1. Введение
На мой взгляд, есть в русской литературе пласт произведений малоизвестных авторов. Таковыми являются произведения замечательных поэтов, связавших свою судьбу с Белой армией. Это имена тех, кого раньше называли врагами. Да, они были белогвардейцами и воевали против новой власти за иначе понимаемую свободу. Но в их груди билось русское сердце, искренне любившее Родину, и в их венах текла русская кровь, помнящая подвиги наших великих предков.
Подсказал мне идею написания исследовательской работы фильм Никиты Михалкова «Русский выбор. Казаки: неразделенная любовь». Услышав стихи Николая Туроверова в исполнении Михалкова, я пришла в восторг. Я заинтересовалась его творчеством и решила посвятить ему свою исследовательскую работу. Я обратилась к печатным источникам, но информации было недостаточно, поэтому большим моим помощником стал Интернет. Я решила рассказать о творчестве замечательного поэта Русского Зарубежья первой волны эмиграции Николая Николаевича Туроверова, потому что увидела в его стихах неимоверную любовь к Родине, щемящую тоску по ней и желание покоиться в родной земле.
Листья летят по свету – принуждены пасть у Сены, в другом ли месте. Отныне жизнь на чуждом пределе станет называться по-цветаевски – «тоска по Родине». Быть вне России, но думать, писать о ней – нет горше доли для русского писателя. Литература Русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.
Темой своего исследования я выбрала материал о Н.Н. Туроверове, поэте-казаке, эмигрировавшем в годы революционных событий во Францию, где прожил до 1972 года, оставив богатое литературное наследие.
После окончания гражданской войны Россию покинули около двух миллионов человек. Среди эмигрантов было более ста тысяч казаков. В Югославии, Болгарии, Чехословакии, а также Франции, Греции, Германии проживали донские, кубанские, терские и астраханские казаки. За границей, покинув Россию, они старались сохранять и развивать казачью культуру.
Среди замечательной плеяды поэтов-казаков особую известность получили донцы: Н.Н. Туроверов, Н.В. Алькин, Н.А. Келин, Ю.Ф. Гонаров, П.С. Поляков, кубанцы: И.А. Коваленко, С.И. Чепурной, И.С. Бойко, терцы:
В.В. Карпушкин, И.И. Томаревский.
Цель проекта:
показать масштабы и значимость культурного наследия Русского Зарубежья;
представить личность и творческую судьбу поэта Николая Туроверова.
Задачи проекта:
осознать важность традиционных духовно-нравственных ценностей в творчестве поэта Николая Туроверова;
формировать интерес к истории страны, представлений о сложности историко-литературного процесса начала ХХ века, об особенностях развития литературы;
формировать чувство любви, преданности своей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции, которые до конца своих дней оставались верны России, её культуре и народу через творчество поэта;
развивать информационной компетентности через создание мультимедийной презентации.
Гипотеза - значение творчества русской эмиграции «первой волны» для культурного Возрождения России.
Объектом исследованияявляется творчество поэта Русского Зарубежья первой волны эмиграции Николая Туроверова.
Новизна работызаключается в том, что мною сделана попытка проанализировать творчество поэта, привлечь внимание педагогов, учеников лицея к неповторимым по красоте, глубоким по содержанию стихам Туроверова.
Предмет исследования: творчество поэта, его биография.
Методы исследования:
поисковый
исследовательский
проект краткосрочный
Практическое значение исследовательской работы – организация и проведение фестиваля «Туроверовские чтения», на уроках родной литературы, истории, во время проведения классных часов, внеклассных мероприятий; развитие творческих и исследовательских навыков обучающихся.
2. Основная часть
В пустую даль не без следа
Уходят нам не нужные года,
Но в сердце он, - Великий Дон Наш край степной, от зноя голубой, Давно нам неземной!
Н.Н. Туроверов (Франция)
2.1. Казачий поэт – Николай Туроверов
Так исторически сложилось, что лучшие (во всех смыслах) люди России большей частью находились тогда среди военных, тем более во время Германской войны. И потому в рядах русских боевых офицеров были Николай Гумилев и Арсений Несмелов. «Я не предал белое знамя» — сказал первый из них, и был расстрелян в 1921 году. «Тебя добудем мы в бою, Первопрестольная столица!» — выкрикнул второй и вынужден был через всю Сибирь с боями и армией Колчака отойти к Владивостоку. А смертный приговор, вынесенный ему в 1924 году, был приведен в исполнение с опозданием на 21 год. Но поэзия Н. Гумилева давно уже вернулась к русскому читателю и поселилась в наших душах. В то время как стихов Арсения Несмелова до сих пор у нас почти никто не знает, имя это практически остается неизвестным. Как неизвестно творчество и замечательного поэта Николая Туроверова. В своей работе я попыталась приоткрыть завесу и познакомиться с его поэзией.
20-летним белым офицером он покинул Россию с последним пароходом Врангеля, чтобы вернуться домой через три четверти века — посмертно. Сегодня на родине «донского Есенина», в Старочеркасске, установлена мемориальная доска с его бронзовым портретом, а книги изданы, пусть и небольшими тиражами. И хотя литературоведы всерьез называют Туроверова лучшим поэтом первой волны эмиграции, творчество его мало изучено.
Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут он жил и останавливался.
Участник отряда Чернецова, одного из первых казачьих командиров, поднявших организованное сопротивление на Дону, поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 1917 года, он вернулся на Родину через двадцать лет после смерти в 1972 году в Париже. Вернулся своими стихами. Николай Туроверов покинул Россию на одном из последних пароходов во время великого исхода 1920 года. Потом его строки, посвященные тем трагическим ноябрьским дням, долго цитировали. Существует мнение, что именно стихи Туроверова легли в основу одного эпизода в фильме «Служили два товарища».
Большую часть своей жизни Николай Николаевич Туроверов прожил в столице Франции, но в стихах поразительно точно, без единого лишнего слова, возвращался к родным краям, увидеть которые ему уже так и не было суждено.
И слез невольно сердце просит,
И я рыдать во сне готов,
Когда вновь слышу в спелом просе
Вечерний крик перепелов.
«Голгофа» Белого дела, осмысление новой роли, которую русским изгнанникам суждено было сыграть в страшном двадцатом веке, воспоминания о пережитых днях, разломавших и его собственную жизнь, и судьбы современников - вот основные темы стихов Туроверова. Он мог выразить то, что терзало тысячи его соотечественников, мысли и чувства бывших подданных Российской империи, ставших эмигрантами. Их основным смыслом жизни становились воспоминания.
Что теперь мы можем и что смеем,
Полюбив спокойную страну,
Незаметно, медленно стареем
В европейском ласковом плену.
«Крепкая любовь казака к своему родному краю, так легко совмещавшаяся со служением России, не всегда и не всем понятная, казалось, была понята всеми, заразила своей силой, объединила всех». Так писал о стихах Туроверова его друг, еще один знаменитый поэт русского Парижа Владимир Смоленский. Стихи Туроверова появлялись в казачьих газетах и журналах, их переписывали и читали на русских военных и литературных вечерах повсюду, где жили изгнанники из России - Аргентине и Алжире, США и Сербии. И, конечно, Франции - страны, в которой он прожил пятьдесят два года и где нашел вечный покой на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Страна, для которой он нашел вот такие слова.
Лучшие тебе я отдал годы,
Все тебе доверил, не тая -
Франция, страна моей свободы,
Мачеха веселая моя.
2.2. Н. Н.Туроверов - историк
Но, кроме своего фантастического поэтического таланта, которым он согрел столько людей, Туроверов был еще и историком, и издателем, и организатором выставок. И сегодня специалисты считают его одним из лучших знатоков казачьей иконографии и русского портрета. Если в Париже открывались выставки «Казаки», «Суворов», «1812 год», «Лермонтов», то не было никаких сомнений - за ними стоял этот невысокий, плотный человек.
Именно Николай Николаевич сделал все, чтобы сохранился музей его родного Лейб-гвардии Атаманского полка, вывезенный казаками в Париж. Он был главным хранителем уникальной библиотеки генерала Дмитрия Ознобишина, он публиковал статьи по истории казачества и русской военной славы. Он правдами и неправдами доставал средства, чтобы выкупать очередную русскую военную реликвию, появившуюся на какой-нибудь парижской барахолке. В научной работе Николай Николаевич всегда был очень тщателен и точен. «Казачий альманах», «Русская военная старина», календари - чем только не занимался Туроверов. Это вообще довольно сложно представить - все потеряно, кругом чужая речь, нищета, а Туроверов готовил очередную выставку или очередное заседание кружка казаков- литераторов.
Искать я буду терпеливо
Следы казачьей старины:
В пыли станичного архива,
В курганах древней целины.
В камнях черкасского раската,
На приазовских островах,
В клинке старинного булата,
В могильных знаках и словах.
В его стихах была подлинная, настоящая ностальгия, но строки Туроверова, даже самые трагические, все равно дарили надежду.
Помнишь вьюжный день на Перекопе,
Мертвый конь, разбитые ножны…
Много лет живя с тобой в Европе,
Ничего забыть мы не должны.
2.3. Страницы жизни
Биография Николая Туроверова была очень похожа на судьбы сотен тысяч людей.Родиться в канун ХХ века — это уже значит обречь себя на бурную жизнь, что и сделал Коля Туроверов, появившись на свет 18 марта 1899 года в семье потомственных старочеркасских казаков. Забавно, но все члены его семьи носили отчество «Николаевич». «Николаем в квадрате» был не только наш герой, но и его отец, судебный следователь. Мать, Анна Николаевна, добрая и сострадательная женщина, имела запорожские корни.
В семье любили книгу и музыку, отец был страстным охотником. Как все казачьи дети мужского пола, Коля в три года был посажен на коня, в пять — уже свободно ездил верхом. Когда в эмиграции Туроверов будет вспоминать о доме и детстве, и на память придут давние картинки. Да так оно, наверное, и было, в особенности по контрасту с пришедшей на смену этой буколике гражданской смутой:
На солнце, в мартовских садах,
Ещё сырых и обнажённых,
Сидят на постланных коврах
Принарядившиеся жёны.
Весь город ждёт и жёны ждут,
Когда с раската грянет пушка,
Но в ожиданье там и тут
Гуляет пенистая кружка
Семь классов своего гражданского образования Николай получил в Каменском реальном училище. К этому времени выпускники таких училищ уже могли претендовать на поступление в университет — на физико-математический и медицинский факультеты. Однако до университета дело не дошло: в 1914 году грянула Первая мировая война. Туроверову в ту пору было всего 15, но на фронт ему страстно хотелось, как и многим его сверстникам, грезившим военной романтикой, которой они и не нюхали.
Вот как «конфликт поколений» — в «1914-м годе» описан Туроверовым.
Казаков казачки проводили,
Казаки простились с Тихим Доном.
Разве мы — их дети — позабыли,
Как гудел набат тревожным звоном?
Казаки скакали, тесно стремя
Прижимая к стремени соседа.
Разве не казалась в это время
Неизбежной близкая победа?
О, незабываемое лето!
Разве не тюрьмой была станица
Для меня и бедных малолеток,
Опоздавших вовремя родиться?
Едва дождавшись семнадцати лет, Николай поступает вольноопределяющимся в Атаманский полк, в составе которого уходит на фронт. Очень быстро его производят в урядники, а через месяц — в сентябре 1917-го — откомандировывают на Дон, чтобы в ускоренном порядке «выучить» на офицера. В качестве портупей-юнкера Туроверова зачисляют в Новочеркасское военное училище.
Но жизнь вносит свои коррективы. В октябре 17-ого в России произошла революция. Гражданская война. Будучи уже подъесаулом, он в составе Атаманского полка продолжал воевать — на Дону, на Кубани, в Новороссийске, на берегах Сиваша. За три года войны он заработал четыре ранения и орден Св. Владимира 4-й степени — боевую награду, которой фронтовики гордились.
2.4. Прощай, Россия!
А потом была эвакуация. В первых числах ноября 1920 года среди 140 тысяч русских военных, в том числе 50 тысяч казаков, Туроверов навсегда покинул родину. Его, раненого, внесли на один из последних пароходов в Севастопольском порту. Следом по трапу поднялась жена — Юлия Грекова, красавица-казачка, медсестра крымского госпиталя.
Корабль взял курс на греческий остров Лемнос.
Помню горечь соленого ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;
Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, —
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,
Напряглась и такою осталась
Тетива наших душ навсегда.
Черной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода.
Долог был путь Николая Туроверова: работа кочегаром, грузчиком, лесорубом, мукомолом. Одна страна сменяла другую – Греция, Сербия, и, наконец, Франция, где на парижском вокзале он разгружал вагоны. Между делом посещал лекции в Сорбонне. Наконец семье Туроверовых повезло – Николай Николаевич устроился работать таксистом, а потом стали рождаться стихи.
2.5. Начало творческого пути
В 28-м появился первый поэтический сборник — «Путь». Последующие четыре носили одно и то же аскетическое название «Стихи» и увидели свет в 37-м, 39-м, 42-м и 65-м годах. Уже первая книга показала — миру явился поэт, какого он раньше не знал.
В начале 30-х годов он поступил на службу в крупнейший парижский банк «Диас», в котором проработает почти сорок лет, получив в конце карьеры медаль «За долгую и безупречную службу». Туроверов вел двойное существование — службиста и творца. Он поднимал и себя, и читателя над личными биографическими трагедиями, переключал зрение на новую перспективу.
Он печатается в тиражных эмигрантских изданиях: «Перезвонах», «Возрождении», «России и славянстве», «Современнике», «Гранях», в альманахе «Орион», в «Новом журнале». Его стихи включены в послевоенные антологии «На Западе», «Муза диаспоры», «Содружество». Мысли о Доне и России не оставляют его так же, как и прежде, но возвращение все чаще предстает несбыточной химерой, а любовь к родине приобретает эпитет «неразделенная».
Я знаю, не будет иначе.
Всему свой черед и пора.
Не вскрикнет никто, не заплачет,
Когда постучусь у двора.
Чужая на выгоне хата,
Бурьян на упавшем плетне,
Да отблеск степного заката,
Застывший в убогом окне
И скажет негромко и сухо,
Что здесь мне нельзя ночевать
В лохмотьях босая старуха,
Меня не узнавшая мать.
Не признавшая сына мать-родина — навязчивый кошмар зрелого Туроверова.
Что касается настоящих родителей поэта, то они бесследно сгинули после его отъезда.
Последние годы жизни поэт часто болел. Сказалась трудная жизнь и укус тропической мухи Це-це во время «африканской войны» во время службы во французском легионе. После перенесенной ампутации ноги Туроверов умер во французском госпитале Ларибуазьер в 1972 году и был похоронен на кладбище русских изгнанников Сент-Женевьев де Буа под Парижем в одной могиле с женой, донской казачкой Ю.А. Туроверовой. Осталось его неисполненное завещание:
«Не со сложенными на груди, а с распростертыми руками, готовыми обнять весь мир, похороните вы меня. И не в гробу, не в тесной домовине, не в яме, вырытой среди чужих могил, а где-нибудь в степи, поближе к Дону, к моей станице, к старому Черкасску, на уцелевшей целине, меня в походной форме положите родного Атаманского полка…»
2.6. Возвращение домой
В Россию поэзия Николая Туроверова пришла благодаря самоотверженному труду архивиста Виктора Леонидова.
В 1995 году был издан первый небольшой стихотворный сборник, в 99-м — второй, достаточно объемный, название которому дала туроверовская строка «Двадцатый год — прощай, Россия».
Тиражи были небольшими — три и пять тысяч экземпляров, но хочется верить, что стихи Николая Туроверова, наполненные любовью к родной земле, русскому слову, будут востребованы молодым поколением России.
Ведь поэт — это тот, кто выходит за рамки и нарушает правила, включая даже собственные установки. Так, как это делал Туроверов:
Учился у Гумилёва
На всё смотреть свысока,
Не бояться честного слова
И не знать, что такое тоска.
Но жизнь оказалась сильнее,
Но жизнь оказалась нежней,
Чем глупые эти затеи
И все разговоры о ней.
Все дальше уходят от нас те страшные годы войны, тоски и неразберихи. Время все расставило по своим местам, а Николай Туроверов это сделал еще в далеком 1944 году в стихотворении «Товарищ».
Перегорит костер и перетлеет,
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.
Нет, не мученьями, страданьями и кровью
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.
С тобой, мой враг, под кличкою «товарищ»,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда, почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?
1944 г.
Творчество Туроверова полно таким чувством, будто он не покидал родной земли. Его поэзия представлена самыми разными жанровыми образованиями - это и лирическая исповедь, и молитва, и проповедь, и философская, и пейзажная лирика, и притча, то есть произведениями, чтение которых заставляет задуматься о месте каждого человека в этом мире.
В данной работе я рассказала о поэтическом наследии, которое создал Николай Николаевич Туроверов. Каждой строчкой своих стихов великий казачий поэт завещает нам любить и беречь свою Родину, ценить каждый миг пребывания дома, любить и беречь родной русский язык, свою историю и культуру.
Словами Николая Туроверова, обращенными к Богу мне хочется напомнить своим сверстникам, что нет ничего лучше и краше Родины.
... Я внял тебе. Внимай мне тоже
О дальней родине моей,
И знай, что нет страны моложе,
И человечней и нежней;
Что труден путь ее извечный,
Но ей нельзя с него свернуть,
Когда над ней сияет Млечный,
Единственный на свете, путь;
Когда ведет к всемирной лире,
Сквозь кровь, сквозь муки и гроба,
Ее чудеснейшая в мире
Неповторимая судьба."
Заключение
Наступило время собирать камни, о котором мечтал Н.Н. Туроверов. В газете «Вечерний Ростов» от 6 сентября 2017 года под редакцией А. Оленева появилась статья «Прах казачьего поэта вернется на Дон осенью». Из Франции планировали перенести прах Н.Н. Туроверова, его жены и дочери 7 октября 2017 года в станицу Старочеркасскую и похоронить рядом с Атаманским дворцом.
«Сам акт перезахоронения в станице Старочеркасской останков культового казачьего поэта имеет существенное значение не только для привлечения внимания к истории и культуре донского казачества, он может послужить делу повышения международного имиджа России, для которой пришло время собирать камни, разбросанные по миру за весь прошедший XX век», - считает директор некоммерческого фонда «Казачье зарубежье» К.Н. Хохульников.
Но… как всегда бюрократические проволочки, когда кем-то вовремя не были оформлены нужные требования, помешали осуществить возвращение казачьего поэта на родную землю. Поэтическое завещание Н.Н. Туроверова все-таки будет исполнено в будущем году (Газета «Вечерний Ростов» от 5 октября 2017 г. - статья А.Оленева «Прах казачьего поэта остается в Париже»).
По моему мнению, творчество Н.Н. Туроверова является ценным вкладом в культуру донского казачества, вызовет интерес к истории Дона, примирит тех, кто уехал за рубеж и тех, кто остался. А это великое дело – единение русских людей спустя столетия революционных событий.
Список литературы
История казачества России: Учеб. пособие / Отв. ред.: Венков А.В.: Авт. коллектив: Венков А.В., Водолацкий В.П., Демешина Е.И., Мининков Н.А., Рыжкова Н.В., Трут В.П.; Ростов. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов. ун-та, 2001. — 256 с.,
Газета «Вечерний Ростов» 6 сентября 2017г. ст. А.Оленева «Прах казачьего поэта вернется на Дон осенью».
Газета «Вечерний Ростов» 5 октября 2017г. ст. А Оленева «Прах остается в Париже».
Журнал возрождения казачества «Голос казака», 1993 №1-3.
Литературно-художественная газета «Батюшка Дон», 2003 №3,4, 2007 №3.
Туроверов Н. Н. Храня бессмертники сухие...: избранное / вступ. ст. Хохулиникова К. Н. Певец исчезнувшего края. - Ростов н/Д: Изд-во «Гефест», 1999. - 160 с.;
Туpовеpов H. [Стихотвоpения] // Родине покинутой молюсь...:хpестоматиятия / сост.: К. H. Хохульников. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ОБЛИУУ, 1994. - С. 130-135
Николай Туроверов Стихи. Ростов, 2000 г.
История литературы русского зарубежья (1920-е–1990-х гг.) Учебник для вузов под ред. А.П. Авраменко. Филологический фак. Московского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова.– М.:Филологический факультет, 2011 г.
История отечественной литературы. Учебник для студентов учреждений высшего проф. образования под ред. Т. А. Алпатовой. – М.: Академия, 2012.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/LITERATURA_RUSSKOGO_ZARUBEZHYA.html - Энциклопедия Кругосвет
http://www.russofile.ru/articles/article_90.php - Прищепа В.П. Литература русского зарубежья. Учебное пособие. Абаканский государственный педагогический институт им. Н.Ф. Катанова. - Абакан – 1994
http://spb-obovsem.narod.ru/stat-info/rus_zarubegie/rus_zarub_literat.html- Культура Русского Зарубежья.
http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2013/butov_trofimova.pdf - «История отечественной литературы» под ред. Т.А. Алпатовой. - М.: Академия, 2012 г.
http://www.xxl3.ru/kadeti/belaja_poezija.htm - белое дело.
Видеоролик «Не для меня»
Фрагмент из художественного фильма «Служили два товарища»