«Его величество и добрый друг – театр» (Ставропольский государственный театр оперетты)

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Его величество и добрый друг – театр» (Ставропольский государственный театр оперетты)

Смелаш Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина
Чернян М.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  1. Введение

Пятигорск – это частица России, моя малая родина.

Датой основания чудесного города Земли является 1780 год, когда была заложена Константиногорская крепость.

Пятигорск - бальнеологический и грязевый курорт федерального значения. Расположен на берегу реки Подкумок, на склонах горы Машук и ее отрога – горы Горячая .  [16, с. 294]

Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч людей, чтобы поправить здоровье, попить минеральной водички, бьющей прямо из - под земли, и зарядиться энергией на длительное время.

Пятигорск славится своими природными богатствами.

По разнообразию минеральных источников (всего свыше 40) курорт относится к числу уникальных не только в России, но и в мире; его называют природным музеем минеральных вод.

Сколько людей стремится попасть в Пятигорск со всех концов мира, чтобы насладиться достопримечательностями города.

А еще в этом уникальном уголке находится прекрасная жемчужина -  Ставропольский государственный театр оперетты. [Приложения, № 1]

В России театров, где классическая оперетта является основой репертуара, насчитывается единицы.

Для выполнения данной работы мною поставлена следующая цель:

обобщить материал об истории и работе Ставропольского государственного театра оперетты.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1)выяснить, какое место занимает театр в жизни моих сверстников;

2)осуществить сбор материалов о здании, в котором располагается Ставропольский государственный театр оперетты;

3)познакомиться с историей создания театра;

4)выяснить, люди, каких профессий создают каждый спектакль;

5)собрать материал о заслуженной артистке РФ Ирине Акимовне Комленко и заслуженном артисте России и Азербайджана  Алиме Тихоновиче Абалмасове;

6)познакомиться со спектаклями, идущими на сцене Ставропольского государственного театра оперетты, узнать методом анкетирования, знакомы ли мои сверстники с удивительным жанром театрального искусства – опереттой.

Также я выдвинул  гипотезу: «Театр – это чудо на все времена».

         Театр располагается в необыкновенном по красоте здании. Этот шедевр архитектуры в 2020 году отметил 105 – летний юбилей.

 Именно поэтому выбранная тема является достаточно значимой и актуальной.

          Для написания работы использовались различные источники.

         Из книги замечательного краеведа А.Н. Коваленко я узнал о судьбах людей, чья жизнь связана с театром.

Книга Боглачева С.В. «Архитектура старого Пятигорска» расширила мои

2

знания о здании, в котором располагается Ставропольский государственный театр оперетты.

         В замечательной книге В.А. Хачикова «О любимомом Пятигорске» рассказывается об усадьбе, которая находилась на месте, где сейчас возвышается величественное здание театра.

         Статьи, опубликованные в газетах «Пятигорская правда» и «Кавказская здравница», расширили мои представления о репертуаре театра.

Также в своей работе я использовал материалы Музея истории школы.

Объектом исследования является Ставропольский государственный театр оперетты.

Предмет исследования: история развития Ставропольского государственного театра оперетты.

Место, сроки проведения и характеристика района исследования: исследование мною было проведено в 2018-2021 годах в городе Пятигорске в школьной библиотеке, городских библиотеках, музее истории школы, где я работал с различными документами, как подлинными, так и копиями.

А также мною было получено много ценной информации от руководителя моей работы Чернян М.Г., которая  родилась и прожила много лет в городе Пятигорске.

Я исследовал материалы, касающиеся истории Ставропольского государственного театра оперетты.          

Методика исследования: в соответствии с объектом исследования при выполнении работы проводились следующие методы исследовательской работы: 

-накопление научного материала (изучение литературы, устных и письменных материалов, материалов СМИ, включая фотоматериалы);

-ознакомление с историей вопроса;

-осмысление собранного материала (сравнение, исторический анализ с последующей систематизацией, обобщением и выводами);

-уточнение фактов (уточнение сделанных выводов).  

Новизна: данная работа является одной из попыток изучения истории Ставропольского государственного театра оперетты.

Я надеюсь, что собранный мною материал, фотографии  помогут пятигорчанам, которые будут жить в нашем городе в конце двадцать первого века, узнать много интересного об одном из красивейших зданий города и спектаклях Ставропольского государственного театра оперетты.

Результаты и анализ исследования: в результате проведенной исследовательской работы мне удалось в полной мере изучить и раскрыть тему «Его величество и добрый друг - театр», обосновать ее значимость и актуальность, подтвердить гипотезу  «Театр – это чудо на все времена».

Результаты проведенных исследований отражены во втором и третьем разделах работы и в приложениях.

3

 

  1. Его величество и добрый друг - театр

 

2.1 Мои сверстники и театр

         Словарь русского языка дает следующее определение: «Театр – род искусства. Художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями». [12, с. 345]

         Театр по праву можно считать одним из оплотов человеческой культуры.

Какое же место занимает театр в жизни моих сверстников?

 В наш век, когда у всех дома есть скоростной Интернет, телевизоры, интересуются ли учащиеся театром?

         Чтобы узнать, какое место театр занимает в жизни моих сверстников, я провел анкетирование среди учащихся 8 - 9 классов, в котором приняло участие 67 человек.

1.В каком возрасте первый раз вы попали в театр?

а) посещали театр до первого класса      

б) стали посещать театр после первого класса

41 человек стали посещать театр до первого класса,

26 человек стали посещать театр после поступления в школу.

2.Как часто вы ходите в театр?

а) 1-2 раза в год

б) 3 раза в год

в) более 4 раз в ход

38 человек ходят в театр 1-2 раза в год,

21 человек ходят в театр 3 раза в год,

8 человек ходят в театр более 4 раз в год.

3.Кто является инициатором этих походов?

а) родители

б) учителя

в) одноклассники

37 человек ответили, что инициаторами походов в театр являются родители,

21 человек – учителя,

9 человек – одноклассники. [Приложения, № 2]

4.Нравится ли вам бывать в театре?

а) да

б) нет

53 человека ответили, что им нравится бывать в театре,

14 человек ответили, что им не нравится бывать в театре.

5.Хотели бы вы играть в театре?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

41 человек хотел бы играть в театре,

17 человек не хотели бы играть в театре,

4

9 человек затруднились ответить на этот вопрос.

6.Для чего, по вашему мнению, людям нужен театр?

а) для развлечения

б) для эстетического наслаждения

б) для того, чтобы найти ответы на серьезные вопросы

32 человека ходят в театр для развлечения,

26 человек – для эстетического наслаждения,

9 человек – для того, чтобы найти ответы на серьезные вопросы. [Приложения, № 3]

7.Что лично вам дает театр?

а) что-то интересное, новое

б) положительные эмоции

в) ничего

28 человек считают, что театр дает что-то интересное, новое,

37 человек  - театр дает положительные эмоции,

2 человека ответили, что театр не дает им ничего.

8.Хотелось бы вам чаще посещать театр?

а) нет

б) да

в) не знаю

17 человек не хотели бы чаще посещать театр,

42 человека хотели бы посещать театр чаще,

8 человек не знают, хотели бы они чаще посещать театр.

9.Назовите самый известный театр, который есть в городе Пятигорск.

67 человек назвали Ставропольский государственный театр оперетты. [Приложения, № 4]

         Обработав анкеты, я сделал вывод, что все учащиеся хоть один или два раза в год посещают театральные спектакли.

         Анкетирование показало, что искусство театра популярно среди моих сверстников. Также все ребята знают, что в нашем городе находится Ставропольский государственный театр оперетты.

 

2.2 Творение архитектора Андрея Ивановича Кузнецова

         В моем родном городе можно увидеть много старинных зданий, которые являются памятниками истории и культуры регионального и федерального значения. Среди них здание, в котором располагается Ставропольский государственный театр оперетты.  Это объект культурного наследия федерального значения.

         В конце позапрошлого века весь город взволновала романтическая история. В красавицу-дочь ресторатора по фамилии Карута влюбился  богатейший ногайский князь Султан-Гирей, усадьба которого находилась на том самом месте, где сейчас возвышается величественное здание театра.

Влюбился страстно и ради того, чтобы жениться на ней, даже согласился сменить веру. Увы, недолгим было их семейное счастье. Князь вскоре умер,

5

оставив супруге свою усадьбу…

         Место это приглянулось старшинам Пятигорского Общественного Всесословного клуба. На выкупленном у княгини участке для него был построен огромный, удивительный красивый дворец. [14, с.112]

         Членом этого клуба был А.И. Кузнецов, который принимал активное участие в общественной жизни города.

         Будущий зодчий родился в Новочеркасске в 1871 году в большой семье состоятельного почетного гражданина, известного донского конезаводчика Ивана Андреевича Кузнецова. [3, с.3]

                  В 1896 году А.И. Кузнецов поступил в Институт гражданских инженеров имени Николая 1-го в Петербурге, выбрав профессию зодчего.

         В 1903 году Андрей Кузнецов обвенчался с Еленой Константиновной Антоновой.

         Вскоре молодая семья переехала на КМВ.

         15 июля 1906 года действительный статский советник А.И. Дрейер, временно замещающий больного директора Вод Д.Л. Иванова, издал следующий приказ: «Для усиления личного состава архитекторской части при Управлении КМВ, главным образом по составлению проектов и смет на предстоящие строительные и дорожные работы, назначаю в распоряжение архитектора Вод (И.И. Байкова) гражданского инженера Андрея Ивановича Кузнецова…»

         С этого дня началась большая работа зодчего Андрея Кузнецова [3, с.3]

         За годы, проведенные в Пятигорске, были спроектированы и построены свыше сотни различных сооружений на КМВ. Самым лучшим творением зодчего считается здание, выстроенное для Всесословного клуба.

         В апреле 1914 года проект клубного здания был утвержден правлением Терской области. 28 апреля началось строительство под наблюдением зодчего А.И. Кузнецова, которого совет старейшин пригласил производителем строительных работ. Через месяц, 21 мая состоялась торжественная закладка здания. [1, с.284]

         Мне кажется, что Андрей Иванович Кузнецов, проектируя и строя этот необыкновенный шедевр архитектуры, вложил в работу всю свою душу и сердце.

         И в наше время, спустя сто пять лет, пятигорчане и гости курорта, проходя мимо этого великолепия, останавливаются, фотографируются, присаживаются на скамейки, ведут непринужденные беседы и восторгаются памятником архитектуры.

         Огромное здание клуба из желтого кирпича, машукского камня и бетона выполнено в стиле неоклассицизма с элементами модерна.                  

         Художественные панно на тему «Атрибуты искусства» из глазурированной керамики для лицевого фасада были сделаны известным московским живописцем И.Л. Калмыковым, который имел в Пятигорске свою керамическую мастерскую «Закал». Лепные украшения фасада и интерьеров

клуба были выполнены Л.К. Шодким. [1, с. 284]

6

Клубное здание было освящено и торжественное открыто 17 мая 1915 года.

         Здесь находились театральный зал на 700 человек и сцена, танцевальный зал, читальня с библиотекой, карточная и бильярдная комнаты, ресторан и буфет. Во дворе были устроены цветник и веранды [9, с. 298]

         После Октябрьской революции Всесословный клуб был преобразован в Народный дом.

         Официальным годом рождения театра стал 1939 год, когда из Грозного в Пятигорск был переведен Чечено-ингушский театр музыкальной комедии. С тех пор оперетта навсегда покорила сердца жителей Пятигорска.

         Уже тогда в спектаклях театра музыкальной комедии блистали видные мастера сценического искусства: Михаил Водяной, Махмуд Эсамбаев, Федор Казаков. [Приложения, № 5]

         Великая Отечественная война и оккупация разбросала артистов по всей стране. Города, приютившие их, по достоинству оценили мастерство пятигорчан. В мае 1948 года театр вновь распахнул свои двери.

И сегодня, входя в театр, сразу понимаешь, что ты попадаешь в удивительно красивое здание. Поднимаясь по лестнице, оказываешься в просторном, красивом с высокими потолками фойе, слева находится зал, где выставлены экспонаты, знакомящие с историей театра, справа – буфет. [Приложения, № 6]

         Приходя сюда, ты попадаешь в какую - то особенную атмосферу, чувствуешь, что сейчас будешь наслаждаться чудом, которое называется опереттой.

 

2.3 Театральное искусство

         Театральное искусство, в том числе и оперетта, многогранно. В словаре русского языка читаем: «Оперетта – музыкальное комедийное произведение, сочетающее вокальную и инструментальную музыку с танцем и с текстом, часть которого поется, а часть произносится обычной речью». [11, с.622]

         Проводя анкетирование, я попросил ребят назвать профессии людей, творящих чудо каждого спектакля.

         Мои сверстники,  конечно, назвали актера, а также композитора, режиссера, дирижера, балетмейстера, художника, костюмера, гримера, осветителя, звукорежиссера. [Приложения, № 7]

Конечно, роль музыкантов в этом удивительном мире оперетты огромна.

Самый главный участник оркестра  - Лев Георгиевич Шабанов. Маэстро очень часто стоит во время спектаклей за дирижерским пультом. От взамахов его палочки зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. [Приложения, № 7]

Свою карьеру Л.Г. Шабанов начал в Тбилисском театре оперы и балета, где работал отец Льва Георгиевича. В 32 года он стал заслуженным артистом Грузии.

7

 

         Лев Георгиевич стажировался в Москве в Большом театре,  очень много ездил с гастролями по стране и за рубежом.

         В Пятигорский театр оперетты судьба забросила дирижера случайно.

         Оркестр театра под его управлением получил второе дыхание.

         Шабанов прикладывает максимальные усилия, чтобы у музыкантов не было поверхностного отношения к своим обязанностям. Он считает, что человек, который работает в театре, должен либо очень его любить, либо подумать о другой профессии. Оркестр пятигорского театра делает максимум того, что может. Лев Георгиевич гордится своим коллективом и считает, что даже тот музыкант, который сидит за третьим пультом, работает с самоотдачей. [4, с.61]

         Итак, начинается спектакль, звучит увертюра, которая выражает характерные черты и общий дух оперетты. И ты понимаешь, что откроется роскошный занавес, отделяющий зрительный зал от сцены, и ты окажешься в удивительной стране чудес. [Приложения, № 8]

         Чтобы эта необыкновенная страна была яркой и эффектной, работают художники под руководством почетного работника культуры Ставропольского края Инны Николаевны Августинович. Они как добрые волшебники превращают самые простые материалы в роскошные вещи и предметы интерьера. [Приложения, № 7]

Вообще театр – это великий обман, иллюзия. Зрителям неведомо, что кокетливые дамские шляпки делаются из нескольких слоев обычной марли, крахмала и клея. Что черепица на крышах «парижских» домов – это пенопласт, затейливая резьба, украшающая «старинную» мебель и лепнина на «стенах» - всего лишь скрученная вата или мешковина. Аппетитный шашлык на шампуре – это раскрашенные куски поролона, а скульптура, высокие архитектурные колонны или изящные вазоны сделаны из папье-маше. [4, с.80]

         Видя все это на сцене, нам кажется, что мы попадаем  на пиратский корабль или в средневековый замок, а может быть, оказываемся на приеме какого-нибудь вельможи.

         А еще немыслима оперетта без вальса, зажигательного канкана, полек, восточных танцев.

         В каждый такой номер свое мастерство и душу вкладывает главный балетмейстер, почетный деятель искусств Ставропольского края

Т. Б. Шабанова. [Приложения, № 7]

Татьяна Борисовна танцевала в Тбилисском театре оперы и балета. А когда дочь решила поступать в Минераловодское музыкальное училище, она переехала в Пятигорск.

Татьяна Шабанова стремится создавать сложную и эффективную

хореографию, которая бы не воспринималась отдельными, оторванными от

сюжета вставными номерами, а гармонично и естественно вписывалась в действие оперетты, несла на себе ту же смысловую нагрузку и усиливала эмоциональный фон. [4 с.75]  

Действительно, в каждом спектакле балетные номера удивляют и

8

и поражают зрителей, вызывая восторг. Трудно представить «Проделки Ханумы» без  свадебного танца, «Летучую мышь» без вальса и восточного танца.

         Директором и художественным руководителем этого дома чудес, где оживает любая сказка, является заслуженный работник культуры РФ Светлана Леонидовна Калинская. Эта женщина отдала театру очень много энергии, сил, здоровья, времени. [Приложения, № 7]

С. Л. Калинская награждена орденом «Почета», медалью «За заслуги перед Ставропольским краем».

 

2.4. Талант - твой дар, театр – твоя обитель

         С особым трепетом Светлана Леонидовна относится к актерам театра, которые создали ему славу и популярность. Это заслуженный артист РФ, заслуженный артист Азербайджана А. Абалмасов; лауреат Международных конкурсов Н. Виноградова, заслуженная артистка РФ Н. Таланова,  заслуженная артистка РФ И. Комленко, заслуженный артист РФ Е.Зайцев. [Приложения, № 9]

Ирина Комленко. Величественная осанка, царственная улыбка на сцене, божественный голос. А в жизни спокойная и сдержанная в эмоциях женщина.

Впервые ее имя на афишах пятигорского театра появилось в 1982 году. За эти годы она прожила на сцене множество женских судеб. Эта удивительная женщина и актриса сыграла главных героинь в опереттах «Летучая мышь», «Мистер Икс», «Марица», «Веселая вдова» и многих других.

Пятигорский театр оперетты стал судьбой Ирины Комленко. Но и она многие годы служит его главным украшением. [4, с. 99]

Он сразу привлекает внимание зрителей к себе.

Необыкновенный драматический баритон… 

Благородство манер…

         Природная пластичность…

         Все говорит о том, что перед вами настоящий артист сцены – Алим Тихонович Абалмасов.

Свою творческую карьеру он начал в качестве солиста балета пятигорского театра.

         Алим Тихонович родился в Домбассе.

А когда началась Великая Отечественная война и отец Тихон Егорович, ушел на фронт, он с матерью Валентиной Алексеевной добрался до Пятигорска, где жили дедушка и бабушка будущего артиста.

В 1948 году Алим пошел в первый класс семилетнй школы № 10 города Пятигорска, а в 1956 году продолжил учебу в средней школе №3 имени

А.С. Пушкина, которую закончил в 1958 году.

         После школы его взяли в балетную студию при пятигорском театре,

выпускали в массовке. Года через три Алим стал солистом балета. [4, с.100]

         Потом была служба в армии.

9

         1963 год. Бакинский округ противоздушной обороны, сержантская школа.

Его, балетного танцора, ставят во главе танцевального кружка. Но на плацу, печатая шаг, он вдруг слышит команду: «Запе-е-вай!» Попытался слабо возразить, мол, я не пою… «Разговорчики в строю!» - последовал строгий окрик. Что ж, в армии не поспоришь. И он запел. Результат поразил всех, прежде всего его самого. С тех пор поет всегда и себя без песни не мыслит. [6, с.3]

         Сегодня Алиму Тихоновичу, наверное, подвластна любая роль, любая творческая вершина, он был и остается невероятно искренним и эмоциональным исполнителем. К нему, как  и ко многим артистам театра, подходят строки Сергея Сергеева:

Играй, актер, твори на сцене жизнь,
Рыдай,  и смейся, - в восхищенье зритель!
Играй, актер, твори на сцене жизнь,
Талант - твой дар, театр – твоя обитель. [10]

Обворожительный голос заслуженного артиста Азербайджана и России Алима Тихоновича Абалмасова звучит  во многих спектаклях Ставропольского государственного театра оперетты.

 

2.5. Все мы театралы,

Спешим, чуть вечер в залы…

Каждая встреча со зрителем – это вдохновение, талант, творчество всего коллектива.

Сколько же спектаклей было сыграно на сцене Ставропольского государственного театра оперетты более чем за восьмидесятилетнюю историю служения музыки!

 «Сильва», «Графиня Марица», «Мистер Икс», «Цыганский характер», «Моя прекрасная леди», «Сорочинская ярмарка»…

Все 80 лет спектакли создаются трудом  людей различных профессий, беззаветно служащих театру.

Алим Тихонович Абалмасов признался в любви к театру  словами Ферри, героя оперетты И. Кальмана «Сильва»:

Все мы театралы,

Спешим, чуть вечер, в залы,

Служить искусству - выше счастья нет. [5]

         Вместе со своими родителями я видел этот замечательный спектакль.

         Поднявшись по лестнице, мы купили программу. Взяв ее в руки, я сразу понял, что сейчас увижу на сцене настоящее чудо. И вот прозвенел третий последний звонок, говоривший о начале оперетты. [Приложения, № 10]

         «Сильва» - чарующая, блистательная, немеркнущая в своей громкой славе история взаимоотношений молодых и пылких сердец.

Мелодии этой знаменитой оперетты И. Кальмана пользуются огромной популярностью во всем мире. Они лиричны, красивы, легко запоминаются,

10

наполняют душу радостью и светом.

И вот опять Ставропольский государственный театр оперетты. И опять Имре Кальман  «Графиня Марица». [Приложения, № 10]

         Как восхитительно звучали голоса лауреатов международных конкурсов Натальи Виноградовой и Рустама Вайдмана, исполняющих главные роли графини Марицы и графа Тассило Эрдеди.

Композитор избрал сюжет с острым любовным конфликтом. Благородный разорившийся аристократ, нанявшийся в управляющие к богатой графине, чтобы скопить на приданное своей сестре, влюбляется в хозяйку.

Блестящая игра актеров, прекрасные декорации и костюмы. Страстные сольные номера и дуэты, многоголосье хора, зажигательные танцы… А всем этим великолепием заправляет  дух того самого Кальмана…[13, с.12]

             А теперь я хочу рассказать  об еще одном необыкновенном празднике, который проходил в театре 17 мая 2019 года. Это гала – концерт, посвященный 80 – летнему юбилею.

2019 год  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным был объявлен годом театра. И в этот год Ставропольский государственный театр оперетты отметил свой 80- летний юбилей.

17 мая 2019 года состоялся юбилейный гала – концерт «Сквозь времена и судьбы». Музыкальные хроники в жанре театральной фантазии рассказывали об истории театра.

Перед началом концерта в фойе играла музыка, всем зрителям раздавали значки с юбилейной символикой. Также зрители могли ознакомиться с проспектом «Театру 80 браво!» и программой этого замечательного спектакля, который состоял из двух отделений.  [Приложения, № 11, 12]

И вот звучит увертюра из мюзикла И. Дунаевского «Дети капитана Гранта». А дальше опять чарующий голос Алима Тихоновича Абалмасова:

Быстро часы бегут,

Звонко куранты бьют,

Полночь к покою всех зовет… [2]

Во время увлекательного спектакля звучали отрывки из оперетт

И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, Ф. Легара, Ж. Бизе и популярных мюзиклов. [15, с. 6]

Также в этом спектакли принимали участие артисты из Москвы, Иваново, Екатеринбурга, Минска.

Этот поразительный спектакль подарил зрителям незабываемые впечатления от встречи с искусством, оставил в сердцах частичку тепла. После всего увиденного, несомненно, у каждого театрала появилось желание вновь встретиться с коллективом Ставропольского государственного театра оперетты.

         А мне бы, конечно, хотелось продолжить свое приобщение к  оперетте.

         Я поинтересовался, хорошо ли знакомы мои одноклассники с этим удивительным видом сценического искусства, и провел анкетирование.

1.Когда была создана первая оперетта?

11

 

а) 1855 год

б) 1852 год

в) 1845 год

29 человек ответили, что первая оперетта была создана в 1855 году (правильный ответ),

26 – в 1845 году,

12 – в 1845 году.

2.Кто является основателем жанра и автором более 100 оперетт?

а) В. Моцарт

б) Ж. Оффенбах

в) И. Кальман

31 человек ответили, что основателем жанра является французский композитор Ж. Оффенбах (правильный ответ),

27 человек – И. Кальман,

9 человек – В. Моцарт.

3.Кто является автором оперетты «Летучая мышь»?

а) И. Штраус

б) Ф. Легар

в) Дж. Верди

32 человека ответили, что автором оперетты «Летучая мышь» является австрийский композитор Иоганн Штраус II (правильный ответ),

21  человек назвали венгерского и австрийского композитора Франца Легара,

14 человек – итальянского композитора Джузеппе Верди.  [Приложения, № 13]

4.Назовите героев оперетты «Летучая мышь»

27 человек ответили правильно, назвав Розалинду и Генриха Айзенштейна,

25 человек указали имена героев оперетты «Принцесса цирка» венгерского композитора Имре Кальмана - Теодоры Вердье и Мистера Икса,

15 – также ошиблись, назвав имена героев оперетты И. Кальмана «Графиня Марица» - графиню Марицу и графа Тассило Эрдеди.

5.Кто является автором оперетты «Сильва»?

а) И. Кальман

б) Ф. Легар

в) Ж. Оффенбах

36 человек считают, что автором оперетты «Сильва» является венгерский композитор Имре Кальман(правильный ответ),

19 человек назвали австрийского и венгерского композитора Франца Легара,

12 человек – французского композитора Жака Оффенбаха.

6.Назовите главных героев оперетты «Сильва»

а) Сильва, Эдвин

б) Ганна Главари, граф Данило

в) князь Орловский, Фальк

41 человек ответили правильно, назвав Сильву и Эдвина,

11 человек ошиблись, назвав героев оперетты Франца Легара «Веселая вдова»

12

 

Ганну Главари и графа Данило,

15 человек назвали героев оперетты «Летучая мышь» князя Орловского и

Фалька. [Приложения, № 14]

7.Назовите любимую оперетту

28 человек назвали оперетту  И. Штрауса «Летучая мышь»,

21 человек – оперетту И. Кальмана «Сильва»,

18 человек –  оперетту И. Кальмана «Графиня Марица» [Приложения, № 15]

         Обработав анкеты, я сделал вывод, что ребята знакомы с таким жизнерадостным видом сценического искусства как оперетта. Почти половина учащихся, принявших участие в анкетировании знают, что первая оперетта была создана в 1855 году французским композитором Жаком Оффенбахом.

         50-60% опрошенных правильно называют имена композиторов, создавших всемирно известные произведения искусства. Также ребята знакомы с главными героями оперетт.

         Но это знакомство неглубокое. Многие путают авторов оперетт, невпопад называют имена героев.

         Поэтому на классных часах обязательно познакомлю учащихся школы со своей работой. Также я надеюсь, что вместе с одноклассниками мы станем несколько раз в год посещать спектакли Ставропольского государственного театра оперетты.    

  1. Выводы и предложения

         Выполнив краеведческую исследовательскую работу на тему «Его величество добрый друг театр», я достиг поставленных целей и задач, обобщив материал об истории и работе Ставропольского государственного театра оперетты.

         Выяснил, какое место занимает театр в жизни моих сверстников.

         Осуществил сбор материалов о здании, в котором располагается Ставропольский государственный театр оперетты.

         Познакомился с историей создания театра.

         Выяснил, что театр – это творческий труд людей различных профессий.

         Собрал материал о заслуженной артистке РФ Ирине Акимовне Комленко и заслуженном артисте  России и Азербайджана Алиме Тихоновиче Абалмасове.

         Познакомился со спектаклями, идущими на сцене Ставропольского государственного театра оперетты, узнал методом анкетирования, знакомы ли мои сверстники с удивительным жанром театрального искусства – опереттой.

         Я подтвердил гипотезу «Театр – это чудо на все времена». Так как театр – древнейший вид искусства, в театральном искусстве, и в частности в оперетте, всегда побеждает любовь, дружба, верность. Эти понятие близки людям всех времен. А каждый спектакль – это необыкновенное чудо, созданное на сцене актерами, музыкантами, художниками, костюмерами, то есть людьми самых различных профессий.

 

13

Материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории, литературы, музыки, внеклассных мероприятиях.

 

4.Заключение

Театр – это волшебный мир, храм искусства, где ты веришь в

подлинность всего, что происходит на сене.

         Театральное искусство сопровождает нас всю жизнь, помогая постичь весь многогранный мир:

Он с нами с детства –

В наших играх оживал,

Премудрости житейские не прятал,

Добро и зло по смыслу расставлял

Его величество и добрый друг – театр. [7]

Посещение хорошего спектакля всегда доставляет наслаждение. Это как встреча с верными друзьями, от которой ты ждешь всего самого хорошего и светлого.

         Театр формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, развивает понимание красоты в человеческих отношениях.

         Мы думаем и говорим о театре, и, конечно, в сознании пятигорчан сразу возникают великолепные работы коллектива Ставропольского государственного театра оперетты.

         Ведь оперетта всегда молода, оптимистична, наполнена чарующей музыкой великих композиторов. Она дарит людям ощущение праздника, радости, восторга.

         Пятигорскому театру оперетты есть чем гордиться: на его подмостках царит дух свободного творчества, воспитывается любовь к классике, формируется художественный вкус публики. [15, с.6]

         Коллектив этого храма искусства делает все для того, чтобы зрителям всегда было интересно.

         Мне кажется, что  строки Александра Сергеевича Пушкина, написанные более ста девяноста лет назад, очень подходят к Ставропольскому государственному театру оперетты:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке  нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит. [8, с.62]

         Пусть  занавес Ставропольского государственного театра оперетты  шумит всегда, и, не переставая, здесь звучат восторженные аплодисменты зрителей. 

 

 

14

Список источников и использованной литературы

1.Боглачев С.В.

         Архитектура старого Пятигорска.- Снег, 2007.- 520с.

2.Кальман Имре

         Принцесса цирка [Электронный ресурс].- Режим доступа:  DocsArchive.net3934627/

3.Коваленко А., Боглачев С. Зодчий Андрей Кузнецов // Кавказская здравница, 2000, 16 августа, с.3      

4.Коваленко А.Н.

         Ставропольскому Государственному театру оперетты 70 лет // А.Н. Коваоенко, Е.Д. Куджева, И.Б.Вагнер. – Пятигорск: Вестник Кавказа, 2009. – 190с.

5.Королева Чардаша: либретто оперетты [Электронный ресурс].- Режим доступа:  classic-online.ruuploads/000_notes/9100/9012 pdf

6.Куджева Е. Алим Абалмасов «Душа моя всегда поет» // Кавказская здравница, 17 июля, 1999г.

7.Причал для любознательных: «Его величество и добрый друг – театр»

[Электронный ресурс].-  Режим доступа:

bibliokniga115.blogspot.com2019/04/teatr-…

8.Пушкин А.С

         Евгений Онегин: Роман в стихах.- М.: Дет. Лит., 1983.- 304с.

9.Пятигорск в исторических очерках: История города Пятигорска с древнейших времен до 1917 года // С.В. Боглачев, В.А. Кузнецов, Н.В. Маркелов; под общей редакцией Н.В. Маркелова. – Пятигорск: СНЕГ, 2014.- 320 с.

  1. Сергеев С. Актер [Электронный ресурс].- Режим доступа: stihi.ru2013/02/15/3081

11.Словарь русского языка: В 4-х т.- М.: Русский язык, 1981-1984.

Т.2, 1983, 736 с.

12.Словарь русского языка: В 4-х т./Ан СССР, Ин-т рус.яз; Под ред А.П. Евгеньевой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Русский язык, 1981-1984.

Т.4, 1984, с.345

13.Тарасова Наталья  Ужель та самая «Марица» // Пятигорская правда,  № 70, 2019

14.Хачиков В. О любимом Пятигорске.- Пятигорск: РИА-КМВ, 2015.- 252 с.

15.Цигельская Анна  Театр как жизнь // Пятигорская правда, №73, 2019

16.Энциклопедический словарь Ставропольского края.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.- 458 с.

Просмотров работы: 75