Традиции русского зодчества в современной архитектуре города Подольска

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции русского зодчества в современной архитектуре города Подольска

Лесникова А.А. 1
1МОУ СОШ № 27
Почивалина И.И. 1
1МОУ СОШ 27
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема работы: Традиции русского зодчества в современной архитектуре города Подольска.

Предметом исследования являются современные деревянные храмы города Подольска.

Цель работы: показать синтез традиций и новаторство в современной церковной архитектуре.

Методы работы: полевые исследования, интервью, интернет-поиск архивных материалов, изучение архивной документации храмов.

Актуальность: Архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

В наше время восстанавливается много старых храмов и строятся новые, это довольно сложный процесс, так как в советское время традиции храмостроительства была прервана на многие годы. Сейчас в нашем обществе определяются пути дальнейшего развития культуры, градостроительства, формирования окружающей человека среды. Важной частью ее становятся культурные сооружения, в том числе, православные храмы. Причем это происходит в условиях значительно изменившейся культуры и технологии, что ставит вопрос о месте и роди исторического наследия в современной архитектуре города. Тем интересней выявить и показать связь прошлого и современности на примере традиционного «арт-объекта» русской культуры, каковым является деревянный храм. Архивные записи показывают, что зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры, развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, при наличии большой монументальности характеризуются пластичностью форм, особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.1 Деревянные храмы были наиболее распространёнными в России благодаря доступности и легкости в обработке материала. Наивысший подъем деревянного зодчества на Руси приходится на 17 век. Оно было органически связано с древнейшими исконно русскими традициями, наиболее полно воплотив в себе как ремесленное искусство, так и народное представление о прекрасном.2

Художественные и конструктивные особенности древнерусского деревянного зодчества.

Основой деревянной постройки являлся сруб: зодчие скрепляли выдержанные бревна, придавая конструкции форму четырехугольника. Ряд бревен называли венцом, а самый нижний «венец» почти всегда устанавливали на каменное основание, изготовленное из мощных и простых валунов, чтобы строение становилось прочнее и надёжнее. По этой же причине постройки меньше гнили, чем если бы стояли прямо на земле3. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу». Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях. Второй тип врубки – «в лапу»: венцы накладываются один на другой, и в результате образуется сруб. Вследствие того, что размеры сруба определяются по горизонтали длиной бревна, при строительстве зданий больших размеров необходимо соединять несколько срубов: квадратный сруб носит наименование четверика, сруб же восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами – восьмерика. Данный тип сложнее первого, но прочнее4.

При реставрации деревянных храмов поражает отсутствие засечек от топора на обработанных руками плотников тех времен бревнах. Это сыграло большую роль на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы, при котором плотник рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх, мы можем по сей день любоваться этими 400-летними шедеврами их работы.5

Деревянное храмостроительство отличалось своим декорированием и украшением, просто и скромно выглядели храмы внутри, убранство было достаточно сурово, резьбой украшались лишь косяки дверей, несущие столбы, тябло иконостаса. Постройки имели небольшой внутренний объем, в самых маленьких церквях и часовнях высота была чуть выше человеческого роста, а в больших не превышала шести метров, как в каменной. В храмах устраивали небольшие окна, низкие двери, потому что отопление могло отсутствовать вовсе, или использовалась печь, которая топилась по «черному».

Деревянные храмы в своем большинстве были многокупольными, так, например, Церковь Преображения Господня увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Главы меняются по ярусам, данное ярусное изменение придает затейливый ритмический рисунок обликам церквей. Было характерно покрывание глав лемехом. Для изготовления лемеха применяли осину, потому что крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.6

Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Выполнялось строительство, в основном, без применения железных материалов, потому что вокруг металла дерево начинает гораздо быстрее портиться.

Русские мастера проявляли большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

Во второй половине 90-х годов деревянное зодчество переживает свой расцвет, из-за быстроты и дешевизны строительства. Облик таких храмов варьируется от утилитарных построек, близких к традиционным клетским церквам, то профессионального воспроизведения типичного северного храма 17 века. В традиционно сложившуюся деревянную архитектуру в 18-19 вв. пришли многие особенности каменной. Это во многом повлияло как на внешнее оформление храмов, так и на убранство интерьеров.

Первым этапом было появление многоярусных храмов, где главная часть имела четыре возвышающихся один над другим срубов и представляла собой башню. Нижний ярус рубили в форме четверика, а верхние в большинстве случаев имели форму восьмерика. Храмы постепенно уменьшались по высоте и по площади. Желание придать церкви «каменный вид» привело к тому, что на Севере их стали обшивать тесом, красить в светлые цвета. Крыши, главы, купола покрывались железом. Издалека такой храм мог ничем не отличаться от каменного. В традициях нового времени перестраивались и многие древние храмы. Купола и крыши перекрывались железом, купола заменялись модными вазонами и шпилями. Стены обшивались тесом, убирались декоративные элементы. Стремление приблизить деревянное сооружение к каменному заставляло вносить в его внутреннее убранство значительные изменения. Часто внутренние стены вытесывали и штукатурили, покрывали полки гипсокартоном и расписывали их как в каменных церквях, прорубались дополнительные окна. По штукатурке рисовали подобие камня(мрамора) или оклеивали стены бумагой. Древние иконостасы заменялись новыми, которые из-за недостатка средств зачастую резали неумелые мастера.7

На рубеже тысячелетий зодчество получило шанс второго расцвета. В настоящее время деревянные постройки, если они правильно построены, не уступают по своим техническим характеристикам строениям из других строительных материалов, а по некоторым важным параметрам – превосходят. Так, например сейсмостойкость сруба, выполненного из цельных бревен, превышает сейсмостойкость практически всех иных конструкций зданий, так же деревянные постройки не требуют дорогостоящего фундамента; раньше зачастую строили вообще без него.8

Современные храмы делятся на соборы, храмы приходские, кладбищенские, монастырские, храмы-памятники, храмы-усыпальницы, домовые храмы, храмы при учреждениях. Кроме того, храмы различаются по вместимости, основному строительному материалу и особенностям объемно-планировочного решения. Можно классифицировать храмы также по типу размещения, например, в городах храмы делятся на внутриквартальные, находящиеся в транспортном узле, культурно-духовные комплексы. Новые храмы сооружают, например, там, где храм уже стоял ранее, но уничтожен, а восстанавливать его не имеет смысла, допустим, из-за небольшой архитектурной ценности, новые храмы сооружают также на местах, связанных с важными историческими событиями, и где их никогда не было, например, в новых городах и поселках9 .

Кирилло-Мефодиевский храм города Подольска.

Кирилло-Мефодиевский внутриквартальный храм на Силикатной – 2 заложен в 2011 году. Церковь однокупольная, построена в виде креста, из бруса на высоком бетонном основании, имитирующем плифну. Бревна тонированы, что невозможно на Руси из-за отсутствия в то время соответствующих технологий. Можно заметить довольно большой размер строения; раньше сруб был меньше, исходя из средних размеров бревна, который не соединяли при помощи стяг, гвоздей, как в настоящее время; также можно увидеть граненые апсиды и деревянные колонны, олицетворяющие святых, на которых держится «небо».

Характерной архитектурной особенностью церкви являются большие боковые окна, проемы которых практически «разрезают» сруб. Конструктивная прочность обеспечивается мощной оконной рамой и металлическими скрепляющими элементами, подобная конструкция не встречается в старинных храмах, так как была большая потеря тепла и огромные расходы на дорогостоящее стекло и металл.

Изредка храмы могли иметь каменную подклеть, которую из экономических соображений детали чуть меньших размеров, так что на фундамент опиралась только основная часть храма. Кирилло-Мефодиевский храм имеет широкую подклеть, содержащую подземный этаж, где размещены книжная и иконная лавка, а также служебные помещения.

Колокольня расположена не в соответствии с традициями деревянного зодчества: она перекрывает общий вид храма с фасада. Такой прием постановки позаимствован из каменного храмостроительства после 18 века.10

В целом, планировка и композиция храма опирается на традиции каменного зодчества, воспроизводя их в дереве, с использованием большого количества технических и архитектурных новшеств.

Георгиевский храм города Подольска.

Архивные документы говорят, что 9 августа 2006 г. начали возводить Георгиевский храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, находящийся возле транспортного узла. На памятном камне, поставленном на месте строительства храма, была высечена надпись:

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память великомученика Георгия при Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, при святительстве Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, при подольском благочинном протоиерее Олеге Сердцеве, настоятеле сей церкви священнике Алексии Сурикове и при подольском градоначальнике Николае Игоревиче Пестове в лето от Рождества Христова 9 августа 2006 года" 11

В праздник Сретения Господня в 2007 г. в строящемся храме была совершена первая Божественная литургия. Ее возглавил благочинный церквей Подольского округа протоиерей Олег Сердцев. Это богослужение значило окончание строительства храма и начало внутренних отделочных работ. 9 марта на Георгиевской церкви установили пять куполов с крестами. Они выполнены из нержавеющей стали и покрыты нитридом титана.12

В плане храм имеет вид разностороннего креста. При рассмотрении можно проследить линейную композицию, которая, как мы уже говорили, характерна для храмов более позднего времени. Конструктивной основой храма является комбинация срубов из цельных бревен, без использования металлического крепежа. Сообщение между отдельными «клетями» обеспечивается набольшими арками. Стены опираются на невысокий каменный фундамент. Конструкция крыльца с широкими расходящимися в стороны ступенями является новшеством.

Пространство храма перекрыто потолком в форме шатра, воспроизводящем традиционное расписное «небо» старинных деревянных храмов северной Руси. Возле «неба» можно проследить, как квадратные стены переходят в так называемый восьмерик – на котором покоится центральная глава храма. Сооружение имеет многоярусную крышу, которая была характерна для храмового зодчества Тверской губернии.13 Храм Св. Георгия воспроизводит основные архитектурные и конструктивные решения древнерусских храмов, творчески соединяя их с современными художественными и техническими элементами.

Заключение.

На примере рассмотренных ранее храмов можно сделать следующие выводы:

Современные деревянные храмы не являются точными копиями сооружений прошлого, ни с конструктивной, ни с художественной точки зрения.

Можно выделить две основные тенденции в современном храмостроительстве – максимальное приближение к древним образцам или, наоборот, смелое использование новых приемов и художественных образов.

Работая над исследованием темы «Традиции русского зодчества в современной архитектуре города Подольска», я пришла к выводу, что архив — это место соединения прошлого, настоящего и будущего. Благодаря архиву сохраняется связь времен, история развития культуры и общественной жизни. В этом заключается значение архива как источника культурно-исторической информации. Мы должны гордиться тем, что у нашего народов богатая история духовной культуры и уникальные этнокультурные традиции.

Список источников и литературы

1.https:// ru.wikipedia.org

2. https://dizain – arhitektury.ru

3. https://archaeology.kiev.ua

4. https://www.librero.ru

5. https://ru.wikipedia/org

6.https://www.pravoslavie.ru

7.http:// www/pravoslavie.ru

8. http://vorotila.ru

9. http:// temples.ru

10.сайт architectureguru.ru

11.Интерьвью с наставником Кирилло-Мефодиевского храма

Интервью с звонарем Кирилло-Мефодиевского храма

12. https://podolsk-hram.ru

13. «Летопись храма», страница официального приходского сайта: http://podolsk-hram.ru/main-page/letopis-xrama/

Приложение

Церковь прав. Лазаря (конец XIV в.)

Ансамбль Кижского погоста. Преображенский и Покровский храмы,

18 век. Колокольня, 19 век.

Церковь Преображения Господня (скопировано с сайта architectureguru.ru)

Кирилло-Мефодиевский храм города Подольска

К ирилло-Мефодиевский храм

Г. Подольск

 

 

Церковь святого Георгия Победоносца

г. Подольск

1https:// ru.wikipedia.org

2https://dizain – arhitektury.ru

3 https://archaeology.kiev.ua

4https://www.librero.ru

5https://ru.wikipedia/org

6https://www.pravoslavie.ru

7http:// www/pravoslavie.ru

8http://vorotila.ru

9http:// temples.ru

10Интерьвью с наставником Кирилло-Мефодиевского храма. Интервью с звонарем Кирилло-Мефодиевского храма.

11http://podolsk-hram.ru/main-page/letopis-xrama/

12https://podolsk-hram.ru

13 http//www.pravoslavie.ru

Просмотров работы: 171