Зайлялов Алик Харисович – актёр Туймазинского государственного татарского драматического театра

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зайлялов Алик Харисович – актёр Туймазинского государственного татарского драматического театра

Узянбаева П.П. 1
1МАОУ СОШ №4 Г.ТУЙМАЗЫ
Мухамадиева Г.М. 1
1МАОУ СОШ №4 Г.ТУЙМАЗЫ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

18 февраля 2020 года мне посчастливилось участвовать и стать Победителем в муниципальном конкурсе чтецов «Веселый мир детства», посвященного творчеству А. Л. Барто среди х-х классов общеобразовательных организаций. Нас, выступающих, судило строгое жюри. Среди членов жюри был интересный, талантливый человек. Пока конкурсантам готовили дипломы, грамоты, сертификаты перед участниками на сцене выступал, веселил, развлекал А. Х. Зайлялов. Он изображал разных героев, рассказывал интересные истории из жизни. Поэтому незаметно пролетели минуты волнующего ожидания. Мне так понравились его выступление, актерское мастерство, что захотелось поближе познакомиться с актером.

У меня возникли вопросы: как возникло театральное искусство, кто такой актер, артист, где и как они работают?

Решила сама во всем разобраться. Так же мне интересно стало, все ли мои одноклассники знают про театр и его актерах, театральных профессиях.

Гипотеза: предполагаю,чем больше мы узнаем об артистах театра родного города, тем больше приближаемся к театральному искусству.

В связи с этим возникла цельисследования: узнать о театре родного города, о жизни и творчестве артиста Алика Харисовича Зайлялова.

В моей работе определены последующие задачи:

1. Изучить литературу по истории возникновения театрального искусства;

2. Познакомиться с историей театра и театральными жанрами;

3. Организовать экскурсию класса в Туймазинский Драматический театр;

4. Познакомиться с жизнью и творчеством артиста А. Х. Зайлялова;

5. Провести опрос в своем классе;

6. Поделиться информацией о театре, о творчестве артиса с одноклассниками.

7. Проанализировать результаты исследований и сделать вывод.

Объект исследования: театральное искусство

Предмет исследования: Зайлялов Алик Харисович- артист Туймазинского Драматического театра

База исследования: город Туймазы

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме;

2. Поисковый;

3. Практическая часть.

Моя работа состоит из введения, где определяются цель и задачи, методы исследования; основного содержания, где рассматриваются теоретическая и практическая значимость, результаты работы; выводы; списка литературы; приложения, в котором представлены диск, фотографии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы на уроках, на классных часах, поспособствовать углублению кругозора обучающихся, расширить поле для дальнейшей научно-исследовательской деятельности в этом направлении.

Глава I. Театр

История возникновения театра

Греки верили во многих богов, но больше всего они почитали Диониса – бога вина и плодородия. В честь Диониса весной устраивались празднества – Дионисии. Это и были первые театральные представления. Участниками их были сатиры – первые актеры.[1] Зрители же усаживались на склонах холмов, чтобы хорошо видеть, что происходит на сцене. Позднее появились места, здания, где происходят действия (спектакли, концерты, выступления) – это тоже театр; и ни одна страна мира не обходится без театральных заведений. 1

На Руси театра долго не было, только бродячие скоморохи веселили народ своими песенками-частушками.[2] Первый публичный (доступный всем) театр появился в Москве при царе Петре I в 1702 году.[3]

Третье значение слова «театр» заключается в том, что всех работников этого заведения называют театром. [4]Это:

- актеры – люди, которые показывают спектакли;

- драматурги – люди, которые пишут спектакли для театра;

- режиссеры – люди, которые ставят спектакли;

- гримеры – люди, помогающие актеру создать сценическую внешность;

- художники – люди, которые создают декорации для спектакля;

- композиторы – люди, которые пишут музыку для театра;

- суфлёры – люди, которые подсказывают слова во время спектакля.

Светооператоры, звукооператоры, швеи, рабочие сцены, бутафоры, декораторы, гардеробщики, контролер - билетеры – все это – театр.

Жанры театра

Раньше существовало три основных жанра – вида греческого театра: трагедия, комедия, драма. [5]

Слово «трагедия» означает «козлиная песнь» - это серьезная, печальная пьеса, которая часто заканчивается гибелью героев.2

Комедия – «песня на гульбище», отражает веселые стороны нашей жизни.

Драма – серьезная пьеса, с веселыми эпизодами и счастливым концом.

В наше время существует большое разнообразие театральных жанров. Вот некоторые из них:

Опера - здесь главное место принадлежит музыке и вокалу.

Балет – здесь главенствуют музыка и танец.

Мюзикл – соединение музыки, вокала, танца.

Настольный театр – знают дети с раннего возраста.

Театр кукол – здесь главные герои – куклы.

Театр марионеток – эти куклы управляются с помощью специального устройства и умеют делать много движений.

И, конечно же, самый любимый всеми – Театр зверей.

Большое значение для процветания театра имеет весь состав работников, но главная роль принадлежит актеру.

Актер, не обязательно живой человек, это может быть и кукла, главное, чтобы выразительность действия была доведена до зрителя. Эмоции могут быть самыми разнообразными: от печали до радости, от самых горьких слез до веселья. Здесь ни один зритель не останется равнодушным. Это достигается игрой актера, его ролью. Роли делятся – на положительные и отрицательные. И талантливый артист должен уметь одинаково хорошо сыграть и добряка, и злодея.

Существуют различные жанры театрального искусства. Театр всегда был, есть и будет очень нужным людям, так же, как нужны добро, радость, любовь.

Туймазинский государственный  драматический театр

Туймазинский государственный татарский драматический театр[6] открыт Постановлением № 78 Совета министров Башкирской АССР от 6 апреля 1990 года3. Сначала театр занимал три комнаты в здании «Агрокомплекса» по улице Суворова, 6. Главным режиссером театра был назначен Гареев Ильяс Сахипгареевич, директором — Мухаметов Тимур Шаяхметович.4

Из числа талантливых артистов была набрана первая труппа. Открытие первого театрального сезона состоялось в 1991 году со спектаклем классика татаро-башкирской драматургии М. Файзи «Ак калфак» на сцене ДК «Родина».

В июне 1992 года для театра выделено здание бывшего клуба «Космос» туймазинского завода геофизического оборудования и аппаратуры. В 2007 году был проведен капитальный ремонт здания. В настоящее время здание театра одно из самых красивых зданий города, зрительный зал рассчитан на 186 мест.

Огромную роль в становлении театра принадлежит главному режиссеру, а с 1992 года директору Гарееву И.С., проработавшему в театре 14 лет. Свои творческие устремления он успешно реализовал в 30 постановках. Свой неоценимый вклад внесли и Сафиуллин Абылхаер Касимович, являвшийся главным режиссером в 1994-96 гг. и главный художник Саяпов Искандар Агзямович, проработавший в театре с 1990-97 гг. Репертуар театра украшают произведения национальной, русской и международной классической драматургии. С 2007 года творческий коллектив театра руководит заслуженный деятель Башкортостана и Татарстана Ибрагимов Байрас Надимович. В творческом багаже режиссера уже более 20-ти постановок, которые завоевали любовь у зрителей.

Директором театра с 2005 года является Габидуллин Фирзат Фаридович.

Театр - участник всех Республиканских театральных фестивалей «Театральная весна». В настоящее время театр обращается, в основном, к современной драматургии.

Мое первое знакомство с театром

Хочу рассказать о своем первом походе в театр. 22 января в Туймазинском драматическом театре состоялся показ детского спектакля Шарля Перро «Золушка».[7] Всем классом посетили на эту премьеру.

Впервые была в настоящем театре. До этого посещала представления и концерты в нашем Дворце культуры. Снаружи театр показался мне большим и величественным, как старинный замок на картинках. Мы вошли внутрь, разделись в гардеробе и пошли по коридору в зал, где показывали спектакль. Внутри театра было очень красиво. И пока не погас свет, с восхищением разглядывала все вокруг.

Прозвенел звонок, потом еще. Начался спектакль, зал затих. И мы окунаемся в чарующий мир сказки. Звучат первые аккорды и чудо начинается. Была очень счастлива увидеть персонажей сказки в живую, в красивых платьях и костюмах. Эту сказку знают и любят все дети и взрослые. Она рассказывает о доброй и милой девочке, которая благодаря трудолюбию нашла свое счастье.

Спектакль закончился, было даже жалко уходить из этого сказочного зала. Было увлекательно, познавательно и интересно.

Экскурсия в театр

Многие бывали в театре, но мало кто видел его изнутри.

Во время каникул наш класс побывал на необычной экскурсии по закулисью Туймазинского драматического театра.[8] С большим интересом посетили костюмерный, бутафорский, швейный, машинно-декорационный, электроосветительный, радиотехнический цеха. Задавали свои вопросы, а опытные специалисты доступно и увлекательно раскрывали секреты своей профессии. Экскурсия прошла весело. Мы узнали много нового о театральном искусстве. Интересную и познавательную экскурсию нам провела актриса, редактор театра Светлана Мухаметдинова. Нам всем очень понравился поход в театр. Мне бы хотелось чаще бывать здесь. Теперь я точно уверена, что каждый поход в театр принесет мне новые знания и хорошие впечатления.

Глава II. А. Х. Зайлялов – заслуженный артист Республики Башкортостан

2.1. Биография актера

Зайлялов Алик  Харисович, Заслуженный артист Республики Башкортостан. Родился 10 июля 1959 года  в селе Слакбашево Благоварского  района БАССР. 5[9]

Алик Зайлялов мечтал стать художником, да опоздал на экзамены в Уфимском художественном училище. После армии его, школьного учителя, отправили поступать в педагогический институт. Но он поступил в культпросветучилище. Получил диплом режиссера.

Как-то Зайлялов услышал, что в уфимском Дворце культуры «Юбилейный» формируется театр пантомимы. Решил рискнуть. Из 50 претендентов руководитель театра Ильдар Кудашев отобрал четверых.

Зайлялов преподавал в Туймазах, а по субботам мчался в Уфу для репетиций спектакля «Мим». Пришел вызов на сессию в культпросветучилище. Со школой пришлось распрощаться. Его ждали автоклуб, агитбригада...

Из киносети — в актёры

В Стерлитамаке обучился ритмической гимнастике. Вернувшись домой, вел занятия по аэробике, создал в ДК «Родина» театр пантомимы...

Очередной жизненный поворот случился, когда устроился на работу в Туймазинскую киносеть. Дорос до заместителя директора.

Когда дипломированного режиссера пригласил на работу директор драмтеатра Ильяс Гареев, он раздумывал 2 года.

Алик Харисович является одним из ведущих актёров Туймазинского театра.6 Труд артиста отмечен почётными грамотами Администрации муниципального района, Министерства культуры РБ, 2014 году ему присвоили звание Заслуженного артиста Республики в Башкортостан. Зайлялов – отец и дедушка двух любящих его детей, внуков.

Путь актера в театральное искусство и ценные роли

Алик Харисовичу было 37 лет, когда начал работать в Туймазинском Драматическом театре.7 Первой ролью в Туймазинском театре в спектакле по пьесе японского драматурга Дзюндзи Киносито «Журавлиные крылья». Сыграл главную роль. Уже на репетициях он понял: сцена — смысл всей его жизни. В результате Туймазинскому татарскому драматическому театру Зайлялов отдал больше 20 лет. Говорит, затянула театральная пучина.

— Одна из ролей измочалила меня до крайности, — вспоминает он. — В спектакле «Коварство и любовь» Шиллера я играл Вурма — личного секретаря президента, коварного и низкого. Даже имя у него говорящее — «червь» в переводе с немецкого. «Твоя мимика поможет зрителю прочувствовать нутро этого червяка!» — убеждал режиссер. И принялся творить из меня, человека спокойного и добродушного, сволочь из сволочей. Так продолжалось неделями. В Москве на фестивале театров малых городов театральные московские критики его роль Вурмы хвалили.

Если его первые роли на профессиональной сцене, такие, как Султанбек в музыкальной комедии Г. Хаджибекова «Аршин мал алан», Хабир в драме «Звезда моя» Ш. Рахматуллина были однотипными, не до конца раскрытыми. Но благодаря кропотливой работе над собой, творческим исканиям и совместной работе с режиссёром Алик Харисович очень скоро стал добиваться хороших результатов. Стал востребованным артистом. Он незаменим в драмах «Рядовые» и «Всеми забытый» (на фестивале в Турции он покорил всех!), трагедии «Гамлет» (Горацио), театральном романе «Легионер», комедии «Портфель» (за роль Хисбуллы был удостоен звания «Актер года»)... Всего сыграл более 30 ролей. И в каждой предлагает зрителям задуматься о смысле жизни, заглянуть в себя: все ли в порядке, не мучает ли совесть? Любит играть роли в детских спектаклях. В спектакле «Кощей Бессмертный» даже Кощей фокусы показывает. Если дети покидают театр с сердцами размягченными, как сливочное мороженое, значит, артист свою задачу выполнил.

Глава III. Практическая часть

3.1. Мои наблюдения

Изучила литературу, интернет-ресурсы, документы, фото, публикации СМИ про историю возникновения театра, про возникновение Туймазинского Драматического театра, а также путь Заслуженного артиста Республики Башкортостан Зайлялова Алика Харисовича в театральное искусство. Так же после посещения спектакля «Золушка», экскурсии по закулисью поняла, что чем больше зритель обогащает знания про театр, то становится ближе к нему.

3.2. Анкетирование

Вместе со своим классным руководителем Мухамадиевой Гульсиной Маратовной было проведено анкетирование среди одноклассников, чтобы выяснить, насколько хорошо знают дети об истории возникновения театра, о театральных профессиях, об актере Зайлялове Алике Харисовиче. Было опрошено [10] 30 учеников.

Ребятам были предложены следующие вопросы:

Любите ли вы ходить в театр?

Как возник театр?

Какие театральные профессии вам знакомы?

Как называется театр в родном городе?

Знаете ли вы правила поведения в театре?

Хотели бы вы познакомиться с артистом нашего театра?

3.3.Выступление на классном часе

После обработки анкет выяснилось, что все одноклассники хотели бы углубить свои знания о театре, о профессиях, о театральных жанрах, о правилах этикета во время посещения театра. Так же проявили интерес к творчеству актера Зайлалова А. Х. Поэтому выступила на классном часе с изученной темой. [11]

Заключение

Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.Узнала, что вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» - греческое, оно означает «место для зрелищ». Греки верили во многих богов, но больше всего они почитали Диониса – бога вина и плодородия. В честь Диониса весной устраивались празднества – Дионисии. Это и были первые театральные представления.

Так же узнала, что в нынешнее время существует большое разнообразие театральных жанров. Некоторые из них: опера, балет, мюзикл, настольный театр, театр кукол, театр марионеток, театр зверей.

Узнала, что Туймазинский государственный татарский драматический театр открыт Постановлением № 78 Совета министров Башкирской АССР от 6 апреля 1990 года. Во время каникул наш класс побывал на необычной экскурсии по закулисью Туймазинского драматического театра. С большим интересом посетили костюмерный, бутафорский, швейный, машинно-декорационный, электроосветительный, радиотехнический цеха. Познакомилась с артистом театра Зайляловым, узнала интересные факты из его биографии. Алик Зайлялов – личность целостная, добросовестная, творчески жадная, внимательная к режиссёрской концепции, к самой художественной ткани постановки. Выразительность, живописность, восприимчивость к режиссёрским идеям, а также умение работать самостоятельно позволяют ему быть заметным в любой постановке, оставаясь при этом частью ансамбля.

Проведя исследование и проанализировав анкеты одноклассников, обнаружила, что не все мои одноклассники знают про историю возникновения театра, про правила поведения в театре, про артистов.

Поставленная мной гипотеза подтвердилась. Все мои одноклассники заинтересовались театром. С нашим учителем обсудили  и разработали план работы по посещению культурно – массовых мероприятий, проводимых для детей в городе.

Литература

Станиславский К.С. «О работе актера над ролью». Собр. соч. том 4. Москва, «Искусство». 1957

Обстоятельнее этот культ разъяснен в кн.: Радциг С. И. Античная мифология М. -Л., 1939

Башкирская энциклопедия, Уфа 1996, изд. Башкирская энциклопедия, с.576

Интернет-ресурсы

https://vk.com/dramteatr_tmz

http://xn----7sbbrnkv3apccm2i.xn--p1ai/news/static/view?id=132

https://culture.bashkortostan.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

1Станиславский К.С. «О работе актера над ролью». Собр. соч. том 4. Москва, «Искусство». 1957

2 Обстоятельнее этот культ разъяснен в кн.: Радциг С. И. Античная мифология М. -Л., 1939

3Башкирская энциклопедия, Уфа 1996, изд. Башкирская энциклопедия, с.576

4https://culture.bashkortostan.ru/

5 http://xn----7sbbrnkv3apccm2i.xn--p1ai/news/static/view?id=132

6https://vk.com/dramteatr_tmz

7https://ru.wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 80