План организации структуры учебной трудовой деятельности для создания коллекции школьной формы "Fashion school”

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

План организации структуры учебной трудовой деятельности для создания коллекции школьной формы "Fashion school”

Ситова А.Д. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 10»
Хачатрян М.Б. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 10»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Образование – это один из главных этапов в жизни каждого человека. Оно не только дает знания обучающимся, но и формирует в них те качества, которые пригодятся им в будущем. Некорректные способы самовыражения в процессе образования - это достаточно частая ошибка среди подростков. В школах это чаще всего отображается в желании детей выделиться среди остальных. Некоторые делают это способом смены прически, нанесения яркого макияжа или приобретения достаточно броских украшений и т.д. Мы хотим выделить актуальность проблемы самовыражения учеников с помощью школьной формы.

Зачастую, школьники неправильно различают понятия «повседневного» и «официально-делового» стиля одежды. Размытие границ между ними происходит из-за того, что в современном мире удобство одежды стало важнее, чем ее строгость и парадность. Молодежь начала носить широкие джинсы и толстовки, которые вовсе не подходят к тому виду одежды, который принято носить в официальных организациях со своим дресс кодом, например, учебные заведения. На данный момент, для школьников несовместимы понятия «комфорт» и «строгий стиль одежды». Отсюда возникает вопрос: «Может ли официально-деловой стиль быть одновременно грациозным и удобным?». Наш проект как раз направлен на то, чтобы обучающиеся смогли носить форму, которая будет комфортно сидеть, презентабельно выглядеть и привьет чувство официально-делового стиля, который достаточно важен в современном мире.

Объект проекта: технологический процесс изготовления школьной формы.

Предмет проекта: изучение технологии изготовления элементов одежды на основе знаний, приобретенных на уроках технологии в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза: школьная форма должна быть удобной, практичной, модной, а главное - должна нравиться всем: школьникам, их родителям и педагогам. Школьная одежда дает возможность детям сформировать свой вкус и стиль с ранних лет.

Цель проекта: создание школьной коллекции одежды «Fashion school» в официально-деловом стиле для участников образовательного процесса на базе МАОУ «Школа №10»; распространение идеи проекта на территории учебных заведений города Ростова - на Дону по окончании 2022 года.

Для достижения цели проекта определены следующие задачи исследования:

изучить спрос и отношение к школьной форме среди учеников МАОУ «Школы №10», а также их родителей, педагогов и администрации школы;

разработать эскизы школьной коллекции в официально-деловом стиле;

привлечь людей, заинтересованных в реализации проекта;

создать буклет «FASHION SCHOOL»;

распространить идею проекта на территории учебных заведений города Ростова - на Дону.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ fashion-журналов; обработка полученных результатов опроса среди школьников, учителей; обсуждение проекта с людьми, приближенными к моде; разработка эскизов будущей коллекции в соответствии с выявленными предпочтениями потребителей; создание изделий с помощью технического оборудования и профессиональных мастеров; показ готового продукта.

Глава 1. Теоретические аспекты

1.1 Влияние моды на жизнь современного человека в информационном мире

Для того, чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Современные дизайн и мода стремятся охватить все аспекты окружающей среды. Сегодня сложно сказать, чем руководствовался древний человек при оценке "красиво-некрасиво" того или иного процесса/явления или относительного какого-либо предмета/существа. Определение красоты у него, скорее всего, было неразрывно связано с понятием "полезно". Впоследствии человек окружил себя поистине красивыми, но зачастую бесполезными вещами.Современным людям важно чувствовать себя комфортно в окружающей его атмосфере. Это означает, что они сами хотят оказаться под влиянием современного дизайна.

Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, в то время как следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, или манерам поведения и речи, так называемым модным "знакам". Часто мода выступает в роли регулятора человеческого общения, входит в массовою привычку и охраняется силой общественного мнения [2]. Выходит, что придуманные дизайнерами неповторимые изделия и правильно подобранные модные тенденции могут непосредственно влиять на человека, его самооценку и другие немаловажные факторы. Мода - это не только средство демонстрации, например, социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации.

Следование моде формирует отношение человека к обществу, к окружающему миру и к самому себе. С одной стороны - личность хочет сохранить и украсить свою индивидуальность, а с другой стороны - стремится идентифицировать себя с другими членами общества, хочет показать им. что является одним из них. Желание подчиниться моде/, часто скрытое, борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а наоборот отличаться от них, иметь собственные, так называемые “изюминки”. Мода предлагает человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения и одежды, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды.

В современном обществе человек имеет возможность узнавать, видеть и любоваться самыми новыми тенденциями в мире моды. Современная, молодежная мода дает простор в выборе модных изделий, а также позволяет чувствовать себя стильными в любом возрасте.

1.2 Основные стилистические направления

Стиль — это соответствие одежды, обуви и аксессуаров к друг другу; к времени года; месту проведения того или иного мероприятия или события, которое вы собираетесь посетить; настроению; чертам вашей внешности и характеру. У каждого человека может быть свой стиль, найти который — нелегкий труд.

Стиль может зависеть от различных факторов: возраста, социального и материального положения, национальности, менталитета, образа жизни, музыкальных предпочтений, религиозных убеждений, телосложения и т.д.

В современном мире важно определиться в том, какой стиль близок именно вам. Это необходимо для того, чтобы вы чувствовали гармонию с самим собой, чтобы ваше внешнее «Я» отражало ваше внутреннее. Полностью сформировав свой стиль, вы не будете теряться в бесконечных рядах одежды в магазинах и с легкостью станете осуществлять необходимые покупки, зная, что именно вам необходимо для полного комфорта.

В мире существует множество стилистических направлений, каждое из которых отражает разные черты и принадлежности. Рассмотрим основные из них:

ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Деловой (классический) стиль характеризуется сдержанностью и лаконичностью. Одежда данного направления особенно хороша для соблюдения строгого “офисного” дресс код, который обычно необходим на официальных мероприятиях и должностях. Такому стилю также советуется придерживаться в учебных заведениях. Для него характерны спокойные (серый или бежевый) и базовые цвета (черный, белый), а также возможно использовать темно-синие и бордовые оттенки

Классический стиль – это основа и база, стиль, который не зависит от времени, традиций и моды.

КЭЖУАЛ (CASUAL)

Одно из самых популярных стилистических направлений среди большинства модниц со всего мира. Это всегда комфорт и удобство, приятные ткани, не сковывающие фасоны, некая мягкость и гибкость. Ключевыми элементами среди одежды являются: джинсы, рубашки, футболки, свитера, джемпера и толстовки, кроссовки, незамысловатые удобные туфли, балетки и т.д. Такой стиль иногда еще называют американским: именно так в будни ходят голливудские звезды, которых часто снимают папарацци.

СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ

Спортивный стиль включает в себя спортивные элементы, но никак не одежду для занятий спортом. Толстовки, майки, футболки, мешковатые штаны, прогулочные кроссовки, кеды, кепки и рюкзаки – вот база данного стилистического направления. Этот стиль удобен и комфортен, данная одежда не сковывает движений и не обтягивает фигуру, он создан для активных людей, любящих движение и приключения.

В нем вполне уместны будут довольно яркие цвета, но в меру, например, в виде вставок на толстовке, или полос на кроссовках. Украшения стоит выбирать минималистичные и маленькие по размеру.

МИНИМАЛИЗМ

Это стиль уверенных в себе людей и любителей простоты. Ему присущи спокойные цвета (такие как черный, белый, серый, бежевый) и отсутствие декоративных элементов, будь то рюши или вышивка. Для того, чтобы составить действительно стильный и хороший образ в данном направлении, нужно уделить большое внимание качеству одежды, оно должно быть на высоте.

1.3. Функции и особенности школьной формы

Школьная форма - эта часть жизни школы, выполняющая множество различных функций одновременно. Они с самого раннего возраста закладывают детям те черты характера и поведения, которые способствуют быстрому и успешному процессу адаптации во взрослой жизни.

Сама по себе концепция школьной формы - это удобный и практичный способ воссоздания атмосферы равенства в учебном заведении. С помощью внедрения определенного, возможно индивидуального, дресс кода, ученики и педагоги смогут не только научиться грамотно формировать свой личный гардероб, но и почувствуют некое единство всего дружного школьного общества.

Школьная форма, как и другие стилистические направления, имеет свои основные характерные черты и особенности.

Гармоничность. Каждый элемент будущей коллекции должен сочетаться с другими частями образа, но при этом также грамотно ощущаться самостоятельно. Детали должны дополнять друг друга, подчеркивать особенности друг друга, тем самым создавая полноценную картину.

Экологичность. В современном мире сложно, но крайне важно поддерживать состояние окружающей среды, поэтому этот пункт один из самых важных в изготовлении школьный коллекции. Форма должна быть разработана с учетом материалов, не вызывающих аллергическую реакцию у детей начальной, средней и старшей школы. Ткани также должны пройти ряд проверок на способность перерабатываться в дальнейшем.

Воспитательный характер. Школьная форма - эта та часть жизни школы, выполняющая множество различных функций одновременно. Они с самого раннего возраста закладывают детям те черты характера и поведения, которые способствуют быстрому и успешному процессу адаптации во взрослой жизни.

Глава 2. Разработка коллекции школьной формы «Fashion school» с учетом современных стилевых направлений

2.1. Анализ предпочтений школьной формы

Для более точного определения предпочтений было решено провести опрос, в котором мы предложили выбрать оттенки и фасоны будущей коллекции школьной формы. Была разработана анкета (https://forms.gle/pPdxhwuDrcMRo3FbA), которая помогла нам определить спрос на тот или иной фасон/оттенок в школьной форме. Респондентами стали ученики 5 — 11 классов, родители, педагоги и администрации МАОУ “Школы №10”. Всего было опрошено 753 человека — этого достаточно, чтобы сформировать мнение о том, что нравится большинству.

Мы предоставили опрашиваемым несколько видов как цветовых палитр, так и моделей. Это способствовало рациональному размышлению, так как чем больше выбор, тем он сложнее. Голосование проводилось в четыре этапа, т.е. в четырех различных категориях. Каждая группа участников, от школьников до администрации, отметила не только предпочитаемые оттенки и модели, но и написала личный отзыв об идее проекта и свои пожелания. Благодаря этому этапу мы поняли, что наш проект достаточно актуален в современной реальности.

По данным социального опроса 80% одобряют школьную форму. Школьники сходятся во мнении, что каждому учебному учреждению необходимо иметь свою форму на торжественные случаи, в целях воспитания гордости за свою школу. По мнению взрослых, эти положительные меры будут только способствовать развитию социальной культуры общества. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, а главное — она положит конец соревнованиям в одежде: «кто дороже сегодня одет».

Результаты исследования отражены в диаграммах (Приложение №2).

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы о том, что школьная форма должна:

соответствовать своему назначению;

разрабатываться по последним тенденциям моды;

иметь аккуратный и красивый внешний вид;

изготовляться из натуральных материалов;

быть комфортной в использовании;

отвечать экологическим требованиям.

2.2. Выявление квалифицированных сотрудников для работы с коллекцией «Fashion school»

Подбор профессионального коллектива играет важную роль в процессе осуществления продуктивной и качественной работы. Целеустремленность сотрудников и желание работать может не только способствовать успешным результатом, но и стать мотивацией к разработке новых интересных проектов.

Проект затрагивает непосредственно школьную жизнь, поэтому было решено разработать опрос «Разработка мотивационного профиля» (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1k_V-vdbBihRRdJ7CgKxEVe5Dxnym0BCT/edit?usp=sharing&ouid=107637240831482939000&rtpof=true&sd=true), который выявит среди учащихся 8-11 классов и педагогического состава тех, кто больше всего заинтересован в создании комфортной атмосферы на территории учебного заведения. Он направлен на формирование команды по необходимым компетенциям и гибким навыкам, а также на развитие у учеников командной слаженной работы.

По результатам опроса была сформирована команда, каждый участник который занимается делом, соответствующим его Hard skills и Soft skills. Всего можно выделить 6 видов обязанностей:

Генерация идей. Эта часть команды занимается непосредственным поиском различных идей и предложений, благодаря ей создаются новые актуальные проекты и разработки. Люди, более подходящие к этому роду деятельности, обладают креативным мышлением и развитым воображением, их фантазия развивается вместе с ним.

Внешние коммуникации. В этой компетенции необходимо грамотно осознавать цели и задачи работы, а также уметь представлять себя и свой проект не только на уровне своей организации, но и за ее пределами. Человек, выбравший эту часть процесса, является хорошим переговорщиком, умеющим быстро находить общий язык и устранять конфликты, а также обладает качеством целеустремленности.

Внутренние коммуникации. В отличие от внешних, внутренние коммуникации отвечают за сплоченность коллектива. Обычно, это направление подходит людям-мотиваторам, умеющих быстро и грамотно устранять конфликтные ситуации различных взаимоотношений и настраивать команду на продуктивную работу.

Реализатор. Одна из главных ролей проекта - реализатор. Он занимается распределением обязанностей, наблюдает за организованностью коллектива и темпом их работы. Реализатор - это, так сказать, “голова” всего процесса. Он, также как и внутренние коммуникации, задет командный дух и готов решать вопросы как внутри организации, так и за ее пределами.

Искатели ресурсов. Это направление деятельности тесно связано с “внешними коммуникациями”. Такие люди чаще всего приводят единомышленников, готовых к постоянной работе, и спонсоров, которые добровольно оказывают материальную и финансовую помощь в реализации проекта.

Связь с общественностью. Для продвижения проекта необходимо распространить его идею среди других городских школ, в СМИ и иных информационных ресурсов. Этим занимаются ответственные и очень коммуникабельные люди, открытые к общению.

Сформированный состав представлен в таблице №1.

Направление деятельности

Участники

Генерация идей

Гайворонская Р.А.; Ободина М.В.; Трофименкова Е.В.;

Куликова П.В.; Гирчук А.Ю.; Корон Е.А.

Киселёва О.Ф. (учитель изо);

Попова Е.А. (учитель технологии)

Юкина Л.В. (учитель технологии)

Внешние коммуникации

Васько Н.Н. (зам. директора по УВР)

Маркова Н.Н. (зам. директора по УВР)

Серый И.Д. (ученица 10 “А”)

Михасевич Д.М. (ученица 10 А”)

Внутренние коммуникации

Попова Е.А. (учитель технологии);

Хачатрян М.Б. (учитель информатики и ИКТ)

Ситова А.Д. (ученица 10 “А”)

Красовский Н.А. (ученик 10 “А”)

Реализатор

Ситова А.Д. (ученица 10 “А”)

Бомштейн М.Л.(ученица 8“Г”)

Заиченко З.О. (ученица 8 “Г”)

Хачатрян М.Б. (учитель информатики и ИКТ)

Искатель ресурсов

Юкина Л.В. (учитель технологии);

Васько Н.Н. (зам. директора по УВР);

Попова Е.А. (учитель технологии)

Козачко И.Р. (ученик 10 “А”)

Связь с общественностью

Хачатрян М.Б. (учитель информатики и ИКТ)

Ситова А.Д. (ученица 10 “А”)

Бескоровайная К.И. (ученица 9“Г”)

Михасевич Д.М. (ученица 10 “А”)

Пушкарева Д.В. (ученица 11 “Б”)

2.3. Разработка коллекции школьной формы «Fashion school» с учетом современных стилевых направлений

Конструированиемоделей

Данный этап разработки школьной формы, воплощение замысла в конкретных моделях, проходит с учетом всех особенностей потребителей. Начинают разрабатываться черновые наброски силуэтных форм будущей одежды с учетом тенденций известных модных домов этого года [5].

Процесс создания любой модели включает в себя:

художественный эскиз (художник модельер)

конструкцию (художник конструктор)

технологию (технолог)

готовый образец

Обсудив все возможные предоставленные идеи будущего дизайнерского проекта, отбираются наиболее удачные модели, позже отредактированные в соответствии с выбранной концепцией. На основе разработанных эскизов, под каждое изделие подбирается наиболее подходящий, экологичный материал, крой шитья, посадка по фигуре. По зарисовкам возможно создание нескольких моделей с использованием разной ткани. Позже выбирается наилучший вариант.

Все начинается с того, что дизайнер создает художественный эскиз. На его основе он или его помощники подготавливают технический эскиз. На нем прорисованы все строчки и узлы, указаны материалы и фурнитура, которые будут использоваться. Технический эскиз в дальнейшем используется конструктором при построении лекал и предприятием при пошиве одежды.

Технолог должен заранее прописать всю технологию и понять, можно ли отшить модель на производстве, так как дизайнеры обладают богатым воображением, и иногда невозможно произвести то, что нарисовано на бумаге. В таком случае технолог должен подсказать, как сделать правильно и получить то, что задумано. При выборе фурнитуры технолог учитывает такие моменты, как: тип и толщину ткани, технологию производства модели.

Каркас и лекала

Здесь требуется работа не только опытных логистов, проектировщиков, и людей, которые разбираются в производстве качественных элементов одежды. Построением лекал занимается конструктор. Он также работает вместе с технологом изделия. Готовые лекала раскладывают на материале, чтобы определить количество ткани, необходимое на одну модель. Кроме того, технолог составляет технологическую последовательность — описание всех этапов пошива изделия с указанием времени на каждую операцию и необходимого оборудования.

Отработка посадки на фигуре и технологии обработки модели

После этих этапов шьется образец в экспериментальном цехе или на фабрике. Обычно после первого образца вносится много изменений в конструкцию модели или технологию ее изготовления. После их внесения происходит утверждение образца-эталона. Именно по этому крайнему образцу фабрика будет шить целую партию.

Раскрой изделия

Перед раскроем изделия материал проверяют на брак на специальном станке. После проверки идет раскрой, а затем - дублирование деталей кроя. Температуру и время дублирования закладывает технолог, определяя тип и свойства ткани.

Пошив одежды

Далее к работе подключаются люди, непосредственно занимающиеся воплощением в жизнь будущей коллекции. Швеи, закройщики, портные и многие другие приступают к своим индивидуальным обязанностям. Каждый из них занимается какой-то определенной задачей. В этом им помогает компьютер с необходимыми программами, такими, как Pattern Viewer и Redcafe. Они позволяют создавать и редактировать выкройку, делать припуски на швы, подбирать материалы и отображать готовые модели на 2D и 3D персонажах.

Отделка изделия

Отделка включает в себя:

Чистку изделия от ниток, мусора, линий наметки;

Влажно-тепловая обработка;

Маркировка изделия;

Упаковка изделия.

После этого нужно получить готовые изделия. Для этого понадобится техническое оснащение, например:

прямострочные двухигольные швейные машины челночного стежка;

прямострочные одноигольные швейные машины;

краеобметочные машины;

пуговичные машины для пришивания пуговиц и этикеток;

краеобметочно-стачивающие машины (оверлоки);

петельные машины для изготовления прямых петель;

швейные машины для обработки карманов;

электрические раскройные ножи, снабженные дисковыми лезвиями;

парогенераторы;

утюги;

прессы для дублирования.

Одновременно с разработкой самих изделий визуализатор разрабатывает уникальные 3D модели, четко передающие настрой и идею каждого изделия. Это создается для того, чтобы люди могли увидеть разрабатываемую коллекцию с разных сторон, посмотреть, как будет выглядеть одежда на разных типах фигур с помощью компьютерной графики.

Завершив создание коллекции, под каждый наряд подбирается соответствующая модель/манекенщица. Проводя примерки, образ дополняется различными аксессуарами, верно, подчеркивающими уникальность и красоту изделия.

Подробно описав весь процесс создания изделий, мы планируем разработать коллекцию школьной формы, распространяющуюся на нашу школу (Приложение №1).

В создание будущей коллекции входит:

школьная форма двух видов: парадная и повседневная (два разных образа) для начальной, средней и старшей школы;

спортивная форма для начальной, средней и старшей школы в соответствии с временным промежутком (холод; тепло) и места проведения занятий (спортивный зал; спортивное площадка на школьной территории);

специальная одежда для уроков технологии (фартуки, халаты);

одежда для школьного персонала: поваров, мастеров чистоты, медсестер;

форма для педагогов (два образа);

эмблема школы.

А также стоит задача пополнить костюмерные для выступлений (танцы, спектакли)

Заключительный этап является одним из самых важных, ведь предстоит услышать честный объективный отзыв окружающих об уже готовой коллекции одежды. Эта ступень проекта, которая должна пройти идеально, без единой оплошности. Для этого разрабатывается подробный план подготовки к модному показу.

План подготовки:

разработать концепцию показа

провести генеральное обсуждение с командой

выбор подходящих моделей, среди заинтересованных учеников

пригласить специалистов, которые подготовят моделей (визажисты, парикмахеры)

поиск площадки для самого мероприятия

уведомить гостей и прессу о событии

пригласить профессиональных фотографов

В назначенный день проводится заключительная репетиция. На ней дорабатываются последние незначительные детали, согласовывается очередность выхода моделей, рассадка гостей, подбираются комфортные мелодии. Все должно быть идеально.

Само мероприятие веет духом торжественности. Несмотря на внутренние волнения и переживания, каждый верит в успех проекта.

Заключение

Наш проект содержит в себе аспекты многих сфер жизнедеятельности. Он затрагивает взаимоотношения поколений и вопрос самовыражения. Главная перспектива проекта заключается в том, чтобы как можно больше школ окунулись в проблему актуальности и комфорта школьной формы, ведь эта тема важна для формирования у школьников чувства стиля и адекватного отношения к классической одежде.

Классический стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для продуктивной учебы. Форма дисциплинирует, развивает ответственность, волевые качества, опрятность, а также позволяет избежать соревновательности между детьми в достатке их семей. У учеников повышается позитивный настрой, стабилизируется психологическое состояние, появляется желание учиться, когда школьная форма комфортная, удобная и элегантная. Для ребенка любого возраста, а особенно подросткам, важно чувствовать себя членом определенного коллектива, школьного общества. Комфортная и эстетичная коллекция школьной одежды психологически защищает и охраняет ученика, а он, в свою очередь, испытывает гордость за свой внешний вид и школу.

В ходе исследовательской работы мы выяснили, что единый стиль в одежде формирует желание школьников работать в сплоченной команде, а педагогам - лучше разбираться в моде и молодежных движениях, которые поддерживают их ученики. Школьная форма напрямую влияет на ход учебного и воспитательного процесса, дисциплинирует и позволяет сосредоточиться на обучении. Наша цель привлечь в проект школы города Ростова-на-Дону, которые будут заинтересованы в реализации идеи, а также предоставить им помощь в организации. 

В рамках выполнения исследовательской работы все поставленные задачи исследования решены, цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы

Письмо Минобрнауки России № ДЛ-65/08 от 28.03.2013 г. "Об установлении требований к одежде обучающихся"

Марина Балина, Алла Рудова. Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы) // Теория моды. 200

Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды. 2008

Соловьев А. Н., Кирюхин С. М. «Оценка и прогнозирование качества текстильных материалов» М.: Легкая и пищевая промышленность.1984.

СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека».

Газета «Нефтяник Лангепаса»/№6,9 – 2010г., ЛГ МАУ «Пресс-Информ», г. Лангепас 

Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды / М.: Легпромбытиздат, 1990 

Малая энциклопедия этикета / Малая энциклопедия этикета – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2007 г.-640с. 

Петушкова Г.Ц. Теория проектирования костюма: Учеб. М.: Академия, 2003. 

Просмотров работы: 80