Введение
Проблема
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Помочь ученикам начальной школы сформировать представления об экономических понятиях; потребности, товар, цена, заработная плата в соответствии с возрастом в игровой форме.
Актуальность
Обучение в игре - один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес, к финансово грамотному поведению начиная с начальной школы. Обучение младших школьников финансовой культуре является актуальным в современном мире, они быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребенок поневоле сталкивается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «валюта» и прочее. Введение в элементов финансовой грамотности в образовательную деятельность=это не дань моде, а возможность дать младшим школьникам представление о экономической культуре. Даст возможность младшим школьникам ориентироваться в финансовом и экономическом пространстве современного мира в соответствии со своим возрастом.
Цель: формирование у школьников 2 А и Б классов МОУ СОШ№82 интереса и основ финансовой грамотности через игру.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с экономическими понятиями.
2. Познакомить с понятием потребности, различать потребности человека; жизненно необходимые, духовные и семейные потребности.
3. Расширить представление о труде взрослых.
4. Уметь различать понятия товар и не товар , понимать от чего зависит его цена.
5. Провести анализ эффективности игры через анкетирование детей, беседы с учителями 2А и 2Б классов.
6. Совершенствовать умения проведения игр.
Основная часть
Игровые технологии
В 2020-2021 году мы представляли в рамках проекта «Ученики-ученикам» проект «Организация отдыха на переменах учащихся 5ых классов». Нас заинтересовала игровая технология, в этом учебном году мы решили попробовать применить эту технологию на более сложной теме, как популяризация знаний по финансовой грамотности. Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.
Мероприятия проекта направлены на формирование у младшего школьника необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Мы использовали знания, приобретенные в прошлом году. Распределили участников на команды. Учли, что младшие школьники быстро устают, поэтому в середине использовали физкультурную паузу.
Мы постарались учесть основные принципы организации игры:
1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру; 2. Принцип развития игровой динамики;
3. Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
4. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
Проведя первое анкетирование перед началом игры учеников 2А и 2Б классов, мы выяснили, что большинство учащихся не знакомо с понятием финансовая грамотность, не интересовались сами вопросами финансовой грамотности и что учащиеся не принимали участие в играх по финансовой грамотности. Руководители нашего проекта Васильева Н. В. и Дарбинян Л.В., которые не первый год сотрудничают с Центробанком РФ в вопросах формирования финансовой грамотности и учащихся средней и старшей школы, помогли нам подобрать игру по финансовой грамотности, которую мы адаптировали под возрастную категорию обучаюшихся. Изучив внимательно материалы по проведению игры, мы внесли в нее некоторые изменения, которые помогли сделать игру более динамичной и веселой.
Мы использовали приемы, которыми овладели в пролом году:
подвижные игры: ввели спортивную паузу, в которой использовали термины из финансовой грамотности.
сюрпризность, эмоциональность: сделали жетоны из самоклеющийся пленки (дети сразу использовали их как значки, прикрепив к одежде);
разговор, беседа ( всегда находились в тесном контакте);
подсказывание нужного слова ( использовали в задании с картинками);
просмотр мультипликационного фильма.
Описание игры
Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры», мы поделили учащихся вторых классов на 4 группы. Мы распределили между собой роли: Богданова П.-ведущая, Балабаева А.- ответственный организатор, следит за порядком, проверяет правильность ответов, раздает нагрудные наклейки, Васильева Н.В. и Дарбинян Л.В. помогают с презентацией и общая организация мероприятия. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные кружки, команде «Кассиры» - синие, для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал знак.
Раунд 1 «Потребности»
На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье). Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику.
Раунд 2 «Труд»
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя. Проводится небольшая беседа: ведущие задают вопросы по просмотренному мультфильму.
В этом раунде проводится игра отгадайте какие пословицы о труде зашифрованы в картинках. На экран выводятся по два задания для каждой команды. Во время этого раунда проводится небольшой профориентационный момент, где учащиеся знакомятся с некоторыми профессиями.
Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку, которую проводят Богданова П. и Балабаева А.
Упражнение на каждый термин из финансовой грамотности выполняем определенное действие. Слово «деньги»-хлопок над головой , «кошелек»-хлопок за спиной, «рубль»-хлопок впереди. Заканчиваем аплодисментами друг другу
Раунд 3 «Товар»
Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда «Банкиры» поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают синие , если слышат, что речь идет не о товаре.
Подведение итогов
После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги 4 раунда, а затем всей игры. Все участники игры получают поощрительные призы.
Заключение
Выводы:
Игра по финансовой грамотности «Мы ребята деловые» вызвала интерес у учащихся 2А и 2Б классов.
Учащиеся приобрели начальные знания некоторых терминов финансовой грамотности: «потредности», «товар», «цена», « профессия», «заработная плата»
Во время проведения игры, учащиеся получили навыки сотрудничества. навыков оценивания правильности выполнения действий.
Учащиеся получили возможность признавать существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Игротехники Богданова П. и Балабаева А. получили навыки проведения тематических игр.
Подводя итоги нашей работы, мы улучшили полученные в том году навыки аниматора. Получили навык проведения не только подвижных игр, но и дидактических. Получили навык проведения игр с младшими школьниками.
Выполняя проект, мы учились получать необходимую информацию из разных источников, кроме интернета. Выполнили социологический опрос,
обработали информацию и представили полученные данные в форме таблиц и диаграмм. Богданова П. являясь членом «Школьного медиацентра взяла интервью у классного руководителя 2Б класса Сорокиной Е.В.
В ходе проведения мероприятия Костина Р.Е. попросила провести мероприятие в 3Б классе. По итогам проведенного мероприятия в 3Б классе ученикам было интересно, они также активно участвовали во всех заданиях.
Мы считаем, что проведение игр по финансовой грамотности, как показало проведенное повторное анкетирование, повышает интерес к вопросам финансовой грамотности. В младшей школе игровая форма обучения очень эффективна.
Приложение 1
Анкетирование до начала проекта.
1. Знаете ли вы что такое финансовая грамотность?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
3 |
21 |
2Б |
9 |
18 |
Итого: |
11 |
39 |
2.Проводились ли у вас игры по финансовой грамотности?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
2 |
22 |
2Б |
3 |
24 |
Итого: |
5 |
46 |
3. Хотели бы вы поучаствовать в игре по финансовой грамотности?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
22 |
2 |
2Б |
26 |
1 |
Итого: |
48 |
3 |
4. Интересовались ли вы вопросами финансовой грамотности?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
20 |
4 |
2Б |
20 |
7 |
Итого: |
40 |
10 |
Приложение 2
Сценарий игры-викторина «Мы ребята деловые»
Участники: младшего школьного возраста
Ход игры:
Игра состоит из 4 раундов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Дети делятся на две команды «Банкиры» и «Кассиры». Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Каждый раунд начинается и заканчивается звучанием гонга. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные кружки, команде «Кассиры» - синие, для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал знак.
Раунд 1 «Потребности»
Ведущий1: то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас вы нам поможете в этом разобраться. Первое задание для команды «Банкиры». Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.
На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье). Команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде - сопернику.
Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Сейчас попробуем в этом разобраться.
На экран для каждой команды выводятся по два слайда с набором разных предметов, среди которых дети выбирают духовные потребности (дружба, общение, семья, любовь)
Раунд 2 «Труд»
Ведущий чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, фрагмент мультфильма «Нехочуха» про поведение мальчика-лентяя.
Проводится небольшая беседа:
Ведущий: У мальчика в комнате порядок?
Ответы детей: Нет, у мальчика в комнате бардак, он не бережёт свои вещи.
Ведущий: Как он разговаривает со своей бабушкой?
Ответы детей: Очень грубо и не почтительно разговаривает с бабушкой.
Ведущий: Как называется тот человек, который ничего не хочет делать и не хочет трудиться?
Ответы детей: Лентяй.
Ведущий: Как вы думаете, какое главное лекарство от лени?
Ответы детей: Это труд.
Ведущий: отгадайте какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.
На экран выводятся по два задания для каждой команды.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Сделал дело, гуляй смело.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд.
Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Мы с вами знакомились со многими профессиями. И вот следующий вопрос. Участвуют обе команды. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие. Вам предстоит перелет в другой город. Вы приезжаете в аэропорт и людей каких же профессий вы можете там встретить?
Ведущий: Кто управляет самолетом? (пилот)
Ведущий: Кто помогает в салоне пассажирам во время полета? (стюардесса)
Ведущий: Работник, который регулирует движение самолетов. (диспетчер)
Ведущий: Кто обеспечивает безопасность в аэропорту? (полицейские)
Ведущий: К кому можно обратиться в случае проблем со здоровьем? (врач)
Ведущий: Если получится так, что долго ждете своего рейса и уже порядком проголодались, кто вам приготовит и вас покормит? (повар)
Ведущий: Кто следит за чистотой? (уборщики)
Ведущий: Вдруг вам захочется какой-нибудь детский журнал, кто вам в это сможет его продать (продавец)
Команды отвечают по очереди, зарабатывая очки. Необходимо назвать не только профессию, но и указать результат труда, (какую потребность пассажира удовлетворяет данная профессия).
Ведущий: Второй раунд игры закончен, объявляем физкультминутку.
Упражнения
Раунд 3 «Товар»
Ведущий: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется "Сигнальщики". Команда «Банкиры» поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, команда «Кассиры» поднимают синие, если слышат, что речь идет не о товаре:
Фермер привез на рынок молоко (товар)
Папа починил детям игрушку (не товар)
Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Маша сварила варенье для Миши (не товар)
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Подведение итогов.
После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги 4 раунда, а затем всей игры. Все участники игры получают поощрительные призы.
Ведущий: В игровой форме мы с вами научились основам финансовой грамотности. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру!
Приложение 3
Анкетирование после проведения игры-викторины.
1. Понравилась ли вам игра «Мы ребята-деловые»?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
24 |
1 |
2Б |
23 |
1 |
Итого: |
47 |
2 |
2. Какие понятия из игры-викторины оказались знакомые для вас?
потребность |
товар |
стоимость |
профессия |
зарплата |
|
2А |
8 |
13 |
10 |
18 |
15 |
2Б |
1 |
13 |
5 |
13 |
8 |
Итого: |
9 |
26 |
15 |
31 |
23 |
3.Хотел бы я еще поучаствовать в играх по финансовой грамотности?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
24 |
1 |
2Б |
23 |
1 |
Итого: |
47 |
2 |
4. Буду ли я в дальнейшем интересоваться вопросами финансовой грамотности?
ДА |
НЕТ |
|
2А |
20 |
5 |
2Б |
24 |
0 |
Итого: |
44 |
5 |
Приложение 4
Фотографические моменты проведения финансовой игры.
Приложение 5
Интервью с классным руководителем 2 класса Б Сорокиной Е.В., после про-ведения финансовой игры
Богданова П.
-Как вы относитесь к проведению мероприятий в такой сфере?
Сорокина Е.В.
Отлично. Детям очень нравится. Это позволяет им развить свои способности и расширить свой кругозор.
Богданова П,
Нужны ли вообще школьникам младших классов такие игры?
Сорокина Е.В.
Очень нужны. Сейчас жизнь очень интересная и сложная. Дети с самого раннего возраста сталкиваются с проблемами финансов. Они получают от родителей деньги, учатся ходить в магазин раньше, чем мы. Поэтому финансовая грамотность очень нужна.
Богданова П.
Как вы думаете, игры по фин. грамотности лучше проводить в игровой форме или относиться к этому более серьёзно?
Сорокина Е.В.
Для 2 класса игровая форма больше подходит. С возрастом должны быть более серьёзные занятия. Это стимулирует их(детей).
Богданова П.
Хотели бы вы, чтобы таких финансовых уроков было больше?
Сорокина Е.В.
Конечно. Это интересно и взрослым, и детям. Пусть развиваются!
Приложение 6
Список литературы
1. Проектная мастерская/ А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев-Москва: Просвещение, 2019.-111с.
2. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде/ Н.А. Заграничная, И.Г. Добронина-Москва: интеллект-Центр,2014.-195с.
3. Сборник методических разработок « Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для учащихся младших школьников»/ Калининград, 2018.-47с.
4. https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html
5. https://infourok.ru/igrovye-tehnologii-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-4118029.html