ВВЕДЕНИЕ
Все без исключения, и взрослые, и дети, любят отгадывать загадки. С этим жанром народного творчества мы знакомимся с самого раннего детства. В школе, при изучении разных предметов, используется много загадок. Они служат не только забавой, но и своеобразной «тренировкой» ума. Но загадки не так просто отгадать! А разгадыванию и составлению загадок в школе не обучают. Поэтому, проблема изучения загадок актуальна в настоящее время.
Гипотеза: возможно, изучая загадки, можно научиться составлять собственные произведения.
Цель: составление загадок.
Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) выяснить, что такое загадка; 3) ознакомиться с разными видами загадок; 4) узнать историю появления загадок; 5) провести анкетирование; 6) придумать собственные загадки; 7) сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы; поиск информации в сети Интернет; анкетирование; практическая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
Что такое загадка?
Изучив литературу по теме исследования [2,3,4], мы выяснили, что загадка является жанром устного народного творчества. В словаре дается такое определение: «Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании» [6].
Существуют следующие основные признаки загадки:
По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.
Описание оформляется в виде вопросительного предложения.
Описание даётся лаконично.
Загадке свойственен определённый ритм [3].
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность. Постепенно, с развитием общества, некоторые загадки устаревают.
Например:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет (ухват) [8].
Им на смену приходят современные загадки. Например: пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу (пылесос); чудо-дворник перед нами: загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоуборочная машина) [8].
Какие бывают загадки?
По мнению исследователей, загадки можно классифицировать по разным основаниям: по темам; по наличию автора и т.д.
По темам выделяют:
Загадки о явлениях природы.
Загадки о растениях.
Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.
Загадки о насекомых.
Загадки о птицах.
Загадки о животных.
Загадки о человеке.
Загадки о трудовой деятельности человека.
Загадки о жилище.
Загадки о музыкальных инструментах.
Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.
Загадки о времени, смене дня и ночи и т. д.
Загадки о предметах, связанных с религией.
Шутки, шарады.
Задачи [4].
По наличию автора загадки бывают литературные и народные. Литературные загадки дают описание более подробно, более детально. Часто они бывают в стихотворной форме, например, у С. Я. Маршака, К. И. Чуковского [1].
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (крапива)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
Народные загадки - это загадки, которые сочинил народ. У каждого народа есть свои загадки: бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (гвоздь) – русская. Зубы есть, а рта нет (пила)- украинская. Маленький конь, а все озеро выпил (ложка)- белорусская.
Есть загадки про животных, которые встречаются только в определенной местности. Например, на Руси придумали много загадок про гусей и кур: Клохчет, клохчет,
Детей созывает.
Всех под крылья подбирает.
А о павлине есть польская загадка: в нарядной одежде, а сам босой [7].
Как появились загадки?
Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Многие ученые считают, что сначала люди использовали загадку как тайный язык, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью.
Дело в том, что в давние времена люди боялись природы. Человеку казалось, что везде есть добрые и злые существа, например, в лесу – Леший, в реке – Водяной и Русалки, в избе – Домовой. Наши предки думали, что деревья, рыбы, птицы понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – «загадочную речь». Например: «Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта» («Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей») [2].
Загадки использовались в военных, торговых делах. Широко пользовались загадками, скоморохи и бродяги и др.
В более поздние времена с помощью загадки испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, песнях, сказках. В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывала одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех?» Тех, кто не смог отгадать загадку она сбрасывала с высокой скалы. Разгадал загадку только древнегреческий герой – Эдип. Он ответил, что утром (в детстве) на четырех, днем (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылем) на трех, ходит человек [3].
Много загадок встречается в русских народных сказках («Дочь-Семилетка», «Царевна, решающая загадки», «Неразгаданная загадка»). Загадки в сказках считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
С течением времени «тайный» язык потерял свое значение и загадка начала использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. В настоящее время загадка используется как увлекательное средство при обучении детей и организации их досуга.
Анкетирование
Ход работы
Следующий этап работы - анкетирование обучающихся.
Цель: выяснить умеют ли школьники отгадывать загадки.
Участникам анкетирования было предложено решить 10 загадок. Текст анкеты представлен в Приложении 1.
Анкета заполнялась каждым учеником индивидуально на отдельных бланках. Ребятам необходимо было отгадать загадку и написать правильный ответ.
Для оценки ответов использовали бальную систему. Каждая загадка оценивалась в отдельности, а затем подсчитывалась общая сумма баллов. При обработке ответов за правильный ответ ставился 1 балл, за неправильный ответ- 0 баллов.
Критерии оценивания:
высокий уровень: 8 – 10 баллов;
средний уровень: 4 – 7 баллов;
низкий уровень: 0 – 3 баллов.
Анализ результатов анкетирования
В анкетировании принимали участие 62 человека в возрасте от 7 до 12 лет. Из них 31 девочка и 31 мальчик (Рисунок 1).
Рисунок 1. Участники анкетирования
Результаты выполнения задания представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты анкетирования.
Высокий уровень был выявлен у одного человека. Этот обучающийся отгадал 8 загадок из 10. Средний уровень у 10 участников анкетирования. Эти ребята отгадали от 4 до 6 загадок. У 51-ого обучающегося выявлен низкий уровень. Эти ребята испытывали большие трудности при отгадывании загадок. Они смогли дать правильный ответ лишь в 1-й, 2-х или 3-х загадках.
Результаты анкетирования показали, что большое количество ребят испытывают трудности при отгадывании загадок. Мы еще раз убедились в актуальности исследовательской работы.
3. Изучение загадок
Мы изучали загадки по двум направлениям: отгадывание загадок и составление (придумывание) загадок.
3.1. Отгадывание загадок
Каждая загадка содержит вопрос, который поставлен в явной или скрытой форме. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами.
Способы отгадывания загадок:
Понять вопрос загадки: что (кого) надо искать? Где искать? На основании чего делать вывод? (найти пути решения загадки).
Вычленить все признаки, названные в загадке (они являются ключом к отгадке).
Объединить установленные признаки.
Сделать вывод [3].
3.2. Составление загадок
Мы решили составить кроссворд в загадках «Лесные звери». Для кроссворда отобрали 11 слов – названий лесных животных (белка, заяц, кабан, медведь, волк, лось, рысь, ёж, енот, барсук, лиса). В приложении Word составили и пронумеровали сетку кроссворда. Номера расставили, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз.
Следующий этап работы - составление к каждому слову текстового определения в виде загадки. Загадки составляли разными способами: по моделям и в стихотворной форме. Для составления загадок мы использовали несколько моделей, предложенных А. А. Нестеренко [5].
Модель 1. Выбирали объект и называли его существенные признаки, используя схемы. Затем подбирали другой объект, который обладал таким же признаком. Использовали связку «а не» (загадки № 6, 11).
Таблица 1
Модель 1
Какой? |
А НЕ |
Кто (что) такое же? |
Рыжая Хвост пушистый Ловит мышей |
А НЕ |
Тыква Белка Кошка |
Загадка: «Рыжая, а не тыква. Хвост пушистый, а не белка. Ловит мышей, а не кошка».
Модель2. Составляли загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Выделяли у объекта 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, запахами. Подбирали объект, который выполняет такие же действия. Использовали связку «но не» (загадка № 9).
Таблица 2
Модель 2
Что делает? |
НО НЕ |
Кто (что) делает так же? |
катится клубок колется фыркает |
но не |
клубок с нитками кактус паровоз |
Загадка: «Катится клубок, но не с нитками. Колется, но не кактус. Фыркает, но не паровоз» (ёж).
Модель 3. Составление загадки по модели с использованием метафоры (загадка № 3). Метафора - употребление слов в переносном значении.
Таблица 3
Модель 3
«Похожесть» |
Реальный признак или действие |
|
Где живет? (Место) |
На что похоже? |
|
в лесу |
на великана |
огромный, рогатый |
Загадка: «Огромный, рогатый великан в лесу живет. Кто это?» (лось).
Загадки в стихотворной форме составляли по плану: 1) собирали информацию о животном: какой он по форме?, по цвету?; какая у него мордочка? ножки?; чем покрыта у него спинка?; какие у него повадки?; где живёт?; чем питается? и т. д. 2) выделяли главные признаки, которые позволяют отличить животное от других зверей. 3) подбирали слова, обозначающие действие животного. 4) Придумывали рифму (загадки № 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10).
Например:
Длинные уши, короткий хвост,
Мягкая шубка, малый рост.
От лисы и волка убегает ловко.
Для кроссворда было составлено11 загадок (Приложение 2). Загадки напечатали и расположили на листе ниже кроссворда. Написали инструкцию к заполнению кроссворда. Также, в приложении PowerPoint была создана электронная версия кроссворда.
Кроссворд был предложен моим одноклассникам. Они с большим интересом отгадывали загадки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась, изучая загадки, можно научиться составлять собственные произведения.
В ходе работы, мы выяснили, что такое загадка, узнали много нового и интересного про историю появления загадок, их разновидности, основные признаки.
Выяснили, какие существуют способы отгадывания загадок.
Убедились, что создание загадки – сложный процесс, часто требующий от автора широкого кругозора, внимания, наблюдательности.
Создали кроссворд в загадках «Лесные звери».
Поняли, что загадки играют огромную роль для развития речи, мышления, творческих способностей человека.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, во внеклассной работе со школьниками. Надеемся, что она будет интересна и для педагогов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Авторские загадки с ответами: https: URL: //ihappymama.ru/iq/zagadki/avtorskie-zagadki/
Все-все о загадках: URL: https://pandia.ru/text/77/376/21648.php. (Дата обращения 25.02.2022).
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. – 127 с.
Митрофанова. Русские народные загадки: URL: booksite.ru›fulltext/mitrofan/text.pdf. (Дата обращения 10.03.2022)
Нестеренко А. Моё зазеркалье: [Электронный ресурс] Trizbook, 2014. — 73 с. URL: https://www.trizland.ru/methods/62 (Дата обращения 24.01.2022).
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999.
Проект тайны загадок: URL: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/12490.html. (Дата обращения 01.02.2022)
Тридцать три пирога. – М.: Детская литература, 1973. – 239 с.
Приложение 1
Анкета
Сколько вам лет ………………..
Кто Вы
Девочка
Мальчик
Отгадайте загадки:
№1. Под низким небом Снег идет |
Отгадка: |
№2. Сидит на ложке Свесив ножки. |
Отгадка: |
№3. Утка ныряла, ныряла И хвост потеряла. |
Отгадка: |
№4. Два конца, Два кольца, Посредине гвоздик. |
Отгадка: |
№5. Ходит, ходит, А в избу не входит. |
Отгадка: |
№6. Утка в воде, А хвост на горе. |
Отгадка: |
№7. Зубы есть, А рта нет. |
Отгадка: |
№8. Много рук, А нога одна. |
Отгадка: |
№9. Кто на своей голове лес носит? |
Отгадка: |
№10. Кого один раз в году наряжают? |
Отгадка: |
Приложение 2
Кроссворд
Лесные звери
4 |
||||||||||||
1 |
3 |
10 |
||||||||||
2 |
5 |
11 |
||||||||||
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||||||
Инструкция по заполнению кроссворда
Проверьте свои знания о лесных животных, решая кроссворд.
Слова в кроссворде можно отгадывать в любой последовательности.
Впишите слова, зашифрованные в кроссворде по одной букве в каждую клетку.
Подсказка: Если задание выполнено правильно, то в выделенной строке будут ключевые слова: лесные звери.
Желаем удачи!
Загадки
№1 Зверёк лесной, Пушистый хвост. Хороший слух, Но малый рост. По деревьям ловко скачет. И в дупло орешки прячет. |
№6. Полосатый, а не зебра. Пушистый, а не кот. Живу в дупле, а не белка. |
№2 Зверь большой и косолапый. Рыбу ловко ловит лапой. Любит он малину, мёд. И в берлоге он живёт. |
№7. Длинные уши, короткий хвост, Мягкая шубка, малый рост. От лисы и волка убегает ловко. |
№3 Огромный рогатый великан В лесу живёт. Кто это? |
№8. Зубастый серый хищник, Живёт в лесу густом. Охотится на зайцев, И дремлет только днём. |
№4 Родственник домашней свинки, На спинке жёсткие щетинки. Пятачок есть на носу, Ищет жёлуди в лесу. |
№9. Катится клубок, но не с нитками. Колется, но не кактус Фыркает, но не паровоз. |
№5 Эта кошка не простая, Она хищница лесная. Кисточки на ушках, Лапы на подушках. |
№10. Я зверь лесной, живу в норе, Две полосы на голове. Я всё лето жир коплю. А зимой я крепко сплю. |
№11. Рыжая, а не тыква. Хвост пушистый, а не белка. Ловит мышей, а не кошка. |
Ключ
4 |
||||||||||||
к |
||||||||||||
1 |
3 |
а |
10 |
|||||||||
б |
2 |
л |
б |
5 |
б |
11 |
||||||
е |
м |
о |
а |
р |
6 |
7 |
8 |
9 |
а |
л |
||
л |
е |
с |
н |
ы |
е |
з |
в |
е |
р |
и |
||
к |
д |
ь |
с |
н |
а |
о |
ж |
с |
с |
|||
а |
в |
ь |
о |
я |
л |
у |
а |
|||||
е |
т |
ц |
к |
к |
||||||||
д |
||||||||||||
ь |
||||||||||||