История появления точечной росписи в декоративно-прикладном искусстве и её современность

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История появления точечной росписи в декоративно-прикладном искусстве и её современность

Чупина С.С. 1
1МБОУ "ООШ № 2" п. Ханымей
Складанная Д.А. 1
1МБОУ "ООШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность заключается в исследовании возникновения точечной росписи в декоративно-прикладном искусстве, расширения кустарного промысла до целой индустрии на основе точечного нанесения рисунка на изделие, на тело, на стекло, на кожу и т. д. Простой художественный прием, а сколько в нем новизны, открытий и красоты. Точка используется во многих художественных направлениях. В рисунке точка работает как прием светотени и объема. В живописи импрессионистами использовался точечный прием как новый жанр письма. В декоративно-прикладном искусстве мы наблюдаем появление точки, и убеждаемся, что многие народные промыслы по-особому преобразились от ее использования.

Большой интерес проявился к точечной росписи в наши дни, из-за доступности использования в работе акриловых красок в удобной упаковке, благодаря чему художник может приступить к выполнению декоративной работы сразу, взяв в руки подобный тюбик и приготовив поверхность любого материала для декорирования.

Формулирование проблемы исследования

Техника точечной росписи («point-to-point» от англ. «точка к точке») дает возможность создавать художественные произведения в самых различных вариациях: составлять прикладного характера композиции на стекле, на картоне, на бумаге, на коже и так далее. Можно точечной росписью декорировать одежду, обувь, расписывать ткань в технике «Батик», украшать предметы интерьера и быта. Такой мы ее знаем сегодня, но, как и где она появилась, и когда вошла в практику декоративного оформления современных декоративных предметов, хотелось бы узнать.

Точка получила еще одно интересное направление в образовательном формате в наши дни как Точка Роста.

Если посмотреть на точку глазами художника, то о ней можно сказать так, что точка может развиваться по-разному, преобразоваться в линию, в пятно, в завиток, в каплю и так далее. Из точки может появиться все что угодно, как того пожелает художник. Возможно, Точка Роста и есть то точечное зерно, из которого прорастает что-то доброе, красивое и полезное.

Вернемся к точке как к определенной технике письма в декоративно-прикладном искусстве. Точка может быть маленькой и большой, составляющая орнамент из многократного повторения и ее сближения в бордюрной полосе, например. Из нескольких точек может появиться стилизованный цветок. Почему-то возникает ощущение, что это мы где-то видели, это нам знакомо. Нас заинтересовала идея с поиском появления точки в росписи. Мы пошла по пути поиска через то, что видели, что знаем и о чем еще можно узнать.

Новизна темы научно-исследовательской работы в ином повествовании появления точечной росписи как декоративного оформления икон, а уж, потом использовании этой росписи в декоративно-прикладном искусстве. На современном этапе есть огромный запрос на точечную роспись и это считается сейчас очень модным направлением в декоративном оформлении дизайнерских изделий.

Цель исследования:

- подтвердить историческую связь точечной росписи с периода написания икон, и дошедшей до наших дней как необычной техники письма в современном декоративно-прикладном творчестве.

Задачи исследования:

- узнать историю возникновения и развития точечной росписи, используя различные информационные источники и документы;

- исследовать современный оформительский материал, предназначенный для данной техники письма на различных декоративных изделия и предметах;

- доказать современность точечной росписи в художественном творчестве.

Объект исследования: точечная роспись в декоративно-прикладном искусстве.

Предмет исследования: подтверждение появления точечной росписи в период, который обозначен росписью икон от Рождества Христова.

Гипотеза исследования: если мы предполагаем, что точечная роспись использовалась первыми иконописцами с периода от Рождества Христова в декоративном оформлении икон, то в дальнейшем могла появиться в декоративно-прикладном искусстве русского народного промысла, привнесенными палехскими мастерами, имеющих большой опыт написания икон и свои знания могли использовать в создании палехской лаковой миниатюры.

Методы работы возможны следующие: поиск информации в Интернете, обращение в библиотеку, в музей, в храм. Наряду с поиском информации по точечной росписи, возникла необходимость узнать вид материала, который лучше всего оставляет точку на поверхности каких-либо предметов. Точка может быть и запятой, и пятном разной величины и бусинками-точками, зависящая от замысла художника. Проводя исследование, появилось желание самостоятельно сделать данную роспись на разнообразных поверхностях бытовых предметов.

Практическая значимость данной работы: исторические данные можно использовать на уроках изобразительного искусства, на дополнительных занятиях и в кружках эстетического цикла. Те, кто увлекается вышивкой икон, могут рамки к этим иконам декорировать в технике точечной росписи. Многие люди, находясь в изоляции от других (на период пандемии, продолжительной болезни, ведущие малоподвижный образ жизни по ряду причин), могут самостоятельно освоить технику точечного письма, изучая наш проект, как новый вид декоративной работы, создавая авторские оригинальные изделия. Изготовить можно подарочные, выставочные, коллекционные экспонаты или декорированными изделиями украсить уголок, а то и весь интерьер дома. Работая в технике точечной росписи, сюжеты можно брать из предложенных нами народных промыслов и создавать на их основе что-то свое.

Глава 1. Теоретическая часть

Первичная информация по истории возникновения точечной росписи

Используя различные ресурсы, документы, мы узнали о появлении точечной росписи в чеканке как точечный метод работы по жести, который позже превратился в так называемую капельную технику. В прежние времена в соломинку набиралась краска, после чего она каплями наносилась на поверхность и создавала уникальный рисунок на предметах быта, священных культовых объектах, элементах одежды и так далее. Этот способ росписи пользовался большой популярностью в странах Азии: Индии и Персии. Сюжеты, нарисованные в этой технике, самые разнообразные: изображения богов и людей в одеждах, щедро украшенных точечным орнаментом, цветов и животных. Причем прослеживается данная тенденция как в плоскостной живописи, так и в объемных барельефах и скульптурах. Также известно, что точку в качестве изобразительной единицы активно применяли коренные жители Австралии. С ее помощью они отображали историю своего народа со всеми подробностями: начиная от исходов сражений и заканчивая астрономическими данными.

Так ли это на самом деле? Мы решила исследовать происхождение точечной росписи, зайти, как говорится, с другой стороны.

Согласие с первичной информацией или несогласие.

Появилась проблема по поиску рождения точки, как главной или дополнительной декоративной детали в определенных видах изобразительного искусства. Почему-то принято считать, что такой вид художественного творчества, как точечная роспись появилась, благодаря особого рисунка, выполненного точками африканскими, индонезийскими или австралийскими аборигенами. Допускаем, что могло быть такое влияние на современное искусство в точечной росписи, но, мы отказалась от этой существующей идеи, как единственной.

Если есть сомнения, значит надо искать другие доказательства путем изменения принятого понятия и перейти к чему-то неординарному.

Точечная роспись в иконописи или поиск ее появления новым путем исследования.

Нам захотелось провести свое исследование и доказать, что точка как художественный элемент появилась гораздо раньше и прошла другой путь развития, чем тот, к которому нас склоняют многие информационные тексты. Однажды мы обратили внимание на иконопись, в которой прослеживается точечное оформление ликов святых, деталей их одежды и окружающих их предметов на иконах. Если посмотреть на одну из икон, написанную самим апостолом Лукой (одним из учеников Иисуса Христа), а их было три о «Богородице», то мы увидим, что одежда, в которую облачена Богородица, украшена таким точечным узором, напоминающим жемчуг. Написание этих икон относится к началу нашей эры, летоисчислению от Рождества Христова, а это значит, что точка уже тогда была использована как декоративный оформительский элемент. Ниже представлена икона Евангелиста Луки и известна нам как Филеримская (Рис. 1).

На этой иконе хорошо видна точечная окантовка лика Богородицы. Нимб на иконе изображен в виде исходящих лучей в области головы. Он-то и имеет точечные ряды, изображающие исходящий свет и святость от лика Богородицы.

Есть много других икон с похожим приемом декоративного оформления с использованием группы точек на одежде и на переплете книг, изображенных на иконах. Ниже мы видим икону Богоматери - Царицы Небесной. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере (Рис. 2).

На этой иконе одеяние Богородицы оформлено декорированием из точек. Их расположение образует близкое соседство в орнаментальных рядах, что соответствует правилам точечной росписи.

Перед нами икона Святителя Николая. На его одежде и на Библии, которую он держит в руке, мы видим орнаментальные ряды, выполненные из точек разного цвета, с различным чередованием (Рис.3).

В нашем храме на некоторых иконах видна похожая точечная роспись, а это говорит о том, что канонически допускается такое декорирование точкой определенных деталей в иконописи (Рис.4, 5).

Русская икона постоянно привлекала и привлекает до сих пор самое пристальное внимание искусствоведов, художников и просто любителей живописи своей необычностью и загадочностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное, неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью. И, хотя в настоящее время издается масса специальной литературы, неподготовленному зрителю расшифровать закодированный смысл иконы весьма затруднительно. Чтобы это сделать, необходима определенная подготовка.

Вывод напрашивается сам собой, что сохранившиеся иконы от апостола Луки врача и художника, который являлся учеником Иисуса Христа, содержат в себе точечную роспись. Нам захотелось в этом удостовериться, и мы получили положительный ответ. Канонически допускается такое оформление икон в технике точечного письма, поэтому направление нашего исследования верное. Ю.П. Сергеев знакомит нас с основами техники исполнения икон в книге «Секреты иконописного мастерства» [7].

. История появления точечной росписи от иконописи дпалехской лаковой миниатюры и возрождение ее в декоративно-прикладном искусстве в наши дни.

В лаковой Палехской миниатюре мы нашли сходство с иконописным письмом.

Первое упоминание об искусстве палехских живописцев относится к XVII веку. Само слово Палех относится к финно-угорской группе, носители которой полностью растворились среди славянского народа. Считается, что село Палех образовали спасающиеся от татаро-монгол люди на месте выжженного участка леса, называемого в простонародье палёным. Так и родилось название поселения, от которого и произошли наименования «палехская иконопись», «палехская роспись» и «палехская миниатюра».

Так как художники палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций. В советское время был запрет на написание икон и художники создали свою Артель в 1918 г. и начали заниматься росписью по дереву. Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы.

Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на­зывали, мелочной, работы. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте.

Если эти художники в прошлом иконописцы, то точечная роспись должна сохраниться и в лаковой палехской миниатюре. Действительно, мы находим тому подтверждение, и, ссылаясь на творческие произведения палехских мастеров, убеждаемся в правильности наших исследований. На подносе (Рис. 6) и на крышке шкатулки (Рис.7) изображены декоративные приемы из точечного письма и как орнаментальные бордюрные полосы и как декоративные элементы, образующие из точек снежные вихри, декорирование сбруи у лошадей, симметричные узоры и стилизованных кустов и деревьев. Травы и листьев (Рис.6,7).

Точечное декорирование в композициях дает полноту и объемность прорисованным образам. Такая роспись дает завершение композициям, заполняя пространство или ограничивая сюжетный образ художественной миниатюры точечными дорожками.

Во многом традиционное искусство Палеха опирается на традиции древнерусской иконописи. Эти традиции восприняты Палехом не механически, но со строгим отбором и значительной их переработкой согласно новым требованиям, новым задачам того времени. Палехская миниатюра декоративна. О ее приемах и правилах письма можно ознакомиться в книге «Искусство Палеха» Н.М. Зиновьева [2].

Это ни единственная практика с точечной росписью в Палехе. Существуют и другие народные промыслы, где точечная роспись живет и поныне: дымковская роспись, городецкая, хохломская, гжельская и мн. др.

Выводы: мы узнали много нового, например, что первые палехские мастера были иконописцами, вот почему в этих палехских миниатюрах много сходства с техникой написания икон. Мы узнала, что иконы имели не только каноническую стилизацию образов, но и необычно декорировались. Точечная роспись была необходима в иконописи для характерной яркости и важности прописанных образов и ликов, отличительных от портретов в живописи. Мы убедились, что во многом традиционное искусство Палеха опирается на традиции древнерусской иконописи.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Объяснение интереса художников к точечной росписи

Опыт первых художников иконописцев носил, скорее всего, эстетический смысл, чем символический. Украшение на иконах божественного или святого лика подразумевалось делом обязательным. Это факт любви художника, верующих в целом к тем образам, кому верили люди и старались на иконе соединить святость и светлость, наполнялся самым разнообразным декоративным украшениям, в том числе и точечной росписью, чаще всего капельки-точки были белого цвета. Среди учеников Христа были и рыбаки, поэтому появление на иконах белого жемчуга вполне реально. Конечно, жемчуг был очень дорогим камнем, и из-за неимения жемчуга, иконописцы украшали одежду святых отцов на иконах белой точечной дорожкой, таким образом, выделяя тот или иной святой лик на иконе, отдавая ему предпочтение или особое уважение. Так точечное декорирование с иконописи плавно перекочевало на палехскую лаковую миниатюру. Лучшие образцы палехской росписи давно уже входят в число художественных произведений, являющихся мировым наследием [5].

Многие народные умельцы рассмотрели в точечном письме особую красоту. Точка напоминает многие образы из природы: горох, просо, сердцевину ромашки, звездочку на небе, каплю воды, песчинку и т. д. Стилизуя элементы природы, художники декоративного ремесла использовали точечную роспись уже на заре ее появления - это ягодки-бусинки в форме точек изображались и в хохломском письме, и в гжельском, и в городецком.

Я попробовала выполнить несколько работ в технике точечной росписи, используя основные композиции городецкого письма (Рис.8, рис.9). Работами заинтересовались зрители и члены жюри, когда мои творческие изделия демонстрировались на выставках и участвовали в конкурсах. Так, например, одну работу я выполнила для пасхальной выставки, а вторую для экологического конкурса. Мне подарили два глиняных кувшина, которые я расписала точечно по рельефным формам, которые были выдавлены изначально при их изготовлении. В итоге я поняла, что, действительно, точечная роспись красиво ложится на любой материал, а монотонный цвет изделия преобразуется в интересный декоративный объект (Рис.10, рис. 11).

Можно использовать еще и стекло как материал, на котором выполняется точечная роспись. Одни и те же акриловые контурные краски имеют хороший вид на поверхности различных материалов. Я познакомлю вас еще с двумя моими работами, где имеется точечная роспись, но уже по стеклу (Рис. 12, рис. 13). У Черил Оуэна можно поучиться некоторым таким приемам в данной технике работы «Роспись по стеклу» [9].

2.2. Точечная роспись point to point в декоративно-прикладном искусстве вчера и сегодня

В ходе выполнения исследовательской работы мы познакомились со многими произведениями, в которых использовалась и используется точечная роспись. Вчера это искусство носило один смысл, а сегодня - другой. Если на первых иконах мы видим данную роспись как элемент украшения, то в настоящих работах эта же роспись выступает как полноправное произведение искусства. Сравнить это искусство можно разве что с мозаикой, с витражом, где один и тот же материал выкладывается, выстраивается в самостоятельное панно. Эля Бакиева учит многих в своей книге «Роспись по стеклу для начинающих: эскизы, акриловая и точечная техника контурами», как и чем можно выполнять декоративные красочные изделия. [6].

В Москве в музее им. А.С. Пушкина, в залах Эрмитажа в Санкт-Петербурге есть экспозиции из картин художников-импрессионистов, написанные в технике пуантилизма. Одним из ярких представителей такого точечного исполнения своих картин представлен Сёра Жорж. В книге Анри Перрюшо "Жизнь Сёра" подробно описывает жизнь и творчество Жоржа Сёра (1859-1891), художника-неоимпрессиониста, возглавившего течение, получившее в живописи название дивизионизма или пуантилизма [1]. Такое рисование точкой, используемое в живописи имеет неоднозначное мнение. Оно долго пишущее, имеет ряд неудобств по времени высыхания, возможно, поэтому особого развития точечное рисование в живописи и не получило, зато в декоративно-прикладном искусстве оказалось и к месту, и вовремя.

В настоящее время художники прикладного искусства изобрели свою технику точечной росписи, которая называется point-to-point (от англ. «точка к точке) и, используя ее для росписи различных декоративных предметов, картин, интерьеров, создали свой новый мир дизайна во многих направлениях. Рассматривая такие изделия, создается впечатление, что все они декорированы мелкими бусами или бисером. Сейчас под росписью point-to-point понимают именно роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший и распространенный материал для такого творчества.Все указанные виды росписи подвигли когда-то голландских художников-дизайнеров на новое перевоплощение - точечная роспись стала акриловой, и можно считать, что точечная акриловая роспись появилась вместе с первыми тюбиками акриловых контуров. Описание работы в технике «Точка» с богатым зрительным рядом можно найти в книге Наталии Воробьёвой «Точечная роспись» [4]

2.3. Необходимые материалы и темы для современной техники point-to-point

На Руси точечную технику называли «капелькой» из-за того, что краситель капался на поверхность соломинкой. Аккуратность таких работ была не всегда на должном уровне и только с развитием современной промышленности, качество красок, удобная упаковка (тюбики с носиками) позволило на точечное рисование посмотреть как на легкий и релаксационный вид искусства. Можно посмотреть очень хороший мастер-класс по росписи контурами в технике «Point-to-Point» [3].

Контуры, которыми сейчас работают художники и любители такого искусства, бывают разных фирм и с разными насадками на носиках. Фирма «Гамма» изготавливает самые жидкие контуры, но именно у «Гаммы» самый большой спектр цветов. У фирмы «Декола» густые контуры, с тонкими носиками. Контуры фирмы "Таир" очень удачные, они не текут, точки остаются на материале ровные и аккуратные. Контуры фирмы «ИДЕЯ» с хорошими носиками, не текут, точки тоненькие, фирма «PEBEO» тоже имеет хорошие цвета, но очень тонкие носики, и прочищать их сложно.

Для начинающих достаточно одной фирмы, потом разберетесь, что вам больше нравится и нужно. Все носики имеют очень незначительный скос, тем самым можно регулировать величину точек. Работая с контурами, надо иметь кусочек ткани из натуральных волокон или мягкие салфетки. Это нужно, когда работаешь с тюбиками, край носика как бы "замыливается", затекает и точки получаются неровными и расплывчатыми, поэтому нужно носик тщательно вытирать. Обязательно вытирайте носик тюбика перед тем как закрутить его крышечкой, тогда крышечка будет чистой и носик тоже, что опять таки предохранит краску от высыхания. Еще пригодится канцелярская скрепка и тонкая булавка для ткани. Ими надо носики периодически прочищать, чтобы не образовался засохший комочек на нем. Правда, если регулярно тюбики закрывать колпачком, даже если отвлеклись всего на минутку, то такого не случится.

Для обезжиривания глянцевых или кожаных изделий понадобится жидкий спирт или жидкость для снятия лака, ватные диски. Лучшим помощником для начинающих художников будет книга Юлии Фисюк «Точечная роспись» [8].

Первые работы рекомендуем выполнять на цветном картоне контрастными контурами. Эффект будет хороший, и так вы скорее освоите точечную роспись (Рис. 14,15).

Выводы: В связи с промышленным прогрессом, мы далеко ушли от исторически неудобной технической стороны нанесения точек на предметы. Изобилие быстро сохнущих красок в максимально удобной упаковке, позволило художникам, любителям, детям любого возраста, решительно взяться за точечную роспись и получить хороший результат в декоративно - прикладном искусстве. Новое направление в декорировании предметов этой техникой открыло особый пласт декоративного творчества для разновозрастного населения. Те, кто никогда не занимался подобным творчеством, могут попробовать свои силы и таланты в точечной росписи.

Заключение

Существующие народные промыслы внесли в свою декоративную составляющую точечную роспись с далеких времен. Многие люди на Руси занимались различными народными промыслами, и таких людей называли народными умельцами, и в основном это были верующие люди. На Руси существовала добрая традиция – домашние иконы передавать из поколения в поколение. Чем больше они были намолены, тем ценнее и дороже эти иконы были для верующих людей. Молясь пред иконами, вглядываясь в элементы декоративного их оформления, народные умельцы запоминали их, а затем использовали в оформлении бытовых предметов, в народных костюмах и во многом другом.

Проводимые нами исследования помогли подтвердить гипотезу, в которой мы предполагали, что если точечная роспись использовалась первыми иконописцами с периода от Рождества Христова в написании и в оформлении икон, то в дальнейшем могла появиться в декоративно-прикладном искусстве русского народного промысла. Палехскими мастерами имели большой опыт написания икон, а значит, свои знания и оформительские навыки использовали в создании палехской лаковой миниатюры.

Наши исследования оказались верными, и мы не ошиблись, когда увидели сходство письма палехских мастеров с иконописью. Нашли взаимосвязь этих двух разнообразных по направлению художественных направлений, и получили информацию о взаимосвязи точечной росписи во временном пространстве, которая живет и по сегодняшний день. Ведь говорят же так люди, что все новое, это хорошо забытое старое. Такое выражение можно подкорректировать в нашем случае и сказать, что точечная роспись никогда не забывалась мастерами иконописи или народного промысла, а все старое дорабатывалось, переформатировалось, видоизменялось и трансформировалось настолько, что многие подумали о появлении этого письма от других источников. Посмотрев на эти шедевры декоративного точечного письма (рис. 14, рис. 15) поймете, что растительные и геометрические мотивы были в нашем народном промысле всегда, они же и составляли основную сюжетную композицию в точечной росписи.

Многие народные промыслы на Руси активно используют точечный прием письма в своих декоративных работах: дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка и многие другие.

Сейчас техника точечной росписи вновь на пике популярности и востребованности. Эта техника позволяет декорировать любую посуду, одежду, обувь, предметы интерьера и даже оформлять и писать иконы. Такая роспись выглядит стильно, современно и дорого, потому что любая вещь, обработанная в технике точечной росписи всегда индивидуальна и оригинальна.

Изучив литературу, задействовав интернет ресурс, выяснилось, что искусство такого декорирования развивалось на протяжении многих лет. У этого искусства есть перспектива развития, и оно будет еще долго радовать людей своей красотой и полезностью. Данное исследование будет полезным тем, кто готовит рефераты или сообщения на данную тему. Можно сделать сообщение в период проведения мастер-класса по точечной росписи, или использовать материал для открытого мероприятия, для подготовки и проведения занятий по декоративно - прикладному искусству.

Список используемой литературы и интернет ресурса

Анри Перрюшо "Жизнь Сёра". Перевод с французского. Г.Генниса; Москва. Издательство "Радуга" 1992 - с.192.

Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Второе издание. Издательство «Художник РСФСР» Ленинград.1975 г. – С.146.

Мастер-класс № 1 по росписи контурами в технике «Point-to-Point» :[сайт]. URL:https://www.liveinternet.ru/users/5078362/post257164909/.

Наталия Воробьёва. Точечная роспись. Издательство: Хоббитека, 2018 г. Серия: Золотая библиотека увлечений. – С. 208.

Палехская роспись:[сайт]. URL: https://www.ritsu.ru/sn49-palehskaya-rospis.html)/

Роспись по стеклу для начинающих. URL:https: https://art-fashn.ru/biser/rospis-po-steklu-dlya-nachinayushhih-eskizy-akrilovaya-i-tochechnaya-tehnika-konturami.html).

Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. Библиотечка юного художника. Москва. Юный художник. 2000 г.– С. 20.

Точечная роспись для начинающих. Цветное. ру. Творчество. Рукоделие. Хоббиhttps://www.liveinternet.ru/users/5078362/post257164909/ https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/tochechnaya-rospis-dlya-nachinayushchikh/.

Черил Оуэн. Роспись по стеклу. Современный дизайн. 15 стильных проектов. Производитель: изд. Арт-Родник. 2009. – С. 80.

Юлия Фисюк. Точечная роспись. Учебная литература. Самый понятный самоучитель. Издательство - АСТ. 2016 г. - С. 66.

 

 

Приложения

Икона Евангелиста Луки и известна нам как Филеримская

Рис.1

Икона Богоматери. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Рис.2

Рис.3

Икона Святителя Николая.

Иконы в храме Рождества Христова п. Ханымей. Орнаментальные ряды, выполненные из точек разного цвета, с различным чередованием на данных иконах святых угодников.

Рис.4 Рис.5

На подносе (Рис. 6) и на крышке шкатулки (Рис.7) изображены декоративные приемы из точечного письма.

Рис.6 Рис 7

Я попробовала выполнить несколько работ в технике точечной росписи, используя основные композиции городецкого письма. Оба панно участвовали в конкурсах поселка.

Рис.8 Рис.9

Мои работы. Точечная роспись по керамике.

Рис.10 Рис. 11

Еще две мои работы, где имеется точечная роспись, но уже по стеклу.

Рис. 12 Рис.13

Первые работы рекомендую выполнять на цветном картоне, например: паспарту к иконам.

Рис.14

Точечная роспись никогда не забывалась мастерами иконописи или народного промысла, а все старое дорабатывалось, переформатировалось, видоизменялось.

Рис.15

Просмотров работы: 1093