Введение
Актуальность. По статистике, в среднем человек 8 лет жизни проводит в магазинах. Бывая там, мы редко задумываемся об их названиях и не предполагаем, что эти названия можно исследовать.
Идею предложила наш учитель. Знакомясь с названиями магазинов, я предположила, что если исследовать их названия с точки зрения русского языка, то уроки можно сделать более интересными.
В своей исследовательской работе по русскому языку на тему "Русский язык в названиях магазинов" приводятся примеры того, какие изученные правила по теме «Части речи» можно встретить в названиях магазинов нашего города.
Названия магазинов и правила русского языка находятся в тесной взаимосвязи, вот поэтому тема нашего исследования так актуальна.
Проблема: нас заинтересовал вопрос, почему магазины имеют такие названия?
Цель: выявление взаимосвязи названий магазинов с правилами русского языка, и классификация их с целью дальнейшего изучения на уроках русского языка.
Задачи:
Провести анализ названий магазинов в г. Нефтеюганске;
Изучить, что связывает названия магазинов и уроки русского языка;
Классифицировать названия магазинов.
Объект исследования: вывески с названиями магазинов в нашем городе.
Гипотеза: уроки русского языка можно сделать более интересными, если использовать для изучения отдельных тем названия магазинов.
Методы исследования: поиск, сбор и анализ информации, опрос, наблюдение, классификация, описание.
Перспективы исследования:
Провести исследование информационных и рекламных вывесок.
Предложить друзьям провести исследование конфетных фантиков, шоколадок и т.д. с точки зрения русского языка по теме «Части речи».
Основная часть
1. Что же такое наружная реклама
Наружная реклама - это вид рекламы, при котором информация о продукте, услуге или предприятии размещена на внешней конструкции, которая, в свою очередь, может располагаться на улице, на крышах зданий и фасадах домов.
Такую рекламу можно увидеть в виде плакатов, которые размещают на различных щитах. Например, большие щиты, которые устанавливают вдоль дорог. Также переносные щиты небольшого размера, которые чаще всего ставят около магазинов, чтобы люди, которые проходят мимо могли узнать, какие товары продаются в отделах этого магазина. И люди уже решают, заходить им в этот магазин или нет. Наружную рекламу можно увидеть и на больших зданиях в виде плакатов и даже на передвигающемся транспорте. (Приложение I)
Плюсы наружной рекламы:
• наружную рекламу нельзя выключить;
• самый дешевый вид рекламы;
• доступна для всех.
Минусы наружной рекламы:
• необходимо учитывать внешний вид здания и того, что вокруг;
• нужно четко отобрать информацию для размещения.
Один из видов наружной рекламы – вывеска - один из самых главных способов привлечения клиентов в магазины и торговые центры.
По ней люди должны узнавать, что продается в данном магазине и где находится компания.
Вывеска должна работать всегда: за листьями деревьев летом, при плохом освещении и в любую погоду. Она должна хорошо выделяться на фоне здания.
Я узнала, что при разработке вывески все это надо учитывать и избегать следующих ошибок:
Массивы текста.
Можно понять клиента, который хочет поместить на один квадратный метр вывески как можно больше информации. Еще бы, ведь так много хочется сказать потенциальному покупателю!
Увы, это только вредит делу. Не стоит превращать вашу вывеску в маленькую статью. Требования к визуальному восприятию рекламы крайне строги – человек смотрит на объект только пару секунд, а потому вы должны успеть донести только самое главное.
Маленькие буквы.
Реклама на вывеске должна кричать, затягивать и манить. Если же за такую работу отвечают буквы очень маленького размера, то у них может просто не хватить на это сил.
Недопустимое сочетание цветов.
В изготовлении вывесок для наружной рекламы есть очень важное правило – цвета рекламы не должны быть однородными. Это приводит к смешиванию. Так, например, желтый цвет на белом фоне издалека сливается в одну точку.
Неправильный выбор места.
Добросовестные производители средств наружной рекламы, словно полководцы, всегда осматривают место будущего размещения вывески и уже на основе наблюдений делают выводы.
Вывеска не должна быть похожа на соседние вывески.
Выход неправильный – вообще не учитывать чужую рекламу. Просто делать так, как нравится, забыв про другие вывески. Выход правильный – учесть цветовые решения «соседей», чтобы ваша вывеска не сливалась с чужими решениями, а выгодно гармонировала на общем фоне.
Вывод: за счет продуманного дизайна вывески можно сделать магазин более заметным для посетителей.
Изготовление вывесок для наружной рекламы – дело не только творческое и креативное, но еще и весьма ответственное. Чтобы реклама начала работать, нужны не только финансовые вложения. Нужен профессионализм, учет даже самых необычных вводных.
Всегда стоит помнить, что потратить деньги – дело далеко не сложное, а вот потратить их с умом, получив ожидаемый результат – куда сложнее.
Выявление взаимосвязи названий магазинов с правилами русского языка.
Мы с мамой обошли часть магазинов города, составили список названий и классификацию их по частям речи.
Составили таблицу:
№ |
Части речи |
Названия магазинов |
1. |
Имя существительное |
Светофор, Магнит, Монетка, Ромашка-2, Сюрприз, Корзинка, Перекресток, Мир, Сом, Башня, Каприз, Башмачок, Школьник+, Зодиак, Миф, Имидж, Рубин, Интерьер, Купец, Океан, Волна, Фауна, Шалуны, Ботаник, Привоз, Цветы, Романтик, Орхидея, Апельсин, Двери, Ткани, Континент, Обои, Изобилие, Серебро.(Приложение I-IV) |
2. |
Имя прилагательное |
Южный, Хороший, Водяной, Семейный, Текстильный, Связной, Европейский.(Приложение IV-V) |
3. |
Имя числительное |
555, 1001 мелочь, Пятерочка, 585 золотой, 777, 1000 мелочей, 7 цветов, 2 шага, 12 стульев(Приложение V-VI) |
4. |
Имя собственное |
Ксюша, Катюша, Яна, Екатерина, Маргарита, Саида, Гоша, Любава, Оксана, Зарина, Москва, Самара, Европа, Россия, Юлия.(Приложение VI-VII) |
5. |
Словосочетание |
Строй-Интерьер, Дом рыбака, Детский мир, Чудо-печка, Мясной двор, Много мебели, Мир одежды и обуви, Канцелярские товары, У бабушки Оли, Парфюм Лидер, Любимая плюшка, Мамин хлеб, Мир света, Много игрушек, Тихий дон, Пес и кот, Империя роз, Цветочный дом, Дом книги, Фруктовый сад, Кондитерский рай, Мясная ярмарка.(Приложение VII-IX) |
6. |
Непонятные названия |
Эсхата, ДНС, Сим-Сим, Арго, Надомаркет, Галамарт, БУМ, Диёр, Орандж молл, Кари, Фикс прайс, ЮТПС-Север, ЮТПС-Центр, Оптима, Зооленд, Зоовет, РБТ, М.Видео, Ренессанс-2, Снедь, Глиссада, Ланкон, Буакбу, МТС, Дионис.(Приложение X-XI) |
7. |
Сокращенные |
Эконом, Стройдвор, Энергосфера, Евросеть, Домострой, Домоцентр, Спорт мастер.(Приложение XI-XII) |
Каждое название что-то означает, то есть имеет свое лексическое значение, поэтому мы провели опрос по теме «Почему так назван магазин?»
Мы задавали этот вопрос продавцам, покупателям, учащимся, родителям.
Оказалось, что 63% даже не задумывались над этим вопросом, их больше всего интересует, какой товар продается в этом магазине!
25% считают, что хозяева магазинов дают названия такие, которые им самим нравятся и не задумываются о соответствии названия и назначения магазина.
И только 12% довольно ясно и понятно объяснили почему так назван магазин. (Приложение XIII)
Продолжая исследование по выявлению взаимосвязи названий магазинов с правилами русского языка, мы определили темы уроков, при изучении которых можно использовать вывески:
1. Словообразование.
КОРЕНЬ |
СУФФИКС |
ОКОНЧАНИЕ |
СЛОВО |
монет |
-к- |
а |
Монетка |
вод |
-ян- |
ой |
Водяной |
пят |
-ёр- -оч- -к- |
а |
Пятёрочка |
башмач |
-ок- |
Башмачок |
|
корзин |
-к- |
а |
Корзинка |
школьн |
-ик- |
Школьник |
|
романт |
-ик- |
Романтик |
|
текстиль |
-н- |
ый |
Текстильный |
семей |
-н- |
ый |
Семейный |
2. Словосочетания.
3. Заглавная буква в именах собственных.
4. Лексическое значение слова.
Очень интересно было работать со словарями и определять лексическое значение названий:
Диёр- согласно таджикско-русскому словарю означает - земля, страна, край, Родина.
Ренессанс- (от фр. Renaissance — возрождение)
Возрождение, эпоха Возрождения классической античной греческой культуры после средневековья, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.
в переносном смысле — период подъема, расцвета в развитии чего-либо.
Снедь
1. Устар. Пища, еда. — Лучшие, дорогие блюда и сладкие вина были мне снедью.
2. Собир. Съестное, кушанья. Праздничная снедь.
Глиссада – (франц. glissade, букв. - скольжение), траектория полета самолета, вертолета, планера при снижении.
Дионис - (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Ва́кхос, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
Классификация по структуре дала следующие результаты:
состоят из одного слова – 86 названий;
состоят из двух и более слов – 34 названий. (Приложение XIII)
Надписи, связанные с именами – 11.
Надписи, связанные с географической территорией – 8.
Надписи, указывающие на рыб и животных – 5.
Надписи, указывающие на растения – 9. (Приложение XIII)
Результаты исследования показали, что все изученные названия магазинов – это части речи, которые мы уже изучали и продолжаем изучать. Уроки русского языка станут более интересными, если использовать для изучения отдельных тем названия магазинов.
Заключение
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1) Названия магазинов тесно связаны с правилами русского языка;
2) Названия магазинов можно классифицировать по разным признакам;
3) Названия вывесок можно использовать на уроках русского языка, делая их более интересными.
Перспективы исследования в дальнейшем - предложить учителю и одноклассникам провести исследование конфетных фантиков, названий шоколадок, мороженного и т.д. с точки зрения русского языка по теме «Части речи».
Список использованной литературы
1. Мудров А.Н. Основы рекламы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2008. — 397 с.
2. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в малом бизнесе. М.: 2006. — 287 с.
3. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
4. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
5. Учебник «Русский язык» 3 класс.
Приложение
Ф ото магазинов