Введение
При прочтении многих произведений я заметил, что в них часто встречаются упоминания о явлениях природы, которые можно рассматривать как физические.
Цель исследования – найти физические явления в произведениях Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна
Гипотеза: существует много произведений, в которых природа является способом раскрытия образа героя, способом передачи настроения, сюжета.
Проблема: при чтении произведений мы редко уделяем внимание физическим явлениям, а ведь порой в них находится глубокий смысл и уникальность произведения.
Задачи, поставленные для реализации проекта:
Изучить литературу по данной теме и проанализировать её.
Найти физические явления в произведениях И. А. Бунина и А. И. Куприна и определить их роль.
Выпустить сборник качественных задач.
Методы исследования: сбор, анализ, сравнение информации, анкетирование.
Объект исследования: Произведения Бунина и Куприна.
Предмет исследования: физические явления в данных текстах литературных художественных произведений «Антоновские яблоки», «Лёгкое дыхание», «Последняя весна», «Гранатовый браслет», «Олеся».
Физика – это наука о природе. Она изучает вещество и энергию, а также взаимодействие природы, управляющие движения материи, физических тел и полей. Изменения, происходящие с физическими телами, называются физическими явлениями. В физике различают механические, тепловые, электромагнитные и оптические явления.
Актуальность работы заключается в том, что в наше время, в век современных технологий, человек всё меньше и меньше читает художественную литературу, а читая, мы встречаем подтверждение тому, что физика сопровождает нас всюду. В исследовании приведены отрывки художественных произведений, в которых описаны те или иные физические явления.
Новизна работы: в прошлом учебном году было проведено исследование по стихотворениям Афанасия Афанасьевича Фета и Фёдора Ивановича Тютчева. Подобный эксперимент мы продолжаем, исследуя фрагменты прозаических произведений Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина.
В исследовании использована книга С.А. Тихомировой «Дидактические материалы по физике: 7-11 классы». Она представляет собой тип дидактического материала в виде вопросов и задач по физике на основе отрывков из литературных произведений. Для составления сборника использованы материалы с сайта https://iralebedeva.ru/physic28.html. В хрестоматии по физике (составители А.С. Енохович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский) дается информация о физических открытиях и жизни ученых-физиков, а также теоретический материал по теме исследования. Основные определения в исследовании взяты с сайта Википедия.
Исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Работа сопровождается видеороликом и презентацией. В качестве готового продукта представляем сборник качественных физических задач и стендовый доклад, выполненный в программе CorelDRAW, что и определяет практическую значимость работы.
Глава 1. Ученые и физические явления
Физика – точная наука, которая изучает и объясняет разнообразные природные явления, а литература – это образы и чувства. Но тем не менее физика и литература рассказывают нам о физических явлениях. Вот только цель физики – объяснить их с научной стороны, а цель литературы – описать чувства героев, вызванные тем или иным явлением.
Физические явления делятся на следующие виды: механические, тепловые, электрические, магнитные, атомные, оптические, акустичекие. Некоторые из видов явлений и ученых в данной области физики рассмотрим подробнее в исследовании.
Механические явления – это явления, происходящие с физическими телами при их движении относительно друг друга. Механическое движение – это один из самых распространенных и легко наблюдаемых видов движения. Примерами механического движения могут служить: движение транспорта, деталей машин и механизмов, маятника и стрелок часов, небесных тел и молекул, перемещение животных и рост растений и т. д.
Исаак Ньютон [Приложение №1] появился на свет 4 января 1643 года в небольшой британской деревушке Вулсторп. Ребенок был настолько слабым, что на протяжении долгого времени его даже не крестили. Но все же маленький Исаак Ньютон, названный так в честь своего отца, выжил и прожил очень долгую для семнадцатого века жизнь – 84 года. Открыл закон всемирного тяготения.
Тепловые явления – это явления, связанные с процессами нагрева и охлаждения, изменением агрегатного состояния, т. е. плавления и затвердевания, испарения и конденсации.
Архиме́д [Приложение №2] — древнегреческий учёный и инженер. Родился и бо́льшую часть жизни прожил в городе Сиракузы на Сицилии. Сделал множество открытий в области геометрии, предвосхитил многие идеи математического анализа. Заложил основы механики, гидростатики, был автором ряда важных изобретений.
Электродинамика – это наука о свойствах и закономерностях особого вида материи – электромагнитного поля, которое осуществляет взаимодействие между электрическими заряженными телами или частицами.
Андре Мари Ампер [Приложение №3]– французский физик, математик и химик, один из основоположников электродинамики. Родился в 1775 году в Лионе. Основные научные работы посвящены физике, прежде всего электродинамике; некоторые исследования относятся также к математике, химии, философии, психологии, лингвистике, зоологии и ботанике.
Оптические явления в атмосфере. Явления, обусловленные преломлением, отражением, рассеянием и дифракцией света в атмосфере: по ним можно заключить о состоянии соответствующих слоев атмосферы. Сюда относятся миражи, радуга, венцы,заря, сумерки, синева неба.
Христиа́н Гю́йгенс [Приложение №4]— голландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель. Один из основоположников теоретической механики и теории вероятностей. Внёс значительный вклад в оптику, молекулярную физику, астрономию, геометрию, часовое дело. Изобрёл первую практически применимую модель часов с маятником. Положил начало волновой оптике.
Чтобы исследование приобрело практический характер, мною было проведено анкетирование, в нём участвовало 33 человека: 20 учащихся из 9 класса, 13 учащихся из 10 класса МБОУ «СОШ №10» им. Героя РФ А.Б.Ушакова.
На первый вопрос “Как вы думаете, связаны ли физика и литература?” 67% опрошенных ответили – да, а 3% - нет. [Приложение №5].
Со 2 заданием, где надо было указать минимум 3 физических явлений, справились 85% опрошенных, и 15% не смогли ответить. [Приложение №6].
По 3 вопросу “Назовите произведения Бунина или Куприна, где имеются физические явления” выяснилось, что 79% респондентов не задумывались о физических явлениях или затрудняются назвать, и только 21% опрошенных справились с заданием. [Приложение №7].
В результате опроса выяснилось, что треть участников считают, что физика и литература не связаны вовсе.
Таким образом, физические явления интересовали многих ученых-физиков.
Глава 2. Литература и физика
Иван Алексеевич Бунин [Приложение №8] родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Через три с половиной года семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине», мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову. В 1881 году семья Буниных переехала в усадьбу Озерки. Бунин проучился в гимназии чуть больше четырех лет: зимой 1886 года, после каникул, он не вернулся на занятия. Дома он еще больше увлекся литературой. В 1889 году Иван Бунин переехал в Орел, в центральную Россию. Здесь 18-летний писатель поступил на службу в редакцию губернской газеты «Орловский вестник», где работал корректором, писал театральные рецензии и статьи. В Орле вышел первый поэтический сборник Бунина «Стихотворения», в котором молодой поэт размышлял на философские темы и описывал русскую природу.
Иван Бунин много путешествовал и учил в зарубежных поездках иностранные языки. Так писатель стал переводить стихи. В 1905 году разразилась первая русская революция, страну охватили разрушительные крестьянские бунты. Литератор не поддерживал происходящего.
Вторая мировая война застала Буниных во французском городе Грас. К тому моменту деньги от Нобелевской премии закончились, и семье приходилось жить впроголодь. Война примирила писателя с ненавистным ему большевистским режимом. Все ушло на второй план, на первый же вышла родина. Бунин купил карту мира и отмечал на ней ход военных действий, о котором читал в газетах. Он праздновал разгром гитлеровской армии под Сталинградом как личную победу. В конце войны писатель часто думал о возвращении на родину. Иван Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года.
Александр Иванович Куприн [Приложение №9] родился в Пензенской области в семье чиновника дворянского происхождения. Детство мальчика, рано потерявшего отца, прошло в Москве, в шесть лет он был отдан в сиротский Разумовский пансион, вышел из него в возрасте десяти лет и поступил во 2-й Московский кадетский корпус, откуда через семь лет перешел в Александровское военное училище. Закончив обучение в 1890 году, в чине подпоручика он попал в 46-й Днепровский пехотный полк, где стал свидетелем той самой повседневной офицерской жизни, которая составила основную канву его ранних произведений.
В эти годы он начал публиковаться. Отслужив четыре года, Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. Затем он много странствовал по России, занимаясь разными занятиями. Со временем Куприн начал приобретать известность как писатель, а в 1901 году переехал в Петербург, где начал работать секретарем «Журнала для всех». С началом Первой мировой войны он открыл в доме военный госпиталь, а в ноябре 1914 года был мобилизован и отправлен в Финляндию как командир пехотной роты. Демобилизован по состоянию здоровья спустя год.
После Февральской революции Куприн симпатизировал эсерам, а в 1919 году вступил в Белую армию и стал редактором армейской газеты. После поражения Северо-Западной армии через Ревель и Хельсинки он добрался до Парижа, где провел следующие 17 лет своей жизни. Вернуться на родину его вынудило стесненное материальное положение, ухудшение здоровья и в особенности зрения (что было связано с алкоголизмом). В 1937 году Куприн получил разрешение от советского правительства на переезд, а на следующий год умер в Ленинграде от рака пищевода.
Понаблюдаем над языком произведений И. А. Бунина “Антоновские яблоки”, “Последняя весна” и А. И. Куприна “Гранатовый браслет”, “Олеся”, найдем физические явления и объясним их.
Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки»
1. “На ранней заре, когда ещё кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце…”[с. 106-107]
1) Почему на заре светится небо?
Ответ: свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызывается отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.
2) Почему мы видим дым?
Ответ: дым — устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газах, образующаяся при сгорании чего-либо.
3) Из-за чего образуется туман?
Ответ: Туман – скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками воды (при температуре воздуха выше −10 °C — капельки воды, от −10 до −15 °C — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15 °C — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).
4) Почему некоторые предметы блестят?
Ответ: Блеск — оптическая характеристика свойства поверхности, отражающей свет, показывающая соотношение между интенсивностями света, зеркально отражённого от поверхности, и света, рассеянного во все стороны — диффузного отражения.
2. “Ветер по целым дням рвал и трепетал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца…” [с. 110]
1) Как образуется ветер?
Ответ: Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления, он направлен от зоны высокого давления к зоне низкого. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра также постоянно меняются.
2) Что представляет собой дождь?
Ответ:До́ждь — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости
3) Как образуются “хмурые” дождевые тучи?
Ответ: Кучево-дождевые облака образуются при неустойчивости воздушной массы, когда происходит активное восходящее движение воздуха. Эти облака часто образуются на атмосферных фронтах, особенно на холодном фронте, наиболее часто — в тёплый период года
3. “ Я сейчас ещё чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда бывало едешь с шумной ватагой Арсения Семеныча…” [с. 112]
1)Что такое холод?
Ответ: Холод — состояние или субъективное ощущение сравнительно низкой температуры воздуха по отношению к более тёплому времени или к обычным условиям для данного времени.
4.“Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемёрли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч” [с. 115]
1) Почему со временем запах изчезает?
Ответ: происходит диффузия: процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого вещества, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму.
5. “Зазимок, первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима начинается “работа” с гончими.” [c. 117]
1)Как образуется снег?
Ответ: Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы.
«Легкое дыхание»
1.“Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева.” [с. 285]
1) Почему со временем влага испаряется?
Ответ: На поверхности жидкости есть молекулы, которые движутся настолько быстро, что преодолевают силу сцепления и улетают в пространство. Процесс вылета молекул и называется испарением.
2.“Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой...” [с. 286]
1) Из-за чего вещества кипят?
Ответ: За счёт интенсивного испарения жидкости внутрь пузырьков, они растут, всплывают, и пар высвобождается в паровую фазу над жидкостью. При этом в пристеночном слое жидкость находится в слегка перегретом состоянии, то есть её температура превышает номинальную температуру кипения.
«Последняя весна»
1.“Какая радость, молодость, этот предрассветный час!Валенки, полушубок- все счастье. Еще ночь, глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью, когда вышел на крыльцо. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи.” [с. 287]
1) Что такое рассвет?
Ответ: Рассве́т — раннее утреннее время, предшествующее началу восхода солнца, а также постепенное изменение красочной картины неба перед и во время восхода. Рассвет проявляется постепенным повышением освещённости окружающей среды за счёт приближающегося восхода (подъёма солнечного диска относительно линии горизонта).
2.“В избе теплая густая вонь, пар от мокрых ветошек из лоханки, под ногами чавкает мокрая, с грязью солома.”
1) Как образуется пар?
Ответ: Водяной пар образуется при переходе воды из жидкого состояния в газообразное. Это сопровождается поглощением значительного количества энергии, называемое скрытой теплотой парообразования.
3.“Легкий мороз и пригревает солнце. На реке, возле обмерзлых прорубей, бабы. Среди них Катька. Лапти, под ватной курткой круглятся груди.” [с. 289]
1) Что представляет собой мороз?
Ответ: Мороз то же, что и холод, заморозки — понижение температуры воздуха ниже 0 °C
Александр Иванович Куприн «Гранатовый браслет»
1.“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела, как бешеный бык… ”[с.236]
1) Почему северному побережью свойственны более отвратительные погоды?
Ответ: На погоду влияет различный режим осадков (только на участке от Геленджика до Адлера их годовая сумма увеличивается с 796 до 1614 мм);
2.“То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю…” [с.237]
1) Как образуется ураган?
Ответ: Ураганы формируются как циклоны во внутритропическом поясе над мировым океаном, когда температура воды превышает 26 градусов по Цельсию. Ураган порождает пертурбация (внезапное нарушение нормального хода чего-либо), которая возникает, когда теплый и влажный воздух, вступающий в контакт с морем, начинает подниматься
3.“Близко на шоссе послышались знакомые звуки автомобильного трехтонного рожка” [c.239]
1) Почему мы слышим звуки?
Ответ: Звук распространяется посредством звуковых волн. Эти волны проходят не только сквозь газы и жидкости, но и через твердые тела. Действие любых волн заключается главным образом в переносе энергии. ... В газах и жидкостях звуковая волна сдвигает молекулы в направлении своего движения, то есть в направлении длины волны.
4.“Попали сначала в облако, было очень сыро и плохо видно, а мы всё поднимались вверх по крутой тропинке между соснами…” [с.241]
1) Почему в облаке сыро?
Ответ: Облака состоят из взвешенных в атмосфере продуктов конденсации водяного пара.
Куприн «Олеся»
1.“Каждый день дул страшный ветер, а за ночь снегу твердый, льдистый слой наста…” [с.180]
1) Что представляет собой ветер?
Ответ: Ве́тер — поток воздуха, который движется вдоль земной поверхности. В первую очередь ветры классифицируют по их силе, продолжительности и направлению. Так, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха.
2.“Метель к вечеру расходилась ещё сильнее…” [с.183]
Что такое метель?
Ответ: мете́ль — перенос сильным приземным ветром падающего и/или выпавшего ранее снега. На официальных метеорологических станциях отмечают: позёмок, низовую метель, общую метель. Позёмок — перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой 0,5—2 м, не приводящий к заметному ухудшению видимости.
3.“Снегсошел, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках…” [с.193]
1) Почему снег тает?
Ответ: снег агрегатное состояние воды, зависящее от соответствующего сочетания температуры и давления. Изменение агрегатного состояния может сопровождаться скачкообразным изменением свободной энергии, энтропии, плотности и других физических величин. Весной, с увеличением температуры, снег начинает таять.
Заключение
В ходе выполнения исследовательской работы прочитаны и проанализированы произведения Бунина и Куприна, выделены в них примеры физических явлений. Явления систематизированы, на их основе составлены качественные задачи, которые включены в сборник задач. В произведениях найдены следующие физические явления: различные агрегатные состояния вещества; образование дождя, инея и снега, туман; появление облаков и туч; отражение и преломление света; распространение волн в пространстве.
Мы доказали, что физика и литература тесно взаимосвязаны. Эти науки могут объяснить одни и те же природные явления по-разному. Физика объясняет явления и процессы точно, используя научные термины. Она даёт возможность пронаблюдать и проанализировать процессы и явления, а также ввести количественные и качественные характеристики. Литература описывает те же явления, но с художественной точки зрения, применяя при этом богатый русский литературный язык, т.е. выразительность, эмоциональность, используя различные образы. В то же время, человек по-разному воспринимает описание тех или иных явлений. Язык физики – это понятия и формулы. Язык литературы – образы и чувства героев. Какими бы формулы, соотношения, зависимости ни были красивыми, художественные образы оставляют стойкие, яркие представления.
Наша гипотеза подтвердилась: существует много произведений, в которых природа является способом раскрытия образа героя, способом передачи настроения, сюжета. Действительно, наука физика и литература дополняют и обогащают друг друга.
Список использованной литературы
И. А. Бунин. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная
проза/ Сост., вступ. ст. и примеч. С. Н. Морозова. – М.: Школа-Пресс, 1994.-544с.
Куприн А. И. Повести и рассказы.- Алма-Ата: Жазушы, 1985.-416 с., ил., портр.
Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике 7-11 класс-М.-Школьная Пресса, 2003 г.-112 с.
Хрестоматия по физике 8-9 класс: Учеб. пособие для учащихся/Сост.:А.С. Енохович, О.Ф.Кабардин, Ю.А. Коварский
и др.; под редакцией Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
Wikipedia.org
https://iralebedeva.ru/physic28.html
Приложение 1
Исаак Ньютон
Приложение 2
Архимед
Приложение 3
Андре-Мари Ампер
Приложение 4
Христиан Гюйгенс
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Иван Алексеевич Бунин
Приложение 9
Александр Иванович Куприн