекомых, а затем переносили эти наблюдения на людей, наделяя их соответствующими характеристиками. Так возникло немало выражений, основанных на подобных наблюдениях: держать ушки на макушке – «быть очень внимательным»; держать кого-то под крылышком – «оберегать кого-то»; заметать следы – «скрывать следы чего-то нехорошего»; поджимать хвост – «трусить»; держать хвост трубой– «не унывать»; хлопать ушами – «быть рассеянным»; вертеться под ногами – «мешать своим присутствием» и т. д.

При рассмотрении фразеологизмов, нужно отметить, что очень часто людей сравнивают с животными по их поведению, внешности. Здесь хорошо просматриваются такой стилистический прием, как метафора – «перенос названия одного предмета на другой на основе какого-либо сходства». В ее основе лежит сравнении. Большинство наименований животных стали устойчивыми метафорами, обозначающие качества и свойства человека. Например: лиса – «льстивый, хитрый, человек», гусь – «о глуповатом или ненадежном человеке», медведь – «о человеке медлительном», петух – «о задиристом человеке» и т.п.

Наблюдая за животными люди стали приписывать им человеческие качества, такие как жадность (волк), хитрость (лиса), трусость (заяц) и др. Постепенно животные стали символизировать эти качества.

Фразеологизмы со словами, называющими домашних животных, многочисленны, так как человек с древних времен тесно «общался» с этими животными, использовал их в сельском и домашнем хозяйстве. Чаще всего в зооморфизмах большинства стран мира употребляются названия «кошка», «корова» и «собака». В русской фразеологии представлены собака (пес), кошка – кот, корова – бык, лошадь (конь), кобыла – жеребец, мерин; коза – козел, овца – баран, свинья, осел и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что зооморфизмы являются словесным отражением совместной деятельности человека и окружающих его животных, а также результат наблюдения за природой и фауной. Поэтому данная сфера языка представляет высокий интерес для изучения животных. Ведь знание зооморфизмов не только сделает речь более богатой и яркой, но и даст понимание животных и их особенностей.

3. Классификация зооморфизмов.

Все фразеологизмы с названиями животных можно разделить на несколько групп по значению:

– домашние животные (телячий восторг, кошки на душе скребут)

– дикие животные (волк в овечьей шкуре, медведь на ухо наступил)

– птицы (как с гуся вода, курам на смех)

– рыбы (биться как рыба об лед, как рыба в воде)

– насекомые (как сонная муха, комар носа не подточит)

Можно сгруппировать фразеологизмы по следующим темам:

Фразеологизмы про труд, усталость и сон

работать как вол

устал как лошадь

спит как сурок

Фразеологизмы про глупость

как баран на новые ворота

пускать козла в огород

доходит как до жирафа

Фразеологизмы про жадность

дорваться как волк до падали

как медведь до меда

Фразеологизмы про трусость

заячья душа

как крысы с тонущего корабля

несётся как перепуганный олень

Фразеологизмы про неопрятность

свинья грязь найдет

посади свинью за стол

Фразеологизмы про хитрость, вранье, небылицы

волк в овечьей шкуре

врет как сивый мерин

сказка про белого (серого) бычка

Фразеологизмы про неумелых

как корова на льду

как слон в посудной лавке

медведь на ухо наступил

Фразеологизмы про полезное и бесполезное

с паршивой овцы хоть шерсти клок

не в коня корм

как с козла молока

Фразеологизмы про наказание и покорность

свернуть в бараний рог

выдрать как Сидорову козу

сидеть тихо как мышь

Фразеологизмы про аппетит

готов съесть быка

волчий аппетит

голодный как волк

Можно рассмотреть следующую классификацию. Фразеологизмы с названиями животных отражают:

- физические качества, возможности:

сильный (выносливый) как лошадь, слабый как цыпленок, плавает как рыба, зоркий как рысь, нюх как у собаки, ловкий как обезьяна и др.;

- внешний облик:

черный как ворон, козлиная бородка, осиная талия, сухой как вобла, с гулькин (воробьиный) нос, толстый как боров и др.;

- психические качества (черты характера):

упрямый как осёл, уперся как баран, задирист как петух, назойлив как муха, угрюмый как бирюк и др.;

- интеллект:

глуп как сивый мерин, хитрый как лиса, это и ежу понятно и др.;

- повадки, умения, навыки:

трещит как сорока, галдят как галки, нем как рыба, повторять как попугай и др.


4. Анкетирование «Знаем ли мы фразеологизмы?»

С целью привлечения внимания к теме нашего исследования, мы провели анкетирование «Знаем ли мы фразеологизмы?» В опросе принимали участие ученики начальной школы (3-4 классы), средней школы (6-7классы) и родители наших одноклассников.

Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм (Приложение 2). Полученные показатели позволяют сделать следующие выводы:

В отличие от родителей дети реже используют фразеологизмы в повседневной жизни. Только 42% опрошенных учеников употребляют фразеологизмы, а среди родителей таких 65%.

Новые фразеологизмы и их значение ребята чаще всего узнают на уроках (34%), из Интернета (22%) или от родителей (27%).

Ученики начальной школы смогли назвать только 12 фразеологизмов, упомянув в них 9 различных животных, ученики среднего звена назвали 37 фразеологизмов, упомянув в них 28 животных. А наши родители назвали 54 фразеологизма с 30 разными животными. Делаем вывод: жизненный опыт способствует увеличению словарного запаса, ребятам чаще нужно общаться со взрослыми.

Информация, найденная нами в дополнительной литературе, подтвердилась: участники анкетирования чаще всего упоминали таких животных как кошка, рыба, курица, а также собака, гусь, муха, ворона, баран. Лидером во всех возрастных категориях стал фразеологизм «как кот наплакал», его назвали 17% опрошенных.

Ученикам было предложено объяснить значение 12 фразеологизмов. Большинство опрошенных понимают значение следующих фразеологизмов: «волчий аппетит», «как кот наплакал», «считать ворон», «как корова на льду», «как баран на новые ворота», «как слон в посудной лавке». К сожалению, не все ребята знают значение таких фразеологизмов: «как с гуся вода», «комар носа не подточит», «играть в кошки-мышки», «как курица лапой», «лить крокодиловы слезы». Это обусловлено тем, что ребята мало читают художественную литературу.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что фразеологизмы являются прямым отражением жизни человека и всего, что его окружает. Зооморфизмы относятся к той категории фразеологических единиц, которые несут в себе особый символизм. Разные животные обозначают разные пороки и добродетели людей: трусость, жадность, трудолюбие, хитрость и другие. Так животные стали символически отражать человеческие качества, а впоследствии, в речи образовалась определенная категория фразеологизмов – зооморфизмы, ставшие неотъемлемой частью современного русского языка.

Каждый народ стремится обогатить свой язык, развить его, сделать выразительнее и ярче с помощью воображения, который рождает новые образцы словотворчества, к которым относятся и фразеологизмы. Именно они помогают людям выразить свое отношение к миру и окружающим его явлениям, истории и мифологии, животному миру.

Зооморфизмы - результат наблюдений и взаимодействия человека и природы, человека и окружающих его животных, птиц и других представителей фауны. Поэтому данная область фразеологии представляет большой интерес для изучения животных. Ведь знание зооморфизмов не только сделает речь более яркой и богатой, но и даст понимание животных и их особенностей.

   Мы считаем, что фразеологизмы надо изучать, сохранять, использовать в речи, так как они приобретают характер культурного наследия и могут стать объектом специального изучения. Нельзя допустить, чтобы все технические новшества вытеснили фразеологизмы, присущие народной культуре, из речи.

Именно они позволяют передать эмоции, неоднозначность высказывания, особую прелесть живого общения, а знание зооморфизмов не только сделает речь более яркой и богатой, но и даст понимание животных и их особенностей. 

В своей работе мы собрали, систематизировали и изложили информацию о большой группе фразеологизмов о животных. В результате удалось выяснить их значение с помощью различных источников: словарей, справочников, Интернета. Цель достигнута, задачи исследования выполнены, гипотеза подтвердилась.

Благодаря этой работе мы пополнила свой словарный запас, узнали много нового о фразеологизмах и получили от этого огромное удовольствие.

Список использованных источников

Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление.– М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА.,2015

Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 2016

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.-3-е изд., перераб..-М.:Просвещение, 1994

Кирсанов.а А.Л. Толковый словарь крылатых слов и выражений. М.: «Марткин», 2016

Мельерович А.Н. Фразеологизмы в русской речи. М.: «Русские словари», 2016.

Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. - СПб.: Спец. литер., 2016.

«Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Русский язык/ Авт. В.В.Волина-М.: ООО «Издательство АСТ», 1997

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Вопросы для анкетирования

1.Как часто в повседневной жизни вы используете фразеологизмы?

2.Откуда ты узнаешь новые фразеологизмы?

3.Назовите фразеологизмы, в которых встречаются названия животных.

4.Объясните значение следующих фразеологизмов: как кот наплакал, волчий аппетит, как корова на льду, как слон в посудной лавке, считать ворон, как курица лапой, как баран на новые ворота, лить крокодиловы слезы, играть в кошки-мышки, медведь на ухо наступил, как с гуся вода, комар носа не подточит.

Приложение 2. Результаты анкетирования

Просмотров работы: 106