Интерактивная периодическая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интерактивная периодическая таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева

Чернышёв К.О. 1Кириченко М.Д. 1
1Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина (БМАОУ «Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина)
Леонова М.В. 1Матанцев А.А. 2
1Берёзовское муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина (БМАОУ «Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина)
2Кванториум СвДЖД
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

«Периодическому закону

будущее не грозит разрушением,

а лишь надстройки и развитие обещает»

Д.И. Менделеев

В начале учебного года библиотекарь лицея Гладких Ирина Дмитриевна выдала нашему классу новые учебники физики, в которых мы с удивлением обнаружили таблицу химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. В связи с чем сразу возникло много вопросов: зачем? почему? какое отношение к физике имеет таблица Менделеева? Оказалось, что эта таблица охватывает огромный спектр применения не только в школьных предметах, но и в нашей повседневной жизни.

Периодический закон стал величайшим обобщением всех современных знаний о химических элементах. Д.И. Менделеев показал, что химические элементы составляют стройную систему, в основе которой лежит фундаментальный закон природы. Сам Дмитрий Иванович значимость своего детища определил так: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает». Трудно не согласиться с великим ученым!

Изучая литературу по выбранной теме, поражаешься тому, насколько Д.И. Менделеев смог не только обобщить известные в то время ему факты, но и на долгие годы вперед оставить «свободные клеточки» в своей периодической системе для новых открытий своих единомышленников!

Действительно, мы живем в мире химических элементов, хотелось бы о них знать все! Но как выучить, запомнить, понять огромное количество информации, которая содержится в этой таблице? И здесь нам на помощь приходят новые технологии, которые позволяют познавать неизведанное в игровой форме, с интересом, быстро!

Мы посмотрели на труд великого Д.И. Менделеева современным взглядом, воспользовались одним из главных технологических трендов современности – технологией дополненной реальности и решили представить его в виде интерактивной периодической таблицы химических элементов. В этом мы видим актуальность рассматриваемого вопроса.

При выполнении проекта нами поставлена цель: изготовить учебное пособие «Интерактивная периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева», используя технологию дополненной реальности, которая позволит лицеистам с интересом изучать окружающий нас мир!

Для достижения цели нами поставлены задачи:

1. изучить химические элементы таблицы Д.И. Менделеева, описать их по определенному алгоритму;

2. составить картотеку химических элементов таблицы Д.И. Менделеева;

3. создать метки, используя программу фотошопа Adobe Photoshop и сайт Vuforia;

4. создать 3D надписи в Blender;

5. соединить все элементы таблицы Д.И. Менделеева воедино;

6. представить итог работы на суд зрителей.

В проекте определены объект исследования: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, и предмет исследования: технология дополненной реальности, позволяющая создать приложение для работы интерактивной таблицы Д.И. Менделеева.

В проекте выдвинута рабочая гипотеза: если нами будет изготовлено учебное пособие «Интерактивная периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» с использованием технологии дополненной реальности, то интерес лицеистов к изучению окружающего мира возрастет! А смартфоны будут не помехой в обучении, а лишь инструментом!

В работе использованы следующие методы исследования:

1. анализ специальной литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу; 2. моделирование; 3. проектирование; 4. анализ; 5. синтез.

Новизна проекта в том, что нами предложено изготовление учебного пособия на основе современной образовательной технология, которая, думаем, очень скоро прочно войдет в учебный процесс. Специалистов в этой части образовательной области мало, но время диктует и вносит свои коррективы!

Проект выполняется по совместному решению наставников Кванториума Свердловской детской железной дороги и научного общества учащихся «Горизонты открытий» БМАОУ «Лицей №7» имени А.А. Лагуткина для использования материала на уроках естествознания, химии и физики.

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Дмитрий Иванович Менделеев – великий ученый

Проведенный контент-анализ показал, что в теоретической части нашего проекта необходимо отразить интересные факты из жизни и деятельности великого человека и ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Факты, которые не оставили нас равнодушными.

Великий ученый Д.И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске. Отец Иван Павлович был директором окружных училищ и Тобольской гимназии, русский по национальности. Мать Мария занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, имела репутацию интеллигентной и умной женщины. Дмитрий был в семье самым младшим, последним из четырнадцати детей (по другой информации – последним из семнадцати детей). В 10-летнем возрасте мальчик лишился отца, который ослеп и вскоре умер.

Во время учебы в гимназии способностей Дмитрий не проявил, сложнее всего ему давалась латынь. Любовь к науке прививала мать, она же участвовала в формировании его характера. Мария Дмитриевна увезла сына учиться в Петербург.

В 1850 году в Петербурге юноша поступает в Главный пединститут на отделение естественных наук физмата. Его преподавателями были профессора Э.Х. Ленц, А.А. Воскресенский и Н.В. Остроградский. Во время учебы в институте (1850-1855) Менделеев демонстрирует незаурядные способности. Будучи студентом, он публикует статью «Об изоморфизме» и ряд химических анализов.

В 1855 году Дмитрий получает диплом с золотой медалью и направление в Симферополь. Здесь он работает старшим учителем гимназии. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее. В 1856 он возвращается в Петербург: учится в университете, защищает диссертацию, преподает химию. Осенью защищает еще одну диссертацию и назначается приват-доцентом университета. В 1859 году Менделеева отправляют в командировку в Германию: работает в университете Гейдельберга, обустраивает лабораторию, исследует капиллярные жидкости. В 1861 ученый возвращается в Петербург. Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864 году ему присвоено звание профессора, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии».

В 1869 году представляет периодическую систему элементов, совершенствованию которой посвятил всю жизнь. В таблице Менделеев представил атомную массу девяти элементов, позднее добавил в свод группу благородных газов и оставил место для элементов, которые еще предстояло открыть. В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Периодический закон включал в себя доказательства связи свойств элементов и их атомного объема. Теперь рядом с каждой таблицей химических элементов находится фото первооткрывателя.

В 1865-1887 годах разрабатывает гидратную теорию растворов. В 1872 начинает изучать упругость газов, спустя два года выводит уравнение идеального газа. Среди достижений Менделеева этого периода – создание схемы дробной перегонки нефтепродуктов, применение цистерн и трубопровода. При содействии Дмитрия Ивановича сжигание черного золота в топках полностью прекратилось. Фраза ученого «Сжигать нефть – все равно, что топить печку ассигнациями» стала афоризмом (Приложение 1). Поэтому мы можем считать Менделеева одним из первых людей, которые озаботились бережным отношением к богатствам природы и призывали беречь их!

Еще одной сферой деятельности ученого стали географические исследования. В 1875 году Дмитрий Иванович побывал на Парижском международном географическом конгрессе, где представил на суд свое изобретение – дифференциальный барометр-высотомер. В 1887 году ученый участвовал в путешествии на аэростате в верхние слои атмосферы для наблюдения полного солнечного затмения.

В 1890 году ссора с высокопоставленным чиновником стала причиной ухода Менделеева из университета. В 1892 химик изобретает методику получения бездымного пороха. Одновременно с этим его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов. Здесь он возобновляет прототипы фунта и аршина, занимается вычислениями по сравнению русских и английских эталонов мер. По инициативе Менделеева в 1899 году факультативно вводится метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах ученого выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила. Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. За свои заслуги ученый был удостоен многочисленных научных званий, российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ на родине и за границей.

Отметим тот факт, что основная идея систематизации химических элементов к 1869 году уже была сформирована Менделеевым, причём за довольно короткое время, но оформить её в какую-либо упорядоченную систему, наглядно отображающую, что к чему, он долго не мог. В одном из разговоров со своим соратником А. А. Иностранцевым он даже сказал, что в голове у него уже всё сложилось, но вот привести всё к таблице он не может. После этого, согласно данным биографов Менделеева, он приступил к кропотливой работе над своей таблицей, которая продолжалась трое суток без перерывов на сон. Работа была осложнена ещё и тем, что в тот период наука знала ещё не обо всех химических элементах. Но, несмотря на это, таблица всё же была создана, а элементы систематизированы.

Многие слышали историю, что Д.И. Менделееву его таблица приснилась. Эта версия активно распространялась вышеупомянутым соратником Менделеева А.А. Иностранцевым в качестве забавной истории, которой он развлекал своих студентов. Он говорил, что Дмитрий Иванович лёг спать и во сне отчётливо увидел свою таблицу, в которой все химические элементы были расставлены в нужном порядке. После этого студенты даже шутили, что таким же способом была открыта 40° водка. Но реальные предпосылки для истории со сном всё же были: как уже упоминалось, Менделеев работал над таблицей без сна и отдыха, и Иностранцев однажды застал его уставшим и вымотанным. Днём Менделеев решил немного передохнуть, а некоторое время спустя, резко проснулся, сразу же взял листок бумаги и изобразил на нём уже готовую таблицу. Но сам учёный опровергал всю эту историю со сном, говоря: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово». Так что легенда о сне может быть и очень привлекательна, но создание таблицы стало возможным только благодаря упорному труду.

Таким образом, периодическая система элементов оказала большое влияние на последующее развитие химии. Она не только была первой естественной классификацией химических элементов, показавшей, что они образуют стройную систему и находятся в тесной связи друг с другом, но и явилась могучим орудием для дальнейших исследований.

Последующее развитие науки позволило, опираясь на периодический закон, гораздо глубже познать строение материи, чем это было возможно во время Менделеева. Разработанная в начале XX века теория строения атома придала периодической системе новое освещение и еще большее значение. На основании этого мы поняли, почему в новом учебнике физики 9 класса тоже есть периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

1.2. Дополненная реальность – один из главных технологических трендов современности

В проекте мы используем технологию «Дополненная реальность». Необходимо учесть, что кроме «Дополненная реальность» есть и «Виртуальная реальность». Для лучшего восприятия разграничим эти понятия по основным характеристикам. Используя более строгие формулировки, определения технологий выглядят так.

Технология виртуальной реальности VR (virtual reality, VR) – это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом. Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.

Таким образом, простым языком, виртуальная реальность – это создание полностью искусственной среды, которая замещает человеку всю аудиовизуальную информацию, поступающую из окружающего мира. В случае c дополненной реальностью, информация из окружающей действительности лишь частично дополняется виртуальным содержимым.

Технология дополненной реальности AR (augmented reality, AR) – технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технология дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой.

Чтобы описать выполнение проекта, необходимо рассмотреть как работает технология «Дополненная реальность». Термин «Дополненная реальность» (Augmented reality, AR) в 1990 году придумал исследователь компании Boeing Томас Коделл, когда разрабатывал нашлемную систему целеуказания и индикации полета. Сегодня под этими термином подразумевают наложение информации в форме текста, графики, аудио и других виртуальных объектов на реальные объекты в режиме реального времени.

Дополненную реальность достаточно просто определить по трем основным признакам:

1. Комбинирование реального и виртуального миров,

2. Интерактивность,

3. Трехмерное представление объектов.

Приложения с дополненной реальностью создаются с помощью платформы для разработки, которая позволяет создавать собственные AR-приложения с нуля или интегрировать AR-функционал в уже готовые приложения. Для создания дополненной реальности понадобится устройство с камерой (смартфон, ПК или умные очки, такие как Google Glass и Epson Moverio). Ожившие трехмерные экспонаты в первозданном облике, отреставрированные комнаты или достроенные здания – вот только небольшой список того, что может быть реализовано с помощью технологии дополненной реальности, например, в музее. А самыми популярными и доступными гаджетами для AR-приложений являются мобильные устройства (смартфоны и планшеты).

1.3. Принцип работы программы Unity

Для выполнения проекта нами выбрана платформа Unity, которая служит для разработки в реальном времени двух- и трёхмерных приложений и работает под операционными системами Window. Для реализации задач проекта необходимо использовать редактор Unity, который имеет простой Drag&Drop интерфейс, а также установкой плагинов KALI который легко настраивать, состоящий из различных окон, благодаря чему можно производить отладку игры прямо в редакторе. Движок использует для написания скриптов C#. Ранее поддерживались также Boo (диалект Python, поддержку убрали в 5-й версии) и модификация JavaScript, известная как UnityScript (поддержка прекращена в версии 2017.1). Расчёты физики производит физический движок PhysX от NVIDIA. Графический API DirectX (на данный момент DX 11, поддерживается DX 12)

Проект в Unity делится на сцены (уровни) отдельные файлы, содержащие свои игровые миры со своим набором объектов, сценариев, и настроек. Сцены могут содержать в себе как, собственно, объекты (модели), так и пустые игровые объекты объекты, которые не имеют модели («пустышки»). Объекты, в свою очередь содержат наборы компонентов, с которыми и взаимодействуют скрипты.

К объектам можно применять коллизии (в Unity т.н. коллайдеры collider), которых существует несколько типов. Также Unity поддерживает физику твёрдых тел и ткани, а также физику типа Ragdoll (тряпичная кукла). В редакторе имеется система наследования объектов; дочерние объекты будут повторять все изменения позиции, поворота и масштаба родительского объекта. Скрипты в редакторе прикрепляются к объектам в виде отдельных компонентов.

Редактор Unity имеет компонент для создания анимации, но также анимацию можно создать предварительно в 3D-редакторе и импортировать вместе с моделью, а затем разбить на файлы.

В Unity входит Unity Asset Server инструментарий для совместной разработки на базе Unity, являющийся дополнением, добавляющим контроль версий и ряд других серверных решений.

1.4. Принцип работы программы фотошопа Adobe Photoshop

При создании меток нам необходимо было воспользоваться программой Photoshop, в которой мы выполняли действия по алгоритму, обозначенному ниже:

1. Создайте файл. Для создания изображения, вам понадобится открыть файл, как только программа откроется. Чтобы сделать это, нажмите “Файл-Создать”, или нажмите сочетание клавиш “Ctrl + N”. В появившемся окне вы увидите множество настроек. С их помощью можно настроить холст по вашему желанию.

2. Выберите размер. Первый набор параметров служит для выбора размера вашего холста, или рабочей поверхности. Вы можете использовать предустановленный размер (например, 8,5x11” подойдет для печати на обычной бумаге), собственный размер (выбор ширины и высоты), или выбрать установку «буфер обмена» (в этом случае будет использоваться размер, который скопирован в буфер обмена, что очень удобно для копирования и вставки существующих изображений).

3. Выберите разрешение. Выберите разрешение изображения в зависимости от того, что вы будете делать с ним после. Разрешение определяет количество пикселей на сантиметр изображения. Чем больше будет эта цифра, тем более детализированное изображение у вас получится.

Увеличение разрешения так же повлияет на размер файла. Стандартное веб разрешение файла 72 пикселя/дюйм. Стандартное фото разрешение 300 пикселей/дюйм. Вы можете задать любое разрешение для печати, но помните, что если оно будет меньше, чем 300 пикселей/дюйм, то изображение будет выглядеть пиксельным.

4. Выберите цветовой режим. В зависимости от того, что вы собираетесь делать с изображением – выберите необходимый цветовой режим. Этот параметр определяет, как будут вычисляться и отображаться цвета. Режим можно изменить и после начала работы над изображением, без негативных последствий для изображения.

5. Выберите фон. В основном, данный параметр повлияет на цвет холста – белый, или прозрачный. На белом фоне хорошо заметны изменения, производимые с изображением, зато на прозрачном проще добиться желаемых эффектов. Отличным вариантом будет редактирование изображения на слоях над фоновым, тогда вы сможете достаточно легко менять белый фон на прозрачный, и обратно.

В этой программе мы отработали 103 химических элемента из таблицы Д.И. Менделеева, занесли их в таблицу (Приложение 3).

1.5. Принцип работы платформы Vuforia

Vuforia это платформа дополненной реальности и инструментарий разработчика программного обеспечения дополненной реальности (Software Development Kit – SDK) для мобильных устройств, разработанные компанией Qualcomm. Vuforia использует технологии компьютерного зрения, а также отслеживания плоских изображений и простых объёмных реальных объектов (к примеру, кубических) в реальном времени. Платформа SDK помогает при создании в AR-формате приложений для смартфонов и планшетов на операционных системах iOS, Android. Позволяет в реальном времени отслеживать плоские изображения и простые объемные объекты, распознает цилиндрические маркеры и текст.

Возможность визуализации изображений позволяет разработчикам располагать и ориентировать виртуальные объекты, такие, как 3D-модели и медиаконтент, в сочетании с реальной сценой при отображении её на дисплеях мобильных устройств. Виртуальный объект позиционируется на реальном образе так, чтобы точка зрения наблюдателя соотносилась с ними одинаковым образом для достижения ощущения, что виртуальный объект является частью реального мира.

1.6. Выводы по теоретической части проекта

Подводя итоги теоретической части проекта, можно сделать выводы о том, что:

1. проведенный контент-анализ дал возможность выбрать программы для создания интерактивной периодической системы Д.И. Менделеева, а также приложения, в котором будет работать таблица;

2. на протяжении 150 лет периодическая таблица химических элементов является одним двигателей научного прогресса, затрагивая не только область химии, но и всех естественных наук;

3. графическим изображением периодического закона является периодическая система элементов, которая представляет собой естественную классификацию химических элементов, основанную на закономерных изменениях свойств элементов от зарядов их атомов.

4. для реализации проекта выбрана платформа Unity, так как основными преимуществами платформы являются наличие визуальной среды разработки, межплатформенной поддержки и модульной системы компонентов.

2. Практическая часть

2.1. Создание интерактивной таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Меделеева»

Итак, в проекте мы используем современную технологию «Дополненная реальность» и с ее помощью создаем интерактивную таблицу периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Как мы это делаем? Очень просто: чтобы создать приложение с дополненной реальностью, нужно взять и наложить виртуальное изображение на видео с камеры.

Да, действительно все так просто. Но! Полноценная дополненная реальность включает в себя не только отрисовку виртуальных объектов поверх изображения с камеры, но и привязывание их к окружающей обстановке. Для этого используются метки, расположенные в реальном мире, к которым привязывается виртуальный объект, либо якоря (GPS-координаты).

Метка (маркер) – это обычное изображение, нанесенное на какую-либо поверхность, например бумагу, пластик или другой материал. Когда вы подносите метку к камере, то на экране появляется виртуальный 3D объект с анимацией или видео. В нашем случае метка – это картинка, место химического элемента в таблице Менделеева (фото клеточки элемента).

Эту работу мы выполнили в программе фотошопа Adobe Photoshop, самостоятельно отработав 103 элемента таблицы Менделеева (Приложение 3). Все клеточки химических элементов в интерактивной таблице Менделеева имеют разный цвет, который несет смысловую нагрузку (всего 6 цветов). В представленной таблице синим цветом обозначены металлы, розовым – неметаллы, зеленым – галогены и латиноиды, голубым – побочные металлы, желтым – твердые и газообразные вещества. В Приложении 2 представлены основные характеристики химического элемента, которые мы используем в метках.

Загружаем готовые элементы на сайт Vuforia. Создаем дата-базу на сайте, куда добавляем все элементы. Проверяем, чтобы все картинки получили оценку в 5 звёзд, для того чтобы качество будущей таблицы было идеальным. Если же Vuforia оценила картинку меньше чем на 5 звёзд, пытаемся различными способами (например, смена формата картинки, ее размера, качества в редакторе) получить заветную оценку. После того, как все картинки оценены в 5 звёзд, переходим на следующий этап работы.

Далее используем Unity – платформа для разработки игр, объединяющая в себе ряд инструментов для работы. Она состоит из визуального редактора, редактора кода, инструмента для написания скриптов – логики поведения объектов. отбор информации, которую мы вставим в открывающемся окне, после нажатия на элемент в интерактивной Таблице Менделеева. Это позволит нам после проведенного контент-анализа на платформе Unity выполнить всю таблицу, такую, какая она должна быть в итоге. Для использования интерактивной таблицы на смартфоне должно быть установлено Приложение Unity 3D.

Добавляем в Unity нашу дата-базу из Vuforia, и начинаем работать с метками (метками являются картинки, которые мы импортировали из Vuforia), к которым «прикрепляем» всю нужную информацию о химическом элементе и 3D модель (Приложение 3). Некоторые метки, готовые занять место химического элемента в интерактивной таблице Д.И. Менделеева, представлены в Приложении 4. Следующий этап работы над проектом заключается в том, чтобы собрать все элементы таблицы Менделеева на одном поле и вдохнуть в нее жизнь (Приложение 5)!

Заметим, что в представленной интерактивной таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Меделеева» содержится не только текстовая, но и визуальная 3D информация о химическом элементе. Именно этим наша таблица отличается от всех представленных в интернете. Практическая часть проекта находится в разработке: мы выявляем плюсы и минусы представленной интерактивной таблицы, корректируем их, сравниваем таблицу с имеющимися аналогами в интернете, доводим таблицу до совершенства.

2.2. Перспективы дальнейшей работы над проектом

Перспективы дальнейшей нашей работы над проектом Интерактивная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Меделеева» будут состоять в том, чтобы использовать ее как учебное пособие на уроках естествознания, химии, физики, биологии в нашем Лицее, для чего необходимо ее распечатать в соответствии с требованиями ГОСТа, а также создать электронное приложение, с которым можно работать, используя не только смартфон, но и VR-очки.

Мы предлагаем в лицее организовать группу заинтересованных ребят, которые с помощью представленной технологии «Дополненная реальность» могут создавать экскурсии в лицейском краеведческом и минералогическом музеях, так как дополненная реальность позволяет раздвинуть границы экспозиции, показать огромный объем дополнительной информации и многократно усилить эмоциональное воздействие экспозиции на посетителя.

2.3. Выводы по практической части проекта

Работа над проектом Интерактивная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Меделеева» позволила нам самим разобраться в химических элементах, познакомиться с технологией «Дополненная реальность». Таблица выглядит ярко, наглядно, поэтому с ее помощью младшие лицеисты могут с интересом познавать вещества в окружающем нас мире в игровой форме, а мы будем популяризировать ее значимость. Поэтому планируем продолжать работу над проектом в этом направлении. В перспективе работа над проектом предполагает реализацию бизнес-плана.

Заключение

В заключение работы над проектом можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены.

При выполнении работы мы:

1. овладели физическими методами познания; научились проводить контент-анализ литературы и интернет-источников по выбранной теме, делать выводы из экспериментов, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций;

2. самостоятельно изучили основные свойства химических элементов, историю их открытия, создали метки, осуществили попытку соединения меток в единую картинку;

3. продемонстрировали фрагментарную работу интерактивной таблицы Д.И. Менделеева (ссылка на видеоролик: https://cloud.mail.ru/public/RziG/iNfU8mSTy), которая может являться средством обучения на уроках естествознания, химии, физики для лицеистов, а также проведения внеурочных занятий с целью показать связь между школьной программой и окружающей нас современной действительностью;

4. выполнили социальный заказ, определили дальнейшие перспективные действия над проектом.

Работа над проектом помогла нам развить творческий потенциал и самостоятельную деятельность.

Список используемых источников и литературы

Хелен Папагианнис. Дополненная реальность. Все, что вы хотели узнать о технологии будущего, Бомбора, 2019.

https://4brain.ru/blog/как-создавалась-таблица-менделеева/

ttps://ru.wikipedia.org/wiki

https://helmeton.ru/blog/razlichiya-i-sfery-primeneniya-ar-vr-mr/

https://hdr360.ru/vr-technologii-oborudovanie/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Unity

https://ru.wikipedia.org/wiki/Vuforia

https://ru.wikipedia.org/wiki/Blender

https://www.youtube.com/watch?v=PwF7ooHMPJU

Приложение 1.

Афоризмы Дмитрия Ивановича Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года, в городе Тобольск. Выдающийся русский химик, наиболее известное его открытие – периодический закон химических элементов, в соответствии с которым составил периодическую систему элементов. Автор фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению. Умер 20 января 1907 года в городе Санкт-Петербург.

Наука борется с суевериями, как свет с потемками.

Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями.

Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Все дается только труду. Все - труду людскому, таков лозунг истории.

Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.

Сам удивляюсь – чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо.

Высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения людского.

Какой я химик, я политэконом. Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф» – это другое дело.

Богатство и капитал – равно труду, опыту, бережливости, равно началу нравственному, а не чисто экономическому.

Фабрика или завод при каждой общине – вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным.

Капиталом, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу.

Законную степень народной гордости, составляющую принадлежность любви к отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания.

Не трогать веру нельзя. Она - основа религии, а любая религия в ваши дни - грубое и примитивное суеверие. Суеверие есть уверенность, на знании не основанная.

Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, - истинной науки нет.

Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка.

Национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла, а потому в этих рода делах практичнее всего терпеливо ждать течения свершающегося.

Всего более четыре предмета составили моё имя, периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и „Основы химии". Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною.

В этой связи древних суеверий с новым учением – весь секрет интереса к спиритизму. Разве стали бы столь много писать и говорить о любом другом учёном разноречии – не стой тут сзади дух, няня и, любезное многим, детство народов.

Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других, показал её достоверность и сделал её применимой в науке

Необходимо с особой настойчивостью закончить все остатки помещичьего отношения, ещё существующего всюду на Урале в виде крестьян, приписанных к заводам. Администрация чинит помехи малым предприятиям, но истинное развитие промышленности немыслимо без свободного соревнования мелких и средних заводчиков с крупными.

Плоды моих трудов – прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую. Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство. Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями.

Все дается только труду. Все - труду людскому, таков лозунг истории.

Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно

Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим

Приложение 2.

Основные характеристики химического элемента таблицы Д.И. Менделеева, которые используются в метках

Приложение 3.

Метки некоторых химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева, которые используем в интерактивной таблице.

Эл-та

Название элемента

Историяпоявления элемента

Применение в современности

27

Кобальт (Cobultium)

Несколько сот лет назад немецкая провинция Саксония была крупным по тогдашним временам центром добычи серебра, меди и других цветных металлов. В тамошних рудниках случалось находить руду, которая по всем внешним признакам казалась серебряной, но при плавке получить из нее драгоценный металл не удавалось. Хуже того, при обжиге такой руды выделялся ядовитый газ, отравлявший рабочих. Саксонцы объясняли эти неприятности вмешательством нечистой силы, коварного подземного гнома кобольда.

Кобальт и его соединения применяются в никель-кадмиевых и некоторых конструкциях литий-ионных аккумуляторов. Соединения кобальта широко применяются для получения ряда красок и при окраске стекла и керамики. Кобальт применяется как катализатор химических реакций в нефтехимии, производстве полимеров и других процессах. Силицид кобальта – отличный термоэлектрический материал, который позволяет производить термоэлектрогенераторы с высоким КПД.

6

Железо (Ferrum)

Происхождение названия химического элемента происходит по предположению одних ученых слова джальджа (санскритский язык), что означало металл, руда. По предположению других отсанскритского корня -жель, что означало «блестеть, пылать» Химический символ Fe железо получило от латинского слова «феррум», что собственно и обозначает в переводе железо.

ПрименениежелезаЖелезо один из самых используемых металлов, на него приходится до 95 % мирового металлургического производства. Железо является основным компонентом сталей и чугунов важнейших конструкционных материалов.

77

Иридий (Iridium)

Иридий открыт в 1803 году английским химиком С. Теннантом одновременно с осмием, которые в качестве примесей присутствовали в природной платине, доставленной из Южной Америки. Теннант был первым среди нескольких учёных, кому удалось получить в достаточном количестве нерастворимый остаток после воздействия наплатину царской водки и определить в нём ранее неизвестные металлы

Сплавы иридия применяютприпроизводствесвечей зажиганиявдвигателяхвнутреннегосгорания, изготовлениеэлектродов. Чистый иридий используют для изготовления жаростойких тиглей. Наиболее уникальное применение сплава платины и иридия – это производство электро-кардиостимуляторов для больных с проблемами сердечно-сосудистой системы.

28

Никель (Niccolum)

Никель (англ., франц. и нем. Nickel) открытв1751г. Однако задолго до этого саксонские горняки хорошо знали руду, которая внешне походила на медную руду и применялась в стекловарении для окраски стекол в зеленый цвет. Все попытки получить из этой руды медь оказались неудачными, в связи с чем в конце XVII в. руда получила название купферникель (Kupfernickel), что приблизительно означает" дьявольская руда".

Основная сфера применения никеля – металлургия. В ней он задействован в производстве высоколегированных нержавеющих сталей. Добавляя в расплав железа никель, металлурги получают прочные и пластичные сплавы, которые обладают повышенной коррозионной стойкостью и устойчивостью к высоким температурам. Стоит отметить, что никелевые сплавы сохраняют свои качества при многократном длительном нагревании.

76

Осмий (Osmium)

Осмий, Osmium, Os (76), открыт Теннантом в 1804г. при исследовании им нерастворимой в царской водке части сырой платины, являющейся, как это было выяснено позднее, сплавом осмия с иридием осмиридием (Osmiridium).

Химическая промышленность применяет его в качестве катализатора. Иногда он срабатывает быстрей платины. Вообще, почти половина мировых запасов осмия отдана на нужды химической промышленности. Тетраоксид осмияприменяют при синтезировании некоторых лекарств.

46

Палладий (Palladium)

Началась история палладияв апреле 1803 года, когда нескольким лондонским химикам пришла рекламная листовка примерно такого содержания: «Палладий, или новое серебро, – его свойства позволяют отнести этот новый металл к числу благородных.

Сферы применения: Водородные технологии. Из этого металла изготавливаются мембраны, которые нужны для получения сверхчистого водорода.

78

Платина (Platinum)

Платина (англ. Platinum, франц. Platine, нем. Platin), вероятно, была известна еще в древности. Первое описание платины как металла весьма огнестойкого, который можно расплавить лишь с помощью "испанского искусства", сделал итальянский врач Скалингер в 1557 г. По видимому, тогда же металл получил и свое название "платина".

Важнейшими областями примененияплатины стали химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. В качестве катализаторов различных реакций сейчас используется около половины всей потребляемой платины. Именно «потребляемой», а не «добываемой».

45

Родий (Rhodium)

Первооткрывателем родия считается английский исследователь Уильям Гайд Волластон. В 1803 году, при проведении химического опыта, он увидел в растворе платины странный розовый порошок, которого там было быть не должно.

Родийприменяетсявкатализаторах,втомчислевкаталитическихфильтрах-нейтрализаторахвыхлопныхгазовавтомобилей. Сплав родия с платиной очень эффективный катализатор для производства азотной кислоты окислением аммиака воздухом и до сих пор его применению нет альтернативной замены.

44

Рутений (Ruthenium)

Открытие элементов и происхождение их названий Рутений, Ruthenium, Ru (44). Этот металл платиновой группы открыт К. К. Клаусом в Казани в 1844 г. при анализе им так называемых заводских платиновых осадков.

Рутений образует ряд металлоорганических соединений и является активным катализатором. Применение. Небольшая добавка рутения (0,1%) увеличивает коррозионную стойкость титана. В сплаве с платиной используется для изготовления чрезвычайно износостойких электрических контактов.

13

Аллюминий (Aluminium

В 1807 году английский химик Гэмфри Дэви открыл вещество под названием "alum" ("квасцы"), которое представляло собой соль неизвестного металла, этот металл был назван им "алюмиум". Позднее, это название было преобразовано в "aluminium" ("алюминий").

Алюминий применяется чаще всего как простое вещество. Этот лёгкий и устойчивый к коррозии металл широко используется для получения сплавов, которые находят применениев авиационной и космической технике, речных судах и катерах, автомобилях, а также в промышленности для изготовления посуды, бытовой техники и др.

18

Аргон (Argon)

Аргон был открыт в 1894 году английскими физиками Уильямом Рамзаем и Джоном Рэлеем, за что в 1904 году У.Рамзай был удостоен Нобелевской премии по химии, а Дж.Рэлей - Нобелевской премии по физике.

Аргон широко используют для создания инертной и защитной атмосферы, прежде всего при термической обработке легко окисляющихся металлов. В атмосфере аргона получают кристаллы полупроводников и многие другие сверхчистые материалы. Аргоном часто заполняют электрические лампочки.

33

Мышьяк (Arsenicum)

Открытие металлического мышьяка относится к XIII в., но способ получения мышьяка сублимацией становится известным только к концу XVII в. В 1775 г. Шееле были открыты мышьяковая кислота и мышьяковистый водород.

Несмотря на свою токсичность, производные мышьяка применяют не только для травли мышей и крыс. Поскольку чистый мышьяк обладает высокой электропроводимостью, то его используют как легирующую добавку, которая придаёт таким полупроводникам, как германий, кремний проводимость необходимого типа.

85

Астат (Astatium)

Элемент 85 получил свое название астат (Astatium) в 1947 г. в статье авторов открытия (Nature, 159, 24, 1947). Название про изведено от греч.означающего" неустойчивый, шаткий", так как все изотопы астата оказались коротко - живущими. До недавнего времени в русской литературе элемент 85 называли астатин, что нельзя признать правильным, имея в виду слово, от которого образовано название.

Первые попытки использовать астат-были предприняты сразу после его выделения (1940). Основаны они были на сходстве астата и йода. Астат, подобно йоду, селективно концентрируется в щитовидной железе. Астат α-излучатель, однако его радиоактивность действует на небольшие расстояния, поэтому, например, она влияет на щитовидную железу, тогда как находящаяся рядом паращитовидная совершенно не затрагивается.

83

Висмут (Bismuthum)

Висмут известен со средневековья (впервые упомянут в письменных источниках в 1450 году как Wismutton или Bisemutum). Первые сведения о висмуте появились в начале XVI в. в трудах минералога и металлурга Георга Бауэра (Агриколы).

Основное применение висмута его использование в качестве компонента легкоплавких сплавов. Висмут входит, например, в известный сплав Вуда, температура плавления которого ниже температуры кипения воды, во многие другие сплавы, используемые, например, при изготовлении легкоплавких предохранителей.

5

Бор (Borum)

Впервые получен в 1808 году французскими физиками Ж. Гей-Люссаком и Л. Тенаром нагреванием борного ангидрида B2O3 с металлическим калием. Через несколько месяцев бор получил Х. Дэви электролизом расплавленного B2O3.

Бор используется практически везде: в изготовлении полупроводников, для изготовления огнеупорных, кислотостойких материалов,в качестве металлургических добавок при изготовлении жаропрочной стали, для изготовления деталей реактивных двигателей, газовых турбин, работающих в тяжелых условиях высоких температур, в ядерной энергетике для изготовления замедлителей быстрых нейтронов и для биологической защиты

35

Бром (Bromum)

Бром был независимо открыт двумя химиками: Карлом Якобом Лёвихом (нем. Carl Jacob Löwig) в 1825 году, и Антуаном Жеромом Баларом в 1826 году. Балар заметил бурое окрашивание при прибавлении хлорной воды к маточному раствору бассейнов, в которых из рассолов кристаллизовалась поваренная соль. Долгое время наполняя такие бассейны свежей морской водой, собирая поваренную соль и не сливая остатков, в них накапливают бромиды, которые содержатся в морской воде.

В настоящее время бром широко используется для производства антипиренов – веществ, защищающих материалы органического происхождения от воспламенения. Эти вещества используют для производства негорючих красок, пропитки изделий из древесины, тканей и пластмасс. Бромхлорметан используется как наполнитель огнетушителей.

6

Углерод (Carboneum)

Научное открытие углерода произошло в 1791 году, когда английский химик Теннант впервые получил свободный углерод. Для получения углерода он пропускал пары фосфора над прокаленным мелом. В результате этой химической реакции образовались фосфат кальция и чистый углерод. Впрочем, этому опыту предшествовали и другие искания, например выдающийся французский химик Лавуазье поставил опыт по сжиганию алмаза при помощи большой зажигательной машины.

Можно сказать, что углерод неразрывно связан с самим развитием человеческой цивилизации. Именно из соединений с участием углерода образованы основные топлива, благодаря которым ездят машины, летают самолеты, вы можете приготовить себе еду и обогреть свой дом в холодную пору – это нефть и газ. Помимо этого соединения углерода активно используются в химической и металлургической промышленности, в фармацевтике и строительстве. В целом промышленность современности не может обойтись без углерода, он необходим практически везде.

17

Хлор (Chlorum)

Историяхлора. В 1774 году Карл Шееле, химик из Швеции, впервые получил хлор, но считалось, что это не отдельный элемент, а разновидность соляной кислоты (calorizator).

Основное применениехлорахимическая промышленность, где с его помощью изготавливают поливинилхлорид, пенопласт, материалы для упаковки, также боевые отравляющие вещества и удобрения для растений.

9

Фтор (Fluorine)

Название «фтор» введено около 1810 г. Ампером, когда он ближе познакомился со свойствами плавиковой кислоты. Это слово происходит от греческого phthoros– разрушающий. Однако это название было принято только русскими химиками, а во всех других странах сохранилось название «флюор».

Применениефторав жизни. Основное применениефтор находит как сильный окислитель в производстве ракетного топлива и химических полимеров, в медицине используется как кровезаменитель и ингредиент многих лекарственных препаратов. Автор: Виктория Н. (специально для Calorizator.ru) Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.

31

Галлий (Gallim)

Первооткрывателем галлия является француз П. Лекок де Буабодран. Это произошло 27 августа 1875 года. О своем открытии он сообщил делая доклад в Парижской Академии наук. Он описал свойства нового химического элемента. 29 августа он был назван галлием, в честь Франции, которая в древности называлась Галлия. Ученый проводит интенсивные опыты по изучению

Применение металл галий находит и в сверхчастотной электронике. Его используют для изготовления полупроводников и светодиодов, в качестве пьезоматериала. Из сплава Галия со скандием или никелем получаются металлические клеи. В сплаве с плутонием он играет роль стабилизатора и применяется в ядерных бомбах. Стёкла с этим металлом обладают высоким коэффициентом преломления лучей, а его оксид Ga2O3 позволяет стеклу пропускать инфракрасные лучи.

32

Германий (Germanium)

Немецкий химик Клеменс Винклер открыл германий. Кристалл Германия 6 февраля 1886 года немецкий химик Клеменс Винклер открыл химический элемент при анализе минерала аргиродита. Существование элемента за пятнадцать лет до его открытия расчетами предсказал. Дмитрий Иванович Менделеев. Менделеев дал описание физико-химических свойств элемента и назвал его «экасилиций», что по латыни означает «первый аналог кремния».

Германийприменяютв радиоэлектронике и электротехнике как полупроводниковый материал для изготовления диодов и транзисторов. Из него изготовляют линзы для приборов инфракрасной оптики, дозиметры ядерных излучений, анализаторы рентгеновской спектроскопии, датчики, использующие эффект Холла, преобразователи энергии радиоактивного распада в электрическую

49

Индий (Indium)

Индий (Indium), In, химический элемент III группы периодической системы, атомный номер 49, атомная масса 114,82; металлический индий открыт немецкими учеными Ф. Рейхом и И. Рихтером в 1863

Применяют для нанесения покрытий на поверхность зеркал, рефлекторов и подшипников. Индийлегирующая добавка к полупроводниковым Германию и кремнию.

53

Иод (Iodum)

Иод был открыт в 1811 году французским химиком Бернардом Куртуа, который извлекал соду и поташ из золы морских водорослей. Однажды он прилил концентрированную серную кислоту к остатку маточного раствора.

Иод применяют также в пищевых добавках, красителях, катализаторах, в фотографии, в аналитической химии, в качестве спиртового раствора в медицине. Производство аккумуляторов. Иод используется в качестве положительного электрода (окислителя) в литиево-иодных аккумуляторах для электромобилей.

36

Криптон (Krypton)

Криптон открыли в 1898 году английские ученые Уильям Рамзай и Морис Траверс при исследовании жидкого воздуха. Входит в группу инертных газов в периодической таблице. Происхождение названия. От греческого языка κρυπτός скрытый. Получение. В промышленности криптон получают как побочный продукт при разделении воздуха на кислород и азот

Криптонэто элемент таблицы Менделеева, имеет атомный номер тридцать шесть. Криптон используется всовременных, энергосберегающих лампочках, в качестве окислителя ракетного топлива, в качестве заполнения пространства между стеклами стеклопакета

10

Неон (Neonium)

Неон открыли в июне 1898 года шотландский химик Уильям Рамзай и английский химик Морис Траверс. Они выделили этот инертный газ «методом исключения», после того, как кислород, азот, и все более тяжёлые компоненты воздуха были превращены в жидкость. Элементу дали незамысловатое название «неон», что в переводе с греческого означает «новый».

Неониспользуетсявпромышленностикакхладагентвкриогеннойтехнике. При температурах жидкого неона хранят ракетное топливо, замораживают животные и растительные ткани, химические вещества. В неоновых кристаллах создаются оптимальные условия для протекания очень сложных реакций, которые не терпят действие тепла (синтез Н2О2, фторидов кислорода и т.д.). В некоторых лампах и светильниках также используется неон.

7

Азот (Nitrigenium)

Впервые азот был открыт английским ученым Д. Резерфордом в 1772 г. А. Л. Лавуазье совместно с другими учеными в 1787г. предложил термин «азот», что в переводе с греческого означает «безжизненный». Но не прошло и полувека, как выяснилось, что «безжизненный» азот это один из элементов жизни, входящий в состав белков.

Азотприменяютприсозданииинертнойсредывразличныхемкостяхвовремяразгрузочно-погрузочныхработ. Также азот применяется при тушении пожаров, во время испытаний и продувки трубопровода. Азот в чистом виде используется в целях синтеза аммиака, при производстве удобрений азотного типа, а также при переработке сопутствующих газов и конверсии метана.

Приложение 4.

Рабочая метка, готовая занять место химического элемента в интерактивной таблице Д.И. Менделеева

Приложение 5.

Современная таблица химических элементов Д.И. Менделеева

Сегодня для упорядочения элементов вместо атомного веса (атомной массы) используется понятие атомного числа (числа протонов в ядре). В таблице содержится 120 элементов, которые расположены слева направо в порядке возрастания атомного числа (числа протонов) Столбцы таблицы представляют собой так называемые группы, а строки – периоды. В таблице 18 групп и 8 периодов.

1. Металлические свойства элементов при движении вдоль периода слева направо уменьшаются, а в обратном направлении – увеличиваются.

2. Размеры атомов при перемещении слева направо вдоль периодов уменьшаются.

3. При движении сверху вниз по группе увеличиваются восстановительные металлические свойства.

4. Окислительные и неметаллические свойства при движении вдоль периода слева направо увеличиваются.

Первым делом мы видим сам символ элемента и его название под ним. В верхнем левом углу находится атомный номер элемента, в порядке которого элемент расположен в таблице. Атомный номер равен числу протонов в ядре. Число положительных протонов, как правило, равно числу отрицательных электронов в атоме (за исключением изотопов). Атомная масса указана под атомным числом (в данном варианте таблицы). Если округлить атомную массу до ближайшего целого, мы получим так называемое массовое число. Разность массового числа и атомного числа дает количество нейтронов в ядре. Так, число нейтронов в ядре гелия равно двум, а у лития – четырем.

Приложение 6.

Отзывы о проекте «Создание интерактивной таблицы

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7» им. А.А. Лагуткина

Березовский городской округ

Отзыв о работе

Кириченко Максима Денисовича и Чернышева Константина Олеговича,

обучающихся 9 В класса БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина

Проект «Создание интерактивной таблицы

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Особенности данной формы таблицы является содержание информации, используемой не только для описания строения атома, но и для характеристики простых веществ, образуемых химическими элементами. Это значительно расширяет возможности ее использования.

Интерактивную таблицу Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева можно применять для сравнения основных параметров атомов различных химических элементов, делать выводы об их изменениях в зависимости от расположения химического элемента в таблице

Включение в таблицу латинских названий химических элементов расширит кругозор обучающихся.

Считаю, что такой вариант таблицы найдет применение на уроках химии и позволит обучающимся сформировать представление о строении атомов химических элементов.

Рекомендации:

1. Включить информацию об электроотрицательности химических элементов (числовые значения), так как эта информация востребована при определении типов химических связей, окислительных и восстановительных свойств атомов.

2. Добавить в ячейки сведения о количестве протонов, нейтронов, электронов, что имеет особую актуальность на начальном этапе изучения химии.

Учитель химии высшей квалификационной категории Плизга С.Н._____________

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №7» им. А.А. Лагуткина

Березовский городской округ

Отзыв о работе

Кириченко Максима Денисовича и Чернышева Константина Олеговича,

обучающихся 9 В класса БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина

Проект «Создание интерактивной таблицы

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

При анализе работы группы авторов над созданием интерактивной таблицы Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева позволило оценить положительные стороны проекта и дать некоторые рекомендации, а именно:

1. Внесение некоторых дополнительных данных в ПСХЭ позволит сократить время на поиск их в Интернете;

2. Данные могут быть использованы при описании физических свойств элементов; сравнивать данные показатели показатели с таковыми у других элементов и делать выводы;

3. Можно добавить и другие характеристики элемента, например, удельную плотность, количество электронов, протонов, нейтронов;

4. Очень хорошо, если будет представлена модель элемента в 3D формате для лучшего понимания строения атома (характеристика электронно-графической схемы строения помогает увидеть валентные возможности атома).

5. Использовать цветовую гамму, выделив металлы (черный), неметаллы (красный), амфотерные (зеленый).

Следует обратить внимание на то, что:

1. обилие информации в ячейке с элементом будет затруднять работу с отдельными данными;

2. мешает возможности научиться работать со справочной информацией, ее поиском в справочнике, Интернете.

Так как многим учащимся трудно представить строение атома (геометрию, объемность изображения и т.д.) рекомендую обратить внимание на создание модели атома наиболее часто встречаемых в обучении, в 3D формате!

Учитель химии высшей квалификационной категории Воробьева О.Н.___________

Просмотров работы: 381