Литературный челлендж как эффективная работа по пропаганде чтения среди участников образовательного процесса через чтение зарубежной литературы

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературный челлендж как эффективная работа по пропаганде чтения среди участников образовательного процесса через чтение зарубежной литературы

Зверева В.Е. 1
1МОУ ИРМО «Марковской СОШ»
Конкалевская М.А. 1
1МОУ ИРМО «Марковской СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

“Чтение дает нам возможность путешествовать,
когда приходится оставаться там, где мы есть.”
Мейсон Кули

Актуальность проекта: Говорят, раньше наша страна была самой читающей в мире. Что же произошло? Почему сейчас наши сверстники не любят читать? Многие из нас предпочитают проводить время за компьютером или в телефоне, в поисках интересного, а ведь именно книга дaет нам возможность путешествовать, грамотно мыслить. Как же хочется изменить восприятие людей, и бросить вызов обществу. А почему бы не сделать это? Я решила запустить литературный челлендж по пропаганде чтения книг на примере произведения зарубежного автора. Актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: повышение читательской активности через современные средства мотивации.
Задачи:
1) выяснить причины низкого читательского интереса детей;
2) изучить литературу о пользе чтения;
3) изучить понятие челленджа и рассмотреть его виды;
4) разработать современные способы увеличения интереса к чтению на примере одной книги;
5) организовать читательские гонки в классе и апробировать методы среди одноклассников;
6) запустить челлендж по школам России через социальные сети;
Гипотеза проекта: мы предполагаем, что современные средства повысят мотивацию учащихся к чтению.
Продукт проекта: интерактивный путеводитель в литературный мир современного ученика.
Объект исследования: обучающиеся моего класса.
Предмет исследования: читательский интерес участников моего класса.
Методы исследования: сбор информации из различных источников, анализ, эксперимент, наблюдение.

 

 

1. Теоретическая часть

1.1. Роль книги в жизни человека.

Современным детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Теперь, для того, чтобы знать новости и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Отсюда низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. [1]

Книга открывает нам окно в интересный, заманчивый и неизведанный мир. Будь то художественная, историческая или научная, книга способна передать особую атмосферу. Историческая, рассказывает нам о наших предках, и с расстояния прошлых лет у нас есть возможность посмотреть на настоящее, оценить и понять его. Эта книга станет нам путеводителем в века, в которые только она знает дорогу. Художественная книга заставляет нас совершить удивительные путешествия в мир героев, где мы можем проживать жизнь вместе с ними, рaдоваться их счастью, страдать вместе с ними и ждать благополучного конца. Книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым. Мысленно побывать в других странах и городах, представить времена динозавров или будущее и очутиться там. Телевидение же даёт нам готовую «картинку», в которой за нас пофантазировал режиссёр фильма.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Читая любое произведение, мы становимся грамотнее как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

Я нашла несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.

1. Чтение уменьшает стресс.

Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые из Университета Сассекса считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижают уровень стресса.

2. Чтение помогает избавиться от бессонницы.

Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект — мозг понимает, что самое время отдохнуть.

3. Чтение делает нас более чуткими.

Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

4. Чтение делает нас более привлекательными.

Высокий интеллектуальный уровень делает нас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть своими знаниями при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.

Всякий раз, когда мы читаем, вы тренируем мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.

6. Чтение расширяет словарный запас.

Когда мы читаем, то сталкиваемся со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, необязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.

7. Чтение делает нас хорошим рассказчиком.

Чем больше чужих историй мы читаем, тем лучше будем рассказывать свои. Чем увлекательнее будут наши истории, тем интереснее мы будем казаться другим, тем убедительнее для них будут наши слова. [2]

Когда я была маленькая, я любила слушать сказки, которые рассказывала мне бабушка. Я слушала их и представляла себя прекрасной принцессой. Я гуляла по невероятно волшебному лесу в маленькой короне, радовалась и грустила вместе с героями книг, и незаметно училась понимать, что такое добро и зло, как нужно общаться с людьми. Когда я подросла и научилась самостоятельно читать, мне стали интересны стихотворения великих поэтов и более серьезные рассказы. Из них я узнавала много интересной информации о нашем мире и мире книг. Мне стало легче общаться со взрослыми, а им интересно общаться со мной. Благодаря книгам я узнала много фактов о поэтах и авторах сказок. Когда мне бывает грустно, а родители заняты, я с удовольствием беру в руки книгу и исчезаю в мире тайн и волшебства. И вся скука, плохое настроение и вредность сразу же исчезают. Иногда мне удается удивить даже взрослых информацией, которую я узнаю из книг, ведь они тоже не всегда все знают.

1.2. Вызов принят. Что такое челлендж?

Само слово челлендж возымело огромную популярность, не просто как слово, а как сам процесс. Особенно оно распространено среди молодёжи. Огромное количество челленджей проходит по всему миру. Это вызов, который один человек передает другому, другой передает третьему, и все большее количество людей присоединяется к какому-либо процессу. Абсолютно все люди могут принимать в нем участие. Это требует определённого мужества, в зависимости от того, что ты делаешь. У этого движения есть история. В массовом интернет пространстве понятие челлендж появилось не так давно. Началось оно с одного известного челленджа Ice Bucket Challenge (Ice Bucket Challenge, с англ. — «испытание ведром ледяной воды»).

В нем была конкретная цель, собрать средства на лечение склероза. В основном народ принимал участие рaди помощи центру, но потом это перешло в развлечение. Остальные челленджи больше похожи на флэшмобы. 

Сейчас можно встретить понятие челлендж, как жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей. Само слово челлендж обычно переводится как «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов». Другие значения — «соревнование» и / или «спор», а иногда — «сложное препятствие» или «задание, требующее выполнения». [3]

Челленджи бывают разных видов. 

Игровой челлендж - единый вызов, который обычно ставится перед игроком или группой и происходит в игровой форме. Челленджи добавляют в игру разнообразия -участники не только стремятся добраться до финала, у них появляется десяток новых мини-целей, которые также увлекают, пробуждают соревновательный дух. 

Спортивный челлендж -это вызов, который способствует повышению личных спортивных достижений и укреплению здоровья. Например, «30-дневный челлендж по укреплению мышц спины и формированию правильной осанки».

Литературный челлендж -это вызов, который способствует пропаганде чтения и повышения статуса книги.

Итак, челлендж –это задача, которую сложно выполнить. Это некий вызов себе и своим способностям. Чаще всего на челлендж подписываются люди, которые хотят либо повеселиться, либо что-то серьезно изменить в своей жизни. Для челленджа есть великое множество идей, иногда встречаются интересные и веселые задания, а иногда и странные.

Если создают челлендж на важную тему, то без сомнений, это привлекает много внимания этой проблеме и задействует много людей. Именно поэтому у меня возникла мысль создать этот механизм на важной для нашего поколения проблеме чтения и вызвать интерес.

2. Практическая работа

2.1. Опрос 

Я решила с помощью анкетирования и опроса учащихся выяснить их отношение к чтению. В данном опросе приняли участие 31 ученик 6В класса МОУ ИРМО "Марковская СОШ". Учащимся было предложено ответить на вопросы анкет, разработанных на основе изученного материала. 

Вопрос 1. Чем вы любите заниматься в свободное время?

Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, играть за компьютером, читать, смотреть телевизор, занятия по увлечениям -спорт, танцы, шахматы и т.д.), нужно было выбрать один или несколько ответов.

Получились такие результаты: за чтением проводят время 22%.

Вопрос 2. Любите ли вы читать?

68% ответили «да», 32% - «нет»

Вопрос 3. С какой целью вы читаете?

38,7% - школьников читают с учебной целью, 9,7% - для расширения кругозора, 22,6% - для души, 9,7% - чтобы заполнить свободное время, 19,4% - выбрали другое.

Вопрос 4. Сколько книг вами прочитано за последний год?

За последний год мои одноклассники прочитали в среднем до 10 книг, а семь учеников прочитали за год более 10 книг.

Вопрос 5. Как вы считаете, почему многие дети так мало читают?

Причиной отсутствия интереса к чтению 7 ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов. Сослались на то, что есть много других занятий 10 учащихся, и 10 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень.

Все данные анкеты по вопросам отражены в приложении (Приложение 1).

2.2. Разработка и внедрение челленджа в образовательную среду МОУ ИРМО Марковская СОШ

       По результатам анкетирования по данной проблеме можно сказать следующее: большинство учащихся понимают важность чтения в жизни каждого человека, но очень многие не знают способов расширения своего читательского интереса. Значит, эти способы надо изучать, выявлять, заинтересовать учащихся. Поэтому мы решили создать индивидуальный сайт, на котором разместили интерактивный путеводитель в мир современного ученика, где главным механизмом выступает челлендж и назвали его “Читательские гонки”.
Путеводитель представляет собой пошаговую инструкцию к организации читательских гонок учителем внутри одного класса. Он представлен на сайте, что делает его удобным для пользования любым педагогом. Достаточно просто перейти по QR-коду или ссылке, и перед вами появится интерактивная панель навигации. В нем подробно описаны все этапы проведения данного вида соревнования. (Приложение 2)

Путеводитель построен на основе произведения зарубежного автора Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Мы разработали этапы его прохождения, создали интерактивную карту. Карта челленджа отображает все этапы и дает подробные инструкции к его выполнению.

Перемещаясь по этапам интерактивно и выполняя задания на чтение, участники получают баллы. Соревновательный дух присутствует у участников во время прохождения игры.
На страницах нашего путеводителя участникам предлагалось пройти восхождение на гору, и получить звание победителя.

"Восхождение к вершине" состояло из 5 этапов, каждый расписан и обозначен на карте с определенным сроком выполнения.

Правила участия в проекте:

1) Чтение книги в свободное время, согласно этапам прохождения тура.

2) Чтение на 1-й перемене в школе -обязательное условие конкурса.

3) Ведение записи заданий в тетрадях.

4) Сдача тетрадей на проверку каждую пятницу.

5) Выставление баллов в таблицу рейтинга каждое воскресенье.

6) Выявление победителей проекта.

7) Запуск челленджа по школам через социальную сеть Инстаграмм.
Для проведения этого проекта было назначено несколько участников-экспертов среди учеников, где каждый выполнял определенные задачи.

проверка соблюдения требований этапам, 

проверка содержания прочитанных глав, 

ведение рейтинга участников на интерактивной карте, 

съемка видео, 

составление заданий для выявления победителей.

Завершающим этапом была видеозапись обращения учеников проекта с призывом к чтению, и публикация ее на социальной странице школы Инстаграмм.

Вывод: Эксперимент показал, что литературный челлендж оказался полезным. Обучающиеся признались, что такой способ челленджа и присутствующий дух соперничества в форме игры мотивировал их на чтение. Очень интересно было наблюдать за процессом, многие ребята так увлекались чтением на перемене, что привлекали внимание учеников других классов. А также, хочется заметить, что после публикации нашей работы, интерактивный путеводитель сразу нашел отклик по работе с ним в других школах нашей области. (Приложение 3).
В школьном обучении литературный челлендж может стать хорошим примером нетрадиционной формы работы с книгой, а применение его на внеклассных занятиях могут быть увлекательными и интересными. 

 

Заключение

В настоящее время остро стоит проблема осознанного чтения детей. Предлагаемый путеводитель в литературный мир современного ученика ориентирован на создание системы сотрудничества между участниками образовательного процесса через систематическую работу по пропаганде чтения посредством одной из нетрадиционных форм работы с книгой -литературного челленджа.

Новая форма работы оказалась интересной. Применение челленджа делает образование современным и увлекательным, ведь челлендж – это задача, которую сложно выполнить. Это некий вызов себе и своим способностям. Таким образом, можно сказать, что гипотеза проекта подтвердилась.

Итак, цели и задачи исследования были успешно решены.

В результате исследования доказано, что проект “Литературный челлендж как эффективная работа по пропаганде чтения среди участников образовательного процесса через чтение зарубежной литературы” можно успешно применять как инновационный инструмент в образовании средней ступени обучения детей. Поэтому, мы уверены, что мы на пути к великим переменам. Может быть, именно о нашем челлендже скоро заговорит мир. Челлендж —для многих это способ поверить в себя, совершить что-то, на что при других обстоятельствах, человек бы не согласился. Челлендж –это нетрадиционная форма работы, которая позволяет достучаться до сердец людей. Пусть библиотека станет территорией чтения, и в этом нам поможет челлендж!

Список литературы

Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. –М.:МЦБС .2008. [Электронный ресурс]- http://www.ifapcom.ru/files/publications/rekomend_obr_1.pdf

Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно// Новое литературное обозрение. -2001. -№ 51. [Электронный ресурс]- https://www.docsity.com/ru/kto-i-chto-segodnya-chitaet-i-zachem-im-eto-nuzhno/1141960/

Википедия. Челлендж. [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org/wiki

 

Приложение 1

Анализ анкетирования учащихся «Чтение в вашей жизни»

Приложение 2

Интерактивный путеводитель в мир современного ученика “Читательские гонки”

Автор: Зверева Валерия

Образовательная организация: МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Область применения: внеурочная деятельность

Место проведения: образовательная организация

Целевая группа мероприятия: учащиеся средней школы

Продолжительность: до 1 месяца

Форма проведения: соревнование по чтению

Ресурсы, оборудование для реализации мероприятия: - личные телефоны или компьютеры учащихся
- бумажные книги
Цель мероприятия:
- Повышение читательской активности через современные средства мотивации.
Задачи: - Организовать читательские гонки в классе
- Записать свой видео-челлендж
Описание путеводителя “Читательские гонки”

Рекомендации к использованию:

Готовый продукт путеводителя представлен на сайте.

https://sites.google.com/view/chellenge2022/главная-страница

Он представляет собой инструкцию к организации читательских гонок учителем внутри одного класса. Учитель выбирает учеников-экспертов, которые помогут ему в проведении соревнования. 

Каждый выполняет определенные задачи.

-проверка соблюдения требований этапам,

-проверка содержания прочитанных глав,

-ведение рейтинга участников на интерактивной карте,

-съемка видео,

-составление заданий для выявления победителей.

Инструкция:

Выберите книгу месяца.

Подготовьте план работы над этой книгой, разделите главы книги на несколько этапов.

Создайте интерактивную карту и пропишите в ней условия выполнения этапов и получение баллов.

Выберите экспертов среди участников гонки, распределите задания между ними.

По прохождению этапов отслеживайте выполнение заданий учащимися, проверки экспертами, выставление баллов в рейтинг таблицы.

Правила участия в проекте:

1) Чтение книги в свободное время, согласно этапам прохождения тура.

2) Чтение на 1-й перемене в школе- обязательное условие конкурса.

3) Ведение записи заданий в тетрадях.

4) Сдача тетрадей на проверку каждую пятницу.

5) Выставление баллов в таблицу рейтинга каждое воскресенье.

6) Выявление победителей проекта.

Образец организации проекта на примере одной книги.
Ученикам класса предлагается принять участие в соревновании, пройти восхождение на гору и получить звание победителя."Восхождение к вершине" состоит из 5 этапов, каждый расписан и обозначен на карте с определенным сроком выполнения (рис.1).Задание для старта и интерактивная карта со всеми этапами прохождения гонки находятся по QR-коду (рис.2), который нужно выдать учащимся в начале соревнования. Это маршрутный лист с заданиями.

Карта игры:

1 Этап- задание

1) Прочитай 1,2,3 главы книги за эту неделю.

2) Составь задания по содержанию каждой прочитанной главы и ответы к ним.

У тебя получится 3 задания- 3 балла 

Например, кого встретила Алиса первым, когда попала в страну чудес?  Белого кролика.

3) Помни о доп. баллах- 1-я перемена чтение книги- 4 балла

2 Этап- задание

1) Прочитай 4,5,6 главы книги за эту неделю.

2) Составь задания по содержанию каждой прочитанной главы и ответы к ним.

У тебя получится 3 задания- 3 балла

3) Нарисуй рисунок любой главы - 2 балла

4) Помни о доп. баллах- 1-я перемена чтение книги- 4 балла

3 Этап- задание

1) Прочитай 7,8,9 главы книги за эту неделю.

2) Составь задания по содержанию каждой прочитанной главы и ответы к ним.

У тебя получится 3 задания- 3 балла

3) Запиши ролик на 20 сек, задай любой свой вопрос по книге в камеру - 2 балла.

При этом помни правило сьемки челленджа, берешь апельсин со стороны камеры, задаешь вопрос, отдаешь апельсин в камеру. Можно так же, брать апельсин слева, задавать вопрос и передавать апельсин вправо, якобы другому лицу. Пример видеоролика можно посмотреть по QR-коду или ссылке (рис.3).

4) Помни о доп. баллах- 1-я перемена чтение книги- 4 балла 

4 Этап- задание

1) Прочитай 10,11,12 главы книги за эту неделю.

2) Ознакомься с биографией и творчеством писателя.

Составь задания о биографии писателя и ответы к ним.

У тебя получится 3 задания -3 балла

5 Этап- задание

Пройди испытание на знание книги. На этом этапе эксперт собирает все задания за прохождение игры и формирует из них викторину для опроса.

6 Этап- Объявление победителей.

Топ лист- гугл-форма с таблицей рейтинга участников (рис.4).

Рисунок 1. Интерактивная карта

https://view.genial.ly/6184d42d217f9a0d6bad6be7/interactive-image-reading-challenge-6v

Рисунок 2. QR-код и ссылка на интерактивную карту

https://disk.yandex.ru/i/cSCNbirVNpdkPQ

Рисунок 3. QR-код и ссылка на видео- челлендж от 6В класса

Рисунок 4. Топ лист- гугл-форма с таблицей рейтинга участников

Приложение 3

Просмотров работы: 526