Искусство вышивания. От истоков к современности.

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусство вышивания. От истоков к современности.

Воробьёва В.А. 1
1МАОУ СОШ 7 г.Туймазы
Гимаева М.В. 1
1МАОУ СОШ 7 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одним из видов рукоделия является вышивка. Она сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц. Почему же этот вид творчества имеет такую глубокую историю и живет ли в нашем повседневном творчестве? Как сейчас развивается этот промысел и для чего он существует в современном обществе, сохранятся ли традиции вышивки в будущем. Будет украшенная ею вещь смотреться старомодно, или же стильно и актуально? Актуальность данной работы: привлечь внимание к проблеме возрождения и изучения культурного наследия нашего народа, его традиций.

Цель работы: изучить искусство вышивания и определить его место в современной культуре.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены задачи : 1) рассмотреть историю искусства вышивки, применив метод анализа литературы;

2) изучить разновидности вышивок, применив метод поиска информации;

3) рассмотреть использование цвета, узоров, орнамента в вышивках и их значение, проанализировав литературу по данной теме;

4) посетить национальный музей РБ, применив метод наблюдения, анализа;

5) сбор и анализ результатов информированности учащихся МАОУ СОШ № 7 о вышивке, об умении и желании научиться вышивать. применив метод анкетирование;

6) изучить опыт мастера по старинной по ручной вышивке, посетив мастер-класс, применив метод наблюдения, беседы;

7) посетить мастер- класс по машинной вышивке образцовой студии моды «Булавка» Дворца культуры села Бижбуляк, применив метод интервьюирования, наблюдения;

8) Создание и показ коллекции одежды с вышивкой, применив метод моделирования.

Объект исследования: искусство вышивания.

Предмет исследования: использование цвета, узоров, орнамента в вышивках в современном обществе.

Гипотеза исследования:предполагаем, , что вышивка это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид, возрождая интерес к народному ремеслу вышивки в современном мире.

Практическая значимость: создать свою коллекцию одежды применив ручную и машинную вышивку, которую можно использовать в повседневной жизни, на уроках технологии внеурочных занятиях.

Глава I. Современная вышивка – элемент индивидуальности и приобщения искусству

I.1. История искусства вышивки

Искусство вышивки уходит корнями в далекое прошлое. В то время, когда древний человек сделал первый декоративный стежок на своей одежде. Вышивка позволяла выделиться, т.к. на изготавливаемых тканях зачастую отсутствовал орнамент. (Приложение 1) Точно не известно, где и как появилась вышивка. Вышивок, датируемых ранее XII века, практически не осталось. [5] Известно, что в Азии это искусство было известно задолго до того, как его начали использовать греки и римляне. Кстати, именно в Греции и Риме очень популярна была вышивка золотой нитью. Эта традиция была так распространена, что пытались даже запретить и ограничить такое рукоделие как неоправданную роскошь. Техника и богатство исполнения вышивки достигло своего апогея при византийских царях. Тогда же впервые начали использовать серебряные нити. Толчком в развитии всех искусств, и вышивания в том числе, послужила эпоха Возрождения, в частности, политика двора Лоренцо Медичи. Лучшие художники разрабатывали схемы и рисунки для вышивальщиц. В России самой большой популярностью пользовалась мережка – выдергивание ниток, а также вышивка по полотну. Вышивали чаще всего «крестом». [2] Он выполнялся красными нитками на рубашках, передниках, по краю белья. (Приложение 2) Вышивка на рубахах располагалась на таких местах, которые считались местами соприкосновения внешнего мира и тела человека. Т.е. по вороту, рукавам, подолу, таким образом, она служила оберегом. Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. [3] Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду. Начиная с XIII века, вышивание проникает в быт всех слоев населения. Оно делится на народное и городское. [6] Городская вышивка была подвержена моде и постоянно менялась, а народная, напротив, следовала обычаям и была практически неизменна. Сегодня вышивальщице доступно огромное количество схем, узоров и орнаментов, и постоянно разрабатываются новые. Современный ритм жизни диктует свои условия, однако мы всегда можем обратиться к своему увлечению и провести пару часов за этим увлекательнейшим занятием – вышивкой.

I.2. Узоры со смыслом

Основу народной вышивки составляет орнамент, что означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов, которые имеют очертания геометрических фигур, предметов материальной культуры, небесных светил, растений, животных и людей. (Приложение 3) Еще 100 лет назад, изучая вышивку, В. Стасов отметил: « у народов старого света орнамент никогда не вмещал в себя ни одной лишней линии, каждая полосочка имела здесь свое определенное значение… Это сложный язык, последовательная мелодия, которая имела свою основную причину и предназначена не только для глаз, но и для ума и чувств» Это бесценный оберег, который передавался из рода в род. Если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Только в конце XIX в. узоры на одежде перестали играть большую роль. Наши предки придавали большое значение вышивки и ткачеству. [7] Кодируя с помощью орнамента различные слова и предложения, женщины пытались уберечь свою семью от воздействия злых духов, порчи и сглазов. Люди верили в символику и активно применяли ее в жизни. Анализ основных орнаментальных мотивов, используемых в вышивке показал, что узоры вышивки отличаются большим разнообразием. Существуют сюжетные композиции, орнамент геометрический и растительный, зооморфный орнамент. (Приложение 4) Геометрический орнамент один из древнейших, может состоять из кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей и др. С его помощью первобытный человек выражал своё представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы: крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом; прямая горизонтальная линия – землю; квадрат и ромб – поле, ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение; волнистая или зубчатая линия – воду, игравшая огромную роль в верованиях древних славян. [4] Постепенно люди стали обогащать орнамент реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. У каждого орнамента и рисунка своё предназначение. Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента. Конь, часто появляющийся на вышивках, - мифологический персонаж, связанный с солнцем. Подтверждение тому – конёк на крыше дома. Любимый рисунок в вышивке – птицы. Птицы приносят с собой весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. Следует сказать , что огромную роль в орнаменте играет цвет. [1] Древние орнаменты выделяются удивительной цветовой гаммой. Особенно любили красный цвет, который символизировал огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. В орнаментах часто встречаются сочетания белого, голубого, синего и чёрного, а так же встречается и зелёный цвет. Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

I.3 Вышивка: история написанная крестиком и гладью

Вышивка является уникальным и разнообразным видом рукоделия. [8] Со школьных уроков труда девочки изучают такую технику как вышивка крестом. Но как мы выяснили, есть и другие техники вышивки, которые на наш взгляд, при желании освоить будет совсем не сложно. (Приложение 5) Вышивка крестом. Все мы ее знаем и, наверное, большинство вышивают именно этим способом, так как она является легкой и популярной. Техника состоит в создании диагональных крестов. Вышивка бисером. Наверное, второе по популярности после вышивки крестом, но для этой техники нужно еще больше усидчивости, так как бисер все таки мелкий инструмент выполнения. Главная особенность такой техники состоит в том, что бисер должен быть одинаковой формы и величины. Иногда с этим могут быть проблемы, когда в наборе есть только схема. Вышивка бисером очень красивая и изящная при правильном выполнении. Вышивка бисером может выполняться с помощью нескольких способов: монастырский (самый распространенный), вперед иголку, стебельчатый, строчной (круговой) и другие. Вышивка гладью. Также является популярным способом вышивки. Состоит из прямых стежков, которые укладываются рядом друг с другом. Выполняется на любой ткани, без всяких поисков схем, просто необходимо нарисовать контуры самого рисунка, внутри которых как раз и будет заполнение цветными стежками. Очень красиво получаются цветы и животные. Вышивка лентами. Начинающим лучше приобрести готовые наборы, которые продаются в любом рукодельном магазине. Техника тоже проста, в иглы с большим ушком вдеваются ленты и вышиваются, как и нитками, разнообразие стежков тоже очень много, прямые стежки, с завитками, французский узелок и другие. Больше всего указанной техникой выдела только цветочные композиции, если честно не знаю, если ли еще типы изображения, кроме цветов. Ковровая вышивка. Пожалуй, самая древняя вышивка, которой еще до сих пор пользуются. Для этого вида вышивка необходима основа под названием страмин — специальная сетка, которая предназначена только для ковровой вышивки, также необходимы только толстые нитки, так как сама сетка крупная. Вышеперечисленные техники являются самыми популярными видами вышивки. А теперь перечислим другие разновидности: флорентийская вышивка (старинный вид); люневильская вышивка — предназначена для декорации одежды; ришилье — разновидность глади, Рокко, с французского означает "завиток", то есть техника состоит из французских узелков, петелек и так далее; синель (выполняется с помощью бархатистых шнурков) и другие виды. Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное — большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно. Вышивка позволяет создать особый рисунок на украшаемом предмете. Так, привычные взору вещи, могут стать настоящим произведением искусства.

Выводы по главе I

Для достижения поставленной цели в теоретической части нашей работы мы рассмотрели историю искусства вышивки в целом, основные мотивы в орнаментах и их значение. Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность.

Глава II. Мода родом из народа, или как национальный колорит в одежде становится модной тенденцией

Изучив и проанализировав материал по теме исследования, мы решили провести практическую работу по изучению данной проблемы и наметили следующие этапы работы :

Посетить Национальный музей РБ и историко-краеведческий музей г. Туймазы с целью поближе ознакомиться с культурой и бытом народов, населяющих нашу Республику.

Провести анкетирование учащихся нашей школы.

Изучить опыт мастера по старинной русской вышивке, посетив мастер-класс.

Встретиться с руководителем образцовой студии моды «Булавка» с целью перенять опыт популяризации национальных мотивов в повседневную одежду.

Декорирование повседневной одежды этновышивкой .

II.1. Экскурсии в национальный музей РБ и историко-краеведческий музей г. Туймазы

Из всех музеев, что есть сегодня в башкирской столице, Национальный музей РБ считается самым большим по количеству экспонатов. Фонд музея насчитывает около 140 тыс. экспонатов, рассказывающих о материальной и духовной культуре Башкортостана начиная с древнейших времен и вплоть до современности. (Приложение 6) Экспозиции в Национальном музее Республики Башкортостан включает пять отделов и 35 выставочных залов, которые разделены между собой тематически на четыре отдела: отдел природы, археологии, этнографии, истории края. В Музее воочию убеждаешься, насколько многолика и красочна традиционная культура разных народов, как каждый из них создавал свой этнический облик в разных условиях проживания и на основе веками отточенного представления о красоте и достоинстве. Но больше всего меня поразил этнографический зал, пройдя по которому можно узнать какие народы живут на территории Башкортостана, какие национальные праздники принято отмечать, а также какие традиции особо чтят в республике. Переходишь не только из эпохи в эпоху, но и из мира в мир. Есть выставочные экспозиции, посвященные русскому национальному костюму. Всегда соответствующий ситуации или событию, позволяющий легко определить возраст человека, социальную принадлежность и благосостояние, русский традиционный костюм отличался многообразием и был атрибутом многих обрядов. Большой раздел посвящен традиционному занятию русских женщин – вышиванию. В древней Руси вышивкой украшали практически все вокруг , - начала свой рассказ гид. Она была на одежде, игрушках, кухонной утвари и даже рушниках. Для славян узоры, которые использовались для вышивки, имели огромное сакральное значение. У каждого завитка было свое значение, каждая петелька имела свой смысл. Хранительницы домашнего очага использовали вышивку в качестве оберега, традиционной вышивкой народного костюма украшались подолы, воротники и запястья, в этих случаях искусство было обережным, как будто узоры закрывали вход к телу наговорам, злобе, сглазам. В каждом народе были замечательные рукодельницы: и кружевницы, и вышивальщицы, и швеи, сделали мы такой вывод, изучая рядом стоящие экспонаты в татарских, башкирских, чувашских и марийских костюмах. Вышитые передники и рубашки, красивейшие вышитые наряды - как в них замечательно сочетаются цвета, переплетаются узоры! Сколько вложено русскими мастерицами умения, выдумки, фантазии, кропотливого труда и безусловно таланта. Как удавалось рукодельницам без художественного образования создавать идеальные — по гармонии цвета, формы, отделки вещи? Секрета в волшебстве нет: национальная одежда творилась по канонам, сформированным в течение не веков — тысячелетий. Каждый элемент в ней создан не прихотью, а по наблюдениям за природой, по необходимости в защите от враждебных сил и взаимодействии с добрыми. Также в ходе практической части нашей работы, мы посетили историко-краеведческий музей г. Туймазы. Для нас была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по залам музея с разными экспозициями, которые помогли понять и увидеть тот быт, которым жили наши предки, как трудились и как, благодаря их труду основалась и развивалась наша республика. Мы с удовольствием послушали увлекательный   рассказ гида о старинных обычаях наших предков. Неподдельный интерес вызвали куклы - манекены в старинных башкирских костюмах. Мы смогли поближе ознакомиться с элементами национального костюма – яркие оборки женского платья, фартук северо- западных башкир с классической вышивкой, камзол, и конечно же, нагрудник, расшитый монетами. У всех народов во все времена было принято украшать свою одежду – делали это с помощью вышивки . Вышивая узоры, мастерица не только украшала одежду, она проводила еще и своеобразный магический ритуал. В народе считалось, что вышитые узоры приносят счастье и удачу, оберегают здоровье и достаток в доме, кроме того, вышитый орнамент должен был защитить человека от злых духов.

II. 2 Анкетирование учащихся МАОУ СОШ № 7

Наряды с элементами вышивки — это всегда эксклюзивно и элегантно Пользуется ли спросом на сегодняшний день декоративная вышивка в одежде? В ходе работы мы провели анкетирование среди учащихся 7-8 классов, которое состояло из пяти вопросов. (Приложение 7) Его целью было узнать, популярен ли такой вид рукоделия, как вышивка у современной молодежи. Опрошено было 122 ученицы. Результаты были собраны и подсчитаны. По результатам анкетирования учащихся, выяснилось, что вышивкой увлекаются 5 % опрошенных, 30 % знакомы с декоративной вышивкой на одежде. О существовании этнической вышивки, к нашему сожалению, не знает никто, но 74 % девочек хотели бы научиться технике данной вышивке. На последний вопрос «Носили ли бы вы одежду с элементами этнической вышивки?» 88 % ответили положительно. Несмотря на то, что вышивка по праву считается старинным украшением одежды, в современной моде она также может пользоваться спросом, ибо большая часть опрошенных мною учениц заинтересовались вышивкой в стиле «этно». Следовательно, вышивка по-прежнему пользуется популярностью для украшения одежды в современной моде .

Глава II.3 Узелок на память …

Вдохновившись красотой экспозиций этнографического зала Национального музея, мы решили освоить азы традиционной народной вышивки. Для этого мы обратились за помощью к Атнашевой Рите Масаевне, рукодельнице села Старые Туймазы. В ходе нашей беседы она посвятила меня во все тонкости своего мастерства, рассказала историю рукоделия своей семьи. Вышивание бытовало в деревне на протяжении многих веков, и как вспоминает Рита Масаевна, в ее семье все любили вышивать: и мама и бабушка. Долгое время хранились вышитые изделия, но эти вещи не сохранились до наших дней, какие-то постарели и их просто выбросили, - рассказывает рукодельница. Яркие декоративные полотенца, покрывала, занавеси, нарядные скатерти, салфетки, подзоры. дорожки – таков далеко не полный перечень изделий мастериц – вышивальщиц .Этими изделиями украшали дом, а так же зарабатывали себе на жизнь. Как вспоминает Рита Масаевна, в каждой семье были вышивальные нитки, ткань, хотя и жили бедно. А схемы вышивок продавались в магазине, но не всем это было доступно. Их передавали подруги друг другу. Вышивка для неё стала не только увлечением, но и смыслом жизни. Все увиденное красивое она переносила на полотно. (Приложение 8) Чтобы создать уникальный предмет гардероба, украсив его ручной вышивкой, потребуется немногое - одежда, которая будет декорироваться вышивкой и материалы: нитки (лучше использовать качественные, потому как одежда будет стираться, а значит важно, чтобы они не линяли); иголки, ножницы; схема для вышивания желаемого рисунка; как вспомогательный материал (если задумана вышивка крестиком, а на ткани изделия не видны четкие переплетения нитей) — удаляемая канва. Сам процесс рукоделия — декорирования вышивкой изделия можно разделить на несколько этапов: подготовительный — подбор схемы, ниток, пришивание накладной канвы и заключительный – собственно, сама вышивка. «Помимо растительных элементов, в вышивке также присутствовали животные и птицы»,- рассказала нам Рита Масаевна. «Лебеди были олицетворением девушки и невесты, символизировали вечную любовь. Уточки в узоре женской одежды - символ плодородия .Голуби же вышивались на свадебных полотенцах и считались символом супружеской верности и приносили в дом счастье», - поведала нам рукодельница и предложила вышить Макошь. «Для простоты и удобства вышивки, вам нужно провести разметку простым карандашом или водорастворимым маркером, который после стирки исчезнет без следа. Элементы изображения оформляются слева направо. Последние нити, которые останутся в самом конце, следует спрятать под стежки. Когда все будет завершено, изделие необходимо сполоснуть в воде комнатной температуры, и высушить. Ну все, наша вышивка готова – остается только полюбить эту вещь и носить её с удовольствием!»

Глава II.4 Машинная вышивка – новый взгляд на рукоделие

До начала 19 века процесс вышивки был ручным. Первая вышивальная машина появилась в середине позапрошлого века во Франции. Это были простые приспособления, которые с годами усовершенствовались. Сейчас имеются множество видов вышивальных машин, которые отличается в первую очередь сложностью оборудования. С каждым днем аппараты, создающие рисунки на ткани, совершенствуются и машинная вышивка помогает создать на одежде неповторимый принт. На просторах интернета нам удалось найти мастера, которая, украшает изделия вышивкой с помощью работы на автоматической (программируемой) вышивальной машине. Ирина Ирековна является руководителем образцовой студии моды «Булавка» Дворца культуры села Бижбуляк. (Приложение 9) В ходе мастер-класса она рассказала нам о некоторых тонкостях и особенностях любимого ею дела. Рукодельница поведала нам о том, что в век современных технологий вышивку руками можно заменить машинной вышивкой, с целью экономии времени. Вышивать можно на любой современной швейной машинке – было бы желание и терпение. Стол, на котором устанавливается машина, должен быть свободен от всего постороннего, чтобы ткань ни за что не цеплялись. Заранее необходимо приготовить пяльцы, лучше разных размеров, нитки, иголки, маленькие маникюрные ножницы с загнутыми концами для обрезания протяжек и концов ниток. Также для работы потребуются прокладки для фиксации материала из флизелина, которые есть в свободной продаже в магазинах для творчества. Следующий этап работы – это перенесение рисунка на изделие, с помощью компьютера. Благодаря машинной вышивке процесс вышивания ускорился во много раз и стал еще разнообразнее. «В этом рукоделии необходимо, как и в любой кропотливой работе, набить руку и приобрести опыт», - подсказывает нам мастерица. Но, тем не менее, несмотря на прелести машинной вышивки, техника вышивания руками остается на первом месте, потому что сделана собственноручно, хранит тепло рук вышивальщицы и является уникальным произведением искусства.

II. 5 Этновышивка в современном прочтении

Вещи, украшенные вышитым изображением, приобретают некую уникальность, ведь они создаются в единственном экземпляре. Повседневная одежда с этновышивкой свидетельствует о неординарности ее владельца. Таким образом, этническая вышивка превращает привычные, безликие вещи в уникальную, стильную, привлекающую внимание одежду. Однако при создании образа всегда следует помнить о чувстве меры. Вышивка на повседневной одежде должна стать изюминкой образа, его дополнением. Лето – идеальный сезон для создания образов с вышивкой народными узорами. Все эти летящие блузы, туники и платья, декорированные вышивкой в «этностиле» прекрасно сочетаются с короткими джинсовыми шортами, юбками, и даже купальниками. Первое, что мы сделали - это украсили летнюю блузку. Далее к этой блузке подходящей тесьмой украсили юбку, на которой вышили Алатырь. Таким образом, нам удалось совместить современное и национальное – на наш взгляд, получилось замечательно ! Куда бы ни мы не выезжали за время летних каникул, моя одежда с национальными элементами всегда вызывала интерес. (Приложение 12) Следующим элементом гардероба, который мы решили задекорировать, стала обычная футболка. На ней мы вышили символ благополучия. Таким образом, у нас получилась целая коллекция, состоящая из 6 моделей. Мы не ограничились только русской народной вышивкой, есть на одежде и башкирский орнамент. Мы подумали: раз уж делать костюмы с народной тематикой, так надо использовать символику нашего региона Его мы вышили на школьной блузке сестренки. Моих одноклассниц очень заинтересовало именно народная вышивка. На уроке технологии, мы провели небольшой мастер-класс. В перспективе нашей работы планируем сшить платки и украсить их также вышивкой в этническом стиле. Мы уверены, что этно-одежда продолжит покорять сердца модниц и легко впишется в повседневный look, создавая стильный и самобытный образ.

Выводы по главе II

В практической части нашей работы мы посетили Национальный музей РБ и историко-краеведческий музей г. Туймазы. Узнали что, с глубокой древности, с самого момента возникновения вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Проанализировав полученную информацию, нами был проведено анкетирование среди учениц нашей школы, чтобы узнать насколько среди них популярен такой вид рукоделия, и есть ли желание научиться этому. Одежда с вышивкой и предметы быта, рушники и т. д. — все это служило оберегами. Чтобы научиться элементам старинной вышивки (макошь, алатырь, одолень-трава и др.) мы посетили мастер-класс. Заключительным этапом нашей работы стало проведение мастер-класса и создание коллекции одежды декорированной вышивкой в стиле «этно», которая на сегодняшний день набирает свою популярность.

.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели актуальность и оригинальность в украшении вышивкой одежды сейчас и в прошлом. С глубокой древности, с самого момента возникновения декоративная вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Очень часто это заговоры и обереги. Многовековая история не только не состарила ее, не сделала «пережитком прошлого», а, напротив, придала вышивке ценность, значимость и актуальность во все времена. Проанализировав полученную информацию, было проведено анкетирование среди одноклассниц на популярность среди них украшений вышивкой. Результаты анкетирования подтвердили, что, несмотря на то, что вышивка по праву считается старинным украшением одежды и предметов быта, в современной моде она также пользуется спросом, ибо большая часть опрошенных нами учениц дали положительный ответ. Настоящее искусство живет вечно. Этот факт подтверждает история вышивки, которая зародилась в глубокой древности и пережила свое второе рождение в XXІ веке. Сегодня современные магазины предлагают огромный выбор специальных наборов для вышивания с подробными инструкциями. Для овладения техникой вышивания в народном стиле мы посетили мастер-класс. Освоив данную технологию, мы украсили вышивкой несколько моделей одежды и поделились своими умениями с одноклассницами, проведя мастер-класс. Магия вышивки тем и привлекательна, что под силу каждому и действие во многом определяется узором и цветом нити, меняя которые можно изготавливать обереги на каждом отрезке жизненного пути.

Понятийный аппарат

Рушник - полотенце (кусок полотна) с вышитыми узорами, атрибут всех народных праздников и обрядов.

Вышиванка - название традиционной украинской и белорусской национальной одежды с вышивкой.

Алатырь - восьмиконечная звезда с точкой в центре. Считается, что в этом знаке заключены знания и опыт наших предков, имеет мощную энергетику, служит щитом от злых сил, излечит заболевание, дарит счастье и благополучие.

Одолень-трава - огненный символ, убирающий любое заболевание, очищающий душу и укрепляющий тело.

Макошь - древнеславянская богиня, покровительница рукоделия, домоводства и прочих истинно женских занятий.

Список используемых источников.

Борисова А.А. Вышивка, макраме, вязание, 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома / А.А. Борисова – М.: Севун, 2018 г. – 95 стр.

Дубасов И.И. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи / И.И. Дубасов – М.: КОНТЭНТ, 2019г. – 43 стр.

Еременко Т.И. Иголка – волшебница / Т.И. Еременко – М.: Из истории вышивки, 2019 г. – 67 стр.

Миронова Т.В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров / Т.В. Миронова – М.: Мир книги, 2020 г. – 34 стр.

Наниашвили И.Н. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга / И.Н. Наниашвили – М.: Белгород, 2019 г. – 56 стр.

Розанова Е.С. Новая энциклопедия вышивки / Е.С. Розанова – М.: АСТ, 2020 г. – 37 стр.

Максимова М. В. Вышиваем крестом. Техника, схемы, орнаменты, изделия, советы / М.В. Максимова – М.: Эксмо, 2019 г. – 64 стр.

Интернет-источники

https://www.livemaster.ru/topic/1676905-istoriya-vozniknoveniya-vyshivki

https://www.stranamam.ru/post/14546848/

https://fb.ru/article/457903/starinnaya-vyishivka-krestom-shemyi-znachenie-i-traditsii

Приложение 1

Греческая вышивка в древности

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Приложение 2

Вышивка крестом издавна служила не только украшением в одежде, но и являлась мощным оберегом

Приложение 3

Славянский орнамент Макошь

Древние мотивы в народной вышивке

Орнаменты старинных рушников

Приложение 4

Русский геометрический орнамент

Русский растительный орнамент

Русский зооморфный орнамент

Приложение 5

Вышивка крестом Вышивка бисером

Вышивка гладью Вышивка лентами

Ковровая вышивка

Приложение 6

Экскурсия в Национальный музей РБ приоткрыла для нас богатство национальной культуры народов, проживающих на территории республики.

П риложение 7

Анкетирование учащихся МАОУ СОШ №7

Умеете ли вышивать?

Знакомы ли вы с декоративной вышивкой на одежде?

Знаете ли вы, что существует этническая вышивка?

Хотели бы вы этому научиться?

Носили бы вы одежду с элементами этнической вышивки?

Приложение 8

Обучение навыкам народной вышивки

П риложение 9

Мастер-класс по машинной вышивке

П риложение 10

Поддерживая народные художественные промыслы, мы сможем сохранить для последующих поколений все лучшее, что было накоплено нашими предками.

Мастер-класс для учениц МАОУ СОШ № 7

Приложение 11

Макошь - древнеславянская богиня, покровительница рукоделия, домоводства и женских занятий

Алатырь - излечит заболевание,

дарит счастье и благополучие.

Лошадь - символ скорости и выносливости, радости жизни, оптимизма и доброй славы.

Свастика- символ движения, жизни, благополучия

Образ птицы в народной вышивке предвещал хороший урожай

Дерево - символ долгой жизни и единства рода

Просмотров работы: 544