Влияние маркетинга на потребителя

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние маркетинга на потребителя

Лукиянец О.С. 1
1МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа №5"
Кисин В.А. 1
1МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования «Влияние маркетинга на потребителя» обусловлена следующими факторами. В плане социальной значимости можно сказать, что в настоящее время проблема осознанного потребления усиливается через стимулирующее воздействие маркетинга на потребителя, знание механизмов которого позволит уменьшить проблему на уровне индивида. В свою очередь личная значимость заключается в приобретении знаний в сфере влияния маркетинга на поведение потребителя и их использование в процессе потребления благ в личном плане.

На основе личной значимости темы было выявлено противоречие между потребностью в принятии грамотных самостоятельных финансовых решений в процессе потребления благ и отсутствием знаний в сфере влияния маркетинга на процесс принятия таких решений. Данное противоречие диктует проблему исследования, которая заключается в отсутствии знаний в сфере влияния маркетинга на поведение потребителя, являющееся объектом исследования. В качестве предмета в этой связи определим влияние маркетинга на потребительское поведение.

Основываясь на формулировке проблемы, обозначим цель исследования – выявить влияние маркетинга на поведение потребителя и на основе этого выработать рекомендации рационального потребительского поведения.

Для достижения поставленной цели потребуется выполнение следующих задач:

1. Теоретическая: Изучить теоретические источники по теме исследования.

2. Практическая: Провести социологический опрос на предмет выявления влияния маркетинговых инструментов на поведение потребителя.

3. Творческая: Выработать рекомендации рационального потребительского поведения в условиях влияния маркетинга.

Выполнение каждой задачи позволит достичь следующих результатов:

1. будет изучено не менее 10 теоретических источников по теме исследования;

2. будет проведен социологический опрос на предмет выявления влияния маркетинговых инструментов на поведение потребителя;

3. будут выработаны рекомендации рационального потребительского поведения в условиях влияния маркетинга.

В ходе исследования предполагается использование теоретических, эмпирических и специальных методов, а именно:

1. Теоретические: определение понятий, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

2. Эмпирические: социологический опрос.

3. Специальные: статистические методы.

Результаты исследования будут представлены в двух разделах.

Первый раздел будет посвящён теоретическим основам проблемы исследования. Здесь в процессе изучения литературы будет дано определение маркетинга и рассмотрена классификация его инструментов с характеристикой каждого.

Во втором разделе будет представлен социологический опрос на предмет выявления влияния маркетинговых инструментов на поведение потребителя, который будет включать в себя: описание опроса, оценку и анализ его результатов, а также выводы и рекомендации по результатам.

Работа базируется на трудах таких авторов в сфере маркетинга, как: Филип Котлер, Елена Пономарева, Джек Траут, Эл Райс, Завьялов П.С., Панкрухин А.П., А.А. Романова, В.П. Басенко, Б.М. Жуков, Акулич И.Л., Н.К. Розова, В.Н. Ерёмин.

Раздел 1. Теоретические основы маркетинга и потребительского поведения

1.1. Понятие маркетинга

Изучение рынка и особенностей поведения его участников нельзя представить без маркетинга, с которым, так или иначе, встречается каждый потребитель в процессе удовлетворения своих потребностей через потребление различных товаров и услуг.

Этимология термина «маркетинг» рассказывает нам о том, что он произошел от «market» (англ. «рынок») и «ing», что указывает на активную деятельность, а сам термин «marketing» можно перевести как «рыночная функция», «действие на рынке», «деятельность в условиях рынка», или «рыночная деятельность». [5, с. 16] Однако, более углубленное изучение данного понятия позволяет говорить о его многозначности, что связано с обозначением под этим термином разных сфер человеческой жизни, которые можно сгруппировать следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Категории понятия «маркетинг» (схема автора)

Рассмотрим более подробно каждую категорию.

Одним из основоположников понимания маркетинга как профессиональной деятельности человека можно считать Ф. Котлера, который говорил, что «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». [9, с. 21] Осуществляя эту деятельность, по мнению Котлера, человек, таким образом, проводит работу с рынком, результатом чего являются обмены, «цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей». [9, с. 29] Сами люди, работая с рынком ради обменов, могут изучать особенности своей профессии посредством соответствующей дисциплины маркетинга, а потому она предназначена для таких профессий, как «коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, управляющие по новым и марочным товарам и т.п.» [9, с. 18]

Схожей точки зрения придерживается и ряд других ученых в области маркетинга, например, Э. Джерома МакКарти из университета штата Мичиган маркетинг. При этом стоит отметить, что сам Ф. Котлер не остановился на столь узком понимании маркетинга как профессиональной деятельности, а отождествил его с более высокими категориями, такими как искусство и наука. Аналогичный подход можно обнаружить и в трудах Панкрухина А.П.: «Маркетинг в первом приближении – это такая философия, стратегия и тактика участников рыночных отношений и взаимодействий, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к рыночному успеху организаций и приносят пользу обществу». [6, с. 35]

Изучая организационные структуры компаний, нередко можно встретить в их составе обособленные подразделения, занимающиеся маркетингом и выполняющие ряд функций, обеспечивающих доведение товара или услуги компании до конечного потребителя.

В этом контексте маркетинг выступает как категорий управления и «представляет собой концепцию управления организацией, согласно которой вся ее деятельность в интересах достижения поставленных целей направлена на удовлетворение существующих и перспективных требований рынка. Говоря иными словами, маркетинг можно рассматривать как интегративную функцию менеджмента». [2, с. 9]

Таким образом, при рассмотрении маркетинга стоит отметить, что он может выступать в форме профессиональной деятельности людей, которые выполняют соответствующие функции на рынке по удовлетворению его требований в рамках целей организации и выстроенной концепции бизнеса, являющейся управленческой философией высшего менеджмента.

1.2. Классификация инструментов маркетинга и их характеристика

Комплекс маркетинга (инструменты маркетинга) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. «Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и продвижения:

1. Товар – это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку.

2. Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Назначенная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой ценности, иначе покупатели будут приобретать товары конкурентов.

3. Методы распространения – всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.

4. Методы продвижения – всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его». [9, с. 64]

Как правило, эти 4 группы именуют «четыре Р» (по первым буквам соответствующих английских слов – product, price, place, promotion). Все элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны между собой. Цель комплекса маркетинга заключается в том, чтобы покупатели принимали решения о приобретении товаров конкретной фирмы.

Рассмотрим более подробно элементы комплекса маркетинга:

1. Товар.

В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт. [7, с. 153]

Способствовать процессу удачного позиционирования товаров призвано придание им специальных названий – торговых марок. Торговая марка – это имя, термин, знак, символ, рисунок, образ, цвет или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя (продавца) или их группы и их дифференциации от услуги товаров конкурентов. Та часть марки, которую можно произнести, называется марочным названием, та часть, которую можно нарисовать, – марочным знаком, а та часть, которая обеспечена правовой защитой, – товарным знаком. [6, с. 256]

Другим сопутствующим элементом является упаковка, которая может выполнять функцию стимулирования спроса. Так, горчицу или шоколадный крем часто упаковывают в кружки или бокалы, которые могут быть затем использованы для напитков.

2. Цена.

Вторым компонентом комплекса маркетинга является цена, которая должна удовлетворить как потребителя, так и производителя, и которая влияет и от части зависит от каналов распределения и продвижения товаров.

3. Распространение (распределение) товаров.

Под распределением товаров имеется в виду установление определенной совокупности мероприятий, в результате выполнения которых обеспечивается перемещение необходимых товаров в пространстве и времени от производителя к месту продажи и потребления. Эффективная политика распределения может быть обеспечена, если одновременно с производителем в доставке товаров и в смене собственности на них непосредственное участие принимают и другие предпринимательские структуры. При этом совокупность фирм, а также отдельных людей, принимающих на себя право собственности или способствующих его передаче другим по пути движения товара от производителя к потребителю, образует канал распределения. Сколько и каких каналов распределения следует каждой конкретной фирме выбрать – это одно из основных решений, необходимых к принятию в процессе реализации политики распределения.

4. Продвижение.

Фирма поступит благоразумнее, если побеспокоится о своем имидже, создаст мнение о престижности своих товаров. Это обеспечивается путем разработки и правильной реализации политики продвижения товара, или коммуникационной политики фирмы. Эта политика реализуется благодаря использованию таких средств коммуникации, как: реклама; личная продажа; стимулирование продаж; общественные связи. Все они образуют комплекс коммуникаций, или комплекс стимулирования.

Таким образом, при рассмотрении инструментов маркетинга можно выделить четыре основных фактора, в роли которых выступают: товар, цена, методы распространения и продвижения. Каждый из них обладает характеристиками, помогающими фирме оказать воздействие на спрос своего товара.

Выводы по разделу 1:

1. На основании первого параграфа можно сделать вывод о многозначности определения маркетинга. Он может выступать как в качестве профессиональной человеческой деятельности, так и в качестве искусства, философии рыночных отношений. К тому же «маркетинг» может являться одной из категорий управления.

2. На основе второго параграфа можно сделать вывод о существовании четырёх основных компонентах комплекса маркетинга (товар, цена, методы распространения и продвижения), обладающих свойственными им характеристиками, которые помогают фирме оказать воздействие на спрос товара.

Раздел 2. Социологический опрос на предмет выявления влияния маркетинговых инструментов на поведение потребителя

2.1. Описательная часть социологического опроса

Данное исследование проводилось в форме интернет-опроса жителей Волховского муниципального района и города Волхова с 11 февраля 2022 года по 16 февраля 2022 года. Всего в ходе опроса было опрошено 102 человека.

Исследование посвящено выявлению предпочтений потребителей к таким качествам товара как: внешняя упаковка, многофункциональность, новизна, удобство и уникальность товара, а также к его цене, близости размещения и бренду. В этой связи исследованию подвергались только личные взгляды и предпочтения опрашиваемых. Полученные результаты исследования носят субъективный характер и, в то же время, являются отправной точкой анализа степени влияния маркетинга на жителей Волховского муниципального района и города Волхова.

Проблематика исследования заключается в определении степени влияния маркетинговых приёмов на потребителя.

Цель исследования определяет направления и содержание рекомендаций по рациональному поведению потребителя.

Объектом исследования являются мнения жителей города Волхова и Волховского района по вопросу приобретения товаров. В качестве предмета исследования выступает оценка степени влияния маркетинга на потребителей.

Задачи исследования сводятся к следующим:

1. определение характеристик целевой группы – пол, возраст;

2. определение приоритетных критериев товара при его приобретении;

3. выявление наиболее сильно воздействующих на потребителя маркетинговых приёмов.

Инструментарий исследования: для опроса был использован один вид анкеты, форма, содержание и дизайн которой представлен в приложении.

Оценка респондентов по половозрастному критерию представлена в таблице 1.

Таблица 1. Респонденты по половозрастному критерию

Возраст, лет

до 25

от 25 до 45

от 45 до 65

старше 65

Процент респондентов

51%

27,5%

11,8%

9,7%

Пол

женский

мужской

Процент респондентов

69,6%

30,4%

По данным таблицы можно увидеть, что большая доля опрошенных (51%) – люди в возрасте до 25 лет. Немалую долю (27,5%) от общего количества респондентов занимают люди от 25 до 45 лет. Также в опросе поучаствовали лица от 45 до 65 лет и старше (21,5%).

Также можно увидеть, что больше половины опрошенных – женщины (69,6%), доля мужчин составляет 30,4% от общего числа респондентов.

2.2. Анализ и оценка результатов социологического опроса

Далее проведем анализ результатов опроса в рамках предмета исследования. При ответе на первый вопрос «Какой из кухонных приборов Вы выбрали бы для чистки овощей?» 64,7% опрошенных выбрали вариант «овощечистка с двумя лезвиями» и только 35,3% «кухонный нож» (прил. 2, рис. 2). Так как данный вопрос направлен на оценку предрасположенности потребителя к новизне и технологичности товара, то можно сказать о том, что 64,7% респондентов (около 2/3) имеют высокую предрасположенность к данным критериям товара, а 35,3% - низкую.

На рис. 3 в прил. 2 (по результатам ответов на вопрос «Какой контейнер для хранения еды Вы выбрали бы?») видно, что ответы респондентов поделились поровну. Так как суть данного вопроса – выявить предрасположенность потребителя к многофункциональности товара, то можно сказать о том, что у половины опрошенных высокая предрасположенность к данным критериям, а у другой половины – низкая. Это означает, что многофункциональность товара не оказывает высокого влияния на поведение потребителя.

Следующий вопрос направлен на определение предрасположенности опрошенных к внешнему виду товара и удобству в использовании (прил. 2, рис. 4). 55,9% участников опроса выбрали вариант «силиконовая», таким образом, предрасположенность этого числа респондентов к данным критериям высокая. У 44,1% опрошенных, выбравших другой вариант ответа, такая предрасположенность низкая.

При ответе на 4-й вопрос опроса (прил. 2, рис. 5) «Какие бумажные салфетки Вы приобрели бы?» около 67% респондентов выбрали первый вариант, то есть однотонную упаковку салфеток, а около 33% – второй (яркую упаковку в форме фруктовых долек). Таким образом, большую часть респондентов (66,7%) не привлекает яркая упаковка товара. Однако 33,3% опрошенных остановили свой выбор именно на упаковке с цветным рисунком, из чего следует, что их предрасположенность к яркому внешнему виду упаковки высокая.

По результатам пятого вопроса (прил. 2, рис. 6) можно увидеть, что 40,2% опрошенных выбрали вариант 1, то есть стандартные тарелки, но вариант 2 (тарелки в форме морских ракушек) выбрали 59,8% от общего числа респондентов. Таким образом, у 59,8% опрошенных высокая предрасположенность к необычной форме и дизайну товара, а примерно у 40% такая предрасположенность низкая.

В 6-м вопросе (прил. 2, рис. 7), так же, как и в 4-м, акцент ставился на внешнюю упаковку товара. По данным графика видно, что 79,4% респондентов выбрали второй вариант, то есть более новую упаковку товара. Таким образом, можно сказать, что у около 79% опрошенных высокая предрасположенность к новизне упаковки товара, а примерно у 21% респондентов – низкая.

В седьмом вопросе (прил. 2, рис. 8) оценивается предрасположенность потребителя к уникальным свойствам товара. 70,6% респондентов из предложенных вариантов чая выбрали «чёрный классический», больше 29% выбрали «для поддержания иммунитета». Из результатов видно, что большая часть опрошенных имеет низкую предрасположенность к уникальным свойствам товара, но 29,4%, остановив свой выбор на другом ответе, имеют высокую предрасположенность к данному критерию.

Восьмой вопрос (прил. 2, рис. 9) был направлен на выявление предрасположенности потребителя к бренду товара. По графику видно, что для большей части (55,9%) опрошенных данное условие имеет особую важность, а значит их предрасположенность к этому критерию высокая. Меньшая же часть (44,1%) респондентов не придаёт особого значения бренду товара, так как имеет низкую склонность к этому критерию. С 1-го по 8-й вопросы оценивалось общее влияние маркетинга по элементу «товар».

В следующем вопросе (прил. 2, рис. 10) оценивается предрасположенность потребителя к более дешевым товарам и к близости их расположения. По графику очевидно, что большая часть опрошенных (58,8%) купила бы товар за 100 рублей и не пошла бы в другой магазин, где он дешевле. Таким образом, именно данные респонденты имеют низкую предрасположенность к дешёвым товарам, но высокую к близости расположения продукта. Остальные 41,2% участников опроса, выбравшие второй вариант ответа, наоборот имеют высокую предрасположенность к дешёвым товарам, но низкую к близости их расположения.

Суть десятого вопроса (прил. 2, рис. 11) – определить предрасположенность потребителя к цене и скидкам. 81% опрошенных предпочли бы купить телефон со скидкой, нежели без неё, как выбрали 19% респондентов. Из этого можно сказать, что 81% участников опроса имеют высокую предрасположенность к скидкам на товар и ориентированы на более низкую цену, а 19% - низкую предрасположенность к скидкам и не придают значения цене. С 9-го по 10-й вопросы оценивалось общее влияние маркетинга по элементу «цена».

В 11-м вопросе (прил. 2, рис. 12) участникам нужно было отметить более предпочтительный для них способ доставки товаров. Около 14% опрошенных выбрали вариант «самовывоз на другом конце города за 10 км». Таким образом, данные респонденты имеют высокую предрасположенность к более низкой цене доставки, но низкую к удобству получения товара. Чуть больше 39% участников опроса выбрали «доставка курьером за 300 руб.». Можно сделать вывод о том, что данное количество респондентов имеет низкую предрасположенность к низкой стоимости доставки, но более высокую к удобству получения товара. Вариант «доставка Почтой России за 150 рублей» стал самым популярным. Его выбрало чуть больше 47% опрошенных, для которых характерны средняя степень предрасположенности к низкой стоимости доставки и к удобству получения товара. С помощью 11-го вопроса оценивалось влияние маркетинга по элементу «товародвижение».

В ходе двенадцатого вопроса (прил. 2, рис. 13) респондентам нужно было ответить на вопрос: «Какой источник получения информации о товаре Вы чаще используете?» По результатам вопроса видно, что 54,9% узнают о товаре через интернет-рекламу. Также, довольно высокий показатель (32,4%) был и у варианта ответа «радио и телереклама». Остальные 12,7% распределились между вариантами: «реклама в прессе», «печатная реклама» и «почтовая реклама (эл. почта)».

Таким образом, можно сказать о том, что самым популярным видом рекламы можно считать интернет-рекламу.

С помощью 12-го вопроса оценивалось влияние маркетинга по элементу «товаропродвижение».

2.3. Выводы и рекомендации по результатам социологического опроса

Сведем полученные результаты анализа опроса в общую таблицу:

Таблица 2. Сводные итоги опроса

Оцениваемый критерий

Предпочтения, %

Важно

Маловажно

1

Новизна и технологичность товара

64,7

35,3

2

Многофункциональность товара

50,0

50,0

3

Внешний вид товара и удобство использования

55,9

44,1

4

Внешний вид упаковки, наличие ярких цветов

33,3

66,7

5

Необычная форма товара

59,8

40,2

6

Внешний вид, новизна упаковки

79,4

20,6

7

Уникальные свойства товара

29,4

70,6

8

Бренд товара

55,9

44,1

По элементу маркетинга «товар», среднее значение

53,55

46,45

9

Низкая цена

41,2

58,8

10

Скидка в цене

81,0

19,0

По элементу маркетинга «цена», среднее значение

61,10

38,90

11

Удобство получения товара

39,2

13,7

12

Стоимость доставки

13,7

39,2

13

Близость товара

58,8

41,2

По элементу маркетинга «товародвижение», среднее значение

37,23

31,37

14

Канал продвижения онлайн

87,3

12,7

По элементу маркетинга «товаропродвижение»

87,30

12,70

Средний показатель важности приемов

54,53

25,34

Исходя из выше представленных данных по проведённому опросу с целью выявить влияние маркетинга на жителей Волховского муниципального района и города Волхова следуют выводы:

1. Результаты анализа целевой группы по половозрастному критерию показали, что основную часть респондентов составляют лица до 45 лет, среди которых преобладают опрошенные женского пола.

2. Социологический опрос выявил, что приоритетными критериями товара для большей части респондентов являются: новизна, технологичность, удобство в использовании, необычность формы, бренд, наличие скидки, а также удобство получения товара при доставке. Средний показатель важности данных критериев составляет 54,53 из 100%. Это означает, что более половины опрошенных совершают покупки под воздействием тех или иных маркетинговых приемов.

3. Из второго пункта следует, что наиболее эффективными маркетинговыми приёмами являются: выпуск нового, необычного товара, удобного в использовании; установление скидки на товар; возможность удобной для потребителя доставки, а также распространение рекламы в интернете и на телевидении.

Как видно из таблицы 2, часть потребителей, опрошенных в ходе проведения социологического опроса, подвержены существенному влиянию маркетинговых приемов, направленных на стимулирование совершить покупку. В частности, ряд критериев товара, по которым потребители осуществляют выбор, не связаны с его прямым предназначением, а лишь придают дополнительную привлекательность в виде новизны упаковки, внешнего вида, близости товара к потребителю и т.д. При этом стоит отметить, что данные маркетинговые приемы лишь усиливают удовлетворенность потребителя от процесса покупки, и почти не влияют на степень удовлетворения его потребности. Например, необычная форма тарелки, выбранная 59,8% потребителей, никак не влияет на степень удовлетворения от пищи и, скорее всего, они не будут использованы на повседневной основе.

Также опрос показал, что большую часть информации о товаре люди получают из интернета и телевидения. Это совершенно не удивительно, так как большая часть населения обширно использует данные каналы связи.

На основе полученных результатов социологического опроса можно сформулировать ряд рекомендаций по рациональному потребительскому поведению, которые изложим в памятке.

Памятка рационального потребительского поведения.

1. Планируйте покупки заранее.

Если перед приходом в магазин будет написан список продуктов, то, с большей вероятностью, вы будете проходить прилавки с теми продуктами, которые вы не планировали покупать.

2. При покупке товара важно исходить из своих потребностей и не поддаваться под влияние низкой цены.

Большая часть продавцов готовы специально наклеивать бумажки со славами «Скидка!», «Sale» и т.д., хотя на самом деле никакой скидки и нет.

Также некоторые продавцы специально завышают цены в дни скидок. Таким образом, вы покупаете товар, думая, что сэкономили, но на самом деле заплатили ровно столько же, сколько и в дни без скидки.

3. Нужно понимать, что производители будут пытаться завлечь вас новизной упаковки. Если не покупали такой товар ранее, а сейчас он Вас привлёк, то сначала задумайтесь: «Действительно ли Вам нужен этот товар? Или он будет в дальнейшем просто стоять и пылиться на полке?».

4. Пытайтесь меньше обращать внимание на рекламу.

Выводы по разделу 2:

1. На основе первого параграфа можно сделать вывод о том, что социологический опрос был направлен на определение приоритетных критериев товара при его приобретении и выявление наиболее сильно воздействующих на потребителя маркетинговых приёмов.

2. На основе второго параграфа можно сделать вывод о том, самыми эффективными маркетинговыми приёмами являются: выпуск нового, необычного товара, удобного в использовании; установление скидки на товар; возможность удобной для потребителя доставки, а также распространение рекламы в интернете и на телевидении. Именно эти условия оказались наиболее приоритетными для покупателей при выборе товара.

3. На основе третьего параграфа можно получить рекомендации по рациональному потребительскому поведению, составленные на основе результатов социологического опроса.

Заключение

Данное исследование было выполнено на тему «Влияние маркетинга на потребителя», так как, на наш взгляд, в настоящее время проблема осознанного потребления усиливается через стимулирующее воздействие маркетинговых приёмов, оказываемых на потребителя.

Проблема исследования – отсутствие знаний в сфере влияния маркетинга на поведение потребителя – была решена.

Цель была достигнута – выявлено влияние маркетинга на поведение потребителя и на основе этого выработаны рекомендации рационального потребительского поведения.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

1. изучено не менее 10 теоретических источников по теме исследования;

2. проведен социологический опрос на предмет выявления влияния маркетинговых инструментов на поведение потребителя;

3. выработаны рекомендации рационального потребительского поведения в условиях влияния маркетинга.

Данные задачи были достигнуты с помощью теоретических, эмпирических и специальных методов, а именно:

1. Теоретические: определение понятий, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

2. Эмпирические: социологический опрос.

3. Специальные: статистические методы.

Результаты исследования представлены в двух разделах.

По результатам первого раздела, посвящённого теоретическим основам проблемы исследования, выяснилось, что:

1. Определение маркетинга многозначно. Он может выступать в качестве профессиональной человеческой деятельности, в качестве искусства, философии рыночных отношений, а также может являться одной из категорий управления.

2. Выделяют четыре основных компонента комплекса маркетинга: товар, цена, методы распространения и продвижения, которые обладают свойственными им характеристиками, помогающими фирме оказать воздействие на спрос товара.

По результатам второго раздела, посвящённого практической части исследования, можно сказать следующее:

1. Социологический опрос был направлен на определение приоритетных критериев товара в процессе его приобретения и выявление наиболее сильно воздействующих на потребителя маркетинговых приёмов.

2. Самыми эффективными маркетинговыми приёмами являются: выпуск нового, необычного товара, удобного в использовании; установление скидки на товар; возможность удобной для потребителя доставки, а также распространение рекламы в интернете и на телевидении.

3. Были составлены рекомендации по рациональному потребительскому поведению.

Список использованных источников и литературы

TRENDWATCHING. Как найти идеи для создания и развития бизнеса / Е. В. Пономарева. – ЛитРес: Самиздат, 2019.

Маркетинг / Розова Н. К. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие / Завьялов П. С. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 496 с.

Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Филип Котлер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 211 с.

Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Ерёмин. – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.

Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг»/ А. П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 656 с.

Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 543 с.

Маркетинг: Учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 440 с.

Основы маркетинга Краткий курс / Филип Котлер. Пер с англ. – М.: Вильяме, 2007. – 656 с.

Райс Эл, Траут Джек. Маркетинговые войны. – СПб: Питер, 2000. – 256 с.

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

1. Какой из кухонных приборов Вы бы выбрали для чистки овощей?

А)

Кухонный нож

Б)

Овощечистка с двумя лезвиями

       

2. Какой контейнер для хранения еды Вы выбрали бы?

А)

Обычный контейнер

Б)

Контейнер со встроенными часами

       

3. Какую форму для выпечки Вы предпочли бы?

А)

Из стали

Б)

Силиконовая

       

4. Какие бумажные салфетки Вы приобрели бы?

А)

Вариант 1

Б)

Вариант 2

       

5. Какие тарелки Вы купили бы?

А)

Вариант 1

Б)

Вариант 2

       

6. Какое желе Вы приобрели бы?

А) Вариант 1

 

Б) Вариант 2

     

7. Какой чай Вы приобрели бы?

А)

Черный классический

Б)

Для поддержания иммунитета

       

8. У Вас в наличии фиксированная сумма на приобретение зимнего пуховика. Выберите вариант, при котором Вы совершили ли бы запланированную покупку?

А) Вариант 1

 

Б) Вариант 2

 

9. Вы возвращаетесь домой и по пути решили зайти в продуктовый магазин, где товар стоит 100 руб. В магазине в соседнем квартале, находящемся не по пути домой, такой же товар стоит 80 руб. Какой товар Вы приобрели бы?

А)

за 100 руб.

Б)

за 80 руб.

10. Вы хотите приобрести себе новый телефон. Выберите вариант наиболее предпочтительный для Вас.

А) Телефон без скидки

 

Б) Телефон со скидкой 7%

 

11. Какой способ доставки для Вас наиболее предпочтителен?

А)

Самовывоз на другом конце города за 10 км

Б)

Доставка Почтой России за 150 руб.

В)

Доставка курьером за 300 руб.

   

12. Какой источник получения информации о товаре Вы чаще используете?

А)

Реклама в прессе

Б)

Печатная реклама (буклеты, листовки, каталоги и т.д.)

В)

Радио и телереклама

Г)

Почтовая реклама (электронной почтой)

Д)

Интрнет-реклама

   

13. Укажите Ваш возраст.

А)

До 25 лет

Б)

От 25 до 45 лет

В)

От 45 до 65 лет

Г)

Свыше 65 лет

14. Укажите Ваш пол.

А)

мужской

Б)

женский

Пояснения к обработке результатов опроса:

1. В первом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к новизне и технологичности товара: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

2. Во втором вопросе оценивается предрасположенность потребителя к функциональности товара и его дополнительным характеристикам: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

3. В третьем вопросе оценивается предрасположенность потребителя к внешнему виду товара и удобству использования: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

4. В четвертом и пятом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к внешнему виду товара: при выборе варианта «А» - предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

5. В шестом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к новизне упаковки товара: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

6. В седьмом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к уникальным свойствам товара: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

7. В восьмом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к брендам, торговой марке: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

8. С 1 по 8 вопросы оценивается общее влияние маркетинга по элементу «товар».

9. В девятом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к более дешевым товарам и близости их расположения: при выборе варианта «А» - предрасположенность низкая в отношении дешевизны и высокая в отношении близости товара, при выборе варианта «Б» - наоборот.

10. В десятом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к цене и скидкам: при выборе варианта «А» предрасположенность низкая, при выборе варианта «Б» - высокая.

11. С 9 по 10 вопросы оценивается общее влияние маркетинга по элементу «цена».

12. В одиннадцатом вопросе оценивается предрасположенность потребителя к стоимости и удобству получения товара: при выборе от варианта «А» к варианту «В» предрасположенность к цене доставки от высокой до низкой, к удобству получения товара – наоборот. Оценивается общее влияние маркетинга по элементу «товародвижение».

13. В двенадцатом вопросе оценивается общее влияние маркетинга по элементу «товаропродвижение», а также популярность видов рекламы.

Приложение №2

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Ответы на 1-й вопрос.

Рис. 2. Распределение респондентов по первому вопросу

Ответы на 2-й вопрос.

Рис. 3. Распределение вариантов по второму вопросу

Ответы на 3-й вопрос.

Рис. 4. Распределение респондентов по третьему вопросу

Ответы на 4-й вопрос.

Рис. 5. Распределение респондентов по четвертому вопросу

Ответы на 5-й вопрос.

Рис. 6. Распределение вариантов по пятому вопросу

Ответы на 6-й вопрос.

Рис. 7. Распределение респондентов по шестому вопросу

Ответы на 7-й вопрос.

Рис. 8. Распределение респондентов по седьмому вопросу

Ответы на 8-й вопрос.

Рис. 9. Распределение респондентов по восьмому вопросу

Ответы на 9-й вопрос.

Рис. 10. Распределение респондентов по девятому вопросу

Ответы на 10-й вопрос.

Рис. 11. Распределение респондентов по десятому вопросу

Ответы на 11-й вопрос.

Рис. 12. Распределение респондентов по одиннадцатому вопросу

Ответы на 12-й вопрос.

Рис. 13. Распределение респондентов по двенадцатому вопросу

Просмотров работы: 1978