Развивающая этно-книжка "Юрта"

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развивающая этно-книжка "Юрта"

Дамдинжапова Д.С. 1
1МБОУ "Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Пурбуева Д.Ц."
Чирнинова Жаргалма Дамдиновна, Дашидондокова Туяна Владимировна 1
1МБОУ "Кункурская средняя общеобразовательная школа имени Пурбуева Д.Ц."
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организационно- подготовительный этап

Выбор и обоснование проекта

Минимум затрат и яркая поделка радует любого ребенка. Я задалась целью изготовить для сестренки красочную развивающую этно-книжку. Почему же именно книжку и почему именно в национальном стиле? Игрушки для детей должны быть не только красивыми, но и развивающими, безопасными. Именно к таким игрушкам относятся книжки из ткани. Они помогают деткам приобрести полезные навыки. Её странички развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику. Это идеальное учебное пособие — его невозможно помять или порвать и с ним не захочется расставаться. И поэтому, увидев на просторах интернета такую развивающую книжку, я решила сшить ее. Моя сетренка Сарюна не умеет разговаривать на родном языке, плохо понимает нашу речь. С помощью книжки- игрушки, возможно, она заинтересуется бурятской культурой. В книжке будут ее любимые куклы. Также в ней подобран материал по традиционному быту, который познакомит Сарюну с культурой бурятского народа и будет развивать её тактильные навыки. Оформить книжку решила в форме юрты- основного жилища наших предков-кочевников. Ведь дом для человека – это самое главное, это его мир.

Сегодня, когда бурятский язык начинает терять свою самобытность, все чаще современная бурятская молодежь, говорит только на русском языке, считая, что родной язык знать совсем не нужно. И я считаю, что дети должны изучать язык своего народа, знать и почитать культуру и обычаи. В этом им будет помогать моя развивающая книжка «Юрта». Именно в этом и заключается актуальность моего проекта.

Проблема исследования: возможность создания развивающей книжки «Юрта»

Объект исследования: обучающее наглядное пособие для дошкольника

Предмет исследования: развивающая этно-книжка «Юрта»

Цель исследования: изготовить развивающую книжку в национальном стиле для сестренки.

Задачи:

Пробудить интерес к бурятской культуре

Изучить литературу и выбрать темы страниц

Подобрать и приобрести необходимые материалы

Выбрать инструменты и оборудования для изготовления изделия

Освоить навыки шитья, выполнения аппликаций из ткани

Соблюдать технологическую последовательность изготовления изделия

Соблюдать правила безопасной работы

Гипотеза: Изготовление развивающей книжки «Юрта» возможно, если:

- ознакомиться с понятиями игрушка, требованиями к ней;

- изучить особенности юрты;

- разработать содержание книжки;

- изготовить модель книжки.

Методы исследования:

- теоретический анализ;

- изучение фотографий;

- беседа;

- выбор варианта модели изделия;

Практическая значимость: изделие может служить не только игрушкой и наглядным пособием для дошкольника, но и украшением в интерьере детской комнаты.

Требования к изделию

Игрушка должна быть:

яркой

Безопасной

Эстетичной

Качественной

недорогой

Проектное исследование

Что такое игрушка?

Игрушка — это предмет, предназначенный для игры.

Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества.

Что такое этно-книжка?

К развивающим игрушкам для 3-5- летнего возраста относятся сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации, которые развивают мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг. Этно-книжка- это книжка в национальном стиле, где для ребенка подобран материал для изучения национального быта, родного языка.

Что такое юрта?

Юрта- переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевых народов.Основное жилище бурят – юрта (гэр). Бурятская юрта по своей форме округло-многоугольная и происходит от монгольской войлочной юрты. С появлением в Прибайкалье русских появилась деревянная юрта по типу русских изб. В конце XIX в. юрты, в основном, ставились на летниках - местопребывании бурятской семьи в летнее время в месте, обычно у воды, с сенокосными угодьями и пастбищами. Дело в том, что переносной дом должен был обладать сразу несколькими особенными характеристиками: быстро собираться и разбираться; быть достаточно легким для переноски; быть удобным для жилья; сохранять тепло зимой и прохладу в летний зной. Конструкция юрты максимально проста и удобна в сборке. 2-3 человека могут справиться со сборкой буквально за час. Перевозить ее в разобранном состоянии можно на лошадях или верблюдах. Состоит юрта из деревянного каркаса и внешнего войлочного покрытия.[1]

Вся внутренняя территория жилища разделена на 2 половины. На западе находится мужская половина, на востоке — женская. На мужской половине развешивается оружие, талисманы и упряжь. Ближе к двери помещают постель хозяев дома. На женской половине находится постель невесты (дочки хозяина дома). Чуть ближе к двери ставят шкаф для кухонной утвари.

Мной изучены не только интернет материалы, также я беседовала со старожилами села, которые жили в юртах. С интересом послушала рассказ Зинаиды Ванчиковой, ей 90 лет. Она рассказала много интересного про быт наших предков.

В ходе исследования мы посетили Агинский национальный музей имени Гомбожаб Цыбикова, Агинский Дацан- буддийский монастырский комплекс.

Там я получила много информации по конструкции и внутреннему убранству юрты, о традиционной бурятской одежде и конской упряжи. Также теперь я знаю правила посещения буддийского дацана. (см. Приложение 1)

4. Разработка идей и вариантов

Вариант №1 Мягкий развивающий кубик из ткани. [2]

Вариант №2 Тематический коврик. [3]

Вариант №3 Развивающая, красочная и интересная книга. [4]

5. Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи

Из трех вариантов я выбираю последний. Развивающий куб быстро надоест ребенку, коврик для совсем маленьких детей, а вот книгу моя сестренка будет изучать долго и по размерам она идеально подходит для моего проекта.

Данная книга будет содержать элементы бурятской культуры, так как я считаю, что дети с раннего возраста должны уже знать язык, обычаи, традиции своего народа. (см. Приложение 3)

В моей книжке будут содержаться страницы, где дети могут:

познакомиться с внутренним убранством юрты

разбираться в национальной одежде, традициях, обычаях

одевать куклы в разные дэгэлы, расстегивать и застегивать пуговицы- тобшо

узнают о 5 видах животных, почитаемых бурятами

получат сведения о конской упряжи

Технологический этап

6. Выбор технологии изготовления изделия

Свое изделие я буду изготавливать в технике аппликации из ткани.

Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). [5]

7. Выбор материалов, инструментов и оборудования

Выбор материалов:

Ткань: парча, шелк, флис

Нитки, пуговицы, бусинки, бисер, пряжа

Тесьма, синтетическая бельевая веревка

Инструменты и приспособления:

Ножницы, булавки

Сантиметровая лента

портновский мелок

Наперсток

Выкройки и шаблоны

Гладильная доска

Оборудование

Швейная машинка

Утюг

8. Технологическая последовательность изготовления.

(см. Приложение 2)

Для фона использована однотонная ткань.

Вырезанные детали обтянуть тканью и приутюжить

Детали разместить на фоне в соответствии с задуманным сюжетом, прикрепить их булавками и приклеить.

Готовую страничку отпарить

Края страниц обшиваются тесьмой

Сборка страниц

9. Правила техники безопасности

Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками:

Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться

Передавать ножницы, кольцами вперед, сомкнув лезвия

Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку

Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и вколоть в игольницу

Шить с наперстком.

Правила техники безопасности при работе на электрической швейной машине:

Не наклоняться близко к движущимся частям машины.

Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.

Перед стачиванием удалить все булавки на линии шва изделия.

Швейную машинку включать и выключать сухими руками, держась за корпус вилки.

После окончания работы выключить швейную машинку.

Правила техники безопасности при работе с утюгом.

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2.Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.

3.Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.

10. Экономическое обоснование проекта

Для изготовления книжки использованы лоскутки тканей и кусочки пряжи, имеющиеся у нас дома.

Наименование товара

Расход материала

Цена

Итого

Нитки

2 катушки

15 руб

30 руб

Набор для изготовления бус

1 штука

230 руб

130 руб

Тесьма

4 м

35 руб

140 руб

Клей «Титан»

1 шт

180 руб

180 руб

     

480 руб


Себестоимость моего изделия составляет 480 рублей.

Заключительный этап

11. Самооценка проекта

Я научилась шить развивающую игрушку, проявила фантазию, получила навыки исследования и шитья. Кроме того, сшитое мною изделие дешевле, чем в магазине.  Конечно, в процессе выполнения работы я встречалась со многими трудностями, но думаю, я справилась с ними. Сделанное мною изделие, может служить не только игрушкой для маленькой сестренки, но и украшением в интерьере детской комнаты. Мне очень приятно, что моя работа понравилась всем моим родным. 

Я довольна результатами своего труда. Считаю, что поставленная цель достигнута. Самое главное- довольна моя Сарюна!

12. Реклама

Уважаемые взрослые! Хундэтэ нухэд!

У вас есть желание, чтобы ваш ребенок играючи узнал много интересного о быте и традициях нашего народа? Вашему вниманию- интересная, развивающая этно-книжка с куклами и животными!

Список литературы:

Аппликация из ткани. Фронкс Дилис А., Мой мир, 2007 г.

Бурятская национальная одежда/авт.-сост. Г.М. Амагаева

Золотая книга о бурятах. В.П. Алагуева., Улан-удэ: Республиканская типография, 2008

Интернет ресурсы:

1. https://www.syl.ru/article/369451/chto-takoe-yurta---istoriya-vozniknoveniya-osobennosti-stroitelstva-i-vidyi

2. file:///C:/Users/1kunk/Downloads/kovrik-dlya-novorozhdennyh-s-igrushkami-funkids-happy-farm-gym.htm

3. https://www.livemaster.ru/item/32034603-kukly-i-igrushki-razvivayuschij-kubik-iz-fetra?zoom=true

4. https://www.livemaster.ru/item/25889217-kukly-i-igrushki-razvivayuschaya-knizhka-iz-fetra

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Аппликация

Приложение 1

Этапы исследования

1. Посещение Агинского национального музея имени Гомбожаб Цыбикова.

2. Посещение Агинского дацана

3. Беседа с Зинаидой Ванчиковой

Материалы и инструменты

Приложение 2

Этапы технологической последовательности изготовления книжки

Приложение 3

Мое готовое изделие

Просмотров работы: 109