ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА КНИГИ НА ВЫБОР ЧИТАТЕЛЯ

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА КНИГИ НА ВЫБОР ЧИТАТЕЛЯ

Лискевич Е.С. 1
1МАОУ "СОШ №266 ЗАТО Александровск"
Васильева И.В. 1
1МАОУ "СОШ №266 ЗАТО Александровск"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема создания привлекательного дизайна книги все чаще встает ребром перед издательскими домами и типографиями, из-за того, что все больше молодых людей уходит на просторы виртуального мира. Мы наблюдаем резкое изменение стиля речи не в лучшую сторону. Что стало следствием отсутствия желания читать книги.

Исследования в области изучения оформления книг могут быть продолжены и расширены, так как моя работа рассматривает из множества проблем только одну сторону. Много научных статей пишется последнее время, посвященное чтению книг:

- В 2001 году вышла статья Зуева Б. «Роль дизайна в книгоиздании» в журнале «КомпьюАрт».

- В 2005 году кандидат искусствоведения Корытов О. В. написал диссертацию «Проблемы дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца ХХ – начала ХХI вв.» [1].

- В 2017 году вышло ряд статей: Ивиной К. В. «Книга в поле современного читателя: социокультурный анализ», Ганзиковой Г. С. «Библиоигрушки в век электронных коммуникаций», Марьясовой Н. В. «Семейное чтение в современном формате. Можно ли возродить традицию?» [2, 3, 4].

- В конце 2019 года вышла статья «Роль графического оформления книги в восприятии произведений художественной литературы», авторами которой являются сотрудники Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина: кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Средовой и графический дизайн» Депсамес Л. П. и доцент этой же кафедры Яковлева С. И. [5].

Объектом исследования моей научно-практической работы являются современные книги, предметом исследования – отношение читателей к дизайну книг, а субъектом исследования – группа людей, принявших участие в анкетировании.

Цель научно-практической работы: изучить влияние оформления книги на выбор читателя.

Задачами, которые надо решить в ходе выполнения работы являются:

провести анкетирование читателей разных возрастных групп,

обработать бланки анкет,

сделать выводы.

В своей работе, я буду искать ответы на следующие вопросы: какие требования мы выдвигаем к книгам и что нас привлекает больше при выборе книг?

Гипотеза – книги с ярким дизайном читатели берут чаще, чем книги более скромного оформления.

Для сбора фактов, их проверки и выявления зависимости, определения причин и следствия, а также для формирования вывода научно-практической работы мною будут использоваться следующие методы:

статистические методы – сбор информации, ее систематизация;

экспериментально-теоретические методы – анализ, собранной информации;

теоретический метод – изучение и обобщение данных.

Требования к выбираемым книгам.

Книга – основной источник информации. Каждый день люди читают научные статьи, художественные произведения или профессиональную литературу.

Что мы ждем от информации в книгах или статьях? Ответ на этот вопрос у каждого будет свой:

Находим ответы на вопросы;

Формируем мировоззрение, развиваем память, внимание, мышление, воображение, интеллект;

Изучаем опыт других людей;

Ищем себя и достигаем новых целей;

Отвлекаемся от будней;

Расширяем словарный запас, улучшаем письменную и устную речь.

Как мы видим, польза от чтения огромна!

Но кто-нибудь задавался вопросом: как мы выбираем книги? Что для нас является главным в книге?

Находясь в библиотеке среди стеллажей с книгами, мы начинаем теряться. Но потом мысленно рассуждаем о критериях, требованиях к книге, которую хотим прочесть. Мы подсознательно себя тестируем и методом исключения сужаем круг интересующей нас литературы.

Каждый из нас отдает предпочтение любимому жанру. В каждом возрасте отношение к жанрам меняется. Книгу, написанную в любимом жанре, читают с особым удовольствием: интересный сюжет настолько увлекает, что хочется скорее дочитать произведение и узнать развязку истории.

Очень часто, при выборе книги, мы руководствуемся рекомендациями друзей или отзывами других читателей. Конечно, мнения об одной и той же книге могут быть разные и зависят от предпочтений того или другого человека.

Часто в жизни мы читаем ту или иную литературу по необходимости. Например, учитель в школе дал задание изучить произведение, или сотрудник организации для запуска новых методик изучает профессиональную литературу. В этом случае, человек настраивается подсознательно на изучение и понимание данной литературы, для дальнейшего ее применения на практике.

Вне зависимости от выбранной нами статьи или произведения, мы хотим узнать ценную информацию. Все новые знания рано или поздно люди применяют в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Особое внимание при выборе книги уделяется ее оформлению. От манеры подачи информации зависит то, как она будет восприниматься читателем. Например, короткие абзацы, понятные слова и простые предложения способствуют лучшему восприятию и пониманию текста.

Большое значение в оформлении произведения в книге играет шрифт. Размер букв напрямую влияет на скорость чтения. Мелкий шрифт вынуждает наши глаза напрягаться, они устают, и мы вынуждены отложить книгу, чтобы сделать гимнастику для глаз и сменить на время деятельность. Замысловатая форма букв также снижает скорость чтения и усвоение информации. В этом случае, мы пытаемся разгадать отдельные слова, их уже собрать в словосочетания, предложения, а уже потом в полноценный текст. Все это отбивает желание читать. Наше внимание рассеивается, мы быстро устаем и, как следствие, откладываем книгу для смены рода деятельности на время отдыха. А получая информацию «кусками», мы теряем интерес к чтению, так как не можем в своем воображении воспроизвести весь сюжет.

Какое-то время читатель находится под впечатлением от прочитанной книги. Любая книга заставляет задуматься и сделать свои выводы. Сами того не замечая, мы анализируем книгу. В нашей памяти всплывают главные герои, их описание и характер, различные понравившиеся цитаты.

А нужны ли в книгах картинки? Мы выбираем книги по привлекательным рисункам?

И на эти вопросы нет однозначного ответа. У каждого читателя отношения к иллюстрациям в книгах будет свое. Маленький ребенок будет рад посмотреть красочную книгу с небольшими текстами. Потому что ребенок воспринимает информацию визуально. А взрослый человек может быть равнодушен к рисункам в художественной литературе, потому что ему важен захватывающий сюжет. Но в то же время, он будет рад видеть инструкцию в картинках в специальной литературе. А может быть красочные рисунки в книгах придумали, чтобы подороже продать эту книгу?

Каждый издательский дом ищет свое решение, при разработке дизайна книги. При этом, все чаще издательские дома предпочитают выпускать яркие книги. Художники по оформлению, дизайнеры издательских домов часто ограничены сроками выполнения своей творческой работы. У них нет времени на чтение произведения, которое они оформляют. А в работе может находиться сразу несколько произведений разных авторов. Поэтому дизайнер получает техническое задание с кратким содержанием от автора. Разрабатывается несколько вариантов оформления книги, из которых автор утверждает тот самый вариант, который, по его мнению, примет читатель [1].

Анализ зависимости дизайна книги от выбора читателя.

А теперь, обратим свое внимание на стеллажи с книгами в библиотеках, в книжных магазинах или посмотрим книги из домашней библиотеки. Произошла эволюция в дизайне книг. Мы видим, как со временем изменяется оформление книг. Например, книги, изданные в середине 20 века, отличаются от книг, изданных в 21 веке своей скромностью, лаконичностью и строгостью. Современные книги более пестрые, привлекают внимание читателя. Но возникает ли у читателя интерес к самому тексту?

В своей работе, я решила выяснить: как влияет оформление книги на выбор читателя?

Для проведения анкетирования, мною были составлены вопросы и даны несколько вариантов ответов, которые предполагалось могут ответить опрашиваемые читатели. Бланк анкеты можно посмотреть в Приложении 1 на странице 12 работы.

Всего в анкетировании приняли участие 71 человек. Из них 22 человека мужского пола и 49 – женского. Для охвата всех возрастных групп и учитывая различные виды деятельности людей, анкетирование проводилось среди детей-посетителей, работников и родителей Детского сада №9 «Березка», Средней общеобразовательной школы №266, Городской детской библиотеки «Мир детства».

В Приложении 2 на странице 13 в таблицах приведены некоторые данные, которые получены в результате изучения и анализа анкет. Рассмотрим и проанализируем эти данные.

В данных, приведенных в Таблице 1. Распределение анкетируемых по возрастным группам, мы видим, что опрошенных читателей мужского пола меньше, чем женского. Но, нельзя однозначно сказать, что читатели мужского пола читают меньше, чем читатели женского пола. Такие результаты связаны лишь с тем, что читатели женского пола легче идут на контакт и чаще соглашаются заполнять анкеты, чем читатели мужского пола. Поэтому дальнейший анализ будет проводится только по возрастным группам читателей.

Из результатов Таблицы 2. Рейтинг требований к книге при её выборе, видно, что в первую очередь, читатели выбирают книги полюбившегося автора или книги понравившегося жанра. Скорее всего, эти авторы хорошо известны, читатель знаком с его творчеством, поэтому берут очередное его произведение в предвкушении интересного сюжета, что мотивирует читать книгу.

Интересные результаты отражены в Таблице 3. Рейтинг требований к дизайну книги. Оказывается, читатель в дизайне книг больше всего обращает внимание на шрифт: его размер, тип и цвет букв текста. А уже потом на остальные элементы оформления книги: яркость обложки, качество бумаги, наличие или отсутствие иллюстраций. В тоже время, печально осознавать, что читатель скорее возьмет книгу, руководствуясь требованиями к оформлению книги, чем воспользуется отзывами других читателей, советами друзей и знакомых. Пренебрегая отзывами, есть риск разочароваться, так как за яркой обложкой не всегда следует интересный сюжет [6].

В ходе исследования анкет по возрастным группам, получились интересные результаты. Многое меня удивило. Например, читатели школьного возраста чаще всего читают только по заданию учителя, то есть когда надо изучить то или иное произведение.

Самой не читающей группой является группа читателей возрастом от 20 до 30 лет. (см. рис. 1, приложение 3). Поэтому и участников анкетирования этой возрастной группы меньше всего. Данный факт расстроил особенно, так как в этом возрасте люди создают семьи, а в семьях закладываются традиции, в том числе и традиция читать книги.

Так же выяснилось, что большими любителями книг являются дети в возрасте до 10 лет и люди старше 40 лет. Эти две возрастные группы объединяет интерес ко всем видам литературы, а главным требованием к оформлению книги, они выдвигают – шрифт. А отличает эти категории читателей отношение к яркости дизайна книг. Если читателям старше 40 лет яркость книг и наличие иллюстраций не важно, то для детей младшего возраста это основные критерии при выборе книг. Старшее поколение отмечает, что появилось много низкопробной «рыночной» литературы. А чтобы книга стала лучшим другом, оставляла в сознании читателя большой след, необходимо активно читать качественную литературу [7].

Для привлечения совсем маленьких читателей создают мягкие текстильные книжки. Текстильные книги выполняются из ярких деталей, которые можно двигать или крепить по своему усмотрению. Это самые первые книги в жизни малыша, благотворно влияют на развитие внимания, логики, дают представление о формах и цвете (см. Приложение 4).

Все книги купить невозможно, поэтому с малых лет необходимо приучать детей к посещению библиотеки [8]. Современные библиотеки подстраиваются под каждого посетителя. Современная библиотека – это не дом со стеллажами книг, а целая страна чудес, где проводят тематические встречи, мастер-классы, библионочи и множество творческих конкурсов, которые привлекают читателя. В свою очередь читатели по-другому относятся к библиотекам и с интересом погружаются в этот мир. Особенно сближает людей и книги конкурс «Рукописная книга», который позволяет читателю написать свое произведение и создать для него неповторимый дизайн. Примеры книг, участвовавших в конкурсе можно увидеть в музее Мурманской областной детско-юношеской библиотеке им. В. П. Махаевой (см. Приложение 5).

Даже в очень динамичной жизни можно найти время на чтение книги просто надо приучить себя к культуре чтения качественной литературы.

Заключение

Я удовлетворена результатами, полученными в ходе выполнения своей научно-практической работы. Мною изучено дополнительно много интересных книг и статей. Своим проектом, я напомнила людям о книгах и подтолкнула их к возрождению традиции читать бумажные книги. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует единого мнения на данную проблему, цель научно-практической работы достигнута, а поставленные задачи полностью выполнены. Гипотеза о том, что книги с ярким дизайном читатели берут чаще, чем книги более скромного оформления, подтвердилась частично. Дело в том, что на выбор книги влияет не только личные предпочтения жанра, количество иллюстраций, но и возрастные изменения читателей.

Произведя анализ моей работы, можно сделать следующий вывод: разработка дизайна книги – процесс творческий. Единого средства создать идеальное оформление книги нет. Специалист в своей работе опирается на содержание книги, свою интуицию, применяя современные художественные методы. Возьмет читатель книгу в руки или нет, во многом зависит не только от оформления этой книги, но и от требований, предпочтений и вкуса самого читателя. Но можно найти компромисс при издании книг [9]. Например, для детских книг большую часть страницы отдавать картинкам. И уменьшать количество иллюстраций в книгах пропорционально взрослению читателя. При издании книги использовать качественную плотную бумагу, чтобы иллюстрации и буквы текста не просвечивали на другую сторону листа, а также чтобы не истрепались страницы.

К сожалению, я выяснила, что подарочные, красивые издания с мелованной бумагой вредны для здоровья! В страницах таких книг содержится вещество диоксин, обладающее повышенной радиацией. Стоит выбирать не только экологически безопасные книги, но и книги, отвечающие офтальмологическим требованиям: размер, тип шрифта и интервал между строчками должен соответствовать каждой возрастной группе читателей.

Интересным является решение художников по дизайну книг – суперобложка. Функция суперобложки не только защитить основной переплет от грязи и повреждений, но и менять внешний вид: суперобложку яркого исполнения всегда можно снять [6].

Однако, огромную роль в культуре чтения имеют семейные традиции. Культура правильно выбирать книги идёт из семьи. Именно в семье должна прививаться грамота выбора книги: не кидаться на яркость оформления, а читать аннотацию, руководствоваться отзывами друзей, чтобы сделать выбор в пользу интересной книги по сюжету произведения.

Список литературы

Корытов О. В. Диссертация «Проблемы дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца ХХ – начала ХХI вв.» - М., 2005. - http://www.dslib.net/tech-estetika/problemy-knizhnogo-dizajna-i-tendencii-formirovanija-dizajn-koncepcij-v.html

Ивина К. В. Книга в поле современного читателя: социокультурный анализ / К. В. Ивина. – Научные и технические библиотеки. – М., 2017. – № 1. – С. 126 – 132. https://ntb.gpntb.ru/jour

Ганзикова Г. С. Библиоигрушки в век электронных коммуникаций / Г. С.Ганзикова. – Школьная библиотека. – 2017. – № 1. С. 58 – 62; № 4. – С. 58 – 64. - http://rusla.ru/sl/

Марьясова Н. В. Семейное чтение в современном формате. Можно ли возродить традицию? / Н. В. Марьясова. – Библиотечное дело. – С-Пб., 2017. -№9. – С. 5 – 7. - http://www.bibliograf.ru/

Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н. Н. Сметанникова. – Библиотековедение. – 2017. – т.66, № 1. – С. 41 – 48. - https://bibliotekovedenie.rsl.ru/jour

Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа / Г. А. Кнабе. – Московский государственный университет печати. – М.

Морева О. В провинции ничего не читают? / О. Морева. – Библиотека. – Томск, 2017. – № 3. – С. 60 – 62. - http://www.lib.tsu.ru/ru/zhurnal-biblioteka

Шаройко Т. Донести до людских сердец / Т. Шаройко, О. Коноплянная. – Библиотека. – 2017. – № 1. – С. 30 – 32. - http://www.lib.tsu.ru/ru/zhurnal-biblioteka

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook870/01/part-006.htm

Приложение 1

Анкета – опрос

Укажите Ваш возраст:

□ до 10 лет □ 10 – 20 лет □ 20 – 30 лет

□ 30 – 40 лет □ старше 40 лет

Укажите Ваш пол:

□ Мужской □ Женский

Вы читаете книги?

□ Да □ Нет

Какую литературу Вы читаете чаще всего? Возможно несколько ответов.

□ Художественная литература

□ Научные статьи

□ Профессиональная литература

Какие Ваши требования к книге при её выборе? Возможно несколько ответов.

□ Любимый жанр, автор;

□ Отзывы других читателей;

□ Необходимость (дал задание учитель или профессиональный интерес);

□ Польза (хочу подчерпнуть новую информацию);

□ Оформление (дизайн);

Что для Вас важно в дизайне книги? Возможно несколько ответов.

□ Яркая обложка;

□ Яркость оформления обложки не важна;

□ Множество иллюстраций;

□ Количество иллюстраций не важно;

□ Важно, чтобы были портреты главных героев;

□ Иллюстрации в книге мешают, потому что не совпадают с моим воображением;

□ Качество бумаги;

□ Шрифт (размер, тип и цвет букв текста);

□ Оформление книги совсем неважно.

Приложение 2

Таблица 1. Распределение анкетируемых по возрастным группам.

Возрастные группы

Мальчики, Юноши,

Мужчины

Девочки, Девушки,

Женщины

Общее количество

человек

0 – 10 лет

11

10

21

10 – 20 лет

7

6

13

20 – 30 лет

1

5

6

30 – 40 лет

1

12

13

старше 40 лет

2

16

18

Итого:

22

49

71

Таблица 2. Рейтинг требований к книге при её выборе.

№ п /п

Требование к книге, без учета возраста читателя

Рейтинг

1

Любимый автор, жанр

39

2

Польза (хочу подчерпнуть новую информацию)

32

3

Необходимость (дал задание учитель или профессиональный интерес)

23

4

Оформление (дизайн)

16

5

Отзывы других читателей

14

Таблица 3. Рейтинг требований к дизайну книги.

№ п/п

Требование к дизайну книги, без учета возраста читателя

Рейтинг

1

Шрифт ( размер, тип, цвет букв текста)

31

2

Яркая обложка

21

3

Оформление книги совсем не важно

21

4

Качество бумаги

17

5

Множество иллюстраций

16

6

Количество иллюстраций не важно

12

7

Яркость оформления обложки не важна

11

8

Важно, чтобы были портреты главных героев

9

9

Иллюстрации в книге мешают, потому что не совпадают с моим воображением

5

Приложение 3

Рисунок 1. Предпочтения читателей в литературе.

Рисунок 2. Требования к книгам при её выборе.

Рисунок 3. Требования к дизайну книг.

Приложение 4

Текстильные книги для малышей.

(Работы Олейниковой Ирины г. Оленегорск Мурманской области)

Приложение 5

Рукописные книги.

(«Легенда о Снежногорске» семья Лискевич. 2019 год)

(Фотографии рукописных книг, хранящихся

в музее Мурманской областной детско-юношеской библиотеке им. В. П. Махаевой)

Просмотров работы: 736