Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих

Козлова А.Ю. 1
1МБУДО "ДТДиМ им.Добробабиной А.П. г.Белово" Кемеровская область
Белова О.А. 1
1МБУДО "ДТДиМ им.Добробабиной А.П. г.Белово" Кемеровская область
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Название проекта: «Иллюстрирование художественных произведений как средство активизации интереса и понимания читающих»

Автор проекта: Козлова Анастасия Юрьевна, обучающаяся 8 класса

Руководитель проекта: Белова Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы.

Тип проекта: учебный практико-ориентированный

Проблема: Низкий уровень понимания, отсутствие интереса к школьному материалу, в частности к художественным произведениям курса литературы 5-9 класcов.

Цель проекта: Создание альбома иллюстраций к произведениям школьного курса литературы.

Задачи проекта:

1. Определить уровень понимания и восприятия текстов художественных произведений литературы школьной программы.

2. Выявить и проанализировать, чем вызваны затруднения в понимании предлагаемых школьным учебником произведений и малый интерес к ним.

3. Создать творческий альбом авторских иллюстраций к произведениям школьного курса литературы, позволяющих повысить интерес и уровень восприятия.

4. Познакомить учащихся с иллюстрациями к произведениям.

Необходимое оборудование: бумага, графитный материал, краски (гуашь, акварель), кисти, фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер.

Продукт: Альбом авторских иллюстраций.

Этапы работы:

1 этап. Теоретический

- выдвижение идеи;

- выбор и формулировка темы;

- постановка цели и задач;

- разработка плана выполнения проекта

Сроки: 1-2 недели октября

2 этап. Диагностический

- выявление уровня понимания и восприятия текстов художественной литературы школьной программы;

- выявление потребности в творческом альбоме авторских иллюстраций.

Сроки: третья – четвертая неделя октября

3 этап. Внедренческий

- изучение иллюстрации, как метода когнитивной визуализации;

- создание и выпуск творческого альбома авторских иллюстраций;

- представление альбома учащимся.

Сроки: ноябрь – 2 неделя января

4 этап. Аналитический

- провести анализ полученных результатов по тогам проделанной работы.

Сроки: 2 неделя января

Перечень основных мероприятий

1. Формирование идеи, выбор и формулировка темы, цели и задач, разработка плана выполнения проекта.

2. Разработка анкеты.

3. Анкетирование учащихся школы № 16 г. Белово.

4. Обработка анкетных данных.

5. Подготовка авторских иллюстраций для альбома.

6. Выпуск творческого альбома.

7. Презентация альбома иллюстраций учащимся.

Исполнители проекта:

Козлова Анастасия Юрьевна, обучающаяся 8 класса, автор проекта.

Состав команды:

Белова Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, руководитель проекта.

Члены команды:

Ковалева Елена Владимировна, мама Козловой Анастасии.

Социальные партнеры:

Администрация МБОУ СОШ №16 города Белово

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

1. Реальным продуктом проекта является альбом авторских иллюстраций, отражающий восприятие образов художественной литературы, характерных возрастным особенностям учащихся 5-9 классов.

2. Знакомство учащихся со средствами выражения восприятия литературных образов, посредствам визуального ряда – иллюстраций.

3.Стимуляция интереса и понимания произведений художественной литературы с помощью художественных средств и творческого подхода.

Целевые группы проекта:

- исполнители проекта;

- благополучатели – учащиеся среднего звена школы № 16 г. Белово.

Введение

В последние десятилетия коренным образом изменилось ин­формационное пространство вокруг нас: традиционная письменная культура с прео­бладающим в ней линейным текстом стремительно сменяется культурой визуальной [2].Современные средства коммуникации активно проклады­вают путь человеческому общению, формируя язык образов, способный «беспрепятственно проникать в глобальные информационные потоки, минуя государст­венные границы и языковые барьеры» [1].Мир, насыщенный элек­тронными коммуникациями, формирует иной тип восприятия и культуру мышления, ориентированную на нетекстовую, образную информацию, позволяющую быстро пере­ключаться между разрозненными и разнородными смысловыми фрагментами. В первую очередь новый тип мышления формируется у детей и подростков [3].

Именно это и наталкивает на наблюдения за учащимися 5-9 классов, и итогом этих наблюдений становится осознание проблемы: отсутствие интереса к школьному материалу. И это не связано с конкретным предметом или учебником, как таковым, а вообще с подачей информации. Складывается такое ощущение, что книга, как источник информации, а, следовательно, и источник опыта, чувств и вдохновения, стала не актуальна для современного человека.

Опрос, проведенный среди учащихся среднего звена школы № 16 города Белово на предмет понимания и восприятия смысла, образов, характеров, изучаемых произведений литературы школьной программы, выявил довольно высокий уровень непонимания содержания текстов художественных произведений, низкий уровень интереса к читаемому произведению и, как следствие этого, нежелание читать и познавать (Приложение 1,2). На основании данных опроса были выделены следующие проблемы:

1. Произведения классической литературы, изучаемые в рамках школьной программы малопонятны и малоинтересны, поскольку быт, уклад, и, следовательно, происходящие на этом фоне события, отличаются от современных реалий.

2. Современному школьнику интереснее просмотр экранизации произведения, поскольку мультимедийная информация легкодоступна и понятна, и в этом ей главный помощник – визуальный ряд.

3. Современный читатель оценивает не только содержание книги, но и оформление её, предпочитая творческое исполнение издания, нежели авторский текст без него.

Поэтому актуальность проекта заключается в необходимости облегчить восприятие и вследствие этого поднять интерес к художественной литературе школьной программы.

Цель проекта: создание альбома иллюстраций к произведениям школьного курса литературы.

Задачи:

1. Определить уровень понимания и восприятия текстов художественных произведений литературы школьной программы.

2. Выявить и проанализировать, чем вызваны затруднения в понимании и малый интерес к ним.

3. Создать творческий альбом авторских иллюстраций.

4. Познакомить учащихся с иллюстрациями к произведениям из альбома.

Новизна проектасостоит в том, что альбом авторских рисунков школьницы, отражающих восприятие, характерное возрастным особенностям учащихся 5-9 классов, станет печатным пособием к урокам литературы.

Этапы реализации проекта

Сроки

Что необходимо сделать?

Для кого?

Кем будет реализовано?

1 этап. Теоретический

1-2 недели октября

Выдвижение идеи; выбор и формулировка темы, цели и задач;разработка плана и сроков выполнения проекта.

Команда

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

Белова Оксана Алексеевна, руководитель проекта

2 этап. Диагностический

18.10, 19.10

1. Разработка анкеты

Учащиеся

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

Белова Оксана Алексеевна, руководитель проекта

16.10. –20.10.

2. Проведение анкетирования.

Учащиеся

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

Белова Оксана Алексеевна, руководитель проекта

26.10. –31.10.

3. Обработка анкетных данных

Команда

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

Белова Оксана Алексеевна, руководитель проекта

3 этап. Внедренческий

1.11.

1. Организация команды. Определение обязанностей в команде.

Команда

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

1-2 неделя ноября

2. Изучение иллюстрации, как метода когнитивной визуализации

Команда

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

Белова Оксана Алексеевна, руководитель проекта; Ковалева Елена Владимировна – член команды.

3-4 неделя ноября

3. Создание альбома иллюстраций.

Учащиеся

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта.

2 неделя января

5.Представление альбома учащимся

Учащиеся

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта.

4 этап. Аналитический

2 неделя января

Обсуждение сильных и слабых сторон выполнения и представления проекта, сбор отзывов и составление отчета.

команда

Козлова Анастасия Юрьевна, автор проекта;

Белова Оксана Алексеевна, руководитель проекта; Ковалева Елена Владимировна – член команды.

Результаты проекта

Ожидаемые конечные результаты:

1. Определен уровень понимания и восприятия текстов художественных произведений литературы школьной программы, изучив значение иллюстрации и ее влияние на описанные процессы.

2. Для работы над проектом создана команда из членов семьи и учителя.

3. Реальным продуктом проекта стал альбом авторских иллюстраций, отражающий восприятие образов художественной литературы, характерных возрастным особенностям учащихся 5-9 классов.

Промежуточные результаты:

Приобретение опыта в проектной деятельности членами команды, а также навыков работы в команде – создание в ней хорошего, творческого климата, развитие её полезных связей.

Анализ сильных и слабых сторон реализации проекта.

Сильные

стороны

Слабые

стороны

Поддержка социальных партнеров;

Возможность использования альбома как цифрового пособия;

Возможность реализации в

учебных заведениях любого типа;

Создание реального продукта;

Стимуляция интереса и понимания произведений художественной литературы с помощью художественных средств и творческого подхода.

Дистанционная работа членов команды;

Необходимость финансовых затрат при публикации альбома для практического использования

Формы представления результатов

Выпуск авторского альбома в бумажном и электронном виде.

Представление учащимся МБОУ СОШ № 16 города Белово

Участие в конкурсах и конференциях

Освещение и публикация в средствах массовой информации и на школьном интернет-сайте данного направления работы.

Заключение

На выпуск творческого альбома авторских иллюстраций было затрачено 3,5 месяца.

Для работы потребовалась современная компьютерная, цифровая техника и знание компьютерных программ. Члены рабочей группы овладели новыми информационно-коммуникационными технологиями, работая с программами: Microsoft Office, Excel, Corel draw, Photoshop, Power Point. Приобрели навыки работы в команде.

Благодаря проведению аналитической работы и созданию альбома авторских иллюстраций было проведено исследование, что так же является значимым результатом проекта. Это вызвало положительные отклики у обучающихся МБОУ СОШ № 16 города Белово. Учащиеся среднего звена изъявили желание проиллюстрировать произведения школьной программы и самим попробовать создать визуальный ряд на основе проведённого анализа произведений (Приложение 3). Данное исследование и продукт стимулировало не только интерес к литературе, но и к творческому процессу (созданию иллюстрации), а также к анализу данных произведений школьной программы, делая аналитическую работу, трудную, не всегда понятную, более доступной и интересной.

При осуществлении проекта была оказана помощь Администрацией МБОУ СОШ № 16 города Белово, в рамках которой осуществлялось исследование, где были реализованы все поставленные задачи.

Высказано пожелание о возможной необходимости создания тематического пособия (более расширенного) на основе представленного творческого альбома к каждому учебнику курса литературы среднего звена школьной программы. Это дало предпосылки к исследовательской работе, в ближайшей перспективе, которая на основании готового продукта – альбома авторских иллюстраций, сможет отразить и исследовать степень и характер влияния визуального ряда на учебный процесс по данному курсу.

Литература

1.Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн; пер. В. Г. Николаев // Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. – Режим доступа к ст.: http://lib.rus.ec/b/154221/read#t2.

2.Ромашина Е.Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIXXX вв./ Проблемы образования № 6-2004 //Либрусек [Электронный ресурс]: электрон. б-ка. – Режим доступа к ст.: http://www.pmedu.ru.

3. Buck-Morss, S. Visual Studies and Global Imagination / S. Buck-Morss // Papers of Surrealism. – 2004. – Sammer, issue 2. – Режимдоступакжурн.: http://www. surrealismcentre.ac.uk/papersofsurrealism/.

Приложения

Приложение 1

Анкета для учащихся среднего звена МБОУ СОШ № 16 города Белово

«Что помогает учащимся в понимании и восприятии смысла, образов и характеров, изучаемых произведений школьной программы»

1. Любишь ли ты читать?

2. Что доставляет тебе больше удовольствие – чтение книги или просмотр экранизации этого же произведения?

3. Представляешь ли ты мир, в который тебя погружает книга?

4. Трудно ли тебе представить происходящее в книге?

5. Что помогает тебе лучше понять, почувствовать и представить образы прочитанного произведения?

6. Было бы тебе легче/интереснее, если бы сложные образы произведения, которое ты читаешь, имели бы визуальный ряд (иллюстрации)?

7. При выборе книги, на что ты в первую очередь обращаешь внимание?

- автор;

- популярность произведения;

- наличие иллюстраций и оформление издания.

8. Что, по твоему мнению, заставило бы тебя взять в руки книгу и предпочесть её кинофильму?

- авторский текст;

- наличие иллюстрации и/или нестандартный подход к иллюстрированию;

- редкое издание;

- совокупность всех вышеперечисленных признаков.

9. Как ты считаешь, современные издания классической литературы, изучаемые в рамках общеобразовательной школы, были бы тебе более интересны, если они содержали бы больше иллюстраций и имели бы иное, нежели в учебнике, творческое оформление?

Приложение 2

Анализ анкетных данных

Для выявления уровня понимания и восприятия смысла, образов и характеров, изучаемых произведений литературы школьной программы было проведено анкетирование учащихся среднего звена МБОУ СОШ № 16 города Белово.

Данные проведенного анкетирования (Приложение 1) показали, что несмотря на бытующее мнение о том, что современный школьник не любит читать и интерес к книге, как источнику информации снижается на фоне современных технологий и коммуникаций – не верно. В опросе участвовало 56 школьников (5-9 классов) и приняв опрошенное количество за 100%, был вычислен процент положительных ответов первого вопроса и соответственно процент отрицательных ответов (таким же образом была просчитана процентная составляющая и остальных вопросов). Из приведённой ниже диаграммы видно, что положительный ответ составляет 78,6% и отрицательный соответственно – 24,6%.

Диаграмма 1. Анализ первого вопроса анкеты

Но несмотря на то, что современный подросток любит читать, все-таки предпочитает при существующем выборе, экранизацию этого произведения, нежели книгу. Что подтвердил опрос и данные анализа второго вопроса анкеты, которые представлены в диаграмме 2. Процент в пользу экранизации составляет – 62,5% и соответственно 37,5 – в пользу книги.

Диаграмма 2. Анализа второго вопроса анкеты

По результатам анализа 3 и 4 вопросов проведенного анкетирования можно судить, что процент трудного восприятия, непонимания смысла и образов изучаемой художественной литературы, не высок и составляет 44,1% от общего числа. Однако анкетируемые признались, что для лучшего восприятия текста произведений им необходимы иллюстрации к нему, что и показывает диаграмма 3, где совокупность текста и иллюстраций составляет 63,6% от общего числа опрошенных.

Диаграмма 3. Анализа третьего вопроса анкеты

Этот выявленный аспект подтверждает анализ следующего вопроса и диаграмма к нему, из которого видно, что для 89,3% опрошенных школьников среднего звена было бы легче и интереснее, если бы произведения имели бы визуальный ряд (иллюстрацию)

Диаграмма 4. Анализа четвертого вопроса анкеты

И хотя процентная составляющая факторов 7 и 8–го вопросов представленной нами анкеты разделилась практически поровну, что показывает о интересе подростков не только к оформлению и иллюстрациям, но и к авторскому тексту, все-таки опрошенные подтвердили, что современные издания классической литературы, изучаемые в рамках общеобразовательной школы, были бы более им интересны, если они содержали бы больше иллюстраций и имели бы более творческое оформление. Процент в пользу творчески оформленного визуального ряда составляет 78,2%, диаграмма и анализ последнего вопроса данной анкеты представлен в диаграмме 5.

Диаграмма 5. Анализа девятого вопроса анкеты

На основании проведённого анализа анкеты можно сделать следующие выводы:

- Современные школьники среднего звена (5-9 классов) любят читать, и большинство из них (55,9%) без затруднений воспринимают текст изучаемых произведений школьной программы курса литературы, представляя и погружаясь в прочитанное.

- Существует процент опрашиваемых (44,1%), который составляют учащиеся, испытывающие затруднения в восприятии смысла, образов и характеров изучаемых произведений.

- Большенство опрашиваемых подтвердили, что восприятию текста и образов, изучаемых произведений курса литературы школьной программы, помогают иллюстрации к нему (визуальный ряд).

- Почти все участники анкетирования предпочли творчески оформленное издание произведения художественной литературы с наличием иллюстраций.

Из чего можно сделать вывод, что создание творческого альбома авторских иллюстраций к произведениям школьной программы курса литературы ( 5-9 классы), как пособие для облегчения восприятия смысла, образов и характеров художественных произведений обосновано.

Приложение 3

Отчет о реализации проекта

Фото 2. Процесс создания творческого альбома

Фото 1. Процесс создания иллюстраций к альбому

Фото 3. Процесс отбора иллюстраций к альбому

Фото 4. Стенд-презентация с фотографиями работ

 

Фото 5. Представление альбома учащимся

Фото 6. Представление альбома учащимся

Фото 7. Представление альбома учащимся

Просмотров работы: 843