Мыльная опера

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мыльная опера

Ковальчук Д.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф.Бароненко»
Ишмаева Л.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф.Бароненко»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Красивые волосы - это роскошь, которую

может позволить себе каждая девушка.

Со стародавних времен в традиции было у девушек иметь длинную толстую косу. Это было одним из показателей здоровья. Волосы издревле служили украшением женщины. Не даром женский волос воспет в народном творчестве. До нас дошли и старые сказки, к примеру «Златовласка», рассказывающие о силе и красоте женских волос. И большинство наших прапрабабушек могли действительно похвастаться ею. К сожалению, на сегодняшний день шикарной, ухоженной, объемной копной волос может похвастаться редкая счастливица. «Как же так?» — спросите вы, ведь для ухода за волосами современная косметология предлагает очень большой спектр выбора средств по уходу.

Да и с рекламных проспектов, щитов и телевизионных экранов повсюду говорят, что после применения именно того или иного вида шампуня наши волосы обретут густоту и шелковистость. В магазинах представлено такое разнообразие шампуней, что порой глаза разбегаются. Возникает вопрос: «Какой из них лучше?». Этот вопрос и лег в основу моей работы.

Цель: Узнать соответствуют ли популярные марки шампуней требованиям качества.

Объект исследования: шампунь

Предмет исследования: свойства шампуня

Гипотеза: Мы предполагаем, что чем дороже шампунь, тем он более эффективней.

Задачи:

1. Изучить историю и состав шампуней;
2. Изучить требования, предъявляемые к шампуням;
3. Систематизировать материал;
4. Изучить органолептические свойства шампуней;
5. Экспериментально проверить отвечают ли шампуни некоторым требованиям.
6. Составить презентацию по теме исследования.

Методы исследования: изучение познавательной, научно - популярной литературы и интернет - источников, опрос, наблюдение, экспериментирование, анализ, систематизация и обобщение информации.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История возникновения шампуня

Шампуньмоющее средство, которое представляет собой раствор солей калиевых кислот с добавкой экстрактов трав, ароматических веществ, масел и щелочей, смягчающих воду.

Слово шампунь происходит от названия цветка Champa (чампа), произрастающего главным образом на территории Индии. Из чампа добывали благовонное ароматное масло, которое затем массированными движениями втирали в кожу головы, что и служило великолепным средством для укрепления волос.

В Китае местные жители для улучшения роста волос наносили на них экстракт кедра, который не только укреплял волосы, но и придавал им приятный аромат. В Индонезии в качестве шампуня использовали пепел рисовой соломы и шелухи, который смешивали с водой до образования пены. Правда, после этого волосы становились очень сухими. Вернуть им природный блеск помогало кокосовое масло, которое обладает увлажняющими свойствами и до сих пор используется как один из компонентов при изготовлении некоторых масок для волос. Арабские женщины ухаживали за волосами, заваривая кожуру айвы, а филиппинки заменяли бальзам для волос водой, в которой были замочены стебли алоэ. 

В Европе первый шампунь появился в конце 19 века и представлял собой порошок, в состав которого входила мыльная пудра и травы. Изобретение первого шампуня связано с именем Кейси Херберта.

В 1898 году в Гамбурге некто Ханс Шварцкопф открыл маленький магазинчик по торговле аптекарскими и парфюмерными товарами. Будучи химиком по образованию, он не мог удовольствоваться одной только торгово-посреднической деятельностью. Первые попытки по созданию новых косметических средств по собственным рецептам быстро принесли ему популярность. Магазин «Шварцкопф» превратился в одно из крупнейших в мире предприятий и занял лидирующее место по продаже товаров личной гигиены. Он первым запатентовал косметику для волос в 1903 году.

Долгая научно-исследовательская работа навела не желающего останавливаться на достигнутом Шварцкопфа на мысль о создании «жидкого мыла» для ухода за волосами. Но до создания прототипа современного шампуня Шварцкопфу понадобилось еще шесть лет. И в 1933 году, наконец, появилось первое бесщелочное средство — шампунь Onalkali, получивший всеобщее признание.

Со временем у компании Шварцкопф появлялись конкуренты. Уже в 1934 году компания «Лореаль» выпустила первый в истории шампуня жидкий шампунь в состав которого не входило мыло. Но, несмотря на постоянное развитие истории шампуня, в Европе он оставался косметическим средством, которое было недоступно для бедных слоев населения. Ситуацию изменили американцы, выпустив шампунь, который мог купить практически каждый.

1.2. Химический состав шампуней

Для изучения состава шампуня мы внимательно рассмотрели этикетки на образцах. Нас удивило, что на всех этикетках исследуемых шампуней состав написан на английском языке. Первый вывод, который можно сделать по изучению этикеток: обычный покупатель не сможет даже просто прочитать без переводчика или словаря состав шампуня.

С помощью компьютерного переводчика мы перевели на всех этикетках изучаемых шампунях текст по составу и выявили, что в состав входят следующие компоненты:

Вода (aqua). Обычно стоит на первом месте в перечислении состава на упаковке, вода – это базовый компонент, в который замешиваются все остальные компоненты. Вода составляет около 80 % всех компонентов.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Аммоний лаурил сульфат (AmmoniumLaurylSulfate) / Аммоний лаурет сульфат (AmmoniumLaurethSulfate) / Натрий лаурил сульфат (SodiumLaurylSulfate). Моющие средства, которые очищают волосы.

Детергенты среднего пенообразования. Кокамид DEA, MEA, или TEA (Cocamide DEA, MEA, или TEA) / Кокамидопропил бетаин (CocamidopropylBetaine). Это моющие средства, которые добавляются для образования мыльной пены. Кроме того, эти детергенты увлажняют и сгущают формулу шампуня для того, чтобы он легче распределялся.

Уровень pH. Цитрат натрия, или натриевая соль лимонной кислоты (SodiumCitrate). Это вещество держит на необходимом уровне pH шампуня (слегка кислый уровень) во время мытья волос. Цитрат натрия позволяет удалять с волос грязь и жир, а также помогает выравнивать кутикулы волос (чешуйки на каждом волосе), чтобы волосы выглядели гладкими и блестящими.

Воск. Гликоль дистеарат (GlycolDistearate) / Стеарат (Stearate). Эти вещества являются восками и добавляются в шампунь для улучшения внешнего вида и консистенции массы: они дают массе шампуня жемчужный блеск и позволяют шампуню легко вытекать из бутылки.

Смягчающие компоненты. Поликватерниум (Polyquaternium) / Кватерниум (Quaternium). Уплотняют шампунь и кондиционируют волосы.

Силиконовые масла. Диметикон (Dimethicone) / Циклометикон (Cyclomethicone). Покрывают и сглаживают кутикулы волоса, утолщая волос, уменьшая статическое электричество и добавляя волосам блеска. Кроме того, они облегчают расчесывание волос.

Увлажнитель. Пантенол (Panthenol). Форма витамина В, этот усердный увлажнитель (помогает волосам привлекать и удерживать влагу) работает изнутри и снаружи волоса: он проникает в кутикулу волоса и увеличивает ее, а также покрывает сверху для придания блеска.

Спирты. Цетиловый (Cetyl) / олеиловый (Oleyl) / стеариловый (Stearyl) спирты. Это гидратированные спирты, которые прикрепляется к внешней стороне ствола волоса и действуют как смазочный материал.[1]

1.3. Требования, предъявляемые к шампуням.

1. Очищающий эффект. Моющее действие шампуней проявляется в отношении частичек грязи и кожного жира, находящихся на волосах и коже головы, а также роговых частиц и пота. Оно связано с наличием в композиции шампуня ПАВ;

2. Пенообразование. Наличие густой, мягкой, кремообразной устойчивой пены является потребительским преимуществом шампуня. Пена должна быть обильной, мелкодисперсной, кремообразной, приятной на ощупь, легко смываемой, обладать структурной прочностью, не сползать самопроизвольно на глаза. Пенообразование осуществляется преимущественно за счет анионных ПАВ, другие ПАВ - малопенные;

3. Хорошо распределяться по волосам. Это очень важное потребительское свойство шампуня. Во многом оно зависит от вязкости шампуня (его консистенции). Слишком жидкий шампунь, не задерживаясь, сливается с волос, а слишком густой остается на месте нанесения. Иногда, шампунь хорошо распределяется по волосам, но маслянистый на ощупь. Это говорит о переизбытке пережиривающих компонентов либо несбалансированности составных элементов продукта. Такой шампунь после использования не дает чувства промытых, чистых, пушистых волос;

4. Легкость смывания. Шампунь должен легко вымываться. Остатки ПАВ отрицательно воздействуют на кожу головы и волосы. Чтобы избежать этого, желательно смывать шампунь большим количеством воды, а наносить шампунь надо сначала на руку, а затем распределять по волосам. Концентрированный шампунь перед употреблением разводят водой.

5. Быть мягкими по отношению к коже головы и слизистой оболочке глаз;

6. Обеспечивать кондиционирующий эффект, т.е. легкое расчесывание волос в мокром и сухом виде и хорошую укладку;

7. Придавать волосам блеск и здоровый вид;

8. Иметь приятный цвет и запах, соответствующий «образу продукта»;

9. Иметь рН, близкий к рН кожи головы и кератина волос (5,5 - 6,5), кроме шампуней специального назначения;

10. Быть экономичными и иметь удобную упаковку.

11. Безопасность продукта. Любой шампунь должен быть безопасен для человека и окружающей среды. Безопасность для окружающей среды связана с биоразлагаемостью основных компонентов без образования токсичных продуктов.

Но так ли верны доводы производителей о высоком качестве шампуней для волос? Попробуем разобраться, соответствуют ли шампуни этим требованиям?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Проведение опроса на определение самого популярного шампуня

Для того, чтобы определить наиболее используемые шампуни и протестировать их, был проведен опрос, в котором был задан вопрос: «Каким шампунем вы пользуетесь?». Наиболее используемыми шампунями оказались марки «Shauma», «Pantene», «Elseve», «Чистая линия». Также были определены следующие шампуни марок: Garnier, Dove, Dolce milk. Данные представлены в диаграмме 1.

Рисунок 1. – Популярность шампуня

Какой из этих шампуней самый лучший?

Для того чтобы ответить на этот вопрос я провела эксперимент

2.2. Изучение ценового предложения

Марка шампуня (объем 400 мл)

Цена в рублях

1.

Образец 1

380- 420

2.

Образец 2

280 - 360

3.

Образец 3

290 - 320

4.

Образец 4

90 – 130

5.

Образец 5

180 - 220

6.

Образец 6

130-160

Вывод: Изучив ценовое предложение в магазинах нашего города, мы заметили, что есть дешевые марки шампуней, а есть и дорогие. Исходя из этого мы выдвинули нашу гипотезу.

2.3. Органолептические свойства шампуня

Таблица 1. – Органолептические свойства шампуней

Марка шампуня

Цвет

Запах

Консистенция

1

Образец 1

Жемчужный (белый)

Средний

Густой

2

Образец 2

Перламутровый

Средний

Жидкий

3

Образец 3

Белого цвета с переливами

Сильный

Очень густой

4

Образец 4

Прозрачный

(бирюзовый)

Слабый

Жидкий

5

Образец 5

Матовый(белый)

Средний

Очень густой

6

Образец 6

Оранжево -желтый

Сильный

Густой

2.4. Определение пенообразования шампуня

Далее мы выяснили, какой из изучаемых шампуней при мытье образует больше пены. Именно образование большого количества пены обеспечивает удаление с волос и кожи головы различных загрязнений. Плотная и нежная пена не только создает приятные ощущения, но и помогает распределить очищающие компоненты по коже головы, между волосами и по всей их длине для тщательного очищения. 

Мы налили в пробирку 1 мл шампуня, добавили 2 мл воды, закрыли пробирку пробкой и встряхивали раствор. Шампунь растворялся в воде, и образовывалась пена. Количество пены мы измеряли линейкой. Результаты занесли в таблицу 2.

Таблица 2. – Количество пены

Марка шампуня

Количество пены (в см)

1

Образец 1

5,5

2

Образец2

6

3

Образец3

6,5

4

Образец 4

6

5

Образец 5

5

6

Образец6

7

Данный эксперимент позволил сделать вывод, что лидером по пенообразованию является шампунь под образцом 6.

2.5. Определения pH шампуня

Волосы у каждого из нас, как и кожа также имеют свой уровень pH. В состав волос входит некоторое количество влаги, поэтому в нормальном состоянии волосы обладают немного кислой средой, нормальный уровень кислотно-щелочного баланса волос находится в диапазоне pH 4.5-5.5.

Мы определили значение рН каждого из исследуемых образцов. Для этого мы опускали в пробирку с шампунем индикаторную бумажку, наблюдали изменение окраски индикатора и по шкале определяли значение рН.

Рисунок 2. - pH шампуней

Вывод: Таким образом, мы видим, что все образцы шампуней соответствуют нормальному уровню pH 5,5

2.6. Моющая способность шампуней

Оборудование: белые шерстяные нитки,стеклянные пиалы, вода, земля, образцы шампуней, часы.

Белые нитки тщательно испачкали грязью, затем замочили в мыльном растворе шампуня (5 мл шампуня (1 ч.л.) на 100 мл воды) на 10 минут. Затем взбалтывали в течение 30 секунд, отжали, сполоснули, высушили.

Вывод: Лучше всех отмыли шерстяные нитки шампуни под образцами № 3 и № 4

2 .7. Определение лучшего запаха

Для определения лучшего запаха шампуня взяли шампуни и налили в стаканы. Респондентам было предложено выбрать лучший шампунь на запах.

Результаты представлены в Диаграмме 2.  

Рисунок 3. - Число голосов

Вывод: наиболее понравившимся оказался шампунь под образцом № 6.

2.8. Обнаружение масел

В пробы мы добавили раствор марганцовки.

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Образец 4

Образец 5

Образец 6

           

Результат: Образы под номерами 1, 2, 5, 6 приобрели коричнево - желтоватый цвет. Значит в этих шампунях есть масла, которые обесцветили марганцовку. В образцах под номерами 3 и 4 окрашивания не произошло, значит они заменены на другие компоненты, либо их содержание незначительно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполняя работу, я провела социальный опрос среди сверстников на определение популярных марок шампуней, изучила ценовое предложение в магазинах нашего города. На основании изученных требований, предъявляемых к шампуням провела экспериментирование и установила:

Марка

Показатель

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Пенообразование

(количество пены в см.)

5,5

6

6,5

6

5

7

pH

5,5

5,5

5,5

5,5

5,5

5,5

Моющая способность

хорошо

хорошо

отлично

отлично

хорошо

хорошо

Лучший запах

(% голосов)

19%

9,4%

6%

6,6%

11,4%

48%

Обнаружение масел

есть

есть

нет

нет

есть

есть

1. Наиболее понравившимся оказался шампунь под образцом №6

2. Лучшие моющие свойства показали образцы №3 и № 4

3. Самым производящим пену является образец №6.

4. Все заявленные образцы шампуней соответствуют нейтральному уровню pH

5. По наличию масел лидируют шампуни под образцами 1, 2, 5, 6.

Таким образом можно сделать вывод, что все заявленные шампуни соответствуют требованиям, т.к. разница в показателях порой незначительна. По результатам нашего исследования лидирует шампунь под образцом №6. Значит наша гипотеза не подтвердилась, дешевые образцы шампуней, ничуть не уступают дорогим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е. В. Кузина, О. В. Ларина, Т. В. Титкова, О. А. Щеглова. Энциклопедия открытий и изобретений человечества. — ООО "Дом Славянской книги", 2006.

2. Кривова А.Ю., Паронян В.Х. Технология производства парфюмерно-косметических продуктов. - М.: ДеЛи принт, 20

3. https://история-вещей.рф/byitovaya-himiya/istoriya-shampunya.html

4. https://hairmaniac.ru/kak-pravilno-chitat-sostav-shampuney.html

5. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-shampun-i-zdorove-volos-1986693.html

6. https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2020/04/22/fiziko-himicheskie-svoystva-shampuney

Просмотров работы: 33