Сергей Есенин глазами рязанских художников

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сергей Есенин глазами рязанских художников

Перова П.С. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа
Пулина Е.Ю. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Вступление

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Еще с древних времён существовало единство слова и изображения. Язык изображения описывал когда-то сказанные или прочитанные слова, а язык слова – когда-то увиденные изображения. Литература является частью души писателя, которая помогает чувствовать единство человека и мира. Уроки литературы развивают нравственную культуру, а уроки живописи облагораживают душу человека. Живопись и литература издавна тесно связаны между собой. Живопись всегда оказывала влияние на художественную литературу. Многие писатели вдохновлялись творчеством знаменитых художников, создавая собственные гениальные произведения. Нельзя отрицать, что и литература оказывает сильное влияние на живопись, ведь многие картины с историческими и мифологическими сюжетами написаны именно по художественным произведениям. Поэты стараются не уступать живописцам в описании внешности людей и картин природы. А живописцы стараются наиболее точно передать свои чувства и мысли, выразить творческую индивидуальность, особое мироощущение. В наши дни проблема взаимодействия различных видов искусств до сих пор остается актуальной. Цель работы: рассмотреть, каким видят С. А. Есенина и его лирику рязанские художники, выявить взаимосвязь выразительных средств поэзии и живописи.

Задачи:

Собрать материал по теме исследования (подобрать стихи, найти репродукции картин рязанских художников).

Рассмотреть репродукции картин и стихотворения, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами и художниками.

Выявить точки соприкосновения между личностью С. А. Есенина, его творчеством и видением рязанских художников поэтического мира Есенина.

Показать тесную связь искусства и живописи.

Методы:

сравнительно-аналитический;

частично-поисковый;

индуктивный и дедуктивный;

анализ документов, мемуаров.

Гипотеза: Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт. Ни в одном поэте, может быть, ни в одной эпохе, ни у какого народа не была так тесно связана, так переплетена поэтическая работа с личной жизнью. Именно поэтому он так интересен рязанским художникам. Новизна работы состоит в том, мной предпринята попытка сопоставить лирику С. А. Есенина и картины рязанских художников. Актуальность моей работыобусловлена тем, что во времена развития информационных технологий важно сохранять и развивать интерес к живописи и поэзии. Практическая значимость работы. Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер. Результаты этого исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества поэта, при анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

IIОсновная часть

С.А.Есенин и живопись

На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться, так как их влияние на формирование личности человека велико. Есенинская поэзия «не так легка и доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения. Творчество каждого поэта - это художественная философия. Есенин является величайшим поэтом ХХ века, поэтому исследование его творчества только как образно-поэтического мира сегодня недостаточно, его необходимо анализировать на более высоком, художественно-философском уровне обобщения. Стихи и проза Есенина всегда славились своей удивительной и неповторимой красотой, искренностью и нежными чувствами, которые звучали в стихах поэта, как гимн природе и России, но и художественной философией бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа. Возможно, именно поэтому есенинская поэзия всегда привлекала художников.

Поэзия С.Есенина не только песенна, но и живописна. И если он сам себя называл "божьей дудкой", то не менее справедливо было бы сказать о поэте, что он словесный живописец. Доказательством тому служат ставшие хрестоматийными строки: 

"Выткался на озере алый свет зари " (акварельная зарисовка рассвета) 

или: "Свет вечерний шафранного края" или: "О красном вечере задумалась дорога. Кусты рябин туманней глубины" 

Это и многое другое писано маслом или темперой. И если поэт не брал в руки кисть, то все равно в нем жил художник: "Я учусь, я учусь моим сердцем. Цвет черемух в глазах беречь" ("Хорошо под осеннюю свежесть...") 

Этот цвет, этот завораживающий хоровод образных красок чувствуют в есенинском слове художники разных видов и жанров и пытаются воплотить в картинах, иллюстрациях, графических листах, в экслибрисах. 

Для некоторых художников творческая работа над есенинской темой представляла лишь эпизод на своём творческом пути, другие посвятили ей значительный период своей жизни, оставив заметный след в русском изобразительном искусстве. В первых рядах замечательных художников, прочувствовавших лирику Есенина, стоят рязанцы. Около сорока художников прикоснулись к образу нашего знаменитого земляка и его поэзии.

2. Образ Есенина в картинах современного рязанского художника- орнаменталиста Алексея Акиндинова

Алексей Петрович Акиндинов – автор нового направления живописи, именует свой стиль, манеру письма, видение мира и философию как «орнаментализм». Как известно, Есенин с теоретико-эстетической точки зрения и поэтической практики подчеркивает изначальность орнамента и его главную роль в иерархии искусств. Акиндинов объясняет свой орнаментальный, изобразительный язык следующим образом: «Мир пронизывают электромагнитные волны; они не что иное, как узор, орнамент; они пронизывают весь мир, проникают всюду: в лица домов, людей, растений, – и я их переношу на холст. Узор для меня – это средство общения; я ощущаю его даже в запахе и в звуке».1 Художественная Есениниада Акиндинова Алексея Петровича поразила меня оригинальностью исполнения работ и соответствием творчеству Сергея Есенина.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,

Первые строки стихотворения С. А. Есенина пронизаны искренней, глубокой и пламенной любовью поэта к родине. Чувства и переживания Есенина настолько сильны, что их трудно выразить словами. Синий цвет — основной в поэтике Сергея Александровича. Это цвет высокого чистого неба, цвет воды, стихии жизни, цвет божественный, часто встречающийся на русских иконах. Мягкими, нежными оттенками синего как нельзя лучше передается атмосфера спокойствия и мира, воцарившаяся в стране после урагана исторических потрясений. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз

И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.

Самому Есенину на момент написания стихотворения было всего тридцать лет, но кажется, что оно создано человеком старше.

И вдруг картина А. П. Акиндинова «Несказанное, синее, нежное», на которой изображён Сергей Есенин. Это портрет меня поразил! Умудренный, спокойный. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким я увидела поэта на картине А. Акиндинова. У меня создалось впечатление, что художник кистью повторяет начальные строки есенинского стиха. Есенин, фиксируемый в динамическом ракурсе (легко наклонен вперед, его левая рука, согнутая в локте, опирается на что-то), кажется реальным и нереальным существом. Он узнаваем (светлоголовый, при том тихий, нежный, отрешенный и грустный) и одновременно голубой призрак, сотканный из узоров. Фигура и узорный фон визуально апеллируют к цветовым предпочтениям Есенина, к любимым им синим и голубым цветам, запечатленным в слове, например: «заметался пожар голубой», «солнца струганные дранки загораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «низкий дом с голубыми ставнями», «Ситец неба такой Голубой».2 И в стихотворении, и в картине мы видим воплощение души поэта, мятежной и тоскующей, бурной и ранимой. Картина "Утро Есенина" (1998 год) относится к одной из работ большой серии, посвящённой Сергею Есенину и его творчеству. В этом полотне художник попытался отразить мир поэта - утро, которое символизирует его юность. «Фигура Есенина словно загадка, она не сразу появляется перед зрителем, - подобно проясняющейся заре она постепенно выявляется перед нашим взглядом. Сергей Александрович идёт в зелёной рубахе лёгкой и быстрой походкой, на голове его цилиндр. Вспорхнувшая птица символизирует свободу поэтического полёта. Через обилие цветов, узоров, знаков и символов, я постарался выразить состояние мятежной, мятущейся творческой души поэта».3

О сенью 1918 года, Сергей Есенин написал "Ключи Марии". В этом поэтическом трактате Есенин раскрыл тайну создания своего стиха, сущности творчества. Положения поэтического трактата Сергея Александровича совпадают с концепцией орнаментализма в живописи. В трактате "Ключи Марии" поэт очень большую роль отводит орнаменту: "Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте"...4 Картина «Утро Есенина» ассоциируется у меня с юностью поэта, бесшабашной, разудалой. Он, как в детстве, бежит навстречу утренней заре, такой яркой и удивительно меняющейся на восходе солнца. Картина, словно народный орнамент, цветовое многоголосие, словно народная песня, то уплывает вдаль, разливаясь, как река, то бурлит, как народный праздник. Так и творческая душа Есенина пела таким же орнаментом, таким же многоголосием, такими же переливами, воспевая чудную, ликующую природу Рязани. Народный поэт Есенин - в полотнах Алексея Акиндинова общается с нами  словно  живой наш  современник. Стихи Есенина становятся кровно близки нам, нашему времени, оживая в красках живописца.
Алексей Акиндинов смог  отобразить  самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы поэзии нашего века в своих полотнах через поэзию Сергея Есенина. 

3.Картина С. Ф. Якушевского «Портрет Татьяны Федоровны Есениной, матери Есенина» и стихотворение «Письмо матери»

Первым из рязанских живописцев обратился к теме Есенина народный художник СССР С. Ф. Якушевский. По месту рождения Якушевский не был рязанцем, он родился в 1922 году на Украине в с. Марьяновка Житомирской области. В 1950 году, закончив Всероссийскую Академию художеств (ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), приехал в Рязань. С этой поры жизнь и творчество художника навсегда связались с нашим городом. Работа над образом Есенина и над есенинской темой в целом не только выявила, но и развила в нем новые черты, ознаменовала новый этап творчества. Его живопись становится более лиричной, эмоционально-насыщенной и свободной. В жизни человека мать занимает особенное место. Много раз упоминает в стихах Сергей Есенин своих родителей, деда, бабушку, вспоминает о родном селе Константинове, но строки о матери волнуют прежде всего. Мама для любого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, - самый родной человек на Земле. Роль матери в судьбе каждого человека огромна, ибо мать своей любовью создаёт личность. В 1924 году, после многолетней разлуки, Сергей Есенин решает посетить родное село Константиново и встретиться со своими родными и близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное стихотворение письмо «Письмо матери». Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что. В 1955 году Татьяна Фёдоровна, мать поэта, вспоминает: «Каждое лето приезжал в деревню. Или до заграницы, или после был дома, домой обязательно ездил каждое лето. Приедет… Мы радостно его встречали. Подарки нам привезет. Как было хорошо, весело. И соседей всех угостит винцом. Стариков соберет, угостит. Все было хорошо…» 5 Художник Станислав Фаустинович Якушевский создал убедительный, лишённый бытового прозаизма портрет матери поэта. Где бы художник ни работал, в Константинове, или в Мещере, на его картины в любом случае накладывались строчки есенинских стихов, в которых звучит то восхищение неоглядной далью русских равнин, открывающейся с сельской околицы, то любование каждой отдельной березкой, рябиной, липой.

Стихотворение «Письмо матери» начинается с риторического вопроса, который плавно перетекает в откровенный, разговор с матерью:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

С.Ф. Якушевский вложил в портрет Татьяны Фёдоровны Есениной всю мудрость, присущую людям, которые прожили долгую и тяжёлую жизнь. В глазах женщины можно увидеть слёзы. Есенин в «Письме матери» беспокоится о ней. И выражает свою искреннюю любовь и заботу:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Поэт использует метафору «струится свет» и эпитет «тоски мятежной». На картине можно увидеть теплые тона деревенской избы, будто лицо Татьяны Фёдоровны освещено струящимся светом догорающей свечи. А лицо молчаливо задумчиво. Спокойный, немного тоскующий, созерцающий взгляд. Глубокие морщины показывают огромный жизненный опыт. И поэт, и художник представили светлый образ матери, которая всегда будет к тебе отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от всех невзгод.

4. Картина С.Ф. Якушевского «Окно с голубыми ставнями» и стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Р одина, родная природа. Человек издавна признается ей в любви, воспевает ее красоту в своих произведениях. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» - писал С.А. Есенин. Сергей Александрович обладал способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В своих стихах он восхищается богатой историей, нравами, обычаями и традициями людей. Поэт утверждал: «Чувство Родины – основное в моём творчестве». Он считал, что автор неразрывно связан со своей Отчизной, и говорил, что поэта без Родины –нет. Действительно, большую часть своих произведений поэт посвящает Родине, природе родного края. В своих стихотворениях Есенин рассматривает те детали окружающего нас мира, на которые в обычной жизни мы не обращаем своего внимания. Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает “близкие сердцу места”, используя при этом перо и чернила. С.Ф. Якушевский на своей картине «Окно с голубыми ставнями» изобразил окно деревенского дома, впечатляющее своими узорами на наличниках. Резные наличники в русских домах были не только эстетическим элементом, но и, отчасти, оберегом, который был призван защищать и оберегать дом от недугов. Поэтому в верхней части изображены полукружья или мотивы неба – символ плодородия. На переднем плане полотна можно увидеть забор из тонких прутьев, а чуть позади зеленеющие травы. Картина создаёт нежное, спокойное настроение, будто некий свет в окне оберегает тебя. Картина наиболее точно отображает любовь к Родине, благодаря этому произведению можно задуматься о своём родном крае, о милой деревне, можно вспомнить старые дома с резными наличниками, и в очередной раз убедиться, какая же уникальная и неповторимая родная природа! Смотришь на картину и невольно вспоминаешь есенинские строки:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,—

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Это строки из стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…», где поэт раскрывает тему любви к малой родине. Лирический герой испытывает чувство любви, преданности к своему дому. Он постоянно вспоминает отчий край, живёт этими воспоминаниями: «До сегодня еще мне снится. Наше поле, луга и лес…». Чтобы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому. Есенин описывает цветовую гамму с помощью метафоры «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес» и эпитета «седые журавли». Чувства поэта обострены, и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей неяркостью и бедностью. Изменения родного Константиново после революции неприятно впечатлили поэта. Скорее всего, поэтому лирический герой произведения говорит, что хотел бы не любить деревню. Однако он понимает, что разлюбить дорогой сердцу край невозможно, ведь это частица его души. Артист В. Чернявский, друг поэта, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».6С. А. Есенин и С.Ф. Якушевский удивительно точно изобразили природу крестьянского мира.

5. Стихотворение «Зелёная прическа» и картина С.Ф. Якушевского «Зеленокосая в юбчонке белой»

Береза – символ России. Нежная, стройная, словно распустившая свои длинные косы девица, берёза представляет собой неисчерпаемый источник вдохновения для русского народа. Например, существует музыкальное произведение «Во поле береза стояла…», которое с первых аккордов узнают многие. Множество творений изобразительного искусства и художественной литературы воспевают хрупкую красавицу. Но стихотворения Сергея Александровича Есенина являются наиболее популярными. Начальные строки «Белая берёза под моим окном…» знает каждый, недаром «Береза» - одно из самых известных произведений Есенина. Нежное дерево, которое напоминает хрупкую, еще юную девушку, одетую в белое платье с черными полосками, облегающее её гибкий стан и подчеркивающее изящность фигуры, в стихотворении «Зеленая прическа» Сергей Есенин сравнивает с девушкой. Стихотворение посвящено Лидии Кашиной, которая жила в родном селе поэта.В строках стиха я вижу восторг Есенина, передающий через образ стройной березки, образ красивой девушки, в которую влюблен автор. Свой восторг красотой этой юной особы он описывает с помощью восхищения зеленью полей и лесов родной деревни. На мой взгляд, С.А. Есенин хотел в этом стихотворении выразить свои чувства к Лидии, и передал он это с помощью любви к их родному краю, к Константиново, где они выросли.

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум…»

В этом четверостишии поэт сравнивает двойственность отношений с осенью. Именно для осени характерна грусть, «печальный предосенний шум» и резкая смена погодных условий. Переход в грустную и печальную пору года показывает близость и неизбежность разлуки. И действительно, влюблённость Лидии Кашиной и Сергея Есенина смогла перерасти в тёплые, дружеские чувства. Не только поэты воспевают берёзу в своих произведениях, но и многие художники посвящают этому дереву свои полотна. С.Ф. Якушевский на картине «Зеленокосая в юбчонке белой» изображает стройную красавицу, накинувшую плащ, вытканный из сердцеподобных листочков. А чтобы подчеркнуть свой непревзойдённый образ, модница украсила себя длинными серёжками. На заднем плане можно увидеть небольшое возвышение, на котором цветут луговые цветы: одуванчики с желтыми соцветиями, ромашки, колокольчики и золотисто-лимонные лютики. Когда смотришь на широко раскинувшиеся ветви берёзы, то вспоминаешь строки из стихотворения «Зелёная причёска»:

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

И С.А. Есенин, и С.Ф. Якушевский создали чуткий, нежный и очаровательный образ берёзы, символа России.

6. Картина «Заброшенный дом» Власова И.Г. и стихотворение «Край ты мой заброшенный»

К артина Власова Игоря Григорьевича «Заброшенный дом» - очень красивое, на мой взгляд, произведение. Когда смотришь на картину, невольно начинаешь рассуждать о запустении российских деревень, об изменении привычного деревенского уклада. На полотне художник изобразил запущенный, забытый людьми дом. Можно увидеть покосившийся забор, заваленные снегом старые ульи, и сразу понимаешь: стены этого дома давно не слышали людских голосов. В стихотворении «Край ты мой заброшенный» Есенин называет родной край пустырём. В тексте не упоминаются люди. Только по отдельным фразам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.

Автор начинает сомневаться в реальности родного края:

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы ни притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.

7. Стихотворение «Эта улица мне знакома…» и картина «Русь моя родная» Виталия Петрушова.

С тихотворение «Эта улица мне знакома…» посвящено дому, в котором родился и вырос поэт. Описывая обветшавшее строение, Есенин отмечает: «Я любил этот дом деревянный, в бревнах теплилась грозная морщь». Завывания старой печи в дождливые дни, «полевая солома», покрывающая крышу – все это близко и знакомо поэту, который восстанавливает в памяти картины прошлого и сравнивает их с тем, что увидел.

Родной дом Есенина почти не изменился, и окружающий его сад все так же полон удивительных звуков и запахов. Поэт, как и раньше, восхищается тем, что «держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню» и мечтает о том, чтобы навсегда вернуться в родные края. Спустя годы Есенин признается: «Не искал я ни славы, ни покоя, я с тщетой этой славы знаком». «Но угасла та нежная дрема, все истлело в дыму голубом», – признается поэт, сожалея о том, что его с виду успешная и благополучная жизнь сложилась таким тривиальным образом. На картине «Русь моя родная» Виталий Петрушов изобразил несколько деревянных домов и улицу между ними. Есенин описывает родной дом так:

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

А на полотне можно увидеть деревянные дома из крупных бревён и слегка покосившиеся заборы. На картине Петрушова небо заполнено слегка видимыми очертаниями облаков, а по улице гуляет деревенская живность – курицы и корова. У левого дома можно увидеть стог сена и высокую березу. И художник, и поэт смогли в своих произведениях передать любовь к деревенскому краю.

8. Осенний пейзаж в стихах С. А. Есенина и картинах рязанских художников.

Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Так откуда же Есенин брал материал для своих образов? Открываю сборник стихов, и передо мной поистине метафорическая россыпь: солнце купается в небесном океане; заря-заряница пошла за водицей; маленькие детки сидят на поветке, как подрастут, так спрыгнут на землю это дуб и жёлуди. Создать такую "панораму мира" мог только прирождённый художник, которому в молодом деревце виделся детёныш-зверёныш, и который боялся, как бы лошади не выпили в реке луну. А материал поэт берёт из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим. «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени», - писал К. Паустовский в повести «Исаак Левитан». 7 Какой же мы видим осень в стихах С. Есенина и на картинах рязанских художников? Вот, например, стихотворение «Отговорила роща золотая…». Начинается оно с пейзажной зарисовки:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата. Как рябиновый костёр не может никого согреть, так и отпылавшая, опустошённая душа лирического героя не может дать никому ни тепла, ни радости. Как «дерево роняет тихо листья», так и лирический герой «роняет грустные слова». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. У него есть повод для печали: «Не обгорят рябиновые кисти», «От желтизны не пропадёт трава». Огромную роль в любом произведении Есенина играет цвет. Цветовая гамма стихотворения «Отговорила роща золотая…» проста: голубой, жёлтый, красный — традиционные цвета русского искусства. Прошлое поэт окрасил в голубой и сиреневый цвета.

Н е жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Метафора «сиреневая цветь» напоминает о весенней поре, когда пышно цветёт сирень. Настоящее окрашено в красный и золотой цвета. Золото уже исчезает, но ещё «горит костёр рябины красной». Читая строки этого произведения, нельзя не вспомнить и картины рязанского живописца Льва Алексеевича Костева. На произведении «Домик под липами» как и в есенинских строчках всё подчинено грусти. Атмосфера увядания природы, печальные дорожки под липами и сам домик в темно-коричневых тонах навевают грусть. Но совсем иное настроение создает другое полотно. Картина словно вселяет в тебя надежду, гармонию и внутренний покой. На переднем плане мы видим березу с чарующими своей невесомостью, хрупкими жёлтыми листьями, которые рано или поздно осыпя тся на землю в виде покрывала с шероховатой поверхностью. Немного позади стоят две лошади, а за ними небольшой домик с горящим светом в окнах. Именно этот свет даёт надежду, что все обязательно будет хорошо. Как Есенин, так и Лев Алексеевич Костев представляют осень золотой и багряной. Есенин это освещает художественным словом. Слова так подобраны, что сразу перед глазами видятся картины, где вся красота осени представлена красками. Так два великих таланта различными способами показывают нашу русскую осень.

III Заключение

Таким образом, проведённое мною исследование позволяет сделать следующие выводы:

Художники разных стилей и жанров чувствуют есенинское слово и пытаются воплотить в картинах, иллюстрациях самого поэта и то, что угадывается ими за строками его поэзии.

Такие рязанские художники как А. Акиндимов, С. Ф. Якушевский и другие наделили свои произведения на есенинскую тематику богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и смысл стихотворений С. А. Есенина.

Рязанским художникам удалось воссоздать не только талант Есенина, но и, что особенно важно, живой облик поэта.

Творчество С. Есенина и рязанских художников служит одной и той же идее: отражению "настроения человека" красками Природы.

И рязанские художники и С. А. Есенин умели видеть в простом и таком знакомом пейзаже черты таинственности и чего-то возвышенного, утонченного. Они создали изысканную и волнующую картину, когда «своим блеском луна всё вокруг серебрит».

IV Библиография

Сергей Есенин в стихах и жизни: Стихотворения, 1910-1925. М.: ТЕРРА; Республика, 1997

«Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.» / Сост. общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М.: ТЕРРА; Республика, 1997.

К. Г. Паустовский Разливы рек. Повести. Рассказы. Сказки. М., «Детская литература», 1973

Краткая биография Сергея Есенина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citaty.su/kratkaya-biografiya-sergeya-esenina

С. Ф. Якушевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esenin.ru/esenin-v-izobrazitelnom-iskusstve/zhivopis/iakushevskii-s-f/vse-st

Вдохновение не продаётся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediaryazan.ru/articles/detail/261888.html

Группа в сообществе Вконтакте: Рязанский союз художников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/pcxrzn

Статья Профессора института Славистики Польской академии наук, литературоведа и искусствоведа - Гражины Бобилевич "К истории есенинских портретов: Сергей Есенин в изображении рязанского художника Алексея Акиндинова (опыт предварительной интерпретации)"Журнал "Современное есениноведение". Рязань. 2013. № 25. Стр. 3 - 18.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://akindinov.com/forpublru/284-bobilewicz-publications-ru

Алексей Акиндинов Рассказ о картине - Утро Есенина[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proza.ru/2020/02/03/122

Сергей Есенин «Ключи Марии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://esenin.ru/alfavitnyi-spisok-proizvedenii/k/kliuchi-marii

В. С. Чернявский «Три эпохи встреч» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://esenin.ru/o-senine/vospominaniia/cherniavskii-v-s-tri-epokhi-vstrech

1 https://akindinov.com/forpublru/284-bobilewicz-publications-ru

2https://akindinov.com/forpublru/284-bobilewicz-publications-ru

3 https://proza.ru/2020/02/03/122

4 https://esenin.ru/alfavitnyi-spisok-proizvedenii/k/kliuchi-marii

5 «Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников.» / Сост. общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М.: ТЕРРА; Республика, 1997.

6 https://esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/cherniavskii-v-s-tri-epokhi-vstrech

7 К. Г. Паустовский Разливы рек. Повести. Рассказы. Сказки. М., «Детская литература», 1973

Просмотров работы: 489