Превратим отходы в доходы

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Превратим отходы в доходы

Санникова Т.Р. 1
1МБОУ Наро-Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных предметов
Белоус Т.С. 1
1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

1.1. Земля – наш дом.

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых ресурсов для его существования . Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, они являются первоисточником удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человек воздействует на естественную среду своего обитания , не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. По результатам статистических исследований за всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных и растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, в результате неправильного ведения сельского хозяйства более 200 млн га земель непригодны для использования.

Пользуясь благами цивилизации, человек, не только негативно влияет на состояние окружающей среды, но и губит собственное здоровье. С подобной угрозой справиться природа сама не в состоянии, поэтому каждому из нас, необходимо знать эти проблемы и вносить посильный вклад в улучшение экологии земного шара. Каждый человек, живущий на Земле должен сохранять, оберегать и приумножать богатства нашей Земли. Важно помнить одну простую истину: «Человек, не Господин Матушки-природы, а ее Сын».

1.2. Может произойти экологическая катастрофа.

Состояние природной среды, окружающей человека - одна из актуальнейших общемировых проблем современности. Масштабы влияния человеческой деятельности на природную среду возросли необычайно и продолжают стремительно нарастать. Человеческий организм не может существовать без четырёх сред – воды, воздуха, почвы и живых организмов. Технический прогресс и необдуманная деятельность человека привели к активному её загрязнению. Именно через свой печальный опыт хозяйствования в природе человечество познает пагубные последствия своей деятельности. Человечество узнает, что уничтожение лесов ведет к исчезновению почвенного покрова, к обмелению, а в последующем и к исчезновению рек, водоемов, к уменьшению кислородного запаса планеты. Массовое загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на здоровье будущих поколений. Это подтверждают данные о нервных заболеваниях, о возрастании процента рождаемости дефективных людей (с 4 % увеличилось до 11 %). Все эти печальные результаты человек, к сожалению, познает в процессе накопления своего опыта.

Например, загрязнение почвы фантиками, бумажками, бутылками приводит к утрате плодородного слоя, живая земля становится мёртвой, но а если на почве росла сухая трава, то вероятнее всего , что лучи солнца, попадая на стекло разбитой бутылки приводят к пожару. Тонны мусора, возникающие от деятельности человека, образуют гигантские свалки, которые разлагаются прямо на голой земле. Для предотвращения этого явления мусор сжигается, и в атмосферу выбрасываются тонны вредных газов. Также, домашние отходы, оставленные в баках с мусором , привлекают грызунов и насекомых - это может привести к болезни хозяина и его семьи.

1.3. Цели и задачи проекта.

Посмотрев передачу по ТВ о надвигающейся экологической катастрофе, я заинтересовалась этим вопросом и представила горы мусора, оставленного людьми после приятного отдыха на природе. Это происходит не в одном месте, а практически на 1/3 территории нашей страны. Я представила нашу Землю одним большим организмом, страдающим «кожными» заболеваниями, так как огромные территории выжжены химикатами и засорены различным хламом. От выхлопных газов, сжигания пластмассы и других предметов химического состава поражены у Земли и «верхние дыхательные пути». От нерационального и расточительного использования природных ископаемых, водных ресурсов, конечно же, болит «сердечно-сосудистая» система у Земли . Ну а когда «нервная система» Земли не в состоянии сдерживать свои порывы и возмущения , мы узнаём о наводнениях, цунами, сходе снежных лавин, землетрясениях , которые уносят тысячи человеческих жизней. Мне 15 лет. Как я могу повлиять , пусть маленькой толикой, на оздоровление Земли, на которой я буду жить , растить своих детей , чтобы цепь человеческой жизни не прервалась никогда. Я решила выполнить проект на тему «Превратим отходы в доходы» и поставила перед собой следующие цели: расширить свои знания о взаимосвязи существования природы и человека; изучить вопрос об утилизации отходов. А практической задачей для меня стало научиться выполнять различные предметы из отходных материалов.

2.Основная часть.

2.1 Виды отходов.

Ежегодно на одного жителя Земли приходится свыше 20 т отходов. Наблюдая и анализируя существование живой и неживой природы на планете, можем с уверенностью отметить безотходность процессов, происходящих в природе, в отличии от жизнедеятельности человека. В природе всё осуществляется по замкнутому циклу. Конечный продукт любого действия в природе , становится исходным для нового цикла. Человеческое же производство в своей массе и своей основе является отходным. Иначе говоря, конечный продукт производства не является и не становится исходным для следующего цикла, а идет в отходы. Подсчитано, что для жизнедеятельности человека необходимо в год расходовать не менее 20 т природных ресурсов. Из них лишь 5—10 % идут на продукцию, а 90—95 % поступают в отходы. Из-за чрезвычайной отходности человеческого производства создается загрязнение окружающей среды вредными, не свойственными для природы веществами, что ведет к преждевременному истощению природной среды и в конечном счете к разрушению экологических систем природы. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах:

1).Загрязнение окружающей природной среды.

2).Истощение природных ресурсов.

3).Разрушение природной среды.

Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества - воздуха, воды, почвы. Загрязнение бывает космическое (естественное), которое земля в значительном количестве получает из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное, совершенное в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенное загрязнение - это пылевое, газовое, химическое (в том числе загрязнение почвы химикатами), ароматическое, тепловое (изменение температуры воды), что отрицательно сказывается на жизнедеятельности водных животных. Так, в городах наибольшим загрязнителем является транспорт. Его доля в загрязнении окружающей среды составляет 70—80 %. Среди промышленных предприятий наиболее «грязными» считаются металлургические предприятия. Они на 34 % загрязняют окружающую среду. За ними следуют предприятия энергетики, прежде всего тепловые электростанции, которые на 27 % загрязняют окружающую среду. Остальные проценты приходятся на предприятия химической (9 %), нефтяной (12 %) и газовой (7 %) промышленности.

2.2. Утилизация промышленных отходов.

Ресурсы многих материалов на Земле ограничены и не могут быть быстро восполнены для существования человеческой цивилизации. Попав в окружающую среду, материалы, используемые человеком, обычно становятся загрязнителями. В связи с этими проблемами возникает задача вторичной переработки отходов.

Существуют 3 основных способа борьбы с отходами:

1. Производить меньше отходов. То есть меньше покупать того, что сразу летит в мусорное ведро: одноразовую посуду и упаковку, одноразовые полотенца и салфетки, дешевые недолговечные и неремонтируемые товары.

2.Вторично использовать ту же упаковку или отслужившие свой век вещи. 3.Утилизация отходов.

Утилизация оборудования - осуществляется в определенные сроки по строго установленной технологии. В каждом государстве есть закон об утилизации оборудования, отслужившего свой срок эксплуатации. Утилизация промышленных отходов — вопрос от которого зависит здоровье нашей земли и наших потомков. Утилизация отходов — процесс сложный и трудоемкий, который требует соответствующего оборудования и, главное, группы профессиональных работников. В Московской области в 2022-2023 годах будут построены 4 новых предприятия для сжигания ТКО, что позволит отказаться от использования свалок и полигонов. Сейчас в России функционируют всего 4 таких предприятия, а свалками по данным Росприроднадзора , занято 40 тыс. кв.км, что соответствует территории Швейцарии. Конечно, сжигание отходов – это не самый лучший способ для природы, но тем не менее это в большей степени очистит нашу землю. Ненужные либо же испорченные предметы, так называемый металлолом, сдаются на пункты приема вторсырья для последующей переплавки. Моя бабушка мне рассказывала , что когда она училась в школе , они активно участвовали в сборе металлолома. Особо выгодна переработка цветных металлов- меди, алюминия, олова. Также вторично перерабатываются процессоры, микросхемы и другие радиодетали — из них извлекаются драгметаллы. Очень много промышленных отходов при производстве железобетонных материалов. Эти отходы на дробильно-сортировочных установках превращают в щебень, который в дальнейшем используют при строительстве дорог. Древесные отходы перерабатывают для целлюлозно-бумажной промышленности и производства древесно-стружечных плит (ДСП), которые используют для производства мебели и различных строительных материалов. По ориентировочным данным в Москве и Московской области ежегодно выходят из эксплуатации около 50 тысяч тонн автомобильных шин. Чаще всего они скапливаются , создавая опасность, а ведь переработав шины в резиновую крошку , из неё можно произвести теплоизоляционный материал. Около мусорных контейнеров нашего города появились ёмкости для сбора пластиковых бутылок. Как хотелось бы , чтобы все жители приняли активное участие в этой компании ведь при переработке пластиковых бутылок получают упаковочную ленту, так необходимую при перевозке товаров.

2.3. Утилизация бытовых отходов

Главным источником загрязнения окружающей среды , конечно, является человек. В повседневной жизни мы осуждаем всех кто загрязняет природу, но часто и сами бываем виновниками этого. Что же может сделать человек у себя в квартире или на даче, чтобы уменьшить количество отходов? Как неестественно то, что люди, живущие в собственных домах, относят пищевые отходы, сорняки или скошенную траву в мусорный бак для централизованной утилизации. И здесь есть несколько путей полезного использования этой биомассы. Ее можно отправить в компостную яму, из которой через определённое время вы получите перегной, а молодые сорняки лучше скосить под корень и оставить на грядке в виде мульчи, которая защитит почву от сорняков.Каждая семья в год выбрасывает около 400-500 кг пищевых отходов - это органические вещества и им место должно быть не на свалке, а в огороде. Садоводы, проживающие в городской квартире, могут с собирать отходы в полиэтиленовых мешках. Таким образом, они получат превосходное удобрение, которое окажется как нельзя кстати ранней весной. Это удобрение называется «ургаса». Его можно приготовить из любых пищевых отходов: картофельных очистков, остатков хлеба, кожуры от бананов и цитрусовых, яичной и ореховой скорлупы, рыбьих костей, всего того , что может перегнить. За зиму дачники могут полностью обеспечить себя огромным количеством этого ценного удобрения.

Непригодная одежда также может идти в переработку. Сначала отделяются все металлические и пластмассовые детали (пуговицы, змейки, кнопки и пр.), затем разделяют по типу ткани (хлопок, лен, полиэстер и т. д.). Например джинсовая ткань поступает на заводы по производству бумаги, где ткань измельчается и отмачивается, а затем из этого получают целлюлозу. Метод производства бумаги из ткани был завезен в Европу Марко Поло, когда он в первый раз посетил Китай, и сохранился неизменным уже многие столетия. В результате получается два типа бумаги:

1. «Художественная» бумага для акварели или гравюры со своей текстурой, прочностью и долговечностью.

2. Бумага для производства банкнот.

Постоянно в нашей школе проходит экологическая акция «Бумажный бум», в которой я принимаю активное участие. Тысячи гектаров леса в день уничтожаются, вырубаются и перерабатываются для производства бумаги. Чтобы спасти дерево, нужно собрать 60 кг макулатуры. Неоспоримы факты: одна тонна переработанной макулатуры сберегает от вырубки полтора десятка деревьев возрастом около 30 лет, экономит 20 000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек!

2.4. Я думаю, «Гринпис» примет меня в свои ряды.

Можно много говорить о проблемах сохранения окружающей среды и в частности об утилизации различного вида отходов, приводить всевозможные статистические данные, но все эти разговоры ничего не значат , если сам человек не будет практически стремиться что-то сделать. Неравнодушное отношение к окружающей природе у меня идёт из моей семьи. Мама постоянно приучает меня к экономному и рациональному использовании всего того чем я пользуюсь . Так мы моем целлофановые пакеты и используем их ещё раз. Кто-то посмеётся , а может даже осудит нас, назвав скупыми. Но мы это делаем для того, чтобы меньше было отходов, ведь полиэтиленовые пакеты очень удобны , но они вообще не перегнивают, при сгорании образуют ядовитые вещества, а значит очень засоряют нашу планету. Пластмассовые крышки от различных бутылок, не нужные никому, стали забавной игрушкой для моей младшей сестрёнки. Старые колготки и другие текстильные вещи ,вышедшие из обихода, в руках моей бабушки стали красивыми ковриками на кухонные стулья.(Приложение № 5 ) Летом мы варим разнообразные компоты на зиму. И если жидкость выпивается мгновенно, то фрукты выбрасываем в компост . Нашёлся вкусный выход из этой ситуации. Теперь фрукты, оставшиеся от компота, мы измельчаем блендером, добавляем немного сахара , немного поварим на слабом огне и получилось прекрасное повидло , которое мама использует в пироги.

2.5. Надо выбросить!... Да нет, есть идея!

Если посмотреть вокруг, то можно легко найти множество вещей, без которых вполне можно обойтись. Но мы , почему-то храним их, думая: – “ Авось пригодятся!” И в то же время выбрасываем порой то, что можно использовать, преобразив и сохранив в новом изделии. Работая над темой проекта , я хочу показать как много можно сделать необходимых предметов из материалов уже не используемых человеком. Упаковка от предметов и продуктов, даже остатки рулона от туалетной бумаги – всё пригодилось для изготовления органайзера. (Приложение №2). Учитель показала мне технологию изготовления украшений из ткани и тут же возникла идея , превратить старую мамину блузку в оригинальные бусы. (Приложение № 3) На уроках технологии мы учимся шить изделия на себя, остаются небольшие кусочки ткани, которые могли бы пойти в мусорное ведро, но у меня из них получилась отличная мягкая игрушка «Дружок».(Приложение № 4 )

Вместе с учителем я разработала технологические карты и с удовольствием выполнила эти работы. ( Приложение № 1 )

2.6. Правила безопасности труда.

При любой работе мы должны знать и соблюдать правила безопасности труда. Рабочее место должно быть хорошо освещено и хорошо проветриваемое, т.к. при изготовлении органайзера мы будем использовать акриловые краски, клей, лак. Всегда нужно помнить о том, что предметы, которыми ты работаешь должны лежать справа, если инструментом не работаешь класть его нужно всегда в одно и тоже место, так мы не будем тратить время на поиски необходимого нам инструмента.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

1.​ Использовать ножницы следует строго по назначению.

2.​ Используя ножницы, нужно держать их острыми концами от себя.

3​.Не размахивать руками, если там находятся ножницы.

4.​ Ножницы кладите кольцами к себе.

5.​ Не оставляйте ножницы раскрытыми.

6.​ После окончании работы кладите ножницы в футляр.

Правила техники безопасности при работе с клеем и лаком.

1. Быть осторожным при работе с клеем и лаком.

2. Не вдыхать его, не допускать попадания в глаза..

3. После окончания работы, нужно помыть руки тёплой водой с мылом.

4. Для защиты рук использовать перчатки.

5. Периодически проветривать помещение.

2.7. Экономические обоснования .

Как оценить то, что сделано своими руками, а тем более из материалов , отживших казалось бы свой век. Работы , которые я сделала, прослужат мне определённое время и тем самым я сэкономила семейный бюджет. Мне приятно , что гора мусора за счёт меня убавилась хотя бы на тысячную долю. А если так будет поступать каждый? Конечно же наша Земля возрадуется и вздохнёт полной грудью.

При изготовлении органайзера все материалы у меня были в наличии поэтому, если считать затраченные деньги ранее, стоимость этой работы я оцениваю не более 50 руб. При изготовлении бус я потратила 20 руб. на нитки и 65 руб. на бусины. Таким образом оригинальные бусы мне обошлись в 85 руб., что значительно дешевле , если купить бусы в магазине.

3.Заключение

3.1. Человек – неразумное дитя природы.

Человек – это творение природы, ее дитя, которое признано оберегать и лелеять, свою создательницу. Но, к сожалению, большинство из нас забывает о значимости и важности окружающей природы в нашей жизни. Возомнив себя, Хозяином и Покорителем, человек приносит колоссальный вред всему окружающему миру. Даже, если считать тот факт, что просторы нашей Вселенной бесконечны, планета Земля, лишь маленькая ее часть. В её недрах , осталось совсем мало сил, чтобы бороться с произволом человечества. Загрязняя окружающую среду, человек в первую очередь, наносит сильнейший вред самому себе. Употребление в пищу воды и продуктов, отравленных химикатами и токсинами, весьма негативно сказывается на нашем здоровье. С эрой технического прогресса и научных открытий, проблема загрязнения стала на один уровень с борьбой против распространения опаснейших заболеваний по всему земному шару. Люди уже не могут обходиться без автомобилей, поездов, самолетов, кораблей, сельское хозяйство – без химических удобрений , законы торговли предполагают множество красивой упаковки – это первоочередные источники вредных отходов, которые загрязняют окружающую среду нашей планеты. В своей работе я описала объективные факторы загрязнения окружающей среды, но психологи выделяют и субъективные факторы влияния на нашу жизнь. Человек родился и живёт как потребитель по отношению к природе. Он всегда рассматривал природу прежде всего как источник своего существования, как ресурс, а не как объект его забот и охраны. В числе субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, надо назвать такие как экологическое невежество и экологический нигилизм. Экологическое невежество — нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное к ним отношение. Нигилист может и обладать знаниями этих законов, но относиться пренебрежительно к их применению, игнорировать их в экономической деятельности. Эти явления я постоянно наблюдаю в обычной жизни . Я пятнадцатилетний подросток, могла бы не обращать внимание на эти глобальные вопросы, но мне очень хочется видеть красивые парки, васильковые и ромашковые поля, а самое главное дышать чистым воздухом.

Как бы хотелось, чтобы каждый человек не был бы бездумным потребителем, а девизом своей жизни взял такие слова : « Превратим отходы в доходы» и я уверена , тогда никакая экологическая катастрофа не произойдет. Я уже сейчас живу с таким девизом по жизни и стараюсь, чтобы хотя бы от меня в природе было меньше отходов.

Библиография.

1.ru.wikipedia.org/wiki

2.http://rassada4all.ru/wppage/100-sekretov-lenivogo-ogorodnika

3. Составитель Г.Иванова. «В судьбе природы – наша судьба» Москва «Художественная литература» 1990.

4. «Экологическая книга для чтения»- Москва. Изд. «Современные тетради» 2007

5. «Экология Подмосковья» энциклопедическое пособие. Москва. Изд. «Современные тетради» 2003

Приложение №1

Технологическая карта изготовления органайзера.

Материалы необходимые для работы.

1.Основа для органайзера

2.Коробочки, рулоны туалетной бумаги, флаконы от молочных продуктов.

3.Салфетки, акриловая краска, лак.

4.Клей ПВА и клей «Титан», ножницы, кисти, наждачная бумага.

Название

операции

Описание

операции

Инструменты, приспособления и материалы.

1.

Подготовить основу для органайзера.

Вырезать из фанеры или тонкой доски основу в виде круга.

Пилка, доска.

2.

Обработать поверхность основы.

Зачистить поверхность основы и края наждачной бумагой.

Основа, наждачная бумага.

3.

Покраска основы органайзера.

Покрасить основу органайзера акриловой краской в 2 слоя.

Основа, акриловая краска, кисть.

4.

Подбор коробок и материалов.

Подобрать крепкие и плотные коробочки, рулоны от туалетной бумаги, флаконы от молочных продуктов.

Коробочки, рулоны от туалетной бумаги, флаконы от молочных продуктов.

5.

Покраска ёмкостей органайзера .

Покрасить коробочки, рулоны и флаконы белой акриловой краской.

Коробочки, рулоны , флаконы белая акриловая краска, кисть.

6.

Подбор салфеток.

Подобрать салфетки.

Салфетки.

7.

Оформить емкости органайзера в технике декупаж.

-вырезать фрагмент салфетки для ёмкости

-приложить салфетку на сухую поверхность ёмкости

-придерживая салфетку, намазать её клеем ПВА от середины к краю, выгоняя воздух из-под салфетки

-оставить деталь для высыхания

Ёмкости, салфетки, клей ПВА, кисть, ножницы.

8.

Декорирование краёв коробок и рулонов.

Задекорировать верхний край емкостей лентой с помощью клея ПВА.

Коробки, рулоны, ленты, ножницы, клей ПВА.

9.

Нанесение лака на поверхность ёмкостей и основы.

Нанести лак на основу и ёмкости органайзера . Оставить детали для высыхания. Повторить нанесение лака вторым слоем.

Коробки, рулоны, основа, клей, кисть

10.

Сформировать дизайн органайзера.

Разместить детали органайзера на основе.

Основа, подготовленные ёмкости.

11.

Приклеивание емкостей органайзера к основе.

Нанести клей «Титан» на нижнюю часть ёмкостей. Оставить детали на 3 мин. для подсыхания. Расположить детали на намеченное место ,сильно прижать. Оставить изделие для полного приклеивания.

Основа, подготовленные ёмкости, клей «Титан».

Технологическая карта изготовления бус.

Материалы , необходимые для работы.

1.Ткань, нитки, иголка, плоскогубцы.

2.Бусины.

Описание работы.

1.Вырезать из ткани квадраты 10х10.

2.Мелкими стежками прошить по квадрату, отступая от края 1 см, в виде круга. Последний прокол должен выходить на лицевую сторону.

3.Стянуть строчку, заправляя края внутрь. Закрепить строчку.

4.Прокалываем иглу в центр детали и стягиваем. Следующий прокол делаем рядом с точкой выходы иглы. Продолжаем простёгивать получившийся клубочек до тех пор, пока он не станет плотным.

5.При сборке бус, из получившихся шариков, рекомендуется пользоваться плоскогубцами (при вытягивании иглы из шарика). Между шариками можно пропустить бусины.

Приложение №2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Просмотров работы: 118