Азбука финансовой грамотности

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Азбука финансовой грамотности

Нагурная Д.Н. 1
1МБОУ СОШ №13 г. Сарапула УР
Разживина Э.А. 1
1МБОУ СОШ №13, г. Сарапула УР
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Одними из главных задач современной политики являются повышение качества экономического образования людей и пропаганда финансово здорового образа жизни. Для реализации этих задач в школах проводятся факультативные и элективные занятия, различные конкурсы и олимпиады по финансовой грамотности. Но школьники узнают о финансовой грамотности только находясь на ступени основного общего образования. А ведь многие из них уже в начальной школе имеют карманные деньги, совершают различные покупки в магазинах. Поэтому им важно рассказать основы правильного экономического поведения, чтобы они могли более рационально распоряжаться своими деньгами.

Проблема финансовой неграмотности является актуальной проблемой современного общества. Многие люди даже во взрослом возрасте не умеют распоряжаться своими ресурсами.

Формирование базовых навыков финансового поведения происходит ещё в детстве. Ребёнок встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он начинает понимать, что такое «твоё», «моё», «деньги», «цена». Конечно, огромная роль в воспитании финансово грамотного человека отводится семье. Именно родители поддерживают стремления своих детей, направляют их, дают необходимые знания для развития, вдохновляют своим примером. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Он должен осознавать, что деньги зарабатываются собственным трудом.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счёт информации максимально полно использовать интерес детей и подростков к экономической деятельности и в игровой форме научить их управлять своими финансами с более раннего возраста.

Проблема: экономическая неграмотность современного общества и неосведомлённость детей об основах финансовой грамотности.

Цель:Формирование у детей интереса к теме финансовой грамотности

Задачи:

Изучить и проанализировать теоретический материал по заданной теме;

Провести опрос среди учащихся 4 «Б» класса с целью выявления практической значимости проведения классного часа;

Провести классный час и в игровой форме рассказать ученикам об основах финансовой грамотности;

Провести повторный опрос с целью выявления результатов проведения классного часа.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Формирование основ экономической культуры

В современных условиях информатизации общества перед системой школьного образования стоит задача подготовки предприимчивых, деловых, трудолюбивых учащихся, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способных к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности и принятию ответственных решений.

В вопросах стратегического развития государства, в рамках требований

Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года важное место занимает экономическое образование, которое важно в любой деятельности. Если до недавнего времени люди считали, что залогом успеха во всех сферах жизнедеятельности является трудолюбие, честность, исполнительность, добросовестность, то в настоящее время, помимо перечисленных характеристик, востребованными стали такие качества личности, как расчетливость, высокий творческий потенциал, способность к риску и другие деловые качества.

Экономика пронизывает почти все сферы жизнедеятельности современного человека, следовательно, формирование высокого, качественного уровня экономических знаний у подрастающего поколения является одной из важных задач.

Для того чтобы школьники научились разбираться в сложных экономических понятиях, делать правильные выводы из сегодняшней экономической ситуации, мы должны обладать современным экономическим мышлением, начиная уже с младшего школьного возраста.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность — это набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.

Если говорить в целом, то под финансовой грамотностью подразумевается чёткое понимание того, как работают деньги, как управлять финансами и как вообще накопить капитал.

Как это ни печально, но уровень финансовой грамотности в России довольно низкий. Доля финансово грамотного населения у нас составляет около 38%, а это очень низкий показатель. А вот самый высокий показатель в скандинавских странах, где и уровень жизни населения гораздо выше.

При этом россияне, в большинстве своем, просто не умеют тратить деньги и следить за ними. Из заработанных средств тратится:

30% на еду;

15% выплата займов, кредитов;

20% оплата ЖКУ и жильё;

7% оплата прочих услуг;

7% одежда, обувь;

5% здоровье и образование.

И самое главное: до 30% всего дохода просто «теряется», то есть, человек просто не может точно ответить, куда потрачены деньги.

Большинство россиян просто не привыкли задумываться о финансовом благополучии в будущем и планировать поступления и расходы денежных средств на досрочной основе. И об этом свидетельствуют следующие факты: мы не привыкли приумножать свой капитал, а многочисленные обвалы и кризисы только укрепили недоверие к финансовым учреждениям.

Практически половина жителей нашей страны хранят деньги дома. Более половины россиян не пользуются всевозможными финансовыми услугами. Просто люди не понимают, как это всё работает, или даже не догадываются об их существовании. Меньше половины россиян знают о системе страхования вкладов. Большая часть населения не понимает, как работает пенсионная система.

Главные особенности финансово грамотного человека

У него всё под контролем.

Финансово грамотный человек ведёт учёт собственных доходов и расходов. Он строит краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование. Лучше всего составлять финансовый план. Составление финансового плана – это процесс планирования доходов и расходов на определённый период.

Этот человек тратит меньше, чем зарабатывает.

Финансово грамотный человек не берет кредиты в банках и микрофинансовых организациях. Он живёт на заработанные деньги и формирует сбережения. Оставляет с каждой зарплаты как минимум 10 % и ни под каким предлогом их не тратит. Эти деньги предназначены не для нужд, а для вложения в активы в будущем.

Он ориентируется в сфере финансов.

Финансово грамотный человек следит за ситуацией на финансовых рынках; разбирается в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (кредит, сберегательный вклад, ипотека); проверяет надёжность финансовых организаций, чтобы не потерять вложенные деньги; знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов. Также финансово грамотный человек не берёт деньги в долг в микрофинансовых организациях, так как это будет мешать ему в дальнейшей жизни.

У него есть собственный резервный фонд.

Каждому человеку нужна «подушка безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств. Вы можете потерять работу, заболеть или надолго уйти на больничный. Вам может срочно понадобиться починить автомобиль или сделать внеплановый ремонт в квартире. Те или иные проблемы постоянно возникают у каждого человека, и нужно быть готовым к их решению.

Советы для повышения уровня финансовой грамотности

Существует 5 простых способов повышения финансовой грамотности, использовать которые может каждый человек:

Читайте книги, посвящённые основам и принципам финансовой грамотности

Читайте тематические статьи– многие финансовые советники ведут свои блоги, в которых делятся знаниями о личных финансах. Этот способ повышения финансовой грамотности хорош тем, что не требует от вас много времени. Найти 5-10 минут в течение дня на изучение одной статьи не составит труда даже для самых занятых людей.

Играйте в игры, развивающие финансовую грамотность.

Существуют различные бизнес-игры, а также симуляторы инвестиционной деятельности, которые позволяют в лёгкой игровой форме осваивать основы личных финансов и инвестиций. Данный способ развития финансовой грамотности является одним из наиболее эффективных, потому что предполагает практическое применение навыков и даёт возможность увидеть и прочувствовать результат от их применения почти сразу.

Игры позволяют проверять различные предположения и стратегии на практике, при этом результат ваших действий вы можете наблюдать практически сразу, а ошибки и неудачи не влияют на ваше финансовое благополучие. Поэтому развитие финансовой грамотности с помощью игр — это достаточно эффективный и приятный способ обучения финансовой грамотности, который подходит как для взрослых, так и для детей.

Посещайте семинары, вебинары и курсы по повышению уровня финансовой грамотности. При этом надо обращать внимание, какое именно учреждение или компания проводит курсы финансовой грамотности.

2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

2.1 Анкетирование учащихся перед проведением классного часа

П еред проведением классного часа проводился опрос среди 23 человек 4 «Б» класса с целью выявления практической значимости игры. (Приложение 1)

Рис.1 – ответ респондентов на первый вопрос

В ывод: 91,3% учащихся имеют карманные деньги, а 8,7% учащихся карманных денег не имеют.

Рис.2 – ответ респондентов на второй вопрос

Вывод: 60% учащихся копят свои сбережения, а 40% учащихся лишь иногда откладывают деньги.

Рис.3 –ответ респондентов на третий вопрос

Вывод: 70% учеников не знают правил финансовой грамотности, и лишь 30% их знают.

Рис.4 – ответ респондентов на четвёртый вопрос

Вывод: большая часть учеников (57%) никогда не использует правила финансовой грамотности в своей жизни. 30% учеников иногда пользуются правилами, и лишь 13% учеников всегда используют эти правила в своей жизни.

Из опроса можно сделать вывод, что практически все ученики имеют карманные деньги, но лишь малая часть из них знает, как с ними обращаться.

2.2 Анкетирование учащихся после проведения классного часа

После проведения игры на классном часе был проведён повторный опрос учащихся с целью выявления результатов классного часа. (Приложение 2)

Рис.5 – ответ респондентов на первый вопрос

Вывод: абсолютно всем ученикам было интересно играть в игру.

Рис.6 – ответ респондентов на второй вопрос

Вывод: большая часть учеников (83%) узнали что-то новое для себя и начнут применять это в своей жизни. А 17% учеников не будут применять правила финансовой грамотности в своей жизни.

Рис.7 – ответ респондентов на третий вопрос

В ывод: практически все ученики (96%) после игры решили начать откладывать свои деньги.

Рис.8 – ответ респондентов на четвертый вопрос

Вывод: 65% учеников считают, что они стали более ответственно относиться к деньгам. 30% учеников пока не знают, стали ли они более ответственно относиться к деньгам. И 5% учеников не стали более ответственно относиться к деньгам.

Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения игры большая часть учеников стали серьезнее относиться к своим деньгам. Многие из них начнут откладывать сбережения.

3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Написание сценария классного часа

Сценарий классного часа

«Азбука финансовой грамотности»

Вступление

Добрый день, уважаемые ученики! Сегодня на нашем классном часе я хочу поговорить на такую интересную тему, как финансовая грамотность.

Надеюсь, наш урок пройдёт плодотворно, и каждый уйдёт с полезными приобретёнными знаниями!

Теоретический материал по теме

Сначала я бы хотела рассказать вам, что такое финансовая грамотность.

Финансовая грамотность — это набор качеств человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.

Если говорить в целом, то финансовая грамотность – это чёткое понимание того, как работают деньги, как управлять ими и как вообще накопить сбережения.

Теперь давайте проведём небольшое анкетирование, чтобы определить значимость игры для вас. (Приложение 1)

Проведение игры «Личные финансы»

В ходе анкетирования мы выяснили, что почти все из вас уже имеют карманные деньги, но лишь немногие умеют правильно ими распоряжаться. Для того, чтобы научить вас этому, я предлагаю поиграть в игру. Для этого вам нужно разделиться на команды по 3-4 человека.

Игра длится одну игровую неделю. Вам будут зачитываться ежедневные ситуации, происходящие в течение игровой недели, и Вы будете принимать решение о том, как поступить в каждой из них.

На бланке ответов (Приложение 3) необходимо будет отмечать выбранный Вами вариант ответа.

Не нужно угадывать правильный вариант ответа, отвечайте так, как поступили бы на самом деле. Только в этом случае результаты игры будут иметь для Вас смысл.

Представьте, что родители выдают Вам 50 рублей каждый будний день на карманные расходы. Стандартный обед в школе стоит 30 руб., Вы покупаете его каждый день, а оставшиеся 20 рублей можете использовать на свое усмотрение.

Также дома у Вас есть копилка, в которой лежит 500 рублей – деньги, оставшиеся с дня рождения.

Понедельник

«Прогулка (мороженое)»

Вы вышли погулять с другом (подругой). Он (она) говорит: «Что-то жарко, давай по мороженому? Я куплю на нас двоих» Как вы поступите?

А) Соглашусь

Б) Откажусь

Вторник

«Котенок»

На улице девушка предлагает взять породистого котенка абсолютно бесплатно. Котенок с виду очень милый, Вы всегда мечтали именно о таком. Родители не против, но мама предупреждает: «Будешь ухаживать за ним сам». Вы думаете: «Буду кормить его едой со стола. А если надоест, то можно его продать, он же породистый, а достался бесплатно». Возьмете ли вы котенка?

А) Возьму котенка

Б) Нет, все-таки не возьму

Среда

«Игра в интернете»

Друг сообщает вам, что знакомый старшеклассник играет в интернете: вкладываешь 20 рублей, получаешь через неделю 60 рублей. Гарантирует, что вернет деньги, многие уже заработали! Будете ли вы играть в этой игре?

А) Соглашусь, сумма небольшая, можно заработать, ничего не делая

Б) Откажусь

«Квест»

В соседнем доме, в подвале открылся квест «Пещера страха»: спец-предложение, только 3 дня в честь открытия 100 рублей за вход, потом будет 200 рублей. Друзья собираются идти. Пойдете ли вы с ними?

А) Пойду, выгодное предложение

Б) Не пойду

«Спиннер»

У вас есть крутой спиннер, который был куплен год назад за 300 рублей и он уже вам надоел. Вы лишь изредка достаете его из рюкзака. Школьник из параллельного класса как-то заметил его, подошел и говорит, что всегда хотел такой, готов купить за 100 рублей. Продадите ли вы ему спинер?

А) Продам,

Б) Отдам ему спиннер бесплатно, все равно он уже надоел,

В) Оставлю себе, ведь он все-таки 300 рублей стоил.

Четверг

«Пицца в столовой»

Одноклассник вам говорит: «Надоели эти школьные обеды, давай по пицце купим?» Пицца стоит 50 рублей. На самом деле Вам хочется разнообразия, как вы поступите?

А) Куплю пиццу

Б) Возьму стандартный обед за 30 рублей

Пятница

«Мусор»

В подъезде Вам встретилась соседка. Она заговорила с Вами и сообщила, что недавно родила ребенка и ей сейчас неудобно самой выносить мусор. Она предлагает Вам ежедневно помогать ей с выносом мусора, обещает давать 10 рублей в день. Согласитесь ли вы на это предложение?

А) Вежливо откажусь

Б) Соглашусь

В) Буду помогать бесплатно, мне не сложно

«Долг»

Одноклассник должен был вам 20 рублей, обещал отдать через неделю. Прошло уже 2 недели, но он ничего не говорит - наверное, забыл. Вам немного обидно и хотелось бы вернуть деньги. Как вы поступите?

А) Напомните ему

Б) Не будете напоминать: может все-таки сам вспомнит, а если нет – то и не жалко, сумма небольшая.

«Слайм»

Ваша одноклассница профессионально делает слаймы: стоит он всего 20 рублей, а в магазине точно такие по 100 рублей. Купите ли вы слайм?

А) Куплю

Б) Нет

Суббота

«Лотерея»

Вы идете из школы и обращаете внимание на то, что рядом с домом появился киоск. Вы слышите, как продавец громко объявляет: «Беспроигрышная лотерея! Выигрывает каждый второй! Выигрыш от 5 до 100 рублей!». Вы подходите посмотреть. Билетик стоит всего 5 рублей. На ваших глазах незнакомый мужчина купил билетик и выиграл 50 рублей. У Вас в кармане 30 рублей. Сколько билетиков Вы купите?

Варианты ответа: от 0 до 6.

«Лазер»
В моду вошли лазерные указки, светящиеся разным цветом. У всех вокруг они есть и вам хочется, продаются на каждом углу, стоят недорого - 50 рублей. Купите ли вы себе лазерную указку?

А) Куплю

Б) Нет

Воскресенье

«Магазин»

Мама отправила вас в магазин за хлебом и дала 50 руб. Хлеб стоит 45 руб. Но у продавца совсем нет мелочи, он вопросительно смотрит на вас. Что вы сделаете?

А) Скажу, чтобы оставил себе, для мамы не так важны эти 5 руб.

Б) Буду ждать, пока продавец найдет сдачу

Теперь давайте проверим, правильно ли вы принимали решения в течение этой игровой недели.

Расшифровка

Вариант ответа и результат

«Прогулка». Независимо от Вашего выбора, Вы ничего не потратили, поскольку Вас угощали.

А) 0

Б) 0

«Котенок». К сожалению, котенок заболел. За поход к ветеринару и капли от болезни пришлось отдать 100 рублей из копилки. Ветеринар сообщает, что котенок вовсе не породистый, так что продать его вряд ли получится.

А) -100

Б) 0

«Игра в интернете». Игрок в интернете сообщает, что его вложения не окупились, деньги он вернуть не может, за что очень извиняется.

А) -20

Б) 0

«Квест». Либо идете с друзьями, либо экономите деньги.

А) -100

Б) 0

«Спиннер». Можно было избавиться от ненужной вещи и при этом заработать.

А) +100

Б) или В) 0

«Пицца». Если купили пиццу за 50 руб., а не стандартный обед за 30 руб., то разница в цене (20 руб.) увеличила Ваши расходы.

А) -20

Б) 0

«Соседка попросила выбрасывать мусор». 10 рублей – немного, но за несколько дней набежит сумма побольше.

А или В) 0

Б) +30 (по 10 руб. в день, начиная с пятницы)

«Долг». Если Вы напомните, то знакомый вернет деньги, если нет – то нет.

А) +20

Б) 0

«Слайм». Еще одна небольшая покупка, или все-таки бережем деньги?

А) -20

Б) 0

«Лотерея». Ни один Ваш билетик не выиграл. Выигравший на ваших глазах мужчина был подставным лицом.

0) 0 1) -5 2) -10 3) -15

4) -20 5) -25 6) -30

«Лазер». Быть в тренде или сэкономить деньги.

А) -50

Б) 0

«Магазин». Если вы принесли сдачу домой, мама разрешила оставить ее себе.

А) 0

Б) +10

Прибавьте к своему результату:

100 рублей (50 рублей дают родители по будням, минус обеды по 30 рублей)

И еще 500 рублей, которые были в копилке.

Подведение итогов игры

Теперь давайте подведём итоги игры. Как Вы убедились из игры, даже за одну неделю, принимая финансовые решения, можно потерять или наоборот заработать большую сумму денег.

Помимо денег, вы теряете или укрепляете свою репутацию финансово грамотного человека в глазах друзей, родителей и других людей.

В игре для того, чтобы собрать деньги, приходилось отказывать себе во многих радостях жизни: не купить слайм и лазерную указку, не пойти в «Пещеру страха», не есть мороженое, не играть на деньги и т.д. Но если Вы можете сказать себе в таких ситуациях «нет», то через несколько месяцев Вы накопите крупную сумму денег на покупку своей мечты, что доставит Вам гораздо больше удовольствия.

Проведение повторного анкетирования

Теперь давайте проведём повторное анкетирование, чтобы понять, как вы сегодня плодотворно поработали. (Приложение 2)

3.2 Проведение классного часа

По результатам опроса в 4 «Б» классе было принято решение о необходимости проведения классного часа «Азбука финансовой грамотности».

Подготовка к данному мероприятию состояла из четырёх этапов:

Информационно-организационный этап (формулирование цели и задач)

Цель:Развитие у детей практических навыков обращения с личными финансами.

Задачи:

Рассказать теоретический материал по заданной теме;

Обсудить привычные для учеников ситуации, связанные с деньгами;

Научить осознанно выявлять ситуации, требующие финансового решения;

Научить оценивать последствия финансовых решений.

Написание сценария

План классного часа:

Вступление

Теоретический материал по теме

Проведение игры «Личные финансы»

Подведение итогов игры

Проведение повторного анкетирования

Практический этап (формулирование цели и задач, проведение классного часа)

Цель:успешное проведение классного часа для учащихся.

Задачи:

Раскрыть актуальность темы проекта;

Вызвать интерес учащихся к данной теме;

Успешно провести игру «Личные финансы»;

Рефлексивный этап

Цель:анализ проделанной работы в ходе классного часа.

Задачи:

Проанализировать эффективность классного часа с помощью анкетирования;

Вместе с учениками подвести итоги игры;

Оформление результата деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая грамотность очень ценится в современном мире. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния. Если человек хочет улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, то стоит начать с базы – с повышения финансовой грамотности.

Мероприятия по повышению финансовой грамотности школьников начальных классов необходимо проводить в игровой форме, чтобы развить у детей интерес к данной теме.

В ходе проделанной работы удалось выполнить все поставленные задачи проекта: был изучен теоретический материал по данной теме, были проведены анкетирования и классный час в игровой форме.

Также удалось достигнуть поставленной цели, ведь в результате игры большая часть учащихся получили положительный результат, многие стали более ответственно относиться к своим деньгам.

В будущем планируется проведение игры для учащихся других начальных классов и пополнение сценария новыми играми.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

http://www.apartment.ru/Article/487200609.html - На что россияне тратят зарплату?

https://doligra.ru/all - финансовая игра «Личные финансы»

Аксенов, А. П. Гид по финансовой грамотности / А. П. Аксенов и др. – М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2015. – 456 с.

АСАДУЛАЕВА Сидрат Асланбеговна. Организационно-педагогические условия формирования основ экономической культуры младших школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / АСАДУЛАЕВА Сидрат Асланбеговна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 177 с.

Самый богатый человек в Вавилоне / Дж. Клейсон ; пер. с англ. С.Э. Борича. – Минск : Попурри, 2021. – 160с.

Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования https://fmc.hse.ru/berzonvideo

Приложение 1

Образец анкеты №1.

Есть ли у вас личные карманные деньги?

А) Да

Б) Нет

Копите ли вы свои сбережения?

А) Да, я стараюсь откладывать деньги

Б) Нет, я всегда трачу все сразу

В) Иногда я откладываю деньги

Знаете ли вы правила финансовой грамотности?

А) Да

Б) Нет

Применяете ли вы эти правила в своей жизни?

А) Да, применяю всегда

Б) Нет, не применяю/не знаю правил

В) Иногда применяю

Приложение 2

Образец анкеты №2.

Было ли вам интересно играть в игру?

А) Да

Б) Нет

Будете ли вы применять правила финансовой грамотности в своей дальнейшей жизни?

А) Да, буду применять

Б) Нет, не буду применять

Начнёте ли вы откладывать свои сбережения?

А) Да, я начну откладывать деньги

Б) Нет, я не хочу откладывать деньги

Стали ли вы более ответственно относиться к деньгам после классного часа?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

Приложение 3

Образец бланка ответов учащихся.

Название игровой ситуации

Ваш ответ

Заработанные деньги

1

Прогулка (мороженое)

   

2

Котёнок

   

3

Игра в интернете

   

4

Квест

   

5

Спиннер

   

6

Пицца в столовой

   

7

Соседка попросила выносить мусор

   

8

Долг

   

9

Слайм

   

10

Лотерея

   

11

Лазер

   

12

Магазин

   

Приложение 4

Фото проведения классного часа.

Просмотров работы: 359