В мире фразеологизмов

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В мире фразеологизмов

Кочетков Д.С. 1Чарышкина Д.С. 1Чарышкина У.С. 1
1МБУ ДО "ДТДиМ"
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО "ДТДиМ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения фразеологизмов актуальна в настоящее время. Последние исследования показывают, что речь современного школьника характеризуется заметным сокращением словарного запаса. Это, прежде всего, связано с тем, что подростки отдают предпочтение информационным технологиям, а не чтению художественной литературы. Лингвисты утверждают, что одним из путей обогащения речи является использование фразеологизмов. Известно, что с помощью фразеологизмов речь становится более яркой, образной, красочной.

Сегодня, проблема изучения фразеологизмов стоит особенно остро, потому что выпускники сдают экзамены, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов.

Гипотеза: возможно, применение игр привлечёт внимание моих одноклассников к изучению фразеологизмов, что будет способствовать обогащению их речи.

Цель проекта: обогащение словарного запаса школьников с помощью фразеологизмов.

Задачи:

изучить литературу по теме исследования;

провести анкетирование;

собрать копилку фразеологизмов;

составить викторину «Путешествие в мир фразеологизмов»;

сделать выводы.

Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в сети Интернет, анкетирование, количественный анализ, практическая работа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анализ литературы

Понятие о фразеологизмах

Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что фразеологизмы есть во всех языках мира и существуют на протяжении всей истории языка.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению [2]. Часто фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным. Например, водить за нос – обманывать; бить баклуши – бездельничать; зарубить на носу – запомнить и др.

Фразеология - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению [2].

Латинское слово phrasеologia (от греч. phrasis – «оборот речи, выражение», logia – «сборник, собрание») впервые было употреблено в 1558 году в трудах немецкого филолога Микаэла Неандера [7].

В русском языке для обозначения фразеологизма используются и другие термины: фразеологическое выражение, фразеологическая единица, фразеологический оборот речи, устойчивое сочетание слов, идиома и др. [7].

Происхождение фразеологизмов

Фразеологизмы в зависимости от происхождения делятся на несколько групп: исконно русские; заимствованные; старославянского происхождения.

Исконно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с традициями и обычаями нашего народа: с гулькин нос; во всю ивановскую; в сорочке родился; в ногах правды нет; отложить в долгий ящик. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей; художественных произведений: тришкин кафтан, молочные реки, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке [1].

Фразеологизмы старославянского происхождения: на сон грядущий; камень преткновения; хлеб насущный; манна небесная; внести свою лепту.

Фразеологизмы, заимствованные из других языков: с высоты птичьего полета; о вкусах не спорят [1].

1.3.Классификация фразеологизмов

Теория фразеологизмов в России начала развиваться в начале ХХ века. Ученый - Виктор Владимирович Виноградов разработал классификацию фразеологических оборотов русского языка с точки зрения семантической слитности, позже она была дополнена [4].

Классификация русских фразеологических оборотов (По Виноградову):

фразеологические сращения;

фразеологические единства;

фразеологические сочетания;

фразеологические выражения [4].

Существуют и другие классификации фразеологизмов.

Фразеологизмы с названиями животных

Врусском языке есть большая группа фразеологизмов с названиями животных. Их называют зооморфизмами.

С давних времён человека окружали животные (звери, птицы, рыбы, насекомые). Люди внимательно наблюдали за их повадками и поведением. Позже, животным стали приписывать человеческие качества. Например, кошка символизировала злого, сварливого, недоброжелательного человека. Так появились фразеологизмы: живут как кошка с собакой; знает кошка, чьё мясо съела; кошки на душе скребут. Зайцу приписывали трусость: трусливый, как заяц; лисе хитрость: хитрый, как лиса; прикидываться лисой. Волк стал символом злобы, жестокости, жадности: волчий аппетит; хоть волком вой; волчьи законы; волка ноги кормят. Самое недоброжелательное отношение во фразеологизмах свинье: свинья грязи найдет; поступать как свинья; подложить свинью и др. Так постепенно, во фразеологических единицах, животные стали символизировать человеческие качества [10].

2. Анкетирование

2.1. Ход работы

Мы провели анкетирование среди школьников. Текст анкеты в Приложении 1.

Цель: выявление уровня знаний обучающихся о фразеологизмах.

Анкета была предоставлена на отдельных бланках и заполнялась каждым обучающимся индивидуально. Ребята должны были написать или подчеркнуть правильный ответ.

Анкета состоит из двух частей. Для оценки ответов мы использовали бальную систему. Каждый вопрос оценивался в отдельности, а затем подсчитывалась общая сумма баллов.

Анкета состоит из двух частей по три вопроса в каждой. При обработке ответов на вопросы I части каждому ответу «А» соответствует 2 балла, ответу «Б» – 1 балл, ответу «В» – 0 баллов. При обработке ответов на вопросы II части за каждый правильный ответ ставится 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Критерии оценивания ответов:

высокий уровень - 11-14 баллов;

средний уровень – 6-10 баллов;

низкий уровень – 0 – 5 баллов.

2.2. Анализ результатов анкетирования

В анкетировании принимали участие 52 человека в возрасте 8-12 лет. Из них 25 мальчиков и 27 девочек (Рисунок 1).

Рисунок 1. Участники анкетирования

Результаты анкетирования представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Изучение уровня знаний фразеологизмов

Анализ полученных данных позволяет отметить, что при анкетировании 58% (30) человек показали высокий уровень знаний фразеологизмов.

Средний уровень выявлен у 34% (18) опрошенных ребят. Это свидетельствует о том, что школьники знают некоторые примеры фразеологизмов, но не всегда понимают их смысл и редко употребляют их в речи.

Низкий уровень знаний показали 8% (4) школьников. Эти ребята почти ничего не знают о фразеологизмах, не понимают их смысла, не употребляют в речи.

Проведенный опрос выявил, что у достаточно большой группы обучающихся наблюдаются трудности в понимании и употреблении фразеологических единиц в речи. Мы еще раз убедились в актуальности темы исследования.

Создание викторины «Путешествие в мир фразеологизмов»

На первом этапе, работая с фразеологическими словарями [6,8], отобрали фразеологические единицы с названиями животных: зверей (медведь, белка, волк, заяц, крыса); насекомых (муха); птиц (гусь, голубь, ворона, сорока, курица, петух); рыб (сельдь); домашних животных (корова, кошка, собака). Получилась копилка из сорока двух фразеологизмов.

Следующий этап – создание викторины.

Цель: закрепление знаний о фразеологических единицах.

Пользуясь источниками сети Интернет и специальной литературой [3,5,9], подобрали четыре игры по фразеологии. В игровых заданиях использовали фразеологизмы из копилки. Ответы на задания викторины в Приложении 2.

Игра «Одним словом» [5].

Цель: передайте смысл фразеологизма всего лишь одним словом.

Белые мухи __________________________.

Гусь лапчатый ________________________.

Делать из мухи слона__________________ .

Как корова языком слизнула ____________.

Как кошка с cобакой ___________________.

Канцелярская крыса____________________.

Когда рак на горе свистнет ______________.

Красного петуха пустить________________.

Куры денег не клюют __________________.

Медвежий угол________________________.

С гулькин нос _________________________.

Ходить петухом________________________.

2. Игра «Дополни фразеологизмы» [5].

Цель: вставьте названия животных в известные вам фразеологизмы.

Человек, резко выделяющийся чем-либо - белая­­______________.

Быть в беспрестанных хлопотах - вертеться как ____________ в колесе.

Очень сильный аппетит - ___________________аппетит.

Смело взяться за главное дело - взять ________________ за рога.

Распределять прибыль от ещё не осуществлённого дела - делить шкуру неубитого ________________.

Перекусить; слегка утолить голод - заморить________________.

О ком-либо, совсем лишённом музыкального слуха - как _______________ на ухо наступил.

Очень мало чего – то - как ___________ наплакал.

О человеке вялом, неторопливом - он как сонная_____________.

Неловкая помощь, услуга - ________________ услуга.

Очень плохо, неразборчиво писать - писать как ___________ лапой.

Говорить быстро и громко - трещит как ___________ .

3. Игра «Расшифровка» [9.]

Цель: расшифруй фразеологизмы, используя код.

Задание №1. Расшифруй фразеологизмы, используя код.

1

 

2

 

1

   

1

 

2

 

3

 

2

 

2

 
       

1

Д

К

Х

2

О

М

Ё

3

Н

   

Ответ: _________________________.

Задание №2. Расшифруй фразеологизмы, используя код.

2

6

5

6

6

3

7

2

6

 

7

4

5

8

1

6

1

2

3

4

5

6

7

8

Ц

В

М

С

Л

А

О

И

Ответ: ___________________________________ .

Задание №3. Расшифруй фразеологизм.

Подсказка:читай снизу-вверх, строчками слева на право.

   

К

   
 

Н

Щ

И

 

А

Р

А

Б

А

К

О

З

Ы

Б

А

В

Н

О

Й

 

Т

С

Т

 
   

О

   

Ответ:___________________________________________

Игра «Угадай-ка» [3].

Цель игры: по рисунку определить фразеологизм.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Также, был разработан интерактивный вариант викторины в программе PowerPoint. Викторина была представлена одноклассникам на занятии. Ребята проявили большой интерес и с увлечением выполняли игровые задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы. Цель достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтвердилась: применение игр привлекло внимание моих одноклассников к изучению фразеологизмов. Это способствовало обогащению их речи.

В ходе работы мы узнали много интересных сведений о фразеологизмах.

Ознакомились с классификацией фразеологических единиц русского языка. Выяснили историю происхождения некоторых фразеологизмов.

Провели анкетирование и выявили уровень знаний школьников о фразеологизмах.

Создали викторину «Путешествие в мир фразеологизмов».

Поняли, что фразеологизмы делают нашу речь живой, красивой, эмоциональной, пополняют словарный запас, расширяют кругозор.

Пришли к выводу, что изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю русского народа, его традиции, обычаи.

Материалы работы можно использовать на занятиях по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, во внеклассной работе со школьниками. Надеемся, что она будет интересна и для педагогов.

В дальнейшем мы хотели бы продолжить работу над этой увлекательной темой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобраз. Учреж. / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2010. – 319 с.

Баранов М. Т. Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общ. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыжеская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Шанский. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

Боровлева С. В. Презентация. Фразеологический зоопарк. URL: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/frazeologicheskij_zoopark/241-1-0-24379 (Дата обращения 02.02.2022).

Валгина М. С. Современный русский язык / М. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина.- М.: Логос, 2022. - 538 с.

Волина В. В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994. - 448 с.

Волина В.В. Фразеологический словарь – С. – Пб: Дидактика плюс, 2001.-256 с.

Жилина Ю. С. Понятие «фразеологическая единица» в лингвистике и ее основные признаки. URL: http://univers- plus.ru/files/1/1/2/1125/Na%20peresech_2018_2/22_%D0%96%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf (Дата обращения 08.03.2022)

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. - М.: Просвещение, 2013. - 381 c.

Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 3 кл., часть 1/Л. В. Мищенкова .- М.:Рост. - 72 с.

Образы животных во фразеологических оборотах различных народов. URL:https://studbooks.net/2094639/literatura/obrazy_zhivotnyh_frazeologicheskih_oborotah_razlichnyh_narodov.

Приложение 1

Анкета

I часть

1. Вы знаете, что такое фразеологизм?

А) Да

Б) Не помню

В) Нет

2. Употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы?

А) Да, часто

Б) Да, но редко

В) Вообще не употребляю

3. Часто ли вы сталкиваетесь с фразеологизмами в различных книгах?

А) Да

Б) Редко

В) Я не читаю книги

II часть

4.Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово

А) Делать из … слона (комара, мухи)

Б) Не в своей … (чашке, тарелке)

В) Считать … (сорок, ворон)

5.Объясните значение фразеологизмов одним словом

А) Выбиться из сил

Б) Держать язык за зубами

В) Сидеть сложа руки

6. Подчеркните в предложениях фразеологизмы

А) Я больше не намерен бросать слова на ветер

Б) Маша знала этот район как свои пять пальцев.

Приложение 2

Ответы на задания викторины

Игра «Одним словом».

Цель: передайте смысл фразеологизма всего лишь одним словом.

Белые мухи - снежинки.

Гусь лапчатый - хитрец.

Делать из мухи слона - преувеличивать.

Как корова языком слизнула - исчезло.

Как кошка с cобакой - недружно.

Канцелярская крыса - бюрократ.

Когда рак на горе свистнет - никогда.

Красного петуха пустить - поджечь.

Куры денег не клюют - богатый.

Медвежий угол - глушь.

С гулькин нос - мало.

Ходить петухом - важно.

2). Игра «Дополни фразеологизмы»

Цель: вставьте названия животных в известные вам фразеологизмы.

Человек, резко выделяющийся чем-либо - белая­­ ворона.

Быть в беспрестанных хлопотах - вертеться как белка в колесе.

Очень сильный аппетит – волчий аппетит.

Смело взяться за главное дело – взять быка за рога.

Распределять прибыль от ещё не осуществлённого дела - делить шкуру неубитого медведя.

Перекусить; слегка утолить голод – заморить червячка.

О ком-либо, совсем лишённом музыкального слуха – как медведь на ухо наступил.

Очень мало чего – то – как кот наплакал.

О человеке вялом, неторопливом - он как сонная муха.

Неловкая помощь, услуга - медвежья услуга.

Очень плохо, неразборчиво писать - писать как курица лапой.

Говорить быстро и громко - трещит как сорока.

3)Игра «Расшифровка»

Цель: расшифруй фразеологизмы, используя код.

Задание №1 - Ход конём.

Задание №2 – Валаамова ослица.

Задание №3 – Отставной козы барабанщик.

4) Игра «Угадай-ка»

Цель игры: по рисунку определить фразеологизм.

Погнаться за двумя зайцами

Показать, где раки зимуют.

Голодный как волк.

Подложить свинью

Пустить козла в огород

Делать из мухи слона

Как с гуся вода.

Купить кота в мешке

Вставать с петухами.

Красный как рак.

Считать ворон.

Как сельди в бочке.

Гусей дразнить.

Черная кошка пробежала

Убить двух зайцев.

Просмотров работы: 261