Введение
Мозг человека – это, пожалуй, одна из самых сложных и в то же время интересных для изучения областей науки. Мозг заключает в себе нашу личность, наши мысли, чувства, память, всё то, что мы называем «Я». Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.
Сегодня ученые все больше предупреждают о том, что чрезмерное увлечение гаджетами может плохо сказаться на умственных способностях. Появившиеся в последние годы научные исследования выявили связь между количеством времени, проведенным с компьютерами, планшетами и смартфонами, и изменениями в мозге. Даже взрослые чувствуют результат влияния компьютера на мозг человека. При том, что больше других страдают дети. Они получили доступ к полной интеграции в мир информационных и игровых технологий. С первых лет знакомятся с планшетами и смартфонами и оказываются под их влиянием. Порой, становятся зависимыми.
Актуальность темы. «Цифровое слабоумие», «Гаджеты», «Искусственный интеллект» … Мы живем в мире цифровых устройств, киберпространство вокруг нас. Мы часть этой системы, и она не может не влиять на нас. Психиатры, нейробиологи, нейрофизиологи крупнейших университетов и научных центров проводят исследования по влиянию гаджетов на человека. За последние пару десятилетий информационная среда, в которой пребывает человек, претерпела радикальные изменения. Бурное развитие технологий началось в середине прошлого века и продолжается до сих. Современные гаджеты уже успели оказать влияние на сознание людей. Например, с течением времени, изменился объем внимания среднестатистического человека, его память, умение концентрироваться.
Проблема, на решение которой направлено исследование. Негативное влияние гаджетов на человеческий мозг. Его работа при использовании современных устройств.
Объект исследования.Мозг человека.
Предмет исследования.Способы вредного воздействия современных устройств (гаджетов) на мозг человека.
Цель исследования.Провести исследование влияния современных устройств на человеческий мозг и выявить моменты при которых он может «усохнуть», а что влияет на него положительно.
Задачи исследования.
1. Найти и изучить информацию по вопросу развития мозга и факторах, влияющих на него.
2. Выявить спорные утверждения о мозге человека.
3. Проанализировать моменты при которых, мозг человека может «усохнуть».
4. Создать памятку о том, что полезно, а что нет для нашего мозга.
Научная гипотеза. Если современные устройства используются бесконтрольно, то человеческий мозг деградирует и может «усохнуть».
План, организация и методы исследования. В ходе исследования будут использованы следующие методы:
Метод сравнения и анализа.
Теоретический метод.
Синтез
Практическая значимость исследования. Практическая значимость в исследовании крайне важна, поскольку происходят изменения качества взаимодействия человека с информацией и это приводит к утрачиванию навыка осмысленной и целенаправленной работы с информацией, происходит упрощение способов решения интеллектуальных задач и в этом необходимо разобраться.
Строение головного мозга
Головной мозг человека является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.
Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. В процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.
В литературе приводятся различные оценки количества нейронов, содержащихся в головном мозге человека и считается, что головной мозг человека содержит 85—95 миллиардов нейронов.
Головной мозг потребляет для питания 50 % глюкозы, вырабатываемой печенью и поступающей в кровь. Поэтому говорят – «Сахар для мозга». Но при этом 25% всей энергии нашего организма потребляется именно мозгом.
Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин, однако статистической разницы между соотношением размера тела и мозга у взрослых мужчин и женщин не обнаружено. Распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Это не так, умственное развитие зависит от того, какое количество связей создает головной мозг.
Объём мозга большинства людей находится в пределах 1250—1600 кубических сантиметров и составляет 91—95 % ёмкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг; задний, включающий в себя мост, мозжечок и эпифиз; средний; промежуточный; и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:
полушария большого мозга;
мозжечок;
ствол мозга.
Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое.
Продолговатый мозг – это продолжение спинного мозга и у них много общего в строении и функциях. Он выполняет проводниковую функцию и отвечает за большое количество рефлексов (чихание, кашель). В продолговатом мозге расположены центры пищеварения, дыхания. Глотание является рефлексом, который осуществляется при попадании предмета на корень языка. Поэтому маленьким детям нельзя давать мелкие предметы, так как они могут их проглотить.
Мост. В первую очередь, обеспечивает проводниковую функцию.
Средний мозг. Он отвечают за первичную обработку зрительной и слуховой информации. Средний мозг отвечает за, так называемое, скрытое зрение, когда человек видит предмет, но не обращает на него внимания. Также там расположены центры ориентировочного рефлекса (человек поворачивается к источнику резко возникшего шума).
Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Под гипоталамусом находится железа внутренней секреции – гипофиз. В гипоталамусе формируется пищевое, питьевое поведение. Он регулирует сон и бодрствование и поддерживает постоянство внутренней среды организма.
Мозжечок расположен сбоку от моста и продолговатого мозга. Он разделен на 2 полушария и покрыт тонкой корой серого вещества. Имеет борозды, которые увеличивают его площадь поверхности. Мозжечок отвечает за координацию движений. При нарушении функции мозжечка человек теряет координацию. Это может происходить при алкогольном опьянении.
Большие полушария. Они образованы скоплением белого вещества внутри серого и покрыты мозговым плащом – корой больших полушарий. Большие полушария занимают 80% от всего головного мозга. За счет борозд и извилин увеличивается площадь КБП. В КБП содержится от 12 до 18 млрд. нервных клеток.
Именно большие полушария и КБП отвечают за те функции, которые наиболее развиты у человека.
В затылочной доле расположен центр зрительного анализатора, на наружной поверхности височной доли - центр слухового анализатора.
На внутренней части височной доли расположен центр вкусового анализатора.
Рядом с теменной бороздой расположен центр, отвечающий за кожно-мышечное чувство и осязание.
Первое время считали, что лобные доли нужны для того, чтоб головной мозг не стучал об череп. Затем выяснили, что очаги некоторых психических заболеваний (шизофрении) локализованы в лобных долях. И пытались лечить психические болезни лоботомией – удаление лобных долей.
Как сейчас известно, в лобной доле находятся центры, отвечающие за обучение, память и мышление. Здесь анализируется информация от всех остальных долей. При травмах лобных долей человек теряет способность к обучению.
Левое полушарие головного мозга воспринимает информацию, которая поступает постепенно (речь). Правое полушарие создает мгновенные образы, в нем хранятся индивидуальные образы.
Работа головного мозга.
Наш мозг состоит из нервных клеток - нейронов. Нейроны постоянно общаются друг с другом, передавая от одного другому информацию, закодированную в виде химических молекул. Именно это позволяет мозгу ежедневно выполнять свои функции: обеспечивать двигательную активность, речь, процесс мышления, восприятие зрительной и слуховой информации, ее понимание и запоминание, управление работой органов и систем тела, и многие другие.
Химические цепочки
Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. "Химический язык" нашей нервной системы состоит из отдельных "слов", роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).
Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется - как лодка к причалу - к специально предназначенному для его "швартовки" на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система "ключ и замок", где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию - и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, - либо к остановке передачи тех или иных сигналов.
Таким образом, нейротрансмиттер - это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.
Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных ("работай" или "стоп"), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или "сотрудничать", между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название "обратный захват" ("reuptake"); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.
«Усыхание» головного мозга.
Нервные клетки не восстанавливаются — постулат, знакомый нам почти с пеленок. Правда, не так давно исследователи пошли на попятную: некоторые порушенные участки мозга все же можно восстанавливать. Но родился новый миф: с нашествием компьютеров и других электронных помощников мозг современного человека начал «усыхать» и якобы уже уменьшился на 15%. Причина? Новых нейронов образуется все меньше, а старые угасают из-за невостребованности: многие мыслительные функции берут на себя электронные носители. И людям не надо напрягаться, чтобы вспомнить, например, написание слова, какую-то дату, город, исторический факт и т.п. А мозг без нагрузки, как известно, стареет быстрее.
Чрезмерное увлечение гаджетами может плохо сказаться на умственных способностях, предупреждают ученые. Появившиеся в последние годы научные исследования выявили связь между количеством времени, проведенным с компьютерами, планшетами и смартфонами, и изменениями в мозге.
В 2007 году специалисты в области неврологии опросили несколько тысяч человек. Вопросы были заданы самые простые.
Назовите дни рождения ваших родственников?
Назовите номера телефонов близких?
Большинство участников опроса испытывали трудности с ответами. В условиях огромного информационного шума мозг просто отказывается запоминать эту информацию. Тем более, что, скорее всего, она занесена в календарь вашего смартфона. А если нет — то о наступающем Дне рождения напомнят социальные сети. Большинство людей испытывают сложности с устным счетом, поскольку теперь для этого есть калькуляторы.
Компьютер. Проблема человека при общении с современными технологиями заключается в преимуществах электронных гаджетов. Электроника не устает, ей не нужен отдых при выполнении сложных операций, в отличие от человеческого мозга.
Нагрузка существенная, так как при работе с клавиатурой или во время игры задействованы почти все органы чувств. Мы используем не только непосредственно мозг. Работают зрение, слух и другие источники восприятия информации, а с ними и руки. В то же время, отдельные области мозга начинают работать не так активно.
Еще одной сферой влияния компьютера на нашу жизнь стало социальное взаимодействие и, при этом – обеднение эмоциональной сферы.
Особенно сильно от постоянного присутствия компьютера в жизни страдают дети. У них еще не полностью сформировались социальные навыки, они не умеют контролировать себя.
Испытывают трудности с тем, чтоб оценить степень собственной усталости или чрезмерной возбужденности.
Подростковый возраст — самый благоприятный для обучения. Как установили ученые, в этот период повышается активность полосатого тела — анатомической структуры, участвующей в работе системы вознаграждения головного мозга — и обучение идет более эффективно.
Согласно некоторым исследованиям, чрезмерное увлечение гаджетами приводит к преждевременному истончению префронтальной коры головного мозга, связанной с вниманием, когнитивной деятельностью и моторикой.
В ходе исследования ученые проанализировали снимки мозга 4500 тысяч детей девяти-десяти лет, их успеваемость и количество времени, которое они проводят в интернете или за видеоиграми. У тех, кто сидел перед монитором компьютера, с планшетом или смартфоном не менее семи часов в день, размеры префронтальной коры оказались меньше ожидаемой. Кроме того, у них были хуже результаты в тестах на сообразительность и развитие речи. В результате долгой игры улучшается реакция и кратковременная память, но вот центр долгосрочной памяти атрофируется.
Однако, если провести за игрой от 30 минут до 1 часа то установлено, что такие люди, лучше справляются с задачами на скорость реакции, поиск информации и переключение внимания.
Чрезмерное увлечение гаджетами плохо сказывается и на взрослом мозге, считают нейробиологи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания). Изучив данные 75 добровольцев, ученые пришли к выводу, что частое использование компьютеров, планшетов и смартфонов уменьшает количество серого вещества в префронтальной поясной коре. Эта структура участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции.
Виной всему даже не сами гаджеты, а так называемая медиамногозадачность, когда человек одновременно переписывается в мессенджере на смартфоне и, скажем, смотрит фильм на планшете. Это рассеивает внимание: пользователю трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается. Даже могут возникнуть эмоциональные проблемы, которые в будущем способны спровоцировать хроническую тревожность и депрессию.
Телефон. Ученые выяснили, что регулярное использование маленькими детьми смартфонов и планшетов сокращает время сна.
Группа ученых под руководством Тима Смита из лондонского университета Биркбек провела онлайн-опрос родителей, воспитывающих детей в возрасте от шести до 36 месяцев. Респондентов попросили указать среднюю продолжительность дневного и ночного сна детей и рассказать, как часто ребенок просыпается ночью и сколько времени ему требуется, чтобы заснуть.
У 70 процентов опрошенных родителей дома имелся смартфон или планшет. Доля детей, которые могли воспользоваться этой техникой, составила 75 процентов. Согласно исследованию, сенсорными устройствами пользовались более половины (51%) детей в возрасте от 6 до 11 месяцев, а среди малышей от двух до трех лет не знакомых с планшетами практически не осталось (92% пользователей).
Согласно результатам работы, каждый час за девайсом сокращает время сна ребенка на 15,6 минут. Также было отмечено, что детям, которые пользуются гаджетами, сложнее заснуть.
Также проблема электромагнитного излучения с сотовым телефоном усугубляется ещё и тем, что источник излучения находится у самого уха, в непосредственной близости от головного мозга. А именно центральная нервная система наиболее чувствительна к электро-магнитному излучению (ЭМИ).
О том, что существует прямая связь между ЭМИ и «непонятной» усталостью, ухудшением памяти, повышением кровяного давления, нарушением сердечной деятельности, бессонницей и так далее, ни для кого не секрет. Понаблюдайте за собой и тогда заметите: перед сном долго говорили по мобильнику, а потом никак не могли заснуть, хотя спать очень хотелось.
Владелец телефона, пользуясь им, постоянно находится в сильнейшем напряжении. Клетки его мозга умирают быстрее в несколько раз, чем у тех, кто пользуется мобильным телефоном крайне редко или не пользуется им совсем. Статистика утверждает, что, если ваши разговоры по мобильному телефону заняли в целом 10 – 60 минут, то организму необходимо для восстановления 8 – 14 часов, а при таком ежедневном режиме в организме происходят функциональные изменения, и через 8 лет они приводят к необратимым последствиям.
Но что же делать? Научно-технический прогресс не остановить, и обойтись сейчас без мобильников уже нельзя, но надо научиться пользоваться ими рационально:
во-первых, надо ограничить разговоры по времени, говорить только о самом необходимом: пришёл, ушёл, встретимся там-то.
во-вторых, приобрести наушники и держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии уже 30 – 40 см интенсивность электромагнитных излучений уменьшается в десятки раз.
Во время облучения у абсолютно здоровых людей в височных областях мозга отмечаются изменения, похожие на энцефалограмму больных эпилепсией.
В Японии, например, запрещено пользоваться мобильниками в купе поезда. Запрещено потому, что мобильник распространяет своё влияние не только на самого владельца, но и на того, кто находится рядом. А в Бангладеше приняли закон, по которому наказываются те родители, дети которых пользуются сотовыми телефонами.
Социальные сети.53% населения мира — 4,14 млрд человек — активные пользователи соцсетей. В среднем ежегодный прирост пользователей составляет порядка 10%. В среднем интернет-пользователи проводят на социальных платформах почти 2,5 часа каждый день.
Британские ученые из Университета Шефилда доказали, что чем больше времени дети проводят в социальных сетях, тем более несчастными они себя чувствуют почти во всех аспектах жизни.
Согласно исследованию, нахождение в социальных сетях на протяжении всего одного часа снижает на 14% вероятность того, что дети будут полностью довольны жизнью. Даже проживание с одним родителем влияет на благополучие ребенка в три раза меньше, отмечают ученые.
Кроме того, пользование соцсетями сильнее влияет на благополучие девочек, нежели чем мальчиков, выяснили исследователи.
Одной из главных причин ограничивать свое времяпрепровождение на сайтах социальных сетей является риск развития зависимости. Дело в том, что процесс посещения соцсетей стимулирует центр удовольствия в нашем мозге, который хочет испытывать приятное чувство вновь и вновь.
Однако большое количество быстро сменяющихся картинок, эмоций и тем может привести к психоэмоциональной усталости. Вместо желаемого удовольствия вы почувствуете лишь усталость и стресс.
Но самым страшным влиянием социальных сетей на мозг, которое обнаружили ученые, является снижение интеллекта. Бездумное поглощение информации, которую мозг попросту не успевает обработать, приводит к тому, что способность обрабатывать информацию снижается даже вне интернета.
Возраст. В зрелом возрасте защитные механизмы уже не успевают исправлять сбои в нервных клетках, поэтому после 30–35 лет появляются первые признаки возрастных изменений — снижается объем оперативной памяти, которая отвечает за запоминание актуальных действий и событий.
У пожилых людей снижается концентрация внимания. С возрастом становится все труднее сконцентрироваться на задаче или сосредоточиться на разговоре в шумном месте.
Возрастные изменения происходят у всех, независимо от пола и социального статуса. Однако образование и род деятельности все же влияют. Чем меньше уровень образования и интеллектуальная нагрузка на мозг, тем быстрее наступает эмоциональная и умственная деградация.
Если в детстве у вас было сотрясение мозга, то вероятность развития деменции в преклонном возрасте увеличивается в 2–4 раза.
Каждый случай сотрясения увеличивает шансы неблагоприятного развития событий в старости. Виды спорта, в которых голова ребенка часто бываем тараном, или другие травматичные контакты с предметами или людьми, опасны для умственного здоровья.
Что полезно и вредно для мозга
Правило № 1. Питаться полезной пищей
Избыточный вес и ожирение — это, пожалуй, основная угроза для мозга, и избежать этого можно, научившись правильно определять размер порции и выбирая питательные продукты. Особенно полезны для работы мозга: черника, шпинат, орехи, овощи и фрукты, выращенные в экологических условиях, рыба. Для хорошей работы мозга нам нужны правильные продукты питания, омега-3, витамины группы В, витамин С, цинк и селен.
Мозг использует до 30% калорий, которые мы получаем. Очень важны для мозга вода и рыбий жир - Омега 3. Нехватка рыбьего жира приводит к снижению памяти. В разумных дозах горький шоколад полезен.
А вот вегетарианские диеты для мозга не очень хорошо подходят. Мясо, рыба, яйца нужны организму. Не стоит забывать про фрукты, орехи и ягоды.
Особенность фастфуда в том, что он приготовлен на трансжирах. А мозг на 40% состоит из жиров. Миелиновая оболочка, которая покрывает нейроны, окружена фосфолипидами (сложные соединения спиртов и жирных кислот). Эта жировая оболочка отвечает за скорость проведения импульсов. И когда мы замещаем натуральные хорошие жиры трансжирами, возникает сбой, проводящая нервная система «искрит». Не нужно переходить на заменители сахара, они оказывают еще более негативный эффект.
Правило № 2. Достаточно отдыхать
Если вам не удается спать по ночам хотя бы 7-8 часов, скорее всего, ваш мозг вряд ли работает с максимально возможной эффективностью, и со временем вы рискуете столкнуться с серьезными проблемами.
Мозгу нужны перерывы. Самое лучшее для мозга — особенно после того, как мы интенсивно поработали умственно, — сменить вид деятельности, передохнуть, прогуляться.
Правило № 3. Не подвергать себя стрессу и заниматься спортом
Стресс наносит серьезный вред мозгу. Сам по себе он бывает даже полезен, если это кратковременные ситуации. Но постоянный и неослабевающий стресс — совсем другое дело. Такой стресс может оказывать на ваш мозг отравляющее воздействие и даже вызывать в нем физические изменения, которые чреваты ослаблением умственной деятельности и ускорением его разрушения.
Физическая нагрузка, даже умеренная, в самом буквальном смысле слова спасает ваш мозг. Всего 20 минут в день — и риск развития болезни Альцгеймера снижается на 30%!
Правило № 4. Уделять время хобби
Найдите увлечение по душе: мозг будет активнее и дольше сохранит остроту, а вы почувствуете себя счастливее. Единственная рекомендация: выбирайте дело, которое отличается от ваших повседневных рабочих занятий.
Правило № 5. Минимизировать электромагнитные волны
Телевизоры, компьютеры, микроволновые печи, мобильные телефоны и фены для сушки волос давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, и мало кто готов от них отказаться. Проблема заключается в том, что многие современные приборы, делающие нашу жизнь такой удобной, излучают радиоволны, которые могут повреждать хрупкие клетки мозга.
Разумеется, более современные модели мобильных телефонов менее опасны, чем совсем старые, и можно предположить, что по мере совершенствования технологий опасность для здоровья снижается. Но в любом случае будет полезно, если использовать мобильный телефон, только когда это действительно необходимо. Старайтесь использовать наушники, чтобы не держать аппарат слишком близко к голове.
Оградите собственное спальное место от воздействия электромагнитных волн. Не сидите слишком близко к телевизору; держите дистанцию не менее 180 см до экрана. Если вы постоянно работаете за компьютером, старайтесь сидеть на расстоянии не меньше 90 см от монитора. Даже такие простые меры безопасности обеспечат вам надежную профилактику от негативного воздействия электромагнитных волн.
Правило № 6. Регулярно тренировать мозг
Чтобы мышцы с возрастом не атрофировались, можно начать ходить в спортзал или спортивную группу. Аналогичная ситуация и с мозгом: его надо тренировать. Если вам стало сложнее запоминать информацию, если вы не так сконцентрированы, как раньше, если ваши творческие силы уже не те, это явно указывает на то, что клетки мозга нуждаются в укреплении.
Правило № 7. Проходить медобследование
Раз в год просите своего врача назначить вам анализ на уровень гомоцистеина. Это несложный тест, но с его помощью можно заметить ухудшение состояния мозга задолго до того, как вы сможете почувствовать симптомы.
Гомоцистеин — аминокислота, которая вырабатывается в клетках всего тела; избыток этой кислоты приводит к замедлению работы мозга, притуплению рефлексов (особенно требующих зрительно-моторной координации), может вызывать депрессию. Повышение уровня гомоцистеина также вдвое увеличивает риск наступления болезни Альцгеймера. Поддерживать гомоцистеин на приемлемом уровне хорошо помогают витамины группы В.
Существуют данные, что потеря определённой части мозговой ткани происходит уже после 20-летнего возраста. После 60-ти скорость этого процесса увеличивается. Однако во многих случаях мы не замечаем этих изменений - особенно в молодом возрасте. Да и у пожилых людей когнитивные нарушения тоже отмечаются не всегда.
Среди прочего, это может объясняться тем, что количество клеток в мозге заложено с «запасом», так что возрастные потери теоретически не должны оказывать влияния ни на память, ни на интеллект.
Отрицательно влияют на мозг и такие факторы, как загрязнённый воздух и вода, хронические недуги, курение, потребление спиртных напитков и наркотических веществ. Если выпивать часто - умственные способности, действительно, начинают снижаться. А вот регулярные занятия медитацией позволяют улучшить работу мозга. Также, когда мы находимся в красивой среде, мы лучше себя чувствуем. Наш мозг радуется, когда мы видим и слышим что-то красивое.
Недосып. При нехватке сна микроциркуляция и обмен веществ в мозге нарушаются. И это может приводить к гибели клеток.
Можно возразить, что голова работает постоянно: новости, анализ того, что он видит и слышит. Но и ходим мы регулярно - например в магазин в 5-ти минутах от дома. Становится ли от этого наше тело сильнее, а сердце - здоровее? Вряд ли столь заметно - скорее всего они остаются в своей прежней форме. К тому же со временем начинают оказывать своё действие и возрастные изменения.
С самого нашего рождения мозг развивается. Школа, ВУЗ - этапы жизненного пути, когда к нему предъявляются высокие требования. Он не может не ответить и... становится другим. Что происходит потом? А потом мы в значительной степени используем наработанное. Но это в случае, когда регулярного обучения новому уже не происходит.
Активный образ жизни благотворно влияет и на эмоциональную составляющую: движения успокаивают, повышают сопротивляемость к стрессу (а ведь мы помним, что важно не то, что на нас действует, а то, как мы к этому относимся). Так что движение на нашей стороне: возможно, именно благодаря ему удастся не обращать внимания на повседневные помехи, и спокойнее относиться к ежедневным событиям.
Важно помнить и о правильном выборе физической активности. Полезны для мозга так называемые аэробные нагрузки (например, длительные прогулки). А вот силовые тренировки требуют повышенной аккуратности: будучи изнурительными и частыми, пользы они не принесут.
Путешествуйте. Необязательно далеко. Меняйте обстановку, в том числе и природную. Выбирайтесь за город, подальше от суеты. Ищите источники положительных впечатлений.
Ходите на работу определённым маршрутом? Смените его. Мозгу придётся «построить» новую карту: ваша пространственная память скажет вам «спасибо».
Необычный совет. Чистите зубы правой рукой? Если да - попробуйте левой. Поэкспериментируйте с другими, безопасными для здоровья, моментами.
Расхожая мысль о том, что можно отдохнуть, переключаясь с одного вида деятельности на другой, конечно же верна. Долго читали? Пройдитесь. Но значение полноценного сна также никто не отменял. И если раньше после бессонной ночи вы могли довольно успешно отучиться очередной учебный день, то после сорока полноценный сон - совершенная необходимость (а в норме - всегда: для этого не стоит ждать своего сорокалетия).
Практическая часть.
Листовка «Что вредно для мозга»
Листовка «Что полезно для мозга»
Правила цифровой гигиены.
Запретить себе пользоваться гаджетами в течение часа после пробуждения и за час до сна.
Один день в неделю вся семья проводит без гаджетов.
В машине вместо гаджетов лучше играть слова, слушать музыку, аудиокниги или считать машины с красивыми номерами.
Определить зоны, свободные от гаджетов: кухня, спальни, ванные, детские и т.д.
Не носить телефон с собой по квартире или офису, держать его в определенном месте и обращаться к нему, только имея конкретную цель и лишь ради этой цели.
Выделять время на долгие динамичные бесцельные прогулки. Это вообще лучший способ перезагрузить свой мозг.
Никаких гаджетов детям до 3-х лет. Не более получаса экранного времени в сутки в возрасте от 4-х до 7 лет, и не более часа — с 8 до 14 лет. Время для гаджетов лучше четко определить в расписании дня.
Если ребенок фанатеет от компьютерных игр можно отдать его на кружок программирования.
Установите на детские устройства программу родительского контроля и в настройках телефона показания экранного времени за сутки!
Заполните освободившееся время так, чтобы дать детям максимально высокий уровень социализации — детские коллективы, групповая работа, совместные дела и мероприятия с активным вовлечением авторитетных для детей взрослых.
Заключение.
Сегодня общество постоянно находится в потоке информации. Память может позволить создавать нам большие пространства знаний, но они фиктивные.
Виртуальное общение, как показывают исследования, не только не может заменить нам реального, но и делает фактические наши отношения с людьми менее значимыми. Это новая, токсичная для нашей психики реальность — «цифровой аутизм» - состояние, при котором люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Человечество перемещается из цивилизации текстов и системного мышления – в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического, ни системного мышления.
Цифровые технологии могут нести в себе негативное влияние, которое проявляется в нарушении сна, повышенной нервной возбудимости, агрессии, депрессии. Стоит отметить и то, что взрослым нужно развивать у детей цифровую грамотность, обеспечить цифровую безопасность, рассказывать о рисках, которые существует в сети Интернет. Бесконтрольное использование детьми цифровых устройств может привести к тому, что они будут испытывать сложности в решении поставленных задач, к повышенной утомляемости, к невосприимчивости предоставляемого материала, отсутствию живого общения, интересов.
При чрезмерном употреблении гаджетами, человек постепенно теряет определенные умения и навыки, помогающие ему адаптироваться к жизни, теряет возможность использовать собственные интеллектуальные способности.
Ведь от того, насколько хорошо мы мыслим, и от того, насколько мы нужны другим людям, зависит и качество нашей жизни, и ощущение ее смысла.
Список используемой литературы.
7 правил здорового мозга. https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/12/05/7-pravil-zdorovogo-mozga/
Влияние компьютера на мозг https://newneuro.ru/vliyanie-kompyutera-na-mozg/#1566400797556-7069efe1-2d18
Влияние мобильного телефона на мозг человека. https://shilovo-med.medgis.ru/materials/view/vliyanie-mobilnogo-telefona-na-golovnoj-mozg-cheloveka-2531
Дети и гаджеты. Пособие по цифровой грамотности для родителей. Бишкек 2020.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Интернет вместо извилин. Ученые выяснили, как гаджеты меняют мозг. https://ria.ru/20181219/1548211720.html
Как замедлить возрастные изменения мозга? https://www.gmsclinic.ru/blog/kak-zamedlit-vozrastnye-izmeneniya-mozga
Как компьютерные игры влияют на мозг? https://zen.yandex.ru/media/wikium/kak-kompiuternye-igry-vliiaiut-na-mozg-5d96f7e806cc4600b258430a.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа.
НЕЙРОНЫ И НЕЙРОМЕДИАТОРЫ https://psychosphera.ru/kak-rabotaet-golovnoj-mozg.
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.
Повседневные факторы, которые сильно влияют на наш мозг. https://zen.yandex.ru/media/nauka/povsednevnye-faktory-kotorye-silno-vliiaiut-na-nash-mozg-rasskazyvaet-vrachnevrolog-61147936945daa06bc618fa1
Почему соцсети так увлекают и как это сказывается на здоровье. https://netology.ru/blog/03-2021-vliyanie-social-media
Правда ли, что социальные сети понижают интеллект? https://kubnews.ru/interesy/2020/05/21/pravda-li-chto-sotsialnye-seti-ponizhayut-intellekt/
Привычки, вредные для мозга. https://style.rbc.ru/health/5f7469499a79476fa05f1e44
Привычки, вредные для мозга. https://weeek.net/ru/blog/privycki-vrednye-dla-mozga
Социальные сети делают детей несчастнее, выяснили ученые. https://ria.ru/20170409/1491857325.html?in=t
ТО для МОзга. КОГДА НАЧИНАТЬ? https://www.mrtexpert.ru/articles/659
Тренировки, правильное питание, медитации: профессор — о том, что нужно мозгу. https://style.rbc.ru/health/5f7469499a79476fa05f1e44
Уварова А.Ю., Фрумина И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019 – 216 с.
Усыхает ли человеческий мозг или, напротив, может однажды взорваться от переизбытка информации? https://www.mk.ru/social/2014/05/15/usyihaet-li-chelovecheskiy-mozg-ili-naprotiv-mozhet-odnazhdyi-vzorvatsya-ot-pereizbyitka-informatsii.html
Ученые выяснили, чем планшеты и смартфоны вредны для маленьких детей. https://ria.ru/20170414/1492231116.html
Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы https://coop-land.ru/helpguides/blogs/19048-chto-videoigry-delayut-s-vashim-mozgom-plyusy-i-minusy.html