Невидимка – помощь или опасность? «Электротравматизм»

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Невидимка – помощь или опасность? «Электротравматизм»

Евсеев А.В. 1
1МБОУ "СОШ №89"
Нижебойченко Н.А. 1
1МБОУ «СОШ №89»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение     

    Электроэнергия играет важную роль в нашей повседневной жизни в быту, учебе, на работе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека.

На сегодняшний день, наверное, невозможно представить нашу жизнь без электричества. Мы им пользуемся каждый день и даже не задумываемся: опасно ли оно.

Актуальность

Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас обойтись без нее просто невозможно. Она наш незаменимый помощник. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов.

Цель исследования – изучить вопрос значимости электоэнергии, степень ее опасности и примеры электротравматизма в нашей стране, а также узнать, знают ли правила электробезопасности дети нашей школы.

Гипотеза - предположим, что

- без электричества в современном мире можно прожить,

- вреда от него мало, поэтому травмы есть, но они не значительны,

- все дети знают правила электробезопасности.

Задачи:

1. Изучить литературу по выбранной теме;

2. Провести анкетирование в школе № 89 среди учеников 1 «Г» и 3 «В» классов по теме «Электробезопасность»;

3. Провести анализ знаний школьников о правилах «Электробезопасности»;

4. Провести обучающий урок по теме «Правила электробезопасности»

5. Сделать выводы.

Предмет исследования – значимость электроэнергии.

Объект исследования – электроэнергия,правила электробезопастности.

Практическая ценность – состоит в изучении правил электробезопастности, тем самым сохранение жизни.

Методы исследования – изучение специальной литературы, сбор и анализ материалов по выбранной теме, анкетирование.

1. Основная часть  

Я родился в семье энергетиков. Мои мама, папа и бабушка работают в большой энергокомпании ПАО «Россети Сибирь», а крёстный на ТЭЦ-3 (Теплоэлектроцентра́ль). И с детства мы с братом слышали, что электричество не только наш друг, но иногда и враг, так как бывает очень опасным. Но я не понимал почему, оно же не страшное, не колючее, не горькое, не громкое. Я его не видел и не чувствовал, и даже не слышал, находясь дома или на улице. И не понимал, откуда оно вообще появляется.

Когда я стал постарше я начал спрашивать у родителей откуда берется электричество в розетках, и почему оно может быть опасным. И они рассказали, что электричество вырабатывают на гидроэлектростанциях, теплоэлектростанциях и даже атомных электростанциях, и что главной опасностью электрического тока является то, что он невидимый и ты не знаешь, когда от него ждать опасности.

Мне стало очень интересно, как же тогда я должен понять, когда есть опасность, а когда нет. И на столько ли это страшно, как рассказывают мама с папой.

 

 1.1 Электрический ток

Я стал смотреть мультфильмы и видео в интернете на эту тему, такие как Фиксики «Осторожно электричество», «Правила электробезопасности»; Бибигон «Про электричество»; Смешарики пин-код «Электробритва», «Как устроена лампочка», Урок "Откуда берется электричество", Галилео - Электричество и многие другие.

Сначала из мультиков, а в последствии и из книг, я узнал, что само слово «Электричество», а точнее, «электрическая» сила появилось более 2000 лет назад в Древней Греции. Люди заметили, что если потереть янтарь о шерсть, то камень начинает притягивать к себе различные предметы небольшого размера. Янтарь на древнегреческом языке назывался «электроном», отсюда и произошло само название. А раскрывать сущность всего явления стали намного позже1.

В чём же заключается суть электричества? Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это вещество, способное проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу. Это явление называется «электрический ток»2.

Электробезопасность

Рассматривая вопрос электроэнергии как помощника человека, не следует забывать и о том, что электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру.

Первый случай поражения электрическим током со смертельным исходом был описан в 1862 году. Трагедия произошла при непреднамеренном соприкосновении человека с токоведущими частями. В дальнейшем случаев поражения электрическим током произошло немало3.

Человек, коснувшись токоведущих частей электроустановок и неизолированных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток, который нарушает нормальную работу организма, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце. При перегреве отдельных участков тела возникают тяжелые ожоги. Человек погибает или становится инвалидом.

Чем больше величина тока, протекающего через тело, тем он опаснее! Ежегодно в мире от действия электрического тока погибает около 22-25 тысяч человек. Безусловно, в сравнении с данными, например, несчастных случаев в результате ДТП — это сравнительно небольшая цифра. Однако, как утверждают специалисты, истинная статистика электротравм неизвестна, так как не многие из пострадавших обращаются за медицинской помощью, лечатся самостоятельно, а в стационары поступают, как правило, уже те, кто нуждается в оперативной помощи. Именно недостаточная осведомленность населения и несоблюдение техники безопасности нередко приводит к поражению электротоком4.

В наше время люди получают электроожоги чаще всего по личной неосторожности, недосмотру за детьми и в основном в бытовых условиях.По данным Росстата 50% детского травматизма приходится на бытовые травмы.

Если где-то в организации моих родителей происходит несчастный случай, то руководителям приходят оповещения и с работниками проводят разъяснительные беседы. Папа нам с братом всегда рассказывает случаи если что-то произошло с детьми, что бы мы были осторожными и не совершали такие же ошибки. Один из запомнившихся мне случаев - это когда мальчик 9 лет из Бурятии ехал на велосипеде по улице и приблизился на недопустимое расстояние к провисшему над землей проводу воздушной линии 10 кВ, в результате он получил удар электрическим током. Его увезли в больницу, хорошо, что он остался жив. Я даже и подумать не мог, что могу, катаясь на велосипеде, попасть под действие электрического тока. Но были и другие случаи, например, девочка залезла на крышу своего дома, чтобы собрать черемуху и коснулась электропроводов ввода в жилой дом идущих от опоры воздушной линии 0,4 кВ вследствие касания девочка погибла. Еще один случай, запомнившийся мне, три мальчика 14-15 лет гуляли в вечернее время. Проходя мимо опоры один из них сказал «Смотрите» и залез на самый верх опоры, при спуске он приблизился на недопустимое расстояние к проводу воздушной линии, был поражен электрическим током и упал на землю с высоты около 12 метров. После этого мальчик умер. В Горном - Алтае ученик 3-го класса проник в КТП и попал под напряжение, мальчик остался жив, и был доставлен в больницу.

Таких случаев каждый год очень много. При попадании под действия электрического тока можно получить разные электротравмы от небольших ожогов до смертельных.

Разновидности электротравматизма

Из большой Советской Энциклопедии я узнал, что электротравма - это повреждения электрическим током различной степени тяжести (от незначительных болевых ощущений до обугливания тканей и смерти) в зависимости от силы, напряжения и длительности действия тока5.

В зависимости от того, где человек получил удар электрическим током, выделяют бытовые- полученные травмы от бытовых электроприборов, производственные - полученные на энергообъектах (опора электропередач, подстанция) и природные (молния).

По характеру повреждений все электротравмы можно разделить на 2 вида:

Местные — это ожоговые повреждения кожного покрова. Такие травмы свойственны при коротком воздействии тока на определенную часть тела.

Общие — сопровождаются нарушением деятельности со стороны внутренних органов, преимущественно сердца и органов дыхания. При такой травме ток проходит через весь организм. Общая электротравма характерна при ударе молнии.6

1.4 Правила электробезопасности

Электрическая энергия — это источник жизни. Но, к сожалению, не все понимают, какую опасность представляет электрический ток. Его не нужно бояться, об опасности просто нужно знать, и понимать, как избежать несчастья. Каждый из нас должен всегда помнить правила поведения вблизи энергообъектов на улице.

Они находятся под огромным напряжением, и соприкосновение с ними может быть смертельно.

Речь идёт о таких энергообъектах как

Подстанции

КТП

воздушные линий электропередач

кабельные линии электропередачи

Основными правилами электробезопасности являются:

Не засовывай пальцы и посторонние предметы в розетку.

Электрический провод, лежащий на земле – источник смертельной опасности! Никогда не перешагивайте его, он может быть под большим напряжением – это смертельно опасно. Нужно отойти от провода приставляя носок одной ноги к пятке другой не отрывая от земли не менее чем на 8 метров.

Не играйте вблизи подстанций! Не прикасайтесь к ним руками, мячами и прочими предметами. Не выбирайте эти объекты местами для пряток.

Не проникайте на территорию подстанций! Не влезайте в трансформаторные будки. От всех этих действий можно получить смертельный удар электрическим током.

Опора ЛЭП – не место для селфи! В таком случае, оно может стать последним в жизни. Опора находится под напряжением, а соприкосновение с электрическим проводом будет иметь печальные последствия.

Не снимайте сами с проводов запутавшиеся предметы! Например: воздушного змея.

Не удите рыбу под проводами линий электропередачи. Вы можете задеть их удочкой, которая является проводником электрического тока и получить смертельный удар током.

2. Практическая часть 

Когда я ходил в детский сад коллеги моих родителей организовывали проект «Говорят дети», в котором я принял участие (https://yandex.ru/search/?text=проект+говорят+дети+на+ютуб&lr=197&clid=9582). В данном проекте дети рассказывают правила электробезопасности на своем детском языке, чтобы было понятно детям. И я решил узнать, знают ли мои одноклассники и одноклассники моего брата правила электробезопасности. Для этого я разработал анкету с вопросами и предложил детям ее заполнить. (Анкета в приложении). После чего я свел все результаты в диаграммы в количественном выражении и в процентном, чтобы сравнить результаты. И вот что у меня получилось.

2.1 Результаты анкетирования

Д иаграммы ответов 3 «В» класса

Д иаграммы ответов 1 «Г» класса

Из результатов активирования видно, что мои одноклассники лучше знают правила электробезопасности, чем первоклассники, хотя по предложенным вариантам ответа можно было бы догадаться о правильных ответах, так как большая часть предложенных вариантов ответов шутливая. Но даже и тут дети не смогли правильно выбрать ответ.

2.2 Открытый урок

После анализа анкет, я понял, что у ребят недостаточно знаний о профилактике электротравматизна, что они могут играя в прятки проникнуть на подстанцию или в КТП, а может хвастаясь кто-то смелый и храбрый и ничего не боящийся залезет на опору или просто полезет на даче за яблоком и попадет под действие электрического тока

Я рассказал о своих переживаниях маме и попросил совета, как же рассказать друзьям и одноклассникам, что нельзя играть вблизи энергообъектов. Совместно с классным руководителем мы решили, что можно провести открытый урок для исследуемых классов.

В помощь мы пригласили сотрудников «Россети Сибирь» и робота Электрона.

Мы все вместе посмотрели обучающие мультики.

Рассказали про предупреждающие знаки и электрообъекты рядом с которыми необходимо быть внимательными и не играть в близи с ними.

О б опасностях, которые поджидают нас на улице или в доме.

Так же мы рассказали и показали, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, например, когда мы видим лежащий провод на земле или, когда наш воздушный змей запутался в линии электропередач.

Тренировались ходить «шаркающим» шагом, что бы все запомнили и в ситуации опасности спасли жизнь себе и окружающим.

Конечно же посмотрели проект «Говорят дети», в котором дети объясняют правила электробезопасности на своем понятном языке7.

И ответили на вопросы викторины и почитали стихи про электричество

После чего мы раздали каждому ребенку красочные буклеты с правилами электробезопасности.

Н у и конечно же сфотографировались все вместе.

На следующий день мы с одноклассниками обсуждали, что многое не знали, и что теперь будем сами соблюдать правила электробезопасности и рассказывать о них другим.

Выводы

Как показало анкетирование не все дети знают правила электробезопасности, в результате чего могут произойти несчастные случаи и даже случаи со смертельным исходом. Но если родители, учителя и друзья будут рассказывать про эти элементарные правила, то можно подружиться с электричеством и оно будет приносить тебе только пользу.

Заключение

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник, ставим подогревать пищу в микроволновую печь, пользуемся лифтом, едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону, трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Электрические приборы, которыми мы пользуемся дома и в школе, электрические сети и подстанции, мимо которых мы проходим во дворе, на улице и в поле, в нормальном режиме работе безопасны. Однако при различных повреждениях изоляции проводов, их обрыве или в случае подъема на опоры электропередачи, проникновения в электроподстанции и электрощитовые возникает реальная угроза для нашей жизни.

Это значит, что наша гипотеза о том, что электрический ток безопасен не подтвердилась.

Среди детей разных возрастов случаи электротравматизма распределяются неравномерно, в большей мере под воздействие электрического тока попадают дети младшего школьного возраста.

И очень хорошо, что в наше время есть разные обучающие мультфильмы и проекты, которые рассказывают детям о правилах электробезопасности.

В заключении хотелось бы отметить, что мне интересна тема не только элекротравматизма и правил электробезопасности, в последствии мне бы хотелось еще изучить такие темы, как альтернативные источники питания и тему по сбору и переработке батареек.

 

Список использованных источников и литературы:

Детская энциклопедия «Хочу знать все», http://ya-uznayu.ru

https://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-ob-elektrichestve-1-klass-okruzhayuschiy-mir.html

https://www.rzn.info/articles/ne-vsyakiy-tok-ubivaet-no-vsyakiy-tok-mozhet-ubit.html

Большая Советская Энциклопедия в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978.

https://polyclin.ru/articles/electrotravma/

https://yandex.ru/search/?text=проект+говорят+дети+на+ютуб&lr=197&clid=9582 –видео

Приложение

Анкета

Вопрос 1: Где человек может встретиться с электрическим током?

Варианты ответов:

а) лежа на кровати;

б) качаясь на качелях;

в) включая чайник.

Вопрос 2: Что произойдет если засунуть гвоздь в розетку?

Варианты ответов:

а) вылетит птичка;

б) ударит электрическим током;

в) заиграет музыка.

Вопрос 3: Что нужно сделать если вы видите электрический провод на земле?

Варианты ответов:

а) перешагнуть его;

б) нужно отойти от провода приставляя носок одной ноги к пятке другой не отрывая от земли не менее чем на 8 метров;

в) отодвинуть провод в сторону.

Вопрос 4: Подстанция это место для….?

Варианты ответов:

а) для игр в прятки и игр с мячом;

б) для рисования;

в) ни один вариант не верен.

Вопрос 5: Что случиться если залезть на территорию подстанции или электрическую будку?

Варианты ответов:

а) ударит электрическим током;

б) станешь мутантом;

в) погаснет свет во всем городе.

Вопрос 6: Что может произойти если залезть на опору электропередач?

Варианты ответов:

а) можно сделать классное селфи;

б) стать крутым парнем;

в) получить удар электрическим током.

Вопрос 7: Если воздушный змей или скакалка запутались в проводах то нужно?

Варианты ответов:

а) снять самому;

б) попросить старших товарищей снять;

в) попросить родителей позвонить энергетикам.

Вопрос 8: Почему нельзя рыбачить под линией электропередач?

Варианты ответов:

а) Потому что можно зацепиться удочкой за провода и тебя ударит электрическим током;

б) под линиями электропередач водиться рыба мутант;

в) сломаешь удочку.

1 Детская энциклопедия «Хочу знать все», http://ya-uznayu.ru

2 https://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

3 https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-ob-elektrichestve-1-klass-okruzhayuschiy-mir.html

4 https://www.rzn.info/articles/ne-vsyakiy-tok-ubivaet-no-vsyakiy-tok-mozhet-ubit.html

5 Большая Советская Энциклопедия в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 – 1978.

6 https://polyclin.ru/articles/electrotravma/

7 https://yandex.ru/search/?text=проект+говорят+дети+на+ютуб&lr=197&clid=9582

Просмотров работы: 87