Введение
В настоящее время вопрос ресурсосбережения стоит наиболее остро, чем когда либо, так как вопрос благополучия в будущем во многом зависит от того, насколько эффективно используются природные ресурсы сейчас.
Энергетика невероятна важна для человечества. В настоящее время на планете проживает почти 7 млрд людей, к 2050г. численность населения по некоторым подсчетам возрастет до 9 млрд человек, а потребляемая ими электроэнергия увеличится 1,7% ежегодно. В настоящее время до 90% энергии вырабатывается от сжигания органических ископаемых — угля, нефти и газа, запасы которых ограничены и не возобновляются. Помимо исчерпаемости энергоресурсов, стоит отметить, что само потребления электроэнергии порождает ряд экологических проблем, и несомненно ведет к дефициту энергии, что может отразиться на экономике нашей страны. Таким образом проблема энергосбережения становится невероятно актуальной на сегодняшний день. [5, c.143]
В своем исследовании мы решили подробнее рассмотреть вопрос энергосбережения в области экономии электроэнергии. Экономия электроэнергии дает возможность снизить собственные затраты и оказывать меньшее воздействие на окружающую среду. Экономия электроэнергии в осветительных установках имеет важное значение, т. к. в России на нужды освещения расходуется до 13% вырабатываемой электроэнергии. Больше всего электроэнергии расходуется в общественных, административных зданиях, учебных заведениях – до 39% от общего объема электропотребления. [4, c.10-14]
Диаграмма1.
Все вышеупомянутое определяет актуальность исследования, которая состоит в необходимости эффективного и рационального использования энергии как основного тезиса успешного решения экологической проблемы и минимизации расходов на энергию.
Итак, цель нашего исследования: выявление экономически обоснованных способов минимизации потребления электроэнергии на примере школьного кабинета.
Объект исследования: потребление электроэнергии в школе.
Предмет: экономически обоснованные способы минимизации потребления электричества в школьном классе.
Гипотеза: не все способы элетросбережения являются экономически обоснованными.
Задачи исследования:
Изучить основные понятия.
Определить электропотребление в классе.
Выявить способы экономии электричества,
Определить их эффективность и экономность.
Сделать выводы о способах экономии электричества в классе и их целесообразности.
Новизна исследования состоит в том, что мы попытаемся экономически обосновать способы снижения потребления энергии на примере класса.
Методы исследования: анализ научной литературы, экономические вычисления потребления энергии и экономии, сравнительный анализ, систематизация материала.
Глава I. Основная часть.
1.1. Понятие «электросбережение»
На сегодняшний день вопрос энергосбережения - является приоритетным для решения в масштабах мира. Причиной тому служат дефицит основных энергоресурсов, высокая стоимостью их добычи, а также неразрывно связан с глобальными экологическими проблемами.
Энергосбережение — это приемы и методы эффективного и разумного использования топливно-энергетических ресурсов планеты. Это подход к снижению потребления электроэнергии основывается на использовании энергосберегающих технологий, цель которых уменьшить потери и потребление электроэнергии. Универсальных способов экономить электроэнергию на данный момент не существует, но разработаны методики, технологии и устройства, помогающие вывести энергосбережение на качественно новый уровень. Т. е. задача энергосбережения — это сохранить ресурсы, как имеющие прямое отношение к производству энергии, так и косвенно касающиеся данного вопроса. Современные приборы и технические открытия позволяют это сделать, не пренебрегая собственным комфортом и безопасностью. [2, c. 14-15]
Наконец, рациональное использование энергии дает нам материальные преимущества. Внедрение эффективных элементов управления освещением сокращает расходы на электроэнергию. Более того: щадящее использование оборудования продлевает срок его работы.
1.2. Способы электросбережения (поведенческие)
Электроэнергию экономить можно и нужно. Во – первых, тем самым мы экономим деньги. Во - вторых, электросбережение создает общую культуру человека. Таким образом, мы становимся более бережливыми и рационально используем все полезные ресурсы (в том числе и денежные).
Для того, чтобы эффективно экономить электроэнергию в повседневной жизни, необходимо следовать определённым правилам поведения [7]:
1. Гасить свет, выходя из помещения. Пожалуй, это самое простое правило, следование которому стоит довести до автоматизма.
2. Отключать электроприборы, если они долгое время не используются. Затраты электроэнергии на поддержание техники в «спящем режиме» весьма небольшие, но они есть.
3. Обращать внимание на класс энергоэффективности электроприборов и бытовой техники при покупке. Самым экономными будут устройства класса А.
4. Покрасьте стены и поток в светлые тона.
5. Протирайте лампы от пыли.
1.3. Способы электросбережения (технологические)
Сегодня автоматизировать и рационализировать потребление электроэнергии можно при помощи различной «умной» техники [6]:
1. Диммеры (светорегуляторы) — плавно изменяют интенсивность свечения ламп, регулируя их мощность.
2. Датчики движения — реагируют на источник инфракрасного излучения и управляют светильниками в зависимости от его перемещения. Они реагируют на активное передвижение человека.
3. Датчики присутствия — более сложные высокочувствительные устройства, которые регистрируют малейшие перемещения, вроде движения пальцев рук. Приборы незаменимы в офисах и учебных аудиториях, кабинетах и т. п. Датчики присутствия не дадут свету погаснуть, даже если вы будете несколько часов спокойно сидеть и читать.
4. Таймеры — выключатели, которые следят за тем, чтобы свет зажигался или гас в точно указанное (запрограммированное) время. Таймер имеет еще один канал связи, с помощью которого может выключать-включать дополнительное устройство.
5. Датчики освещенности (сумеречное реле) — устройства, которые управляют искусственным светом в зависимости от уровня естественной освещенности. Когда солнечная активность снижается до зафиксированного уровня, прибор это распознает и включает свет. Как только количество солнечных лучей повышается, свет гаснет.
Экономить электроэнергию можно не только с помощью датчиков. Научно-технический прогресс уже давно подарил нам энергосберегающие источники света, которые сегодня доступны каждому потребителю.
Люминесцентная лампа или энергосберегающая лампа. Лампы бывают линейными и компактными, т. е. с разной формой колбы. Рабочий ресурс люминесцентных источников света 18000 часов (около 4 лет).
Светодиодные лампы — экологически чистые источники света, со светоотдачей большей, чем люминесцентные лампы. Т. е. мы получаем максимальную экономию электроэнергии без опасений. Светодиодные лампы долговечны, не реагируют на частые включения. Небольшие габариты, и возможность выбора цветовой температуры делают светодиодные источники света лидерами на рынке энергоэффективное освещение.
1.4. Освещение в школе: нормы и требования СанПин
Основной документ регулирующий освещение в школе – это СанПин, который устанавливает требования к освещению школьных помещений и классов. Основной показатель для нормирования освещения – уровень освещенности. Он измеряется в люксах (лк). Для разных типов помещений установлены соответствующие нормы [1]:
Таблица 1.
Нормы освещения в школе
№ |
Тип помещения и объект |
Уровень освещенности |
1 |
Классные кабинеты, лаборатории на поверхности рабочего стола |
300-500 |
2 |
На классной доске |
500 |
3 |
Кабинеты черчения и рисования на столах |
500 |
4 |
Кабинеты информатики на столе |
300-500 |
5 |
Мастерские по обработке металлов и древесины на станке |
300 |
6 |
Кабинеты и комнаты преподавателей на столах |
300 |
7 |
Спортивный и актовый залы на полу |
200 |
Еще один показатель, установленный данным документом – это спектр цветоизлучения. В учебных классах, согласно СанПиН, свет должен быть белым, естественно-белым или тепло-белым. Это соответствует цветовой температуре 3500-4500 К.
Также, есть требования к световым элементам. Для установки в школьных классах разрешается использовать светильники одного из двух типов:
1. люминесцентные;
2. светодиодные.
Но при это нельзя применять в одном помещении светильники разной природы излучения. Размещать их нужно параллельно светонесущей стене.
СанПиН также устанавливает максимально допустимый коэффициент пульсации – 5%.
Глава II. Практическая часть
2.1. Энергопотребление освещения в школьном кабинете
Для достижения цели исследования и выяснения, сколько можно сэкономить на электроэнергии, мы начали своё исследование и подсчёты.
При подсчете времени, мы рассчитали учебные дни по месяцам с сентября по май, получилось за учебный год – 173 дня. Школа работает с 8:00 до 19:00, время препровождения обучающихся в кабинете: 11 часов. В кабинете работают 2 класса в 2 смены. Тариф однотарифного счетчика для школы – 5,79832 рубля.
Выделили характеристики кабинета №3: ширина 7,36 м, длина - 8,89 м, высота - 3,05 м, объём 199,5 м3, площадь 65,4 м2.
Проанализировав энергопотребители школьного кабинета, мы выявили, что школьный кабинет оснащен следующими осветительными приборами:
- 12 светильников по 2 лампы;
- 2 светильника с одной лампой.
Итак, мы получаем 26 ламп. В светильниках нашего класса установлены люминесцентные лампы типа ЛБ-40, мощность данной лампы - 40 Вт, световой поток – 2800 Лм, а срок службы 10000 ч., минимальная стоимость такой лампы – 63 рубля за 1 штуку, общая стоимость 1638 рублей.
2.2. Расчет энергопотребление люминесцентной лампы
Формула: Чтобы вычислить потребление электроэнергии, нужно умножить мощность прибора на длительность его работы в часах.
40 × 11 = 440 Вт/ч – потребляет одна люминесцентная лампа за учебный день
В классе 26 ламп, поэтому потребление энергии будет составлять 440 × 26 = 11440 Вт/ч в день.
За учебный год потребление составляет 1979,120 кВт/ч.
Стоимость потребляемой электроэнергии за год: 1979,12 × 5,79832 = 11475,57 руб.
Срок службы подобных ламп составляет 909 дней из расчета 11 часового освещения.
Достоинствами этих изделий являются:
Повышенная экономичность по сравнению с традиционными лампочками накаливания. Коэффициент полезного действия выше в несколько раз.
Высокая световая отдача, позволяющая осветить большие площади в помещениях и на прилегающих территориях.
Устройства с люминофором отличаются продолжительным сроком эксплуатации.
В них нет нитей накаливания, которые могут быстро перегореть.
Большинство моделей люминесцентных ламп не подвержены сильному нагреву и могут использоваться в светильниках, где максимально допустимая температура ограничена жесткими рамками.
Свет рассеивается с большой площади поверхности лампы и равномерно распределяется по всему помещению.
Отрицательные качества и недостатки проявляются в следующем:
Ртуть, содержащаяся в колбе, является опасным веществом, поэтому лампам требуется специальная утилизация.
С течением времени свойства люминофора теряются и его эффективность падает. В результате, снижается не только световая отдача, но и КПД.
Необходимость использования пускорегулирующей аппаратуры, без которой работа лампы невозможна.
У люминесцентных ламп коэффициент мерцания может иметь значения от 25% до 60%. К тому же они издают раздражающий шум и требуют несколько минут для перехода в рабочий режим.
2.3. Светодиодные осветительные приборы
Для определения характеристик всех приборов освещения в классе, используется формула Р = pS/N, в которой р – удельное значение мощности на освещение Вт/м2 – оно будет иметь среднее значение 20, S – площадь комнаты, N это количество ламп.
Из этой формулы мы можем узнать количество требуемых светодиодных ламп:
N= P:(p ×S) = 4000 : (20 × 65,4) = 3,2 лампы, т.е. потребуется 4 лампы. Универсальный светодиодный светильник мощностью 40 Вт стоит 2000 рублей за лампу. Ресурс работы: 100 000 часов.
Подобная лампа потребляет следующее количество электроэнергии:
40 × 11= 440 Вт/ч – потребляет 1 лампа
440 × 4 = 1760 Вт/ч
За учебный год потребление составляет 304480 Вт/ч.
Стоимость потребляемой электроэнергии за год: 304,48× 5,79832 = 1765,47 руб.
Хватит таких ламп на 9090 дней.
Экономия по сравнению с люминесцентными лампами составляет: 9710,09 руб.
Преимущества диодного освещения для школьных помещений:
Яркий, но приятный для глаз свет: коэффициент пульсации – 1–4%.
Безопасность: светодиодные лампы не разбиваются на осколки и не взрываются, не содержат ртути и токсичных газов.
Экономичность: ЛЕД-приборы потребляют энергии в 10–20 раз меньше, чем у ламп накаливания, и в 2–2,5 раза – чем у энергосберегающих ламп.
Комфортное для глаз свечение: цветовая температура тепло-белого оттенка достигает 3500–4000 К.
Простота в эксплуатации: светодиодные приборы не требуют обслуживания и специальной утилизации.
Разнообразие ламп и светильников: возможность подобрать освещение для любого школьного помещения.
Коэффициент пульсации составляет от 0 до 4%.
2.4. Расчет экономичности способов энергосбережения
2.4.1. Диммеры
Согласно производителей данных устройства, диммеры позволяю экономить элетроэнергию от 25 до 75 %.
При проведении эксперимента с диммером выяснили, что люминесцентные лампы не подходят для управления данным прибором, так как при понижении яркости диммером подобные лампы начинают сильном мерцать, что вызывает большой дискомфорт для глаз и приводит к невозможности учиться при таком освещении.
При подключении обычной светодиодной лампы мы выяснили, что яркость данной лампы не меняется. Так встроенный драйвер в лампе компенсирует напряжение до оптимального рабочего тока светодиода, поэтому необходимо использовать специальные диммируемые светодиодные лампы.
2.4.2. Датчики движения и таймеры
Таймер – программируемые проборы, которые могут отключать освещение на запланированный период отсутствия людей в помещении. Поэтому данные вид энергосберегающих технологий мы приравняли с датчикам движения, так как в школе, мы можем более или менее предсказать время занятости помещения.
Так как датчики движения реагируют на присутствие, то можно подсчитать, как автоматизация выключения и включения света может способствовать энергосбережению.
Если рассчитать, что учебный день состоит из 11 уроков по 40 минут, все остальное время дано для проветривания помещения и обучающимся необходимо выйти на это время в школьные рекреации. Таким образом мы получим, следующие данные, что 440 минут ученики находятся в классе, а 220 минут – это время, когда мы сможет сберечь электроэнергию, отключив освещение. Т.е. потребление электроэнергии возможно снизить в среднем на 33%.
Рассчитаем выгоду на люминесцентных ламп: 1979,12 – 33% = 1326,0104 кВт/ч, а стоимость затрат составит 1326,0104 × 5,79832= 7688,63 руб., что на 3786,93 рубля меньше.
Рассчитаем выгоду для светодиодных лам: 304,48 - 33% = 204,0016 кВт/ч, а стоимость затрат составит 204,0016 × 5,79832= 1118,285 руб., что на 582,60 рубля меньше.
2.4.3. Датчики освещения
Проводя эксперимент с датчиком освещения фирмы Philips, мы выявили, что в среднем потребление энергии снижается от 30% при плохом солнечном освещение до 50% при хорошем освещении. В среднем на 40%. Все зависит от погодных условий.
Рис.1. Энергосбережение с датчиком освещения при различном естественном освещении.
Рассчитаем выгоду на люминесцентных ламп: 1979,12 – 40% = 1187,4 кВт/ч, а стоимость затрат составит 1326,0104 × 5,79832= 6884,92 руб., что на 4590,64 рубля меньше.
Рассчитаем выгоду для светодиодных лам: 304,48 - 40% = 182,688 к/Вт, а стоимость затрат составит 204,0016 × 5,79832= 1059,28 руб., что на 706,18 рубля меньше.
2.4.4. Сочетание энергосберегающих технологий
Также, при исследовании удалось выяснить, что возможно совместное использование технологий для снижения потребления энергии. Мы пришли к выводу, что наибольшую эффективность может представлять совместное использование светодиодных ламп, датчиков движения и датчиков освещения. В результате чего можно сэкономить примерно 70% электроэнергии и получить отличную финансовую выгоду.
Выводы: оптимальный выбор для школьных аудиторий любого назначения – светодиодные светильники. Их показатели вписываются во все нормы и гигиенические требования: необходимый уровень освещенности достигается при меньшем энергопотреблении, можно подобрать нужную цветовую температуру (3500-4500К), отсутствует шум при работе, экологически безопасны и не требуют особых условий утилизации.
Заключение
Экономить электричество — это не только гасить за собой свет и отключать бытовые приборы из сети. Существует много различных способов энергосбережения. Необходимо воспитывать полезные привычки: рационально организуйте рабочее пространство, чтобы пользоваться самым дешевым тарифом и не гонять технику лишний раз. Также немало важным является синхронизация режима с естественными циклами света. Один из самых рациональных способов увеличения эффективности использования энергии – применение современных технологий энергосбережения, что позволяет значительно снизить расходы на энергетические затраты, а также являются экологически дружелюбными.
Основное количество школ и детских садов нашего города построены более 30ти лет тому назад.
Поэтому энергосбережение в школе может дать огромный экономический эффект для учреждения. Внедрение даже самых простых энергосберегающих мероприятий поможет сократить затраты и энергопотребление как минимум на 20%-30%.
Таким образом, проводя исследование по теме электросбережения, мы сделали вывод, что результаты наших наблюдений и измерений могут стать основой для изменений в школе навстречу новым тенденциям энергосбережения. Таким образом, цель работы достигнута. В процессе исследования был решен ряд задач по сокращению потребления электроэнергии в школе:
- проведен анализ потребления электроэнергии в школьном классе;
- проведены исследования, подтверждающие теоретические положения исследования;
- была экономически обоснована эффективность применения современных технологий для минимизации энергетических затрат.
Список литературы
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28)
Арутюнян, А.А. Основы энергосбережения. Методы расчета и анализа потерь электроэнергии, энергетическое обследование и энергоаудит, способы учета и снижения потерь, экономический эффект / А. А. Арутюнян. — Москва: Энергосервис, 2007. — 600 с.
Злобин А.А. Курятов В.Н. Романов Г.А. Потенциал энергосбережения и его реализация. // Энергонадзор и энергоэффективность. 2003. № 3. с.76-81.
Ливчак В.И. Стратегия энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере. // АВОК. 2001, №6, стр.10-14
Потенциал энергосбережения и его реализация на предприятиях ТЭК: учебное пособие / В.Я. Ушаков, Н.Н, Харлов, П.С. Чубик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во ТПУ, 2015.-283 с.
http://xn--80aaa3aatodgkj5b1a0b4c9b.xn--p1ai/?p=7109
https://domovita.by/wiki/term/ekonomia-elektroenergii
Приложение 1.
Таблица сравнения экономичности ламп
Вид лампы |
Люминесцентная |
Светодиодная |
Тип |
ЛБ-40 |
Универсальный светодиодный светильник |
Мощность |
40 Вт |
40Вт |
Кол-во |
26 |
4 |
Стоимость ламы в день |
1,80 руб. |
0,19 |
Срок службы в днях |
909 |
9090 |
Потребление в год |
1979120 Вт/ч |
304480 Вт/ч |
Стоимость потребленной энергии в год |
11475,57 руб. |
1765,47 руб. |
+ |
- повышенная экономичность. - высокая световая отдача. - продолжительный срок эксплуатации. - нет нитей накаливания, которые могут быстро перегореть. - не подвержены сильному нагреву. - свет рассеивается с большой площади поверхности лампы и равномерно распределяется по всему помещению. |
-коэффициент пульсации – 1–4%. - светодиодные лампы не разбиваются на осколки и не взрываются, не содержат ртути и токсичных газов. - Экономичность: ЛЕД-приборы потребляют энергии в 10–20 раз меньше, чем у ламп накаливания, и в 2–2,5 раза – чем у энергосберегающих ламп. - Комфортное для глаз свечение: цветовая температура тепло-белого оттенка достигает 3500–4000 К. - Простота в эксплуатации: светодиодные приборы не требуют обслуживания и специальной утилизации. |
- |
- содержат ртуть, поэтому лампам требуется специальная утилизация. - временем свойства люминофора теряются и его эффективность падает. Необходимость использования пускорегулирующей аппаратуры, без которой работа лампы невозможна. - коэффициент мерцания может иметь значения от 25% до 60%. - издают раздражающий шум и требуют несколько минут для перехода в рабочий режим. |
- высокая стоимость |
Приложение 2.
Экономичность технологических способов экономии электричества
Вид лампы |
Люминесцентная |
Светодиодная |
Таймер/датчик движения |
1326,0104 кВт/ч |
204,0016 кВт/ч |
Экономия |
33% (3786,93.) |
33% (582,60 руб.) |
Датчик освещения |
1187,4 кВт |
182,688 кВт |
Экономия |
40% (4590,64 руб.) |
40% (706,18 руб.) |