Введение
Актуальность исследования
Интерес к исследованию гендерной идентичности и особенностей поло-ролевого поведения в современном обществе не ослабевает уже несколько десятилетий. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку ученые фиксируют ускоряющийся процесс изменений, совмещений и замены характеристик поведения мужчины и женщины. Гендерная роль занимает важное место в жизни каждого человека, так как она является определяющим элементом в межличностных отношениях и связана с представлениями человека о самом себе. Гендерная принадлежность во многом определяет поведение, мысли и чувства человека в течение всей его жизни. Так же гендерная принадлежность учит человека поступать определённым образом.
В современном обществе происходят разнообразные трансформации гендерного сознания, в зависимости от биологической особенности, этнической принадлежности или полового воспитания человека.
Гендерная трансформация является результатом социальных изменений, происходящих в обществе. Прежде всего, стоит обратить внимание на процессы связанные с переоценкой культурных ценностей, в том числе, на особенности современной молодежной культуры. Показательно, что изменения в гендерном поведении современных старших подростков связаны с тем, что они является самой активной группой задействованной в медиа–пространстве. Это осуществляется через интернет коммуникации, такие как социальные сети, блоги и т. д. В качестве одной из проблем, возникающих в результате гендерных изменений можно рассмотреть воздействие массовой культуры и процессов глобализации, размывающих традиционные взгляды на гендерные роли. Многие идеи, продукты массовой культуры, разрабатываемые в шоу-индустрии, воспринимаются подростками как неотъемлемая часть их жизни, часто задающая нормы в отношении друг к другу и к окружающему миру. Остроты проблеме добавляет и тот факт, что идеалы фемининности и маскулинности на сегодняшний день стали противоречивыми.
Важная составляющая социализации подрастающего поколения, как считает Д.В. Осипова, формируется именно в пространстве гендерных отношений. В процессе взросления молодые люди осуществляют поиск подходящей гендерной роли, они более склонны к инновациям и экспериментам, к участию в каких-либо рискованных событиях, способны менять увлечения, пробовать себя в разных ролях, примерять разные имиджи. В то же время в обществе все еще сохраняются представления о строгих гендерных правилах так как, дети воспитываются в семьях, где задаются представления о мужской и женской нормативности, о принятых в данном обществе правильных отношениях между ними. Поэтому любая социальная роль соотносится с базовой идентификацией по гендерному принципу. Трансформация идентичности, ее развитие отражают формирование и изменение взглядов человека на его положение в социуме в течение всей жизни. Существует прямое соответствие между социальными ролями, которые закрепляются за человеком на раннем этапе жизни и его гендерным самосознанием. По словам А.А. Чекалиной, оно включает в себя осознание своего тела, своей принадлежности к определенному полу. Это в свою очередь связано с осознанием себя, своей личности, знанием гендерных стереотипов и ролей, а также с представлением о сексуальном поведении своего пола и осознанием своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам и ролям. Гендерные роли — это культурно и социально обусловленные представления о свойствах и нормах поведения мужчин и женщин. В стереотипах мужского и женского ролевого поведения отражены определенные общественные ожидания.
Исходя из вышесказанного, исследование особенностей гендерной идентичности представляет на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление.
ЦЕЛЬ: изучить особенности принятия и трансляции гендерных ролей старшими подростками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
Проанализировать теоретические подходы к проблеме изучения гендерных различий в зарубежной и отечественной литературе.
Изучить понятие гендерной идентичности и гендерных ролей в психологии.
Провести эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности старших подростков.
Объект исследования: старшие подростки 15 – 17 лет.
Экспериментальной базой исследования выступили обучающиеся 9 – 11 классов МБОУ «СОШ №17 г. Новоалтайска» (с 2018 по 2022 г.), студенты 1 – 2 курса филиала СГУПС в г. Новоалтайске, поступившие на базе 9 классов в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: особенности гендерной идентичности старшеклассников.
Гипотеза: если формирование гендерных ролей тесно связано с усвоением норм поведения, транслируемых родителем своего пола и одобрением этого поведения родителем противоположного пола, следовательно, можно предположить, что нарушение гендерной идентичности чаще проявляется у подростков из неполных семей.
Методы исследования: фронтальный письменный опрос, методика изучения маскулинности – фемининности С. Бэм, проективная методика «Кто Я?» М. Кун, Т. Мак-Портленд, проективная методика диагностики гендерной идентичности и поло-ролевой идентификации с помощью теста «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, К. Маховер в модификации Т.В. Румянцевой).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Исследование гендерной идентичности в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Психология гендерной идентичности: содержание понятия, виды и формы проявления
Рассуждения на тему гендерной идентичности следует начать с определения понятия. Гендерная идентичность - это аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола и носителя специфических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о гендерной принадлежности (С. Бэм). Гендерную идентичность можно отнести к числу главных признаков для характеристики личности. Процесс ее формирования происходит на стадии усвоения традиционных мужских или женских поведенческих характеристик, который определяет самосознание, задает направление социализации личности и регулирует ее поведение в обществе. [10. c. 93]
Термин «гендер» рассматривается как психологический, социокультурный пол, он является основополагающей характеристикой личности, указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом, определяет различия между мужчиной и женщиной, а также предполагает признаки вариативности и изменчивости этих различий. [10. c. 127]
Маскулинность, фемининность и андрогинность выступают как категории для описания гендерной идентичности. На основании исследования концепции, предложенной С. Бэм, можно выделить четыре типа гендерной идентичности в зависимости от соотношения показателей фемининности и маскулинности:
Маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам и низкие по фемининным);
Фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие по фемининным);
Андрогинный (высокие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам);
Недифференцированный (низкие показатели по маскулинным и фемининным признакам).
Принимая во внимание, что в течение жизни человек прибегает к широкому использованию паттернов поведения и социальных ролей, гендерная роль выступает как изолированный аспект в общей структуре поведения. Гендерная роль - это предъявляемый набор определенных социальных предписаний, сообразное полу поведение, выбор цветов в одежде, манер, жестов и поведенческих проявлений. Гендерная роль активно проявляется в ситуации социального взаимодействия при регулярном использовании заложенных поведенческих стереотипов. Т. Парсон охарактеризовал понятие «гендерной роли» как организованный способ действий и ориентаций социально-активной личности, который определяет и конструирует ее участие в процессе социального взаимодействия с другими участниками этого процесса.
Гендерная социализация – это осознание человеком своей половой принадлежности, усвоение определенной половой роли и поведение на протяжении всей жизни в соответствии с ней. В тех случаях, когда происходит отклонение от правильного курса воспитания (социализации), в результате чего мальчик полностью или частично усваивает девичьи черты (модели поведения), а девочка – черты мальчика, говорят о дисфункциях, или нарушениях, гендерной социализации. Нарушение гендерной социализации происходит в тех случаях, когда:
- мальчики преимущественно усваивают фемининные нормы, идентифицируют с матерью себя и советуются с ней, и наоборот, когда девочки усваивают маскулинные черты поведения;
- социализация происходит в группе сверстников, например в детском доме, где взрослые, выполняя функцию агентов формальной социализации (администраторов и учителей), оказывают очень слабое влияние на детей.
Дисфункции гендерной социализации чаще наблюдаются в том случае, когда воспитанием занимается только один родитель, который не способен дать полноценное и всестороннее поло-ролевое воспитание.
1.2. Различные подходы к изучению гендерной идентичности
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами давно обсуждается в научных кругах и различных психологических теориях. Исследования на заданную тему проводятся с конца 20 века. При объяснении гендерных различий согласно исследованиям выявлены противоречия: как в отсутствии или наличии различий, так и в их обосновании. Именно в зарубежной психологии первыми обратили внимание на взаимосвязь между развитием личности и процессом формирования поло-ролевой идентичности. В ходе исследования сторонниками биологизаторского подхода было обосновано формирование половой идентичности биологическими и генетическими факторами. Ведущие представители данного направления С. Холл и В. Штерн выражали мнение, согласно которому половой диморфизм достраивается психическими и психологическими различиями и в индивидуальных психофизиологических реакциях, интересах, когнитивных процессах, характере, темпераменте, способностях личности. В ходе формирования половой идентификации роль подражания является важным механизмом конструирования поло-ролевых характеристик.
На фундаменте биологизаторского подхода были разработаны различные психоаналитические концепции, их последователи придерживаются биологического характера происхождения психологических различий. В рамках данного учения выделяется работа З. Фрейда касательно половой идентификации, в которой среди основных факторов развития половой идентичности выделяется ориентация и подражание ребенком родителю одного с ним пола. Преодоление ряда конфликтов «Эдипова комплекса» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек, для осуществления плавного перехода к нормальной взрослой сексуальности, тогда как процесс негативной фиксации становится предпосылкой возникновения и развития различных психических расстройств. Благодаря решению этих конфликтов, у мальчика происходит освобождение от первичной идентификации с матерью, девочки благодаря решению конфликта утрачивают желание быть ближе к отцу. [13. c. 32] Применительно к этим конфликтам К. Хорни отмечала, что отказ мальчиком от матери как объекта сексуального влечения связан со страхом кастрации, в результате чего наступает утверждение мальчика в мужской роли. У девочек страхи сопровождаются вагинальной травмой и кровосмесительными желаниями, в случае реализации которых может осуществиться нарушение целостности, последствиями которого будет выступать негармоничное развитие женственности. Следствием такого ухода может стать фиксация фригидных черт характера, что подсознательно интерпретируется как желание девочки стать мужчиной во избежание связанных с отцом травматических фантазий. Результатом такого преобразования становится ущербность при взаимоотношениях с мужчиной, касается это и отношения женщины к материнству, беременности, ребенку и домашним обязательствам. Включая, социальную сторону вопроса, К. Хорни коснулась подхода выработки числа факторов препятствующих проявлению женственности: социальное неравенство и влияние традиций, отсюда появляется комплекс проблем связанных с возникновением комплекса неполноценности и неприятия своей женской сущности. В будущем это может стать предлогом к образованию комплекса маскулинности, бессознательному желанию принимать на себя мужскую роль, продиктованную неуверенностью в своей ценности как женщины и признанием превосходства мужчин.
Согласно представлению традиционного психоанализа мужские и женские модели и черты имеют существенные различия. Активность, агрессивность и решительность, типичные черты маскулинного поведения, в то время как, пассивность нерешительность и зависимое поведение, большая эмоциональность и конформность относят к женским паттернам поведения. А. Адлер рассматривал вопрос жизненного благополучия в контексте принадлежности к определенной социальной группе, описывая концепцию «стремление к власти», слабость относил к фемининному типу, а силу к маскулинному. Отмечая, что оба пола одновременно предпринимают попытки по вытеснению чувства несостоятельности и неполноценности. [9. c. 181]
Безусловно, психоаналитическая теория помогла сделать значительное количество важных открытий в плане полового развития личности. Сторонники данной теории считают, что важнейшим фактором становления половой дифференциации является влияние родителей в процессе воспитания подрастающего поколения.
Структурно-конструктивистская концепция гендера, разработанная Р. Коннелл, сопоставляет представления о гендере как «социальном факте и историческом процессе» с наиболее привычными представлениями большинства людей о мужских и женских моделях поведения. В своих исследованиях она преимущественно опирается на западное общество, и очень осторожно подходит к обсуждению других социальных обществ. Особенно подчеркивая, что в рамках теории гендера описывается западное общество, следовательно, использование ее теории в ином контексте требует исследования и объяснения исторических, культурных и политических особенностей данного общества.
Р. Коннелл, при рассуждении о существующих в настоящее время теориях гендера останавливается на том, что происхождение таких теорий, в том числе и ее собственной концепции, детерминируют 3 аспекта: 1) утверждение светской морали — следствие просвещения и результат «шока», вызванного Французской революцией; 2) рост влияния рационализма (науки и права) и внутри него — достижения биологии и психологии, которые сделали возможными научные исследования вопросов пола; 3) подъем движения за социальное равенство. Неповторимым феноменом западной культуры является взаимосвязанность этих процессов, опирающихся на социальную природу гендера.
Р. Коннелл, в рамках своей концепции останавливается на трех основных структурах, организующих гендерные отношения:
- труд (организация домашней работы и заботы о детях, половое разделение рынков занятости, дискриминация в сфере оплаты труда и профессионального продвижения);
- власть (формы контроля, принуждения, насилия в различных иерархиях — от государства до семьи);
- сфера эмоциональных связей и повседневных проявлений эмоциональных отношений.
Все три вида структур принимают активное участие в формировании фемининной и маскулинной модели поведения, взаимодействие между которыми обусловлено тенденцией глобального доминирования мужчин над женщинами (патриархата). Но при всем многообразии форм женственности, Р. Коннелл допускает высокую вероятность перспективы изменения патриархатного гендерного порядка в результате гендерной политики. Принципиальная необходимость в оспаривании и преобразовании существующего гендерного порядка обусловлена тем, что взаимодействие основных структур создает не упорядоченную систему, а представляется как единство исторически сложившихся стереотипов, принимающих статус незаконченности и постоянно находящихся на стадии становления. В случае если текущая структура власти в каждый конкретный момент будет стремиться к обеспечению и регулированию степени упорядоченности, то в социальном поле будут неизбежно развиваться многочисленные конфликты по поводу гендера и сексуальности, активизируется процесс формирования социальных движений. Подобное положение вещей может свидетельствовать лишь о кризисных тенденциях гендерного порядка, атрибутами которого, как и прежде, будут выступать доминирование и зависимость, подавление и подчинение. Р. Коннелл подчеркивает, что среди прочих факторов, маскулинность основывается не столько на грубой силе, сколько на символической власти, укорененной в религии и идеологии, политике и повседневных практиках. Результатом таких тенденций является политика исключения и наказания гомосексуалов, подрывающих «гегемонное определение маскулинности», посягая на «единодушие» мужчин в ее поддержке. А также все принятые формы женственности рассматриваются только в контексте с подчинением.
Таким образом, автор прибегает к рассмотрению гендерной идентичности как процессу взаимодействия исторически сложившихся социальных структур, при котором фигуры мужественности и женственности выступают как неизменно воспроизводимые идентичности.
С позиции социологизаторского подхода качественным конструктом в становлении половой идентичности является поведение, а пол человека считается социально-культурным процессом. И при закреплении половой идентичности биологическая природа не имеет никакого значения, считал А. Бандура. В. Мишель выступала с идеями о дифференциации половых ролей посредством вознаграждения, наблюдения и наказания, то есть прямого и косвенного обусловливания, как основного принципа научения поло-ролевому поведению. Прежде чем ребенок оказывается способен самостоятельно наблюдать за различиями полов, родители вмешиваются с инициативой закладывания первых предпосылок в развитии осознания ребенком своей половой принадлежности через выбор цвета одежды, имени ребенка, игрушек и способов поведения. Таким образом, большую роль в развитии личности ребенка выполняет осознание им своего пола. В этом же направлении обратимся к теории самокатегоризации, которая рассматривает формирование психологического пола через когнитивные структуры. Роль активности самого ребенка в процессе познания, определяет его творческий характер мышления (Л. Колберг и Ж. Пиаже). Л. Колберг связывал усвоение половой идентичности с когнитивным развитием ребенка. Самоопределение ребенка в той или иной роли является первым этапом в процессе усвоения им своей половой идентичности. В тот момент, когда уже закончилась стадия первичной половой типизации, процессы социального подкрепления начинают оказывать существенное влияние на развитие идентичности.
Биосоциальный взгляд на половую идентификацию осуществляется в рамках биосоциальной теории, разработанной Д. Мани и А. Эрхард. Гендерную идентичность они трактовали как сложную многоэтапную биосоциальную структуру, в которой важную роль играет, как социальный, так и биологический аспект. Первый этап формирования гендерный идентичности, согласно Д. Мани, включает возникновение хромосомного ряда, здесь формируются первые предпосылки генетического пола ребенка, находящегося в прямой зависимости от наличия хромосомы ХХ или ХY. На следующем этапе по заданной хромосомами генетической программе происходит дифференциация половых желез, продуктами которых являются андрогены для мужчин и эстрогены для женщин. Так, согласно убеждению Д. Мани формируется наш гормональный пол, который в свою очередь определяет дифференциацию внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол), наружных гениталий (внешний морфологический пол). В случае же если в критический период в организме индивида не обнаружится присутствие андрогенов, то в дальнейшем половая дифференциация будет происходить по женскому типу вне зависимости от хромосомного пола (принцип маскулинной аддитивности).
Для установления связи между гормональным статусом и психическими особенностями было проведено исследование, в ходе которого женщинам в период беременности вводили дозу протестерона для сохранения беременности. Девочки, рожденные в результате этого эксперимента, отдавали больше предпочтений играм для мальчиков, а их поведение принимало характерные черты поведения демонстрируемого мальчиками. Это связанно с тем, что под влиянием половых гормонов в перинатальном периоде дифференцируются половые центры в гипоталамусе, которые определяют характер его поло-ролевого поведения. При рождении ребенка факт наличия мужских или женских половых гормонов объясняется влиянием биологических факторов, которые главным образом сообразуются с формированием мужских или женских половых органов, что указывает родителям на выбор модели воспитания ребенка. Следовательно, если у ребенка наблюдается мужской половой орган, он воспитывается как мальчик, и происходит формирование и закрепление мужской половой идентичности (и, соответственно, наоборот – для девочек). Другой сторонницей биосоциального подхода является Д. Халперн. Ее исследования пренатального периода показали, что под действием половых гормонов мозг у мальчиков и девочек развивается по-разному. Если у мальчиков мозг формируется с предрасположенностью к области действий, связанных с ориентацией в пространстве, которые, в свою очередь, могут делать мальчиков еще более восприимчивыми к развитию пространственных способностей и приобретению умений ориентироваться в пространстве. То мозг девочек больше адаптирован в области вербальной коммуникации, в результате чего, девочки становятся еще более восприимчивыми к осуществлению вербальной активности и приобретению вербальных умений. В результате подобных исследований можно установить, что взгляд биосоциального подхода к пониманию половой идентичности сходится к фенотипу, состоящему из врожденных и приобретенных характеристик.
Следующей в ряде концепций по изучению гендерной идентичности стала теория поло-ролевой схематизации. Ее сторонники в результате исследования пришли к заключению, что в основе формирования половых различий лежат разные схемы поведения, которые организуют поведение ребенка и структурируют его знания о мире. Принимая во внимание поведение и формы общения окружающих людей, ребенок, как активный субъект, начинает подразделять людей на мужчин и женщин, осуществляя поступательный процесс обучения и преломления норм развития и поведения, обусловленных половой принадлежностью (К. Джаклин, К. Маккоби). С. Бэм, А. Эрхард и Дж. Манн внесли значительный вклад в развитие когнитивного направления, и важную роль в развитии поло-ролевого поведения отдавали социальным представлениям и ожиданиям общества, которые возникают соответственно социально-культурной матрице и находят свое отражение в процессе воспитания. К. Джаклин и К. Маккоби сделали вывод об отсутствии фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях между мужчинами и женщинами. Высокомаскулинные мужчины и высокофемининные женщины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации.
В 70-х годах 20 века С. Бэм была разработана концепция андрогинности, которая указала на слабую приспособляемость к жизни индивидов, обладающих особенностями строго соответствующими их полу. Согласно основному положению об исследуемых особенностях андрогинного типа в рамках предложенной концепции, данный тип гендерной идентичности обладает наибольшим репертуаром поло-ролевого поведения, чем представители маскулинного и фемининного типов. С.Н. Еникополова и Н.В. Дворянчикова предложили альтернативную точку зрения, которая отрицает взаимосвязь между андрогинностью и психическим здоровьем, выделяя влияние двух факторов на формирование андрогинного типа гендерной идентичности. Одним из них является свойство андрогинности к обеспечению адаптации и саморегуляции личности, которое приводит к использованию всей широты возможных способов, средств и приемов, накопленных человеческим опытом, вторым таким фактором приводится выраженная спутанность используемых стратегий и различных форм проявления экспрессии.
1.3. Особенности современной модели гендера старших подростков
Центральным новообразованием подросткового возраста выступает качественно новый уровень самосознания, а именно целостная «Я концепция», интегрированная из различных образов «Я». Развитие тенденции к рефлексии в отношении понимания себя, своих состояний, эмоций, чувств, осознания собственной ответственности и регулирования совершаемых действий. Наравне с развитием уровня самосознания и выработки ответственности, обусловленной появлением рефлексивности, выступает тенденция, направленная на аналитическое сравнение своего типичного поведения с поведением, ориентированным на представление желаемого образа с его гендерными характеристиками. Различия в сравниваемых образах между «Я - реальный» и «Я - идеальный» могут становиться как причиной фрустрации, так и механизмом, подталкивающим к развитию.
Формирующаяся гендерная идентичность старшего подростка выступает как аспект самосознания, отражающий процесс отождествления себя как представителя определенного пола, носителя определенных характеристик и особенностей поведения, закрепленных в образах общественного сознания как гендерных стереотипах. Подростковый возраст выступает как важный этап в развитии, связанный с формированием гендерной идентичности, так как проявляющееся самосознание позволяет оценить свои качества в соотношении с собственным биологическим полом.
Семья, система образования, общество сверстников, как социальные институты транслируют принятые в обществе гендерные нормы, определенные правила поведения, формируют в сознании ребенка представления об истинности личностных особенностей, как мужчины, так и женщины в соответствии с их биологическими характеристиками. Основными регуляторами выступают гендерные роли и гендерные стереотипы, через их усвоение ребенок приходит к формированию своей собственной гендерной идентичности.
Современную модель гендера старших подростков можно описать в соответствии с использованием ряда аспектов, представленных как исходные положения, призванные дать полную характеристику данной модели:
- нет жесткой предопределенности в отношении пола, множественность половой идентичности проявляется через различие сознания и поведения в ролях и ситуациях. Юноши и девушки выбирают для себя подходящую гендерную роль в соответствии со своими индивидуальными особенностями психики;
- взаимодействия двух этих полов в любом сегменте культурного пространства, не только неизбежны, но и желательны;
- декларируется отсутствие приоритета традиционно мужских и традиционно женских качеств;
- культивирование унисексуальной модели в социальной, культурной, поведенческой сферах, то есть, предпочтение отдается в пользу андрогинности, как сочетанию мужских и женских качеств;
- в социальной и профессиональной сфере неравенство мужчин и женщин представляется как результат свободной конкуренции в политической борьбе, на рынке труда и услуг, а не как следствие гендерных стереотипов.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности старших подростков
2.1 Методологические основы организации исследования и анализ полученных результатов
Исследование проводилось с ноября 2018 по январь 2022 года. В нем приняли участие обучающиеся 9 – 11 классов МБОУ «СОШ № 17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ», а также студенты 1-2 курса филиала СГУПС в г. Новоалтайске, поступившие на базе 9 классов – всего 107 респондентов в возрасте 15 – 17 лет. Из них, 56 девушек, 51 юноша (см. таб. 1).
Таблица 1.
«Состав респондентов»
Состав респондентов |
Воспитывались в полной семье |
Воспитывались в неполной семье |
Юноши |
27 |
24 |
Девушки |
27 |
29 |
Для проведения исследования нами выбраны следующие методики:
- методика изучения маскулинности – фемининности С. Бэм в модификации Т.В. Румянцевой,
- проективная методика диагностики гендерной идентичности и поло-ролевой идентификации с помощью теста «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, К. Маховер в модификации Т.В. Румянцевой), - проективная методика «Кто Я?» М. Кун, Т. Мак-Портленд.
Методика диагностики маскулинности – фемининности была предложена Сандрой Бэм для изучения психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типично мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелируют с уровнем концентрации у человека мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол (гендер) радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.
К типично мужским чертам традиционно относят такие, как независимость, напористость, стремление доминировать, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности.
К типично женским чертам традиционно относят такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам личности.
В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены наиболее гармонично. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения и уверенности в себе.
Проективная графическая методика «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, К. Маховер в модификации Т.В. Румянцевой). помогает раскрыть глубинные, неосознаваемые паттерны самовыражения, которые не могут открыто проявляться в непосредственном общении. Проективный рисунок человек может выступать методом анализа половой идентичности.
Он заключается в анализе характеристик личности на основе интерпретации рисунка человеческой фигуры.
Испытуемым предлагалось нарисовать человека («Любого, какого хотите»). Время выполнения рисунка не ограничивается. Исследователь отмечает последовательность рисования фигуры человека. Сама процедура выполнения теста является стандартной и состоит из того, что человеку дается простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4.
Обработка проективного рисунка человека как метода анализа половой идентичности начинается с того, что:
- у автора рисунка уточняется, человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «кто нарисован на рисунке?»);
- смотрится совпадение - несовпадение пола автора рисунка с полом изображенного человека;
- наличие и выраженность признаков половой принадлежности представленных в рисунке (табл. 2).
По данным различных исследователей, большинство людей, при задании нарисовать человека, изображают фигуру представителя своего пола.
Рисунок фигуры противоположного пола рисуется, когда:
1) противоположный пол представляется более ценным, значимым (эта значимость не всегда осознается);
2) у человека есть сильная неуверенность в себе, своей привлекательности как представителя своего пола;
3) есть спутанность сексуальной роли;
4) есть гомосексуальные наклонности.
Данные исследований показывают, что чаще всего противоположный пол представлен в рисунках представительниц женского пола.
В рисунке человека половая идентичность (половая принадлежность) может иметь разную степень выраженности, что также подлежит анализу.
Данные исследований показывают, что чаще всего противоположный пол представлен в рисунках представительниц женского пола.
В рисунке человека половая идентичность (половая принадлежность) может иметь разную степень выраженности, что также подлежит анализу.
Таблица 2. Проявления половой принадлежности
Показатели анализа |
Пол фигуры |
|
женщина |
мужчина |
|
Основные признаки пола |
Грудь, талия, бедра, плечи |
Обозначение паховой области, мускулатура, плечи, бедра |
Дополнительные признаки женственности — мужественности |
Длинные и волнистые волосы, пышная прическа, длинные и загнутые реснички, пухлые губки |
Борода, усы, короткие волосы на голове, волосы на теле |
Аксессуары, связанные с полом |
Сумки, украшения, косметика |
Трость, сигары, зонты, шляпа |
Традиционная одежда |
Платье, юбка, воланы, туфли на каблуке |
Брюки, шорты, рубашка, галстук, ботинки |
Признаки детскости, инфантильности |
Отсутствие соответствующих вторичных половых признаков Бантики, корона, короткие штанишки, пуговицы как единственный атрибут в одежде |
Данные исследований показывают, что чаще всего противоположный пол представлен в рисунках представительниц женского пола.
В рисунке человека половая идентичность (половая принадлежность) может иметь разную степень выраженности, что также подлежит анализу.
Можно выделить четыре степени (уровня) выраженности половой идентичности (Румянцева, 2006):
1. Половая идентичность не выражена: отсутствуют признаки, определяющие пол персонажа.
Такие рисунки чаще всего встречаются у людей, у которых не складываются партнерские взаимоотношения с противоположным полом.
2. Слабая выраженность половой идентификации: не все вторичные половые признаки отражены в рисунке. Признаки пола проявляются в неяркой, стилизованной форме (например, кроме юбки в форме треугольника, женский пол никак не обозначается). Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности, критичном отношении к своей сексуальной привлекательности. Такие рисунки чаще встречаются у людей, имеющих нестабильные отношения с партнером.
3.Средняя выраженность половой идентификации: в рисунке выражены все вторичные признаки пола, они проявляются достаточно четко. В рисунке женской фигуры – это узкие (покатые) плечи, грудь обозначена волной, тонкая талия, относительно широкие бедра; в рисунке мужской фигуры – широкие плечи, мускулатура, узкие бедра. Представлены дополнительные признаки мужественности — женственности. Можно говорить о достаточной уверенности испытуемого в своей привлекательности как представителя определенного пола. Такие рисунки чаще встречаются у людей, имеющих в целом благоприятные партнерские взаимоотношения с противоположным полом.
4. Высокийуровень сексуальности или сильное акцентирование признаков половой принадлежности может проявляться как у лиц с сильной половой конституцией, так и быть сверхкомпенсацией у людей с трудностями в сфере психосексуальности.
Наличие в рисунке мужской фигуры, автором которого является мужчина или мальчик, особо широких плеч, выпуклой мускулатуры, яркого обозначения области паха и прочих признаков сверхмужественности говорит о значимости маскулинных (мужских) ценностей. Если они сопровождаются признаками тревоги — множественными линиями, исправлениями и т.п., то это означает, что человек не уверен в своем соответствии мужскому идеалу. Те же признаки (особенно тщательная прорисовка мускулатуры, волосы на теле или на конечностях, щетина на лице) возможны также при высокой сексуальности или при повышенной агрессивности, культе силы. В рисунке, сделанном женщиной (девушкой или девочкой), те же признаки служат показателем отклонений в вопросах принятия гендерной роли.
По данным А.Л. Венгер, о наличии нарушений или затруднений в сфере половой идентификации могут говорить следующие проявления в рисунке человека:
- Изображение сосков на мужской фигуре, выделение области тела, близкой к
гениталиям (усиленный нажим, штриховка, множественные линии, исправления, независимо от пола персонажа).
- Расположение груди на рисунке женской фигуры существенно выше или ниже,
чем она должна быть, может говорить о неблагополучии в сексуальной сфере.
- Изображение полового члена может выступать признаком асоциальности или
антисоциальности.
- Изображение фигуры, обладающей признаками противоположного пола
(например, женской фигуры с подчеркнутой мускулатурой или особо широкими плечами, мужской фигуры с широкими бедрами) — признак несформированной половой идентификации (недостаточно четком восприятии собственного тела).
- Признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы: это
подчеркивание признаков пола, показатели эмоциональной нагрузки при их изображении. - Экстравагантная одежда, изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры.
-Эффект прозрачной одежды. У относительно взрослого человека подобная значимость сексуальной сферы обычно сигнализирует о каком-либо неблагополучии в отношениях с противоположным полом.
- Специфическая поза с руками, прикрывающими генитальную область,
подчеркнутый контур фигуры (особенно женской) интерпретируется как показатель стремления к повышенному самоконтролю за своими сексуальными импульсами.
- Избегание сексуальной тематики. Уход от тем, связанных с сексуальной сферой,
проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в изображении только лица связано с напряженным отношением к данной сфере. Оно может иметь различные причины: неблагоприятный предшествующий опыт, общие представления о нежелательности или запретности сексуальных отношений, недоверие к представителям противоположного пола.
О сформированном принятии своей половой идентичности говорят следующие особенности рисунка и отношение к нему: нарисована фигура человека своего пола и возраста с соответствующими признаками психосексуальности отчетливой выраженности; при этом автор хотел и нарисовал представителя своего пола; получившийся рисунок позитивно воспринимается самим автором.
В основе изучения особенностей половой, гендерной идентичности вышеуказанными методами лежат, как правило, следующие исходные положения:
Предполагается, что деятельность личности, направленная на выполнение
инструкции «нарисовать человека», является творческим опытом, в котором переживания личности, выражаемые в ходе рисования человеческой фигуры, тесно связываются с самой личностью рисующего. Данный процесс является идентификационным: рисунок человека содержит графическую проекцию его идентичности как субъективного неосознаваемого переживания.
Согласно К. Маховер, человек по мере развития и социализации
ассоциирует определенные ощущения, восприятия и эмоции с некоторыми органами и частями человеческого тела. Человеческие желания, конфликты, компенсации и социальные установки соматически закрепляются. Следовательно, рисование человека представляет собой средство выражения потребностей, конфликтов как внутриличностного, так и межличностного характера. Другими словами, в рисунке человеческой фигуры проявляется феномен самопроекции. Изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственного внутреннего мира.
Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная
фигура столь же тесно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк или любые другие экспрессивные движения.
С эмпирической точки зрения, графические связи проективного рисунка не
зависят от возраста, умения рисовать или культуры.
Большинство рисунков включают элементы самооценки, как на сознательном, так
и на бессознательном уровнях самораскрытия.
В рисунках проецируются символические ценности. Кроме того, рисунок
человека содержит бессознательную проекцию образа тела, проекцию половой идентичности. Если под идентичностью понимается общее ощущение своей целостности и непрерывности во времени, понимание того, что другие люди также признают это, то половая идентичность представляет собой переживание человеком своей соотнесенности с характеристиками пола. Переживание себя как представителя пола представляет собой один из аспектов идентичности. Изображение человеческой фигуры может быть проекцией образа идеального «Я», проекцией отношения человека к значимой личности из его окружения, выражением привычных действий. Рисунок может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится к жизни, обществу или сочетанием перечисленного.
Таким образом, рисунок человека является отражением Я-концепции, включающей
сумму представлений человека о себе самом: то, что он собой представляет, какими качествами и как выглядит, как его оценивают другие, что он думает о себе, как он сам оценивает свои действия и поведение.
Проективная методика «Кто Я?» М. Кун, Т. Мак-Портленд использовалась нами для подтверждения полученных результатов по двум предыдущим методикам, она представляет собой не стандартизированное самоописание с открытой формой и количеством ответов. Методика была предложена в 1954 году М. Куном и Т. Мак-Партлендом, и имеет несколько модификаций на русском языке.
Тест создан на основе «Я - концепции» Манфреда Куна. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ восприятия человеком себя как носителя этих ролей. Этот факт находит свое отражение в самоописаниях испытуемых. В то же время человеку свойственно рефлексировать о своем месте не только в социальном мире, но и в мире в целом, поэтому методика охватывает не только ролевые аспекты, но все сферы представлений человека о своей личности и своей гендерной принадлежности.
В общих представлениях методика не предполагает формализованного стимульного материала в виде вопросов, утверждений, списка качеств или картинок. Вместо этого испытуемый на чистом листе должен составить список характеристик самого себя.
Главное отличие методики в модификации Румянцевой - отсутствие жёсткой регламентации количества ответов (испытуемый может дать их больше 20, или меньше).
В рамках интерпретации теста Куна, Мак-Портленда можно определить множество идентичностей, таких как: половая, социальная, духовная, семейная, профессиональная, индивидуальная, физическая и т.д.
При этом каждая идентичность может быть выражена:
Прямо - ответ содержит прямое определение какой-либо идентичности. Например, мужчина - вариант прямого выражения гендерной идентичности. Прямые выражения характеризуют явную, принимаемую и выражаемую часть личности.
Косвенно - ответ содержит признаки той или иной идентичности. Например, школьница, студентка, работница. Косвенные выражения (особенно при отсутствии прямых) свидетельствуют о менее осознаваемой, вытесненной части личности.
Не выражена совсем - среди характеристик нет ни прямых, ни косвенных упоминаний той или иной идентичности. При этом соответствующая идентичность либо не развита, либо очень глубоко вытеснена.
По контексту можно судить о субъективной оценке каждой идентичности. Возможны следующие основные варианты:
Эмоционально-положительное отношение выражается в положительных характеристиках: хороший парень, внимательный ученик.
Эмоционально-отрицательное отношение выражается в отрицательных характеристиках: неуверенный человек, некрасивая девушка.
Нейтральное отношение выражается в безоценочных характеристиках: мужчина, внук.
Отчужденное отношение выражается в абстрактно-отвлечённых характеристиках: житель планеты, биологическое существо.
Кроме того, в диагностике идентичности важно количество характеристик, соответствующих каждой идентичности, и порядок их написание (чем больше характеристик идентичности и чем выше они находятся в списке, тем более они важны для личности, тем более развита соответствующая идентичность).
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя следующие показатели:
«Социальное Я» включает 3 показателя:
прямое обозначение пола (юноша, девушка, женщина);
сексуальная роль (любовник, любовница, Дон Жуан, Амазонка);
учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист).
Семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли
(дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных).
Этническо-региональная идентичность включает в себя:
этническую идентичность, гражданство (русский, гражданин, россиянин и др.);
локальную, местную идентичность (из Ярославля, сибирячка и т. д.).
Мировоззренческая идентичность:
конфессиональная (христианин, мусульманин, верующий);
политическая принадлежность.
Групповая принадлежность:
восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
«Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
дружба, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми, умею выслушать людей).
«Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги).
Отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
«Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии).
пристрастия в еде, вредные привычки.
«Деятельное Я» оценивается через 3 показателя:
занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи);
опыт (был в Болгарии);
самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенций, достижений (хорошо плаваю, умный, знаю английский).
«Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением;
материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным, хочу быть человеком другого пола);
деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями, личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
«Рефлексивное Я» включает 3 показателя:
персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.);
персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить);
Ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
При анализе результатов, полученных с помощью данной методики, мы в первую очередь учитывали указание испытуемых на собственную гендерную принадлежность, описание себя как носителя определенного пола.
2.2 Анализ полученных результатов
При обработке, структурировании полученных результатов нами были проведены следующие действия:
- сначала мы проанализировали полученные по трем методикам особенности гендерной идентичности испытуемых и попытались их структурировать в таблицах по степени выраженности маскулинности – фемининности (см. таблица 3 и таблица 4);
- на следующем этапе мы систематизировали генденные статусы испытуемых и выявили процентное соотношение представленных параметров (см. таблица 5).
Таблица 3.
«Результаты исследования особенностей гендерной идентичности старших подростков из полных семей»
№ |
пол |
Результаты диагностики по методике изучения маскулинности – фемининности С. Бэм в модификации Т.В. Румянцевой |
Результаты диагностики с помощью проективного теста «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, К. Маховер в модификации Т.В. Румянцевой) |
Результаты диагностики по проективной методике «Кто Я?» М. Кун, Т. Мак-Портленд |
Итоговый статус гендерной идентичности |
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
андрогинность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
андрогинность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
недифференцированность |
андрогинность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
недифференцированность |
недифференцированность |
Отсутствие четко полотипизированной «Я-концепции» |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
андрогинность |
недифференцированность |
недифференцированность |
Отсутствие четко полотипизированной «Я-концепции» |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
недифференцированность |
андрогинность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
фемининность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
недифференцированность |
недифференцированность |
Отсутствие четко полотипизированной «Я-концепции» |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
Таблица 4.
«Результаты исследования особенностей гендерной идентичности старших подростков из неполных семей»
№ |
пол |
Результаты диагностики по методике изучения маскулинности – фемининности С. Бэм в модификации Т.В. Румянцевой |
Результаты диагностики с помощью проективного теста «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, К. Маховер в модификации Т.В. Румянцевой) |
Результаты диагностики по проективной методике «Кто Я?» М. Кун, Т. Мак-Портленд |
Итоговый статус гендерной идентичности |
м |
фемининность |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
|
ж |
маскулинность |
маскулинность |
недифференцированность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
андрогинность |
|
ж |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
андрогинность |
|
ж |
маскулинность |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
маскулинность |
маскулинность |
андрогинность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
фемининность |
андрогинность |
|
ж |
маскулинность |
маскулинность |
недифференцированность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
|
ж |
фемининность |
маскулинность |
андрогинность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
андрогинность |
недифференцированность |
недифференцированность |
Отсутствие четко полотипизированной «Я-концепции» |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
фемининность |
андрогинность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
недифференцированность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
фемининность |
фемининность |
андрогинность |
фемининность |
|
м |
фемининность |
фемининность |
андрогинность |
фемининность |
|
м |
фемининность |
фемининность |
недифференцированность |
фемининность |
|
м |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
маскулинность |
андрогинность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
недифференцированность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
андрогинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
маскулинность |
маскулинность |
андрогинный |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
маскулинность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
андрогинность |
недифференцированность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
недифференцированность |
маскулинность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
андрогинность |
недифференцированность |
маскулинность |
спутанность гендерных ролей |
|
м |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
фемининность |
фемининность |
недифференцированность |
фемининность |
|
м |
андрогинность |
андрогинность |
недифференцированность |
андрогинность |
|
м |
андрогинность |
недифференцированность |
маскулинность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
м |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
недифференцированность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
фемининность |
фемининность |
|
ж |
фемининность |
андрогинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
|
ж |
андрогинность |
фемининность |
андрогинность |
андрогинность |
|
ж |
фемининность |
фемининность |
недифференцированность |
фемининность |
|
ж |
маскулинность |
маскулинность |
недифференцированность |
маскулинность |
|
ж |
маскулинность |
маскулинность |
недифференцированность |
маскулинность |
|
ж |
андрогинность |
маскулинность |
недифференцированность |
спутанность гендерных ролей |
При установлении гендерных статусов испытуемых, мы обращали внимание на устойчивость результатов диагностики как минимум по двум методикам. В тех случаях, когда участники показывали противоречивые результаты по трем методикам, делался вывод о спутанности половых ролей у данных испытуемых. При невозможности установить дифференцированный гендер у респондентов, мы предполагали отсутствие четко полотипизированной «Я-концепции».
Таблица 5.
«Распределение испытуемых по гендерным статусам»
Состав семьи испытуемых |
Андрогин-ность |
Гендерный статус соответствует биологическому полу |
Гендерный статус соответствует противо-положному биологическому полу |
Спутанность половых ролей |
Отсутствие четко поло-типизирован-ной «Я-концепции» |
||||||
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж |
||
Полная семья |
4 |
3 |
19 |
21 |
- |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
7,3% |
5,55% |
35,18% |
38,87% |
- |
1,9% |
3,7% |
1,9% |
3,7% |
1,9% |
||
Не-полная семья |
5 |
8 |
7 |
8 |
6 |
5 |
7 |
6 |
- |
1 |
|
9,43% |
15,1% |
13,21% |
15,1% |
11,32% |
9,43% |
13,21% |
11,32% |
- |
1,9% |
Выводы
Гендерная идентичность играет значительную роль в формировании целостной
«Я-концепции» и социализации личности. Важнейшее значение в становлении гендерной идентичности, безусловно, выполняет семья. Она влияет на ребенка через систему отношений – родителей между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребенком.
Между подростками из неполных и полных семей существуют различия в
особенностях гендерной социализации и гендерной идентичности, связанные со спецификой детско-родительских отношений в семье.
И в полных и в неполных семьях наблюдается тенденция к андрогинности как проявлению высокой социальной адаптации. Однако у подростков из неполных семей андрогинный гендер проявляется чаще.
Гендерный статус старших подростков из полных семей значительно чаще соответствует их биологическому полу по сравнению с их сверстниками из неполных семей. Маскулинные девушки и фемининные юноши значительно чаще воспитываются в семьях с одним родителем.
Спутанность половых ролей старших подростков из неполных семей, более чем в 4 раза превышает данный показатель в группе испытуемых из полных семей.
Отсутствие четко полотипизированной «Я-концепции» более характерно для старших подростков из полных семей (в 3 раза). Смеем предположить, что данный факт связан с проявлением дисфункциональности в некоторых семьях.
Заключение
Гендерная принадлежность является неотъемлемой частью нашей индивидуальности. Идентифицируя себя с определенным полом, мы приобретаем те качества, которые проявляется в жизнедеятельности. Впервые понятие «гендерная идентичность» было детально разработано Э. Эриксоном. Он предполагал, что гендерная идентичность - это осознание временной протяженности собственного существования. В дальнейшем проблему гендерной идентичности исследовали ученые-психологи различных стран. Например, в отечественной психологии исследованием гендерной идентичности занимались Бендас Т.В., Мухина В.С., Клецина И.А., Здравомыслова Е.А. и др. В зарубежной психологии этой проблемой занимались Э. Эриксон, Гилфорд, С. Бэм. Каждый из них имел собственное представление о гендерной идентичности.
Одним из самых важнейших этапов формирования гендерной идентичности является подростковый период. Именно в этом возрасте формируются основные представления о поле и его стилях поведения. Закономерно также, состав семьи сказывается на развитии ребенка и формирование его психологического пола ощутимее всего.
Предположение о том, что между составом семьи старших подростков и становлением их гендерной идентичности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования. В результате проведенного исследования выявлено – различные отклонения в формировании гендерной идентичности чаще проявляется у подростков из неполных семей.
Полученные в данном исследовании результаты могут использоваться в научной работе студентов, а также в учебном и воспитательном процессе.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме.
Список использованных источников
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. – 268 с.
Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100-115.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
Калина О.Г. , Холмогорова А.Б. Роль отца в психологическом развитии ребенка. – М.: Форум, 2011. – 112 с. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. 2007. № 1. – С. 15–26.
Клецина И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. – 403 с.
Кон И. С., Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44–55.
Романов В. И. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психологии.- 1998.- № 1.- С. 39–48
Адлер А. О стремлении к превосходству. Астер-Х: Великие психологи прошлого, 2017
Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 331 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.
Фрейд З. Психология сексуальности. – Фолио, 2007