Особенности и тенденции развития экономики совместного потребления

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности и тенденции развития экономики совместного потребления

Монов А.А. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №17» г. Перми
Сажина А.И. 1
1Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время в эпоху развития информационных технологий всю большую популярность набирает так называемая шеринговая экономика, или экономика совместного потребления. Это всемирный тренд, позволяющий людям не приобретать необходимую вещь у крупной компании, а брать её при необходимости у рядовых пользователей без посредников и за меньшие деньги. Ввиду достаточной распространенности подобных практик, активно развиваются шеринговые онлайн-сервисы, представляющие собой интернет-площадки, где потенциальные клиенты могут размещать вещи, которыми они готовы поделиться, или запросы на необходимую вещь. Также создаются новые шеринговые монопольные рынки такие, как каршеринг и райдшеринг (или карпулинг), которые базируются как на спросе машин различных характеристик, так и по отношению к времени и направлению поездки.

При этом в нашем регионе данные услуги развиты не в полном объеме, поэтому важным является выявление причин низкого спроса.

Актуальность проекта: в течение последних лет на рынке г. Пермь появились компании, предоставляющие услуги кикшеринга, при этом многие люди не пользуются данным видом услуг. Мне стало интересно выявить причины такого поведения и исследовать перспективы развития рынка услуг. Проблемы шеринговой экономики изучали разные авторы, такие как А.А. Абалакин, Л.Х. Иштирякова, А.Ю. Маслобоева А. Ю., А.А. Мирошниченко, А.В. Мыреев, Н.М. Хайров, Е. Синица, Е.Р. Шарко, В.В. Швед и ряд других, при этом тема кикшеринга рассматриваелась не часто, поэтому проведенное исследование вносит определенный вклад в исследование данного вопроса.

Цель:выявление причин низкого спроса на услуги кикшеринга (проката электросамокатов).

Задачи:

Познакомиться с информационными источниками и описать понятие экономики совместного потребления.

Выявить перспективы развития экономики совместного потребления.

Провести исследование рынка услуг шеринга в г. Пермь.

Провести опрос пользователей услуг и выявить направления развития данного рынка.

Объект исследования: рынок услуг кикшеринга г. Пермь.

Предмет исследования: тенденции и перспективы развития рынка услуг кикшеринга.

Практическая значимость:

Я изучил понятие экономики совместного потребления.

Научился выявлять перспективы развития экономики совместного потребления.

Провел исследование рынка услуг шеринга в г. Пермь.

Провел опрос пользователей услуг и выявил направления развития данного рынка.

При написании данной работы мною изучены научные статьи Иштиряковой Л.Х., Маслобоевой А.Ю., Мирошниченко А.А., Мыреева А.В.,Шарко Е.Р.,Швед В.В., выявлены причины низкого спроса на услуги кикшеринга, произвелен опрос пользователей услуг, определены пути решения вопроса об увеличении спроса на услуги кикшеринга и каршенинга в г. Перми и расширения рынка данных услуг в нашем городе.

I .Сущность экономики совместного потребления

Carsharing - это служба проката автомобилей, предназначенная вместо частной собственности. Carsharing подчеркивает доступность и удобство. Транспортные средства расположены рядом с резиденциями, арендуются по часам и требуют минимальных усилий для регистрации заезда и отъезда. Услуги совместного использования автомобилей распространены в некоторых европейских странах и все чаще встречаются в Северной Америке.

Carsharing дает потребителям практическую альтернативу владению личным транспортным средством, которое проезжает менее 10 000 км/год. Carsharing дает возможность пользоваться автомобилем, не производя колоссальные затраты на его покупку. Издержки на разовую поездку в этом случае будут выше, чем на личном автомобиле, но дешевле, чем услуги такси. Такая ценовая структура делает возможным случайное использование транспортного средства даже для семей с низким доходом. Это также дает водителям стимул свести к минимуму использование транспортных средств, детально продумать маршрут и время нахождения в пути.

Carsharing обычно снижает среднее использование транспортных средств на 40-60 процентов среди водителей, которые полагаются на него, что делает его важной стратегией управления спросом на перевозки. Несмотря на все преимущества, использование carsharing растет медленно. Достаточно небольшой процент населения пользуется услугами данных компаний, что обуславливает актуальность данного исследования.

Экономика совместного пользования (ЭСП) (англ. sharing economy) - это основанная на взаимном доверии экономическая система, участники которой (домохозяйства и фирмы) используют онлайн-платформы для заключения и снижения стоимости коммерческих транзакций, состоящих во временном предоставлении прав пользования (без передачи прав владения) на незадействованные ресурсы в созданных ими одноранговых сетях [1].

Шеринг-сервисы еще не закрепились на российском рынке, а только набирают обороты, первоначально создаваясь активистами. Они начинают трансформировать свои повседневные практики поведения, внедряя в них новизну и тем самым подталкивая общество к внутренним изменениям. Большой толчок для развития практик совместного потребления по всему миру дал кризис концепции массового потребления, заключающийся в том, что число товаров, которые изготавливаются, во многом превышает число потребляемых, а образующийся излишек выбрасывается или утилизируется.

Феномен, в основе которого заложены принципиально новые экономические и социальные отношения между людьми, получил название шеринг (от англ. to share - делиться).

Настоящим катализатором шеринговой экономики, давшим старт огромному числу стартапов совместного потребления по всему миру, стал Airbnb. Идея «снять жилье у реальных людей» стала более привлекательной, чем пользование классической услугой гостиничного проживания. Международный сервис Airbnb предоставляет в краткосрочную аренду более 600 тыс. домов, квартир или комнат в 192 странах и 33 тыс. городов [3].

Основные характеристики ЭСП включают в себя: совместное использование незадействованных активов, доступ к активам по востребованию через ИТ-платформу, высокую степень личного взаимодействия экономических агентов, а также стремление к потреблению на устойчивом и предсказуемом уровне. Экономика совместного потребления способствует:

созданию производителями продуктов с удлиненным жизненным циклом;

продуманной плановой утилизации;

разумной эксплуатации приобретаемых товаров;

качественному сервису и техническому обслуживанию;

экономии сырья и энергии.

II. Обоснование эффективности развития экономики совместного потребления

В последние годы ЭСП стремительно развивается, и, в соответствии с исследованиями PwC, ключевые секторы экономики совместного потребления могут увеличить глобальные доходы примерно с 15 млрд. долл. (2013 г.) до 335 млрд. долл. к 2025 г.

Существование ЭСП в России обеспечивается Конституцией, которая предоставляет право на пользование и распоряжение имуществом совместно с другими лицами в целях реализации деятельности, не запрещенной законом.

На особенности формирования ЭСП в России оказывают влияние следующие факторы.

Во-первых, неравномерное социально-экономическое развитие регионов РФ, вследствие чего предложение услуг в ЭСП и спрос на них концентрируются преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Во-вторых, неравномерное развитие транспортной сети в России стало толчком роста рынка карпулинга (car - машина, pool - объединение, то есть совместное использование автомобиля для дальних поездок с целью экономии средств на бензин) в стране (16 млн. пользователей на конец 2018 г.).

Наконец, повышение участия в ЭСП стимулируют присущие ей социальные выгоды: появление у людей возможности ощущать свою принадлежность к определенной группе, устанавливать и поддерживать социальные отношения [6].

Пользователями ЭСП в России является преимущественно население в возрасте до 30 лет (58 % пользователей) с уровнем ежемесячного дохода 25-50 тыс. руб. (40 %) или 75 тыс. руб. (40 %), проживающее в городах-«миллионерах» (73 %) [5].

В России критически важными сегментами являются одноранговые транзакции и услуги (фриланс), совместное использование автомобилей (каршеринг и карпулинг), жилых и офисных помещений.

По итогам 2020 г. объем транзакций работающих в России шеринг-сервисов составил около 1,07 трлн. руб., показав годовой рост в 39%. За год количество продаж товаров по модели С2С (consumer-to-consumer, то есть сделки между физическими лицами) увеличилось на 48%, Р2Р-фриланс-услуг(peer-to-peer, то есть «равный равному») - на 31%, рынка аренды вещей - на 85 %, рынка аренды самокатов - на 35%.

Продажи личных вещей, подработки на биржах фриланса и каршеринг стали лидерамикак в 2019 году, так и в 2020 году. В сово­купности эти три отрасли обеспечивали 97,5% от ЭСП РФ (по валовому объему транзакций).

Основная доля сделок в рамках ЭСП (72 % от объема транзакций) приходится на одноранговые транзакции между пользователями по модели С2С- 370 млрд руб. Следующими крупными сегментами являются Р2Р-услуги (биржи фрилансеров) (98 млрд руб.), каршеринг, карпулинг (26,7 млрд. руб.) и совместное использование жилых и офисных помещений (15,5 млрд руб.) [4].

III. Анализ рынка услуг шеринга в г.Пермь

В настоящее время в Перми, по данным «2ГИС», арендовать машину можно в 12 сервисах, электросамокаты - в 28, велосипеды - в 37. В то же время слуги шеринга в городе пока не особо распространены.

Брать в аренду в основном предлагают два класса машин: эконом и стандарт. Некоторые организации дают автомобиль в аренду только с водителем. В среднем суточная стоимость аренды варьируется от 1,2 тыс. до 5 тыс. руб. - в зависимости от марки автомобиля. Размер залога составляет от 3 тыс. до 10 тыс. руб.

Сервисы аренды автомобилей большим спросом не пользуются.

Велопрокаты в городе востребованы больше. В сервисе «Шторм» для взрослых и подростков есть несколько тарифов: «стандарт» (250 руб./час), «стандарт+» (300 руб./час) и «премиум» (400 руб./час). Кроме того, взять велосипед можно на два—четыре часа, на день и сутки. В качестве залога необходимо оставить паспорт и 1 тыс. руб. В Godzilla Park стоимость одного часа в будни составит 150 руб., в выходные дни – 200 руб. Также велосипед можно взять на целый день (с 10:00 до 23:00) и ночь.

Востребованность аренды велосипедов всегда на высоком уровне. На данный момент широко востребована аренда велосипедов рядом с местами отдыха, например у Балатовского парка. Остальные велопрокаты пользуются довольно ограниченным спросом. В целом потенциал развития достаточно высокий. Судя по опросам, порядка 57% жителей готовы ездить на велосипедах чаще. Но есть ряд сдерживающих факторов: безопасность и удобство передвижения.

Рынок аренды электросамокатов в Перми развит слабо. В «Япоехал» стоимость проката составляет 250 руб./час. Условия аренды простые: достаточно подтверждения личности с помощью паспорта или водительского удостоверения. Спрос на услуги аренды есть, особенно среди людей от 18 до 25 лет. В «Шторме» стоимость аренды варьируется от 400 руб. (полчаса) до 1,5 тыс. руб. (четыре часа).

Шеринговые сервисы в Перми не получили большого распространения. Каршеринг представлен одной компанией - VoronaCar. В зависимости от срока аренды (от двух часов до семи суток) стоимость варьируется от 250 до 7780 руб. Кроме того, нужно отдельно оплатить пройденное расстояние: цена 1 км составляет от 8,6 до 9,75 руб. Есть и поминутный тариф – от 9,37 до 9,95 руб., в режиме ожидания – от 3,04 до 3,23 руб.

Также есть пакетные тарифы, где пользователь отдельно оплачивает время и пройденное расстояние: например, Kia Rio на шесть часов обойдётся вам в 855 руб. и 9,7 руб./км. Автомобиль можно взять на срок от двух часов до семи дней.

Как отмечают в сервисе, машины в Перми не простаивают. В парке 27 автомобилей. В будни чаще берут на несколько часов, а в праздники или выходные - на несколько дней. Взять и оставить машину можно на любой бесплатной парковке в центре города.

Кроме того, в мае в Перми начал работать первый поминутный кикшеринг Urent. Сейчас жителям города доступны 500 электросамокатов Ninebot ES4. На них можно передвигаться со скоростью 20 - 25 км/ч. Стоимость аренды – 30 руб. за разблокировку самоката (на каждую поездку), далее – от 5 руб. за одну минуту, в зависимости от спроса. С одного аккаунта можно взять до пяти самокатов. Число пунктов, где можно взять электросамокат, постоянно меняется. Сервис сотрудничает с магазинами и точками общепита, поэтому жители могут брать и оставлять электросамокаты в том числе и на специальных парковках рядом с ними.

Кикшеринг - услуга по предоставлению электросамокатов в краткосрочную аренду.

Сезонность бизнеса, говорят в сервисе, не сказывается на прибыли. Конечно, в таких городах, как Пермь, подобные компании не могут работать круглогодично. Как минимум в силу погодных условий, да и аккумуляторы у электросамокатов садятся при низких температурах. В Перми сезон для кикшеринга - примерно с марта-апреля и до октября. В летний период электросамокаты пользуются очень высоким спросом. В совокупности это компенсирует возможные убытки зимой.

IV. Проведение опроса

В рамках исследования мною был произведен опрос 100 жителей города Перми.

Основной целью опроса было выявить отношение респондентов к кикшерингу, выяснить наиболее эффективные каналы информирования и наиболее привлекательные для аудитории тарифы.

По результатам опроса, можно сделать несколько выводов:

Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Пользуетесь ли вы какими либо сервисами совместного использования вещей и услуг?»

53 % опрашиваемых используют услуги шеринга, кикшеринга и аренды жилья.

Среди тех, кто использует услуги кикшеринга преобладание группы от 15 до 25 лет подавляющее -36%. (Рис. 2)

Рис. 2. Распределение опрашиваемых по возрасту среди респондентов, которые используют услуги кикшеринга.

Анализ также выявил преобладание мужской аудитории (58%) над женской (42%) (Рис. 3).

Рис. 3. Распределение опрашиваемых по полу.

Основной причиной использования сервиса называют необходимость поездок, либо в целях развлечения. (Рис. 4).

Рис. 4. Результаты ответов респондентов на вопрос о необходимости использования кикшеринга.

60% арендованных самокатов в 2021 году использовались в транспортных целях и только 30% - в развлекательных. 

Анализ рис. 5. показал, что наибольшее количество процентов (40%) набрала та категория респондентов, которая использует услуги кикшеринга от трех до 10 раз в месяц. Чуть меньше (25%) пользуются услугами один-два раза в месяц. 25% - свыше 10 раз в месяц.

Рис. 5. Результаты ответов участников на вопрос о частоте использования услуг кикшеринга.

Как показал анализ рис. 6, клиенты получили информацию об услугах кикшеринговых компаний из социальных сетей (45%). Информацию с сайтов получили 25% опрошенных и по рекомендациям 25%.

Рис. 6. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию о кикшеринге?»

В основном информацию получают ВКонтакте (55%). За ним следует Facebook (21%).

Рис. 7. Результаты ответов респондентов на вопрос: «В какой из социальных сетей Вам больше нравится страница кикшеринга?»

В целом на то, чтобы шеринг активно развивался в городе, влияет три фактора:

Во-первых, формирование инфраструктуры.

Во-вторых, наличие целевой аудитории. В Перми не очень большой поток пешеходов и туристов.

В-третьих, холодный климат в Перми, снежный покров, дожди ограничивают использование кикшеринга круглогодично.

Так как в Перми нет концентрации деловых пространств, нет ярко выраженного делового центра, сложно создать модель, чтобы машины, электросамокаты не простаивали, чтобы человеку было удобно автомобиль или самокат где-то взять и потом оставить. Логистически эта задача в Перми пока не решается.

Я думаю, что для расширения рынка шеринг-услуг в г. Перми необходимо решить ряд вопросов.

1. Организация удобных парковок для автомобилей и электросамокатов вблизи торговых и административных зданий, учебных заведений, парков увеличит спрос на услуги кикшеринга.

2. Улучшение транспортной инфраструктуры, выделение специальных дорожек для проезда на велосипеде или электросамокате сделает удобным использование шеринговых услуг жителями нашего города.

3.Создание благоприятных экономических условий для предпринимателей (например: снижение налогов) привлечет новые шеринг-компании на территорию г. Перми.

4. Создание конкурентной среды в данном сегменте рынка снизит тарифы на аренду самокатов, а также повысит качество оказываемых шеринг-услуг.

5. Усовершенствование правовой базы и защищенности позволит жителям города чаще прибегать к услугам шеринг-компаний.

Игроки данного рынка должны повысить качество предоставляемых услуг, создать доступные электронные платформы для пользователей, организовать круглосуточную техподдержку, следить за чистотой салонов автомобилей и самокатов, их техническим состоянием, отрегулировать тарифы на данные услуги.

В Перми проживает много молодежи, студентов, молодых семей, которые нуждаются в подобных качественных шеринг-сервисах.

Кикшеринг - уже лидер в России среди средств передвижения на короткие расстояния. Например, в Москве в 2021 году с помощью самокатов передвигаются на 20% чаще, чем с помощью велосипедов. В следующем году кикшеринг займет 80% российского рынка мобильных средств передвижения.

Заключение

Кикшеринг-компании в 2021 году показали рост пользовательской базы, объема поездок, единиц техники и регионов присутствия. Около 80% поездок осуществляются с транспортной целью, а не развлекательной. Это означает, что электросамокаты решают реальные проблемы мобильности в крупных городах. 

К 2024 году объем рынка может вырасти в 3-4 раза.

Можно сделать вывод, что у экономики совместного потребления существуют серьезные перспективы развития.

Подводя итоги, следует отметить, что экономика совместного потребления является социально-экономической моделью, которая быстро развивается в России. Она уже вносит значительный вклад в развитие национальной и региональной экономики. Залогом дальнейшего развития ЭСП является готовность людей пересмотреть свое восприятие собственности как символа материального достатка, а также преодолеть определенные психологические проблемы, связанные с высоким уровнем недоверия в стране. Кроме того, необходима дальнейшая модификация законодательства, которая бы способствовала дальнейшему развитию ЭСП и росту предпринимательства в России. В целом, со временем экологические и экономические преимущества ЭСП послужат стимулом развития совместного пользования товарами и услугами в нашей стране.

В работе проведено исследование особенностей и тенденций развития экономики совместного потребления, в частности особое внимание уделено развитию кашерринга и кикшеринга в г. Перми. Выявлены перспективы развития шеринга, обусловленные стремлением населения к экономии ресурсов, определены пути решения вопроса об увеличении спроса на услуги кикшеринга и каршенинга в г. Перми и расширения рынка данных услуг в нашем городе.

Список использованных источников

Иштирякова Л.Х. Анализ понятийно-терминологических аспектов экономики совместного потребления // Вестник ВУиТ. -2020. -№ 3 (46). – с.81-89.

Маслобоева А. Ю. Актуальность использования технологии carsharing в развитии системы городского наземного транспорта/ А. Ю. Маслобоева // X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»: сборник трудов — Санкт-Петербург: МЦНО, 2018. — с.34-38.

Мирошниченко А. А. Перспективы применения каршеринга в Российской Федерации // Молодой исследователь Дона, 2018. - № 3 (12) - С. 79-81.

Мыреев А.В. Каршеринг в РФ: обзор и исследование нового рынка. // Мыреев А.В., Хайров Н.М., Абалакин А.А. // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки». В 2 ч. Ч.1. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 158-162.

Синица Е. Обратная сторона достатка [электронный истчоник] доступ: https://www.newsko.ru/articles/nk-6575086.html (дата обращения 17.01.2022)

Шарко Е.Р. Развитие бизнеса в условиях экономики совместного потребления // Социальные новации и социальные науки. -2020. -№ 2 (2). –С.116-126

Швед В.В. Теоретические аспекты шэринговой экономики// Экономический форум. -2017. -№1. -С. 26-32.

Просмотров работы: 229