История Балтийского флота глазами Владимира Тюлькина

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Балтийского флота глазами Владимира Тюлькина

Липатникова С.Е. 1
1МБОУ СОШ №6, г. Балтийск
Криштафович Т.В. 1
1МБОУ СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Не раз волнуясь и робея, Ассоль уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьёзно высматривала корабль с Алыми парусами. Эти минуты были для неё счастьем. Правда, романтично?

Дети, как никто другой, быстро и живо тянутся к прекрасному! В их восприимчивом сознании, развитом воображении при встрече с прекрасным рождаются светлые порывы и желания. Это надо ценить и поддерживать.

Актуальность. В фондах нашего школьного музея «Боевой Славы и истории города» хранятся пять книг серии «Ратная слава России», посвященных великим российским полководцам и прославленным русским адмиралам, изданных редакцией «Янтарный сказ»: «Адмирал Макаров», «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов». Эти книги значимы для юного поколения, они помогают школьникам подготовить качественные доклады и рефераты о великих полководцах, больше узнать о ратных подвигах наших предков. Книги имеют уникальные иллюстрации, тем самым приобщают детей к искусству художников – маринистов или в библиотеке выбирать книги писателей – маринистов. И молодые люди обнаруживают, что, живя на берегу моря, «на краю штормовых раздолий», ещё мало знают о море, жизни моряков и их военной истории.22 ноября в музее Балтийского флота прошла встреча с Гуровым С.А. – капитаном первого ранга, членом Союза писателей России и другом художника Владимира Эрастовича Тюлькина. В этот день отмечался 70-летний юбилей со дня рождения художника. Гуров С.А. рассказывал нашим учащимся о совместной работе и творчестве с Тюлькиным В.Э. В музее БФ оформлена выставка его графических работ. В витринах находятся личные вещи художника и макеты кораблей, на которых он служил. Интересную экскурсию по выставке провела О. И Кржановская. Пётр Михайлович Довгайлов, сотрудник музея БФ, сделал макеты кораблей, в том числе модель сторожевого корабля, которым командовал Тюлькин. Гуров С.А. подарил нашему школьному музею 2-е графические работы Тюлькина: крейсер Первой мировой войны и современный базовый тральщик. (Приложение 1)

Проблема. Старший научный сотрудник, вице-адмирал флота Литвинов В.И. в своей статье «Он заражает нас любовью к морю и флоту» в газете «Вестник Балтийска», видит творчество В. Тюлькина как художника – мариниста. Я опровергаю позицию Литвинова. Кто такой маринист? Это художник, который специализируется на изображении моря или океана. Море становится главным объектом картин. Это мастер водной стихии, например как И. Айвазовский. В творчестве Тюлькина главный объект это корабль. Однако маринисты писали на разные сюжеты, и не только океан становился главным объектом картин, но и морские сражения, разные панорамные виды.

Цель. Определить жанровую и тематическую основу работ художника. Выяснить к чьим традициям обращается автор в живописи.

Задачи:

1. Найти и изучить информацию по заявленной теме;

2. Посетить выставку В.Э. Тюлькина в музее Балтийского флота;

3. Взять интервью и провести беседу с капитаном 1 ранга С.А. Гуровым и экскурсоводом музея О. И. Кржановской, вдовой художника и сослуживцами;

4. Проанализировать графические работы автора и определить их принадлежность к жанрам;

5. Сделать соответствующие выводы.

Гипотеза. Предполагаю, что Владимир Тюлькин служил на флоте и изучал историю Российского флота.

Объект исследования: жизнь и творчество Владимира Тюлькина;

Предмет исследования: художественное наследие художника.

Методы исследования: изучение литературных источников, периодической печати и интернет сайтов, посещение выставки в музее Балтийского флота, беседа, интервьюирование, анализ произведений живописи, самостоятельное рисование кораблей Балтийской базы.

Научная новизна: к 70-летию художника оформить в нашей школе стенд и витрину, посвящённую творчеству В.Э. Тюлькина. Организовать для учащихся школы знакомство с творчеством художника. Использовать материал исследовательской работы для музейных уроков, посвящённых истории традициям города Балтийска, разместить статью в СМИ о творчестве Тюлькина, с целью познакомить своих земляков с интересными графическими произведениями. (Приложение 1).

Практическая значимость: В музее Балтийского флота оформлена выставка графических работ художника. Эти рисунки привлекают внимание детей и взрослых и та любовь, которую испытывает художник к истории флота невольно передаётся читателю книги и зрителю графических работ. Даже для тех, кто далёк от армии и флота и не увлекался чтением военной литературы, станет простым и понятным, что происходит во время морской баталии или на поле сражения.

При написании работы использовала: книгу Садовень В.В. «Русские художники баталисты XVIII – XIX веков», она содержит очерки о жизни и творчестве некоторых русских художников-баталистов XVIII - XIX веков: А.И. Иванова, В.К. Шебуева, К.П. Брюллова, В.И. Мошкова, А.И. Зауерверда, А.Е.Коцебу, Б.П. Виллевальда, А.И. Шарлемана, М.Ю. Лермонтова, Г.Г. Гагарина, В.В. Верещагина. Книга С. Гурова и В. Тюлькина «Корабли Балтийского флота». Очерки сопровождаются репродукциями картин художников; книгу Лебедева А.К. под редакцией А.В. Солодовникова. Статьи В.И. Литвинова и Л. Давыденко, П. Герасимова, А. Янбухтиной в периодической печати, энциклопедия по искусству и интернет сайты.

II. Балтийский флот глазами Владимира Тюлькина

2.1. Знаменитый дед

Александр Эрастович Тюлькин (1888—1980) — русский, советский живописец, основоположник изобразительного искусства Башкортостана, Народный художник БАССР (1955). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960). Председатель Союза художников БАССР (1944).Родился в городе Уфе в семье крестьянина. Первые уроки рисования художник получил от отца. С 1912 по 1918 г он учился живописи в Казанской Художественной школе. Тогда произошла незабываемая встреча казанских студентов с приехавшими из Москвы футуристами: Д. Бурлюком, В. Маяковским, В. Каменским. После окончания школы Тюлькин вернулся в Уфу. Увлекался «аналитическим импрессионизмом», входил в Уфимский художественный кружок художника Бурлюка1.Также Тюлькин учился у Фешина. Вспоминая о нем, Александр Эрастович неизменно подчеркивал: «Он научил меня мешать краски», то есть уже на палитре, искать, сочинять и чувствовать общую живописную тональность.

В 1920-е был организатором Уфимского отделения Высших государственных художественно-технических мастерских, путешествовал по районам Башкирии, изучал быт и культуру башкир, участвовал в экспедиции в Среднюю Азию с целью приобретения экспонатов для Музея народов Востока в Уфе. В начале 1930-х выезжал с творческими командировками в промышленные центры Урала (Белорецк, Магнитогорск, Златоуст). Кроме станковой, Тюлькин занимался монументальной живописью2. Участвовал в выставках Уфимского общества любителей живописи (1917—1918). Член АХРР3 (1926, 1928), возглавлял Уфимское отделение Ассоциации (1925). Участник юбилейной выставки искусства народов СССР в Москве (1927), выставки «Художники окраины» в Сан-Диего (1929). Провел персональные выставки в Уфе (1943. 1966), Ленинграде (1963) и Москве (1975). С 1937 года — член Союза художников СССР; в 1937—1944 годах — председатель правления Союза художников БАССР.

Преподавал рисование детям-сиротам в школе первой ступени им. В. И. Ленина, в Чувашском педагогическом техникуме в первой половине 1920-х годов. С 1926 по 1950 год преподавал на художественном отделении Башкирского государственного техникума искусств. Воспитал целое поколение башкирских художников.

Александр Тюлькин — живописец, тонкий, глубокий колорист, мастер преимущественно пейзажа и натюрморта — полотен, вобравших в себя образы старой Уфы, башкирского, уральского края. Его произведения вошли в собрания крупнейших музеев страны: Русского музея, Третьяковской галереи, Музея искусств народов Востока, в коллекции музеев многих городов Урала и Сибири. Большая часть его работ сосредоточена в Уфе, в Художественном музее им. М. В. Нестерова. В холстах этого художника, изысканно тонких и сложных по цветовому решению, активных и динамичных по фактуре, узнаются черты русской живописной культуры начала ХХ века. В Уфе открыт мемориальный Дом-музей художника. Преобладающая тема творчества — образ города, башкирского края, Урала: «Дворик на даче» (1919), «Гортензии» (1920), «Цветущие окна» (1924), «Голубец» (1942), «На родине Нестерова» (1946), «Праздник на окраине» (1948), «Тишина» (1946), «Карусель» (1923), «Лодки» (1927), «Дома в овраге» (1928, все — в Гос. Рус.музее). (Прилож. 2).

Тема Родины, составляет главную, основную линию в творчестве Александра Тюлькина. С особой силой эта тема прозвучала в его произведениях, написанных в военные годы, «сороковые-роковые»: «Голубец» (1942), «На родине Нестерова (1946), «Праздник на окраине» (1948), «Тишина»(1948). В их внешнем сюжетном решении тема войны не прочитывается, но проникновенно чувствуется в особом духовном строе полотен: в тишине земли, в притихшей природе, пронизанной чувством безмерной утраты, скорби и светлой печали. Своеобычие его художественных образов: жизнь, запечатленная на холсте в своей обыденности, прозаичности, вступает в какую-то таинственную связь и зависимость с могучей силой природы, дикой, запущенной, почти нетронутой. В их единстве или контрастах, в их сосуществовании автор выразил особую духовность, свойственную русскому характеру, его мироощущению, подобно тому, как это происходит в прозе А. Платонова, режиссуре А. Тарковского, поэзии А. Ахматовой.

Творчество А. Э. Тюлькина — поэтическое постижение через философию живописи высокого гражданского понятия — Отечество — священного образа, исторически сложившегося в нашем сознании из множества сложных, противоречивых и тем не менее из бесконечно дорогих представлений и чувств: и светлых, и печальных4.

2.2. Путь становления художника-графика

Внук Александра Эрастовича, Владимир Эрастович Тюлькин (1951г-2019г.) — художник - график, морской офицер. Капитан 2 ранга запаса, родился 22 ноября 1951 года в городе Уфе в семье офицера-артиллериста, участника Великой Отечественной войны. Владимира Тюлькина в Балтийске знали как прекрасного морского офицера, в прошлом старпома эскадренного миноносца, командира сторожевого корабля, позднее – способного офицера штаба корабельного соединения. В родном городе Владимир получил первые уроки рисования и увлекся графикой. С Уфой связаны детство и юность, там и сейчас живут близкие ему люди. Сотни набросков, эскизов акварелей и графических работ составляют коллекцию художника.

С 1963 по 1970 гг. Володя воспитывался в Московском суворовском военном училище. Из воспоминаний курсантов СМУ: «На занятиях, на самоподготовке, в свободное время он всегда рисовал. Посещал все выставки живописи в Москве. Сначала тушью рисовал на пластике и покрывал лаком. В то время это было верх совершенства. У многих эти раритеты сохранились дома и согревают душу. Любовь к морю родилась у него глубоко и навсегда. Вспоминается серьезный морской урок из курсантской жизни: на 2-м курсе обучения мы прошли 10 - дневную практику на шлюпках на вёслах и под парусом и почувствовали себя морскими волками. В летнем отпуске мы - 4 курсанта отправились на Азовское море. Законопатили шлюпку и под парусом вышли в море, испытывая гордость за себя. Но знаний было мало. И ночью нас прихватил хороший шторм. Ничего не видно, дождь, шлюпка дала течь. Отчерпываем воду и идём вслепую. К утру рассвело и шторм спал. Увидели берега. Обстановка была сложнейшая, но никто не сдрейфил. Так мы на всю жизнь получили серьёзный морской урок. Ещё Володя вёл блокнот крылатых афоризмов, и мы все вместе смеялись»5.

Есть фотография Владимира в суворовской форме с аксельбантом. Он сам изготовил этот аксельбант. Это не кичливость и не бравада. В своей сути в повседневной жизни по личным качествам Володя исповедовал все наилучшие качества благородного и в высшей степени интеллигентного юноши. У него было прозвище «Граф6». И все последующие 57 лет все обращались к нему в неформальной обстановке с уважением просто Граф, иногда подшучивая над ним. Что такое большая настоящая мужская дружба? В 17 лет Владимир и его товарищи задумывались о будущем. Они знали, что станут офицерами. Юношеская романтика привела пятерых человек из взвода в Военно-морские училища с 5-летним сроком обучения и сдачей вступительных экзаменов. В 1975 г. Владимир успешно окончили ракетно-артиллерийский факультет Калининградского ВВМУ, в 1984 году командирский класс 6 ВСОК ВМФ (Высшие специальные офицерские классы) в г. Ленинграде. (Приложение 3).

Военно-морскую службу проходил на кораблях Балтийского флота в должности командира артиллерийской батареи, боевой части два (БЧ-2) эскадренного миноносца, старшего помощника командира эскадренного миноносца проекта 56А, командовал сторожевым кораблем проекта 50. Занимал должность старшего офицера по кадрам соединения ракетных кораблей. Награжден шестью медалями. В 1994 году уволился в запас и стал сотрудником музея Балтийского флота. Будучи кадровым военнослужащим, Владимир Тюлькин знал и любил историю отечественного флота, и ещё у него дар художника – графика. На своих рисунках с большой степенью точности запечатлел практически все корабли, входившие в состав Балтийского флота. И никто не может сравниться с ним в знании различных корветов, крейсеров, миноносцев, броненосцев, лодок и других российских кораблей7. Как художник-график участвовал в оформлении пяти книг серии «Ратная слава России», посвященных великим российским полководцам и прославленным русским адмиралам, изданных ФГУИПП «Янтарный сказ»: «Адмирал Макаров», «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов».

К 50-летию образования Суворовских и Нахимовских военных училищ нарисовал и издал памятные юбилейные календари. К 50-летию Победы нарисовал и издал календарь «Гвардия Балтийского флота». Принимал участие в двух областных выставках народного творчества, посвященных памятным датам в истории Балтийского флота. Являясь научным сотрудником Музея Балтийского флота, принимал участие в организации и оформлении нескольких выставок, посвященных памятным и юбилейным датам в истории флота. В ходе подготовки к 300-летию Балтийского флота нарисовал и оформил панно «Военно-морские флаги Отечества», нарисовал и отреставрировал более 90 рисунков кораблей к книге «Прославленные в боях корабли Балтийского флота» - это его совместная работа с Сергеем Александровичем Гуровым, где Гуров написал текст, а Тюлькин проиллюстрировал всю историю Балтийского флота. Художник поражает энциклопедическими знаниями и художественным вкусом. Эти корабли прославляли себя в боях на протяжении трёх столетий. Если вы берёте в руки эти красивые фолианты, то уже ощущаете необъяснимое волнение, которое так знакомо всем ценителям книги. А когда открываешь их и начинаешь листать, видишь необычное оформление каждой страницы, рисунки, начинаешь понимать, что посчастливилось встретиться с новым талантом. Книга стала настоящим событием в культурной жизни не только флота, но и всей общественности. И ещё охватывает мысль, что художник творил здесь, в Балтийске, в небольшой художественной студии музея Балтийского флота8. (Приложение 4)

Неоднократно его работы были представлены на художественных выставках в музеях Калининграда. Знаток корабельной архитектуры и биографии кораблей, В. Тюлькин постоянно в поиске новых открытий для себя, а затем, посредством своего таланта графика, для широкого круга любителей истории флота. Их с достоинством дарят и нашим именитым людям, и иностранным гостям. Кинорежиссер, лауреат Государственных премий РФ Хржаноский А. Ю., Осмотрев музей Балтийского флота и выставку В. Тюлькина 14.08.1999 г., оставил восторженную запись: «Горячо благодарен за творческое отношение, любовь и патриотический энтузиазм, которыми заражает талантливый художник-график Владимир Эрастович Тюлькин»9.

«В нашем музее Балтийского флота, где трудился Владимир Эрастович, нередко наблюдал такие сценки, когда ребята окружали его и наперебой просили поставить автограф на приобретенных ими работах художника» - Вспоминает В.И. Литвинов, старший научный сотрудник музея. Военного человека привлекает в этих работах образные картины баталий, увиденные как будто с высоты птичьего полёта в часы, когда решается судьба сражений.

Вывод. Владимир Эрастович Тюлькин был замечательным, очень талантливым человеком с непростой и интересной судьбой! Он был настоящим профессионалом во всем, офицер, художник-график, научный сотрудник и настоящий мужчина, который никогда не терял оптимизма и присутствия духа несмотря на множество трудностей, выпавших на его долю! Он был открытым, честным, увлеченным, упорным и настойчивым, постоянно развивающимся и очень скромным! Всегда был терпелив и отзывчив. Мог великолепно поднять настроение и боевой дух всего коллектива - так отзываются о нём сослуживцы.

2.3. Он заражает нас любовью к морю и флоту

В последней книге «Корабли Балтийского флота» благодаря поиску Гурова и Тюлькина мы знакомимся с малоизвестными страницами из истории флота. Сколько труда нужно было вложить, чтобы найти, как выглядел каждый из описанных кораблей, сознать графический внешний облик какого – либо корабля – смельчака, отличившегося в далёком по времени морском сражении. Нужно было найти рисунки кораблей, фотографии в библиографических и художественных изданиях, изучить модели кораблей, хранящиеся в Центральном военно – морском музее и в музее Дважды Краснознамённого Балтийского флота. Та любовь, которую испытывает художник к истории флота невольно передаётся читателю книги и зрителю графических работ.

Графические работы Тюлькина отличаются тонким мастерством. Автор графических работы разными штрихами, различным соотношением черного и белого передаёт весь колорит картины в целом: и блики солнца на волне, и блеск орудий и надстроек, или, напротив, туман, затягивающий силуэты кораблей. Ход сражения, тактика, описанные короткими или размашистыми, ёмкими мазками приобретают глубокий смысл. И можно понять и увидеть ярче, яснее в событиях не волю случая, а искусство и талант флотоводца или полководца. Даже для тех, кто далёк от армии и флота и не увлекался чтением военной литературы, станет простым и понятным, что происходит во время морской баталии или на поле сражения. Дух времени В. Тюлькин передаёт как в рисунках, так и в символике, в орнаменте и даже буквах. Мы переносимся в блестящий победами русского оружия XVIII век или переходную эпоху рождения парового флота XIXвека, или век XX-й с его плодами технической революции. Чтение книги доставляет двойное наслаждение. Иллюстрации не отвлекают, а помогают читать, как бы, мы живём вместе с героями книги, готовимся к баталиям, участвуем в них и испытываем восторг побед или горечь временных неудач, находимся в ожидании новых событий и действий.

В музее Балтийского флота организована выставка станковых графических работ. И когда подходишь к большим графическим работам художника, уже с первого взгляда они притягивают к себе, завораживают и не отпускают. Это флот времён русско – японской войны 1904-1905гг: «Первая Тихоокеанская эскадра», «Вторая и третья Тихоокеанская эскадры», «Отряд крейсеров Тихоокеанского флота 1904 года». Сразу рождается мысль непременно достать литературу об этих драматических событиях, доискаться до истины, узнать, как эти искусно сделанные корабли, старые и новые – броненосцы, крейсера, миноносцы – вдруг оказались повергнутыми в прах? А тот, кто уже читал об этой войне, даёт себе зарок вновь перечитать «Порт – Артур» А. Степанова, «Цусиму» Новикова – Прибоя, «Расплату» В. Семёнова. Наверное, сила искусства именно в этой притягательности, в этом возбуждении в человеке жажды познания, поиска истоков и причин происходившего когда-то или происходящего сейчас10.

Рисунки парусных кораблей Российского флота: линейные корабли «Ростислав», «Евстафий», «Чесма», «Европа», фрегаты, барки и яхты – их десятки, разных лет и периодов. Белоснежные паруса, лёгкий рангоут, красивые очертания корпусов с разных ракурсов – всё дышит романтикой морских просторов. И вспоминаются рассказы и повести К. Станюкевича и А. Грина.

Художник заставляет нас видеть море в постоянном движении волн. Поражает одна из его работ в виде плаката, на котором изображены корабли Балтийского флота в лучах солнца. Композиция работы, подробнейшее, скрупулёзное вырисовывание кораблей наполнены настроением высокого патриотизма. Чувствуется, что художник вложил в неё много душевных сил.(Приложение 5)

Он, конечно же, был художник – график. Я попыталась распределить наследие художника по жанрам или по темам. Он нарисовал более 300 рисунков кораблей Балтийского флота.

Книжная графика, иллюстрации в исторических книгах и романах. У Тюлькина живописные графические иллюстрации11:

Фронтиспис, то, что размещается на левой странице в развороте с титульным листом книги. Отображает основную идею автора. Заставка располагается в начале главы или книги. Обычно изображает место действия этой части произведения. Полосная иллюстрация занимает всю страницу. Разворотная иллюстрация размещается на развороте двух страницах книги, используется для освещения наиболее центральных событий сюжета. Концовка логично завершает отдельную часть, главу книги или произведение в целом. Буквица красочно оформленная первая буква текста на странице12. (Приложение 5)

Станковой графикой. Графические работы, которые можно отнести к станковой живописи:

"Броненосца Балтийского флота. Российский императорский флот", "Корабли

эскадры Балтийского флота. Великая Отечественная война", «Первая Тихоокеанская эскадра», «Вторая и Третья Тихоокеанские эскадры», «Отряд крейсеров флота Тихого океана». (Приложение 4,5).

Батальный жанр. Морские сражения. (Приложение 6).

Портретный жанр. Портретная галерея знаменитых и прославленных личностей армии и флота. (Приложение 6).

Пейзажи. Городской пейзаж и морской пейзаж. (Приложение 7).

Тема краеведения, которой много уделял внимания. История города Пиллау не заканчивается 1945-м годом и не начинается с 1945 года. Об этом понимал, чувствовал и знал Владимир Эрастович.

Картография. (Приложение 7).

Архитектура. Морские соборы и храмы России, памятники. (Прилож. 8).

Фалеристика (наука, занимающаяся изучением истории орденов, медалей, значков, наградных документов, нагрудных знаков. (Приложение 8).

Каталог. Военно – морские флаги Отечества.

Памятные календари, посвященные 50-летию СВУ и НВМУ, открытки.

Вывод. Знаток корабельной архитектуры и биографии кораблей, В. Тюлькин постоянно в поиске новых открытий для себя, а затем, посредством своего таланта графика, для широкого круга любителей истории флота. С фотографической точностью рисует корабли Балтийского флота тонким пёрышком на прозрачном акварельном фоне, при этом придавая разнообразные оттенки: солнечный свет, грозное штормовое море, привычную пасмурную Балтийску. Я дала оценку его творчеству это – фоновая графика. Его книжная иллюстрация приближена к станковой живописи, она многожанровая.

2.4. Традиции русских художников в творчестве В. Тюлькина

Обратимся к творчеству русских художниковXIX века.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841), русский поэт, прозаик и драматург. Учился в Московском благородном пансионе, был студентом Императорского Московского университета, в Петербурге поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Выходит из школы в 1834 году корнетом в Лейб-гвардии Гусарский полк. Побывал на Кавказской войне. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «...он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью и лепил из крашеного воску целые картины...» — вспоминает о нём Аким Павлович Шан-Гирей, троюродный брат и близкий друг Лермонтова. Его первым учителем рисования был художник Александр Степанович Солоницкий, готовивший Лермонтова к поступлению в Пансион. Позднее Лермонтов брал уроки живописи у Петра Ефимовича Заболотского. В юношеских работах Лермонтова заметно влияние Рембрандта, особенно в акварельных портретах, где применена рембрандтовская система светотеневых контрастов. Работы Лермонтова-художника по тематике и жанровым признакам подразделяются на следующие группы: 1) военная тема; 2) пейзажи; 3) портреты; 4) карикатуры; 5) жанровые сцены; 6) наброски и рисунки без определённого сюжета (головы, всадники, военные и лошади); 7) иллюстрации, включая несколько автоиллюстраций, например, фронтиспис к поэме «Кавказский пленник», выполненный гуашью (1828), зарисовки к поэме «Вадим», рисунок на автографе стихотворения «На севере диком...». Лучшие его работы связаны с Кавказом и трактованы в духе романтической живописи13. (Приложение 9).

Павел Андреевич Федотов (1815-1852гг). Родился в семье отставного офицера. Когда Павлу было 10 лет, отец определил его в Московский кадетский корпус. Он поражал преподавателей и товарищей разносторонними способностями – писал стихи, прекрасно пел и рисовал. Окончив в 1833г Кадетский корпус, Федотов в чине прапорщика был направлен в лейб – гвардии Финляндский полк, расквартированный в Санкт – Петербурге. Там он проучился 10 лет (1834-1844гг). Главным увлечением становится живопись, и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. С первого года офицерской службы он начал заниматься в рисовальных классах Академии художеств. Писал портреты своих друзей по полку, «и вот начали говорить, что всегда делает похоже». Он рисует акварелью жанровые сцены из полковой жизни: «Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (1841-1842гг). «Встреча Великого князя Михаила Павловича в лагере лейб-гвардии Финляндского полка» (1838г).14 Например, «Встреча». (Приложение 9).

Можно найти акварельные жанровые сценки в работах Тюлькина. Федотов и Тюлькин в работах представляют формы военнослужащих. У Федотова акварель более насыщенная, чем в работах Тюлькина.

Рисунки Федотова этого времени, хранящиеся в Третьяковской галерее и Русском музее, свидетельствуют о пристальном внимании молодого художника не только к быту товарищей-офицеров, но и к солдатскому быту, казарменному и лагерному, который он воспроизводит с правдивостью, теплотой и юмором15.

В дальнейшем Федотов оставляет батальный жанр и выбирает путь бытовой живописи.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) является одним из крупнейших русских художников-реалистов прошлого века, одним из классиков русской живописи. Верещагин происходил из дворянской семьи с военными традициями, получил военно-морское образование - в 1853—1860 – учился в кадетском корпусе в Петербурге. Годы, проведённые Верещагиным в Морском корпусе Петербурга, имеющем славные боевые традиции, не прошли бесследно. Особенно сильное воздействие на становление личности Верещагина оказали заграничные плавания. В 1859 году на фрегате «Светлана» и «Генерал-Адмирал» плавал к берегам Англии, побывал на острове Уайт, в Портсмуте и Лондоне. Всё свободное время Верещагин отдавал рисованию, главным образом копированию. Он отказался от военной карьеры ради тернистого пути художника-реалиста. Поехав в Среднюю Азию начинающим жанристом, он вернулся оттуда оригинальным и смелым баталистом-новатором. Туркестанская серия Верещагина включала в себя ряд батальных и жанровых картин и большое количество законченных этюдов жанрово-этнографического, архитектурного и пейзажного характера. (Прилож.10).

Сюжеты первых батальных опытов Верещагина предвосхищают содержание будущих больших его полотен: «Торжествуют» и «Вошли». Суровая правда войны, наблюденная художником и отраженная в небольших полотнах, произвела сильное впечатление на русскую публику. В 1874 году Верещагин уехал из Петербурга в длительное путешествие по Индии. С фотографической точностью вырисовывает до мельчайшей детали орнамент архитектуры, костюмов.

Творчеству В. Тюлькин, также, свойственно вырисовывание до мельчайших деталей, т.е. детализация изображения морских соборов, кораблей16. (Приложение 10).

У Верещагина светлая тональная красочная гамма и мастерская передача воздушной перспективы говорят о поразительных успехах, сделанных художником в овладении за короткий срок техникой масляной живописи. Картины «Пусть войдут» (1871) и «Вошли» (1871) изображают два последовательных момента одного сюжета. Красочная гамма здесь построена на контрасте светлых тонов — золотисто-песочного цвета почвы и стены, белых солдатских рубах. Такое контрастное сочетание нескольких звучных красок характерно для многих картин туркестанской серии17.

Красочная гамма картины «Парламентеры» (1873г) — собранная, цельная, приведенная к единству золотисто-песочных и бледноголубых тонов почвы и неба, с которыми гармонично сочетаются тона пестрых халатов парламентеров. Она хорошо передает знойную атмосферу горной долины Средней Азии.

В работах Тюлькина бледно – голубые тона, воздушность перспективы и прозрачность фактуры. Мачты кораблей на светлом фоне выглядят как паутинка. Можно сказать - это фоновая графика. (Прилож. 10).

На фронт русско-турецкой войны (1877-1878гг) Верещагин отправлялся как художник-баталист. Здесь рождаются сцены сражений. «Александр IIнаблюдает за боем под Плевной», «Окружили, преследуют», «Последняя турецкая атака на Шипке». (Приложение 11).

У Лермонтова это бой под Варшавой. Владимира Тюлькина тоже интересует батальная тема: есть самостоятельная станковая работа «Перед боем», «Русские моряки во время русско – турецкой войны 1877-1878гг» - представляет форму моряков. (Приложение 11).

В поисках новых тем, новых образов Верещагин продолжает путешествовать. Поездки в Сирию, Палестину, на Филиппины, в США, Японию и другие страны обогащают его новыми впечатлениями и драгоценным материалом.

«Я много и долго готовился, прежде чем решился приступить к работе над картинами 1812 года. Для этого, чтобы добиться наибольшей исторической правды и точности, я сделал всё, что только было в моих силах. Литература изученная мною, количество просмотренных рисунков, гравюр, литографий, картин, карт, предметов быта – военного и гражданского – и всего того материала, который мог мне что-то дать…»18.

Верещагин изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно – историческим реалиям. Создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился показать «великий национальный дух русского народа». Одно из лучших произведений «На большой дороге. Отступление, бегство» - отображает бесславный уход остатков наполеоновского войска из России19. Рассмотрим «Наполеон на Бородинских высотах», «Возвращение из петровского дворца». Также Тюлькин обращается к этой теме: «Наполеон с офицерами штаба», «Французские кавалеристы», «Пожар Москвы». (Приложение 11).

Критик В. В. Стасов писал: «Этот художник самый заклятый, неумолимый и дерзкий реалист, он рисует нам всё виденное им, позабыв о том, что есть на свете школы и академии, не заботясь ни об одном из принятых правил искусства… Он «режет правду» во весь голос, ничего не пряча, ничего не утаивая — а выходят у него чудесные художественные создания, горами и пропастями отделённые от того пошловатого и несносного рода живописи, которую называют «батальной живописью...»20.

Вывод. В. Тюлькин, будучи военным, ходил в моря, также делал много зарисовок, досконально изучал историю не только Балтийского флота, но и Российского. Работал во многих жанрах, не зная художественных школ и Академий художеств. Лермонтов, Федотов, Верещагин и Тюлькин были потомственными военными, оставили карьеру (Лермонтов был в ссылках) и стали рисовать, причём копировать. Каждый художник по-своему индивидуален. Но у военных присутствует цепкость ума, чёткость в деталях, внимательность, фотографическая память, быстрая хватка, что отражается в творчестве этих художников. Тюлькин как и Верещагин обращается к одной и той же тематике.

III. Заключение

У Владимира Тюлькина в жизни было 2 увлечения – это увлечение флотом, историей флота и рисованием. Уверена, что любовь к рисованию ему привил дед, заслуженный художник, и это увлечение проходит через всю его жизнь. Владимир Тюлькин - собиратель морских раритетов, он знал историю и кораблестроение, обладал большой неутомимостью, высокой работоспособностью, энергичным характером, он вместе с большими знаниями, опытом морской службы, дальних плаваний создал сотни графических работ. И всё это на радость, пользу и вдохновение тысячам настоящих и будущих поклонников его таланта. В основном мастер тяготеет к историческим сюжетам, традициям флота, посвящает картины кораблям, уже вошедшим в историю. В первую очередь, парусным кораблям XIX века. Вся эпоха российского регулярного флота и отечественного судостроения проходит перед нами, позволяя ощутить дух времени и полёт инженерной мысли. Владимир Эрастович проиллюстрировал 8 исторических книг и романов, создал портреты видных представителей армии и флота, военачальников и флотоводцев. В его творчестве просматриваются не просто традиции русских художников М. Лермонтова, П. Федотова и В. Верещагина, он продолжает традиции военных рисовальщиков.

Работы В. Тюлькина можно увидеть в кают-компаниях кораблей и офицерских каютах, и в скромном жилище, и в роскошном офисе или штабе.

Отметил на выставке в музее Балтийского флота вице-адмирал В.И. Литвинов– «Никто кроме Владимира Тюлькина, столь мастерски и столь детально не показал корабельный состав от Средневековья до наших дней, никто так не прославил в красках Балтийский флот».

Командующий Балтийским флотом Адмирал Егоров Владимир Григорьевич (1991-2000гг) и Губернатор Калининградской области (2000-2005гг) высказался о Владимире Тюлькине: «Непревзойдённый художник – график Балтики».

Вообще, тюлька – это маленькая рыбка, как балтийская килька, по вкусу напоминает салаку. Когда-то водилась в Азовском море. Есть повесть В. Левковича «Тюлькин флот» о малых рыболовецких судах. А мой рассказ «Тюлькин флот» о корабельном составе от Средневековья до наших дней, о художнике флота и новаторе своего индивидуального историко – морского жанра! По сути, такого жанра нет… но, за рубежом есть звание художник – флота, которое появилось во Франции после Июльской революции 1830 года. Все их художественные произведения принадлежат к национальному культурному достоянию21. Александр Покровский в рассказе «Нэнси» упоминает о военных рисовальщиках, художниках флота. «Ненси – это американская баба-генерал и советник президента. Она интересовалась нашими лодками. Фотографировать в военной базе ей не разрешили, но с ней были два рисовальщика, которые во мгновение ока зарисовали базу, подходы к ней, высоты, острова, скалы, пирсы, а когда ветром приподняло сети, то и подводные лодки». Если желаете узнать историю Балтийского флота – обратитесь к творчеству В.Э. Тюлькина! Мы гордимся, что в нашем городе жил и работал этот неординарным человеком и что у каждого из нас есть его работы, полученные в дар! Его по праву считают главным художником Балтийского флота. Ко Дню Защитника Отечества организовала вторую выставку работ В. Тюлькина и экскурсию для учащихся начальной школы, посвящённую кораблям Балтийского флота. Опубликовала «Музейный альманах», посвящённый творчеству В. Тюлькина для школьников, которые интересуются историей флота и педагогов дополнительного образования, которые делают макеты кораблей, проводят занятия, связанные с историей Российского флота.

Хотелось бы, чтобы у Владимира Эрастовича были последователи, продолжатели его традиций. Я окончила художественную школу, и в моей художественной коллекции есть работы, связанные с краеведением, историей города Балтийска, графические рисунки кораблей, городской пейзаж и др.

IV Литература

Герасимов П. Под парусами творчества. Газета Красная звезда. 26 июля 2012г.

Гуров С.А. Тюлькин В.Э. «Корабли Балтийского флота» Прославление в боях. Калининградское региональное отделение Академии военно – исторических наук. Изд. Янтарный сказ. Калининград, 2002. с 5.

Дёмин Л. «С мольбертом по земному шару». Мир глазами В.В. Верещагина. «Мысль». М. 1991г.

Довыденко Л.В. «Балтийские судьбы». Изд. «Терра Балтика». Калининград. 2007г. с 278-279.

Лебедев А.К. «Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество 1842-1904гг». Ред. А.В. Солодовникова. Изд. «Искусство». М. 1972г.

Литвинов В.И. Он заражает нас любовью к морю и флоту. Люди нашего города. Вестник Балтийска за ноябрь 2001г.

Мурзина И.Я. Мурзин А.Э. «Культура Урала». Очерки становления и развития региональной культуры. Ч.2. Екатеринбург.2006г.

Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно –прикладное искусство. Книга 1. Ред. В.М. Полевой. Изд. Большая Российская энциклопедия. М. 1999г. с.56.

Садовень В.В. «Русские художники баталисты XVIIIXIXвеков». Изд. «Искусство», М. 1955г. 431с.

«Сто Великих художников». Сост. Самин Д.К. ООО Изд. Дом «Вече», М. 2005г.

Янбухтина А. «Окраина не конец мира…». Бельские просторы. №10. Ред. В. Румянцев. Уфа.2003г.

V Интернет ресурсы

https://my.mail.ru/community/gorodo4ek/2CA49CA33CB1BC3E.html К60-летию со дня рождения талантливого художника-мариниста Владимира Эрастовича Тюлькина.

http://www.kadet.ru/memory/doc/Tyulkin.pdfСуворовец Московского СВУ 1963-1970гг. в Филях г. Москва Капитан 3 ранга в отставке Виктор Терёхин 23 марта 2019 года. Москва.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тюлькин Александр Эрастович.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Монументальная живопись.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Художник флота.

Приложение 1

Посещение выставки В. Тюлькина в музее Балтийского флота

В стреча с С. А. Гуровым.

Оформление выставки, посвящённой 70-летию

В.Э. Тюлькина

П риложение 2

«Плотина»

Тюлькина Александр Эрастович

«Цветущие окна»

П риложение 3

Владимир Эрастович Тюлькин

П риложение 4

С овместное творчество с С.Гуровым.

Подводная лодка Варшавянка».

Эскадра кораблей Российского флота

«Вторая и Третья Тихоокеанские эскадры»

П риложение 5

Фронтиспис к книге «Адмирал Макаров»

Эскадренный броненосец «Ретвизан» Корабль «Азов»

Крейсер I ранга «Аскольд»

Приложение 6

Батальные сцены в работах Тюлькина

Андрей Первозванный

Приложение 7

Пейзаж городской, пейзаж морской.

Карта Ионических островов Штурм острова Видо в 1799г.

Приложение 8

П риложение 9

Приложение 9

Одинокий парус. Акварель.

Автопортрет М.Ю. Лермонтова

1837г. акварель

П ейзаж с мельницей. 1835г Перо, тушь.

П. Федотов «Прогулка»

Тюлькин. Гардемарины морского корпуса

П риложение 10

Графические этюды из туркестанской серии

Фотографическая чёткость в орнаменте архитектуры и костюмов.

В. Верещагина

«Торжествуют» Туркестанская серия Крейсер 1 мировой войны.

«Парламентёры» В. Верещагина.

Приложение 12

Русско – турецкая война в картинах Верещагина. Батальный жанр. Тюлькин.

В ойна 1812 года в работах Верещагина и Тюлькина.

«Наполеон на Бородинских высотах»

Верещагин

«Наполеон с офицерами штаба» Тюлькин

Французская кавалерия. Верещагин «Французская кавалерия» Тюлькин

1Дави́дДави́довичБурлю́к (1882— 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара».Течение авангардного искусства 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи Италии и России. В «Манифесте футуризма», опубликованном в 1909 году итальянским поэтом ФилиппоМаринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры».

2 Монументальное искусство — искусство, создаваемое в органичной взаимосвязи с предметно-пространственной средой, в первую очередь архитектурой.В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.

3 АХРР – Ассоциация художников революционной России – массовое художественное объединение, сыгравшее важную роль в консолидации советских художников и распространении искусства в массы.

4 Янбухтина А. «Окраина не конец мира…». Бельские просторы. №10. Ред. В. Румянцев. Уфа.2003г.

5http://www.kadet.ru/memory/doc/Tyulkin.pdf Суворовец Московского СВУ 1963-1970гг. в Филях г. Москва Капитан 3 ранга в отставке Виктор Терёхин 23 марта 2019 года. Москва.

6Государем Петром Великим за особые заслуги перед отечеством был введён титул «Граф». Генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов Именным Высочайшим указом возведён в графское Российской Империи достоинство с наименованием граф Суворов-Рымникский.

7 Литвинов В.И. Он заражает нас любовью к морю и флоту. Люди нашего города. Вестник Балтийска за ноябрь 2001г.

8Гуров С.А., Тюлькин В.Э. «Корабли Балтийского флота» Прославление в боях. Калининградское региональное отделение Академии военно – исторических наук. Изд. Янтарный сказ. Калининград, 2002г. с. 5.

9 Довыденко Л.В. «Балтийские судьбы». Изд. «Терра Балтика». Калининград. 2007г. с 278-279.

10 Герасимов П. Под парусами творчества. Газета Красная звезда. 26 июля 2012г.

11Иллюстрация – (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации служат передаче эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге. Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Фаворский.

12Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно –прикладное искусство. Книга 1. Ред. В.М. Полевой. Изд. Большая Рос. энциклопедия. М. 1999г. с.260-261.

13 Садовень В.В. «Русские художники баталисты XVIII – XIX веков». Изд. «Искусство», М. 1955г.

14 «Сто Великих художников». Сост. Самин Д.К. ООО Изд. Дом «Вече», М. 2005г. с.136-137.

15 Садовень В.В. «Русские художники баталисты XVIII – XIX веков». Изд. «Искусство», М. 1955г.

16 Этюд (фр. étude — «изучение») — произведение в изобразительном искусстве, выполненное, обычно, с натуры с целью её изучения.Этюды, как и в живописи, так и в скульптуре, часто используются как подготовительные этапы для анализа и выявления проблем в основном произведении. В этюде прорабатываются такие детали, как цвет, свет, форма, перспектива и композиция. История.

17 Лебедев А.К. «Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество 1842-1904гг».

18 «Сто Великих художников». Сост. Самин Д.К. ООО Изд. Дом «Вече», М. 2005г.с.321-322.

19 Садовень В.В. «Русские художники баталисты XVIII – XIX веков». Изд. «Искусство», М. 1955г. с 360-362.

20 Садовень В.В. «Русские художники баталисты XVIII – XIX веков». Изд. «Искусство», М. 1955г. с 360-362.

21 https://ru.wikipedia.org/wiki/ Художник флота.

Просмотров работы: 118