Значение кисти в жизни моей и не только

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Значение кисти в жизни моей и не только

Попадюк А.М. 1
1ГБОУ ДЮЦ "Виктория"
Пятыго В.А. 1
1ГБОУ ДЮЦ "Виктория"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Для многих рисование — это просто хобби, приятное времяпрепровождение и только. Кто-то и вовсе не рисует. А кто из вас хоть раз задумывался, зачем рисовать? Какой смысл в рисовании? Давайте разбираться вместе!

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Тему «Рисование» я выбрала потому, что мне это нравится. Оно дает мне силы, расслабляет после напряженного дня учебы, успокаивает и помогает вернуть внутреннее равновесие. Воображение развивается. Я им занимаюсь очень много и давно - с первого класса. Сейчас я уже в пятом классе.

Но у рисования есть свои недостатки - я много отвлекаюсь на уроках или дома, когда должна делать домашние задания. Я забываю о времени, когда рисую, и поэтому что-то важное в данный момент не успеваю сделать. И другой недостаток - когда перерисовываешь в третий или четвертый раз, то начинаешь уже злиться, портится настроение и весь день насмарку. Но это бывает очень редко! Вот почему я и детям и взрослым рекомендую порисовать, если скучно, нет настроения, не ладится дома или на работе - и у вас все обязательно получится!

КАК ПОЯВИЛОСЬ РИСОВАНИЕ

Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000–10 000 годами до н. э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков. Древний человек рисовал диких животных, которых он видел вокруг себя.

Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были сок растений, уголь, мел, а также химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент).

Эти вещества измельчались в мелкую пудру, смешивались с жиром (возможно, с животным салом) и накладывались приспособлением, напоминающим кисть. Иногда краски накладывались палочками, напоминающими современные мелки. Жиры, смешанные с измельченными красками, делали их жидкими. В таком жидком состоянии частички красителя соединялись вместе. Пещерные жители, должно быть, делали кисти из щетины или волоса животных.

ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ГРАФФИТИ

История термина Граффити переносит нас к доисторическому человеку, рисующему на стене пещеры. Первые образцы граффити были найдены ещё на античных памятниках.

Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Много интересных сведений о жизни древних римлян позволили получить граффити, найденные при раскопке Помпеи.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Греки любили записывать мудрые изречения, римляне, отмечали в рисунках доблесть солдат, красоту женщин.

Граффити были широко распространены в доколумбийской Америке. В одном из крупнейших поселений майя было обнаружено множество прекрасно сохранившихся рисунков.

У Восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большей частью древнерусские граффити – это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание – молитвенные просьбы.

Таким образом, делаем вывод, что наскальные рисунки можно назвать самыми первыми на земле граффити. История граффити происходит от греческого слова Graphein, означающий «писать» и от итальянского слова «Graffito» - «царапать».

  Граффити стало стихией, изменившей внешний вид улиц в конце 20 века и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке, как часть хип-хоп культуры. В начале 60-х, молодой Julio с 204 улицы, начал писать свой псевдоним «Julio 204» в метро.

Во времена зарождения граффити райтеры (художники-граффити) в поездах имели почти духовную связь друг с другом. Подземка была связующей системой для граффити, она была иконой для райтеров, которые стремились, чтобы из работы увидела публика и другие райтеры. Райтеры создали «альтернативную систему общения для ребят, которые, так или иначе, имели доступ к широким проспектам уличной информации».

У райтеров были линии метро, которые они предпочитали в зависимости от поверхности поездов и их маршрутов. Граффити выражали настроение городской молодёжи, разнообразные запретные идеи.

1970-е годы были выдающимися для граффити. Это были годы, когда началась история граффити, его изобретения.

ПУТЬ РИСУНКА ОТ НАСКАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ДО СОВРЕМЕННОГО КОМИКСА

 Рисование зародилось в глубокой древности во времена, когда человек начал запечатлевать на стенах пещер сцены охоты при помощи древесного угля и земляных пигментов. Древние египтяне первыми стали использовать ручки, изготовленные из заточенных тростниковых палочек, и чернила из измельченной земли, чтобы рисовать иероглифы на листах папируса. Однако все эти ранние рисунки носили символический характер.

 Так продолжалось до наступления периода греческого классицизма. Тогда художники начали изображать реалистические пейзажи, разрабатывать концепции пропорций, пространства и объема, которые до сих пор являются классическими основами искусства рисования.

Сохранились фрески периода Древней Греции - росписи стен по сырой штукатурке. Расписанные вазы и кухонная утварь. Росписи стен в Древнем Египте датированы 2 тысячи лет до нашей эры.

В период Средневековья работа художников была тесно связана с Христианской церковью, которая требовала отказа от объемных и реалистичных изображений и одобряла только символические образы. Появились гравюры. Гравюра - это вид графики, в котором произведения искусства создаются путем зеркального оттиска изображения на бумаге с печатной формы. Граверы на станках или вручную вырезают по эскизу художника рельефный рисунок на камне, деревянной доске или металлической пластине.

Всё изменилось с расцветом Ренессанса, в период между 14 и 16 веками. Термин "ренессанс" означает "Возрождение". В эту новую эру на смену догматам Средневековья вновь пришел интерес к классическим идеалам греческого и римского искусства. Рисование стало одним из основных направлений в искусстве. Предметом пристального и внимательного изучения стали анатомия, пропорции и видение перспективы, а учеников поощряли рисовать с натуры или копировать работы старых мастеров.

   Всплеск художественной активности сопровождался появлением большого количества инструментов и материалов для рисования. Уголь и мел посеребреный стержень - прообраз графитового карандаша. Рисунки ручками и чернилами выполнялись на бумаге различных тонов, часто дополнительно оттенялись белым мелом.

  В этот благодатный период творческого расцвета в мире появились величайшие художники, перед искусством которых мы преклоняемся и сегодня. Среди них Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн (1497-1543).

    В период Ренессанса многие из них отказались от тщательной прорисовки деталей. Формы стали размытыми, порой преломленными, рисунки наполнились светом, пространством и воздухом.

     К 17 веку рисунок наконец-то стал самостоятельной и признанной формой художественного выражения, а не просто дополнением к живописи. Техники простой и перекрестной штриховки, а также яркой эффект чиароскуро (контраст темного и светлого), использование мастерами Возрождения, позволили привнести в этот художественный жанр свободу и смелость. Голландия подарила миру нескольких великих мастеров, в том числе Рембрандта (1606-1669) и Клода Лорейна (1600-1682), создавших множество прекрасных рисунков, выполненных ручкой и чернилами, а также кистью и акварельными красками.

    В 18 веке центром художественных инноваций стала Франция. Появление графитового карандаша способствовало увеличению популярности рисунков, поскольку позволило прорисовывать более тонкие линии и оттенки без необходимости обращаться к чернилам.

Тогда же берет начало история комиксов в современном понимании этого слова. Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества. Если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то с Эпохи Просвещения появились светские изображения с элементами сатиры. Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт (1697 - 1764). Стремясь обличить пороки общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединённых общей историей, общей темой.

  К середине 19 века многие художники стали отходить от  строгих канонов классицизма, появилось романтическое движение. Эти рисунки, выполненные ручкой и чернилами, наполнены энергией, стремительностью, а прерывистые линии передают его отношение к сюжету. Художники-реалисты, которые пренебрегли историческими сюжетами и обратились к изображению окружающей их обыденной жизни, демонстрируя тем самым остроту своего восприятия окружающей действительности.

Графика пейзажа очень изменилась. Она трансформировалась из простого наскального рисунка в полотна великих мастеров, которые ничуть не уступают действительности. Художники обращаются к изучению натуры, строят пространство в картинах, пейзаж у них становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи.

Следующий этап произошел и в развитии комиксов. Он пришёлся на массовое распространение газет и журналов. Издатели быстро сообразили, что иллюстрации — это прекрасный способ комментирования действительности, и вскоре истории в картинках с общим сюжетом стали обязательными рубриками уважающих себя изданий. Начиная со второй половины 19века, в подобных циклах сформировались свои герои и второстепенные персонажи, появляющиеся в издании на регулярной основе.

20 век стал символом прорыва в художественном творчестве и знаменуется огромным разнообразием способов художественного выражения. Стоит упомянуть хотя бы несколько ярких имен. Пабло Пикассо (1881-1973), чья продуктивная деятельность подарила миру множество стилей, сюжетов и техник. Анри Матисс (1869-1954), мастерски использовавший в своем творчестве каллиграфические линии. Дэвид Хокни (род. в 1937 г.)  под влиянием которого начал развиваться интерес к цветному карандашу, превратившемуся из детской забавы в необходимый для профессионалов инструмент. Применив техники простой и перекрестной штриховки, Дэвид Хокни отражает тончайшие оттенки и цветовые переходы.

С давних времен люди пытались «оживить» рисунки. На древних наскальных рисунках животных изображали с восемью ногами или двумя головами, изображая «движение». В древнем Египте рисунки тоже изображают людей в движении через изменение их поз.

И вот в 1892году во Франции Эмиль Рейно с использованием аппарата «Праксиноскоп» представил массовой театральной аудитории рисованный фильм. Его показы 5-15мин фильмов были сенсацией. Изображение было высочайшего качества, пленка двигалась в аппарате плавно, без рывков, музыкальное сопровождение соответствовало изображению, а само изображение по качеству было выше всех похвал. Первое кино показали лишь в 1895году.

Мультипликация (от латин.-размножение) и анимация (от латин.-оживление, одушевление) - технические приемы создания иллюзии движущихся изображений. Оживлять можно все на свете -еду, растения, предметы.. Главное одно - мультик передает мысли и чувства создателей.

Однако прорыв в производстве мультипликации, также как и в кинематографе, произошел не во Франции, а в США. Американский мультипликатор Уинзор Маккей в 1911 году он выпускает первый цветной мультик «Маленький Немо» с первым характерным персонажем, обладающим яркими личностными качествами и вызывавшей сопереживание публик

Мультипликаторы продолжали создавать новые техники рисования, параллельно развивались как техническая, так и творческая стороны анимации.

В 1923 году Уолт Дисней  в Голливуде открывает свою студию. Сочетая в своей работе творческие инновации и беспрестанное техническое совершенствование, Дисней выработал собственный диснеевский стиль мультипликации и вывел анимационные фильмы в разряд лидеров кинорынка. Выпущенный в 1937 году мультфильм «Белоснежка и семь гномов» стал олицетворением технического и творческого совершенства, на которое оказались способны рисованные фильмы. С него начался «Золотой век Анимации». В 1990 годы появились рисованные на компьютере мультфильмы - начался век компьютерной анимации.

В это же время развиваются комиксы. Первые газетные комиксы были юмористическими и сатирическими, но начиная с двадцатых годов 20века, в прессе по обе стороны Атлантического океана стали появляться приключенческие и детективные истории. Они завоевывали себе тысячи поклонников, огромным спросом пользовались и газетные стрипы о приключениях Микки Мауса.

Сложилось даже своеобразное разделение газетных комиксов на ежедневные, выходящие по будням, и воскресные: если ежедневные стрипы печатались в чёрно-белом цвете, но воскресные комиксы были цветными. В 1929 принялись печатать в журналах и оригинальные рассказы, а в 1938 году рынок комиксов изменился навсегда с выходом первого номера Action Comics, на обложке которого красовался один из самых культовых рисованных героев всех времён — Супермен. С его появлением началась эра, которую позже назовут Золотым веком комиксов.

Стало выходить множество любительских и неофициальных изданий, на страницах которых авторы могли не бояться цензуры и поднимать волнующие их социальные, политические и философские темы.

В середине восьмидесятых годов индустрия комиксов пережила своеобразный Ренессанс — именно тогда появились авторы, которые заново определили границы жанра и превратили истории о супергероях из веселых картинок в мрачные, порой даже пугающие повествования о людях с изуродованной судьбой.

С середины девяностых годов появился новый вид комиксов — веб-комиксы, публикующиеся в Интернете, зачастую на специализированных ресурсах. Веб-комиксы завоевали популярность благодаря отсутствию привязки к бумаге, удобству и открывающимся возможностям наподобие бесконечного холста, на котором художник можетразвивать свою историю сколь угодно долго.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РИСОВАНИЯ

Как и у всякого вида деятельности, творчества у рисования есть свои плюсы и минусы. Поэтому не все родители стремятся отвести своего ребенка в кружок рисования.

К достоинствам можно отнести:

Расслабляет, успокаивает

Приносит удовольствие

Развивает терпение, усидчивость

Улучшает настроение

Развивает воображение

Помогает выражению чувств

Вызывает разные чувства, эмоции у зрителей и меняет их психоэмоциональное состояние

Учит видеть, замечать прекрасное вокруг

Недостатков у рисования тоже достаточно:

Отвлекает от уроков

Затягивает и тратишь больше времени, чем планировал

Пачкаем одежду и мебель вокруг

Дорогие холсты, карандаши и краски

Перерисовывание, долгое улучшение работы может привести к раздражению

Ведет к соперничеству

ОПРОС СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ НА ТЕМУ:

«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ РИСОВАТЬ И

ГДЕ В ЖИЗНИ ВАМ ЭТО ПРИГОДИЛОСЬ?»

Я провела опрос у 10 человек в возрасте от 20-55лет. Только трое умеют рисовать, другие не умеют ни в каком виде рисовать.

Вот пример ответа мамы моего друга:

«Я умею рисовать и часто это использую в работе, в жизни. Делаю схемы для окрашивания волос, для стрижек. Рисую стенгазеты с ребенком. Помогает, развивает глазомер, поэтому что-то срисовываем с сыном - это уже как хобби».

Мой тренер по плаванию ответил по-другому:

«Я умею рисовать, с детства, но нигде этому не учился. Маленьким рисовал подарки родителям, близким. И сейчас рисую как подарок. Не часто. Это мое хобби. Оно успокаивает, развивает мелкую моторику, восстанавливает равновесие. Можно доставить радость близким и кому ты любишь.»

Еще один человек очень интересную грань подметил - он не умеет рисовать, но тонко чувствует и восхищается живописью. Часто посещает выставки. Это меняет его внутреннее состояние, позволяет тонко чувствовать краски и красоту мира, развивает чувство гармонии и делает жизнь прекрасной.

Для меня этот ответ был открытием. Получается рисунок художника может изменить зрителя также, как меняет самого художника. Воздействует на его мысли и чувства.

ЧЕМ В ЖИЗНИ ПОМОГАЕТ РИСОВАНИЕ?

Рисование – может стать профессией, например художник или иллюстратор, или архитектор.

Рисование также используется в любой работе, чтобы сделать схему прически или будущего аппарата для ловли мышей, или нарисовать схему исторической битвы.

Если ты родитель, учитель или воспитатель, то можешь помочь ребёнку нарисовать картинку, стенгазету или проект.

Сделать наброски для проекта своей дачи, или садового участка или обыкновенного ремонта в квартире.

Это прекрасный подарок друзьям и близким.

КАК И ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ?

Российский государственный университет им.А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Московский педагогический государственный университет

Московский государственный архитектурный институт 

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Очные и дистанционные курсы повышения квалификации

Последние два года из-за Ковида появилось множество дистанционных курсов, которые дают сертификат о прохождении курсов, о полученном образовании и обучают всех желающих навыкам и основам рисунка, композиции, цвета. Любой художник может набрать учеников и передать свой опыт, знания через дистанционные уроки для всех желающих вне зависимости от возраста и места проживания.

Я этому только радуюсь — значит больше людей станут тоньше видеть и чувствовать мир вокруг, его красоту в красках и цвете. И меньше будет раздражения, злости и желания воевать или выяснять отношения. Поэтому рисунок, живопись, как и любое искусство делает мир лучше, защищает его от войн и разрушений. Люди часто неосознанно чувствуют это, и когда нервничают или скучают, то начинают что-то рисовать на полях тетради или отчета. Уроки ИЗО обязательны для детей в начальной школе в России и многих других странах.

Я РИСУЮ

ПАМЯТКА.

МОИ 5 СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩИМ РИСОВАЛЬЩИКАМ!

Чаще практиковать рисование, брать с собой карандаш и блокнот (в дороге часто появляются интересные наброски);

Не бояться рисовать, если вдруг самому захотелось или на уроке потребовалось (важно пробовать, учиться и потихоньку будет получаться все лучше и лучше);

Просто срисовывать из журнала или книги, сначала более простое, потом посложнее;

Пробовать рисовать из головы отдельные фигуры или элементы, позволять себе творить свои образы;

Ходить на выставки живописи или он-лайн выставки (например Третьяковская галерея проводит на своем сайте такие выставки)

ВЫВОДЫ

Я только радуюсь, когда узнаю, что кто-то рисует или вдруг начал этому учится — значит больше людей станут тоньше видеть и чувствовать мир вокруг, его красоту и совершенство, его гармонию в красках и цвете.

И меньше будет раздражения, злости и желания выяснять отношения, ссорится или воевать. Думаю, поэтому рисунок, живопись, как и любое искусство делает мир лучше, защищает его от войн и разрушений. Люди часто неосознанно чувствуют это. Я замечала в классе, и дома у сестер, и в фильмах показывают, что когда люди нервничают или скучают, то начинают что-то рисовать на полях тетради или своего отчета, как мой папа. Думаю, еще поэтому Правительство сделало уроки ИЗО обязательными для детей в начальной школе в России и во многих других странах.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА

Эта тема проекта была для меня крайне интересна в изучении. Я вижу, что и моим сверстникам и ребятам младшего и старшего возраста, да и взрослым рисование очень интересно. Предлагаю чаще организовывать бесплатные мастер-классы по рисованию в школе и на работе, производстве среди взрослых. Они поддержат здоровую и спокойную атмосфера в коллективе и обществе целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-301 с.

2. Ефанов В.П. Живопись. Рисунок. - М.: Союз художников РСФСР, 1989, 101с.

3. Интернет источники – Wikipedia

4. Берд Додсон «Ключи к искусству рисунка»

5. Саймон Шама «Сила Искусства»

6. Анастасия Постригай «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола»

Просмотров работы: 54