ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения фразеологизмов актуальна в настоящее время. Последние исследования показывают, что речь современного школьника характеризуется заметным сокращением словарного запаса. Это, прежде всего, связано с тем, что подростки отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы. Лингвисты утверждают, что одним из путей обогащения речи является использование фразеологизмов. Известно, что с помощью фразеологизмов речь становится более яркой, образной, красочной.
Сегодня, проблема изучения фразеологизмов стоит особенно остро, потому что выпускники сдают экзамены, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов.
Гипотеза: возможно, применение игр привлечёт внимание моих одноклассников к изучению фразеологизмов, что будет способствовать обогащению их речи.
Цель проекта: обогащение словарного запаса школьников с помощью фразеологизмов.
Задачи:
изучить литературу по теме исследования;
провести анкетирование;
собрать копилку фразеологизмов;
составить викторину «Путешествие в мир фразеологизмов»;
сделать выводы.
Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, количественный анализ, практическая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
Понятие о фразеологизмах
Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что фразеологизмы есть во всех языках мира и существуют на протяжении всей истории языка.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению [2]. Часто фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным. Например, водить за нос – обманывать; бить баклуши – бездельничать; зарубить на носу – запомнить и др.
Фразеология - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению [2].
Латинское слово phrasеologia (от греч. phrasis – «оборот речи, выражение», logia – «сборник, собрание») впервые было употреблено в 1558 году в трудах немецкого филолога Микаэла Неандера [7].
В русском языке для обозначения фразеологизма используются и другие термины: фразеологическое выражение, фразеологическая единица, фразеологический оборот речи, устойчивое сочетание слов, идиома и др. [7].
Происхождение фразеологизмов
Фразеологизмы в зависимости от происхождения делятся на несколько групп: исконно русские; заимствованные; старославянского происхождения.
Исконно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с традициями и обычаями нашего народа: с гулькин нос; во всю ивановскую; в сорочке родился; в ногах правды нет; отложить в долгий ящик. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей; художественных произведений: тришкин кафтан, молочные реки, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке [1].
Фразеологизмы старославянского происхождения: на сон грядущий; камень преткновения; хлеб насущный; манна небесная; внести свою лепту.
Фразеологизмы, заимствованные из других языков: с высоты птичьего полета; о вкусах не спорят [1].
1.3.Классификация фразеологизмов
Теория фразеологизмов в России начала развиваться в начале ХХ века. Ученый - Виктор Владимирович Виноградов разработал классификацию фразеологических оборотов русского языка с точки зрения семантической слитности, позже она была дополнена [4].
Классификация русских фразеологических оборотов (По Виноградову):
фразеологические сращения;
фразеологические единства;
фразеологические сочетания;
фразеологические выражения [4].
Существуют и другие классификации фразеологизмов.
Фразеологизмы с названиями животных
Врусском языке есть большая группа фразеологизмов с названиями животных. Их называют зооморфизмами.
С давних времён человека окружали животные (звери, птицы, рыбы, насекомые). Люди внимательно наблюдали за их повадками и поведением. Позже, животным стали приписывать человеческие качества. Например, кошка символизировала злого, сварливого, недоброжелательного человека. Так появились фразеологизмы: живут как кошка с собакой; знает кошка, чьё мясо съела; кошки на душе скребут. Зайцу приписывали трусость: трусливый, как заяц; лисе хитрость: хитрый, как лиса; прикидываться лисой. Волк стал символом злобы, жестокости, жадности: волчий аппетит; хоть волком вой; волчьи законы; волка ноги кормят. Самое недоброжелательное отношение во фразеологизмах свинье: свинья грязи найдет; поступать как свинья; подложить свинью и др. Так постепенно, во фразеологических единицах, животные стали символизировать человеческие качества [10].
2. Анкетирование
2.1. Ход работы
Мы провели анкетирование среди школьников. Текст анкеты в Приложении 1.
Цель: выявление уровня знаний обучающихся о фразеологизмах.
Анкета была предоставлена на отдельных бланках и заполнялась каждым обучающимся индивидуально. Ребята должны были написать или подчеркнуть правильный ответ.
Анкета состоит из двух частей. Для оценки ответов мы использовали бальную систему. Каждый вопрос оценивался в отдельности, а затем подсчитывалась общая сумма баллов.
Анкета состоит из двух частей по три вопроса в каждой. При обработке ответов на вопросы I части каждому ответу «А» соответствует 2 балла, ответу «Б» – 1 балл, ответу «В» – 0 баллов. При обработке ответов на вопросы II части за каждый правильный ответ ставится 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
Критерии оценивания ответов:
высокий уровень - 11-14 баллов;
средний уровень – 6-10 баллов;
низкий уровень – 0 – 5 баллов.
2.2. Анализ результатов анкетирования
В анкетировании принимали участие 52 человека в возрасте 8-12 лет. Из них 25 мальчиков и 27 девочек (Рисунок 1).
Рисунок 1. Участники анкетирования
Результаты анкетирования представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Изучение уровня знаний фразеологизмов
Анализ полученных данных позволяет отметить, что при анкетировании 58% (30) человек показали высокий уровень знаний фразеологизмов.
Средний уровень выявлен у 34% (18) опрошенных ребят. Это свидетельствует о том, что школьники знают некоторые примеры фразеологизмов, но не всегда понимают их смысл и редко употребляют их в речи.
Низкий уровень знаний показали 8% (4) школьников. Эти ребята почти ничего не знают о фразеологизмах, не понимают их смысла, не употребляют в речи.
Проведенный опрос выявил, что у достаточно большой группы обучающихся наблюдаются трудности в понимании и употреблении фразеологических единиц в речи. Мы еще раз убедились в актуальности темы исследования.
Создание викторины «Путешествие в мир фразеологизмов»
На первом этапе, работая с фразеологическими словарями [6,8], отобрали фразеологические единицы с названиями животных: зверей (медведь, белка, волк, заяц, крыса); насекомых (муха); птиц (гусь, голубь, ворона, сорока, курица, петух); рыб (сельдь); домашних животных (корова, кошка, собака). Получилась копилка из сорока двух фразеологизмов.
Следующий этап – создание викторины.
Цель: закрепление знаний о фразеологических единицах.
Пользуясь источниками сети Интернет и специальной литературой [3,5,9], подобрали четыре игры по фразеологии. В игровых заданиях использовали фразеологизмы из копилки. Ответы на задания викторины в Приложении 2.
Игра «Одним словом» [5].
Цель: передайте смысл фразеологизма всего лишь одним словом.
Белые мухи __________________________.
Гусь лапчатый ________________________.
Делать из мухи слона__________________ .
Как корова языком слизнула ____________.
Как кошка с cобакой ___________________.
Канцелярская крыса____________________.
Когда рак на горе свистнет ______________.
Красного петуха пустить________________.
Куры денег не клюют __________________.
Медвежий угол________________________.
С гулькин нос _________________________.
Ходить петухом________________________.
2. Игра «Дополни фразеологизмы» [5].
Цель: вставьте названия животных в известные вам фразеологизмы.
Человек, резко выделяющийся чем-либо - белая______________.
Быть в беспрестанных хлопотах - вертеться как ____________ в колесе.
Очень сильный аппетит - ___________________аппетит.
Смело взяться за главное дело - взять ________________ за рога.
Распределять прибыль от ещё не осуществлённого дела - делить шкуру неубитого ________________.
Перекусить; слегка утолить голод - заморить________________.
О ком-либо, совсем лишённом музыкального слуха - как _______________ на ухо наступил.
Очень мало чего – то - как ___________ наплакал.
О человеке вялом, неторопливом - он как сонная_____________.
Неловкая помощь, услуга - ________________ услуга.
Очень плохо, неразборчиво писать - писать как ___________ лапой.
Говорить быстро и громко - трещит как ___________ .
3. Игра «Расшифровка» [9.]
Цель: расшифруй фразеологизмы, используя код.
Задание №1. Расшифруй фразеологизмы, используя код.
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Д |
К |
Х |
2 |
О |
М |
Ё |
3 |
Н |
Ответ: _________________________.
Задание №2. Расшифруй фразеологизмы, используя код.
2 |
6 |
5 |
6 |
6 |
3 |
7 |
2 |
6 |
7 |
4 |
5 |
8 |
1 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ц |
В |
М |
С |
Л |
А |
О |
И |
Ответ: ___________________________________ .
Задание №3. Расшифруй фразеологизм.
Подсказка:читай снизу-вверх, строчками слева на право.
К |
||||
Н |
Щ |
И |
||
А |
Р |
А |
Б |
А |
К |
О |
З |
Ы |
Б |
А |
В |
Н |
О |
Й |
Т |
С |
Т |
||
О |
Ответ:___________________________________________
Игра «Угадай-ка» [3].
Цель игры: по рисунку определить фразеологизм.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
Также, был разработан интерактивный вариант викторины в программе PowerPoint. Викторина была представлена одноклассникам на занятии. Ребята проявили большой интерес и с увлечением выполняли игровые задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтвердилась: применение игр привлекло внимание моих одноклассников к изучению фразеологизмов. Это способствовало обогащению их речи.
В ходе работы мы узнали много интересных сведений о фразеологизмах.
Ознакомились с классификацией фразеологических единиц русского языка. Выяснили историю происхождения некоторых фразеологизмов.
Провели анкетирование и выявили уровень знаний школьников о фразеологизмах.
Создали викторину «Путешествие в мир фразеологизмов».
Поняли, что фразеологизмы делают нашу речь живой, красивой, эмоциональной, пополняют словарный запас, расширяют кругозор.
Пришли к выводу, что изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю русского народа, его традиции, обычаи.
Материалы работы можно использовать на занятиях по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, во внеклассной работе со школьниками. Надеемся, что она будет интересна и для педагогов.
В дальнейшем мы хотели бы продолжить работу над этой увлекательной темой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобраз. Учреж. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2010. – 319 с.
Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общ. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыжеская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Боровлева С. В. Презентация. Фразеологический зоопарк. URL: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/frazeologicheskij_zoopark/241-1-0-24379 (Дата обращения 02.02.2022).
Валгина М. С. Современный русский язык / М. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина.- М.: Логос, 2022. - 538 с.
Волина В. В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
Волина В.В. Фразеологический словарь – С. – Пб: Дидактика плюс, 2001.-256 с.
Жилина Ю. С. Понятие «фразеологическая единица» в лингвистике и ее основные признаки. URL: http://univers- plus.ru/files/1/1/2/1125/Na%20peresech_2018_2/22_%D0%96%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (Дата обращения 08.03.2022)
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. - М.: Просвещение, 2013. - 381 c.
Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 3 кл., часть 1/Л. В. Мищенкова .- М.:Рост. - 72 с.
Образы животных во фразеологических оборотах различных народов. URL:https://studbooks.net/2094639/literatura/obrazy_zhivotnyh_frazeologicheskih_oborotah_razlichnyh_narodov.
Приложение 1
Анкета
I часть
1. Вы знаете, что такое фразеологизм?
А) Да
Б) Не помню
В) Нет
2. Употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы?
А) Да, часто
Б) Да, но редко
В) Вообще не употребляю
3. Часто ли вы сталкиваетесь с фразеологизмами в различных книгах?
А) Да
Б) Редко
В) Я не читаю книги
II часть
4.Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово
А) Делать из … слона (комара, мухи)
Б) Не в своей … (чашке, тарелке)
В) Считать … (сорок, ворон)
5.Объясните значение фразеологизмов одним словом
А) Выбиться из сил
Б) Держать язык за зубами
В) Сидеть сложа руки
6. Подчеркните в предложениях фразеологизмы
А) Я больше не намерен бросать слова на ветер
Б) Маша знала этот район как свои пять пальцев.
Приложение 2
Ответы на задания викторины
Игра «Одним словом».
Цель: передайте смысл фразеологизма всего лишь одним словом.
Белые мухи - снежинки.
Гусь лапчатый - хитрец.
Делать из мухи слона - преувеличивать.
Как корова языком слизнула - исчезло.
Как кошка с cобакой - недружно.
Канцелярская крыса - бюрократ.
Когда рак на горе свистнет - никогда.
Красного петуха пустить - поджечь.
Куры денег не клюют - богатый.
Медвежий угол - глушь.
С гулькин нос - мало.
Ходить петухом - важно.
2). Игра «Дополни фразеологизмы»
Цель: вставьте названия животных в известные вам фразеологизмы.
Человек, резко выделяющийся чем-либо - белая ворона.
Быть в беспрестанных хлопотах - вертеться как белка в колесе.
Очень сильный аппетит – волчий аппетит.
Смело взяться за главное дело – взять быка за рога.
Распределять прибыль от ещё не осуществлённого дела - делить шкуру неубитого медведя.
Перекусить; слегка утолить голод – заморить червячка.
О ком-либо, совсем лишённом музыкального слуха – как медведь на ухо наступил.
Очень мало чего – то – как кот наплакал.
О человеке вялом, неторопливом - он как сонная муха.
Неловкая помощь, услуга - медвежья услуга.
Очень плохо, неразборчиво писать - писать как курица лапой.
Говорить быстро и громко - трещит как сорока.
3)Игра «Расшифровка»
Цель: расшифруй фразеологизмы, используя код.
Задание №1 - Ход конём.
Задание №2 – Валаамова ослица.
Задание №3 – Отставной козы барабанщик.
4) Игра «Угадай-ка»
Цель игры: по рисунку определить фразеологизм.
Погнаться за двумя зайцами
Показать, где раки зимуют.
Голодный как волк.
Подложить свинью
Пустить козла в огород
Делать из мухи слона
Как с гуся вода.
Купить кота в мешке
Вставать с петухами.
Красный как рак.
Считать ворон.
Как сельди в бочке.
Гусей дразнить.
Черная кошка пробежала
Убить двух зайцев.