Речевой портрет Дмитрия Губерниева

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Речевой портрет Дмитрия Губерниева

Голушкина Н.А. 1
1Обособленное структурное подразделение «Такушевская средняя общеобразовательная школа» МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
Саранская Н.В. 1
1Обособленное структурное подразделение «Такушевская средняя общеобразовательная школа» МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество придает большое значение спорту, если человек не занимается, то, как минимум, интересуется спортивной деятельностью. Наряду с политикой и экономикой практически каждый житель планеты следит за спортом, будь то футбол или шахматы, баскетбол или биатлон. На нашем телевидении есть спортивные каналы "СПОРТ", «матч ТВ», которые неустанно следят за всеми перипетиями спортивного мира. Сотни тысяч людей включают телевизоры, когда сборная России по футболу выходит на поле, когда идут крупные международные соревнования, или областные турниры. Связь между телезрителем и спортивным событием устанавливает комментатор, который в течение нескольких часов вместе с болельщиками переживает все перипетии, подробно разъясняя все, что происходит на спортивной площадке. Сегодня на радио и телевидении комментаторов достаточно много. Но все они находятся на разных уровнях комментаторского мастерства. Это зависит от опыта работы, от видов комментируемого спорта.

Актуальность исследования обусловлена ​​необходимостью проанализировать речевые особенности спортивного комментатора.

Цель исследования – проанализировать информативную и выразительную стороны речи спортивного комментатора Дмитрия Губерниева и на основе полученных данных составить речевой портрет Дмитрия Губерниева.

Задачи:

- Проанализировать выступления спортивного комментатора с точки зрения информативности.

- Проанализировать способы выражения чувств и мыслей средствами выразительности языка.

- Составить речевой портрет Дмитрия Губерниева

Профессия комментатора очень интересная. Он путешествует по всему миру, освещает многие важные спортивные события, общается с известными спортсменами и тренерами. В последнее время многие люди пристально следят за комментаторами. С чем это связано?

Во-первых, в нашей стране спорт очень популярен, особенно футбол, хоккей, биатлон, лыжи и фигурное катание.

Во-вторых, в феврале 2022 года в Китае прошла Олимпиада. И от профессионализма спортивных комментаторов зависело то, насколько точно, достоверно мы, зрители, воспринимали информацию.

В-третьих, в 2018 году в нашей стране и частности в Республике Мордовия прошел чемпионат Мира по футболу, и понятно, что профессия комментатора будет очень интересна многим.

Стиль речи спортивного комментатора – публицистический. Главная функция этого стиля – воздействие на аудиторию. Отличается эмоциональной окраской, экспрессией и не обладает конкретным стандартом.

Гипотеза: речь спортивных комментаторов должна быть не только информативной, но и выразительной, эмоциональной.

Объект исследования: видеозаписи выступлений спортивного комментатора Дмитрия Губерниева.

Предмет исследования: языковые средства, которые использует в своей речи комментатор.

Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение.

1.Спортивный телевизионный репортаж

Одним из самых популярных жанров спортивной журналистики на современном телевидении является спортивный репортаж. Репортаж – это информационный жанр журналистики, главной задачей которого является оперативное сообщение информации с места событий, воспроизведение ситуации для читателя, слушателя или телезрителя во всей ее полноте. На первый план в изучаемом жанре выходит индивидуальное восприятие события журналистом, который непосредственно наблюдает и комментирует происходящее. В связи с этим в репортаже всегда ярко выражено авторское начало, читатель или зритель всегда чувствует присутствие автора.

Качество спортивного комментария зависит от таких факторов, как компетентность журналиста в вопросах спорта, общая эрудиция и профессиональное образование, наличие определенных психологических качеств (быстрота реакции, артистизм и т. п.), грамотность, владение навыками публичного выступления и др.

Таким образом, спортивный телевизионный репортаж – это жанр журналистики, освещающий спортивные соревнования и представляющий собой устный спонтанный монолог журналиста, в котором индивидуальное восприятие действительности сопровождается ее комментарием и анализом.

2.Речевые жанры в репортаже

Речевая структура спортивного телерепортажа крайне неоднородна. Репортаж включает себя множество самых различных речевых жанров, чего нельзя сказать о большинстве других журналистских текстов.

Основные речевые жанры (такие как вопрос, просьба, приказ, предостережение, разрешение, благодарность, поздравление, извинение, соболезнование, комплимент, похвальба, жалоба, воспоминание, объяснение, сообщение, объявление, шутка, анекдот и пр.) составляют существенную часть телевизионного спортивного репортажа, следуя друг за другом и составляя единое целое.

Однако главными, жанрообразующими являются такие речевые действия, как информационное сообщение, констатация факта, комментарий, оценка, описание действия, описание места действия с помощью изобразительных повествовательных компонентов и др.

Цель журналиста, ведущего прямой репортаж с места спортивного события, заключается, главным образом, в том, чтобы дать зрительской аудитории все необходимые пояснения относительно участвующих в соревновании спортсменов, тренерского штаба, болельщиков, погодных условий и т.д., − иначе говоря, рассказать обо всем, что, так или иначе, имеет отношение к освещаемому событию. Задача комментатора – представить спортсменов, рассказать об итогах соревнования, пояснить целесообразность или ошибочность тех или иных действий спортсменов или тренеров. Это обусловливает использование в репортаже таких простых речевых жанров, как объявление, сообщение, объяснение или, например, воспоминание. Иначе говоря, названные речевые жанры являются обязательной составляющей речи спортивного комментатора.

Однако коммуникативная свобода, в условиях которой находится спортивный комментатор, объясняет наличие в репортаже таких бытовых жанров, как анекдот, шутка, поздравление, жалоба и т. п. Использование этих жанров обусловлено стремлением говорящего к установлению и поддержанию контакта с аудиторией, к сокращению дистанции между собой и зрителями.

3. Дмитрий Губерниев

Дмитрий Викторович Губерниев – российский телеведущий, спортивный комментатор телеканала «Россия – 2», главный редактор Объединенной дирекции спортивных телеканалов ВГТРК, лауреат премии ТЭФИ 2007 года. Он один из наиболее ярких личностей в сегодняшнем комментаторском мире, который комментировал биатлон, лыжи на Олимпийских играх с 4 по 20 февраля 2022 в Пекине (Китай), комментарии этапов Кубка мира по биатлону в сезоне 2013-2014, проходивших с 24 ноября 2013 г. по 19 января 2014 г. в Эстерсунд (Швеция), Хохфильцен (Австрия), Анси (Франция), Оберхоф и Рупольдинг (Германия), Антхольц (Италия).  Речь комментатора отличает обилие спортивных терминов, профессионализмов. Главное – Дмитрий Губерниев детально разбирается в том виде спорта, о котором рассказывает (бывший спортсмен по гребле), и нацелен на то, чтобы поделиться своими наблюдениями и выводами с адресатом.

Информативность речи: на телеканале Россия 2 ведет программу, посвященную биатлону «Биатлон с Дмитрием Губерниевым». Во время трансляций много рассказывает об особенностях трассы, о подготовке той или иной команды, о работе с лыжами, о каждом спортсмене, отмечает информацию, которую во время трансляции на графике не увидишь.

Обычно во вступительной части Д.Губерниев  сообщает о том, очевидцами какого зрелища мы станем всего через несколько минут и знакомит нас с составом участвующих команд. Далее, в течение всего соревнования, он приводит данные из разных источников, анализирует то или иное спортивное событие, наблюдает и оценивает происходящее с позиции не только профессионала в области спортивной журналистики, но и с позиции болельщика, после чего происходит подведение итогов встречи.

Выразительность речи:

В своей речи Дмитрий Губерниев использует самые разные способы выражения своих эмоций: резкое повышение или понижение тона, большое количество эмоционально-выделительных ударений, паузы, послоговое произношение, увеличение длительности звучания слов и многое другое, что и говорит о спонтанности его речи.

Речевая манера Дмитрия Губерниева отличается эмоциональной выразительностью и «живостью». Подтверждением этого является то, что в своих репортажах он использует большое количество художественно-выразительных средств: обращения, ускорение темпа речи. Интонация, повторы, профессиональный сленг, эпитеты, метафоры,метонимии, сравнений, гиперболы, олицетворения. Самыми частотными являются метафоры, гиперболы – 76%.

Особое место в комментарии играет авторская оценка. Оценка «плохо - хорошо» основывается на эмоциях, которые испытывает комментатор. В качестве оценок комментатор Губерниев наиболее часто употребляет:

1) о лыжниках в Пекине:«Мужчины в трех гонках имели шансы на золото. А в двух так вообще самые реальные шансы были. Конечно, могли бы лучше выступить, но ставлю четверку. На пятерку не наработали, но и тройку не поставлю. Итоги хорошие, но не отличные», — сказал Губерниев «СЭ».

2) существительные:моментище, ловкач, умница, невезуха, провал, восторг, блеск, круть, заморочка;

3)прилагательные: быстроногая, нереальный, фантастический, феноменальный, невероятный, ликующий, расчетливый, вялый, выдающийся, тягучая, искрометная, красочная, фееричная, незабываемая, изумительный;

4)глаголы движения или действия: отмахал три штрафных круга, поскакала, отработала, прорвались, влетели, прошарашила, завалил, накрыла, поджала, завелась, будоражит, вколачивает, заправляет;

5)наречия: опасно, блистательно, грандиозно, интересно, здорово, вкусно, красиво, гениально, круто, классно, провально, позорно, скромно, органично;

6)междометия: ах, ох, ой-ёо-ой, ну, фу, уф, ух, эх, оппа, м-да-аа, браво, ура, увы;

-Обращения: Традиционно его работа начинается с уже всем знакомой фразы: «Добрый вечер всем поклонникам биатлона!», «Уважаемые друзья!», «Друзья», которая стала «визитной карточкой» журналиста.

- Ускорение темпа речи. Интонация: «Медведцева промахивается один раз, бежит штрафной круг…»,

- Повторы: «Держаться, держаться…», «Нормальный, нормальный…»

- Профессиональный сленг: «застрелилась»,

- Эпитеты: «Блистательный оператор», «блистательная операторская группа»…

-Фразеологизмы: «ШАНСЫ БОЛЬШУНОВА ОСЛОЖНЯЮТСЯ, СОКРАЩЕНИЕ — НА РУКУ КЛЕБО» — ГУБЕРНИЕВ О СОКРАЩЕНИИ ДИСТАНЦИИ МАРАФОНА В ПЕКИНЕ. Как бы норвежцы ни пыталисьвставить палки в колёса, Большунов всем всё доказал. Девять гонок — девять медалей. Фантастика!» — сказал Губерниев.играть с огнем, свистать всех наверх, зрелищная гонка, тянуть время;

-Метафоры: Дмитрий Губерниев высказался о победе российского лыжника Александра Большунова в масс-старте свободным стилем на Олимпийских играх — 2022 в Пекине (Китай): «Невероятный национальный триумф, Россия пишет историю».

Метафоры:спортсмены плетут красно-белые кружева, осанистая гонка, нервы навыпуск, артиллерийское оружие, главное блюдо тура, тактическая паутина, театр биатлона.

-просторечные слова: напортачил

Среди лексических особенностей наиболее яркими являются процессы активного введения тропов. Тропы усиливают изобразительность и выразительность звучащей в эфире речи.

Так, олицетворение - особая разновидность метафоры; троп, выразительность которого связана с тем, что неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ и, в частности, человека. Например: Пуля летела и попала в габарит.

Сравнение: Большунов настоящий Король лыж и главный герой этой Олимпиады

Метонимия, которая позволяет подчеркнуть значимость спорта на государственном уровне, является заслуживающим внимание. Для обозначения команды нередко используются цвета и официальная символика страны. Так подчеркивается роль команды как представителя государства: Товарищи! Спортивные времена меняются: уже нету той красной машины, которая ковала медали!

Дмитрий Губерниев прокомментировал победу лыжника Александра Большунова в масс-старте на 28,4 километра на Олимпиаде-2022 в Пекине. Все наши — молодцы, команда настоящая «Красная машина».

Использование разговорных единиц в качестве положительных или отрицательных оценок имеет целью повышение их доступности и сокращение дистанции между комментатором и телезрителем: Чертяка Лессер показывает просто сверхпотрясающие секунды! Стрельба у блондинки пока не в шоколаде.

Комментаторы часто пользуются приемом множественного повторения однородных согласных в конце слова, рифмовки: Ланди на стойке сегодня не боец! А с такими результатами, собственно, не жилец!

-Немецкий биатлонист Бенедикт Долл зацепился о собственную палку и упал: Ох, Долли, нелегка твоя доля!

-удлинению гласных звуков: Проще выдержать ревущего бизона и поющего Кобзона. (Загурский бежит параллельно Зайцевой) Загуууурский! Подскажи как надо! Такой прием усиливает звуковую и интонационную выразительность речи комментатора.

Фразеологизмы: оставаться на плаву; обливаюсь горючими слезами, сейчас я замолчу, не то по шее получу; все немецкие кошки собрались и скребут на душе у немецких спортсменов, вот тебе и Юрьев день!

Инструментами яркого эмоционального комментария является также динамика речи, варьирование звучания голоса, нарастание и понижение громкости. В кульминационные моменты соревнования речь комментатора ускоряется и становится громче: «И эстафетный кубок наш! Вот это бонус так бонус! Ура!» «Антон Шипулин – первый! Да! Молодец! Так держать!».

Для спокойных эпизодов биатлонных соревнований или после разрешения острых моментов характерны снижение громкости и замедление речи комментатора. В этих случаях частотен прием интонационного деления предложения (парцелляции), с помощью которого передаются нюансы беговой обстановки на трассе: «Норвежцы идут за нашими… Помолчим перед стрельбой… Закончился первый стрелковый рубеж…».

Очень часто Губерниев употребляет иронию:  -Есть много биатлонисток, о скоростных качествах которых мы, если и подозревали, то где-то в глубинах наших душ.

-Но мы с вами понимаем, что биатлон – это не только лыжные гонки, но и стрельба, кхм, как выясняется!

Иронизирует по поводу не заладившейся стрельбы биатлонистов: «Наши стреляют во все стороны, только не в мишень! Свое невысокое место и провальную стрельбу он объяснил тем, что ему ботинки жали. Всегда так: то ботинки жмут, то комбинезон не подходит, то шапочка на глаза налезла. 

Риторическими восклицаниями комментатор передает кульминацию чувств, а постановкой риторических вопросов привлекает внимание зрителя и приглашает задуматься. Риторические вопросы создают иллюзию диалога со зрителем и подчеркивают дискуссионность мнения комментатора. Например, комментатор пытается привлечь зрителя к поиску причины неудачи. И далее следует интонационно бледная оценка действий биатлонистов-соперников: «Здорово пробежали, да?». Если наши спортсмены оказались быстрее на трассе и точнее на стрельбе, комментатор выражает радость и удовлетворение: «Ура! Наши - первые! Наши девчонки! Они выиграли у всех! Молодцы, всегда бы так! Ну, слава богу, что наши прибежали первыми!». И восторг от выхода вперед с использованием восклицательных конструкций и лексических повторов с целью вызвать эмоциональный резонанс у зрителя: «Малышко убегает от немца! Дима! Давай! На тебя смотрит вся Россия! Надёжность стрельбы Зайцевой сравнима лишь с надёжностью сходненского стекольного завода в советские времена!»

В случае проигрыша национальной команды коммуникативное поведение комментатора направлено на формирование у телезрителя «оправдательного комплекса», смягчающего горечь поражения: «Дорогие друзья! Это только начало сезона, наши ребята ещё покажут, на что способны! Впереди много гонок и мы еще увидим яркие победы наших биатлонистов! Но мы с вами понимаем, что биатлон – это не только лыжные гонки, но и стрельба, кхм, как выясняется!».

В речи комментатора частотны такие речевые жанры, как совет, критическое замечание, подсказка, указание, похвала, порицание. Журналист в ходе репортажа дает советы игрокам, заочно оспаривает их действия, объясняет свою позицию зрителям, используя при обращении (к игрокам и судьям, а также к адресатам) и глаголы в форме повелительного наклонения: (О стрельбе Глазыриной):

Таким образом, мы можем отметить, что в ходе спортивного события Дмитрий Губерниев вкладывает в свой репортаж авторское видение, опыт, эмоции, оценку, языковое мастерство. Индивидуальность языка спортивного комментатора, особенности использования им языковых средств притягивает телезрителей, формируя круг постоянных слушателей и телезрителей.

Стоит отметить, что речь комментатора богата, используемые им метафоры, интересные словесные обороты и многие другие стилистические приемы придают его речи особую яркость и живость, и практически исключает нарушения норм русского языка. Даже при перестановке членов предложений, например, смысл высказывания не искажается. Он остается прежним.

Все это является показателем грамотности специалиста.

Эмоции же являются важной составляющей спортивного комментатора, так как позволяют говорящему выразить свои эмоции, чувства, впечатления и т.д.

 

4. Речевой портрет Дмитрия Губерниева:

Речь спортивного комментатора Дмитрия Губерниева информативна и интересна для зрителя.

Речь Дмитрия Губерниева отличается эмоциональностью. Где нужно спокойно комментирует определённые моменты, а где-то дает волю эмоциям, но при этом не выходит за рамки. В результате этого предложения, произносимые комментатором должны быть лаконичными.

Когда зритель слушает трансляцию Дмитрия Губерниева, создается ощущение присутствия комментатора рядом с тобой, то есть порой комментирование бывает отвлечённым слегка от матча. Комментатор ведет диалог со зрителем.

В речи спортивного комментатора присутствуют элементы разных стилей.

Комментатор использует средства речевой выразительности для придания своему выступлению образности и выразительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь комментатора должна быть точной, выразительной, привлекательной для слушателей. Должно идти общение со зрителем. Комментатор должен с первых секунд заинтриговать слушателя.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение. Речь спортивного комментатора должна быть интересна зрителю, выразительна, образна. Но нельзя забывать и о том, что цель комментатора – рассказать о матче или игре правдиво, полно, чтобы у зрителей сложилось правильное, объективное впечатление.

      БИБЛИОГРАФИЯ:

http://yandex.ru/video/search

http://dic.academic.ru

http://www.gramota.ru

С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.

Просмотров работы: 773