Технология создания картин маслом на холсте «Кот с яблоками», «Калужская зима»

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Технология создания картин маслом на холсте «Кот с яблоками», «Калужская зима»

Пилипочкина В.С. 1
1МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, МБОУ «СОШ №45 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги, класс 9
Шепелева С.Н. 1
1МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Степень изученности проблемы.

Отечественные и зарубежные ученые искусствоведы, художники, архитекторы-художники различных эпох занимаются изучением развития технологий в живописи. Свои взгляды изложили в трудах мастера мировой живописи: Леонардо да Винчи, Я. Эйк, П.П. Рубенс, А. Дюрер, У. Хогарт и др. Известны теоретические труды Д. Рескина, Н. Иттена, В.В. Визера, Р. Адамса, И.Н. Стора, P.M. Ивенса, А.Г. Менселла. Свой вклад в изучение проблемы внесли отечественные авторы П.П. Чистяков, В.А. Фаворский, Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, С.О. Хан-Магамедов, A.B. Ефимов, С.М. Михайлов, Ю.В. Назаров, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Дыминский, A.C. Шеболдаев, Ю.М. Кирцер, Г.А. Савинов, И.С. Глазунов. В работах исследуется живописное творческое наследие мастеров классической и современной живописи, подчеркивается значение живописи в синтезе искусств.

Гипотеза исследования: технизация поглощает все сферы деятельности человека, но гуманизация живописи возрастает под влиянием меняющихся исторических, культурных и технических факторов в развитии отражаются изменения художественных констант.

Цель: отразить ценность живописи как вида искусства, через её декоративные свойства.

Задачи:

1. Сделать анализ литературы;

2. Осуществить краткий историко-ретроспективнай анализ развития живописи: стилей, течений, направлений, школ и объединений в XX -начале XXI в.в. - как период наиболее значимый для темы исследований;

3. Проанализировать методики и технологии процесса обучения живописным приемам.

4. Представить авторские работы, новую методику декоративных живописных приемов как современного художественного языка, дать рекомендации по ее применению;

5. Обобщить опыт использования в современном художественном языке декоративных свойств живописи (композиционных, колористических, структурных и др.), указать на их перспективы.

Объект исследования – живопись, масло.

Предмет исследования - цветовые интерпретации живописи в сочетании традиционных техник.

Методология и методика исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами исследования. Для рассмотрения объекта исследования как комплекса взаимосвязанных компонентов использован общенаучный системный подход. Методология исследования основана на современных культурологических концепциях.

С этих позиций рассматриваются живопись как вид искусства, динамика становления и развития живописных приемов на разных этапах истории развития общества, теория и история искусства как важнейший компонент художественного образования.

При проведении анализа декоративных свойств живописи и исторически сложившихся техник обучения и авторской методики использованы исторический, искусствоведческий, типологический, морфологический методы, методы сравнительного анализа, а также экспериментальные методы работы по реализации преобразований живописи.

Теоретическая значимость: Выявлены достоинство и преимущество оригинальной живописи по силе эмоционально-эстетического воздействия на зрителя. Показана эволюционная взаимосвязь и пластическая закономерность общих свойств декоративности традиционной живописи.

Практическая значимость: Создание авторских работ.

Глава 1. Живопись как вид искусства

В искусстве рубежа ХIХ-ХХ вв. были предпосылки для становления многих крупных течений живописи последующих десятилетий, происходило развитие, сосуществование и борьба реалистических и модернистических направлений. Исторически закономерно возникновение во второй половине XX века произведений художников - живописцев с применением фотографической и компьютерной техники. В это время мир архитектурного проектирования находится в новых поисках методов и технологий синтеза искусств живописи, монументально - декоративного искусства.

1.1. Историческая ретроспектива стилей, течений, направлений и школ живописи XX— начала XXI века

Начало XX века отмечено утверждением в искусстве различных противоречивых течений модернизма, зародившихся еще в конце XIX столетия. В искусстве, в частности в живописи, происходит борьба новых и устоявшихся направлений. Во всем мире ускоряются временные отрезки развития и смены течений изобразительного искусства, появляется большое количество модернистских направлений и школ живописи в европейских странах. Например, в живописи художников постимпрессионизма В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна уже просматриваются черты зарождения новых течений живописи XX века с их утрированной и декоративной трактовкой формы [3]. С эстетическим осмыслением новой «технической» эры связано не только отражение индустриализации жизни, но и поиски в живописи, отвечающие мироощущению современного человека, его духовным потребностям в эмоционально-образном цветовом решении новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности [18].

Широкое распространение в живописи начала XX века получили различные модернистические течения (модернизм), в той или иной мере порывающие живую связь с реальностью. В живописи многих модернистических течений (начиная с модерна (1880-1920), основоположником которого, является Густав Климт и наиболее известный представитель этого течения чешский художник Альфонс Мария Муха, кубизма (1880-1920) - художник Пабло Пикассо; экспрессионизма (1908-1920) - Эдвард Мунк и Хуан Грис; «дадаизм» -художники Марсель Дюшан и Энтон Шиле; «Нью-Йоркская школа» -представитель художник Милтон Эйвери, фрагментируются или геометризируются отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира, они предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами [1]. Каждое поколение живописцев черпает творческую основу в том времени, в котором живет и развивается. Живописцы как бы переживают тот социокультурный пласт общественной жизни, в котором им довелось творить. При этом каждое поколение опирается на то, что было создано предшественниками. Рецепция в творческом смысле важна и в живописном искусстве действительность осознается и претворяется в творчестве крупнейших художников зарубежных стран: П. Пикассо, A. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, Х.К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. В своих картинах и настенных росписях эти художники живописными средствами отразили эпичность и экспрессию политических событий своего времени.

Конец XIX - начало XX в.в истории русской культуры получил название «серебряного века». Говоря об этом времени, необходимо вспомнить художественное объединение «Мир искусства», возникшее в 1898 г. и объединившее мастеров самой высокой художественной культуры России. В этом объединении принимали участие почти все известные художники того времени - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель.

Вторая половина ХХ в. в изобразительном искусстве насыщена новыми творческими течениями, яркими нестандартными личностями, поиском новых форм, пластических экспериментов, оптических цветовых эффектов. Активно развивающееся течение – «поп-арт» (1950-1960), его возглавили экзальтированные художники Ричард Хамилтон и эпатирующий своим видом и образом жизни Энди Уорхол из США, проповедовал творческие принципы радикального авангардистского поиска. Ряд художественных течений того времени: «New York Figurative» (1950 - 1960), «оп-арт» (1950-1970), «фигуративная живопись» (1950-1970), «нео-дада» (1950-1960), «флюксус» (1950-1970), «минимализм» (1960-1970), «концептуальное искусство» (1960-1970), «соц-арт» (1970). В последнюю треть XX в. художники вновь обращаются к направлениям искусства начала века: «неоэкспрессионизм», «нефигуративная живопись», «неоконцептуализм», «неогеометрический концептуализм», «Neo Pop art», «постминимализм», «постконцептуализм», «постмодернизм». Одной из форм авангардного искусства в 70-х гг. становится искусство «боди-арт», где главным объектом художественного творчества становится тело человека. В последней четверти XX в. возобновляется интерес к «граффити» - андеграундному, авангардному направлению уличной живописи. Термин «трансавангард» (1979) означает «после авангарда». Свободная фигуративность позиционирует себя как неодадаистское течение в живописи. Апт-арт, или «кварт1фное искусство», - стиль 80-х. Молодые британские художники - термин в 1988 г., присвоенный группе художников из Голдсмитского колледжа в Великобритании. Художественное направление «стакизм» сформировалось в качестве альтернативы концептуальному искусству. Особое развитие получило искусство взаимоотношений (Relation Art), или искусство эстетики взаимоотношений. «Новая лейпцигская школа» является проводником сохранения немецких традиций живописи. Фанизм (Funism) переводится как веселизм и позиционирует себя как «несерьезное» движение изобразительного искусства. Появление в изобразительном искусстве новых фото- и компьютерных технологий оказало колоссальное влияние на последующие этапы развития живописи. В это время рождаются течения: фотореализм, гиперреализм, суперреализм. Фотореалистические направления постепенно начинают использовать компьютерные технологии - происходит переход к цифровой живописи XXI в.

1.2. Этнические и географические истоки живописи, как национальное своеобразие и интеграция в общемировую художественную культуру

Трудность изучения полиэтнических особенностей и тенденций в искусстве, изучение искусства как самостоятельного феномена каждой цивилизации состоит в том, что этнокультурные проявления «законсервированы» в прочном бытовом укладе и мировоззрении этноса.

Живопись имеет этнические и географические истоки, национальные черты, которые отражаются в произведениях художников и формируют национальное своеобразие художественных школ. В этом смысле можно говорить о территориально-этническом характере живописи, особенностях восприятия цвета и его символическом значении, отраженном в живописных полотнах художников европейской школы живописи, живописи народов Африки, Дальнего Востока (Китай, Япония) и т.д. Как характерный пример для рассмотрения этнического, географического своеобразия живописи, порождающего национальные своеобразия художественных школ, можно привести японскую и африканскую живопись, а также суперэтническую европейскую живопись.

Своеобразная живопись традиционных художественных африканских школ Северной Африки (Арабские страны, Египет), Южной или Тропической Африки (наскальные фрески Сахары), Западной Африки (Судан, Гв1шейское побережье), Восточной части (Гонго) имеет свои индивидуальные черты, по которым можно без труда определить принадлежность живописи к той или иной этнической группе. Общей чертой африканского искусства, в том числе и живописи, является «африканский стиль». Другим примером ярко выраженных этнических и географических черт в искусстве может послужить живопись жителей японских островов. Живопись в Японии изначально использовалась в прикладных сферах: росписи ширм, сдвижных экранов, для иллюстрации книг. Живопись японских художников, их мироощущение, понимание картины мира, культуры можно трактовать как этническое искусство, связанное с географическим расположением. Для живописных произведений суперэтноса характерна высокая степень интегрированности национальных школ в общемировую художественную культуру. Примером культуры суперэтноса является европейская школа живописи. Несмотря на индивидуальные признаки европейских живописных школ, в них существуют надэтнические общие художественные приемы и черты, живописные характеристики, объединяющие живопись этих стран в единую суперэтническую живописную школу. На российском архитектурном и художественном пространстве происходит интеграция, взаимопроникновение художественных приемов, прежде всего через систему образования. Интеграция живописных традиций российских национальных художественных школ в общемировую художественную культуру происходит, в том числе, через информационные интернет-технологии.

Глава II. Практика живописи маслом

2.1. Технологическая последовательность живописного письма маслом

Основа живописи - это работа с натуры, дающая возможность внимательно изучать ее, учиться познавать окружающий мир художественными средствами. Масляные краски требуют особой технологической последовательности, что усложняет возможность их использования.

Подготовительный рисунок.

   Картина маслом начинается с первоначального рисунка на холсте, в котором намечаются основные формы предметов и объектов, соотносятся пропорции частей предметов друг с другом, прорисовываются главные персонажи и детали. Грамотный тщательный рисунок - основа картины. Профессиональные художники рисуют основные части будущего изображения сразу на холсте маслом, то есть жидко разведённой краской нейтрального по оттенку, не слишком тёмного цвета. Это самый лучший способ создания подготовительного рисунка, цвет и тон рисунка уже соответствуют будущей картине, материал создания рисунка идентичен материалу написания самой картины, рисунок можно легко править и изменять в процессе создания живописного полотна. Такой способ применяется в изображении пейзажей и натюрмортов, где точная деталь и соответствие пропорциям модели не так важно, как в портрете. Чаще подготовительный рисунок под живопись выполняется углём на холсте: его легко поправить, можно ослаблять и усиливать по нажиму и темноте в зависимости от задачи, легко закрепляется на поверхности холста жидко разведённой краской тонкой кистью, или фиксируется лаком для волос. Реже создается рисунок на холсте - тушью пером или кистью. Рисунок слишком контрастный, но это легко исправить, если развести тушь водой в нужной пропорции. Тушь разводится только водой, если писать лессировками, жидко и экспрессивно, рисунок не разотрётся, не потечёт, не деформируется. Ещё реже используется графит, его частицы подмешиваются к первым красочным слоям, загрязняя их.

Лессировки прозрачными красками.

Живопись маслом начинают с лессировок. Это первые прозрачные слои красок, которые остаются в таком виде до конца работы - их хорошо видно в теневых частях предметов на картинах классических художников. Лессировки экономят материал, особенно где не нужна чрезмерная фактура и детализированная прописка. Лессировки создают ощущение глубины и объёма на предметах в сочетании с корпусной пропиской с белилами. Лессировки выполняются лессировочными масляными красками.

Просушка.

Первый слой масляной живописи тщательно просушивается. При должном исполнении лессировки просыхают в течение суток с момента завершения работы над первым этапом создания картины маслом. Просушка происходит естественным путём в хорошо проветриваемом, тёплом помещении без использования нагревательных приборов. Сушить картину у батареи или обогревателя не следует - это может привести к растрескиванию красочного слоя, пожуханиям или изменению цвета красок. Изменение температуры и влажности не желательны для картины.   

Подмалёвок.
Вторая прописка масляными красками называется подмалёвком, происходит закладка основных цветовых сочетаний и фактур. Подмалёвок подразумевает живопись полулессировочными и укрывистыми красками в сочетании с белилами, эта стадия работы, где закладываются цвето-тональные отношения с учётом освещения, глубины пространства и важности элементов картины, не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти, подойдёт мягкая щетина и упругие синтетические кисти.

Просушка.
   Полное высыхания слоя краски - от 3 дней до 1 недели.

2.2. Создание авторских работ

Техника Алла прима отличается своим богатством цвета. Алла прима – это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от классической техники. При классической живописи краски наносятся на холст, слоями, один на другой, причём следующий слой наносится уже после полного высыхания предыдущего. Особенность техники Алла прима заключается в нанесении краски друг на друга в сыром виде. Авторские работы «Кот с яблоками» и «Калужская зима» были созданы в течение 2020-21 года. Картины написаны без использования растворителя, в технике Алла прима. Предварительный рисунок нанесён углем. Первый слой краски нанесён без использования масла, тонким слоем, последующие слои краски нанесены с использованием масла. Первый слой краски прокладывался руками, последующие с использованием кистей разной толщины из синтетики и щетины. Снег изображен с помощью мастихина Картины просушивались в помещении при комнатной температуре.

Заключение

Живопись, как вид изобразительного искусства не перестаёт нас волновать и не потеряла свою ценность, её не смогут вытеснить в цифровое поле новые технологии.

Список литературы

1. Абстрактный экспрессионизм: многоуровневая игра [Электронный ресурс]. - URL: http://www.deinekagallery.ru/conference/l l.html.

2. Адаскина, Н.Л. Из истории художественного образования в СССР. Пропедевтический курс Вхутемаса, 1920-1926 / Н.Л. Адаскина. -М„ 1979

3. Алпатов, М. Искусство / М. Алпатов. - М. : Просвещение, 1969.

4. Барнетт, Н. [Электронный ресурс]. - URL: // http://ru.wikipedia. org/wiki.

5. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. - М. : Искусство, 1990. - 307 с.

6. Бесчастнов, Н.П. Живопись / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор и др. - М., 1993.

7. Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

8. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев. - М. : Политиздат, 1988. С. 417-418.

9. Борисова, Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова. Г.Ю. Стернин. -М. : Советский художник, 1990.

10. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. бромлей ; послесл. Н. Я. Бромлей. - Изд. 2-е, доп. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008.

11. Буррио, Н. [Электронный ресурс]. - URL: // http://www.art-top.ru/modern_art/relational_art.html.

12. Византийская монументальная живопись [Электронный ресурс]. - URL:http://3ys.ru/rannevizantijskoe-iskusstvo-i-islmsstyo-epokhi-ikonoborchestva/ то numentalnaya-zhi vopis. html.

13. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусств / Б.Р. Виппер. - М., 2004. - 368 с.

14. Всеобщая история искусств :6т./ под общ. ред. А.Д. Чегодаева, Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского и др. - М. : Искусство, 1955-1966.

15. Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга первая / под общ. ред. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. - М. : Искусство, 1960 ; Большой энциклопедический словарь. - М. : ACT, 2008.

16. Выготский, J1.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.. : Современное слово, 2001. - 480 с.

17. Выразительные свойства живописи [Электронный ресурс]. -URL: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=db89ald4-7cd3-4e65-b79f-849e3c50b77d.

18. Ганюшкина, T.B. Русская живопись 20 века / Т.В. Ганюшкина [Электронный ресурс]. - URL: // http://www.bibliotekar.ni/isk/7.htm.

19. Гильдебранд, А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей : сокр. репринт, воспр. изд. 1914 г. / А. Гильдебранд ; пер. Н.Б. Розенфельда и В.А. Фаворского ; вступ. ст. A.C. Котлярова. - М. : Логос, 2011. - 134 с.

Приложение

Картины маслом на холсте

«Кот с яблоками»

«Калужская зима»

Просмотров работы: 74