Знаки препинания в Эпоху Интернета

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Знаки препинания в Эпоху Интернета

Сираканян С.А. 1
1Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия»
Зверева Т.В. 1
1Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Использование компьютеров привело к тому, что знаки препинания снова начали изменяться, и не только из-за множества символов на клавиатуре, но и благодаря появлению привычных уже смайликов, которые начали акцентировать эмоции. По-видимому, развитие пунктуации не закончилось, а просто застыло в ожидании нового технологического прорыва, чтобы внести в письменную речь новые обозначения. Это пока только начало, но уже сейчас люди решают, как будут акцентировать свои мысли и эмоции. «Смайлики» - простое и эффективное средство выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить и следующие несколько сотен, а может и тысяч лет. Эти новые обозначения – угроза знакам препинания или…скорая их замена? Я решил выяснить, как развивалась пунктуация и, как повлияли современные средства общения на их обозначение или отсутствие вовсе.

Цель: выяснить значимость применения на письме знаков препинания.

Объектом исследования является раздел науки о языке – пунктуация

Предмет исследования – знаки препинания

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

Познакомиться с историей возникновения знаков препинания;

Исследовать литературу с целью выяснения, какие знаки препинания существуют в современном русском языке и какие функции они выполняют;

Проанализировать особенности интернет - общения с целью выявления причин несоблюдения правил пунктуации;

Провести социологический опрос среди разновозрастного населения на предмет их отношения к знакам препинания и знаний о них;

Выявить и проанализировать пунктуационные различия в текстах произведения и чатах; результаты отразить в таблице.

Гипотеза:предположим, что знаки препинания необходимы в письменной речи независимо от ситуации общения

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша.

Всё чаще приходится быть свидетелем того, что современный человек пренебрегает правилами пунктуации, даже самыми простыми. С чем это связано? В век погружения в интернет не могли не произойти изменения в сфере письма. Пунктуация в текстах социальных сетей отличается от пунктуации в печатных текстах.

Традиционные значения знаков препинания складывались на протяжении столетий, пунктуация в социальных сетях развивается в наши дни самостоятельно. «Современные знаки препинания» вместе с традиционными образовали новые сочетания и приобрели свои значения и правила постановки.

Как изменилось применение пунктуации в разные периоды времени?

Какие функции выполняют «современные знаки препинания?»

Нужны ли знаки препинания при общении в социальных сетях?

Глава I.Исторические корни

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).

1.1. Для чего ставились точки

Русская система знаков препинания сложилась в основном к XVIII веку. Чтение в Древней Руси было медленным и грудным, поскольку древнерусские рукописные тексты писались без разделения на слова, и, следовательно, не было нужды ни в знаках разделения, ни в знаках выделения. Чтобы облегчить чтение, нужно было, прежде всего, отметить границы предложений и отдельных их частей. Так появилась точка (греч. stigma - "метка от укола"", лат. punktum -"сделанное уколом") - первый и основной знак чтения текста, а вместе с ней и пробел как место для точки. Но знаки окончания предложения скорее ставились не тогда, когда этого требовал смысл, а когда писец чувствовал потребность отдохнуть. Ставились эти знаки (точка; три точки, расположенные треугольником; четыре точки, расположенные ромбиком) или внизу строки, или посередине строки, или вверху строки, и роль этого знака была весьма неопределенной.

1.2. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова

К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его "черта", а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — "молчанкой". Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась "полуточием", восклицательный знак — "удивительным" знаком, кавычки — "пресекательным" или "отменительным" знаком, знак переноса— "единительным" знаком (или "единитным"), скобки — "вместительным" знаком (который "слово или целый разум в речь вмещает").

В 1755 году в Петербурге была напечатана "Российская грамматика" М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении втором был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления. Теоретическую разработку вопроса о пунктуации находим в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова, который дал перечень знаков препинания ("строчных" знаков) и изложил правила их употребления. Ломоносов сформулировал основной принцип, на котором основываются правила расстановки знаков препинания: это смысловая сторона речи и ее структура. Он пишет: "Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам". Под "разумом" Ломоносов имеет в виду то, что мы назвали бы предложением. И в этой же работе он описал правила расстановки запятой, точки, двух точек (двоеточия), точки с запятой, вопросительного знака, удивительного (восклицательного) знака, единительного знака (знака переноса слова), и вместительного знака, то есть скобок. Вот как объясняет Ломоносов скобки: "Вместительный - слово или целый разум в речь вмещает без союза».

1.3. Три основных направления пунктуации

В истории русской пунктуации, по вопросу об её основах и назначении, выделились три основных направления: структурно-грамматическое (синтаксическое), логическое, и интонационное.

Структурно-грамматическое (синтаксическое) направление.

Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается "указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений", которое служит "для облегчения читателю понимания писаной речи". Относительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат "для показания тона речи

Логическое направление

Логический принцип служит для выражения смысла предложения. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф. И. Буслаев, который считал, что "... знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (...) и тире (-)"".

Интонационное направление

Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А. М. Пешковский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т.д. Часто интонационному знаку в устной речи соответствует пауза.

Вывод:

Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется до сих пор.

Таким образом, система современной пунктуации складывалась в течение длительного времени и к настоящему времени подчиняется трем принципам: структурному (нормативность, официальные правила); смысловому (индивидуально-авторские знаки) и интонационному (естественные речевые паузы), основным из которых является всё-таки структурный принцип: он обеспечивает пунктуации определенную стабильность, а два других дают возможность передать всё богатство и разнообразие смысловых оттенков и эмоций.

Глава II. Общение в интернет-чатах

2.1. Язык виртуального общения

Виртуальное общение - одно из самых популярных видов общения в нынешнее время. И чем больше развивается Интернет, тем больше мы проводим в нем времени. Нас всегда ждут множество форумов, чатов, социальных сетей. Вся суть этих услуг сводится на общении людей с людьми. Причем рамки расстояния стираются, и рядом друг с другом могут быть люди с разных стран, городов.

В чем же специфика интернет – общения? Почему в чатах все реже соблюдаются пунктуационные правила? Есть ряд отличий, которые приводят к новым языковым явлениям.

Рассмотрим те языковые явления, которые мы отметили в процессе наблюдения над языком виртуального общения:

Во время виртуального общения мы не видим собеседника, часто даже не представляем себе, как он выглядит и благодаря этим факторам облегчается процесс общения. Мы можем высказывать свои мысли не стесняясь, использовать просторечную и разговорную лексику.

В виртуальном общении наблюдается также краткость высказываний. Такое сокращение используется не только ради экономии времени, но и своеобразная дань времени.

Также в современном общении широко используются «смайлики». Это не что иное, как знаки препинания, расположенные в определенной последовательности. Употребление смайлов значительно облегчает общение в интернете. Они служат как средством выражения эмоций, так и знаками препинания. Смайлики «компенсируют отсутствие интонации, мимики, передают настроение» и являются своеобразными знаками препинания.

Таким образом, общение сегодня характеризует современную эпоху. Мы стремимся успеть как можно больше за меньшее количество времени. Наши предложения становятся короче, и в них мы стараемся выразить емкую информацию. В этом мы видим основную причину несоблюдения правил постановки знаков препинания.

2.2. Сетевой этикет

Поскольку общение в интернете изначально чаще всего подразумевает неформальность, довольно закономерно некоторое упрощение и пренебрежение к правилам русского (и не только) языка. Сложилось даже понятие сетевого этикета, который включает в себя и вопрос о том, как расставить знаки препинания. (Таблица 1)

В традиционной письменной речи знаки препинания в основном структурируют текст и облегчают его восприятие. При общении в Сети эти «высокоуровневые» функции оказываются лишними и отбрасываются.У знаков препинания появляется новая важная роль — индикаторов эмоций.

Когда мы разговариваем вживую, настрой собеседника считывается по различным невербальным каналам: тону, жестикуляции и так далее. В крупноформатных текстах: книгах, публикациях в СМИ, письмах — у автора обычно достаточно места и времени, чтобы объяснить свою позицию. В онлайн-чатах и мобильной переписке ситуация другая: все слишком быстро и кратко.

Частично решают эту проблему разного рода эмотиконы. Но с ними тоже не все просто. Веселый и грустный смайлики понятны всем, а вот чтобы дешифровать какой-нибудь более загогулистый вариант (например, }:->), приходится уже лезть в «словари».

Та же беда и с графическими пиктограммами. Большинство этих картинок фиолетовых физиономий с острыми ушами довольно далеки от однозначного интуитивного восприятия.

Таблица - 1 Применение знаков препинания в чатах

Знак

Значение

Точка (.)

Точка в конце длительного диалога - это знак того, что собеседник хочет закрыть тему. В иных случаях это выглядит грубостью и холодностью.

!!!!!!!!!

Восклицательный (-ые) знак(-и)

Большое количество восклицательных знаков означает, в зависимости от контекста, бурные отрицательные или положительные эмоции.

……………..

Многоточие

Многоточие может показывать отчаяние, задумчивость, меланхолию и некоторые другие оттенки настроения, которые вряд ли можно назвать позитивными.

,

Запятая

Расстановка же запятых в сетевом общении редко бывает предметом серьезных размышлений, ведь цель - донести до собеседника суть, а оформление мысли в данном случае вторично.

?

Вопросительный знак

Отбросить вопросительные знаки нельзя.

Хотя эти правила и отличаются от общих, запомнить их несложно. И, естественно, нужно учитывать, что они не касаются деловой и официальной переписки, которые должны быть оформлены верно и грамотно.

Вывод: Знак препинания - это мощный инструмент, который нужно использовать аккуратно.

2.3. Искусственный язык Интернета

Современных тинейджеров бывает непросто понять. Другие слова, другой контекст использования, другая орфография.

Новое значение в нынешней ситуации все-таки есть: это невиданная раньше скорость изменений и их глобальность. Под влиянием Интернета и мобильных технологий одновременно быстро эволюционируют большинство мировых языков во главе с английским. Наиболее заметны нововведения в лексиконе: «погугли», «паблик», «мем». А также упрощения из разряда «как слышится, так и писать теперь будем», вызывающие праведный гнев «граммар наци».

Но есть и менее очевидные сдвиги. Например, в такой традиционно очень «неживой» и формализованной части языка, как пунктуация.

2.4. Точка резкости

Возьмем, например, точку в конце предложения. В электронных коммуникациях ее мало кто использует. Зачем, когда можно просто нажать «Enter» для отправки очередной реплики?

https://twitter.com/_mint14/status/640853335432658944

Зато, если эта «ненужная» точка в конце фразы все-таки появляется, значит, она что-то в себе несет. И сегодня в большинстве случаев она стала эквивалентна резкому тону разговора. Это может быть: «Дискуссия закончена. Я сказал — будет так. И точка». Или: «Ты меня здорово разозлил». Или: «Когда же ты наконец отвяжешься!»

Это правило онлайн-пунктуации никто не предлагал с высоких академических трибун и не насаждал потом десяток лет в школе. Само прижилось и расползлось по миру.

2.5. Сорные знаки

Такая же история и с многоточием, которое в сетевой переписке выступает этакой «мямлей» — противоположностью резкой и категоричной точке.

Тайная жизнь знаков препинания в эпоху Интернета #пунктуация #сленг #молодежь

Tweet

Когда-то многоточие использовалось относительно редко и по определенным поводам (например, для обозначения пропущенного фрагмента текста). Сегодня это универсальный знак, который чаще всего не несет никакого смысла, но тем не менее встречается на каждом шагу.

Исследователи языка считают, что многоточие в современных коммуникациях закрывает две большие «дырки в стене».

Первая — имитация живого разговора. В устной речи мы очень много мычим, экаем, нукаем и производим массу других вроде бы бесполезных звуков. Но на самом деле без них речь становится неуютной (если это, конечно, не новостной репортаж по ТВ) — слишком уж прямой. И вот многоточия позволяют как раз задать комфортный ритм пауз в разговоре, сгладить излишнюю прямоту, убавить накал.

Вторая роль отточий — роль сорняка в огороде. Пиши себе любые отрывочные мысли, приходящие в голову, и перемежай многочисленными точками. Без них будет бред, с ними — глубокие суждения с массой недосказанного.

Многоточия очень комфортны: не нужно думать над тем, что ты хочешь сказать, где начинается и кончается каждый тезис, как структурировать предложения… Получается такая идеальная прокладка, которой можно пересыпать отдельные слова. И эта роль, конечно, очень в тренде тотального упрощения языка.

Язык следует за изменениями в жизни. Ну и что тогда удивляться, что наша письменная речь отдаляется от литературных стандартов XX века?

Новое время — новые правила. (Приложение №1)

Глава III. Практическая часть

3.1. Функции знаков препинания в традиционном письме и чатах

В «сетевых текстах часто нарушаются законы синтаксического построения речи, точно так же еще более значительным изменениям подвержено и использование системы знаков препинания».[7] Поэтому в практической части нами был проведен анализ функций знаков препинания

Цель: дать сравнительный анализ функций знаков препинаний в традиционном письме и чатах. Примерами для анализа стали произведения из школьной программы и различные чаты и форумы.

Результатом нашего исследования стала диаграмма 1

1. В интернет – общении знаки препинания выполняют совершенно другие функции и живут в другом мире «Эпоха Онлайн».

2. В чатах знаки препинания больше служат средством выражения эмоций.

3. В мире интернета значение знаков препинания значительно сокращается, что затрудняет понимание высказывания и приводит к безграмотности современного поколения.

4. Наиболее употребительны такие знаки препинания, как точка, запятая, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак.

5. В интернет – общении двоеточие, точка с запятой, тире практически не употребляются.

3.2. Социологический опрос «Нужны ли знаки препинания в интернет – общении?»

Для более полного исследования нами был проведен социологический опрос на тему «Используете ли вы знаки препинания в чатах»

Базой для исследования стала МАОУ Гимназия г. Чернушка. Было опрошено 50 человек в двух возрастных группах:

1. Ученики 5,9,11 классов (активные пользователи сети интернет)

2. Учителя нашей гимназии

Вопросы опроса:

1. Есть ли у вас дома компьютер, интернет?

2. Общаетесь ли вы в социальных сетях?

3. Используете ли вы знаки препинания в переписке в чатах? Если да, с какой целью?

4.Всегда ли вы ставите знаки препинания по правилам при общении в сети интернет?

5. Нужно ли использовать знаки препинания при общении в чатах?

Результаты исследования показали, что у 100 % опрошенных имеется дома интернет и все общаются в социальных сетях.

В первой возрастной группе учащихся лишь 36% опрошенных ставят знаки препинания, а во второй возрастной группе учителей - 98% опрошенных. В первой возрастной группе используют знаки препинания «для выражения эмоций», «ставят автоматически». Во второй возрастной группе «для понимания высказываний», «показать грамотность»,

На вопрос: всегда ли ставите знаки препинания по правилам, в первой возрастной группе учащихся положительно ответили 28%, во второй, учителя - 98%.

На вопрос: нужно ли использовать знаки препинания при общении в чатах, в первой возрастной группе положительно ответили лишь 32 %. Объяснив это тем, что и без знаков препинания все понятно.

Во второй возрастной группе, учителя положительно ответили 100%. Многие считают, что отсутствие знаков препинания затрудняют восприятие текста, а также является показателем безграмотности собеседника.

Результаты опроса показали, что интернет – общение - самый распространенный способ общения. При общении в чате допускают пунктуационные ошибки, как представители молодого поколения, так и взрослого. Взрослые более серьезно относятся к правилам пунктуации и считают, что они необходимы.

3.3. Функции знаков препинания

Очень многие люди искренне не понимают, зачем нужны знаки препинания. Особенно это касается молодого поколения, которое «строчит» в социальных сетях сообщения друзьям, даже не задумываясь о том, что та или иная фраза может быть воспринята двояко, если не поставить элементарную запятую в нужном месте.

Вот как можно понять, к примеру 1, такую фразу: «Маша сидела на лавочке, которая стояла под деревом и ждала свою подругу»? Если о том, что лавочка стояла под деревом, еще можно догадаться, несмотря на то, что запятая после слова «лавочка» все-таки нужна, то о том, кто ждал подругу, Маша или скамейка, уже возникает резонный вопрос. И пусть на всевозможных форумах нынче и модно писать нарочито безграмотно, но в реальной жизни, в которой люди учатся и работают, ошибки неприемлемы. Особенно это касается деловой документации: написанный с ошибками договор непременно поставит под сомнение либо благонадежность компании, либо наличие интеллекта у лица, составлявшего данный контракт. Поэтому не стоит даже сомневаться: пунктуация в русском языке так же, как и орфография, просто необходимы. Из-за одной, неправильно поставленной (или не поставленной вовсе) запятой, важное предложение либо теряет всякий смысл, либо приобретает совсем иной. Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете: вы периодически делаете паузы между словами или предложениями, произносите свою речь с различными интонациями (вопросительная, восклицательная и т.п.), особым голосом выделяете важные моменты… Почему же при написании какого-либо текста не делать то же самое? Ведь функции знаков препинания состоят как раз в том, чтобы выделить что-то важное, придать тексту ту или иную эмоциональную окраску и смысл.

Пример-2., запятыми обычно выделяются: - обращения («Здравствуй, Вася, как дела?»); - вводные слова (вероятно, несомненно, значит, следовательно и т.п.); - перечисления («У нас дома живут: кошка, собака, два попугая, канарейка и хомячок»); - сравнения («Она хитрая, как лиса»); - причастные и деепричастные обороты («груз, отправляемый на станцию» (причастный), «подходя к дому, я почувствовал озноб» (деепричастный); - простые предложения, соединенные между собой по смыслу в сложное («Коля постучал в дверь квартиры, которая была указана в адресе, и в скором времени ему открыли»). Если с запятыми все понятно, перейдем к следующему вопросу, который также может быть не всем ясен:

Пример- 3.Зачем нужны знаки препинания, такие, как двоеточие и тире? Ничего сложного здесь нет, ибо первый знак ставится в следующих случаях: - перед тем, как сделать перечисление («В шкафу висели: платья, пальто, юбки, пиджаки»); - перед прямой речью или началом диалога («И тогда Петя сказал: «Не пойду я в этот дом»); - перед тем, как дать разъяснение чего-либо («Катя из окна увидала занимательную картину: Мурзик ел из миски Бобика, который сидел в сторонке и с прискорбием наблюдал, как исчезает мясо, которое дал ему хозяин»). Тире же ставится в случаях, если: - нет связки между двумя существительными («Вся жизнь – игра»); - в предложении присутствуют слова «это», «значит», «вот» («Сны – это отображение наших мыслей и желаний», «Любить – значит жить»); - необходима интонация между тем или иным членом предложения («Это – гигант мысли и особа, приближенная к императору»). Конечно, это далеко не все случаи, в которых ставится тире, их гораздо больше, но смысл, думаем, понятен.

Пример-4. А зачем нужны знаки препинания, такие как вопросительный и восклицательный знаки? Конечно же, для того, чтобы подчеркнуть необходимую интонацию. Если вы хотите задать вопрос, то, разумеется, соответствующий знак в конце предложения будет более чем уместен. Если вы в своем письме выражаете бурные эмоции, то значок восклицания поможет вашему оппоненту это понять. Стоит отметить, что, согласно правилам пунктуации, нельзя ставить более трех восклицательных знаков. Хочется верить, что теперь вам стало более понятно, зачем нужны знаки препинания в предложениях, и надеемся, что с этого момента вы станете их использовать более активно и правильно.

4.Заключение

Подводя итог, отметим, что знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

В современном информационном обществе язык, несомненно, подвергается всяческим изменениям, в том числе и пунктуация. Но положительно ли это изменение? По нашему мнению, язык виртуального общения, влияя на язык живого общения, порождает безграмотность и затрудняет восприятие высказывания. Несомненно, что мы не сможем отказаться от языка, который используем в интернет - общении, но мы должны разграничивать ситуации общения.

Подводя итоги, можно сказать, что нам удалось достигнуть цели данной работы, выполнив ее задачи. Мы показали особенности интернет – общения, проанализировали знаки препинания и их функции в социальных сетях. Выявили, что общение в чате имеет свою специфику, свои особенности, правила. Пунктуационные правила в чатах часто не соблюдаются, они довольно разнообразны, индивидуальны. Знаки препинания в современном общении служат в основном средством выражения эмоций. Это связано с тем, что высказывания в чатах представляют собой короткие реплики. Также знаки препинания используются с разной степенью интенсивности: в молодежных текстах их меньше, чем в переписке людей старшего поколения. Отсутствие знаков препинания в некоторых случаях затрудняют понимание текста, поэтому мы считаем постановку знаков препинания необходимой, так как от правильного понимания текстов зависит отношение между людьми, поведение и настроение.

Таким образом, гипотеза исследования доказана: знаки препинания в письменной речи необходимы независимо от ситуации общения, так как их отсутствие затрудняет восприятие высказывания.

Пунктуация – очень сложная, однако, такая важная наука. Информацией, отраженной в данной работе мы хотели показать то, что каждому человеку необходимо знать и правильно применять знаки препинания, чтобы уметь грамотно и точно излагать свои мысли, чувства, эмоции. (Приложение №2)

5. Библиографический список

1. Занимательная грамматика

2. Г.Г. Граник С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации». - Просвещение, 1991

3. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990

4. Лопатин М. Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина.-М.,2001

5. Пеньковский А.Б., Шварцкопф Б.С. Опыт описания русской пунктуации как функциональной системы / Современная русская пунктуация. - М., 1979

6. Русский язык. Энциклопедия. - М., 2007

7. .Шубина Н.Л. Пунктуация современного русского языка/ Н.Л. Шубина. - М.: Академия, 2006

8. Энциклопедический словарь юного филолога, М., 1984

Интернет-ресурсы:

1.http://festival.1september.ru/articles/612457/

2.http://origin.iknowit.ru/paper123

3.http://startem.edurm.ru/tch/eld/docs/rus.doc

Приложение №1

Всем известный диез (или просто «решётка») # в научном мире называется «октоторп»,

а звёздочка * – «астериск».

Приложение №2.

Интересные факты

Чудесные знаки

В.Гюго

Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить.

В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".

К.Паустовский

К.Паустовский в повести “Золотая роза” вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем...

И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...

«На следующее утро , - вспоминает К.Паустовский, - я прочёл рассказ и немел. Это была прозрачная литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброса не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

-Это чудо!- сказал я.- Как вы это сделали?

-Да просто расставил правильно знаки препинания…»

Просмотров работы: 2150