Мир красок в рассказах Т.Н. Толстой о детях

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир красок в рассказах Т.Н. Толстой о детях

Кольцова Е.М. 1
1ГБОУ СОШ №4 г. Чапаевск Самарской области
Гвоздева О.А. 1
1ГБОУ СОШ №4 г. Чапаевск Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Феномен цвета, цветовосприятие и цветовидение, названия цветов, цветовая символика пользуются повышенным вниманием представителей разных наук. Именно междисциплинарный подход представляется наиболее перспективным в рассмотрении и описании цветовой модели мира.[8, 37]

Цвет является значимым компонентом пространства художника слова, поэтому анализ цветосемантики, цветописи, светописи помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора.

Каждый писатель рисует по-своему. Неповторима и та гамма цветов, которую он использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету – образному определению предмета. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.

Настроение автора играет роль цветового фильтра: под его воздействием один и тот же предмет может оказаться и «алым», и «красновато-красным», и «грязно-красным». Внимательно присмотреться к цветовым эпитетам - значит глубже понять писателя, его внутренний мир.

В своей работе мы предприняли попытку проанализировать мир красок, обратившись к рассказам Т.Н.Толстой о детях.

В ходе работы столкнулись с серьезными трудностями: нам удалось обнаружить небольшое количество литературоведческих исследований, способных помочь, слишком различны существующие интерпретации. Одни литературоведы утверждают: «Толстая – прямая наследница великой русской литературы, и прежде всего ее высочайшей морали и искренности, ее любви к каждому простому человеку». [2,163] Другие уверены, что ее творчество сосредоточено на замкнутости в своем эгоизме личности, «которой мир враждебен или, по крайней мере, не нужен». [7,38]

Цветовая картина мира Т.Н. Толстой не входила в исследовательское поле лингвистов как самостоятельный предмет изучения и не получала достаточного освещения. Это и определяет актуальность нашей работы.

Предмет исследования – слова и словосочетаний, которые выражают цвет.

Материал исследования – тексты рассказов Т.Н. Толстой о детях: «Свидание с птицей», «Женский день», «Любишь – не любишь». Результатом обработки материала является картотека (включающая 104 примера, содержащих наименования 18 цветов и оттенков), составленная по результатам сплошной выборки из анализируемых рассказов.

Цель настоящего исследования: предпринять попытку комплексного описания цветовой картины мира Т.Н. Толстой.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выделить совокупность слов, используемых Т.Н.Толстой для обозначения цвета.

2. Выявить наиболее частотные цветовые наименования в рассказах Т.Н. Толстой о детях.

3. Определить, какую роль играет мир красок в передаче настроения и мировосприятия автора.

4. Провести эксперимент среди учащихся 9 – 11 классов, используя прием цветослова.

Методы исследования: анализ, обобщение, эксперимент, статистический метод.

Практическая ценность работы состоит в том, что материалы работы, результаты и выводы могут быть использованы на уроках литературы. Исследование может быть продолжено на материале других рассказов Т.Н. Толстой.

Обзор литературы. В ходе проведения исследования мы обращались к статьям журнала «Литература в школе», «Звезда» посвященным творчеству Т.Н. Толстой, книге Вуколова Л.И. «Современная проза в выпускном классе», проанализировать рассказ «Свидание с птицей» нам помог мифологический словарь под редакцией Е.М. Мелетинского.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется предмет исследования, формулируются цель, задачи, отмечается практическая значимость работы.

Глава I посвящена анализу научных оснований и литературы по проблематике исследования, в ней приводятся результаты практической работы: созданию цветослова к рассказам Т.Н. Толстой.

В главе II рассматривается мир красок в рассказах Т.Н.Толстой о детях.

В заключении подводятся основные выводы и результаты исследования.

Глава I

1.1 В русской национальной цветовой картине мира, по классификации Р.М. Фрумкиной, присутствуют 12 основных цветов: кроме традиционных семи цветов радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), выделяются три ахроматических цвета (белый, чёрный, серый), а также розовый и коричневый.[10,68] Ахроматический цвет – цвет, лишённый цветового тона в смысле восприятия. Названия цветов “белый”, “серый” и “чёрный” обычно используют для характеристики прозрачных, бесцветных или нейтральных объектов. [10,164] Хроматический цвет – цвет, обладающий воспринимаемым цветовым оттенком.

Читая рассказы Т. Толстой о детях, мы обратили внимание на то, что все они цветные. Мир полон красок, полутонов. Здесь есть, о чем поразмышлять. Из трех рассказов выписано 104 цветовых эпитета.

Критики П. Вайль и А. Генис утверждают, что именно рассказы о детях являются источником всего творчества Т. Толстой. [3,147] Т.Толстая, удивительно привлекательна своей манерой письма. Словно противопоставляет большому и безнадежно необъяснимому, часто враждебному миру там, снаружи, свой, внутренний мир, где жизнь организована по законам детской игрушки. Кажется, очень не случайно ее рассказы ведутся или от лица детей («Свидание с птицей», «Самая любимая», «На золотом крыльце сидели»), или от тех, кто до конца не стал взрослым («Ночь», «Женечка», «Петерс»). Рассказы Т. Толстой – какой-то очень тонкий милый вид ухода в свой, особый, выдуманный мир от этой пошлой будничной повседневности.

В ходе работы мы предложили учащимся 9 – 11 классов (56 человек) принять участие в эксперименте, используя такой прием изучения текста художественного произведения как цветослово.

Цветослово – это выражение возникших после прочтения стихотворения или прозаического произведения чувств, мыслей, эмоций через цвет. [10,35]

Учащимся было предложено нарисовать цветослово к рассказам Т.Н.Толстой «Свидание с птицей», «Женский день», «Любишь – не любишь»: во время прочтения учителем рассказов (учащиеся, участвующие в исследовании, не были с ними знакомы) необходимо было фиксировать изменения цветовосприятия.

Были получены следующие результаты:

Учащиеся воспринимали текст на слух, у них не было возможности произвести количественные подсчеты цветообозначений, однако проведенное исследование текста показало приблизительное совпадение цветовосприятия и цветообозначения.

Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

Цвет является значимым компонентом пространства художника слова.

Анализ цветописи помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию автора.

Цветослово помогает усилить эмоциональное воздействие литературного произведения.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на различное видение мира, цветослово и цветообозначение приблизительно совпадает.

Глава II

2.1 В своих произведениях Т. Толстая создаёт собственное художественное пространство, которое представляет собой фрагмент индивидуальной картины мира. Цветовая картина мира – это значимый фрагмент картины мира писательницы, помогающий проникнуть в ее философско-мировоззренческую концепцию. Попытаемся внимательно присмотреться к миру красок в рассказах Т.Н. Толстой.

В рассказе «Женский день» названо 7 цветов, которые упоминаются 26 раз:

Цвет

Количество употреблений

Ахроматические цвета

белый

3

черный

4

серый

1

Основные цвета

красный

6

оранжевый

0

желтый

4

зеленый

0

голубой

0

синий

3

фиолетовый

0

Другие цвета

коричневый

5

Соотношение ахроматических цветов и собственно цветов — 8:18.

Цветовая палитра тяготеет к теплой гамме за счет преобладания красного и коричневого цветов. В создании цветовой картины Т.Н. Толстая активно использует черный цвет. Особенностью картины мира писательницы в рассказе «Женский день» является отсутствие оттенков цвета.

Чёрная школьная зима, коричневые стены, красная лента… «У нас дома восьмое марта презирали: считали государственным праздником. Государственное - значит принудительно - фальшивое…» Государственное - это «Чёрная школьная зима», стены у него коричневые, тоскливые, и одежду тоже нужно носить коричневую, чтобы не отличаться от стен». Государственному противостоит милое домашнее, ежедневно унижаемое, подавляемое. Должен быть чёрный бант в косе – «как государственная ночь» [6,12], а мама заплела красную ленту. «Красная позорная лента – развратная лента, женская лента – невидимо горит у меня на спине кленовым листом, бубновым тузом, огненной отметиной» [6,13]. Недопустимо приносить в «коричневую глухую тюрьму» милый «домашний цветок»! «Надо», «мы должны» «выбирать не приходится»… эти слова давят на ребёнка, и он подчиняется правилам, убивая в себе неугодное свободное начало.

«Жёлтое небо на влажном западе» и дом, высящийся «серой громадой». Это краски финала рассказа. Жёлтое небо угасает, «наливается тьмой, сгущается». Остаются холод, почерневший снег. Ребёнок плачет, но «подбирает себя» и шагает «в кошачью тьму парадной» [6,14]. Поражает настойчивое повторение слова «тьма». Не случайно при создании цветослова у учащихся преобладал черный цвет.

Обратимся к рассказу «Свидание с птицей». В нем названо 10 цветов, которые упоминаются 41 раз:

Цвет

Количество употреблений

Ахроматические цвета

белый

6

черный

18

серый

0

Основные цвета

красный

4

оранжевый

0

желтый

1

зеленый

2

голубой

1

синий

2

фиолетовый

0

Другие цвета

коричневый

0

розовый

2

серебряный

3

золотой

3

рубиновый

1

изумрудный

1

Оттенки цвета

ярко-черный, смутно-белый, сливочный

Соотношение ахроматических цветов и собственно цветов — 24:41.

Среди ахроматических цветов опять преобладает черный цвет.

Совершим небольшую прогулку по реальному и сказочному миру, в котором живёт мальчик Петя. Видение ребёнка избирательно. Оно выхватывает из тысяч окружающих мелочей понятное и чем-то особенно близкое, родное: маму, стоящую на деревянном крылечке; песочные башни, заросли крапивы, дождевую бочку, брата Ленечку.

Большой мир, раскинувшийся за пределами двора, пока ещё скрыт за «вершинами тёмных древесных холмов». Однако Петя прекрасно обходится без него, замещая неведомое яркими сказочными образами, почерпнутыми из книг и рассказов взрослых. Пейзаж предельно конкретен, и всё-таки есть в нём одна примечательная «отвлечённая», поэтическая деталь – услышанный мальчиком судорожный, печальный вздох умершего дня. Так автор намечает развитие «романтической» линии в характере персонажа.

Причудливое слияние автора и героя проявляется не только в приведенном примере, а на всем протяжении повествования. Взрослые не способны в полной мере понять мыслей и чувств ребёнка, да и говорят на совершенно другом, « взрослом» языке. В воображении героя и «белые дворцы с изумрудными чешуйчатыми крышками», и «прозрачные зелёные океанские волны».

« В мир и покой в кругу света на белой скатерти входит черный цвет». Он связан с появлением в рассказе дяди Бори, маминого брата. Герой комментирует « … мы его не любим» [6,123]. У него чёрная борода (повторяющаяся деталь), и он «хочет всё испачкать», все время «лезет в душу», выпытывает: «Опять ходил к своей сомнительной приятельнице?»[6,124]

- О ком идет речь? Речь идет о Тамиле – «заколдованной красавице с волшебным именем».

Обратим внимание на различия в описаниях двух самых любимых для Пети людей – мамы и Тамилы. Портрет мамы крайне скуп, лишен индивидуальных черт. Она олицетворяет все самое привычное, сливаясь с теплом, светом, домом, дарит ощущение безопасности, неуязвимости. С ней окружающий мир кажется вечным и безмятежным. Даже болезнь дедушки не воспринимается как что-то не поправимое. Иное дело Тамила ее портрет пестрит деталями: «Она раскачивалась на черном кресле-качалке в ярко-жёлтом халате, нога на ногу, наливала себе и чёрной бутылки, и веки у нее были черные и тяжёлые, а рот красный. Мячик лежал у ее ног, у расшитых цветами тапочек. Она качалась взад-вперед, и синий дымок поднимался из ее позванивающего мундштука, а на халате был пепел». [6,128] Преобладание черного цвета в сочетание с красным символично. Искушенного читателя такая палитра непременно насторожит, заставит задуматься: к силам зла или добра принадлежит эта героиня?

Тамила рассказывает Пете о необычных птицах.

В разговоре с Петей Тамила упоминает и ещё один мифологический персонаж – птицу Финист (искаженное гр. слово феникс). Ссора Тамилы с этой птицей свидетельствует о невозможности для неё «возродиться из пепла». Героиня духовно мертва, оторвана от мира. Поэтому в её словах об охранном кольце с серебряной жабой, якобы не позволяющем ей рассыпаться в прах, не только вымысел, но и аллегория: мечты продлевают бессмысленное существование, похожее на сон заколдованной принцессы.

Такое впечатление, что в образе Тамилы столкнулись два мира – яркий, чистый мальчишеский и мрачный, тёмный.

С Тамилой в жизнь Пети врывается не только фееричный сказочный мир, но и мир реальный, несущий вместе с радостью первооткрытий горечь потерь, неизбежность смерти.

Хорошо Пете гулять с мамой над озером, любоваться садящимся солнцем, видеть, как «высоко над землёй золотятся красные шишки». Вот какой этот мир – красочный, полный чудес и красоты! Мальчик мечтает о том, как он будет жить с Тамилой в большой комнате с китайскими розами, строить парусник и слушать её рассказы и «всё разумное, скучное, привычное – всё остаётся по ту сторону заросшей цветущим кустарником ограды» [6,134].

Кульминацией рассказа является описание тревожной дождливой ночи. Пете снится, что он бродит по подземным переходам, по лестницам, по коридорам метро и не может найти выхода. Этой ночью умер дедушка. Но Петя уверен, что Тамила волшебница, она сможет всё исправить! Мальчик «бросился» к ней, задел на ходу какой-то столик, нагнулся, «ощупью нашарил и помертвел: кольцо с серебряной жабой, охранное Тамилино кольцо, валялось на полу» [6,141]. А в комнате на кровати в полутьме заметил «черные спутанные волосы разбросаны по подушке, черный халат на табуретке». Как много чёрного! Вскочил дядя Боря, «борода вверх, волосы всклокочены». Петя задрожал, заплакал, убежал, потом «привык, затих».

Сон главного героя символичен. Он предвещает последующие события рассказа, включая финал. Надо всем здесь витает образ смерти, страха перед жизнью с её противоречиями, «лабиринтами». «Билетом» (пропуском) в гармоничную жизнь видится мальчику бессмертная мечта, не ведающая преград. Однако мечта оказывается подделкой, «чёрным казначейским билетом», связанным одновременно с дядей (он даёт мальчику рубль для покупки хлеба и сигарет) и Тамилой.

Цветовая гамма в финале меняется. Автор рассказов «Женский день» и «Свидание с птицей» заставляет нас почувствовать: недопустимо позволить тени подчинить себе человека! Неправильно, когда яркость и красота подавляются, а тёмное – торжествует!

2.3 В рассказе «Любишь – не любишь» названо 8 цветов, которые употребляются 34 раза:

Цвет

Количество употреблений

Ахроматические цвета

белый

5

черный

10

серый

1

Основные цвета

красный

8

оранжевый

2

желтый

0

зеленый

3

голубой

0

синий

0

фиолетовый

0

Другие цвета

коричневый

2

золотой

3

Соотношение ахроматических цветов и собственно цветов — 16:18. Из ахроматических цветов преобладает черный. Цветовая палитра тяготеет к теплой гамме.

Мир полон красок: коричневый оренбургский платок, красный ночник, золотой паркет, светлый воздух, темная городская зима и атласный цвет. Это «если послюнявить красный, он дает особенно гладкий, атласный цвет». [6,152] Здесь есть над чем поразмышлять!

В рассказе «Любишь – не любишь» Т.Толстая передает свои представления о драматизме бытия через восприятие шестилетнего ребенка. Доминантной опять становится тема детства, которая реконструируется последовательно и обстоятельно, фиксируются состояния болезни, страха, любви-ненависти. «В груди вертится колючий шар, и невысказанные слова пузырятся на губах, размазываются слезами». «Не раз и не два сорокоградусные гриппы закричат, застучат в уши, забьют в красные барабаны, обступят с восьми сторон и, бешено крутя, покажут кинофильм бреда»… [6,153] Мир детства прозрачный и хрупкий как стекло. И как в калейдоскопе он то складывается в разноцветные картинки, то, разбиваясь, разлетается на мелкие осколки.

В отстраненных описаниях или рассуждениях, отражающих детскую точку зрения, отчетливо выделяется граница между «своим» и «чужим» миром. «Чужой» мир представляется ребенку холодным и враждебным, черным «свой» — согрет теплом любимой няни.

Мифологические и сказочные образы, возникающие в сознании ребенка, отражают оба мира, которые противопоставлены в тексте, и упорядочивают их. В образной системе рассказа воссоздана картина мира ребенка, обладающая жесткой противопоставленностью оценок и неожиданно «воскрешающая» элементы мифопоэтического мышления: «Днем Змея нет, а к ночи он сгущается из сумеречного вещества и тихо-тихо ждет: кто посмеет свесить ногу?.. Комнату сторожат и другие породы вечерних существ: ломкий и полупрозрачный Сухой, слабый, но страшный, стоит всю ночь напролет в стенном шкафу, а утром уйдет в щели. За отставшими обоями — Индрик и Хиздрик...»[6,158]

В общем пространстве текста соотносятся и вступают в диалог мир, связанный с образом «любимой няни Груши», и мир, соотнесенный с образом Марьиванны, которую девочка ненавидит: «Маленькая, тучная, с одышкой, Марьиванна ненавидит нас, а мы ее. Ненавидим шляпку с вуалькой, дырчатые перчатки, сухие коржики, «песочное кольцо», которыми она кормит голубей, и нарочно топаем на этих голубей ботами, чтобы их распугать».[6,161]

Любимая няня Груша «никаких иностранных языков не знает», с ней связан мир сказок и преданий, а также воспринимаемый народным сознанием мир Пушкина и Лермонтова: «Пушкин её [няню] тоже очень любил и писал про нее: «Голубка дряхлая моя!» А про Марьиванну он ничего не сочинил. А если бы и сочинил, то так: «Свинюшка толстая моя!» [6,161] Мир, связанный с образом Марьиванны, носит более развернутый и сложный характер.

Включенные в текст рассказа стихотворения дяди Жоржа объединяет общий для них мотив смерти, который по-разному преломляется в них (слова кладбище, плаха и топор в первом стихотворении, три дырки впереди в камзоле капитана во втором, наконец, смертный фиал, похоронная процессия, и траурная скрипка в последнем). С образом повесившегося дяди Марьиванны связаны образы «сумрачных глубин» и «тьмы», в то же время он взаимодействует с образом «злого чечена», который выступает как его модификация-метаморфоза: «Сгинь, дядя!!! Выползешь ночью из Карповки злым чеченом, оскалишься под луной...» [6,160]

В финале рассказа концентрируются слова семантического поля «смерть», развивающие сквозной мотив последнего стихотворения дяди Жоржа, но с темой смерти связана уже Марьиванна: «Смертной белой кисеей затягивают люстры, черной зеркала. Марьиванна опускает густую вуальку на лицо, дрожащими руками собирает развалины сумочки, поворачивается и уходит, шаркая разбитыми туфлями, за порог, за предел, навсегда из нашей жизни..»

Два мира, связанные с образами няни и Марьиванны, вступают в рассказе в диалог. Их оппозиция основана на нескольких признаках: «свет — тьма», «тепло — холод», «жизнь — смерть».

Маленькая героиня любит няню Грушу и ненавидит «глупую, старую, толстую, нелепую» Марьиванну, но при этом страдает от ее неприязни. Оказывается, однако, что другая девочка нежно любит это «посмешище» и именно в ней видит свою «дорогую нянечку»: «И смотрите эта туша, залившись слезами и задыхаясь, тоже обхватила эту девочку, и они чужие/ — вот тут, прямо у меня на глазах, обе кричат и рыдают от своей дурацкой любви!Это нянечка моя!» [6,162] Любящая же эту девочку Марьиванна, в свою очередь, страдает от нелюбви к ней героини, которую не понимает.

Любимой нянечкой в результате называется в рассказе и Груша, и «нелепая» Марьиванна. Перекличка ситуаций и совпадение наименований (нянечка моя), казалось бы, противопоставленных персонажей возвращает к цитатному заглавию «Любишь — не любишь», подчеркивающему непредсказуемость и субъективность чувства, независимость любви от законов логики.

Внешний мир в рассказах Толстой часто груб. Порой вся жизнь её героев – попытка спрятаться, уберечься от этой «серой», порой «чёрной» грубости и пошлости, бег за «многоцветной» мечтой, «прекрасной, неуловимой, дающейся далеко не каждому». Писательница мастерски использует цветовые эпитеты для выражения мироощущения героев, динамики в их мировосприятии. Мы сочувствуем маленьким рыцарям мечты, жалеем их, узнавая в их страданиях – свои. Толстая заставляет нас задуматься над, может быть, неразрешимым вопросом: как, взрослея, сохранить в себе чистоту и непосредственность ребёнка, сберечь умение «видеть мир в цвете», не позволить «чёрной дыры» засосать яркость мира.

Здесь и черты классической русской литературы с её гуманностью, сочувствием к человеку, трепетным отношением к ребёнку, и приметы так называемой «другой прозы», описывающей абсурдность окружающего, чуждость его страдающему герою. Одно ясно: Т.Н. Толстая – уникальный художник, помогающий нам постигать мир во всей его сложности, во всём богатстве красок.

Выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

Доминантой рассказов Т.Н. Толстой становится тема детства.

Все рассказы Т.Толстой о детях «цветные».

Соотношение ахроматических и хроматических цветов приблизительно 1:2 (за исключением рассказа «Любишь – не любишь», в нем эти цвета соотносятся примерно 1: 1)

Среди ахроматических цветов во всех проанализированных рассказах преобладает черный.

Среди хроматических цветов, как показало исследование, преобладают красный и коричневый.

Специфичность цветовой картины мира Т.Толстой состоит в тяготении к теплой цветовой гамме.

Сочетание черного и красного цвета в рассказах символично.

Все рассказы построены на противопоставлении двух миров: черного, страшного и светлого, красочного.

Враждебному (черному) миру противопоставляется внутренний (цветной) мир, в котором жизнь организована по закону детской игрушки.

Писательница мастерски использует цветовые эпитеты для выражения мироощущения героев, динамики в их мировосприятии.

Человек, взрослея, не должен утратить способность видеть мир в цвете, не должен позволять черному цвету закрыть яркость мира.

Заключение

Цвет – важнейшая зрительная характеристика – активно представлена в анализируемых рассказах Т.Толстой о детях, что, на наш взгляд, обусловлено ведущей системой представлений писательницы – визуальной. Общее количество наименований цветов и их оттенков в рассказах «Свидание с птицей», «Женский день», «Любишь – не любишь» равно 18, количество цветообозначений -104.

Совокупность языковых единиц цветовой семантики в произведениях Т.Толстой составляет индивидуально-авторское лексико-семантическое поле цветообозначений, которое представлено десятью микрополями: белого, черного, серого, красного, оранжевого, зеленого, коричневого желтого, голубого, синего цветов.

Специфика цветовой картины мира Т.Толстой в проанализированных рассказах состоит в том, что ахроматические цвета и хроматические (за исключение рассказа «Любишь – не любишь) соотносятся примерно 1:2.

Среди ахроматических цветов наиболее активно представлен черный цвет (он занимает 67% от общего количества ахроматических обозначений), являющийся основой для создания контрастных картин: мира своего и чужого, яркого и темного, сказочного и реального, жизни и смерти. Особенностью цветовой картины мира Т.Толстой является отсутствие оттенков черного цвета, только в рассказе «Свидание с птицей» Тамила носит не просто черный, а ярко-черный халат.

Микрополе черного цвета представлено лексемой «черный» и в значении «темный», лишенный цвета, освещения, со слабым, скудным светом. Черный цвет – это цвет черной школьной зимы, черного банта, черного кресла, черных волос, черного казначейского билета, тьмы «кошачьей передней», цвет темноты, мрака. Черное – страшное у Толстой.

Т.Толстая активно использует в своих рассказах и хроматические цвета (57% от общего количества цветообозначений). Но и здесь наблюдаются авторские предпочтения. Количество слов, обозначающих гамму красного цвета, составляет 38% от общего количества хроматических цветов. Частотность употребления коричневого цвета составляет 23%.

Миру черного, страшного Т.Толстая противопоставляет наполненный яркими красками мир. Вся жизнь героев – попытка спрятаться, уберечься от черной грубости, пошлости, бег за многоцветной мечтой, прекрасной, неуловимой, дающейся далеко не каждому.

Автор рассказов «Женский день», «Свидание с птицей», «Любишь – не любишь» заставляет нас почувствовать: недопустимо черному миру подчинить себе человека. Неправильно, когда яркость и красота подавляются, а темное – торжествует.

Неизбежные столкновения с жесткостью мира, грубостью должны не «сжигать» прекрасное, а лишь закалять нежные детские души.

Список использованной литературы

Булин Е. Откройте книги молодых // Молодая гвардия. 1989. № 3. С. 237–248.

Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе. М.: Просвещение, 2022. – с.163.

Генис А., Вайль П. Городок в табакерке. Проза Татьяны Толстой // Звезда. 1990. № 8. С. 147–150.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Татьяна Толстая // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Книга 3. М., 2001. С. 45.

Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

Толстая Т. Женский день: Сборник рассказов. М.: Эксмо, 2019.

Холодяков И.В. «Другая проза»: обретения и потери // Литература в школе. – 2020. - №1. – с.38

Фолимонов С.С. Рассказы Т.Н.Толстой на уроках внеклассного чтения // Литература в школе. – 2020. – №2. – С.37.

Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998. – с.42.

Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. – М.: Наука, 1984.

Просмотров работы: 105