"С блокнотом и пулемётом" (фронтовой путь Анатолия Софронова)

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"С блокнотом и пулемётом" (фронтовой путь Анатолия Софронова)

Духовник И.А. 1
1МБОУ СОШ школа №105
Бойченко Н.В. 1
1МБОУ СОШ школа №105
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Военный корреспондент – это человек, который сопровождает армию, авиацию и флот во время военных действий и освещает события войны в прессе. Сегодня журналист на войне снабжен камерой и микрофоном, а раньше - блокнотом и карандашом, как фронтовые корреспонденты времен Великой Отечественной Войны. Юрий Чернов писал:

И не зря перо к штыку гвардейца

Приравняла на войне страна,

Скромному газетчику армейскому,

Как бойцу, вручая ордена.

Великая Отечественная война – одна из самых страшных страниц в истории нашего государства. Кто-то героически сражался на фронте, кто-то работал в тылу. Идя в бой, стоя у станка, работая в шахтах, на полях люди защищали свою землю, свою Родину, свой дом. И задача современного поколения сохранить память об этом великом подвиге. Наша работа посвящена военному фронтовому пути писателя Анатолия Софронова.

Нельзя спокойно читать короткие, как рапорты, овеянные пороховым дымом очерки Софронова об удивительном мужестве наших солдат, офицеров, партизан, девушек, юношей, порой совсем еще мальчишек. Казалось бы, обычные прозаические слова. Но проза, если она написана сердцем, если у автора клокотала кровь от ненависти, когда он писал о зверствах фашистов, - эта проза вдохновение. Именно так и написал Софронов о русском, советском солдате: «Сколько скрытых сил у русского человека. И скромен он по натуре, не бахвалится, не хвастает этой силой. Но понадобится - и раскроется его могучая сила..." Как актуальны эти слова сейчас.

Целью данной работы – показ фронтового пути писателя А. Софронова. Для достижения намеченной цели мы узнали детали его мобилизации на фронт; проследили места военных событий, где писатель был корреспондентом; нашли и проанализировали фронтовые газеты, которые публиковали его очерки и стихи.

Фактическим материалом является воспоминания друзей и коллег А.Софронова, его жены, биографические сведения, его очерки и стихи в армейских и центральных газетах.

Основными методами исследования являются – метод наблюдения, количественного анализа, сопоставительный, конкретизации, аналогий, беседы и интервью.

2. Основная часть

2.1 Жизнь и творчества Анатолия Софронова

Имя Софронова на протяжении многих десятилетий 20-го века было хорошо известно не только у нас в стране, но и за рубежом. Оно звучало, заставляя восхищаться и невольно подражать. Гигантское наследие оставил нам этот великий русский богатырь из былины ХХ века. Даже если взять плод его профессиональной деятельности – одним из первых прославил словом «Ростсельмаш», он автор песни «Ростов-город, Ростов-Дон», а также многочисленные тома поэзии, прозы, публицистики, драматургии, сборники исследовательских статей, к их числу прибавить 2,5 миллионные тиражи еженедельно выходящего на протяжении 33 лет общественно-политический журнал «Огонек», невозможно будет в полной мере оценить его вклад в нашу жизнь.

Биография Анатолия Владимировича Софронова похожа на биографию многих людей, родившихся в начале 19 века, поскольку исторические события, которые ворвались в мирную жизнь людей, изменили ее, порой не в самую лучшую сторону. Будущий писатель родился 6 января 1911 года в Минске в семье служащего. Отец — Владимир Александрович Софронов, происходил из казачьего рода, работал юристом. В годы Гражданской войны служил в Белой армии, затем перешёл на сторону красных. В середине 1920-х семья перебралась в Ростов-на-Дону, отец получил должность старшего военного следователя Северо-Кавказского военного округа. В 1926 был арестован. Репрессирован по постановлению Коллегии ОГПУ от 6 апреля 1927 года по ст. 58-11 УК РСФСР «за участие в деятельности белогвардейской контрразведки». Приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. На основании статьи 3-«Б» «Закона о реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован 14 апреля 1992 года.

Раннее детство писателя прошло в Сибири, затем семья переехала на Дон, на родину его деда. Жили в станице Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович), Новочеркасске. События Гражданской войны оставили глубокий след в памяти подростка, и впоследствии нашли отражение в его стихах. В 1921 году семья будущего поэта переехала в Ростов-на-Дону. В школе писательский талант проявляется в нем: пишет для газеты частушки, театрализованные статьи, сценки, не зная нот, сочиняет первые свои песни на собственные стихи.

В 1929 году после трагической гибели отца, Софронову, чтобы помогать матери, пришлось бросить школу и устроиться работать фрезеровщиком и слесарем на завод «Ростсельмаш». Там Софронов провел пять лет, но даже этот жизненный этап стал шагом на пути к его творческому становлению. Во время работы на заводе Анатолий Софронов опубликовал свои очерки и стихи в заводской газете, а также руководил заводской агитбригадой, которая позже была переформирована в литературную группу при газете «Сельмашстроевец» (позже – «Ростсельмашевец»), секретарем которой был с 1929 по 1934 гг.

В 1930 на литературном вечере в Ростове А. Софронов впервые встретился с Михаилом Шолоховым. В 1931 поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ). В том же 1938 г. А. Софронов победил во Всероссийском конкурсе на лучшую песню о пограничниках. В 1940 г. – вступил в КПСС.

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом армейской газеты «К победе», «Известия». Награжден многими орденами и медалями. В 1948 г. Анатолий Софронов был удостоен Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе» (1946), а в 1949 г. удостоен государственной премии первой степени за пьесу «Московский характер» (1948), поставленную в Малом театре.

С 1949 г. до конца жизни Софронов написал еще 22 пьесы и 8 сценариев фильмов. Из фильмов наиболее полюбилась советскому народу мелодраматическая комедия «Стряпуха» (1965). Кроме пьес и сценариев, Софронов выпустил еще шесть сборников стихов. В 1953 г. Анатолий Владимирович назначен главным редактором журнала «Огонёк». Он возглавлял редакцию этого журнала больше 30 лет (до 1986 г).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1981 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность, писателю, главному редактору журнала «Огонёк» Софронову Анатолию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», а также орденом Трудового Красного Знамени и медалью имени Александра Фадеева. 22 февраля 1971 года награжден орденом Октябрьской Революции. За литературный труд удостоен Сталинской премией второй степени (1948) — за пьесу «В одном городе» (1946) и Сталинской премией первой степени (1949) — за пьесу «Московский характер» (1948), а также Государственной премией РСФСР имени К.С. Станиславского (1973 — за пьесы «Наследство» и «Ураган»). Скончался Анатолий Владимирович в Москве 9 сентября 1990 года в возрасте 79 лет.

В ростовском театре им. Горького в разные годы было поставлено 12 пьес Анатолия Софронова. Некоторые произведения Софронова переведены на иностранные языки. В 1994 жена Анатолия Владимировича Эвелина основала при Союзе Писателей России литературно-мемориальную гостиную Софронова, «хранящую память о поколении людей безраздельно принадлежащих своей Родине».

2.2 «С блокнотом и пулеметом»

Анатолий Софронов принадлежит к числу тех советских писателей, которые при первых же раскатах войны, не ожидая повесток из райвоенкоматов, сами являлись на призывные пункты. Октябрьский РВК города Ростова-на-Дону 23 июня 1941 года записал А.Софронова в ряды Красной Армии. Из добровольно ушедшей на фронт большой группы ростовских писателей составились редакции нескольких армейских газет. Все изменила начавшаяся война. Прежде всего она изменила отношение к газете — в ужасе и хаосе войны зачастую она становилась единственным источником не только информации, но и надежды. Что в те дни предельно емко сформулировал Илья Эренбург, не просто популярный литератор, но и военный корреспондент ведущих советских СМИ еще со времен сражений в Испании: «В мирное время газета — осведомитель. В дни войны газета — воздух. Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит твоя судьба…»

Среди массы директив и стратегических решений, принятых в Кремле в первые дни боев, есть и малоизвестное даже историкам постановление Секретариата ЦК ВКП (б). Подписанный Сталиным документ назывался просто — «О красноармейских газетах». В реальности это было решение о мобилизации всех СМИ страны: за счет сокращения гражданских изданий планировалось массовое развертывание военной прессы. Отныне специалисты, оборудование и газетная бумага в первую очередь предназначались фронту.

2.3 «Она началась под Смоленском»

В годы Великой Отечественной войны бывший подручный слесаря-фрезеровщика Ростсельмаша Анатолий Софронов ушёл добровольцем в армию и попал на Западный фронт корреспондентом армейской газеты «К победе» 19-й армии И. Конева вместе с группой ростовских литераторов. В газете публиковались его стихи, очерки и корреспонденции. Вместе с Г. Кацем вёл сатирический раздел «Прямой наводкой». На молодого корреспондента возлагаются определенные обязанности. Главной задачей военного корреспондента является демонстрация людей фронта, их инициативы, военной смекалки и хитрости в борьбе с врагами, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов. Корреспонденты должны были ежедневно информировать СМИ о положении на фронте и действиях частей на решающих направлениях и участках фронта.

Так в первый месяц нашествия гитлеровских войск тридцатилетний корреспондент армейской газеты, будущий известный поэт и общественный деятель писал о судьбе своего полка, сформированного в Ростове-на-Дону. Оказалась, что этой строкой обозначилась и его фронтовая судьба.

В своём очерке «Начало» Софронов вспоминает летний день 16 июля 1941 года, когда немецкие танки ворвались в Смоленск и загрохотали по замершим от ужаса улицам. Пером очевидца и летописца он передаёт реакцию мирного населения на это агрессивное вторжение в их размеренный быт: «Ребятишки с испуганными глазами, вздрагивающие от каждого орудийного выстрела, от рёва пикирующих немецких бомбардировщиков. Женщины с бессонными, красными, зарёванными глазами. В глазах был упрёк и недоумение: что же это? Как случилось, что вот здесь, на высотах Смоленска, на его грозных холмах, происходило что-то страшное, такое, чего, казалось, уже остановить было невозможно. Колонны отступающих войск шли к Днепру, переправлялись на левый берег…».

А за двое суток до этого ростовский поэт, тридцатилетний сотрудник армейской газеты «К победе» 19-й армии под командованием генерала Ивана Конева, вместе с воинским эшелоном прибыл для защиты Смоленска. Он был свидетелем того, как немецкие самолёты бомбили районный центр Рудню и буквально смели его с лица земли.
Утренний налёт фашистских стервятников стал для молодого журналиста страшным небесным крещением на войне, а нижеследующие строки – началом стихотворения, написанного бессонной ночью политруком Анатолием Софроновым, потрясённым этой варварской бомбардировкой. Оно положило начало фронтовым стихам, рождённым на огненной ниве.
День был и страшным, и трудным,
В зное, в пыли деревенской –
За день сгоревшая Рудня –
Семьдесят вёрст от Смоленска


Редакция армейской газеты «К победе» была разгромлена во время авианалёта и погибли все её сотрудники. Многие подумали, что в их числе и Анатолий Владимирович Софронов, но он, к счастью, с гранками очередного номера был в этот момент в типографии.

Впоследствии Софронов опубликует стихи из записных книжек о тяжёлых боях 1941 года – «День был и страшным, и трудным», «Под берёзою был похоронен комбат», «Упал он к исходу четвёртого дня», «Мы не спали четыре ночи», «Сухарь», «Открытка», «История полка» и другие и напишет о них в книге «Память, припорошенная снегом», стихах «Я отвыкаю от земли...», «Дума про Черкассы», романе в стихах «В глубь времени».

Смерть явно охотилась за ним, ибо через две недели немецкий бомбардировщик выследил машину, в которой Софронов возвращался с задания… Очнулся он от свирепой боли в руке, рядом разбитый грузовик, развороченная земля… Контуженный в голову, он понял по тому, как под ним трясётся земля от военной техники, идущей по дороге, что ничего не слышит. Тяжелораненому повезло необычайно: он вдруг почувствовал, как над ним наклоняется чьё-то лицо, и мужской грубый голос кричит: «Парень, ты живой?» И, видимо, заметив руку, повисшую на сухожилиях, спрашивает: «Кто ты по специальности? Писатель… Ребята, надо спасать руку писателю. Срочно грузите на машину, которая идёт в Москву».

После полугодового лечения в московском, затем в приволжском госпитале и был признан негодным к строевой службе. А.Софронова демобилизовали и в феврале 1942 года направили в Воениздат. Воспользовавшись передышкой, он начал добиваться, чтобы его наконец из кандидатов перевели в члены Союза писателей. Одну из рекомендаций ему в марте 1942 года дал Михаил Голодный, который отметил, что песни и стихи молодого автора «всегда отражали казачью тему». 

И снова на фронте в качестве корреспондента «Известий» проходит по многострадальной Смоленщине, но уже на запад. Писал очерки, корреспонденции и стихи. Побывал в партизанских отрядах в тылу врага, на Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м, и 3-м Украинском фронтах, в том числе в 4-м гвардейском Кубанском казачьем корпусе Н.Я. Кириченко и И.А. Плиева, 5-м гвардейском Донском казачьем корпусе А.Г. Селиванова и С.И. Горшкова. Участвовал в боях под Новороссийском, ходил на торпедных катерах вместе с Н.И. Сипягиным.

Наиболее значительные произведения военных лет Софронов – песни «Шумел сурово брянский лес», «Голубое донышко», «Споём, товарищи!», «У самого синего моря» и многие другие. Осенью 1942 года в Москве представитель Брянского фронта Серафим Китаев встретился с А.Софроновым и композитором Сигизмундом Кацем и передал просьбу тех, кто сражался в суровые дни войны в Брянских лесах, написать для них песню. Вылет разрешили одному А. Софронову. И вот он в самолете, загруженном припасами, медикаментами, продовольствием и праздничными подарками брянским партизанам. Вместе с Анатолием Владимировичем в тыл врага летели начальник штаба объединенных партизанских отрядов Матвеев и специальный корреспондент газеты «Красная звезда» Крайнов. Самолет пересек линию фронта и 6 ноября 1942 года благополучно приземлился на партизанском аэродроме.   «Открылись двери... и мы оказались в объятиях людей, которые ожидали нас в этот предпраздничный вечер... Все это было в районе г. Трубчевска – в освобожденных районах Брянщины, где была советская власть, где в лесах действовали партизаны...» – вспоминал А. Софронов. Переживая и волнуясь, он пел народным мстителям. Слушали очень внима­тельно. Попросили спеть еще раз, потом еще... Бойцы дружно подхватили при­пев. Автора и исполнителя обнимали. Потом А. Софронов помог оказавшемуся в отряде слепому музыканту подобрать мелодию.

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли на битву партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет:

Летят советские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Вперед! Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово Брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

Вскоре песню узнали во всех отрядах. И не просто узнали, а взяли «на во­оружение». Она стала партизанским гимном. Песня звучала в лесах Белорус­сии, ее пели украинские, смоленские и курские, орловские и ленинградские партизаны. «Шумел сурово Брянский лес» выдержала испытание временем. Проник­новенная мелодия, героические слова покоряют слушателей и в мирные годы. Песня была записана на грампластинку в Москве, не раз звучала по Всесоюзно­му радио. На постаменте памятника воинской и партизанской славы в Брянске начертано четверостишие из этой знаменитой песни. В ноябре 1998 года областная Дума приняла закон о символах Брянской области. И знаменитая песня стала гимном Брянщины.

28 апреля 1943 года военный корреспондент центральной газеты «Известия» Анатолий Софронов был представлен к награде «За боевые заслуги». В Наградном листе читаем «личным примером в бою и горячими словами в задушевной беседе воодушевлял казаков на новые подвиги» за подписью командующего войсками Южного фронта генерала-лейтенанта Гурова.
Был свидетелем героической борьбы наших моряков и морских пехотинцев с фашистскими захватчиками в районе Новороссийска. Вот как он говорил о Новороссийске в одном из интервью: «Я помню штурм Новороссийска, который начался сентябрьской ночью. Я знал многих героев штурма города и дружил с ними. Это были смелые, прекрасные люди…». Новороссийску посвящена пьеса Софронова «Цемесская бухта», написанная в 1969 г.

5 февраля 1988 года Министерство обороны СССР представило писателя А.Софронова к награде орден «Отечественной войны 1-й степени», позже в юбилейные даты медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Выводы

Изучив фронтовой путь писателя Владимира Анатольевича Софронова, можно сделать вывод;

на фронт отправился добровольцем 23 июня 1941 года и был отправлен в 19-ю армию в качестве корреспондента армейской газеты «К победе»;

после тяжелого ранения был демобилизован, но вернулся на фронт военным корреспондентом газеты «Известия»;

был удостоен боевой медалью «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны I степени», а также медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

корни поклонения народу сокрыты как в глубинах традиции русского интеллигентского мира, так и в его личной биографии.

Список литературы:

Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край. XIX – XX Iвв. – Ростов-на Дону, 2006, - с. 423-424.

Культура Дона в лицах. – Ростов н/Д, 1997.

Моложавенко В.С. Костры памяти: Повесть-хроника. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985.

Писатели Дона. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986.

Советские писатели. Автобиографии. Т.4. М.,1972

Софронов А.В. Годы жизни: Стихи, песни, поэмы. – Ростовское книжное издательство, 1966.

:https://news.rambler.ru/other/44133377/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

https://news.rambler.ru/other/44133377/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Приложение 1. Писатель Софронов Анатолий Владимирович

Приложение 2. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 июня 1941г

Приложение 3. Фронтовой путь корреспондента А.Софронова

Приложение 4. В партизанском отряде Брянска

Приложение 5. Наградные материалы

Приложение 6. Приказ о награждении (6-я строка)

Приложение 7. А.В.Софронов - главный редактор журнала «Огонек»

В рабочем кабинете

Встреча с Михаилом Шолоховым

Приложение 8. Награды А. В. Софронова за участие в Великой Отечественной войне

Приложение 9. Награды в мирное время

Приложение 10. Память

Просмотров работы: 24