Введение.
О высоком достоинстве музыки и пения и о их благотворном влиянии на людей много говорят и философы и музыканты всех времен. По общему и согласному их мнению эти искусства, прежде всего, расширяют круг наших познаний.
Прослушивание песнопений открывает нам целый мир звуков, мир новый, обширный, прекрасный, радостный, благоустроенный. Оно развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и утончает наше чувство и возвышает наши желания над обыденными. А что выше навыка и склонности к чувствованиям духовным и к достойном их выражению в искусстве!
Цель: Узнать, как влияет церковное песнопение на ребенка.
Задачи:
Узнать, как исполняются церковные песнопения
Понять о чем поют в церкви
В течение двух недель всем классом прослушивать записи песнопений
Выражать разными приемами свои чувства, ощущения и эмоции от прослушанного
Понять, как изменилось восприятие в конце исследования
Церковные песнопения и молитвы существуют с древних времен и до сегодняшнего дня. Современные люди редко ходят в церковь и плохо знают тексты молитв. А значит, они не смогут передать свои знания детям. И сейчас, актуально знакомить нас, детей, со звучанием церковных песнопений.
Гипотеза: Дети восприимчивы к музыке, особенно к церковным песнопениям.
Свою гипотезу я подтверждала при помощи методов:
Беседа с преподавателем воскресной школы
Эксперимент с одноклассниками
Наблюдение
Сравнение
«Человек поющий- человек молящийся»
Зачем поют в церкви?
Традиция петь службу восходит к глубокой древности, к самому основанию Церкви. Изначально пелись краткие псалмы, отрывки молитвословий.
До революции все дети в сопровождении родителей, непременно были на каждом богослужении. На протяжении всей жизни церковь объединяла человека с Богом. С юных лет запоминались и пелись молитвы в храме. Певчие в церкви набирались из прихожан. Духовные песнопения, как и светские песни были неотъемлемой частью семьи, общества.
Существует множество мелодий и мотивов молитв. Даже на один текст приходится несколько разных напевов. Молитва спетая, а не прочтенная, глубже проникает в сердце и разум молящегося человека.
Почему же в церкви поют?
Как мне объяснили в воскресной школе, наша Церковь — это отражение Церкви Небесной. А в Церкви Небесной ангелы славят Господа пением. Так и в церкви земной хор подражает ангельскому пению, славя Господа.
Кто и о чём поет в церкви?
Если в Церкви Небесной поют ангелы, то кто поет в нашей, на Земле?
Конечно в церкви поют люди, люди верующие. Хор, как душа храма. Если он поет слаженно, красиво, гармонично, то у людей начинает петь душа и раскрывается сердце перед Господом.
Церковное пение – пение особенное. Нельзя спеть молитву по желанию, все подчинено строгому канону ведению службы.
О чем же поют в церкви?
В храме поют о евангельских событиях, особых прошениях, прославлении Бога и святых.
«Воспою духом и воспою умом»
2.1 . Что чувствует ребенок, когда слушает церковное пение?
- Звучит церковное пение.
День 1. Прослушивали молитву «Достойно есть» в исполнении сербской певицы Дивны Любоевич и хора «Мелоди».
Мои одноклассники прослушивали песнопение с закрытыми глазами и описывали то, что они чувствуют. Песнопение вызвало схожие эмоции, так как оно очень спокойное, нежное. У многих одноклассников было ощущение, как будто они в раю, у кого-то ушел весь гнев, ушла усталость, почувствовали выздоровление, другие сказали, что слышат эхо храма, чувствуют много силы и добра, ощущалось будто бы Бог находится рядом.
День 2. Рождественская колядка «Пречистая Дева».
Здесь я предложила каждому однокласснику побыть в роли композитора и придумать название этому песнопению. Получилось следующие названия:
«Пречистая Дева»
«Астраханский голос»
«Созвездие»
«голос женщин»
«Царство небесное»
«Космос»
«Пресвятое пение»
«Лучик храма»
День 3. Рождественская колядка «Щедрик».
Впечатления выражали при помощи рисунков[1]. Рисовали образы на листке под данное песнопение. Получились следующие рисунки: лес, девушка под звездным небом, корабль в море, уютный дом, волшебный мир.
Произведение очень понравилось детям. Они просили включать его несколько раз и им не хотелось отпускать эту мелодию.
День 4. Рождественская колядка «Добрый вечер тоби, пане Господарю»
Песнопение представляли в виде эмоции. Рисовали лицо человека с выраженным настроением[2]. При прослушивании дети ожили, на лицах были улыбки, настроение улучшилось, стало весело и жизнерадостно, словно перед Богом очутились, побежала слеза, очень красиво.
День 5. Французкая колядка монахини Иулиании.
Было предложено выразить услышанное в цветовой гамме и объяснить, почему был выбран такой цвет.
Дети выбрали следующие цвета:
Желтый - цвет солнца.
Белый и голубой - как голубь мира в чистом небе.
Розовый и желтый - светлые жизнеутверждающие цвета.
2.2.Что чувствует взрослый, когда слушает церковное пение?
Взрослые люди приходят в храм, чтобы помолиться, а пение делает молитву искренней. Мы с родителями часто бываем на службах, и я стала замечать, что некоторые люди, которые приходят в церковь, чувствуют неловкость или стесняются. Но когда начинаются песнопения, этот человек начинает шевелить губами сначала беззвучно, а потом подпевает. Это значит, что молитвенная песнь раскрывает душу человека. Молящийся обязательно впитывает в себя основные истины православной веры, было бы лишь его желание.
На самом деле, многие взрослые тоже плохо понимают, о чем поется в храме. Часто люди приходят в храм из-за любопытства. Услышав прекрасное пение, человек может только почувствовать нежность и легкость хорового звучания. В душе появляется радость, и слезы, и какие-то необъяснимые эмоции. Он запоминает эти чувства и хочет испытать их снова.
В храм, в котором хороший церковный хор, люди будут приходить чаще. Конечно, это не быстрый процесс, ведь у взрослых много забот. Но положительное влияние церковных песнопений есть. Много людей возвращается в храм, чтобы почувствовать спокойствие на душе, очиститься от грехов, стать ближе к Богу, ощутить единение с братьями и сестрами во Христе, уловить общность со всем миром, созданным Богом, не утерять, а укрепить веру в Бога.
3. Заключение
Сначала ребята отнеслись к прослушиванию не очень хорошо. Было заметно, что многим это не интересно. Они откровенно скучали. Через несколько дней прослушивания церковных песнопений, моим одноклассникам стало интересно, о чем точно говорится в прослушанном.
Больше всего одноклассникам понравились рождественские колядки и пасхальные песнопения. Потому что сам по себе в этих праздниках заложен радостный смысл, так и песнопения несут в себе этот характер. Они воодушевленные, веселые, легкие, нежные, яркие. Душа радуется и ликует, чувствуется умиротворенность, тепло и свет.
А напоследок один мальчик предложил выучить что-нибудь из прослушанного. Ребята с радостью поддержали его. Наша учительница согласилась, и на уроке музыки мы разучиваем «Щедрик».
Выучив рождественскую колядку, мы поняли, что текст молитвы запоминается лучше и быстрее, когда поешь. Особенно если петь с интересом, любовью к музыке.
Я считаю, что мы, дети, должны слушать и петь в храме или дома, ведь так мы сохраняем традиции православной веры, согреваем сердца любовью. Ведь такие песнопения благотворно влияют на нас: на поведение, и даже на здоровье.
И как точно заметил русский поэт Иван Никитин:
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Источники:
https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/o-tserkovnom-penii-sbornik-statej/2
http://www.orthedu.ru/sodr/penie1.htm
https://www.youtube.com/watch?v=wlCGIfuwZz0
ЯндексМузыка – для поиска музыкальных произведений
Приложение
[1] Рождественская колядка «Щедрик».
Впечатления выражали при помощи рисунков
[2] Рождественская колядка «Добрый вечер тоби, пане Господарю»
Песнопение представляли в виде эмоции. Рисовали лицо человека с выраженным настроением.