ЖИВИТЕЛЬНЫЙ РОДНИК

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ РОДНИК

Маркович В.П. 1
1ГУО "Любанская средняя школа Вилейского района"
Селюн С.А. 1
1ГУО "Любанская средняя школа Вилейского района"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

21 век – век цифровой техники и новых технологий. Человеком уже столько изобретено и придумано для своего удобства, что можно жить и не знать никаких проблем. Но проблем становится все больше. Реки, озера, подземные воды все больше оказываются во власти промышленности, остатков сельскохозяйственных работ и жизнедеятельности человека.

Малые водные объекты – речки, озера, пруды, родники – важная часть нашей малой Родины. Очевидно, в Беларуси нет ни одного города, деревни, где не было бы, по крайней мере, «малой воды».

Вода издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. РОДник, наРОД, РОДина, Род – все эти слова имеют общий корень. Вода - источник жизни. Но источником жизни вода становится лишь при условии, что она – чистая, светлая, прозрачная, когда она родниковая.

Основная идея. Выяснить, действительно ли родниковая вода является кристально чистой водой.

Актуальность. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они смогут выступать как (единственные) источники питьевой воды для населения. Также от обеспеченности родниками зависит полноводность рек нашей местности. Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слой гравия и песка, что обеспечивает ей естественную природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств и не меняет своей структуры и гидрохимического состава, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая ее каким-либо дополнительным видам очистки.

Объект исследования – родниковая вода.

Предмет исследования – свойства родниковой воды.

Гипотеза: родниковая вода из источников № 1 и № 2 пригодна для питья.

Практическая значимость: остановить процесс разрушения, гибели малых водных объектов. Желание помочь родникам, вылечить их при необходимости. Воспитание любви к природе и малой Родине.

Цель: оценка современного экологического состояния родников № 1 и № 2 и разработка мероприятий по улучшению их состояния и функционирования.

Задачи:

1. Проанализировать научную и научно-популярную литературу о воде и ее свойствах, о родниках.

2. Провести гидрологическое исследование воды родников.

3. Провести физико-химический анализ качества родниковой воды.

4. Составить экологический паспорт родников.

5. Разработать мероприятия по улучшению состояния родников.

Методы исследования:

теоретические (изучение и анализ литературы, постановка цели и задач);

экспериментальные (проведение опытов);

эмпирические (лабораторное наблюдение, описание, объяснение результатов эксперимента).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Вода - основа жизни

Вода – самое известное, малоизученное и самое загадочное вещество на планете Земля. Вода – это на первый взгляд, просто химическое соединение водорода и кислорода. Но на самом деле, вода – основа жизни на Земле и основа существования любого живого существа на планете.

Вода является аккумулятором тепла и холода на нашей планете. В отличие от других веществ, при замерзании вода расширяется, а не сжимается. По своему химическому составу при 2000С она должна быть газом, но она жидкая. Ученые до сих пор бьются над этими загадками, и разгадать не могут.

На протяжении всей жизни человек ежедневно с утра до ночи имеет дело с водой – пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывания, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах, инеем, искрящимся на солнце снегом.

Вода – это основной растворитель в человеческом организме. С ее помощью переносятся все полезные вещества, она же выводит из организма шлаки и вредные вещества. В водных растворах происходят все химические реакции в нашем организме 5.

Среднестатистический человек состоит из воды на 50 – 80 %. Пятимесячный эмбрион состоит из воды на 95 %, ребенок на 70 – 80 %. А взрослый человек на 50 – 70 %. То есть с возрастом человек усыхает. Организм зашлаковывается и вместе с уменьшением воды в организме приходят болезни и старость. Это значит, что вода является основой жизни. Уходит вода, уходит и жизнь.

Загрязнение воды – катастрофа для человека и всего живого

По определению Европейской экономической комиссии ООН, страна считается обеспеченной водой только в том случае, если ее гидроресурсы превышают 1500 м3 в год на человека. Беларусь можно считать «счастливицей»: показатель составляет почти 6000 м3 в год на каждого жителя. Но … в этой «сладкой» бочке статистики есть огромная ложка «горькой», трагической проблемы загрязненности подземных вод – основного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Беларуси. Их доля в общем водопотреблении составляет в настоящее время 95 %. Геологические условия Беларуси таковы, что породы, перекрывающие водоносные горизонты, отличаются высокой проницаемостью. С одной стороны, это благоприятствует формированию значительных ресурсов пресных подземных вод. Но с другой стороны обуславливает их очень слабую естественную защищенность от загрязнений 1.

Провозглашенная государством политика развития сельского хозяйства, увеличения пахотных земель (на сегодня их уже более 6 млн га, около 30 % общей площади территории страны), оборачивается масштабным загрязнением подземных вод органическими и минеральными удобрениями, высокотоксичными стоками птицеферм и животноводческих комплексов. Ядовитые вещества проникают на глубину до 14 – 16 м и фиксируются по течению потока до 1,5 км

от источника загрязнения.

Влияние воды на организм человека

Среднестатистический человек, пользуясь водопроводной водой, за свою жизнь пропускает через свой организм от 80 кг до 100 кг «химической грязи». Именно поэтому так важно быть уверенным в качестве употребляемой воды.

Экологически чистая вода – наиболее важный продукт питания. Если задаться целью, очистить 35 тон воды, выпиваемой среднестатистическим гражданином за всю жизнь, то в результате получим 420 стаканов солей и загрязнителей. Этот водный «мусор» остается в суставах. Блокирует мембраны клеток всех органов и тканей организма, не позволяя им нормально функционировать. При потере воды больным организмом процесс «загрязнения» еще больше усугубляется; поэтому так важно именно во время болезни обеспечить организм экологически чистой водой, которая поможет скорейшему выздоровлению.

Очень важно, чтобы вода, употребляемая для питья и приготовления пищи, была максимально чистой. Доброкачественная питьевая вода укрепляет здоровье и препятствует возникновению многих болезней 6.

Питьевая вода всегда должна отвечать определенным установленным стандартам и ГОСТам. В соответствии с действующими стандартами и нормами под термином питьевая вода высокого качества подразумевается:

1. Вода с соответствующими органолептическими показателями – прозрачная, без запаха и с приятным вкусом.

2. Вода с рН = 7 – 7,5 и жесткостью не выше 7 ммоль/л.

3. Вода, в которой суммарное количество полезных минералов не более 1 г/л.

4. Вода, в которой вредные химические примеси либо составляют десятые – сотые доли их ПДК, либо вообще отсутствуют.

5. Вода, в которой нет болезнетворных бактерий и вирусов.

Родники

Родник, ключ, «крыніца» - небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Родники, как выходы подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоемами.

Образование источников связано с пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (речные долины, балки, овраги), геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, нарушений, фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород и с сооружением инженерных конструкций).

По направлению движения подземных вод к их выходу на поверхность родники делятся: нисходящие и восходящие. В Беларуси последний тип встречается крайне редко («Голубая криница» Славгородский район). Питание нисходящих источников, к которым относится преобладающее количество родников в нашей стране, осуществляется за счет разгрузки верхних водоносных горизонтов 4.

Согласно общепринятой в настоящее время классификации родники подразделяют на три основных типа: реокрены, лимнокрены, гелокрены. Реокрен изливает свои воды на склонах или у основания гор, холмов или иных возвышенностей. Образует сравнительно узкий и быстрый родниковый ручей, течет по склону и быстро впадает в другой более крупный водоем.

Лимнокрен при выходе образует небольшой проточный водоем, так называемый «ванну», ниже которой образуется ручей. На дне лимнокреновой ванны имеется достаточно мощный слой ила, листового опада.

Гелокрен характеризуется множественными небольшими выходами подземных вод на относительно ровную поверхность, в результате чего образуется топкое, заболоченное место.

В чистом виде указанные типы родников встречаются сравнительно редко. Чаще имеют место смешанные или промежуточные формы, сочетающие признаки разных типов. Для них обозначения используются такие термины. Как «гелореокрен», «реолимнокрен» и т. п.

С родниками связаны многие обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний.

ГЛАВА II

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гидрологическое исследование родника.

Характер выхода источника.

Определяли визуально по следующим критериям: вытекает спокойно; бурлит; бьет струйками; фонтанирует.

Точные географические координаты.

1. Определить точные реальные географические координаты с помощью приложения Google карты на мобильном телефоне.

Ширину и глубину родникового ручья измерить с помощью рулетки.

Определение дебита родника.

Дебит родника - это его мощность, то есть возможный расход воды.

Ход эксперимента.

1. Набрать воду в стеклянную банку объемом 1 л и с помощью секундомера зафиксировать время.

2. Опыт повторить 3 раза.

3. Вычислить дебит родника по формуле D = V t

4. Вычислить среднюю величину и рассчитать расход воды: за секунду, за минуту, за час.

Физико-химический анализ воды.

Температура воды.

Температуру определяли сразу после отбора пробы термометром.

Ход эксперимента.

1. Набрать воду в стеклянную банку.

2. Опустить термометр, держать в воде не меньше 5 минут.

3. Снять показания.

Мутность (прозрачность воды).

Прозрачность природных вод обусловлена их цветом и мутностью, т.е. содержанием в них различных окрашенных и взвешенных органических и минеральных веществ. Таблица 1. Мерой прозрачности служит высота столба воды, при которой можно различать на белой бумаге шрифт определенного размера и шрифта.

Ход эксперимента.

1. Установить цилиндр на печатный текст и вливать исследуемую воду. Следя за тем, чтобы можно было прочитать через воду напечатанный текст.

2. Отметить, на какой высоте исчезнет видимость шрифта.

3. Измерить высоту столбцов воды линейкой.

Запах.

Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахучих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества имеют запах и передают его воде. Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям. Таблица 2.

Интенсивность запаха оценивают по 5-бальной шкале. Таблица 3.

Для питьевой воды допускается запах не более 2 баллов 2.

Ход эксперимента.

1. Заполнить колбу на 1/3 объема водой и закрыть пробкой.

2. Взболтать содержимое колбы вращательными движениями руки.

3. Открыть колбу и сразу же определить характер и интенсивность запаха, вдыхая воздух. Воздух вдыхать осторожно, не допуская глубоких вдохов!!! Если запах сразу не ощущается или возникают затруднения с его обнаружением, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 600С, опустив колбу в горячую воду.

Вкус и привкус воды.

Вкус и привкусы оцениваются как качественно, так и количественно по интенсивности в баллах. Вкус и привкус воды, обнаруживаемые непосредственно в воде не должны превышать 2 баллов.

Ход эксперимента.

1. Набрать в стакан 100 мл воды.

2. Набрать из стакана 10 – 15 мл воды, подержать ее во рту 3 – 5 сек не проглатывая.

3. Определить вкус и привкус Таблица 4.

4. После определения вкуса воду сплевывают.

Цветность.

Цветность – естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа.

Ход эксперимента.

1. Заполнить пробирку водой до высоты 10 - 12 см.

2. Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении.

3. Отметить наиболее подходящий оттенок. Таблица 5.

Определение рН раствора.

Ход эксперимента.

1. Набрать в стакан 100 мл воды.

2. Опустить универсальную индикаторную бумажку.

3. Сравнить окраску со шкалой.

Обнаружение катионов свинца.

Оборудование и реактивы: хромат калия (10 г растворить в 90 мл воды), пробирки, цилиндр.

Ход эксперимента.

1. В пробирку поместить 10 мл пробы воды, добавить 1 мл реагента.

Pb2+ + CrO42- PbCrO4

Результаты сравнила с таблицей 8.

Обнаружение Fe3+ .

Оборудование и реактивы: роданид аммония (20 г NH4SCN растворить в малом количестве воды и довести до 100 мл раствора), азотная кислота конц., перекись водорода 5 % раствор, пробирки, цилиндр.

Ход эксперимента.

1. К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2 – 3 кап-

ли перекиси водорода и ввести 0,5 мл роданида аммония.

Fe3+ + 3SCN Fe(SCN)3

Результаты сравнила с таблицей 9.

Обнаружение хлорид ионов.

Оборудование и реактивы: нитрат серебра 5 г AgNO3 растворить в 95 мл воды, HNO3 (14), пробирки, цилиндр.

Ход эксперимента.

1. К 10 мл пробы воды прибавить 3 – 4 капли HNO3 и прилить 0,5 мл раствора AgNO3.

Ag+ + Cl- AgCl

Результаты сравнила с таблицей 10.

Обнаружение сульфат ионов.

Оборудование и реактивы: хлорид бария (10 г BaCl2 растворить в 90 г воды), соляная кислота, пробирки, цилиндр.

Ход эксперимента.

1. К 10 мл пробы воды прибавить 2 – 3 капли HCl и прилить 0,5 мл раствора BaCl2.

Ba2+ + SO42-BaSO4

Результаты сравнила с таблицей 11.

Обнаружение нитрат ионов.

Оборудование и реактивы: вода, стаканы, тест-полоски.

Ход эксперимента.

1. Налить отобранную воду в стакан.

2. Опустить тест-полоску на 1с в стакан и стряхнуть с нее лишнюю воду.

3. Подождать 1 мин и сравнить проявившийся цвет с цветом на шкале.

ГЛАВА III

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Гидрологическое исследование родников показало, что вода вытекает спокойно; характер пласта, из которого вытекает вода в обоих случаях – глина. Выход воды на поверхность – из промежутков между участками породы.

Точные географические координаты.

Источник № 1. 54.672813, 26.909142

Источник № 2. 54.672813, 26.865938

Дебит родника, расчеты.

Источник № 1. 1 л воды наполнился среднее за 5,88 с.

Источник № 2. 1 л воды наполнился среднее за 4,35 с.

D = V t

Источник № 1 D = 1  5,88 = 0,17 л/с; 10,2 л/мин; 612 л/ч.

Источник № 2 D = 1  4,35 = 0,23 л/с; 13,8 л/мин; 828 л/ч.

Результаты оформили в виде приложения 6.

Исходя их полученных результатов, видно, что расход воды из второго источника гораздо выше (в 1,35 раз). Источник № 2 имеет большую ширину и глубину родникового ручья.

Исследовав органолептические показатели, имеем. Таблица 7.

Из данных следует, что вода пригодна по температуре и органолептическим показателям. Хорошие органолептические характеристики воды свидетельствуют об отсутствии гнилостных процессов, «зацветании» и затухании воды.

Химическое исследование воды. Таблица 12.

Анализ результатов определения химических свойств проб воды, позволяет сделать вывод о том, что по санитарным показателям она отвечает требованием ГОСТа.

Для сравнения состояния родников из года в год, а также для получения информации заинтересованными людьми, составили экологические паспорта родников, в которые внесли все основные сведения: местонахождение, флора, влияние на окружающую среду, данные физико-химического анализа, благоустройство, использование. Экологические паспорта 1,2.

Связались со старшим научным сотрудником РУП «Центральный НИИ комплексного исследования водных ресурсов» Еленой Ивановной Громадской, данные родники будут зарегистрированы на публичной кадастровой карте РБ среди родников Минской области. Благодарственное письмо 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы цель была достигнута, гипотеза подтверждена, выполнены поставленные задачи и сделаны выводы:

1. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества.

2. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы учащихся.

3. Анализ результатов определения физико-химических свойств проб воды, позволяет сделать вывод о том, что по санитарным показателям она отвечает требованием ГОСТа.

4. Для улучшения состояния родников разработали план мероприятий, благоустроили родники.

5. Составили экологические паспорта родников.

6. Зарегистрировали данные родники в реестре родников Минской области.

Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить состояние водных объектов, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.

Я думаю, что сделала очень важное дело и для природы, и для людей. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу и быстротой рек, и волей океанов, и очарованием озер. Именно они, как никакой другой водный объект, нуждается в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценней, чем самая чистая вода. Без нее нет, и не будет жизни. Поэтому важно следить за тем, чтобы, вода в исследуемых родниках была всегда чистой!

Сохранение природных источников воды – задача всего Человечества. Помочь роднику – значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства.

Я планирую:

- продолжить работу по исследованию экологического состояния указанных родников.

- проводить в школе мероприятия, на которых разъяснять учащимся значимость родников.

- в газете «Шлях перамоги» разместить статью с информацией о родниках.

- обратиться в администрацию сельисполкома за помощью в благоустройстве указанных родников.

- вести контроль за состоянием родников. Осуществлять своевременный уход (очистка, уборка мусора).

Жив родник, значит, есть живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.

По результатам проделанной работы, РУП «Центральный НИИ комплексного использования водных ресурсов» в лице директора Станкевича Александра Петровича выражает благодарность за активное участие в экологических экспедициях по инвентаризации водных объектов: поиск истоков рек и родников Минской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеев, С. В. Практикум по экологии / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина. – М.: АОМДС, 1996. – 190 с.

Алексин, О. А. Руководство по химическому анализу вод суши / О. А. Алексин, А. Д. Семенов, Б. А. Скопинцев. – Л.: Гидрометеоиздат, 2001. – 262 с.

Дмитриев, М. Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде / М. Т. Дмитриев. – Справочник. – М.: Химия, 2001. – 368 с.

Маловичко, А. И. Все о воде / А. И. Маловичко. – М.: Просвещение, 1986. – 186 с.

Сквирский, В. Ф. Питьевая вода и здоровье / В. Ф. Сквирский. – Санкт-Петербургский курьер, 2000 № 49. – 54 с.

Сборник санитарных правил и норм по питьевому водоснабжению. – Министерство здравоохранения РБ, Минск – 2003. – 185 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1 «Мутность воды»

Степень мутности

Мутность не заметна (отсутствует)

Слабо опалесцирующая

Опалесцирующая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная

Таблица 2 «Характер и интенсивность запаха»

Естественного происхождения

Искусственного происхождения

Землистый

Нефтепродуктов

Гнилостный

Хлорный

Плесневый

Уксусный

Торфяной

Фенольный

Травянистый

 

Таблица 3 «Определение характера и интенсивности запаха»

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности

запаха

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды

2

Заметная

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления

3

Отчетливая

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

4

Очень сильная

Запах ощущается на расстоянии

5

Таблица 4 «Определение характера и интенсивности вкуса и привкуса»

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности

вкуса и привкуса

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус сразу не ощущаются, но обнаруживаются при тщательном тестировании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о качестве воды

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от употребления

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению

5

Таблица 5 «Цветность воды»

Слабо-желтая

Светло-желтоватая

Желтая

Интенсивно-желтая

Коричневая

Красно-коричневая

Другая (указать самим)

Таблица 6 «Гидрологическое исследование родников»

 

Характер выхода родника

Точные географические координаты

Дебит, л/с

Ширина родникового ручья, м

Глубина родникового ручья, м

Источник № 1

Вода вытекает

спокойно

54.689384

26.909142

0,17

0,22

0,31

Источник № 2

Вода вытекает спокойно

54.672813

26.865938

0,23

0,25

0,35

Таблица 7 «Физические характеристики воды»

Показатели

Источник № 1

Источник № 2

Температура,0С

8

7

Мутность

Отсутствует

Отсутствует

Запах, в баллах

0

0

Вкус и привкус, в баллах

0

0

Цветность

Прозрачная

Прозрачная

Таблица 8 «Оценка содержания Pb2+»

Прозрачность раствора

Содержание Pb2+, мг/дм3

Опалесценция

0,1 – 20,0

Помутнение раствора

20,1 – 100,0

Желтый осадок

Более 100,0

Таблица 9 «Оценка содержания Fe3+»

Цвет раствора

Содержание Fe3+, мг/дм3

Желтовато-красный

0,4-1,0

Красный

1,1-3,0

Ярко-красный

З,1-10,0

Таблица 10 «Оценка содержания Cl-

Прозрачность раствора

Содержание Cl-, мг/дм3

Слабая муть

1,0 – 10,0

Сильная муть

10,1 – 50,0

Хлопья осаждаются не сразу

50,1 – 100,0

Белый объемистый осадок

Более 100,0

Таблица 11 «Оценка содержания SO42-

Прозрачность раствора

Содержание SO42-, мг/дм3

Слабая муть, проявляющаяся через несколько минут

1,0 – 10,0

Слабая муть, появляющаяся сразу

10,1 – 100,0

Сильная муть

100,1 – 500,0

Большой осадок, быстро оседающий на дно

Более 500,0

Таблица 12 «Химическое исследование воды»

Наименование показателей, единицы измерений

ПДК на методы исследований

Нормы по ПДК

Результаты лабораторных

испытаний, № образцов

1

2

рН, единиц рН

6 – 9

«Унифицированные методы анализа воды» под редакцией Ю. Лавуазье

7

7

Катионы свинца, мг/дм3

0,003

ГОСТ 4388 – 72

-

-

Катионы железа (III), мг/дм3

 0,3

ГОСТ 4011 -72

0,1

0,2

Хлорид ионы, мг/дм3

 350,0

ГОСТ 4245 – 72

10

50

Сульфат ионы, мг/дм3

 500,0

ГОСТ 4389 – 72

-

-

Нитрат ионы, мг/дм3

 45,0

ГОСТ 18826 – 73

-

20

Экологический паспорт родника № 1

1. Местонахождение родника.

Минская обл., Вилейский р/н. На расстоянии 850 метров к северо-западу от д. Любки. На левом берегу реки Черная в 2 метрах от русла. В 3 км от родника проходит трасса Минск – Мядель. Подъезда к роднику нет. От лесной дороги к роднику можно спуститься по очень крутой тропинке. Точные географические координаты: 54.689384;

26.909142

2. Описание ландшафта местности.

Окружающая местность представлена смешанным сосново-елово-березовым лесом с примесью кустарников, среди трав – полынь, крапива, лютик ползучий, подорожник.

3. Геологические условия выхода воды.

Склон сложен суглинком и песчаником. Вода вытекает из трещин данного слоя. Характер вытекания воды спокойный. Источник является нисходящим. Ширина родникового ручья 0,22 м, глубина родникового ручья 0,31 м. Дебит 0,17 л/с. Зимой вода не замерзает.

4. Физические и химические особенности воды родника.

Вода прозрачная, не имеет запаха, приятная на вкус, холодная, почти нейтральная. По химическим показателям соответствует ГОСТам. Наличие не

большого количества железа, хлорид ионы обнаружены, но в допустимых нормах содержания. Катионы свинца, сульфат ионы и нитрат ионы не обнаружены. Все показатели не превышают предельно допустимых концентраций.

5. Использование родника.

Родниковая вода используется жителями, дачниками и грибниками для питьевых целей, консервирования овощей. У населения существует устойчивое мнение о целебных свойствах воды данного источника. Помогает при болезнях глаз.

6. Предложения по охране и рациональному использованию родника.

Так как спуск к роднику очень крутой, необходимо укрепить основную тропу для предотвращения разрушения склона. Очищать периодически родник от мусора, опавших сучьев. На дороге установить указатель, лавочку для уставших путников.

На основании выше сказанного экологическое состояние источника можно оценивать, как удовлетворительное.

Экологический паспорт родника № 2

1. Местонахождение родника.

Минская обл., Вилейский р/н. На расстоянии 1,2 км к северо западу от д. Лески. В 8 км от родника проходит трасса Минск – Мядель. Родник впадает в реку Узлянка, которая находится на расстоянии 700 м от него. Пройти к роднику от лесной дороги можно по протоптанной тропинке (300 м). Точные географические координаты: 54.672813; 26.865938.

2. Описание ландшафта местности.

Растительность представлена мелколиственными породами с преобладанием ольхи, ивы, небольшое разнообразие трав – хвощ полевой, щавель конский, ежа сборная, живучка ползучая.

3. Геологические условия выхода воды.

Местность заболочена. Характер вытекания воды спокойный. Источник является нисходящим. Ширина родникового ручья 0,25 м, глубина родникового ручья 0,35 м. Дебит 0,23 м/с. Зимой вода не замерзает. Для забора воды, в месте выхода источника сделан металлический прямоугольный колодец с крышкой.

4. Физические и химические особенности воды родника.

Вода прозрачная. Не имеет запаха, приятная на вкус, холодная нейтральная. По химическим показателям соответствует ГОСТам. Наличие небольшого количества железа, хлорид ионы, нитрат ионы, но все в допустимых концентрациях. Катионы свинца, сульфат ионы не обнаружены. Все показатели не превышают предельно допустимых концентраций.

5. Использование родника.

Данные показатели делают воду пригодной для хозяйственно-бытового водопользования. Источник питьевой воды.

6. Предложения по охране и рациональному использованию родника.

Очищать родник от мусора, опавших сучьев. На дороге поставить указатель.

Благодарственное письмо

Тезисы

Исследовательская работа

«Живительный родник»

Автор: Маркович Виктория Петровна, учащаяся 11 класса ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района» Минской области, Беларусь

Руководитель: Селюн Светлана Анатольевна, учитель химии ГУО «Любанская средняя школа Вилейского района» Минской области, Беларусь

Цель: оценка современного экологического состояния родников № 1 и № 2 и разработка мероприятий по улучшению их состояния и функционирования.

Задачи:

1. Проанализировать научную и научно-популярную литературу о воде и ее свойствах, о родниках.

2. Провести гидрологическое исследование воды родников.

3. Провести физико-химический анализ качества родниковой воды.

4. Составить экологический паспорт родников.

5. Разработать мероприятия по улучшению состояния родников.

Основная идея. Выяснить, действительно ли родниковая вода является кристально чистой водой.

Актуальность. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они смогут выступать как (единственные) источники питьевой воды для населения. Также от обеспеченности родниками зависит полноводность рек нашей местности. Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слой гравия и песка, что обеспечивает ей естественную природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств и не меняет своей структуры и гидрохимического состава, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая ее каким-либо дополнительным видам очистки.

А что будет, если исчезнут все родники?

Гипотеза: родниковая вода из источников № 1 и № 2 пригодна для питья.

Практическая значимость: остановить процесс разрушения, гибели малых водных объектов. Желание помочь родникам, вылечить их при необходимости. Воспитание любви к природе и малой Родине.

Основные этапы проведенного исследования: гидрологическое исследование родника; физико-химический анализ воды из источников.

Результаты экспериментов:

гидрологическое исследование родников показало, что вода вытекает спокойно; характер пласта, из которого вытекает вода в обоих случаях – глина. Выход воды на поверхность – из промежутков между участками породы.

Точные географические координаты.

Источник № 1. 54.672813, 26.909142

Источник № 2. 54.672813, 26.865938

Дебит родника, расчеты.

Источник № 1. 1 л воды наполнился среднее за 5,88 с.

Источник № 2. 1 л воды наполнился среднее за 4,35 с.

D = V t

Источник № 1 D = 1  5,88 = 0,17 л/с; 10,2 л/мин; 612 л/ч.

Источник № 2 D = 1  4,35 = 0,23 л/с; 13,8 л/мин; 828 л/ч.

Исходя их полученных результатов, видно, что расход воды из второго источника гораздо выше (в 1,35 раз). Источник № 2 имеет большую ширину и глубину родникового ручья.

Исследовали органолептические показатели.

Из данных следует, что вода пригодна по температуре и органолептическим показателям. Хорошие органолептические характеристики воды свидетельствуют об отсутствии гнилостных процессов, «зацветании» и затухании воды.

Анализ результатов определения химических свойств проб воды, позволяет сделать вывод о том, что по санитарным показателям она отвечает требованием ГОСТа.

Для сравнения состояния родников из года в год, а также для получения информации заинтересованными людьми, составили экологические паспорта родников, в которые внесли все основные сведения: местонахождение, флора, влияние на окружающую среду, данные физико-химического анализа, благоустройство, использование.

Связались со старшим научным сотрудником РУП «Центральный НИИ комплексного исследования водных ресурсов» Еленой Ивановной Громадской, данные родники будут зарегистрированы на публичной кадастровой карте РБ среди родников Минской области. За проделанную работу получили благодарность от Центрального научно-исследовательского института комплексного использования водных ресурсов.

В результате проделанной работы цель была достигнута, гипотеза подтверждена, выполнены поставленные задачи и сделаны выводы:

1. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества.

2. Проанализировав методики исследования можно с уверенностью сказать, что они приемлемы для исследовательской работы учащихся.

3. Анализ результатов определения физико-химических свойств проб воды, позволяет сделать вывод о том, что по санитарным показателям она отвечает требованием ГОСТа.

4. Для улучшения состояния родников разработали план мероприятий, благоустроили родники.

5. Составили экологические паспорта родников.

6. Зарегистрировали данные родники в реестре родников Минской области.

Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить состояние водных объектов, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.

Я думаю, что сделала очень важное дело и для природы, и для людей. Родники открывают для нас красоту воды, именно они обладают сразу и быстротой рек, и волей океанов, и очарованием озер. Именно они, как никакой другой водный объект, нуждается в нашей заботе и бережной охране. На свете нет ничего драгоценней, чем самая чистая вода. Без нее нет, и не будет жизни. Поэтому важно следить за тем, чтобы, вода в исследуемых родниках была всегда чистой!

Сохранение природных источников воды – задача всего Человечества. Помочь роднику – значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства.

Я планирую:

- продолжить работу по исследованию экологического состояния указанных родников.

- проводить в школе мероприятия, на которых разъяснять учащимся значимость родников.

- в газете «Шлях перамоги» разместить статью с информацией о родниках.

- обратиться в администрацию сельисполкома за помощью в благоустройстве указанных родников.

- вести контроль за состоянием родников. Осуществлять своевременный уход (очистка, уборка мусора).

Жив родник, значит, есть живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев, С. В. Практикум по экологии / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина. – М.: АОМДС, 1996. – 190 с.

2. Алексин, О. А. Руководство по химическому анализу вод суши / О. А. Алексин, А. Д. Семенов, Б. А. Скопинцев. – Л.: Гидрометеоиздат, 2001. – 262 с.

3. Дмитриев, М. Т. Санитарно-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде / М. Т. Дмитриев. – Справочник. – М.: Химия, 2001. – 368 с.

4. Маловичко, А. И. Все о воде / А. И. Маловичко. – М.: Просвещение, 1986. – 186 с.

5. Сквирский, В. Ф. Питьевая вода и здоровье / В. Ф. Сквирский. – Санкт-Петербургский курьер, 2000 № 49. – 54 с.

6. Сборник санитарных правил и норм по питьевому водоснабжению. – Министерство здравоохранения РБ, Минск – 2003. – 185 с.

Просмотров работы: 143