Введение
Очевидно, что «Маленький Принц» уже тем отличается от рационалистической просветительской литературы, что не может быть прочитан в каком-то определенном ключе и допускает множество интерпретаций. Если можно так выразиться, то «Маленький Принц» и философская просветительская литература соотносятся как символ и аллегория: аллегорию можно «расшифровать», «раскодировать» и выявить суть изображаемого явления или факта с большей или меньшей точностью, а символ не может быть рационально «расшифрован», свернут до понятия, так как несет в себе множество
значений на различных семантических уровнях, и значения эти неразрывно связаны с внешней формой их воплощения (содержание и форма символа невозможно аналитически разъять, а в случае с аллегорией это вполне возможно).
Так, «Словарь литературы всех времен и стран» называет символы «Маленького Принца» не поддающимися расшифровке. Действительно, попытка разложить символы этой книги на составляющие и извлечь мораль выглядит не слишком убедительно. Можно согласиться, что баобабы представляют слепую силу и что им противопоставлен хрупкий и невинный цветок, но можно ли утверждать, что эти образы исчерпываются такими толкованиями?
Гипотеза: доказать неоднозначность образов и символов «Маленького принца».
Основной целью данной работы является выявление образов и символов и их скрытого подтекста, значимости для сказки «Маленький принц».
Указанная цель исследования подразумевает необходимость решения следующих задач:
Выявить основные образы и символы «Маленького принца».
Изучить и, по возможности, «раскодировать» выявленные символы и образы.
Определить, какое значение имеют образы и символы в содержании сказки.
Объектом для исследования послужило содержание «Маленького принца» и критическая литература на данную тему.
Методологической основой работы являются исследования литературоведов и философов.
Метод исследования – теоретический – изучение и анализ произведения.
Актуальность работы подтверждается интересом современного литературоведения к символам и образам произведения «Маленький принц», а также их неоднозначному трактованию.
I) Образ пустыни.
Один из важнейших образов книги - образ пустыни, можно даже сказать, хронотоп пустыни, потому что даже время в пустыне Экзюпери отличается от бытового и суетного
времени остального мира, которое измеряется перерывами между гудками скорых поездов, несущих неизвестно куда толпы людей. Время пустыни сакрально: у рассказчика есть только неделя, семь дней (семь – число магическое в фольклоре и сакральное в христианской традиции), чтобы устранить неполадки в моторе самолета, которые можно рассматривать как символ глубокого духовного кризиса героя. Символико-ассоциативный ряд может быть примерно таким: самолет – крылья, поломка мотора - разбитые крылья. Духовный кризис героя вполне объясним фактами биографии, которые он приводит, вспоминая о своем детстве. Его детское восприятие мира как чуда натолкнулось на полное непонимание со стороны «взрослых» (возможно, символ рационалистического сознания современного человека в мире, где нет места чуду), и он «утратил веру в себя». Вот как он сам говорит о своей жизни: «Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам»1. Кроме того, герой страдает оттого, что, живя со взрослыми, он «применился к их понятиям», стал «таким здравомыслящим человеком». Пустыня становится символом одиночества человека в людской пустыне, символом потери смысла жизни, а значит и символом страха смерти, который испытывает лётчик, но который настолько чужд Маленькому принцу.
Кроме того, пустыня - образ-архетип, существующий в литературной традиции
уже тысячи лет. Одна из самых важных ассоциаций для понимания образа пустыни у
Экзюпери - пустыня библейская, место уединения и удаления от мирской суеты, место
духовного очищения и религиозного откровения, место общения с высшим существом. (Продолжение этой традиции изображения пустыни как сакрального места можно
увидеть у современного нам автора Паоло Коэлья, в философской притче «Алхимик», где
дана интересная оппозиция «пустыня - оазис».) Герою в пустыне открываются новые
источники жизни:
«— Знаешь, отчего хороша пустыня? - сказал он.
- Где-то в ней скрываются родники...
Я был поражен».
II) Образ Маленького принца как побудителя духовного перерождения героя-рассказчика.
Герою Экзюпери, который мог бы сказать о себе, подобно лирическому герою пушкинского «Пророка»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», - является в пустыне спасительное видение (в религиозной терминологии), Маленький принц. Появление его окутано тайной, и герою-рассказчику оно кажется «таинственным и непостижимым», а просьба Маленького принца нарисовать барашка - «нелепой». Чудо кажется абсурдом закосневшему в рационализме герою, но спасает его именно абсурд (или безумие, ведь можно рассматривать Маленького принца как порождение сознания, истощенного жаждой и стрессом героя; кроме того, сам Маленький принц намекает, что друзья сочтут героя сумасшедшим, когда он будет смотреть на небо и смеяться). Образ Маленького принца - сложный образ. В нем можно увидеть очень многое. Если продолжать трактовать текст так, как это позволяет делать образ пустыни, то есть с точки зрения религиозной тематики, то Маленький принц - это вечное Дитя, Младенец, пришедший в мир людей, чтобы спасти их. Экзюпери подчеркивает его светоносную миссию: «И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...»2. К тому же Маленький принц спускается на землю с неба, и у него такие лучистые волосы цвета золотой пшеницы и желтый шарф (то есть тоже солнечный, золотой; таким образом, семантика цвета также указывает на божественное начало в Маленьком принце). Все это делает его образ еще более светлым. Именно Маленький принц побуждает героя отправиться на, казалось бы, безнадежные поиски колодца в пустыне, очищает его родниковой водой (фольклорный мотив живой воды совмещается с христианским мотивом крещения), после чего герою удается починить мотор самолета, «вопреки всем ожиданиям». Происходит чудо воскрешения: Маленький принц спасает героя, не дает ему превратиться в «гриб» (каким стал «человек серьезный») открывая ему красоту мира и тайну жизни, даря ему смеющиеся звезды-бубенцы.
III) Образ Розы.
Но и самому Маленькому принцу суждено многое постигнуть на Земле, и в первую очередь смысл любви и привязанности. Он бежал, как он сам признается, с родной планеты, от любимого цветка, потому что «пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»: «Я был слишком молод, я еще не умел любить»3, - говорит он. Маленький принц полюбил цветок, потому что он был прекрасен, потому что он был так непохож на все, что окружало Маленького принца, потому что цветок был единственным во Вселенной. Его цветок стал для него Прекрасной дамой, которой он служил как рыцарь (ведь он - принц, хоть и маленький). Образ прекрасного цветка (во французском языке цветок женского рода – la fleur) перекликается с символистским образом Вечной Женственности: роза (мы вскоре узнаем, что это роза) прекрасна, она - чудо, принесенное на планету Маленького принца неведомо откуда, она появляется на рассвете, «вместе с солнцем», и делает жизнь прекрасной и полной смысла: «Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь»4. Она становится душой жизни Маленького принца, а образ ее сливается с образом далекой звезды, к которой Маленький принц должен вернуться. «Трогательнее всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, даже когда он спит»5, - говорит себе герой-рассказчик.
Но оказалось, что роза «горда и обидчива», капризна от беззащитности и жестока от любви. «За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность»6, - признается позже Маленький принц.
Существуют различные мнения о том, насколько в отношениях Маленького принца с розой отразились факты биографии Экзюпери - его напряженные и бурные отношения с Консуэлой Сунсини, но собственно в тексте мы видим больше признаков литературного мифа, чем биографии. Образ розы (как и другие образы притчи) дан скорее не как индивидуальный характер, а как вечный тип.
IV) Образы обитателей планет.
На протяжении путешествия Маленького принца перед читателем предстает целая галерея типов человеческой натуры: король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик и географ (сюда можно отнести еще и цветок о трех лепестках и стрелочника с продавцом пилюль от жажды). Маленький принц вступает в беседу с каждым встреченным им героем, и беседы эти принимают почти всегда философский характер. Вопросы Маленького принца затрагивают самые основы бытия героев, это серьезные вопросы. Маленький принц хочет выявить то, главное, чем живут люди, но каждый раз его ждет разочарование.
Каждый из этих героев ведет по-своему одинокое и абсурдное существование, и Маленький принц обнаруживает эту абсурдность. «Нет, взрослые и правда поразительный народ»7, - признает он. Король царствует на необитаемой планете, на которой только и есть, что старая крыса. Честолюбец стремится быть всех красивей и умней на планете, на которой кроме него никого больше нет. Пьяница пьет, чтобы забыть, что ему совестно пить. Деловой человек кладет звезды в банк. В работе фонарщика Маленький принц видит смысл, потому что фонарщик несет в мир красоту, но «на его планете нет места для двоих», да и не любит он свою работу, а больше всего на свете любит спать. Географ не знает, есть ли на его планете горы или реки. Цветок о трех лепестках рассуждает о том, о чем ничего не знает. Стрелочник «сортирует» пассажиров, отправляет по тысяче человек за раз - один поезд направо, другой - налево, но люди не знают, куда спешат и чего ищут («Одни дети знают, чего ищут», - говорит Маленький принц). Продавец торгует пилюлями от жажды, которые экономят пятьдесят три минуты в неделю, за которые можно «просто-напросто пойти к роднику».
Маленький принц не выносит этим героям приговор, как можно было бы ожидать, но с каждым разом все более удивляется нелепости их существования. На это указывает и градация прилагательных, которыми он определяет «взрослых»: сначала они «удивительные», «странные», потом «очень странные», и, наконец, «совершенно необыкновенные». Но парадокс в том, что «взрослые» напротив совершенно обыкновенные, слишком нормальные, логичные, рационально-рассудочные существа, «грибы». Но для Маленького принца нормой является чудо, а все остальное - странностью: Маленькому принцу кажется, например, правильным то, что фонарщик остается верен уговору, даже когда это становится абсурдным. У Маленького принца своя логика, опрокинутая логика чуда. Поэтому, наверно, он «оживляет» именно того барашка, который скрыт от глаз стенками ящика: этот барашек самый чудесный, и, кроме того, «самого главного глазами не увидишь».
V) Образ Змея и смерти.
Попадая на Землю, «жесткую, как гранит», Маленький принц, это воплощенное чудо, становится смертным. Символично, что первым существом, которое Маленький принц встречает на планете Земля (кстати, седьмой по счету из посещенных им планет), становится змея (во французском варианте - «1е serpent», мужского рода, поэтому будем называть персонажа «змей», что более соответствует сути образа). Змей «решает все загадки», «возвращает земле всякого, кто из нее вышел», и хоть он не толще пальца, могущества у него больше, «чем в пальце короля».
Змей - тоже многоплановый образ. Несомненна его связь с архетипическим библейским образом Змея, перевоплощенного Люцифера. Змей Экзюпери так же мудр (понимает, например, Маленького принца с полуслова, когда тот говорит о ссоре со своим цветком) и связан со светом (он цвета «лунного луча», «умирающего ручейка», и он похож на «золотой браслет» и «желтую молнию»). Змей открывает Маленькому принцу, что «среди людей тоже одиноко», словно искушая его даже не пытаться искать людей, потому что они этого не стоят. Это более страшный яд, чем тот, от которого погибает Маленький принц (хотя можно спорить о том, от чего он погибает и погибает ли вообще). Правда, самому Маленькому принцу змей предстает в несколько сниженном плане: «Змеи ведь злые. Кого-нибудь ужалить для них удовольствие»8, - говорит Маленький принц.
Очевидно, что змей является воплощением смерти и ее символом. Но змей не властен над Маленьким принцем, потому что тот «чист и явился со звезды». Тема смерти в «Маленьком принце», связанная с образом змея, является одной из основных, и загадка смерти Маленького принца (а значит, смерти вообще) не раскрывается читателю до конца: финал притчи и ее символы неоднозначны. Точно можно утверждать только то, что смерть не властна нал чистой душой Маленького принца. Сам Маленький принц признается, что, с точки зрения земных законов и в глазах героя-рассказчика, он умрет: «Тебе покажется, будто я умираю...». Но смерть эта - только потеря материальной оболочки: «Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести», - говорит Маленький принц и добавляет: «Но это все равно, что сбросить старую оболочку». Но герой-рассказчик не находит на песке тела Маленького принца: «Не такое уж оно было тяжелое», и решает, что Маленький принц все-таки вернулся на свою планету.
Таким образом, смерть становится мотивом возвращения домой, и этот мотив существует тысячи лет в самых разных культурах, а в европейской восходит к учению Платона и очень тесно связан с христианской традицией. «Можно трактовать смерть Маленького принца с точки зрения идеализма, то есть как возвращение души в высший звездный мир, с которого она спустилась на Землю, чтобы глубже понять смысл любви, привязанности, страдания»9.
VI) Образ Лиса.
Общечеловеческие ценности, смысл любви и привязанности, страдания и разлуки, открывает Маленькому принцу Лис, наиболее, пожалуй, загадочный персонаж книги. Появляется он в тяжелейший для Маленького принца момент, в минуту, когда тот жестоко разочаровывается в своем любимом цветке: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, а это была самая обыкновенная роза». (Парадоксально, что пока цветок был «единственным на свете», у него не было имени, это был просто «цветок», а имя пришло вместе с осознанием ее «обыкновенности»; но «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».)
Лис открывает Маленькому принцу, что значит «приручить»: «Это давно забытое понятие. Оно означает: создавать узы». Лис говорит о приручении, очень поэтично: «Но твоя походка позовет меня, точно музыка. И я полюблю шелест колосьев на ветру...» Но все-таки он остается лисом, а образ его нарисован с небольшой долей юмора и иронии, которая проявляется в следующем диалоге о планете Маленького принца:
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры там есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства!
Если бы не эта ирония, образ Лиса мог бы показаться неестественным и слишком дидактичным, потому что все основные нравоучения, ставшие практически афоризмами, произносит в «Маленьком принце» именно Лис: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Слова только мешают понимать друг друга»; «Зорко одно лишь сердце»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»; «Ты в ответе за всех, кого приручил».
VII) Финальная сцена.
Пейзаж пустыни со звездой в небе на последней странице настолько лаконичен (если так можно выразиться о нескольких простых линиях), что, не неся в себе черт конкретной реальности, становится емким символом, трактовать который можно по-разному: это и звезда, которая у каждого своя и к которой нужно вернуться, это и «роза», любовь, которая где-то ждет каждого человека, это и Вифлеемская звезда, символизирующая грядущее спасение человечества, это и смеющиеся бубенец, и колодец в небе, утоляющий жажду странника в пустыне.
Заключение
Подводя итог, можно отметить то, что «Маленький принц» Экзюпери изобилует различными символами и образами, но они не могут быть «раскодированы» как-то однозначно. Каждый из них может нести в себе множество значений. Но благодаря им проясняется идея произведения. Она состоит в утверждении общечеловеческих таких ценностей как любовь, дружба и ответственность за любимых существ и за мир в целом: «Проснулся утром - приведи в порядок свою планету». Смерть Маленького принца тоже несет в себе некий символ. Финальной точкой «Маленького принца» становится преодоление им смерти, которое заключается в обретении им смысла жизни. Маленький принц, являющийся воплощением всех лучших качеств человека, раскрывает тайну бытия (собственного и универсального) - любовь побеждает смерть, нравственная чистота и искренность позволяют тебе, потеряв материальное, тело продолжить жизнь. Ты не умираешь, пока ты не забыт и пока кому-то нужен, пока несешь ответственность за кого-то. Смерть является лишь продолжением жизни, и если понять это, как понял Маленький принц, тебе она не страшна.
Список литературы
«Dictionnaire des oeuvres de la littérature française» (Словарь словесности французского языка). — Paris, 1994.
«Словарь литературы всех времен и стран» — GreatBritain, 1990.
Зайцева В.А. - Языковые особенности художественного стиля Антуана де Сент- Экзюпери. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд.филол.наук.- М.,1975.-13 с.
Мачарашкина Н.Л. - Проблема действия в творчестве Антуана де Сент- Экзюпери. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. филол. наук. - Тбилиси, изд-во Тбилисского ун-та, 1980.-22 с.
Исбах А.А. - Что нужно сказать людям. Антуан де Сент-Экзюпери.- М.,Знание, 1965.- 63 с. с портретом.
Шопло И.Л. - Изучение повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»// В кн. «Изучение литературы в 6 классе. Методические рекомендации» под ред. члена - корреспондента РАО, проф. В. Г. Маранцмана-СПб.: Спецлит.,1997.
Вайсман Н. Гарват Р. - «Зорко одно лишь сердце». («Маленький принц» Сент-Экзюпери в 8 классе). // Литература в школе, - М., 1992, №1
Клетеник И.К. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. филол.наук.-М.,1968.-14 с.
Сент-Экзюпери А. де Цитадель. - СПб.: Азбука-классика, 2001
1[9, c. 79]
2[9, c. 50]
3[9, c. 50]
4[9, c. 36]
5[9, c. 81]
6[9, c. 35]
7 [9, с. 60]
8 [9, с. 64]
9[8, c. 10]