ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Наша исследовательская работа посвящена тактильной книге для незрячих и слабовидящих детей. В современном мире очень важно помочь слабовидящему и незрячему ребенку социализироваться в обществе. Тактильная рукодельная книга помогает особенным детям в изучении окружающего мира. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей и возраста ее читателей. Тактильные книги изготавливаются из фетра, а иллюстрации выполняются из разных материалов в виде аппликации. Текст набирается шрифтом Брайля и крепится к книге. Читая тактильную книгу незрячий и слабовидящий ребенок знакомится со сказками, окружающим миром, животными и растениями т.д.
Новизна: Составить рекомендации как самостоятельно изготовить тактильную книгу для особенных детей по всем требованиям
Цель исследования: определить значение тактильной книги в жизни особенных детей.
Задачи: познакомиться с историей происхождения тактильных книг; ознакомиться с видами тактильных книг; оценить отношение к тактильным книгам ребят нашего класса, ребят старшего возраста, родителей; организовать экспертную и творческую работы в классе по теме проекта, изготовить удобную и красивую тактильную книгу своими руками и передать в дар «Библиоцентра» ГО г. Нефтекамск.
Объект исследования: музыкальная шкатулка
Предмет исследования: назначение и разнообразие музыкальных шкатулок
Методы исследования: анкетирование, интервью, анализ литературы по теме исследования, обобщение; сбор информации; поисковый и практический методы
План выполнения исследования: (Анкетирование среди обучающихся 9-10 лет в количестве 30 человек, работа творческой мастерской: изготовление тактильной книги для слабовидящих и незрячих детей своими руками по своим эскизам, передача готового продукта в Библиоцентр г.Нефтекамск. База проведения: МОАУ СОШ № 7 ГО г. Нефтекамск; даты эксперимента: 20.10.2019г.-20.03.2021г.)
Гипотеза: Тактильная книга, сделанная своими руками, является самой удобной и красивой для слабовидящих и незрячих детей
Теоретическая значимость:
изучена литература по теме исследования;
определено понятие «тактильная книга»;
получены интересные сведения о видах и применении тактильных книг
Практическая значимость:
проведено анкетирование среди сверстников;
организовано посещение Библиоцентра города Нефтекамск
разработана памятка «Как правильно сделать тактильную книгу»;
изготовлена тактильная книга «Туда или сюда» по произведению башкирского писателя Мустая Карима своими руками;
принято участие в городском проекте «Добрую книгу от доброго сердца».
I. Теоретическая часть
1.1 Что такое «тактильные книги»
Слово «тактильная книга» происходит от латинского слова tactilis, что значит «осязаемый». Слово «тактильная книга» появилось в русском языке недавно и объясняется как книга, предназначенная для слепых и слабовидящих детей, с объёмными, осязаемыми на ощупь изображениями. Иллюстрации сделаны из оригинальных, экологически - чистых материалов в виде рельефных и контурных изображений с использованием цветового контраста, снабженное текстом по системе Брайля.
Осязание-познавательная деятельность руки. Незрячие дети благодаря тактильной чувствительности могут воспринимать форму, размеры и другие качества предметов. Читая тактильную книгу, ощупывая предметы пальчиками, незрячий ребенок получает информацию о формах и размерах предметов, тактильных свойствах материала, из которых состоит объект.
Тактильные книги бывают дидактические и ассоциативные.
Главная функция тактильной книги: помочь незрячему или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира.
1.2 История возникновения тактильной книги
История появления тактильной книгиначалась в Финляндии в 1984 году. А в России такие книги появились после 2000 года.
Незрячие дети - особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем мире может привести к тяжелым последствиям: замедление развития интеллекта, нарушение развитие речи. Поэтому для таких детей в библиотеках должны находиться тактильные рукодельные книги.
С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но его фактуре. Рукодельная книга способствует формированию у ребенка читательского интереса, позволяет ему на ровне со сверстниками осваивать и обогащать знания об окружающем мире.
В связи с этим и были разработаны тактильные книги и комплекс занятий с ними, способствующие эмоционально-чувственному развитию слабовидящих и незрячих детей. Незрячий ребенок обладает правополушарным, наглядно-образным типом мышления. Он лучше воспринимает книги с применением разнофактурных аппликаций. Так, например, для героев сказки «Лисичка со скалочкой» для лисы используется: мех, скалочка из фактурного картона под дерево. В результате у слабовидящего и незрячего ребенка при работе с тактильными книгами формируется целостное представление об объекте, эмоциональный образ. При разработке тактильных книг исключаются острые, токсичные и красящие материалы.
Существуют три ступени сложности тактильной книги. Для самых маленьких – книги первой ступени, они связаны с бытом ребенка, развивают умение соотносить контур и рельеф с объемом. Книги второй ступени предназначены для дошкольников. Книги третьей ступени предназначены для дошкольников и младших школьников.
Вывод: Слово «тактильная книга» появилось в русском языке недавно и объясняется как книга, предназначенная для слепых и слабовидящих детей, с объёмными, осязаемыми на ощупь изображениями. Главная функция тактильной книги: помочь незрячему или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. При разработке тактильных книг исключаются колющие, токсичные и красящие материалы.
II. Практическая часть
2.1 Значение тактильной книги в жизни человека
Из воспоминаний людей старшего поколения мы узнали, что много лет назад тактильных рукодельных книг не было, они появились совсем недавно.
Чтобы выяснить, что знают о тактильной книге наши сверстники, мы провели анкетирование. Третьеклассники МОАУ СОШ № 7 ГО г. Нефтекамск ответили на следующие вопросы, которые мы составили вместе с руководителем:
Хотели бы вы изготовить тактильную книгу для особенных детей?
Какой должна быть тактильная книга?
Задумывались ли вы, что особенным детям можно оказывать интересную творческую помощь?
[Прил.3]
Таким образом, проведя данное анкетирование, мы убедились, что наших сверстников интересует информация о тактильных рукодельных книгах. Но не все знают, что тактильную книгу можно сделать своими руками из экологически чистых материалов на любой вкус. Такая тактильная рукодельная книга будет самой практичной, удобной и красивой, качественной и обязательно поможет незрячим детям познакомиться с окружающим миром, потому что в неё вложена частичка души.
2.2 Как правильно изготовить тактильную книгу
Мы составили рекомендации «Как правильно изготовить тактильную книгу». [Прил.4]
2.3 Наше творчество
2019 году родился проект «Добрую книгу от доброго сердца». Мы посетили Библиоцентр города Нефтекамск. Там мы узнали о всех технологических этапах создания рукодельной тактильной книги. Заведующая Библиоцентром Хузина Файруза Назиповна провела мастер класс по изготовлению тактильных книг.
Мы узнали, что на первом этапе обговаривается замысел книги, выбор формата и вида книги. Совместно с родителями мы решили изготовить книгу Мустая Карима «Туда или сюда» с текстом Брайля.
На втором этапе мы разработали каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумали размещение объектов на странице.
На третьем этапе сделали выкройки страниц. Подобрали материалы с контрастными цветами. Родители помогли сшить листы книги.
На четвертом этапе мы изготовили аппликации на страницах книги. Использовали различные карманы, дверцы, отверстия для лучшего тактильного восприятия и для игры.
На пятом этапе внизу книги пришили горизонтальную тесьму для обозначения низа страницы. Подготовили книгу на бумажной основе с текстом Брайля. Набрать текст нам помог специалист Библиоцентра. Мы положили книгу в специальный кармашек.
На шестом этапе мы прикрепили пуговицу-застежку на книгу, чтобы не потерялись съёмные детали и фигурки людей.
Создание тактильной книги процесс трудоемкий и творческий. Изготовленную книгу мы передали в дар Библиоцентру г.Нефтекамск, приняв участие в городской акции «Добрую книгу от доброго сердца»
Сейчас мы продолжаем изучать все доступные материалы по изготовлению тактильных книг. У них есть свои правила и требования. В классе провели анкетирование среди одноклассников. Результаты на экране.
Многие хотят изготовить тактильную книгу. Мы провели мастер класс для своих одноклассников по изготовлению книг, смогли заинтересовать их еще больше. Мечтаем создать книгу, непохожую на другие, соблюдая все правила и требования по изготовлению тактильных книг.
Мы подготовили памятку советов «Как правильно изготовить тактильную книгу».
Вывод: Анализ проведённой работы показал, что тактильные книги необходимы слабовидящим и незрячим детям. При чтении таких книг мир особенных детей станет интереснее и богаче.
Мы надеемся, что наша тактильная книга поможет особенным детям познакомиться с творчеством детского писателя Мустая Карима, узнать много нового, развить навык осязания. Тактильные книги доставляют радость совместного творчества и общения. Гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы, мы узнали, что история возникновения тактильных рукодельных книг началась с конца 20 века. Тактильные книги изготовляли разных видов, из разных материалов. Со временем рукодельные тактильные книги стали самыми разнообразными. Существуют три ступени сложности тактильной книги: для самых маленьких, для дошкольников и младших школьников. Они развивают познавательные процессы и мышление.
2019 году родился проект «Добрую книгу от доброго сердца». Совместно с родителями мы решили изготовить книгу Мустая Карима «Туда или сюда» с текстом Брайля. В Библиоцентре города Нефтекамск мы узнали о всех технологических этапах создания рукодельной тактильной книги.
Создание тактильной книги процесс трудоемкий и творческий. Изготовленную книгу мы передали в дар Библиоцентру г.Нефтекамск, приняв участие в городской акции «Добрую книгу от доброго сердца».
Сейчас мы продолжаем изучать все доступные материалы по изготовлению тактильных книг. Мечтаем создать книгу, непохожую на другие, соблюдая все правила и требования по изготовлению тактильных книг.
Такая тактильная рукодельная книга будет самой практичной, удобной и красивой, качественной и обязательно поможет незрячим детям познакомиться с окружающим миром, потому что в неё вложена частичка души.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большая энциклопедия «почемучек» / Пер. с англ. Е. В. Комиссарова, В.А. Жукова, Е.А. Степанцовой, Н.В. Новиковой. -М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. - 200с.
Изготовление тактильной книги для слепых и слабовидящих детей: рекомендации для родителей /сост. О.Ф.Богатая, Е.М. Григорьева.- Сургут: Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, СурГПУ._2016.-12с..
Почемучка – Детское справочное бюро. / М: – ООО Издательство АСТ – АСТРЕЛЬ, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План выполнения исследования:
-Работа с источниками информации (книги, журналы, сеть Интернет)
-Подбор материала для выступления – презентации.
-Анкетирование среди обучающихся 9-10 лет в количестве 30 человек, (База проведения: МОАУ СОШ № 7 ГО г. Нефтекамск; даты эксперимента: 20.10.2019г.-20.03.2021г.)
-Работа творческой мастерской: изготовление тактильной книги для слабовидящих и незрячих детей по произведению Мустая Карима «Туда или сюда?» своими руками по своим эскизам, передача готового продукта в Библиоцентр г.Нефтекамск.
- Разработка памятки советов №Как правильно изготовить тактильную книгу»
-Выступление.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1-2
Рисунок 3-4
Рисунок 5-6
Рисунок 7-10
Рисунок 11-12
Рисунок 13
Рисунок 14-16
Рисунок 17
Рисунок 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка «Как правильно изготовить тактильную книгу»
1) Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
2) Книга не должна быть тяжелой.
3) По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.
4) Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
5) Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
6) Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
7) Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
8) Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
9) У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
10) Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
11) Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
12) Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
13) Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
14) Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
15) Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
16) Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
17) Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
18) Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
19) На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания.