Философские постулаты Ивана Карамазова – путь к духовной трагедии русского интеллигента

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Философские постулаты Ивана Карамазова – путь к духовной трагедии русского интеллигента

Зайнетдинов А.Г. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Асеева Д.В. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема: Возможно ли человеку в поисках духовной самоидентификации через идею сверхчеловека и вседозволенности, отрицая нравственные основы бытия, найти жизненную правду?

Актуальность данного исследования обусловлена происходящими в обществе социально-историческими и духовным изменениями. Роман Ф.М. Достоевского обращает нас к вневременным нравственно-философским вопросам: смысл жизни, свобода, нравственное шатание, борьба Божественного и дьявольского в человеческой душе. Религиозно-философский спор о человеке, воплощённый в итоговом романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», позволяет глубже осмыслить реальность и трагический путь современного человека, ограниченного безбожием, неверием в Бога, а значит и в человека. Историческая интуиция писателя позволяет увидеть ошибочность бунта высшего разума против христианских ценностей, а также страшные картины самоуничтожения сильной личности на индивидуально-личностном и общенациональном уровнях. Изучить вечные темы, которые волнуют сознание интеллигента и по сей день, – значит сделать попытку найти ответы на «проклятые вопросы» современности.

Объект исследования – роман «Братья Карамазовы», рассматриваемый в контексте концепции человека Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – философские постулаты Ивана Карамазова в системе поиска смысла жизни бунтующей личности.

Цель исследования – раскрыть значение философской концепции И.Карамазова, стоящей у истоков бунта и приводящей к духовной трагедии личности.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если метущаяся, бунтующая личность путем великих сомнений, доходя до последней черты, отрекается от нравственных основ бытия, то разрушается духовное равновесие. Не укорененная в нравственности и вере свобода мысли превращается в своемыслие и приводит к трагедии, стираются границы между добром и злом.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:

Выявить доминанты концепции личности по Ф.М.Достоевскому.

Исследовать феномен образа русских мальчиков в творчестве Достоевского.

Определить идейное содержание философских постулатов Ивана Карамазова.

Определить значение романа «Братья Карамазовы» в контексте современной действительности.

Для разрешения выявленных задач и проверки положений гипотезы
мной был использован ряд взаимосвязанных методов исследования: изучение научной и художественной литературы, анализ, обобщение, изучение опыта работы, сравнение.

Практическая значимость проекта заключается в попытке раскрытия актуальной загадки человеческого существования, которая будоражила умы интеллектуальной среды на протяжении всей истории человечества. Изучение итогового романа Ф.М. Достоевского поможет понять многие сложнейшие вопросы бытия, сориентироваться в сложнейших вопросах морально-этического плана, сделать правильный жизненный выбор.

В соответствии с поставленными задачами структура исследования
представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы

Концепция человека в творчестве Ф.М. Достоевского

В наше неспокойное время особенно остро встает вопрос о роли личности в жизни общества. Разобраться в себе и ответить на главные вопросы помогает многогранное творчество Ф.М.Достоевского.

Н.А. Бердяев в своей статье «Миросозерцание Достоевского» писал: «Достоевский не только великий художник, он был великий мыслитель и великий духовидец» [1, с. 4]. Наиболее важной и определяющей темой его философии является проблемачеловека, то есть понимание писателем человека: что есть человек? В чем его сущность и предназначение? Каковы ценности человеческой жизни? Это одна из важнейших проблем вообще в философии и центральная в творчестве Ф.М.Достоевского.

Ф.М.Достоевский был великим психологом, вопросы, поднятые в его творчестве, проникают в самую суть человеческой души. Личность для писателя – самобытный организм, уникальное явление, поступки и ценности которого складываются в результате сложной внутренней борьбы. Ф.М. Достоевский писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время»[9, с. 63].Человек – это загадка, он весь соткан из противоречий. Поэтому человек для Достоевского – это самое дорогое существо, хотя, может быть, и самое страшное и опасное. Нет ничего значительнее и дороже человека, но нет и ничего страшнее его. Два начала: божественное и дьявольское уживаются в человеке и борются между собой [9, с. 64].

На основе анализа работ Н. Бердяева., Н. Евлампиева, Н. Долинина, Ю. Сухарева, дневников и писем Ф. Достоевского [1, 2, 5, 8, 9, 11, 16] мы выделили следующие особенности творчества Ф.М. Достоевского, помогающие понимаю и раскрытию проблемы человека у писателя:

Исключительность каждой отдельной личности.

Изображение душевны терзаний, напряженных душевных состояний, сомнений, тайных желаний героев; темная сторона человеческой натуры борется со светлой. Герой всегда стоит перед выбором. Ф.М. Достоевский воспроизводит постоянные психологические колебания. Борьба добра и зла в личности – главная линия творчества Ф.М. Достоевского. «Я беру человека во всём недоконченного, изверившегося» [9, с. 65].

Христосоцентризм. Единственным ориентиром для человека по Достоевскому становится Христос. Достоевский впитывает христианскую идею страдания. Он понимает страдание, нравственные муки как средство обрести «божью правду», духовное очищение, как путь к добру. Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.

Полифонизм (многоголосие). У Достоевского главенствующую роль занимают персонажи. Голос же автора явно не звучит в повествовании.

Принцип двойничества. Двойник призван подчеркнуть скрытые от героя низкие стороны его души.

Выделенные особенности творческого метода Ф.М. Достоевского позволяют понять, в чем заключается новаторство и своеобразие изображения личности писателем. У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему [2, с. 6]. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. В глубине человеческой природы он раскрывает Бога и дьявола. [2, с. 8].

«У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему» [2, с. 9]. Герои Достоевского (Раскольников, Иван Карамазов) богоборцы, бунтари, восставшие против Бога, но вернувшиеся к нему, идеальный человек (князь Мышкин), русский «мальчик» (Алеша Карамазов), очень разные, и каждый имеет свой путь и смысл.

Творчество Ф.М.Достоевского граничит с социальным экспериментом, в центре романа всегда находится экстраординарная личность в сложнейших жизненных ситуациях, подверженная нравственным испытаниям. Достоевский всегда показывает нам человека в безысходном трагизме, в противоречиях, идущих до самой глубины. Таков высший тип человека, явленный Достоевским [2, с. 12]. Выше всего для Достоевского — душа человеческая, она стоит больше всех царств и всех миров, всей мировой истории, всего прославленного прогресса [2, с. 21].

Достоевский — самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Ни у кого, кажется, в истории мира не было такого отношения к человеку, как у Достоевского. И в самом последнем человеке, в самом страшном падении человеческом сохраняется образ и подобие Божие [2, с 42].

Понятие «русские мальчики» в дневнике Ф.М. Достоевского

Ф.М. Достоевский своих любимых героев называл «русскими мальчиками». Мальчики представляют собой молодое поколение России. Это молодёжь, которой «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить», которой дано «горняя мудрствовати», по словам Зосимы [7, с 77].

«Русские мальчики» – это сознание, отношение к жизни, и, конечно, возраст тут не играет никакой роли (Карамазовы, Николай Красоткин, Илья Снегирев, князь Мышкин, Родион Раскольников). Возраст для Достоевского – это понятие качественное, а не количественное. Братья Карамазовы влюбляются, страдают, сочиняют гениальные поэмы, философствуют именно как мальчишки, а не как зрелые мужи, едущие с ярмарки жизни.

Представим характеристику героев - «русских мальчиков» по материалам дневника писателя и научным работам, посвященным анализу дневника Ф.М. Достоевского [1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 15, 17].

Все представители молодёжи у Достоевского, все «русские мальчики», не даны как объект критики, хотя и имеют ряд недостатков. Это молодые люди, идущие через заблуждения к правде. Заблуждения, нравственные искажения здесь сложно перемешаны с чистотой, невинностью героев. «Русский мальчик» - это человек с искривленным душевным миром, но это объяснимо тем, что он с детства живет в мире зла, вражды и несправедливости.

«Русские мальчики» Ф.М. Достоевского поглощены размышлениями о «проклятых вопросах» русского общества (о Боге, бессмертии, свободе, смысле жизни).«Нам прежде всего надо предвечные вопросы разрешить, вот наша забота. Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует <…> Есть ли Бог, есть ли бессмертие?» [7].

Герой Достоевского – бунтарь, борец за справедливость. Поиски справедливости характерны и для многих героев Достоевского.Герои идут против всех принятых норм, разума, опираясь на страдания, сомнения и постоянный поиск цели. Они ведут горячие политические и философские споры. Бунтарь постоянно нарушает нормы поведения. Это бунт сознания против его места в мире, обществе, против своей земной природной оболочки и человеческой природы [11, с. 135].

Главный герой романов Ф.М. Достоевского – одержимая, странная, неординарная, значительная, загадочная личность, обладает глубоким внутренним миром. Пока герой не странен, не из ряда вон, он для Достоевского незаметен, неинтересен. В «Идиоте» такой личностью становится князь Мышкин, в «Бесах» Ставрогин, в «Подростке» Версилов, в «Братьях Карамазовых» – Иван Карамазов, в «Преступлении и наказании» - Раскольников.

Герой Ф.М. Достоевского – носитель идеи, одержимый идеей. Отсюда философичность мышления героя. Герой-идеолог – это тип героя, у которого «идея» становится смыслом жизни и претворяется в дело. Герои-идеологи Ф.М. Достоевского спорят, высказывают часто взаимоисключающие мысли, отстаивают разные позиции. На поставленные вопросы нет однозначных ответов. Этим обусловлено многоголосие, полифоничность романов писателя. Важнейшей сюжетной коллизией его последующих произведений будет эксперимент героя по проверке своей идеи, столкновение этой идеи с живой жизнью.

Герой Ф.М. Достоевского – интеллектуал, человек острого, насмешливого ума. Каждый персонаж, которого мы видим на страницах книг Достоевского, обладает глубоким внутренним миром. Кажется, что мы заглядываем в бушующий океан, несущий страх, непредсказуемость и красоту [6, с. 10].

«Русские мальчики» переполнены идеями и страстями. Герои Ф.М. Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у писателя всегда противоречив, непознаваем до конца. Основу конфликтов в романах писателя составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле. «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей» [7, с. 110].

Писатель был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом: не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен [12, с. 56].

Проблемы выбора пути стоят перед героями Достоевского. От верного решения этих вопросов зависит не только их собственная судьба, но и судьба России, поэтому на героях лежит невероятная тяжесть ответственности за все происходящее в мире. Забвение вечных святынь, по мысли Достоевского, ведет Россию к катастрофе [12, с. 57].

Мир Достоевского – мир бедных и обездоленных. С трагической мощью Достоевский показал, как калечит души людей социальная несправедливость, как ломает человеческую жизнь полное пороков общество [13, с. 143].

Глава 2. «Проклятые вопросы» Ф.М. Достоевского. Философские идеи героя романа «Братья Карамазовы»

2.1 Трагический бунт Ивана Карамазова. Проблема богоборчества героя

Иван Карамазов – пример героя-бунтаря, взывающего к изменению существующих порядков. Он родовой дворянин, первый сын старого ростовщика Федора Карамазова, «с блестящим образованием», «с умом довольно сильным». Иван не отрицает Бога. Но он начинает своеобразную кампанию против него. Иван стремится к независимости, в основе которой лежит гордость. Он мучается вопросом: как совместимо в этом мире существование зла и существование Бога, как Бог допускает существование зла?

Выделим основные философские постулаты Ивана Карамазова:

«Я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. <...> Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое — пропала любовь».

«Отвлеченно еще можно любить ближнего и даже иногда издали, но вблизи почти никогда».

«Я думаю, что если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию».

«Во всяком человеке конечно таится зверь, — зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч.»

«... на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных»

ВЫВОД 1: Человек – это тварное существо. В сознании Ивана, человек – это черт, порождение дьявола: алчное, жаждущее разврата существо. Им можно управлять, двигать.

«Уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено, даже антропофагия».

«Для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в бога, ни в бессмертие своё, эгоизм не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

«Времени бог мало дал, всего во дню определил только двадцать четыре часа, так что некогда и выспаться, не только покаяться».

«Мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя. И возмездие не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь уже на земле, и чтоб я его сам увидал».

«– Есть такая сила, что всё выдержит! – с холодною уже усмешкой проговорил Иван.

Какая сила?

Карамазовская… сила низости Карамазовской.

Это потонуть в разврате, задавить душу в растлении, да, да?

Пожалуй и это…»

«От формулы: «всё позволено» я не отрекусь»

« Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять»

ВЫВОД 2:Постулатов много, но основной – «всё позволено». Это миропонимание Ивана Карамазова. Из мыслей и идей его выстраивается его концепция зла.

В романе Иван ставит перед братом Алешей вопрос: почему Бог допускает зло? Существование зла, особенно страдания в мире ему представляется ничем не обоснованной и ничем не оправдываемой нелепостью. Он не обвиняет Бога в страданиях взрослых. Но ради чего страдают невинные дети? И Иван рассказывает Алеше целый ряд историй, одна ужасней другой, которые как раз и должны показать бессмысленность страданий детей и вместе — неприемлемость установленного Богом мирового порядка («у меня очень, очень много собрано о русских детках»):

«Мне недавно рассказывал один болгарин, как турки и черкесы там у них, в Болгарии, повсеместно злодействуют, опасаясь поголовного восстания славян: жгут, режут, насилуют женщин и детей, прибивают арестантам уши к забору гвоздями и оставляют так до утра, а по-утру вешают — и проч., всего и вообразить невозможно. Эти турки с сладострастием мучили и детей, начиная с вырезания их кинжалом из чрева матери, до бросания вверх грудных младенцев и подхватывания их на штык в глазах матерей. На глазах-то матерей и составляло главную сладость»

«Представь: грудной младенчик на руках трепещущей матери, кругом вошедшие турки. У них затеялась веселая штучка: они ласкают младенца, смеются, чтоб его рассмешить, им удается, младенец рассмеялся. В эту минуту турок наводит на него пистолет в четырех вершках расстояния от его лица. Мальчик радостно хохочет, тянется ручонками, чтоб схватить пистолет, и вдруг артист спускает курок прямо ему в лицо и раздробляет ему головку...»

«Девчоночку маленькую, пятилетнюю, возненавидели отец и мать "почтеннейшие и чиновные люди, образованные и воспитанные". Они били, секли, пинали ее ногами, не зная сами за чтo, обратили всё тело ее в синяки; наконец дошли и до высшей утонченности: в холод, в мороз запирали ее на всю ночь в отхожее место, и за то, что она не просилась ночью — за это обмазывали ей всё лицо ее же калом и заставляли ее есть этот кал, и это мать, мать заставляла!»

«Вот живет генерал в своем поместьи в две тысячи душ,. Псарня с сотнями собак и чуть не сотня псарей. И вот дворовый мальчик, маленький мальчик, всего восьми лет, пустил как-то играя камнем и зашиб ногу любимой генеральской гончей. Взяли его. Вокруг собрана дворня для назидания, а впереди всех мать виновного мальчика. Мальчика генерал велит раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть... "Гони его!" командует генерал, "беги, беги!" кричат ему псари, мальчик бежит... "Ату его!" вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!..»

Все эти истории, а их, по словам Ивана, он собрал немало, не дают ему покоя. Страдания детей, по мнению Ивана, лучше всего раскрывают бессмысленность мирового порядка. Иван не может понять: как может Бог, зная о существовании зла в мире, бездействовать и не карать их? В этом Иван видит огромную несправедливость и, по мнению Ивана, Бог неправильно управляет миром. Это и есть «бунт» против Бога. Иван отрицает не Бога, но Им созданный порядок. «Я не Бога не принимаю, — совершенно определенно заявляет он, — пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю».

Человек – зло. Христос совершил ошибку: слишком хорошо подумал о человеке. Он дал ему свободу. А человек ничтожное, развратное существо… Зачем человеку свобода, если он не справляется со своей свободой? Иван думает, что зло нужно исправить. Избранные, такие как он (он же мыслитель, статьи пишет), знают, как исправить зло, дарует людям счастье. Исправить можно двумя путями: уничтожить всех носителей зла – тогда нужно уничтожить всех людей (так как все люди – носители зла) или лишить человека свободы, то есть лишить возможности делать зло.

Иван Карамазов решил исправить мир, исправить подвиг Христа. Страшная, ошибочная картина мира.

Символическим обобщением становится легенда о Великом инквизиторе. Это философский «центр» романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [14, с. 371].

Действие происходит в Испании, в XVI в., в разгар инквизиции. Фактически действующих лиц в этой философской притче двое: Великий инквизитор, держащий в страхе и повиновении всю Севилью, и Иисус Христос, вновь посетивший землю после своей смерти и чудесного воскрешения. Инквизитор - это девяностолетний старик. Он сжигает людей за «ересь», за малейшие отступления от канонов и догматов церкви. По мнению Великого инквизитора, Христос переоценил силы человека. Человек, считает инквизитор, слишком слаб, он стремиться к вседозволенности, власти, чтобы иметь все «здесь и сейчас», все сразу.

Великий инквизитор восстал против Бога. Инквизитор не только не верит в Бога, он не верит и в человека, полагая, что люди порочны, неблагодарны. Если источник зла - свободная воля человека, то этой свободы его надобно лишить. Такова идея Великого Инквизитора, сочиненного тем же Иваном Карамазовым. Поэтому государство великого инквизитора строится на полном подчинении большинства людей «великим и сильным». Создается государство, где жизнь большинства полностью подконтрольна меньшинству, которое дает всем «хлеб земной» и объединяет всех под своей авторитарной властью во «всеобщий и согласный муравейник».

Однако подобное «счастье» как состояние духа влечет за собой негативные изменения в психологии как отдельного человека, так и общества в целом. Человек, жизнь которого полностью контролируется властью, теряет способность самостоятельно мыслить, оценивать факты и действовать. Множество подобных людей — это уже духовно безликая толпа, которой легко манипулировать. Вождь и массы - это строение тоталитарных обществ, оно было открыто в тексте Достоевского.

В мире, в котором правит великий инквизитор, нет Христовой любви. Инквизитор – религиозный самозванец, он хочет исправить подвиг Христа, хочет освободить человека от выбора между добром и злом. Он лучше знает, что надо людям. Он приходит к абсолютному презрению к людям. Он апеллирует к реальному человеку, а не к тому, каким он должен быть. Поэтому истинные ценности подменяются подделкой.

Что побуждает Ивана к созданию такой легенды? Он полагает, что мир есть воплощение зла. Иван считает, что в этом богом оставленном мире можно стоять хоть на чем, хоть на сладострастии, как его отец. В Иване Федоровиче очень полно выражено богоборчество, скептическое состояние духа, своего рода перепутье. Это путь к нигилизму, полнейшему отчаянию, разочарованию в людях и добре.

Но сила власти бессильна перед правдой Христа. Христос остается победителем в споре. Палачу-инквизитору нечего противопоставить его молчанию и последнему всепрощающему поцелую. Безмолвный поцелуй Пленника исполнен необычайной силы. Поцелуй Христа у Ивана есть любовь и прощение, эта сама истина, которая сильнее слов. Любовь Христа к роду человеческому сильнее любых людских прегрешений. Сильнее бунта. Правда этого поцелуя в том, что Христос любит любого человека, в том числе и того, кто не любит Его и не хочет любить. Христос грешников пришел спасти. И человечество нуждается для своего спасения именно в такой высшей любви, как самый большой ребенок нуждается в самой большой материнской любви. Поцелуй Христа и есть такой призыв к высочайшей любви, последний призыв грешников к покаянию. В этом идея самого Достоевского.

«Бунтарь» - философ, созданный Достоевским, все свои философские построения сводит к одному: он не принимает мир в том виде, в каком он пред ним предстал, и хочет его изменить, хочет возмездия здесь, на Земле. Однако, как известно, Иван Карамазов не находит настоящего пути к изменению мира: выдвинутые им теоретические положения и «допущения» на практике заводят его в такой же тупик. Достоевский ведет героя к развенчанию идеи, анализ краха которой совершается в больном мозгу героя, выразившись в фантасмагорическом бредовом кошмаре. Писатель показывает, что бунт ведет к крушению личности.

Как верно подметил М. Дунаев: «Суждения Ивана при всей их эмоциональной убедительности, лукавы и полны противоречий» [14, с. 22]. Прежде всего: картина мира, пронизанного безнаказанным злом и невинными страданиями, не есть отражение Божьего мира: Бог такого мира не творил. Это картина того, что из прекрасного Божьего мира сделал человек. 

В отличие от Ивана, Алеша убежден в существовании Бога и бессмертии души. Всей душой он стремится к Богу, к добру. Он верит в Бога незыблемо. Великий Инквизитор не верит в Бога, но он не верит также и в человека. Это ведь две стороны одной и той же веры. Потеряв веру в Бога, нельзя уже верить в человека. Христианство требует не только веры в Бога, но и веры в человека.

Итак, мы видим, что Иван формулирует свои постулаты, как аксиомы геометрии. Но применяет их к области нравственной. При это Иван поступает именно как математик - он рассматривает мир (бытие, пространство) как замкнутую систему, которую можно описать, перечислив набор аксиом и указав логически корректные правила вывода. Поэтому он требует фактов, доказательств, проверки опытным путем. То, что за пределами этого, - постичь, познать невозможно. Иван хотел найти доказательства существования Бога и нашел только факты, это существование отрицающие. Умом хотел постигнуть то, что, как говорит Зосима, постигается только сердцем. Автор осудил своего героя за то, что тот подходил к вере, к идее Бога чисто логически. По Достоевскому, спасение Ивана - в подвиге деятельной любви. Иван должен выздороветь и отречься от своего прежнего пренебрежения к человеку и к Богу. Никакие бунты и революции мир не изменят, мир можно изменить, только меняя себя. Эту истину знал Достоевский. Путь к спасению обнаруживается внутри каждого человека. Нужно принимать вину другого и любить его, как самого себя. «Тот, кто хочет увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви», — утверждал Фёдор Михайлович Достоевский [8, с. 11].

В уста старца Зосимы Достоевский вкладывает свою заветную мысль о всепокрывающей любви. «Любовью всё покупается, всё спасается... Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь».

Достоевский был убеждён, что полюбить жизнь нужно и можно прежде её смысла. Такова мысль Алёши Карамазова в беседе с братом Иваном: для того, чтобы понять жизнь, надо полюбить её «прежде логики».

2.2 «Все позволено?!» Роман «Братья Карамазовы» в контексте современной действительности.

Роман Достоевского — это сюжет о русской судьбе, о судьбе русского интеллигента, о предназначении России, о том, что будет с ней, какова ее физическая и духовная природа. Братья Карамазовых – это совокупный портрет русской интеллигенции. В «Письме к издателю «Русского вестника» Достоевский разъяснял: «Совокупите все эти четыре характера семьи Карамазовых и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России» [6, с. 4].

Иван Карамазов представляет одну из центральных фигур в грандиозной эпопее русской жизни. Иван – это русский интеллигент, с его пристрастием к мировым вопросам (о Боге, о душе, о добре и зле, о мировом порядке, о смысле жизни), с постоянным самоанализом, с его больной, измученной совестью. Болезнь совести, измученная совесть – это черта русской интеллигенции, национальная черта, она определяет весь характер нашей культуры. Отчего же болезнь совести в такой степени является нашей национальной чертой? Оттого, что между идеалом и действительностью, между требованием совести и разума и жизнью у нас лежит огромная пропасть, существует страшный разлад, и от этого разлада мы и становимся больны. И вся эта нравственная скорбь от этого несоответствия в сознании интеллигенции выражается в чувстве нравственной ответственности перед народом. [3, с. 21].

Иван Карамазов – образ человека-бунтаря, человека, который пошел против принятых правил и морали. В современном обществедовольно актуальна проблема «бунтующего человека», остро стоит проблема вседозволеннсти, когда люди идут против священного, пытаясь отделиться от Бога и жить так, как им захочется. Но является ли правильным путь без священного, без его абсолютных ценностей, возможно ли найти правила жизненного поведения? Уже на протяжении нескольких столетий известные писатели и философы задавались этим вопросом. Достоевский был одним из таких авторов.

«Все позволено!» – основной принцип Ивана Карамазова. Действительно, если нет Бога или человек равен ему, то кто сможет спросить за совершенные грехи? Заплутавшие люди порой не находят действительной опоры в своей душе, это приводит к ужасающим последствиям. Каждый день до нас доходят новости об очередных преступлениях: терактах, убийствах, насилии, скулшутинге. Об этом свидетельствует пугающая статистика, появляющаяся в новостях и просторах интернета.

Возможно ли прощение дать тому, кто недостоин его? Можно ли простить каждому: другу, врагу, убийце, изуверу-инквизитору? Роман Федора Михайловича Достоевского — есть результат длительных и мучительных душевных рассуждений великого писателя-поэта. Идея эта в самом названии романа «Братья Карамазовы»- то есть речь идет о братьях, о братстве. Идея братства, которая является спасительной для всего человечества. Братство — ценнейшее духовное достижение человечества, ведь, что как ни оно поддержит человека. Нельзя не согласиться с мнением великого писателя-пророка, действительно, идея братства- это то, к чему подводит Ф.М. Достоевский читателя. Спасение России – в единстве, в братстве. Достаточно вспомнить другого нашего классика: в романе- эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» поднимается та же самая мысль – мысль о единении страны.

Чудом станут для человека люди, окружающие его, люди, которые простят тогда, когда нельзя простить и поймут тогда даже, когда и сам человек не понимает. По мысли Достоевского, без любви и совести «человек всем человечеством сошел бы с ума», раздувшись и лопнув под напором разрушительной энергии эгоистической гордости. Чтобы жить упованием светлого и прекрасного будущего человечества, нужно верить в человечество; верить в то, что человечество в целом действительно может подняться до небывалой еще высоты, а не выродиться в нравственное убожество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена актуальной проблеме духовных поисков, поисков смысла и идеалов жизни. Решение данной проблемы связано с обращением к итоговому роману писателя-пророка Ф.М. Достоевского, а именно к образу главного героя, героя-бунтаря Ивана Карамазова. В первой главе на основе анализа научных источников и дневника писателя мы выявили доминанты концепции личности Ф.М.Достоевского, исследовали феномен образа «русских мальчиков». Во второй главе на основе анализа романа «Братья Карамазовы» мы проследили диалектику внутреннего мира Ивана Карамазова. Нами определено идейное содержание воззрений Ивана Карамазова, которые ведут его к заблуждению. Как христианский писатель, Достоевский показывает трагическую судьбу человека, одержимого ложными представлениями о мире вне Бога, вне Христа. Мы пришли к выводу, что не укорененная в нравственности и вере свобода мысли превращается в своемыслие и приводит к трагедии, стираются границы между добром и злом. Достоевский ведет героя к развенчанию этой идеи, анализ краха которой совершается в больном мозгу героя, выразившись в фантасмагорическом бредовом кошмаре. Писатель показывает, что бунт ведет к крушению личности.

Далее определено значение романа в контексте современной действительности. В историософском контексте судьба главного героя – это и судьба самой России, русского интеллигента, увиденная прозорливым сердцем Достоевского. Религиозно-философский спор о человеке и Боге, воплощённый в итоговом романе Ф.М. Достоевского, позволяет глубже осмыслить реальность и трагический путь современного человека, ограниченного неверием в Бога, а значит и в человека. Для многих становится все более очевидным, что причины глубочайших нестроений нашей сегодняшней жизни связаны с духовным кризисом. Историческая интуиция писателя позволяет увидеть ошибочность бунта высшего разума против христианских ценностей, а также страшные картины самоуничтожения сильной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. – М. : Захаров, 2001. - 171 с.

Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. – М.: Просвещение, 2018. - 102 с.

Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип (в романе Достоевского «Братья Карамазовы»). ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ // От марксизма к идеализму : Сборник статей (1896-1903) – СПб. : Тип. Товарищество "Общественная польза", 1903 - 376 с.

Волкова Е.А. «Дневник писателя» как отражение исторической концепции Достоевского // Вестник рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2016. – №4. – с. 15-22

Евлампиев И.И. Главный принцип философии человека Ф. Достоевского // Соловьёвские исследования. Выпуск 2(46) – 2015. – с. 20 – 35.

Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. – Ленинград: Дет. лит. – 1980. – 254 с.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: Эксмо, 2020. – 800 с.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя – СПб. : Лениздат, 1999. – 735 с.

Достоевский Ф.М. Письма. XXVIII/I. // под ред.и с примеч. А. С. Долинина. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. – 25 с.

Коржова Е.Ю. Норма и патология личности в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – с. 61-68.

Криницын А. Б. К вопросу о типизации героев в романах «пятикнижия» Ф. М. Достоевского / А. Б. Криницын // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 128—142.

Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс : Метод. Советы. – М. : Просвещение, 2002. – 156 с.

Мехед Г.Н. Проблема человека в этике и эстетике Ф.М. Достоевского // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2013, №4 (32), с. 143-148.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» : современное состояние изучения / под. ред. Т.А. Касаткиной ; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького РАН. - М. : Наука, 2007. - 835 с.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.

Сухарев Ю.А. Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Ф.М. Достоевского // Философия и общество. – 1999. – № 3. – с. 94 – 109.

Тихомиров Б.И. «...Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»: Статьи и эссе о Достоевском. СПб.: Серебр. век, 2012 — 504 с.

Просмотров работы: 179