I.Введение.
За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры –
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…
(Е. Коковников)
Я родилась и выросла в мирное время. Я хорошо знаю, как шумят весенние грозы, но никогда не слышала орудийного грома.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Тогда началась Великая Отечественная война. Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. На защиту своей страны поднялись миллионы людей. Среди взрослых были и дети. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Одним из страшных моментов в период Великой Отечественной войны была блокада Ленинграда.
8 сентября 1941 г., когда замкнулось кольцо блокады Ленинграда, в городе оставались 400 тысяч детей. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа с учебниками и тетрадями. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Многие погибли. А многих спасли игрушки…
Работа содержит поисково-исследовательский материал, расширяющий знания по истории России и русской народной культуре.
Актуальность. Тема, над которой я работаю, актуальна и в наши дни. 27 января 2020 года исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Это важная дата для нашего народа. Мы должны свято хранить прошлое своей страны.
Практическая значимость. Полагаю, что материалы исследования можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, классных часах, конференциях.
Обоснование актуальности и практической значимости исследования. В рамках урока Технологии у нас есть модуль «Русские умельцы», где мы изучали и делали куклы-обереги. Эти уроки совпали с датой снятия блокады Ленинграда. Мне захотелось узнать какие были куклы-обереги у детей блокадного Ленинграда. Были ли они вообще?
Новизна работы. В данной работе я рассмотрю игрушки детей блокадного Ленинграда, которые спасли им жизнь и сравню с традиционными куклами -оберегами.
Гипотеза: Я предполагаю, что куклы, которые спасли жизнь в период Блокады Ленинграда можно считать обереговыми и сильно отличались от традиционных кукол-оберегов. Но думаю, что значение было одинаковое.
Цель: изучить игрушки детей блокадного Ленинграда, какое имели значение, и было ли отличие от традиционных кукол-оберегов.
Задачи:
- изучить различные источники информации по теме;
- взять интервью у детей блокадного Ленинграда
- поделится информацией с одноклассниками и ребятами школы;
- изготовить куклу своими руками.
Методы исследования: поисковый, аналитический, практический.
Предмет исследования. Куклы и игрушки детей блокадного Ленинграда и куклы-обереги русского народного творчества.
Объект исследования. Война и дети.
Степень изученности проблемы. Я работала в архивах музея Боевой Славы нашего города, в военной библиотеке им. В.Пикуля, в библиотеке им. В.Г.Белинского, в школьной библиотеке и в архивах нашего школьного музея. Книг и научных трудов написано мало и я считаю, что моя тема недостаточно изучена, так как нашла мало информации в доступных мне источниках.
II. Значение слова «оберег».
2.1. Заглянем в словарь.
Из разных словарей я узнала значение слова «Оберег».
Из словаря Ожегова. О́БЕРЕГ, -а, муж. (устар. и спец.). Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-н. Обереги от порчи, от дурного глаза. [5]
Толковый словарь В.И.Даля. Оберег-охранять, защищать, укрывать, стеречь, хранить, сторожить. [2]
Из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона я узнала, что обереги разделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры). В число О. входят разные амулеты и талисманы. Есть О. от порчи, сглаза, болезней и т. д. О. могут быть самые разнообразные предметы — огонь, уж, ласточка, аист… [4]
Словарь Ушакова. Оберег-оберег, оберега, муж. (обл.). 1. Охрана, охранение. 2. Талисман, ладанка. 3. То же, что заговор во 2 знач. [6]
ОБЕРЕГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ: предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. См. также Амулет , Апотропей …(9)
Вывод: слово «Оберег» означает некий предмет, который приносит удачу или оберегает от разных неприятностей и беды.
2.2. Материалы для изготовления кукол-оберегов на Руси
Куклы обереги появились более 1000 лет назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям. Первую куклу сделали из золы, замотанную в тряпки. Её назвали Узолье. История куклы-оберега на Руси началась с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из материи. По прошествии много веков, куклы-обереги стали изготавливаться из различных материалов: соломы, веточек дерева, тряпок и из ниток.
На сегодняшний день кукол-оберегов в русском народном творчестве очень много и у каждой своё значение.
Например, Кувадка – оберег, который «жил» над кроваткой или в кроватке ребёнка и защищал его от нечистой силы. Такая пестрая кукла привлекала малыша и он не плакал в отсутствие родителей. Кувадка-направлялась на защиту от злых духов и привлечение крепкого здоровья, достатка и благосостояния. Куколка – оберег Подорожница на Руси делалась путникам в дорогу. Оберег охранял путешественника от всех бед. Кукла Берегиня является защитным амулетом для домашнего очага и семьи от разных бед, злых напастей и любого негатива.
Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. [1] (Приложение 1)
По материалам сайта «900 игр» я узнала, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась эта кукла – самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, паклей или опилками, а лицо рисовали чёрным карандашом или угольком. Наряжали – в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок. (6).
Вывод. Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Традиционно в быту каждого крестьянина имелась кукла- оберег для дома, она охраняла очаг и здоровье семьи. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам. Обереговые куклы давали играть детям. Поэтому они имели ещё и игровое значение. Куклу-оберег можно изготовить из чего угодно. Главное вложить в неё смысл.
III. Игрушки детей блокадного Ленинграда. Игрушки, спасшие жизнь.
3.1. Интервью с детьми блокадного Ленинграда г.Балтийска.
Я пообщалась с ветеранами моего города. Пообщалась с людьми, которых называют дети войны, с Галиной Ивановной Шимовой и ветераном Военно-Морского флота, жителем блокадного Ленинграда Владимиром .Васильевичем Щукиным. Я задала им следующие вопросы». Какие у Вас были игрушки в годы блокады? Из чего они были сделаны? Остались они у вас?
Галина Ивановна рассказала мне, что: «Когда она была маленькой, они со своей сестрой делали куколки из маленьких кусочков ткани и из шерстяных ниток. Делали их, чтобы поиграть и не думали о их значении. К сожалению, куклы не сохранились. Война…».
Куколку из шерстяных ниток блокадного Ленинграда я нашла на сайте Петербургского музея кукол. Она похожа на куколку-мотанку. (Приложение 2.2.1)
А Владимир Васильевич Щукин рассказал мне, что в блокадном Ленинграде у большинства детей не было детства, из – за происходящих событий. «Время было, конечно же, тяжелое, но и тогда дети не оставались совсем без игрушек. У меня игрушек не было, только книги. Я брал их с собой в бомбоубежище. Отчётливо помню, что читал книжку Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». А девочки брали с собой куклы, причём не фабричного производства, а из тряпочек из соломы. Мальчики брали книги. У многих детей были довоенные игрушки: деревянный конструктор, автомобили из металла (грузовичок, легковая машинка), пластмассовые куклы и фарфоровые дореволюционные. Игры во время войны у нас, у детей, отошли на задний план. Все мысли были только о хлебе, о еде. А по весне мы выходили на улицу, садились на ступеньки и просто смотрели. И очень радовались если сбивали вражеский самолет. У моей жены была кукла, сделанная из дерева с нарисованными глазиками и обмотанная в тряпочки, не сохранилась. Игрушки в период блокады составляли малую часть в жизни детей. Я с другими детьми не встречался. Зимой было холодно, лежал в постели под тремя одеялами, в зимней шапке на голове, потому что мороз. В нашей квартире детей не было. Может другие дети играли во что-либо. У меня кроме книг ничего не было. У нас не было понятия оберег, у нас была вера в победу!»
3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.
Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Дети берегли довоенные игрушки. Воспоминания Нины Дмитриевны Шешуновой, пережившей блокаду Ленинграда. «Кстати, у меня была кукла, знаете, были такие раньше: туловище тряпичное, а голова — целлулоидная. Но однажды мамина сестра подарила мне красивую немецкую куклу. Я не играла в куклы, и мама положила ее наверх в шкаф. Но когда я стала ходить, я решила ее достать, а силенок удержать не хватило. Кукла упала и разбилась. Я заплакала, глядя на осколки. Такая была красавица! А тряпичная кукла осталась, с ней я и играла. Отвлекалась от войны.». В 1941 году ей было 2 года. С 1986 года она живёт в Сургуте. Корреспондент «Сургутская трибуна» Галина Батищева встретилась накануне 75-летия полного снятия блокады Ленинграда с жительницей осажденного города. (8) (Приложение 3)
3.3. Самодельные игрушки в период блокады.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами.
Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков.
Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке.
Куклы и игрушки были самые родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.
Вывод. Игрушки у детей-блокадников были в основном самодельные из подручных материалов. Война научила детей быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.
3.4. Игрушки, спасшие жизнь.
Казалось бы игрушки. Ничего особенного. Как обыкновенные игрушки могут спасти жизнь?
Жительница Гатчины Нина Григорьевна Мельникова (1936 года рождения) вспоминает о блокадном детстве: «На момент начала войны мне было 5 лет. Игрушки в блокадном Ленинграде спасали детям жизнь – и маленьким, и тем, кто постарше. Когда дети играли, они забывали о войне. Во время бомбёжки они прижимались к игрушкам, как к матери. Дети даже брали игрушки с собой на работу, что бы те не погибли во время бомбёжки.» (1) (Приложение 4)
На сайте Петербургского музея кукол я узнала об игрушках блокадного детства, спасшие жизнь.
Маленькая кукла Снегурочка – настоящая героиня истории о спасении человеческих жизней. Она спасла не одну жизнь горожанина. Ее хозяйка - Лидия Иосифовна Ямпольская - с самого детства знала, что играть с этой красавицей нельзя. Кукла принадлежала еще ее бабушке, затем перешла к маме и стояла за стеклом в большом серванте. В один из блокадных дней, когда вся семья находилась дома, в соседнее здание по 5-й линии Васильевского острова попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в комнате выбило стекла, осколки должны были полететь в сторону находившихся в комнате людей и маленькой девочки, которая сидела в своей кроватке. Но вдруг застекленная дверца серванта распахнулась и приняла на себя этот мощный удар. Все остались живы, а небольшая хрупкая кукла стала для одной ленинградской семьи настоящим талисманом. (7) (Приложение 2.2.2)
Прочитав материалы на сайте 1001toys.ru: я узнала, что куклы Ира и Юра, два пупса необъяснимо серьезными лицами и очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не просто игрушками, а помощниками в очень серьезном для маленькой девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в бомбоубежище и всегда иметь с собой полный комплект обязательных вещей. С собой она брала двух любимых кукол и там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. В детскую игру совершенно серьезным образом перенеслась атмосфера, царившая вокруг: девочка среди прочих вещей сшила своим куклам комплекты для эвакуации. Майя Семеновна пережила блокаду, а после войны стала модельером.
(Приложение 2.2.3) (5)
Сколько малышей в блокадном Ленинграде по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-медвежат в бомбоубежище, которых потом обнимали во время бомбежки. Один из них принадлежал Володе Самусову. Вся его семья погибла во время блокады, а сам четырехлетний мальчик вместе с другими детьми через Ладожское озеро был эвакуирован в безопасный район. И мишка вместе с ним. Потом игрушку передали в коллекцию. (Приложение 2.2.4)
Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, а родители не могли быть рядом с дочерью: им приходилось много работать, чтобы не умереть с голоду. Девочка медленно теряла силы и, казалось, ей уже не справиться с болезнью. Тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка. (5)
С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 январь 2019 год - РИА Новости, Александр Кудрявцев. Об ужасах блокады Ленинграда рассказано немало. Но в тяжелые времена случались и чудеса - как, например, в жизни легендарной блокадницы Ирины Алексеевны Зимневой. От вражеских бомб ее спасла подаренная мамой кукла Валечка, а во время войны сберегла человеческая любовь.
Семья Ирины жила в доме на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Когда началась война, отец ушел на фронт, мама работала заведующей лабораторией по испытанию стали на Кировском заводе, где ковали броню будущей Победы: танки. "10 июля, когда угроза блокады стала реальной, из Ленинграда отправили эвакуационный эшелон с детьми. Мне было два года десять месяцев. В нашей семье была реликвия - фарфоровая кукла немецкого производства 1887 года рождения. Ею играли еще моя прабабушка, а потом бабушка и мама. Мне же разрешали на куклу только смотреть. Провожая, мама дала мне Валюшу - так звали куклу - со словами: «Не выпускай из рук! Береги ее! Пока она с тобой - ничего не случится! Чтобы не было одиноко среди чужих людей». Мама думала, что нас увезут в мирную жизнь. А мы уехали в войну", - рассказывает Ирина Алексеевна. "На станции Лычково Новгородской области нас в первый раз высадили, чтобы покормить. А когда объявили посадку, и мы сели в эшелон, прилетели немецкие самолеты, начали бомбить поезд. Я была в первом вагоне, который от бомб пострадал больше всех. Он практически сгорел. Все дети, кроме меня, в нем погибли. После налета бомбардировщиков выживших отправили встречным поездом в Ленинград. На следующий день местные жители принялись разбирать детские останки. Местный паренек Алеша увидел в груде тел куклу. Он попытался ее поднять и обнаружил, что игрушка крепко зажата в детской руке. И услышал плач. Живая… Оказалось, что прямо надо мной взрывом загнуло железный прут, на который рухнули обгоревшие доски. В полости образовался воздушный "мешок", позволивший мне дышать." О тех событиях Ирина Алексеевна знает по рассказам старших попутчиков, которым тоже посчастливилось выжить - двухлетний ребенок вряд ли смог бы запомнить весь этот ужас. Они же рассказали, как крепко прижимавшую к себе куклу девочку забрала семья нашедшего ее паренька в деревню Белый Бор. Мама рассказывала, что она получила письмо из деревни Белый Бор: «Ваша дочь находится у нас…» (При мне в медальоне был наш ленинградский адрес.) Мама связалась с братом. В распоряжении дяди Коли как замнаркома был какой-то небольшой самолет, он на нем время от времени через линию фронта наведывался в Ленинград. И дядя Коля прилетел за мной в эту деревеньку. По пути из Москвы в Ленинград сделал промежуточную остановку, приземлился в Белом Бору и забрал меня. С аэродрома мы ехали на машине. Мама нас ждала дома. Это было где-то в конце октября - в ноябре, в Ленинграде уже голод. На столе жиденький чай - и больше ничего.
Дядя Коля хотел забрать меня к себе, в Москву. У него тоже была дочка, на год старше меня. Но мама сказала: «Нет уж! Выживем, так вместе. Умрем - тоже вместе!»
До конца блокады я пробыла в Ленинграде. Та самая кукла. После войны окончила пединститут, работала учителем физики, вышла замуж.
- А через 40 с лишним лет у меня произошла удивительная встреча. В 85-м году мы с мужем по случаю приобрели домик в деревне. В Новгородской области. Спустя два года решили построить баню. Пригласили двух местных плотников. Когда баня была готова, сели за стол, по русскому обычаю обмыть. И тут один из плотников, Алексей Осокин, рассказал, как в самом начале войны 14-летним подростком после бомбежки помогал спасать живых и вывозить трупы из разбомбленного эшелона с детьми из Ленинграда. Я говорю: «И нас тоже разбомбили где-то под Старой Руссой». И тут Алексей рассказал, как из-под трупов вытащил девочку, в руках у которой была красивая, необычная кукла, каких он раньше никогда не видел! В услышанное трудно было поверить. Говорю: «Так это же я была». А он мне: «Не может быть! Я хорошо помню куклу, я смогу ее узнать. У нее ручка перебинтована черной изолентой. Я дернул куклу - ручка и отломалась».
В общем, он захотел убедиться, что кукла - та самая. Приехал в Ленинград. Посмотрел: «Она!»
Оказывается, я без признаков жизни лежала под трупами так, что наружу торчала только рука с куклой. Леша хотел посмотреть куклу, потянул ее за ручку. В этот момент я заплакала. Леша вытащил меня и забрал к себе домой. А потом меня еще и его старшая сестра Таисия Степановна узнала по детской фотографии: «Ты в этом передничке была у нас!»
Бесценная реликвия
- Куклу я храню как бесценную реликвию в специальном футляре. Когда-то у Валюши было красивое платье - длинное, с воланами. Соседка, что живет этажом выше, предложила: «Давай я сошью ей новое платье, это совсем уж обветшало!» И вот тут с Валюшей случилась беда! Соседский мальчишка, парень хулиганистый, взял да и разбил куклу на черепки. Валюша пережила войну и блокаду, а тут такое!.. Соседка перепугалась, говорит: «Я понимаю, как тебе дорога эту кукла. Я отдам в реставрацию - будет как новенькая». После реставрации внешне Валюша и правда почти не изменилась, но глаза у нее уже не закрываются. И прическа теперь другая. Из пряди волос моего сына. (3) (Приложение5)
Вывод. Игрушка для детей в период блокады - одна из немногих радостей. Она напоминала о семье, в которой их любили. Игрушка была не только другом. Иногда они становились настоящим спасением для детей и всей семьи. Таким образом подтверждается гипотеза. Мы можем смело сказать, что в наше время можно или даже нужно считать такие игрушки, которые спасли жизнь - оберегом. Хотя в годы войны такого понятия не было.
3.5. Опрос учащихся школы.
Я провела опрос среди учащихся 5-7 классов МБОУ СОШ №6» г. Балтийска. В опросе приняло участие 40 человек. Респондентам были заданы следующие вопросы:
-Как вы думаете, были ли игрушки у детей блокадного Ленинграда?
По итогам были получены следующие результаты: 40% считают, что были. 60% - не было.
- Как вы думаете, в какие были игрушки у детей блокадного Ленинграда?
По итогам были получены следующие результаты: 62,5% считают куклы, 22,5% - куклы и машинки, 15%-затруднились ответить, так как считают, что во время блокады играть было некогда. Надо было помогать фронту и думали только о еде.
- Есть ли у тебя любимая игрушка?
Мной было установлено, что большинство (60 %) учащихся имеет любимую игрушку
- Что для тебя значит любимая игрушка?
По итогам были получены следующие результаты. На основании полученных данных, установлено, что 20% учащихся нашей школы ценят игрушку, как подарок родителей, 30% -ценят игрушку, как друга и для 50% учащихся игрушка является талисманом или оберегом.
Вывод. По результатам опроса учащихся выяснилось, чтомногие считают, что игрушки у детей блокадного Ленинграда были, но некогда было с ними играть.Большинство современных детей любят, берегут игрушки и считают их своими талисманами или оберегами.
IV. Практическая часть. Изготовление куклы.
Работая над темой проекта, я прочитала произведение, которое меня тронуло до глубины души – это стихотворение «Алёнушка» Самковой Нияры. (Приложение 6)
Читая это стихотворение, понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем! Я поняла, что у каждой игрушки есть душа. Благодаря стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка» мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками (куклу-мотанку). (Приложение 7)
V. Заключение.
В ходе работы я изучила материалы, изготовила куклу-оберег. Моя гипотеза подтвердилась частично. Оберегами могут быть не только куклы, но и другие игрушки, так как они спасли жизнь не только детям, но и семьям. Так как в блокадном Ленинграде куклы были довоенного времени из фарфора, то могу сделать вывод, что куклы-обереги блокадного Ленинграда сильно отличались от традиционных кукол-оберегов.
В результате работы над проектом, я поняла, что, изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была, оберегом, символом мирной жизни. В годы войны дети блокадного Ленинграда играли не потому что хотелось, а чтобы отвлечься от страшных будней. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить о том, что они дети – игрушки! Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей. Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через всю войну, переезжали из города в город во время эвакуаций, лежали рядом на больничных койках. Но сохранить их, чтобы показать своим внукам и правнукам, удалось далеко не всем детям военного времени. К счастью, есть музеи, где можно увидеть самодельные игрушки военных лет, свидетелей времени, которое с каждым десятилетием становится все менее ощутимым.
Цель моей работы была достигнута.
Планирую выступить перед учащимися нашей школы и города и дать мастер-класс по изготовлению куклы-оберега.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме вместе с педагогом и одноклассниками. Мы решили подготовить и провести следующие мероприятия: акцию «Мы помним, мы гордимся!»; конкурсы и выставки поделок и рисунков, посвящённые блокаде Ленинграда и подвигам детей в период блокады. Продолжить изучение темы игрушек (старинных и новогодних).
Литература.
1.Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология;
Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн- М: 2007.- 120 с.
2. Даль. В.И. «толковый словарь живого великорусского языка для детей. Избранные статьи. В 6 томах. Т4. О-П.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.-192 с.ил.
3. Долгова Виталина. "Славянские куклы-обереги». Издательство: Феникс, 2016 г. Серия: Город мастеров.
4. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.. Том 10. Н-О.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-256 с. Ил.
5. Ожегов С.И."Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
Интернет ресурсы
1.https://gtn-pravda.ru/2020/04/21/nina-melnikova-vospominanija-o-blokadnom-detstve.html Гатчинская правда.ру
2.museumdolls.ru
https://museum-dolls.livejournal.com/18436.html Петербургский музей кукол
3.https://ria.ru/20190127/1549976159.html
4. http://www.smena.ru/news/2005/04/07/4960/
5. http://www.1001toys.ru/novosti/igrushki-voennogo-detstva/
6. Игрушки военной поры (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.tigrulki.ru/2010/04/18/igrushki-voennoj-pory/
7. Куклы Победы (Электронный ресурс). - Режим доступа: https://spb.aif.ru/society/people/kukly_pobedy_9_igrushek_kotorye_pomogali_detey_v_gody_blokady
8.https://ugranews.ru/article/vospominaniya_niny_dmitrievny_sheshunovoy_perezhivshey_blokadu_leningrada/
9. https://slovar.cc/rus/tolk/64111.html
П риложение 1
Куколка - мотанка
Кувадка Берегиня (Столбушка)
Подорожница
П риложение2
2.1 Самодельная блокадная кукла
2.2 Маленькая кукла Снегурочка – настоящая героиня истории о спасении человеческих жизней. Она спасла не одну жизнь горожанина. Ее хозяйка - Лидия Иосифовна Ямпольская.
2.3 Куклы Ира и Юра
2.4 Друг-медвежонок принадлежал Володе Самусову
Приложение 3
Н ина Дмитриевна Шешунова, пережившая блокаду Ленинграда
Приложение 4
Жительница Гатчины Нина Григорьевна Мельникова
Приложение 5
Жительница блокадного Ленинграда Ирина Алексеевна Зимнева с семейной реликвией - куклой Валечкой в своей квартире в Санкт-Петербурге. Член Совета Общественного движения «Бессмертный Ленинград». Почти 80 лет.
Приложение 6
Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:
«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.
Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.
Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»
« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна —
-Продолжала девочка, рыдая, —
-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.
Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»
Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.
Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»
Самкова Нияра «Алёнушка»
Приложение 7
Для работы нужны:
1. Шерстяные нитки, шпагат.
2. Ножницы.
Этапы работы |
|
На книжку намотала шпагат (туловище) и ручки. |
|
Так же на книжку намотала шерстяные нитки оранжевого цвета. |
|
Оранжевую шерстяную нить разрезала, вставила в основание, сплела косичку. Закрепила красной шерстяной нитью. Отступила немного места и обвязала голову. Затем вставила ручки-косички. И закрепила крест-накрест. Разрезала шпагат внизу. Кукла готова. |
21