Введение
Осенью 2021 года я записался в клуб любителей игры на гитаре. Мне интересно получать новые знания, осваивать технологию игры. Приходится много трудиться, но я очень полюбил свой инструмент. Красивое звучание и возможность исполнять любую музыку: народную, классическую, эстрадную, -всё это очень привлекает в игре на гитаре. Познакомившись с инструментом, мне стало интересно узнать историю происхождения инструмента, имена известных исполнителей. Оказалось, что многие мои одноклассники никогда не слышали исполнения на гитаре «вживую». Думаю, что им будет полезно узнать об этом инструменте, а я с удовольствием сыграю для них на своей гитаре. Осваивая основы игры на гитаре, я начал делать небольшие заметки. Так появилась моя исследовательская работа.
Объект исследования: игра на гитаре (технические основы);
Предмет исследования: освоение технических приёмов игры на гитаре;
Цель исследования: изучить основы игры на гитаре и заинтересовать этим окружающих, поделиться достигнутыми успехами
Гипотеза:
Предположим, чем больше ребят узнает о данном инструменте, тем возрастёт вероятность того, что многие заинтересуются игрой на этом инструменте и круг любителей игры на гитаре станет шире.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей музыкального инструмента- гитары;
2.Освоить строение гитары и технологические приёмы игры на гитаре;
3.Организовать отчётный концерт и поделиться своими успехами;
4.Провести опрос.
Обучать детей музыке надо для того, чтобы, по мере их взросления, они становились бы образованнее, культурнее, но вместе с тем, понималибы громадность, красоту и хрупкость мира, зовущегося музыкой, и на своем личном опыте осознавали сложность его познания. Научиться играть на музыкальном инструменте – большая радость и возможность самому дарить миру красоту. Каждому человеку: и большому, и маленькому важно почувствовать, что он умеет делать что-то важное, красивое и нужное.
Слушая звучание гитары, я заинтересовался этим инструментом. И захотел этому научиться.
Глава I. История музыкального инструмента
Предки и дальние родственники гитары
Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространенных в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, таких как блюз, кантри, фламенко, джаз, рок-музыка, бардовская и др.
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», что означает «струна».
История возникновения гитары начинается около 2-2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:кинора в Месопотамии;цитра и нефер в Египте;ситар в Индии;кифара в Риме и Греции, тар - древнеперсидский инструмент (Приложение № 1).
Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из черепахи, и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Постепенно щипковые инструменты получают широкое распространение. С X века присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах (древний или средневековый рукописный свиток).
Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.
1.2. Испанская гитара-центр развития Средневековья
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние, живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз МауроДжулиани.
Длинный путь в Россию
В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце 17 века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале 18 века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку АврелиюЦани де Ферранти, затем гастролировавшим МауроДжулиани и Фернандо Сор. Сор посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара». Также русская гитара становится популярной и в XXI веке.
Конструкция классической гитары.
В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог АндресСеговия.
Глава II. Строение гитары и технические приемы игры на гитаре.
2.1.Устройство инструмента
С устройством инструмента меня познакомил на первых занятиях мой преподаватель гитары Бирин Александр Сергеевич. Гитара представляет собой (Приложение №1) корпус с длинной шейкой, называемой «грифом». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим — на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Гриф гитары с ладами и ладовыми порожками.
2.2. Струны. Звучание инструмента.
Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая: чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.
В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.
В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»).
2.3. Материалы: от фанеры до…красного дерева
У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клён. При этом, верхняя дека, как правило, делается из ели или кедра. При изготовлении корпусов электрогитар, мастера располагают большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.
2.4. Стандартный строй гитары
Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:
1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)
2-я струна — нота «си» малой октавы (h)
3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)
4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)
5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)
6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)
В настоящее время существует большое количество разновидностигитары. Гитараможет быть классифицировано по следующим признакам:
Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.
Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
Полуакустическая гитара — комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены звукосниматели.
Электроакустическая гитара — акустическая гитара, в которой установлено электронное устройство для усиленного воспроизведения звука.
Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
Прочие — существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Число струн может быть увеличено либо простым добавлением новых струн для расширения диапазона гитары, либо удваиванием или даже утраиванием нескольких или всех струн для получения более полного тембра звука, либо совмещением в одном корпусе двух (а иногда и больше) грифов для удобства сольного исполнения некоторых произведений.
Глава III Практическая часть. Теория вопроса.
3.1.Стадии обучения
Мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства мне, как начинающему гитаристу, необходимо было пройти все стадии обучения игре на гитаре в своём музыкальном развитии. Во-первых, овладение правильной посадкой и постановкой рук, во-вторых, освоить нотную грамоту… Очень важным в моём развитии учащегося-гитариста стало освоение приёмов игры на инструменте и умение применить их на практике.
3.2.Приёмы игры
Я узнал, что приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того!
Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Одним из первых приёмов игры на гитаре, характерным для классической гитары, которым я овладел является перебор или арпеджио.
Вариацией арпеджио является приём арпеджиато – быстрый перебор струн, последовательное извлечение звуков, расположенных на различных струнах.
Арпеджио — поочередное исполнение нот, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Арпеджио очень характерно для гитарной техники.
Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны. Исполняется оно, как правило, нижним ударом, но встречаются случаи, когда нижний удар сочетается с верхним. Это происходит, когда нужно выделить среди звуков арпеджио мелодию.
Арпеджиато — быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Исполняется, как правило, за счет предшествующей длительности.
Самый простой прием — глиссандо. Чтобы его сыграть, нужно поставить палец левой руки на любую струну, щипком извлечь звук и медленно переместить палец вперед или назад по грифу гитары.
Баррэ — один из основных технических приемов игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Различают малое и большое баррэ.
При малом баррэ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при большом—пять или шесть.
Легато — прием игры, который имеет первостепенное значение. Он относится к приему исполнения левой руки, при помощи которого можно связать ноты, идущие подряд как можно теснее. Звук получается мелодичный и непрерывный. Прием, при котором звук извлекается путем скольжения пальцев левой руки по грифу гитары, называется легато-глиссандо.
Вибрато
Иногда, слушая любимые композиции, вы наверняка замечаете, что нота звучит долго и с небольшим дрожанием. Такой прием называется вибрато. Его обычно используют на первой струне, реже — на второй и третьей, делая исполняемую композицию яркой. Удобнее всего выполнять этот прием средним пальцем левой руки. Необходимо уметь делать вибрато всеми пальцами, при этом большой палец должен быть неподвижен. Скорость вибрато связана со стилем играемого произведения.
Подтяжка
Если струну во время игры подтянуть пальцем или несколькими пальцами вверх или вниз, то мелодия в этот момент звучит на тон выше или ниже. Эта техника называется «подтяжка», по-другому ее называют «бэнд». Из-за того что положение струны меняется, меняется и звук. Такой прием используют музыканты, играющие на электрогитарах и бас-гитарах.
Тремоло
Тремоло — самый распространенный вид игры на гитаре. Подразумевает под собой многократное повторение звука — три пальцы движутся поочередно. Большой палец обеспечивает бас, а трехпальцевая последовательность — тремоло. На электрогитаре тремоло исполняется при помощи медиатора. Техника игры на бас гитаре — это перебор пальцами по струнам. В случае с тремоло бас-гитаристы также используют плектр.
Пиццикато
Распространенная техника игры. Этот прием подразумевает легкое глушение звука ребром ладони. Чтобы его осуществить, музыкант должен во время звучания мелодии, слегка положить ребро ладони правой руки на струны. При игре на электрогитаре при помощи пиццикато можно контролировать громкость и длительность звуков.
Диссонанс
Чтобы сыграть в стиле диссонанс, необходимо настроить одну или несколько струн на нехарактерный для них тон. Подобная игра мало где применяется. Однако, композиции Джона Доуленда — британского композитора — необходимо играть именно такой техникой.
Фламенко
В традиционном испанском стиле фламенко широко распространены еще два вида техники игры на гитаре: гольпе и тамбурин. Гольпе представляет собой удар безымянным или средним пальцем руки по деке гитары. Звук, который извлекается тамбурином, похож по звучанию на народный одноименный инструмент. Правая рука ударяет по струнам около подставки, используя свою тяжесть. Такая техника неплохо звучит на электро- и бас-гитаре.
Таппинг
Извлечение звуков путем постукивания по струнам – одна из разновидностей легато, которая называется таппингом. Если зажать струну на одном ладу, а затем резко ударить другим пальцем по этой струне, но одним или несколькими ладами выше, то слышится интересное звучание. Стуки по струнам называются hammer-on. К таппингу также относится своеобразное сдергивание пальца со струны, называемое pull-of. При таком приеме звук получается звонкий и четкий, но обладает не слишком долгим звучанием.
Необычные стили игры
Помимо основных техник, существуют необычные приемы. Они позволяют наполнить мелодию неожиданными переходами.
А самое главное, что я понял: играть на гитаре нужно ежедневно! Пусть это будут получасовые подходы в день, но ежедневные!
28 сентября 2021 года я впервые приступил к урокам игры на гитаре. (Приложение№2)
1.Положение туловища и ног
Учиться играть нужно сидя, подняв левое колено. Для этого используется подставка, на которую гитарист должен поставить ногу. Спина должна оставаться прямой, не касаясь чего-либо.
2.Место инструмента
Гитару надо поместить выемкой в середину приподнятого левого бедра. При этом гриф должен быть чуть выше уровня левого плеча, а нижняя дека на уровне груди.
Затем мы перешли к игре на гитаре.
Первое упражнение, которое я пытался разучить, была мелодия «Арпеджио». Так как этот приём игры развивает технику пальцев правой руки. Далее мы приступили к изучению основ нотной грамоты - аккордовой сетки. Далее мне предстояло научиться ставить эти аккорды на гитаре.
Я освоил основные аккорды и стал учиться их быстро переставлять. Это упражнение потребовало много терпения, силы воли, а главное - времени!
Помимо занятий с преподавателем, дома я осваивал технические приёмы работы с гитарой. Мне очень хотелось освоить игру на инструменте! Я разучивал новые произведения.
1 неделя занятий: Спустя неделю я научился играть перебором. Звучание очень красиво, но у меня получалось не всё. Техника подводила: я мог дёрнуть не ту струну.
2 неделя: Я учился играть перебором с аккордами. Это были не полные аккорды (упрощённые).
3 неделя: Я научился играть перебор с полноценными аккордами. Некоторые аккорды были лёгкие, а некоторые- сложные! На этой же неделе я выучил первую песню – «На часах ноль-ноль» (она играется перебором). На следующей неделе я научился играть бой. Позже я стал исполнять ещё одну песню «Звезда по имени Солнце» из репертуара Виктора Цоя.
1 месяц учёбы, октябрь,2021г
Спустя месяц учёбы, я мог:
играть перебором,
боем и
даже исполнял две песни. Сейчас я учу третью песню «Группа крови» из репертуара группы «Кино». Она очень сложная!
Пошёл 2 месяц обучения –ноябрь, 2021 г
В середине ноября я начал разучивать песню «Районы-кварталы» из репертуара группа «Звери». В этой песне очень простой бой, всего четыре звука, но поначалу мне, почему-то было тяжело это усвоить. Аккорды в этой песне тоже, казалось на первый взгляд, были простыми, но меня не слушался аккорд «F» .Ставился он не просто!
Я усвоил некоторые хитрые приёмчики, которые мне пригодились в дальнейшем.
Знаете ли вы, что аккорды в песнях ставятся так, чтобы было легко переставить пальцы с одного аккорда на другой аккорд и некоторые пальцы можно не убирать со струн. Мне это рассказал мой преподаватель игры на гитаре, и я стал этим пользоваться.
Спустя 3 месяца занятий, декабрь, 2021г
В начале декабря я начал учить самую сложную для меня песню под названием “Jinglebells». Она была сложна по нескольким причинам: во-первых, она на английском языке, а точный перевод не просто найти, во-вторых, здесь используется приём: сложный бой с основным и дополнительным басом, причём у каждого аккорда есть свой основной и дополнительный бас, при этом он везде разный, аккордов много и запоминать их надо в каком порядке они ставятся, и как они ставятся. Я учу эту песню.
Практическую часть своей исследовательской работы я решил начать с проведения анкетирования. Мне хотелось понять, достаточно ли хорошо знают о гитаре мои одноклассники. В анкетировании приняло участие 24 человека, я предложил пять вопросов (Приложение №2).По результатам данного опроса я сделал следующие выводы.(Приложение №3) Большинству учащихся очень нравится звучание музыкального инструмента гитара и многие хотели бы научиться игре на гитаре. После выступления перед одноклассниками с небольшим концертом, круг любителей гитары значительно расширился. Несколько человек так и сказали, хотим научиться игре на гитаре!
В результате работы над моим исследованием, я убедился в том, что гитара является самым популярным среди юного поколения.
т.к. гитара смогла подстроиться под динамичную и разностороннюю культуру XXI века, захватив лидирующее положение во многих жанровых и стилевых направлениях. В процессе своей работы я в очередной раз понял, что неизменно находились люди, готовые пойти вслед за ее нежной музыкальной песней, чтобы создать шедевры. Великие имена исполнителей авторской песни XXвека: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Олег Митяев. Мне очень нравятся песни Виктора Цоя.
Работа по освоению приёмов игры на гитаре, а также анализ трудоёмкости процесса, который я частично описал в исследовании, меня очень заинтересовал.
В результате исследовательской работы, я сумел решить поставленные задачи: познакомился с историей музыкального инструмента- гитары;освоил строение гитары и технические приёмы игры на гитаре; готовлюсь к отчётному концерту и готов поделиться своими успехами
При большом желании игре на гитаре научиться возможно. А хорошей игрой на этом инструменте легко вовлечь друзей и одноклассников в совместную деятельность. (Приложение №4)
Список литературы
Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000. – 216 с.
ВидальРобер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые АндресомСеговией / Пер. с фр., – М., Музыка, 1990. - 32 с.
Вольман Б. Гитара в России, Ленинград, Музгиз, 1961. - 180 с.
Газарян С.С. Рассказ о гитаре, М., Детская литература, 1987. - 48 с.
Гитара от блюза до джаза: Cборник. Киев: "Музична Украина", 1995.
Григорьев В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., "Музыка", 1987. – 143 с.
Иванов М. Русская 7-ми струнная гитара. М.-Л.: Музгиз, 1948.
Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары: В 2 т. [Сост., ред. - Яблоков М.С.], Тюмень, Вектор Бук, 2001-2002 [Т.1, 2001, 608 с.; Т. 2, 2002, 512 с.]
Классическая гитара в России и СССР. Словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. (Яблоков М.С., Бардина А.В., Данилов В.А. и др.), Тюмень-Екатеринбург, Русская энциклопедия, 1992. – 1300 с.
Ларин А., Гитара в России. Обзор литературы. ("Альманах библиофила", XI), М., 1981, с. 142-153.
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Тушишвили Г.И. В мире гитары. Тбилиси, Хеловнеба, 1989, – 135 с.
Черватюк А.П. Музыкальное искусство и классическая шести-струнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: Монография. М., МГУКИ, 2002. – 159 с.
Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней / Пер. с фр., М., Музыка, 1991. – 87 с.
Шевченко А. Гитара фламенко. Киев, Музыкальная Украина, 1988.
Ширялин А.В. Поэма о гитаре. М.: АОЗТ Редакц.-изд.фирма "Моло-дежная эстрада", 1994. – 158 с.
Интернет ресурсы:dic.academic.ruhttp://ru.wikipedia.orgmuzyka.net.rubiometrica.tomsk.rubibliotekar.ru›slovar-muzika/index.htmmegabook.ruhttp://guitar-master.org/books
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Результаты
1.Нравится ли Вам такой инструмент, как гитара?
да-23,нет-1
2.Какое направление музыки вам особенно близко:
д жаз, рок, авторская песня, эстрада ?
джаз – 2
рок – 4
авторская песня – 17
эстрада-1
3.Хотели бы Вы научиться играть на гитаре?
Д а-19
Нет-5
4.Каким образом Вы хотели бы научиться играть на гитаре?
С учителем-12
В сети интернет-12
Я бы не хотел-0
5.Слышали ли Вы когда-нибудь игру на гитаре «вживую»?
П о телевизору-8
В интернете-11
На концерте-3
Никогда
не слышал-2
Приложение №4 Фото с моим педагогом А.Бириным и ребятами, которые посещают клуб любителей игры на гитаре.