Традиционные головные уборы Белгородской области

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиционные головные уборы Белгородской области

Сумская А.Ю. 1
1ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Чернышева Э.В. 1
1ОГАОУ «ШУХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Головной убор - один из самых интересных составляющих народного костюма, который служил завершением многопредметного ансамбля. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в белгородских селах, порой так же мало сходны между собой, как и головные уборы других областей России. Многие из этих уборов появились в результате местного творчества.

Целью научно-исследовательской работы является изучение традиционных видов головных уборов Белгородской области XIX века и составление карты их распределения по современной территории области.

Объект исследования - мужские и женские головные уборы Белгородской области XIX века.

Предмет исследования – разнообразие и виды головных уборов.

Задачи исследования:

1. Используя различные источники, изучить и систематизировать информацию о головных уборах Белгородской области;

2. Посетить Белгородский государственный музей народной культуры для знакомства с сохранившимися экспонатами;

3. Определить, какие функции выполнял головной убор на Руси;

4. Выявить традиционные виды головных уборов на территории Белгородской области;

5. Привлечь внимание детей и взрослых к традициям и обычаям родного края, с помощью составления карты распределения различных видов по территории области.

При работе над научно-исследовательской работой использовались следующие методы: анализ, классификация, обобщение, сравнение.

Теоретической основой при выполнения работы послужили труды следующих авторов: Жирова М.С., Жировой О.Я., Митрягиной Т.А., Солодовниковой, И.П. Зотовой, В.А. Котеля.

Основная часть

1.Мужские головные уборы

Белгородская область образовалась в 1954 году из юго-восточной части Курской и западных районов Воронежской. Традиционно здесь жили переселенцы из Центральной части России и украинцы – еще в XVIII веке часть украинских земель вошла в состав Российской империи. Это все сказалось на традиционных нарядах, которые носили жители края. Особенно разнообразна женская одежда, головные уборы и украшения [3].

Необходимо отметить, что традиционные элементы дольше сохранялись в женской одежде, мужская одежда к началу XX века утратила традиционные черты.

Замечено, что в музеях посетители наиболее эмоционально воспринимают женский народный костюм, что вполне естественно. Мужская одежда всегда была более однотипна.

Представители сильной половины человечества на территории Белгородской области летом носили шляпу брыль с полями из войлока и соломы. [9] (рис. 1. Приложение 1). Во второй половине XIX века из города в деревню пришёл картуз из чёрного сукна с высокой тульей и кожаным лакированным, круто опускавшимся на лоб небольшим козырьком (рис. 2). В тулью картуза жениха на свадьбе и по праздникам вставляли красный или розовый цветок. А вот зимние шапки были самой разной формы: низкие круглые, высокие цилиндрические или суженные кверху. Их шили из сукна или плиса – ткани, похожей на бархат, – с околышем из меха. Типично украинской считалась высокая барашковая шапка, которую называли кучма (рис. 3) Популярны были шапки с удлиненными наушниками и лопастью, которая прикрывала шею. Такие головные уборы называли треух, малахай, капелюха (рис. 4). Затем их заменила шапка-ушанка.

2.Женские головные уборы

Важнейшим элементом повседневного и праздничного костюма женщины являлся гoлoвной убoр. Он играл важную роль в жизни женщины и был очень разнообразным. С его помощью можно было определить социальную принадлежность женщины или девушки, степень состоятельности её семьи, откуда родом, замужем ли она или девица на выданье, горе у нее или радость.

Разделения в прическах и гoловных уборах у молодых незамужних девиц и замужних женщин было очень четким. Девочки до 12 лет носили парчовую повязку. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты, целомудрия, брачных возможностей [6]. Поэтому до замужества волосы девушек оставались открытыми. Их заплетали в одну косу, вплетая ленты, бисерные подвески, цветные шнурки. Самым распространенным девичьим головным убором брачного возраста был венец, обруч и перевязка, которые охватывали голову в виде обруча (рис. 5, 6, 7).

В начале XX века девичьи нарядные перевязки и обручи во многих селениях Оскольского края постепенно вытесняются венком из искусственных цветов, который становится господствующим свадебным головным убором невесты. Думается, здесь сказалось влияние украинской традиции: венок из искусственных цветов в качестве свадебного убора невесты был характерен для украинских сел данной местности (Обуховка, Казачок, Ново-Александровка, Владимирова, Ивановка и некоторых других).

Молодухи-вышедшие замуж, но еще не родившие первого ребенка носили особенно богато украшенные головные уборы.

Замужние женщины (бабы) носили специфический нарядный головной убор, плотно закрывавший волосы. Он указывал на замужество владелицы. Женщины заплетали волосы в две косы (символизирующие пару - муж и жена) и укладывали их на лбу, или закручивали на затылке узлом, а затем закрывали прическу головным убором: кокошником, сорокой, повойником или платком. Огромным позором считалось опростоволоситься - т.е. остаться с непокрытой головой. Даже если покров срывался случайно, например, во время ссоры, женщина имела право обратиться в суд за наказанием обидчика.

3.Классификация женских головных уборов на территории Белгородской области

Этнографы, изучающие народный костюм, условно делят Белгородскую область на три региона:

1.Белгородско-Воронежский регион (восточная часть) – это Алексеевский, Красногвардейский, Красненский, Старооскольский, частично Корочанский районы. Основным видом головного убора в перечисленных районах является сорока (рис. 8).

Сороки на территории Белгородчины были седловидной или овальной формы, частично или полностью на твердой основе из проклеенного холста или картона. По материалам этнографов известно, что сорока, вначале представлявшая собой несшитые куски ткани, постепенно приобретала вид мягкого объемного покрытия с передней частью — «челом», боковыми «крыльями» и задней частью — «хвостом». Переходной формой была частично сшитая сорока, которая бытовала в селе Коробково Старооскольского уезда (в настоящее время часть города Губкин).

Сороку надевали и в будни, и в праздники. Для повседневной носки аксессуар шили из дешёвой ткани с минимумом декора. Праздничный аксессуар отличался большим количеством декоративных элементов. Для украшения брали серебряные или золотые нити, блёстки, бисер, цветную тесьму [6].

Впервые сороку надевали в день бракосочетания или после брачной ночи. Процесс проходил в торжественной обстановке, это был целый ритуал. Пожилые дамы заплетали молодухе две косы и укладывали их в форме венка. Затем водружали на голову сороку. Порой этот головной убор был самым дорогим элементом женского гардероба. Сороку-золотоломку разрешалось надевать только в праздники. Высокая цена за убор сыграла с ним злую шутку, до наших дней не сохранилось практически ни одного экземпляра.

2. Белгородско-Курский регион (западная часть области) - Ракитянский, Ивнянский, Грайворонский, Прохоровский, Шебекинский, Белгородский районы. Основной головной убор в данном регионе – кокошник, в различных разновидностях.

В Белгородско-Курском регионе в праздники носили золотоглав – южнорусский двугребенчатый кокошник, который напоминал сороку. Золотоглав украшали имитациями драгоценных камней, позументом или сплошь покрывали золотым шитьем (рис. 9).

Разновидностью кокошника является также бархатник - четырехгранная цилиндрическая шапочка из красного или малинового бархата, украшенная спереди парчой, а по швам – позументом. Сзади крепились четыре атласных ленты и четыре «батога» - шнура с кистями на концах (рис. 10).

Сохранились сведения о бытовавшем ранее в Яковлевском районе особом женском головном уборе - Яковлевской сороке сорока (рис. 12). Она состояла из нескольких частей (основным материалом для изготовления служил тёмно-красный бархат), была расшита драгоценной нитью и украшена свисающими на спину разноцветными лентами [5].

Еще одним видом головных уборов данного региона является бухарка или шалунка – шерстяной печатный платок с бахромой по краям сорока (рис. 11). Из бухарок девушки вязали на голове кочеток. Он повязывается так, что макушка остаётся открытой. Коса укладывается на этом месте.

3. Белгородско-Оскольский регион (центральная часть области) - Губкинский, Новооскольский, Чернянский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский районы. В этих районах на голову надевали кокошники в виде круглых шапочек и повойники, покрываемые сверху платком. Повойники шились из бордового бархата, расшивались тесьмой (рис. 13). В Новоскольском уезде женщины носили особо богато расшитые повойники.

Самым распространенным видом головного убора в селах Белгородчины в конце XIX — начале XX века стал платок. Иногда из него делали чалмообразные повязки, продолжавшие традицию древних полотенчатых уборов, но чаще повязывали самым обычным образом.

Платки заменили и старинные девичьи головные уборы — венцы, налобники, повязки, которые в начале XX века уже практически не встречались в белгородских селах. Возможно, они ушли из быта в силу того, что не имели такого ритуального значения, как женские уборы, к тому же платки были красивы, удобны и, что немаловажно, модны.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Русские женские головные уборы (середина — вторая половина XIX века) на территории Белгородской области были самыми разнообразными. Все головные уборы, отличаются друг от друга, при этом имеют общие черты. Определенный отпечаток на формирование головных уборов наложило соседство с украинцами, белорусами и другими народностями.

С помощью головного убора можно было определить социальную принадлежность женщины или девушки, степень состоятельности её семьи, откуда родом, замужем ли она или девица на выданье, горе у нее или радость.

Мужские головные уборы на территории Белгородской области более однотипны. Летним головным убором являлась шляпа с соломенными полями, а позже – картуз. Зимний вариант – шапки из сукна и барашковые шапки.

В результате работы над научно-исследовательской работой, нами была составлена карта Белгородской области с распределением по ее территории основных видов головных уборов (Приложение 2).

Карту можно использовать на занятиях по краеведению, истории, во внеурочной деятельности.

Список использованных источников и литературы

1. Жиров М. С., Жирова О. Я., Митрягина Т. А. Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность. — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2005. - 376 с.

2. Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1989.

3. Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002

4. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

5. Традиционная культура Борисовского района // Экспедиционная тетрадь. Вып. 17 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, И.П. Зотова, В.А. Котеля. - Белгород: издание БГЦНТ, 2004. – 70 с

6. Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 7. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 87 с.

6. Шатерникова Н. И., Кравченко О. А., Якубенко Л. В. Женский народный костюм как часть регионального компонента. - Белгород: Белгородская обл. типография, 2007. - 96 с.

7. Шпикалова Т.Я. В мире народного творчества М.,1998.

8. https://7kul.ru/kostyumy/puteshestvie-k-istokam-golovnoj-ubor-soroka

9. https://www.pinterest.ru/pin/360991726364209680/

10. http://belhistory.vov.ru/etn/kostum.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1. Шляпа брыль

     

Рисунок 2. Картуз

Рисунок 3. Кучма

Рисунок 4. Капелюха

     

Рисунок 5. Обруч

Рисунок 6. Венец Старооскольского района

Рисунок 7. Перевязка (повязка, лента)

     

Рисунок 8. Сорока

     

Рисунок 9. Золотоглав

Рисунок 10. Бархатник

     

Рисунок 11. Бухарка

Рисунок 12. Яковлевская сорока

   

Рисунок 13. Повойник

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта Белгородской области с основными видами головных уборов

Просмотров работы: 1162