РУССКАЯ ЛОСКУТНАЯ КУКЛА

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РУССКАЯ ЛОСКУТНАЯ КУКЛА

Зубкова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Марковская средняя общеобразовательная школа"
Мунгалова А.М. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Марковская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Недавно я услышала одну народную мудрость: «Кто в куклы не играл,  тот счастья не видал». Мне стало интересно, что она значит. Я спросила у мамы, и мы вместе стали искать информацию в интернете. Мне показалась эта тема интересной, ведь кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.

Русская кукла еще и неотъемлемый атрибут древних обрядов. В куклах собраны все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Поэтому эти куколки часто носились как талисманы.

Проблема: В современном мире многие школьники не знают, что существуют различные виды лоскутных кукол. У них разное предназначение и технология изготовления, поэтому я решила рассказать об этом.

Актуальность моей работы заключается в том, что изготовление лоскутных кукол не только занимательно для детей, но и чрезвычайно любознательно. На сегодняшний день существует большое разнообразие игрушек, но только тряпичная игрушка несет в себе теплоту, мягкость и уют. Существует большое разнообразие тряпичных кукол, техник их изготовления и назначения. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась! Поэтому я начала посещать студию декоративно-прикладного творчества «Сундучок». Я собираю свою коллекцию кукол и хочу рассказать Вам о них.

Цель проекта: повышение уровня информированности одноклассников о видах лоскутных кукол.

Для достижения цели определила следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Выяснить какие существуют виды кукол и их назначение.

Провести анкетирование среди учащихся 2-х классов.

Проанализировать полученные результаты исследования.

5) Изготовить лоскутную куклу.

Объект исследования: русские лоскутные куклы.

Предмет исследования: процесс изготовления лоскутной куклы.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, использование ресурсов сети интернет, анкетирование одноклассников, практическая работа, обобщение и систематизация полученных знаний.

Ресурсы исследования: информационные

Продукт исследования: выставка лоскутных кукол.

Гипотеза исследования: если собрать и изучить материал о лоскутных куклах, способах их изготовления и назначении, то можно используя полученные знания, выполнить замечательные работы.

Сроки разработки и реализации проекта:

I этап: Подготовка к исследованию:

Выбор области исследования, выявление проблемы, формирование гипотезы. Предварительная формулировка темы, целей и задач работы (сентябрь 2021г.)

II этап: Деятельность:

Выбор темы и подбор литературы (сентябрь 2021г.)

Анализ литературы, ее систематизация (октябрь 2021г.)

Работа над теоретической частью (ноябрь – декабрь 2021г.)

Анкетирование учащихся (январь 2022г.)

Работа над практической частью (январь 2022г.)

Оформление работы (февраль 2022г.).

III этап: Презентация работы:

Защита темы на школьной НПК (февраль 2022г.)

Ресурсы проекта – проект не требует больших материальных затрат. Использована бумага формата А4 для выпуска буклетов и самой работы – 50 листов (100 руб.), краска для принтера (100 руб.), материал для изготовления кукол (почти все ткани и нитки я взяла из дома).

Практическая значимость: работа может быть использована учителями как пособие для проведения различных занятий или дополнений к занятиям, и одноклассниками, которые желают научиться изготавливать лоскутные куклы.

Структура работы обуславливается целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Основная часть

История возникновения лоскутных кукол

История русской тряпичной куклы уходит корнями в глубокую древность. Эта игрушка сопровождала человека с первых дней его появления на свет. Для создания изделия славяне брали любые подручные средства. Из соломы, дерева, ткани и глины они создавали настоящие шедевры, которые пользуются популярностью спустя много веков.

С давних времен и по наши дни куколка исполняла роль оберега, игрушки для ребенка и оригинального декора для интерьера. Невозможно назвать точную дату, когда изделие впервые появилось в России. Существует бесчисленное количество легенд относительно происхождения куклы.

Лоскутные фигурки встречались еще у славян Древней Руси, причем они участвовали во многих обрядах и ритуалах. Без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии. Вместе с ним начинали посевные работы, игрушки брали на рыбалку или охоту.

Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, «прах» игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами. Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили «подружку». С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества. Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили успешно, то спустя неделю после брачной ночи, молодая жена раздаривала игрушки подружкам. Девушки, связанные узами брака, делали куколок в качестве оберега для дома и для супругов, уходящих на войну. Если парень погибал, то игрушку наполняли соломой, одевали в белоснежные наряды и спускали по реке. Человек, случайно наткнувшийся на вещь, должен был поместить ее в гнездо птицы или нору животного.

1.2. Что такое кукла и её особенности

Кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека, по словарю Ожегова. По мнению других учёных (археологов, историков) - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Из книг я узнала, что раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами. Тряпичная народная кукла создавалась из подручного сырья. Чаще всего мастерицы выбирали:

Для обрядовых игрушек брали обрывки старых вещей или ткани.

Для декоративных фигурок предпочитали использовать новую материю.

Соломенные или травяные пучки.

Палочки из дерева, поленца.

Для наполнителя брали ветошь или золу.

Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную.  Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками. Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели такие фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему, они назывались Родовые. Лоскутные куклы делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом и только с хорошим настроением. У традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух». Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку. Этим обстоятельством часто пользовались злые ведьмы. Они нарекали игрушку именем врага и проводили над ней разные ритуалы.

1.3 Типы и назначения кукол

По своему назначению народные лоскутные куклы делятся на три большие группы: куклы обереги, игровые, обрядовые. Про эти большие и интересные группы хочу написать подробнее.

1.3.1. Куклы-обереги

В глубокой древности  куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.  Игрушка была участником всех важных событий, протекающих в жизни семейства: свадьба, рождение ребёнка, похороны и т.д

Куколки «День и Ночь»  оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. 

Колокольчик- кукла добрых вестей.  Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку, что бы та согревала  ее.  А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

12 лихорадок - Ровно год был отпущен оберегу. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Поработавших свой срок куколок сжигали по весне.

 Травница – кубышка. В этой куколке была душистая трава. Кубышку мяли в руках, шевелили, и по избе разносился травяной дух, который, как считали, отгонял болезни.

Спиридон, Вепсская кукла. Это были личные куколки взрослых людей, их неутомляемые берегини.

Кукла Кувадка – это мощный славянский оберег, защищающий младенцев.

Девка-баба (Вертуха). Кукла имеет две головы, четыре руки и пару юбок. Секрет фигурки заключается в том, что одна девка спрятана под подолом бабы. Если ее перевернуть, то молодуха появится на свет. Считается отражение женской сущности: девчата веселы, красивы. После замужества они становятся заботливыми хозяйками, хранительницами очага (бабами).

1.3.2. Обрядовые куклы

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а куклы, сделанные детям для игры, ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.   Кукла Коза. Участник святочного рождественского обхода дворов символ жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

Кукла  Купавка. Это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Домашняя Масленица. Оберег делался на год в один из дней праздничной масленичной недели, а на следующем празднике сжигался или пускался по воде.

Кукла Десятиручка. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Неразлучники. Куклы Невесты и Жениха делались на свадьбу, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Куклы связаны между собой одной нитью.По завершении гуляний свадьбы, оберег размещают в доме молодых.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку.  Её делали  после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля.

1.3.3. Игровые куклы

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Часто таких кукол делали сами дети. Собирали их для малышей, которые любили проводить время с забавными игрушками. Для их создания использовали натуральное сырье, безвредное для детского организма: трава, мох, древесный уголь и т.д. Одновременно вещь выполняла функцию оберега, защищая дитя от злых духов.

Стригушка.  Делалась она из стриженой травы. Если ребенок болел, в неё вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

В подарок на именины делали куклу  Ангелочка.

Зайчика на пальчикделали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника.

Столбушки.  Для игры в свадьбу девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать основные действа свадебных обрядов и костюмы. Из названия понятно, что основой такой куклы должен быть «столбик». Примеры кукол собраны в /Приложение № 1/.

Вывод

Существуют разные виды лоскутных кукол и делаются они для разных целей. Одни куклы – обереги. Они защищают от болезней, несчастий, злых духов. Другие куклы обрядовые. Их делали для какого-то обряда. Например, домашняя Масленица, оберег делался на год в один из дней праздничной масленичной недели, а на следующем празднике сжигался или пускался по воде. Или кукла Десятиручка, которую дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. И третий вид лоскутных кукол – это игровые, для забавы детям. Все эти мягкие и теплые игрушки ориентируют лишь на положительные эмоции. Изучение разновидностей лоскутных кукол, их изготовление – это очень интересный процесс. Он не утомляет, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что изготовление лоскутных кукол дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками изготовления кукол мы получаем возможность выбора. Хочется отметить, что освоение многообразных техник изготовления предоставляет возможность почувствовать свойства различных материалов. Изготовление лоскутных кукол создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействует самостоятельности и развитию инициативы. Результат работы не может быть плохим или хорошим, поэтому каждая моя работа оригинальна, своеобразна, а это зарождает новое желание, стремление к творчеству, что способствует гармоничному развитию и формированию творческой лично.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Для того чтобы убедиться в значимости моей работы, я провела анкетирование.

Анкета представлена в /Приложение № 2/.

Было опрошено 100 учащихся 2-х классов. Результаты представлены в таблице /Приложение № 3/.

Диаграмма «У вас есть игрушки, сделанные своими руками?» показывает, что у 86% детей есть игрушки собственного изготовления, а у 14% нет.

На вопрос «Любите ли вы игрушки, сделанные своими руками?», мы получили такие ответы: 100 % учеников ответили, что любят такие игрушки.

Вопрос в анкете «Знаете ли вы, что такое лоскутная кукла?» 60% учеников ответили, что не знают, а 40% ответили, что знают.

На вопрос «Какие народные лоскутные куклы вам известны» я получила такие ответы – кукла «День-Ночь» - 15%, кукла «Зернушка» - 15%, кукла «Ангел» - 10%, кукла «Коза» - 10% и 50% учеников ответили, что им не известны народные лоскутные куклы.

Диаграмма «Хотите ли вы научиться делать традиционную куклу?» показывает, что все учащиеся 2-х опрошенных мною классов 100% хотели бы научиться делать традиционную куклу. Результаты представлены в диаграмме /Приложение № 4/.

Делая вывод, хочется отметить, что 100% опрошенных учеников ответили, что любят игрушки, сделанные своими руками и хотели бы научиться делать традиционную лоскутную куклу.

2.2. Мастер-класс

«Изготовление лоскутной куклы «Кувадка»

Для того чтобы привлечь внимание одноклассников к данной теме, я на классном часе провела мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы «Кувадка».

Свой мастер-класс я начала рассказом об истории лоскутной куклы.

Для работы нам понадобятся: ножницы, лоскут ткани 15*15 см, лоскут ткани 25*15 см, крепкие х/б нитки типа «Ирис» любого цвета. Лучше использовать в работе натуральные ткани (хлопок или лён).

Я объяснила алгоритм действий.

Последовательность изготовления куклы:

1. Берем лоскут ткани 15*15 см и складываем параллельные углы к середине, потом эти же уголки еще к середине, потом еще раз, а далее эту «трубочку» скручиваем, чтобы ее можно было загнуть как петельку по центру.

2.Берем лоскут ткани 25*15 по середине делаем гармошку и получаем форму «бабочки».

3.Просовываем заготовку «бабочка» в заготовку «петелька», под торчащие «хвостики» – один сверху, другой снизу. Разравниваем ткань платьица ручки куколки отводим в стороны, подвязываем под руками куклы нитью «Ирис», делаем несколько оборотов. Закрепляем двойным узлом.

Одноклассникам очень понравился мой мастер-класс. Они остались довольны своими лоскутными куколками.

2.3. Выводы

В ходе моей работы я пришла к выводам:

Лоскутные куклы сопровождали человека с первых дней его появления на свет. Для её создания брали любые подручные средства. Это и солома, дерево, ткань и глина. Это относится и к лоскутной кукле. Мастерицы делали разных кукол для разных целей. Были куклы – обереги для защиты от болезней, это куклы «День - ночь», «Травница - Кубышка», «Колокольчик». Для различных обрядов создавали обрядовые лоскутные куклы – куклы «Зернушка», «Коза». Также были и игровые, для забавы детей – это «Ангелочек», «Стригушка». Я написала именно этих кукол, так как их я сделала сама в студии декоративно-прикладного творчества «Сундучок».

Изготавливая русские тряпичные куклы на занятиях, я начала больше интересоваться историей русского народа. Мне стало интересно познакомиться с народными костюмами и как жили люди раньше.

Из этих выводов видно, что способы изготовления и виды лоскутных кукол очень интересны и разнообразны. Во время изготовления лоскутных кукол развивается фантазия, память, воображение, аккуратность и трудолюбие. Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, и терпение. Изучив разные техники изготовления кукол можно выполнить замечательные творческие работы. А это подтверждает мою гипотезу.

 

Заключение

Русская тряпичная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.

Теперь, заканчивая свою работу, я поняла и прочувствовала смысл народной мудрости: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Кукла сопровождала ребенка от рождения и до старости. Все значимые события в жизни также связывали с куклой (свадьба, рождение ребёнка, похороны, сбор урожая). Для детей были куклы из натурального материала, безвредного для детского организма. Такие игровые куклы выполняли еще и функцию оберега от злых духов.

Изготовление лоскутной куклы – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя разные способы изготовления лоскутных кукол, мы учимся думать, самостоятельно решать, какую куклу изготовить и для какой именно цели. Изучение лоскутных кукол и их изготовление позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Для себя я сделала следующий вывод: изготовление лоскутных куколок - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает, удивляет, кроме этого, расширяет мои возможности, что позволяет реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

В начале своей работы я ставила для себя цель: повысить уровень информированности одноклассников о видах лоскутных кукол.

Таким образом, гипотеза о том, что интерес к рукотворным традиционным куклам жив среди наших современников, подтвердилась. В процессе выполнения проекта достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;

освоена технология выполнения;

изготовлены образцы кукол;

проведен мастер-класс для одноклассников;

Надеюсь, что я увлекла своих одноклассников познаниями о такой интересной игрушке как лоскутная кукла, и они с огромным удовольствием будут пробовать изготовить подобные игрушки во внеурочное время.

Список использованной литературы:

Информационные источники

1.Берстнева Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок», Белый город, 2010г. – 111 стр.

2.Горичева В.С. Куклы. Ярославль: «Академия развития», 1999г.- 192 стр.

3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007г.

4. Журнал « Народное творчество», №5,2004, с.29-31

5.Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные. История возникновения культурные традиции, М. 2012, издательский дом «Цветной мир»

6. Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Куклы из бабушкиного сундучка», М.2012, издательский дом «Цветной мир»

7. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010г. -64 стр.

8.Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70000 слов/Под ред. Шведовой Н.Ю. – 22-е изд. Стер. – М.: Русский язык. 1990

9.Чуксина С.Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.- 41 стр.

10.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Детство – пресс, 2011г.

11.Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002г. – 47 стр.

Интернет – ресурсы

https://moyzagovor.ru/obryady/obryadovye-kuklyhttps://www.syl.ru/article/304535/narodnyie-kuklyi-vidyi-istoriya-russkaya-narodnaya-kukla http://мбу49тольятти.росшкола.рф/data/documents/istoriya-vozniknoveniya.pdf

Приложение 1

Примеры различных тряпичных кукол

Куклы-обереги

Кукла «День-ночь»

Кукла «12 Лихорадок»

Кукла «Пеленашка»

Кукла «Травница-Кубышка»

Кукла «Колокольчик»

Кукла «Спиридон» или «Вепсская кукла»

Кукла «Девка-баба» (Вертуха)

Кукла «Кувадка»

Обрядовые куклы

Кукла «Коза»

Кукла «Купавка»

Кукла «Домашняя Масленица»

Кукла «Неразлучники»

Кукла «Зернушка»

Игровые куклы

Кукла «Стригушка»

Кукла «Ангелочек»

Кукла «Зайчик на пальчик»

Кукла «Столбушка»

Приложение 2

Анкета

1. У вас есть игрушки, сделанные своими руками? Да   Нет

2. Любите ли вы игрушки, сделанные своими руками? Да Нет

3. Знаете ли вы, что такое лоскутная кукла? Да   Нет

4. Какие народные лоскутные куклы вам известны?

…………………………………………………………………………….

5. Хотите ли вы научиться делать традиционную куклу? Да   Нет

Приложение 3

Вопросы анкеты:

 

Вопросы анкеты

Да

Нет

1.

У вас есть игрушки, сделанные своими руками?

86 %

14 %

2.

Любите ли вы игрушки, сделанные своими руками?

100%

0 %

3.

Знаете ли вы, что такое лоскутная кукла?

40 %

60 %

4.

Какие народные лоскутные куклы вам известны?

кукла «День-Ночь» - 15%, кукла «Зернушка» - 15%,

кукла «Ангел» - 10%,

кукла «Коза» - 10%

50 %

5.

Хотите ли вы научиться делать традиционную куклу?

100 %

0 %

Приложение 4

Результаты анкетирования

Приложение 5

Фотографии с мини-выставки и презентации моих работ в классе

Приложение 6

Фотографии с мастер-класса «Изготовление куклы «Кувадка» с одноклассниками»

Приложение 7

Фотографии с мастер-класса «Изготовление куклы «Кувадка»

в Доме Культуры»

Просмотров работы: 487