Метро и я

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Метро и я

Мартынов А.К. 1
1ГБОУ ДЮЦ "Виктория"
Пятыго В.А. 1
1ГБОУ ДЮЦ "Виктория"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Слово метро мы слышим повсеместно. Кто из нас не был или ни разу не ездил на метро? Проживая в крупных городах – это исключено. Потому что метро, как наиболее доступный финансово и быстро в критерии времени вид транспорта внутри города просто незаменим.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Почему я выбрал эту тему? Я очень люблю московский метрополитен. Мне интересно узнавать его историю, изучать его историю, узнавать его уникальные особенности. Поэтому своими знаниями я хочу поделиться и с вами. А вдруг ваши дети или мои одноклассники захотят связать выбор профессии с метрополитеном? Об этом сегодня я расскажу подробнее.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Задачи, которые я перед собой поставил в процессе работы над проектом:

узнать историю возникновения метрополитена

найти необычные факты связанные с метрополитеном

провести опрос среди ребят и взрослых

узнать о популярности профессии машинист метрополитена

обобщить полученную информацию и сделать выводы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Строительство первого в мире метро началось в Лондоне в 1860 году с целью облегчить растущее движение на улицах города. Три года спустя, 10 января 1863 года, метро протяжённостью шесть километров было открыто для публики; в первый же год его услугами воспользовались почти десять миллионов пассажиров.
Тем не менее, в первом метро перевозку людей осуществляли паровозы, после которых в туннеле оставалось много дыма. Это делало поездки вредными и не очень приятными. В 1890 году была произведена электрификация метро, технология, которая впоследствии распространилась на другие города по всему миру.

МЕТРО МОСКВЫ

15 июня 1931 года. Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.

 

15 октября 1934 года. По участку «Комсомольская» – «Сокольники» проследовал первый пробный поезд.

 

Ноябрь 1934 года. Создание при Моссовете Управления метрополитена.

15 мая 1935 года. Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 км.

МЕТРОПОЛИТЕН ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен и в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в депо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении был отменён.

Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов в метро родилось 217 детей. А 6 ноября 1941 года, на станции «Маяковская» состоялся торжественный митинг, посвящённый 24-й годовщине Октябрьской революции.

В мае 1942 года возобновилось строительство третьей очереди метрополитена. Были введены в строй два отрезка пути: в январе 1943 года — «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» (с пересечением Москвы-реки в глубоком тоннеле; станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая» были открыты позже, в ноябре 1943 года), а в январе 1944 года — «Курская» — «Измайловская» (кроме «Электрозаводской», которая открылась позже).

Война внесла резкие коррективы и в архитектуру станций, где гражданские мотивы заменились военно-патриотическими. Например, станция «Новокузнецкая» посвящена труду в тылу, а «Сталинская» — вооружённым силам СССР.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА МЕТРО

МЕТРО́, нескл., ср.

1. То же, что метрополитен. Ехать на м. Станция м.

2. Станция метрополитена (разг.). Встретиться у м. Жить рядом с м.

II. МЕТРО ... Первая часть сложных слов со <<знач.>> относящийся к метрополитену, напр. метрострой, метровокзал, метротрасса, метромост, метростанция, метростроитель.

III. МЕТРО ... Первая часть сложных слов со <<знач.>> относящийся к измерению, напр. метроритм, метротектонический.

КТО СТРОИТ МЕТРО

«Первопроходцы» столичного метрополитена 80 лет назад менее чем за четыре года прошли 16,8 километра тоннелей и возвели 13 станций первой линии от «Сокольников» до «Парка культуры» и до «Смоленской». Начинали с нуля - не было опыта, оборудования, нынешних технологий. Проходка осуществлялась буквально вручную, в тяжелейших условиях. Всего на первой метростройке, на огромной глубине, в затопленных водой тоннелях трудилось 70 тысяч человек.

Решение строить в Москве метро было принято в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б). И уже через несколько месяцев приступили к строительству. Чтобы не мешать городскому движению, шахты строили в переулках и дворах города. Земляные работы велись вручную. В арсенале первых метростроителей имелось только восемь лошадей и один грузовик, даже лопаты приходилось одалживать у дворников. Но самое главное - в то время не было опыта подобных строек и не было опытных рабочих.

Первым метростроевцам приходилось действовать буквально наугад - ведь, по сути, никто не знал о том, что ждет строителей под землей. Эта «безвестность» доставила немало неприятностей в первые годы строительства. Так, при строительстве станции «Сокольники» рабочие столкнулись с так называемым плывунным грунтом. Это смесь глины, песка и воды - жижа. Как копать в таких условиях? В итоге вся территория котлована будущей станции была рассечена траншеями, из которых непрерывно откачивалась вода. Такой способ позволил частично осушить плывуны и облегчить выемку грунта. С плывунами, кстати, строители московского метро сталкиваются и по сей день.

В 1933 - 1934 гг. на участке «Лубянка» - «Охотный ряд» строители впервые применили сложное техническое устройство - проходческий щит, под защитой которого на большой глубине строить тоннели было легче и безопаснее. Остальные участки первой линии метро строились либо открытым способом (то есть с поверхности выкапывали огромный котлован и строили под открытым небом, а не под землей), либо с помощью траншей (когда котлован строят частями, после соединяя воедино).

15 мая 1935 года в 7 часов утра в метро появились первые пассажиры. Линия шла от «Сокольников» до «Охотного ряда», далее разветвлялась - до «Парка культуры» и «Смоленской». С тех пор на поездах метро москвичи совершили почти двести миллиардов поездок. Строительство первой линии первого метро в стране стало настоящей «стройкой века», в которой участвовали все заводы СССР. В те годы метро создавали люди, возглавлявшие российскую науку и индустрию, ставшие примером целеустремленности, мужества и самоотверженности.

Московское метро продолжает строиться, ведь без этого вида транспорта мы давно уже не можем представить себе жизнь в столице.

МЕТРО КАК ОСОБЫЙ ВИД ИСКУССТВА

В мире существуют несколько станций метро, которые пошли против правил, и представляют из себя великолепные примеры подземной архитектуры.

А если учесть все те проблемы, с которыми сталкиваются архитекторы при строительстве метро, то впечатление усиливается, так как нужно учитывать множество проблем, например, целостность стен, циркуляцию воздуха, влажность и т.д.

ОПРОС

Я провел опрос среди ребят и взрослых. Насколько часто они пользуются мметро.

МЕТРО – РОСКОШЬ ИЛИ ЭКОНОМИЯ?

Работая над проектом, меня заинтересовал вопрос. Цена поездки на метро экономична или дороже поездки на автобусе? Выгодно ли вообще передвигаться на метро именно со стороны финансовых затрат? Давайте разбираться.

Чтобы попасть из одного конца мегаполиса в другой̆, в будни зачастую требуется 2 - 3 часа. Единственный̆ способ почти вдвое сократить время в пути - спуститься в метро. На сегодняшний̆ день московский̆ метрополитен - самый̆ быстрый̆ вид общественного транспорта, который̆ осуществляет около 60% всех городских перевозок.

Проведя анализ, я понял, что пользоваться метрополитеном и в финансовом, и во временном сравнении выгоднее, и даже в экологическом.

ВАКАНСИИ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Машинист электропоезда

Требования

образование не ниже среднего общего

обязательное прохождение медицинской комиссии

предварительное обучение

Условия

заработная плата от 70 000 руб. до 110 000 руб.

общий срок обучения 6,5 месяцев в Корпоративном университете

выплата стипендии на период обучения в размере 40 000 руб.

трудоустройство по итогам обучения

сменный график работы, включая работу ночью (между сменами не менее 12 часов)

Дежурный по станциям

Требования

образование не ниже среднего профессионального

обязательное прохождение медицинской комиссии

предварительное обучение

Условия

заработная плата от 55 000 руб.

срок обучения 4,5 месяца в Корпоративном университете

выплата стипендии на период обучения

трудоустройство по итогам обучения

сменный график работы

МОЕ МНЕНИЕ

Мне было интересно узнавать новую информацию о метрополитене. Впервые для себя я подробно изучил вакансии, которые предлагает московский метрополитен. Конечно, с будущей профессией я еще не определился, но уже есть над чем задуматься.

Я И МЕТРО

Конечно, проживая в Москве, я часто использую метро как средство передвижения. И каждая поездка в метро — это целое путешествие.

Мне интересно открывать для себя новые станции метро и маршруты. Захватывает дух разгон электрички и ее торможение. Спускаясь в метро, всегда чувствую необычное волнение.

БУДУЩЕЕ МЕТРО

С каждым годом Московский метрополитен становится все больше и охватывает новые территории. С 2011 года в столице было открыто 74 станции, а до конца 2024-го планируют достроить еще 25! 

ВЕСЕЛАЯ СТАНЦИЯ «ЛИАНОЗОВО»

При проектировании станции «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии архитекторы черпали вдохновение в парке, расположенном недалеко от будущей станции метро. Беззаботное веселье, смех и игры — вот что легло в основу дизайна.

ВЗЛЕТАЕМ. «ВНУКОВО»

Одна из самых долгожданных станций московского метро — «Внуково» Калининско-Солнцевской линии, которая позволит добраться прямо до одноимённого аэропорта. Неудивительно, что именно самолеты и портреты авиаконструкторов украсят вестибюль станции. Как после этого не купить билет на самолет хотя бы на внутренние рейсы?

САМОЛЕТАМ ВЕЗДЕ ДОРОГА

Еще одна станция с авиационной тематикой, что неудивительно: «Пыхтино» находится также рядом с аэропортом Внуково, а улицы в ближайшем микрорайоне были названы в честь известных летчиков и авиаконструкторов, что и вдохновило дизайнеров станции. На потолке разместят светильники в виде турбин, а на самой станции «воспарит» модель самолета ТУ-144. Уверены, что любители авиации заполонят эту станцию после открытия.

МИНИМАЛИЗМ И СИЛЬ. «КЛЕНОВЫЙ БУЛЬВАР»

Пожалуй, это будет одна из самых стильных станций столичной подземки, выполненная в черно-белых тонах и с обилием дизайнерских решений в плане освещения. Как обещают авторы проекта, на станции будет много света: от точечных лампочек у вестибюлей, которые имитируют капли дождя, до большого светящегося круга внутри станции.

А так как станция расположена в непосредственной близости от музея-заповедника Коломенское, в оформлении будут использованы русского декоративно-прикладного искусства и белокаменного зодчества.

ВЫВОДЫ

Работая над проектом, я узнал очень много новой информации. Для меня это было познавательно и полезно. Теперь я знаю уникальные особенности метрополитена в разных странах, понимаю какие требования существуют для работы по вакансии машинист метрополитена и понимаю, насколько выгодный финансово и экологически чистый вид транспорта существует в современном мире и моем городе.

Также я освоил навыки работы и подготовки презентации в программе Power Point. Научился разрабатывать буклеты и плакаты в программе Canva.

Немаловажно и то, что, изучая информацию, я освоил навык видеть главное, делать выводы и анализировать полученные итоги.

Конечно и новым для меня было знакомство с методом опроса. Это уникальный метод для сбора информации и анализа общественного мнения.

ПЕРСПЕКТИВА ПРОЕКТА

Как перспективу проекта могу отметить желание узнавать больше о будущем и планах в развитии метрополитена в разных странах. У меня появилось желание спроектировать станцию метро будущего и сделать макет. Этим я как-раз и займусь к следующему году для своего будущего проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Вячеслав Зверев - Московское метро. Московский путеводитель: Алгоритм; Москва; 2008

ГУП «Московский метрополитен» - ttp://mosmetro.ru/ 

АО «Мосметрострой» - http://www.metrostroy.com/

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы - https://stroi.mos.ru

«Метрострой» -  http://www.rosmetrostroy.ru/index.htm

История московского метро - Мастерок.жж.рф - https://masterok.livejournal.com/1201933.html

Юлия Шавель «Метро Петербурга» 2015 Астрель 

А. Ерофеев, Д. Ратников «Санкт-Петербургский метрополитен. Путеводитель по петербургской подземке» 2010

http://mp3-pesnja.com/ 

http://metro.spb.ru/ 

ttp://www.mirmetro.net/spb/history/01_first 

http://metroworld.ruz.net/

Василий Волков «Метро подземный город»

Архитектура Московского метрополитена имени Л.М.Кагановича

С.М. Кравец

Засекреченные станции метро Москвы, Санкт-Петербурга и других городов

Матвей Гречко

https://mosmetro.ru/

Просмотров работы: 45