ПОЭЗИЯ В.Я.УСТЬЯНЦЕВА

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЭЗИЯ В.Я.УСТЬЯНЦЕВА

Белова А.С. 1
1МАОУ СОШ №16 города Белово
Белова О.А. 1
1МАОУ СОШ №16 города Белово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время отмечается рост интереса к изучению литературы родного края. Но, как правило, творчество современных местных литераторов мало изучено. В прессе встречаются лишь публикации отдельных их произведений. На уроках литературы происходит знакомство с творчеством писателей-земляков эпизодично. Учащиеся называют их фамилии с трудом. Вот и анкетирование, проведенное среди учащихся школы №16 города Белово, показало, что известных кузбасских поэтов и писателей могут назвать лишь 43% опрошенных, и 30 % из них могут назвать фамилии беловских. (Приложение 1, диаграммы 1,2) Ребята отметили, что возможность познакомиться с этими именами им представилась через выставки в библиотеке и внеклассные мероприятия в школе.

Среди местных писателей большинство респондентов, ссылаясь на проведенное в прошлом учебном году в школе мероприятие, указало имя В.Я.Устьянцева и его сборники очерков «Звездный период», «Судьбы», «След на земле». К этим книгам обращаются учителя и юные исследователи, авторы работ по краеведению, когда им необходимо найти информацию, касающуюся истории поселка Инской. Учащиеся проявили желание узнать о писателе-земляке больше, познакомиться и с его поэзией. Но нет ни одной работы, посвященной его творчеству, которое нуждается в литературоведческом описании, что подготовит основу для его изучения в школе в рамках регионального компонента. Поэтому возникает проблема необходимости первичного научного исследования творчества местных литераторов.

Из этого и вытекает актуальность предпринятого исследования. Она продиктована необходимостью собрать и изучить биографические данные В.Я.Устьянцева, выделить в его творчестве наиболее значимые темы, проследить специфику и особенности творческой индивидуальности поэта.

Цель работы: выявление художественно-эстетического своеобразия поэзии В.Я.Устьянцева.

Задачи:

1. Описать биографию и личность поэта В.Я.Устьянцева.

2. Изучить подходы к анализу литературного произведения.

3. Составить тематическую классификацию.

4. Произвести периодизацию творчества

5. Определить специфику и особенности творческой индивидуальности поэта.

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее утверждение: поэзия В.Я.Устьянцева обладает художественно-эстетической ценностью и пригодна для изучения в школьной программе по литературе в рамках регионального компонента.

Объект исследования: поэзия В.Я.Устьянцева.

Предмет исследования: художественно-эстетическое своеобразие поэзии В.Я.Устьянцева.

Методы исследования: анкетирование, анализ анкетных данных, беседа, интервью, тематическая классификация, анализ художественного текста.

Новизна исследования  заключается в том, что данная работа является первым опытом изучения, систематического и комплексного анализа поэтического творчества В.Я.Устьянцева.

Теоретическую значимость составляет опыт анализа творчества В.Я.Устьянцева, что дает возможность предложить периодизацию, тематическую классификацию поэтических произведений.

Практическая значимость связана с возможностью использования материалов и выводов данной исследовательской работы в школьном преподавании и в дальнейшем научном исследовании.

1. Биографический метод изучения личности

Чтобы дать характеристику человеку, определить его характер, нужно многое знать о его жизни. Одним из способов исследования жизненного пути человека является анализ биографии. Биография (греч. bios - жизнь и grafo - пишу; жизнеописание) - последовательное изображение жизни кого-либо от рождения его до смерти. 

В науке применяют биографический метод исследования – это описание жизненного пути человека, которое основывается на различных документах, источниках, продуктах профессиональной деятельности, письмах, дневниках, воспоминаниях родных, близких, современников. Чтобы изучить и описать биографию человека, необходимо обратиться к различным источникам биографических данных. Источниками биографических данных являются: 1) сам герой исследования;

2) люди, знающие или знавшие его близко;

3) личные вещи героя исследования;

4) продукты его деятельности;

5) исторические или литературные источники;

6) материалы, в которых зафиксирована информация о личной жизни (семейный архив, переписка, публикации, характеристики).

В своем исследовании мы опираемся на мнение психологов о том, что личность человека складывается в процессе жизненного пути. В работах Н.А.Рыбникова, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьевой отразился такой подход: анализ личности через ее жизненный путь. То есть, сущность биографического метода состоит в том, чтобы выяснить, из каких событий жизни и при помощи чего формируется личность и как она в дальнейшем строит судьбу. Для такого анализа необходимо выявить значимые для данной личности события, выстроить их связь. [2]

Именно личностные качества человека влияют на выбранную им деятельность и отношение к этой деятельности. Поэтому изучая деятельность человека, в первую очередь необходимо узнать его личность и биографию.

2.Биография В.Я.Устьянцева

Виктор Яковлевич Устьянцев родился 27 мая 1932 года в городе Курган. (Приложение 4, фото 3) В семье было двое детей. Отец, Яков Алексеевич, работал машинистом паровоза. В 1936 году за проезд контрольного столбика на железной дороге отец был осужден на 10 лет.

Мать, с детьми переехала в город Ленинск-Кузнецкий к родителям мужа. (Приложение 4, фото 1) Там Виктор Яковлевич, тогда еще совсем маленький мальчик, получил тяжелую травму позвоночника и оказался прикован к постели. Чтобы устроить сына на лечение, Пелагея Гавриловна едет в Москву, но получает отказ. И только после письма И.В. Сталину, проблема решается, и Виктора Яковлевича отправляют на лечение в ялтинский костно-туберкулезный санаторий. С 1938 он проходит курс лечения в Крыму, потом на Северном Кавказе. (Приложение 4, фото 2)

В это время началась Великая Отечественная война. С первых дней войны Ялту бомбили почти ежедневно. Детей эвакуировали на корабле в Туапсе, а затем в Теберду на Северном Кавказе. Там дети попали в немецкую оккупацию. Почти восемь месяцев испытывали больные дети голод, холод и постоянный страх. Кто-то погиб от голода, кого-то умертвили фашисты в душегубках. Перед отступлением, фашисты попытались взорвать санаторий, но им помешали партизаны. После освобождения Кавказа в 1943 году и эвакуации жил с родителями в Ленинске-Кузнецком, потом в Комсомольске-на-Амуре.

В своей жизни Виктор Яковлевич Устьянцев познал много профессий, много городов в разных точках Советского Союза. В детские, подростковые годы жил с родителями в Комсомольске-на-Амуре, Монголии, Красноярске, Ангарске, Белово.

Работать начал в 1949 году в Монголии, куда судьба забросила отца-железнодорожника. Устроился в депо токарем. Потом в Казахстане в геологической партии был буровым рабочим, работал электриком в Свердловске.

Учился в Юргинском механическом техникуме, пытался поступить в Свердловский университет (но достаточных знаний при частых переездах не было), окончил курсы буровых мастеров в Свердловске и там же техническое училище при заводе. Потом учился в Кемеровский педагогическом институте заочно. Но не окончил его по семейным обстоятельствам. Беловский энергостроительный техникум закончил заочно.

С 1960 года начал работать на строительстве, а потом и эксплуатации Беловской ГРЭС, всего отработал 18 лет, затем инспектором в Энергонадзоре, энергетиком на разрезе «Колмогоровский». Последнее место работы и должность – угольный разрез «Колмогоровский», энергетик. [9]

Свою супругу, Екатерину Николаевну, Виктор Яковлевич встретил в уральском селе. (Приложение 4, фото 4,5) Ее судьба так же трудна, как и судьбы многих детей, переживших Великую Отечественную войну. Отец её погиб на войне, место захоронения неизвестно. Мать немцы повесили под Псковом на глазах детей (она была коммунистом). Детей, двух сестёр и брата-младенца, люди спасли и переправили в глубокий тыл. Братик потом так и не нашёлся, а младшую сестрёнку супруга Виктора Яковлевича отыскала спустя много лет.

Мы обратились к заведующей библиотекой семейного чтения поселка Инской Калининой Марине Александровне, чтобы узнать о личностных качествах В.Я.Устьянцева, так как он активно сотрудничает с библиотекой, является постоянным читателем. Марина Александровна дала следующую характеристику: «Виктор Яковлевич – человек достаточно закрытый, не слишком любит говорить о себе и своей жизни, он очень скромен. Но он обязателен и пунктуален, на его обещание всегда можно положиться. Он очень целеустремленный, по-хорошему дотошный человек и настоящий патриот Инского». [8] Из личного знакомства с этим человеком сложилось впечатление, что он очень ответственный, культурный и уважительный, благородный и отзывчивый человек. Именно эти качества часто отражаются и у героев его произведений. (Приложение 4, фото 7)

3. Творчество В.Я.Устьянцева

В.Я.Устьянцев опубликовал 9 книг. Среди них есть книги, посвященные истории поселка Инской и его людям: «Звездный период», «Судьбы», «След на земле». (Приложение 5, фото 8,9,10) Они представляют собой сборники очерков, рассказов, зарисовок. Среди книг Устьянцева одно художественное произведение – «Эхо далеких лет». (Приложение 5, фото 11) Каждая книга Устьянцева оформлена и иллюстрирована самим автором. (Приложение 5)

В.Я.Устьянцев пишет стихи. По словам автора, он очень рано, будучи еще в оккупации прикованным к больничной постели, сочинил свое первое стихотворение.[9]. Всего он опубликовал 5 сборников стихотворений: «Простите, чайки!» (1999г.), «Праздник на час» (2007г.), «Экспромты на ветру» (2012г.), «Рифмы на дорогах»(2016г.), «Ожиданья» (2018г.). (Приложение 2).

Книги В.Я.Устьянцева выходят небольшими тиражами, распространяются через сеть местных библиотек, школ. Автор никогда не продает свои книги, он их дарит (приложение 6). Поэт представляет свои книги на творческих встречах. (Приложение 4, фото 6)

Первый сборник стихотворений «Простите, чайки!» включает 69 стихотворений, объединенных в циклы: «Камушки из детства», «Миг чуда», «Праздник на час», «Экспромты на ветру». В сборник вошли стихотворения 50-90 гг XX века, и даже стихотворения, написанные автором еще в детстве («Русалка»). Этот сборник является своеобразной историей жизни поэта, жизни страны.

Сборник «Праздник на час» (2007г) включает уже ранее опубликованные циклы стихов «Камушки из детства», «Праздник на час», а так же содержит цикл стихов «На распутье». Эти стихотворения метафоричны. В них часто появляются образы ветра, мотивы быстротечности жизни, проходящей молодости, мотив покаяния.

Сборник стихотворений «Экспромты на ветру» (2012г) включает циклы стихотворений «Мир любви», «Солнца – детям», «Смех сквозь слезы», «Неужели». Ветер в названии сборника – это метафора эпохи 90-х – 2000-х гг., которую отразил автор в своих стихотворениях. Стихотворения этого сборника носят остросоциальный, политический характер. Поэт размышляет о переменах, его голос звучит осуждающе.

В последних сборниках «Рифмы на дорогах»(2016г.), «Ожиданья» (2018г.) появляются стихотворения, в которых звучит острый отклик на политические события в стране и в мире, на экономические и социальные проблемы нашей страны, города. (Приложение 5, фото 12,13)

По стихотворениям В.Я Устьянцева можно составить и проследить историю страны, города Белово, увидеть, как менялось мировоззрение человека в разные исторические периоды. Как взрослеет сам автор.

4. Основы анализа поэтического текста

Необходимость комплексного изучения творчества поэта продиктована тем, что без такого исследования и понимание его произведений будет неполным. В данной работе предпринимается попытка изучения поэзии В.Я.Устьянцева, что подготовит почву для дальнейшего ее научного анализа.

Для того чтобы приступить к изучению поэтического творчества, необходимо дать определение задействованных при работе терминов и понятий.

В.И. Даль так определил поэзию: «Изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью». [1]. В современном литературоведении выделяют три значения термина поэзия Первое – как противопоставление обыденному, серому в жизни и в искусстве. Поэзия – понятие, которое относится, прежде всего, к литературе. Но поэтичность понимают более широко, как «особый характер мышления» Второе – как художественная литература, в отличие от научной. Так трактовали термин еще Н. Карамзин, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Григорьев. Третье – как произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Поэзия – особая, насыщенная смыслом и специфически организованная речь, реализующая поэтическую функцию языка, синоним лирики. Последнее значение наиболее часто употребляется в литературоведении, и именно оно лежит в основе исследования.[1].

Стихотворением считают написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера. Это форма лирики, которая позволяет воплотить в слове внутреннюю жизнь души в различных ее проявлениях. [5].

В. Г. Маранцман убежден, что материалом лирического стихотворения оказывается духовная жизнь автора. Действительность в лирике как бы растворена в реакции поэта на мир. [1].И так как большинство стихотворений написано от первого лица, часто это лицо называют поэтом. На самом деле то лицо, переживания, мысли и чувства которого отражены в стихотворении, называют лирическим героем. То есть, выражая в стихотворении свои переживания, поэт передает переживания, характерные для людей своего времени, мысли и чувства определенной общественной группы, определенного исторического периода. Но в своем творчестве поэт так же может использовать и художественный вымысел. [3].

5.Тематическая классификация и художественные особенности

поэзииВ.Я Устьянцева

В ходе исследования была произведена тематическая классификация стихотворений В.Я Устьянцева. Определено процентное соотношение количества стихотворений выделенной тематической группы ко всему количеству стихотворений поэта. Нужно отметить, что отнесение некоторых стихотворений к какой-либо тематической группе довольно условно, так стихотворения разноплановы по своему содержанию. В результате были выделены следующие тематические группы: тема природы (20%), философская тема (15%), автобиографические стихотворения (12%), гражданская тема (12%), тема творчества (10%), тема родины (7%), тема любви (7%), тема советского настоящего (6%), тема войны (5%), христианская тема (3%), детская тема (3%). (Приложение 3, диаграмма 3)

Тема природы в творчестве В.Я Устьянцева представлена наибольшим количеством стихотворений. Поэт в стихотворениях о природе не ставит задачу запечатлеть пейзаж. Природа в стихотворениях В.Я Устьянцева одухотворена, о чем говорит большое количество олицетворений. Природа дает жизненные силы человеку, вдохновляет поэта, заставляет о многом задуматься. И в этом можно отметить следование традициям русской поэзии. Лирический герой восторженный наблюдатель всех процессов, происходящих в природе:

В смене дней,

Летящих по орбите,

Каждый миг встречаю я как чудо…

Только знаю:

Чуда нет чудесней –

В майский день

Цветка рожденья миг…(«Миг чуда, 1985г)

Стихотворная речь в произведениях этой тематической группы наполнена яркими метафорами («за ними желтых рать», «охватило пыланьем листья»), развернутыми метафорами («зря не цель в ту лисицу выстрел и не ставь на нее капканы»), олицетворениями («ветер буйный мальчуган свистит в три пальца, разгоняя тучи»), индивидуально-авторскими неологизмами («разулыбился», «недошепчены»). Автор активно использует прием параллелизма. Очень часто появляется сравнение времен года с художником или поэтом:

Продрогший сквер рисует тушью

На бледном полотне зари. («Уже не синь, а только просинь…»1963г.)

В данной тематической группе преобладают стихотворения о временах года.

Выделить в отдельную тематическую группу автобиографические стихотворения помогло установление и изучение биографии автора. Благодаря этому можно объяснить наличие таких стихотворений, в которых упоминается Крым, Ялта, Черное море – автор провел в Крыму на лечение детские годы. Но воспоминания о Крыме всегда в стихотворениях перекликаются с воспоминаниями о войне, фашисткой оккупацией, бомбежками, так как время пребывания в Крыму совпало с войной. В этой тематической группе преобладают стихотворения, описывающие детство, которое выпало на военную и послевоенную пору, наполненное трудностями и лишениями:

Мне лучами бы греться,

Слушать песню волны,

Но не вынуть мне детства

Из кассеты войны. («Простите, чайки!» 1971г.)

О своей биографии и характере автор пишет в стихотворениях «О себе» (1999г.), «Со мной исчезнувший союз» (2013г),«Моей школе» (1989г), «Картинки из детства» (1988г) и др.

В философских стихотворениях 70-80-х гг. оптимистическое звучание, мотив принятия мира. Лирический герой приветствует огромный мир и себя в нем:

Ничего не надо,

Кроме:

Роль скитальца полюбя,

Ощущать как мир огромен

И песчинкою себя.(«Холодны пускай рассветы…» 1976г)

Но в стихотворениях этой же тематической группы 90-2000-х гг. появляется мотив одиночества, горьких размышлений о судьбе, мотив подведения итогов, что отражено даже в названиях и первых строках стихотворений: «Неужели, неужели все напрасно, все зазря…» (1991г), «Промелькнуло времечко нежданно» (2000г), «На распутье стою одичало» (2004г), «Покаяние» (2004г). В философских стихотворениях часто картины природы (первый снег, луна, ночное небо) заставляют лирического героя задуматься о вечном, о том, что неправильно жил или не успел что-то сделать.

В стихотворениях гражданской тематики голос поэта звучит осуждающе, он не признает наступившие в стране политические и экономические изменения, которые в первую очередь ударили по нравственности народа:

Не по мне тот мир!...И в этом драма

Только минус не сменю на плюс:

Аплодировать не стану хамам!...

Не подам руки!... Не поклонюсь!(«Драма» 1993г.)

Поэт откликается на самые значимые события в современной истории: «Послание демократам» (На предложение «О мире и согласии» после расстрела Дома советов и его защитников в октябре 1993 года), «Памяти детей, погибших в «Зимней вишне» 25.03.2018, «Единственный способ», «Новороссия», «А война все грохочет» 2014г., (на события в Донбассе).

В стихотворениях звучит множество вопросов, но ответ на них автор видит в выборе граждан в пользу мира и добра:

Под родными мы под небесами

Излечить должны Отчизну сами

Для того, чтоб дом наш был не адом,

Все, что надо сделать – сделать надо! («Надо!» 2000г)

Не обошел В.Я.Устьянцев и решения вопроса о своем призвании как поэта. Стихотворения о роли поэта и поэтического творчества отнесены нами к теме творчества. Своеобразный поэтический манифест Устьянцев провозглашает в стихотворении «Моим стихам чужда эстрада» (1990г):

Моим стихам чужда эстрада

За громом славы им не лезть.

Они – моей души отрада,

Они – моей души болезнь.

В этих строках звучит утверждение, что для автора поэзия – это состояние души, он не претендует на известность и славу, надеется лишь только быть услышанным и понятым:

Пускай порою мысли гложут,

Что рифмам в жертву принесен,

Но сердце чье-нибудь, быть может,

С моим забьется в унисон.(«Моим стихам чужда эстрада» 1990г)

В балладе «Лира и поэт» звучит утверждение о том, что поэт прекратит писать стихи лишь тогда, когда умрет. Лирический герой стихотворений этой тематической группы любит мир, любит жизнь, и эта любовь дарует ему вдохновение, силы:

О чем же петь?

Конечно, о любви! …

Распахнут и раздвинут

мир любви

Замри и слушай шорохи и пенье,

Лови восхода первые мгновенья…(«Мир любви», 2009)

В творчестве В.Я.Устьянцева присутствуют так же и стихотворения на тему любви, они отличаются особым лиризмом, душевностью, чистотой, теплотой и искренностью, выражают добрые, благородные чувства.

Наряду со стихотворениями о любви, природе, творчестве, В.Я.Устьянцев пишет и стихотворения о родине, о родном поселке и его окрестностях. В этих стихотворениях заметно, что автора волнует судьба соей малой родины, народа.(Приложение 7)

Таким образом, видим, что для творчества В.Я.Устьянцева характерно разнообразие тематики. Но объем тематических групп говорит о том, что основными темами творчества поэта являются тема природы, философская и гражданская тема. Большое количество автобиографических стихотворений свидетельствует о том, что автор многие события пропускает через себя, они входят в его духовный опыт и становятся частью его жизни.

6. Периодизация поэтического творчества В.Я.Устьянцева

На основании изученных и систематизированных материалов, а так же биографии В.Я. Устьянцева можно выделить несколько этапов творческого пути поэта:

Советский период творчества.

Период 90-2000-х гг.

Современный период (с 10-х гг 21 века). (Приложение 3, диаграмма 4)

В творчестве В.Я.Устьянцева советского периода преобладают стихотворения позитивного звучания, наполненные советской романтикой, реалиями советского времени. Лирический герой – молодой романтик, открытый в проявлении своих чувств, свободный в большой стране:

И я болею

Лишь одним желаньем –

Мой край!

Достойным сыном стать тебе.

Мне звонче этого не надо званья,

И о другой мне не мечтать судьбе! («Родине советов» 1967г.)

Кроме описанных выше тем, которые прослеживаются через все творчество, только к этому периоду творчества относится группа стихотворений на тему советского настоящего, отличающиеся приподнятостью своего звучания. В них изображаются советские праздники, большие всесоюзные стройки («На первомайской демонстрации»1971, «У памятника» 1971). В них воспевается труд, люди труда («Казахское утро» 1957 г., «Махнем на север» 1975 г.):

Здесь мы все – целинник и геолог,

Кто грустить от скуки не привык,

Поднимаем тайных кладов полог,

Открываем новый материк. («Казахское утро» 1957 г)

Стихотворения периода 90-2000гг носят чаще критический характер. Автор критикует новую власть, новые экономические и политические реалии, звучит горечь от утраты всего, что было дорого поэту:

Страны той нет. В другой живем стране,

Но в ней советские – все те же люди.

И потому – сомненья нет во мне:

Прощенья за предательство – не будет! («В другой живем стране», 2017 г.)

А в современный период творчества В.Я.Устьянцева появляются стихотворения христианской тематики, библейские сюжеты, в них часто звучит мотив покаяния.

Возможность периодизации показывает развитие мысли поэта. Периодизация отражает исторические процессы, происходящие в стране и обществе, что говорит о преобладании в творчестве гражданского над личным.

7. Своеобразие лирики В.Я.Устьянцева

В результате анализа поэтического творчества В.Я.Устьянцева установлены его особенности. Лирический герой любит природу, восторгается ее красотой. Он внимательный и чуткий наблюдатель, в окружающей природе замечает мельчайшие изменения как «миг чуда». Кроме того, он глубокий мыслитель, патриот и гражданин. Его волнует судьба Родины и народа:

Кто спасет Россию от разрухи?...

Голос оживи, кто нынче нем!

Чтобы под заморских джазов звуки,

С глобуса не упорхнуть совсем! (Что делать? 1997г.)

Но при анализе оказалось сложно разграничить стихотворения, в которых выступает лирический герой от стихотворений, в которых звучит голос самого поэта. К такому типу относятся стихотворения чаще автобиографической темы, философской и гражданской темы.

Стихотворений, допускающих вымысел, выявлено немного. («Завещание политика»2007, «Матаморфозы» 2008) Именно в таких стихотворениях наблюдается присутствие лирического героя. Есть в творчестве В.Я.Устьянцева стихотворения, относящиеся к так называемой ролевой лирике. («Экспромт-ответ» 1995, «Рыбак»1997, «Воспоминания первоклассницы…» 2008 г. и т.п.).

В некоторых стихотворениях отмечается наличие интертекстуальности – принципа построения текста, в основе которого положена связь с другими текстами через цитирование. («Исповедь Дон Кихота»2000, «Петрарка- Лауре»2006):

Вам, уверен, Петрарка был рад,

И Бетховен любил Вас безумно –

Ведь одну из волшебных сонат

Он назвал не какой-нибудь – «Лунной». («Свидание с луной»2009)

Это говорит об ориентированности поэзии В.Я.Устьянцева на мировую литературу, как одну из особенностей его поэтики. Так автор определяет свою причастность к мировому литературному процессу.

Стихотворения поэта отличаются настоящей любовью к жизни, к родине, к родному краю – городу Белово, поселку Инской и его окрестностям, что особенно отразилось в стихотворениях таких тематических групп: тема родины, тема природы, гражданская тема.

Указанные аспекты и составляют своеобразие творческой индивидуальности В.Я.Устьянцева. Его творческая индивидуальность проявляется так же и в эмоциональном восприятии мира, в его умении воспринимать и отражать действительность. Умение видеть в окружающей природе, в людях, в бытовых вещах, в окружающей действительности красоту и суть, умение наполнить это поэтическим звучанием – это и есть одна из граней поэтической индивидуальности В.Я.Устьянцева.

Заключение

Тема исследовательской работы «Поэзия В.Я.Устьянцева». Перед работой стояла цель выявления художественно-эстетического своеобразия поэзии В.Я.Устьянцева. В ходе работы было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов школы №16 города Белово, интервью с заведующей библиотекой семейного чтения поселка Инской М.А. Калининой, интервью с поэтом, проанализировано поэтическое творчество В.Я.Устьянцева.

В результате приходим к следующим выводам:

В поэтическом творчестве В.Я.Устьянцева выделяются разные тематические группы: тема природы, философская тема, автобиографические стихотворения, гражданская тема, тема творчества, тема родины, тема любви, тема советского настоящего и др. Но объем тематических групп говорит о том, что основными темами творчества поэта являются тема природы, философская и гражданская тема. Большое количество автобиографических стихотворений свидетельствует о том, что автор многие события пропускает через себя, они входят в его духовный опыт и становятся частью его жизни. В современный период творчества В.Я.Устьянцева появляются стихотворения христианской тематики, библейские сюжеты, в них часто звучит мотив покаяния, что возможно отражает возраст поэта.

Возможность периодизации показывает развитие мысли поэта. Периодизация отражает исторические процессы, происходящие в стране и обществе, что говорит о преобладании в творчестве гражданского над личным.

В.Я.Устьянцев, несомненно, обладает поэтическим талантом. Его творческая индивидуальность проявляется в эмоциональном восприятии мира, в его умении воспринимать и отражать действительность. Умение видеть в природе, в людях, в бытовых вещах, в окружающей действительности красоту и суть, умение наполнить это поэтическим звучанием – это и есть одна из граней поэтической индивидуальности В.Я.Устьянцева. Стихотворная речь поэта наполнена яркими метафорами, олицетворениями, сравнениями, индивидуально-авторскими неологизмами. Автор активно использует прием параллелизма.

Практическая значимость работы состоит в описании, анализе, тематической классификации и периодизации поэтического творчества В.Я.Устьянцева, что подготовит основу для его дальнейшего научного исследования и изучения в школе. Кроме того в результате работы на основании отбора произведений составлен сборник стихотворений, что позволит решить проблему нехватки книг поэта для классно-урочной деятельности.

Перспективой для следующих исследований может стать более глубокое исследование поэзия В.Я.Устьянцева.

Литература

1. Беляева Н.  Уроки постижения лирики[Электронный ресурс]// http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia1.html/(дата обращения1.04.20)

2.Биографические методы [Электронный ресурс]// http://u4isna5.ru/annotacija/471-2012-02-13-19-01-04/(дата обращения 12.11.17)

3. Литературный словарь. – М: «Луч», 2007. – 320с.

4. Войтоловская Э. Л.Пути и методы анализа художественного произведения –[Электронный ресурс] //https://lit.wikireading.ru/48046(дата обращения: 22.01.19).

5. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/ [гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко]. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008, - с.169-170.

6. Хисамов Р. К перу рука тянулась с детства.//Беловский вестник [Электронный ресурс]//http://vestnik-belovo.ru/news/ (дата обращения 20.01.18.)

7. Юсупова Ф. М. Литературный анализ художественного произведения как один из способов развития мыслительной способности студентов // Молодой ученый. 2015.№15. С. 692-694. –[Электронный ресурс]// https://moluch.ru/archive/95/21365/ (дата обращения: 22.01.19).

Источники

1. Калинина М.А., заведующая библиотекой семейного чтения пгт Инской. Интервью от 20.01.18 // Текущий архив Беловой А.С.

2. Устьянцев В.Я., пенсионер, автор очерков, повестей, стихотворений. Интервью от 15.01.2018 // Текущий архив Беловой А.С.

Приложение

Приложение 1

Анкета «Для учащихся школы №16 города Белово»

Можете ли Вы назвать имена известных кузбасских поэтов и писателей?

(Ответы: Да, нет)

Можете ли Вы назвать имена известных беловских поэтов и писателей?

(Ответы: Да, нет)

Где Вы познакомились с ними?

а) в библиотеке через выставку;

б) на внеклассном мероприятии в школе;

в) из статьи газеты;

г) на уроке литературы.

4. Знакомо ли Вам имя и творчество В.Я.Устьянцева?

(Ответы: Да, нет, частично)

Хотели бы вы познакомиться с этим человеком и его книгами?

(Ответы: Да, нет)

Спасибо за ответы! Укажите, пожалуйста, свой класс_________

Анализ данных анкетирования

П риложение 2

Поэтические сборники В.Я.Устьянцева

п\п

Название

книги

Год

издания Издательство

Тираж

Оформление

1.

«Простите, чайки!»

1999г.

140 экз.

Художественное оформление автора

2.

«Праздник на час»

2007г. Беловский полиграфист

50 экз.

Рисунки автора

3.

«Экспромты на ветру»

2012г.

Отпечатано в ГБОУ СПО «БлПК»

 

Художественное оформление автора

4.

«Рифмы на дорогах

2016г, 2018г.

Белово

50 экз.

Рисунки автора

5.

«Ожиданья»

2017г. 2018 г.Белово, «Печатник»

30 экз.

Рисунки автора

Приложение 3

Диаграмма 3. Тематическая классификация стихотворений В.Я.Устьянцева

Диаграмма 4. Периодизация творчества В.Я.Устьянцева

П риложение 4

 

Фото 6. В.Я.Устьянцев на встрече

с учащимися школы №16

Фото 7. Интервью с В.Я.Устьянцевым

Фото 5. В.Я.Устьянцев за работой

Фото 4. В.Я.Устьянцев с супругой

Фото 2. В.Я.Устьянцев во время лечения в Ялтинском костно-туберкулезном санатории

Фото 3. В.Я.Устьянцев в юности

Фото 1. Пелагея Гавриловна Устьянцева, мать В.Я.Устьянцева

Ф отографии из личного архива В.Я.Устьянцева

Приложение 5

Книги В.Я.Устьянцева

 

Фото 8. Обложка книги В.Я.Устьянцева «След на земле»

Фото 9. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Звездный период»

Фото 10. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Судьбы»

Фото 11. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Эхо далеких лет»

Фото 12. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Рифмы на дорогах»

Фото 13. Обложка книги В.Я.Устьянцева «Ожиданье»

Приложение 6

Автографы автора

 

Фото 15. Автограф автора на книге «Ожиданья», подаренной Беловой О.А и Беловой Арине «с благодарностью за интерес к моему творчеству и его исследованию» 31.10.18.

Фото 14. Автограф автора на книге «Рифмы на дорогах», подаренной Беловой О.А и ученикам школы №16 в «память о творческой встрече с любителями поэзии» 11.04.2016

 

 

 

Фото 16. Автограф автора на книге «Экспромты на ветру», подаренной библиотеке пгт Инской 7ю06.2013

Приложение 7

Стихотворения В.Я.Устьянцева

Мой посёлок

Ты хорошеешь всё, посёлок мой…

У моря юного стоишь ты юный!

Ты мил всегда мне – летом и зимой,

Твой свет неоновый нежней, чем лунный.

Пусть даже осень над тобой сквозит,

И в сером небе слышен крик прощальный…

На краткий миг утратив яркий вид,

Ты мне ничуть не кажешься печальным.

Там, где высоких три стоят трубы,

Поют турбины голосом весёлым.

И как бы вьюги ни были грубы,

Они не покорят тебя, посёлок.

Твоих девчонок и парней глаза

Полны и в январе задора.

«Сибиряки угрюмы» — кто сказал?

Не выдумать нелепей вздора!

Улыбки их сверкают как роса:

Их повстречай – забудете не скоро.

Для них, в труде творящих чудеса,

Милее нет сибирского простора.

Посёлок мой! Вся Русь как будто здесь:

Липчане есть, романтик из Валдая,

Есть москвичи и одесситы есть…

Сибирь теперь – их матушка родная!

***

Говори мне, говори.

Говори про все, что знаешь.

И про то, что ты не знаешь,

Ты мне тоже говори!

Лишь бы голос твой звучал,

словно плеск воды озерной.

Буду я тебя покорно

Слушать молча, как причал.

А когда (уж что скрывать)

Вдруг твои устанут губы,

Я скажу совсем негрубо:

- Дай… мне их поцеловать!..

Август 1997

Опять в поселке шум и звонкий смех,

И на душе опять – то грусть, то радость.

Причин особых нет, - а просто снег

Сошел на нет, чернея у ограды.

Девчонки прыгают, заняв сухой асфальт.

Я обхожу их, наступая в лужи.

И встречных женщин лиц овал

Немножко голову мне кружит.

А ветер, ветер – буйный мальчуган

Свистел в три пальца, разгоняя тучи.

И тянется рука в карман, чтоб записать про все…

На случай… 1968

Дикая яблонька

Дикая яблонька, дикая яблонька!

Мне на тебя наглядеться невмочь.

Ты мне скажи, моя дикая яблонька,

Чья ты такая красивая дочь?

Может быть, дочка ты феи-волшебницы?

Или прекрасной Елены ты дочь?

Или от матери Божьей по лестнице

С неба спустилась ты в майскую ночь?

В белом наряде стоишь за оградою,

Словно ко мне на свиданье пришла.

Лишь для того, чтобы сердце обрадовать,

Чтобы мечта о любви ожила.

Белых цветов твоих, дикая яблонька,

Молча любуясь, я не прикоснусь.

Только тебя, моя дикая яблонька,

Вечной любовью любить я клянусь.

27.05.1998

***

Сердце, тиши стучи!

Ты уже у меня на пределе.

Улетают грачи,

И, как листья, несутся недели.

В вышине птичий зов

На багряном напрасен восходе:

У песчаных часов

Уж последний запас на исходе.

Горевать ни к чему.

Сердце пусть разорвется на части…

Пожелай улетающим счастья!

Неизвестно, труднее кому.

Октябрь 2001

Просмотров работы: 74