Вардкес Авакян. Голос души и сердца в мраморе

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вардкес Авакян. Голос души и сердца в мраморе

Степанова С.А. 1
1МАОУ "СОШ №15 Г Челябинска"
Меркулова Г.П. 1
1МАОУ "СОШ №15 г Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я люблю гулять по родному городу, любоваться его красотами. Во время прогулки мне нравится рассматривать памятники, обелиски и мемориальные доски. Они несут в себе информацию, считываемую мгновенно, подсознательно. Так, однозначно понимается Вечный огонь — символ вечной памяти павшим. При виде памятника-статуи сразу понятно, что она посвящена человеку, который совершил подвиг или прожил столь достойную жизнь, что имя и облик его сохранены как пример для других. Городские памятники мне привычны, я часто хожу мимо них и не знаю, кто именно их создавал, когда и зачем. Среди замечательных людей, посвятивших свою жизнь скульптуре, раскрывших в себе любовь к нашему краю и оставивших нам богатое культурное наследие, есть имя Вардкеса Авакяна. Каковы истоки его творчества? Легок или тернист был его творческий путь? Почему армянский скульптор с огромной любовью и уважением к городу и его жителям создал незабываемые скульптуры?

И поэтому мы поставили перед собою цель: выяснить роль В. Авакяна в становлении и процветании города Челябинска.

Задачи:

Обобщить и систематизировать материалы о В. Авакяне: посетить литературно- краеведческий музей «Кораблик» и краеведческий отдел Городской библиотеки им. А. С. Пушкина, посетить авторскую мастерскую скульптора, провести опрос по теме изучения,

используя программу Plickers. (Приложение 5)

Узнать, какую роль сыграл В. Авакян в культурно - архитектурном строительстве города

Популяризовать личность скульптора и его деятельность: познакомить с данной темой одноклассников, провести викторину и подарить буклет лучшему знатоку этой темы

Гипотеза: Вардкес Авакян внес значительный вклад в развитие культуры нашего города.

Объект исследования: культурное наследие города Челябинска. Предмет исследования: деятельность скульптора В. Авакяна

Источники: письменные (периодическая печать, интернет-статьи, краеведческая литература), материальные (памятники).

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ письменных источников (периодическая печать, интернет-статьи, краеведческая литература), их обобщение.

Несомненно, отдельные стороны творчества, которые мы анализируем, вызывали интерес как у специалистов-скульпторов, архитекторов, так и искусствоведов и журналистов. К числу читаемых, написанных доступно и потому востребованных следует отнести статью Е.М.Устьянцевой «Авакян Вардкес Айкович. Скульптор, размещенную в «Календаре знаменательных дат» и 75 лет со дня рождения» и интервью Н. Чистосердовой со скульптором «Три вопроса о частной жизни», опубликованное на страницах газеты «Челябинский рабочий» от 6 июня 2001 г. Заметим при этом, как правило, искусствоведы обращают внимание, во – первых, на неповторимость и уникальность манеры скульптора, его творческий потенциал и мастерство работы с различным материалом, во – вторых, на создание памятников, учитывая личностные качества тех, кому будет посвящена та или иная работа. В трудах, посвященных В. Авакяну, уделяется внимание его появлению в скульптуре, традициям, заложенным в семье, уважение к делу, к работе. Этому посвящен альбом Е. Устьянцевой «В. Авакян. Скульптура». Рассмотреть его творческие работы, представленные на выставках, частично можно в статье И. Духиной «Вардкес, сын Айка» и полно в альбоме Е. Устьянцевой. Эти и другие труды научного, критического характера (см. список литературы) мы имеем в виду при проведении исследования. Истинное же наслаждение неповторимостью памятников, созданных В. Авакяном и ставшими украшением города, можно получить, конечно, гуляя по городу.

Научная новизна: впервые в г. Челябинске ученицей школы было проведено комплексное исследование, основанное на нескольких исторических источниках о жизни и работе мало неизвестного широкой публике скульптора В. Авакяна

Практическая значимость: полученные результаты нашего исследования помогут мне и заинтересованным ученикам узнать о скульпторе, о его творческом пути, созданных памятниках и его вкладе в культурное наследие нашего города. Наша работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках истории в качестве регионального компонента.

Структура работы отражает наши изыскания в данном направлении: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Истоки творчества

1.1. Детство Вардкеса в обстановке любви и доброты

Древнее село Гемур автономной Нахичеванской АССР располагалось в долине, окружено было с трех сторон заснеженными горами, где пробивались многочисленные родники и минеральные источники. Здесь, в этом райском месте, нашли приют более 150 армянских семей, здесь 14 декабря 1931 года родился третий ребенок в доме Айка и Гегецик Оганесянов - Вардкес. Его родители, как и жители деревни, пахали землю, выращивали горох, лен, держали коров, коз и овец, делали для государства брынзу. Отец Вардекса – Айк (1908-1987) был человеком уважаемым на селе, на все руки мастер: хороший кузнец, своими руками делал мебель, держал пасеку, косил сено, считался лучшим охотником. Односельчане так о нем отзывались: Айк берет шесть патронов, а приносит семь зайцев». Вардкес позднее осознает важность слов отца, заложенных в детстве: «Делай все на совесть, делай как надо» [4,6]. (Приложение 2)

Мама Вардкеса, Гегецик (1910- 2000), происходила из семьи священников, людей образованных. Занималась воспитанием детей, принимала многочисленных гостей. На деревне слыла большой шутницей, сыпала пословицами, поговорками, притчами и загадками. Все в ее руках «спорилось»: пряла пряжу, вязала, из глины лепила прекрасные горшки и доверяла их обжиг в печи юному Вардексу. [4]. В обстановке любви и доброты, в атмосфере уважительного отношения к родной истории, к предкам, к женщине – матери и в постоянных трудах протекало детство Вардкеса.

1.2. Интерес к профессии

Как любой ребенок, он любил мечтать. Сначала мечтал быть конструктором, чтобы его изобретения могли облегчить труд людей, но с появлением в их деревне памятника из бетона И.В. Сталину юный Вардкес стал задаваться вопросом: «Как это, наверное, интересно создавать такие произведения?» [6].

В школьные годы формировался интерес к творчеству. Своей древностью и тайной его манили монументальные хачкары (крест – камни, призмовидные плиты от 0.5 до 3 метров высоты из туфа или базальта), с мальчишками он очищал священные тексты, наблюдал, запоминал. С детства ему передалась великая сила притяжения к национальному колориту жизни деревни, к песнопениям, разливавшимся в долине гор, к зрелищным поединкам борцов, выявляющих самых сильных и ловких мужчин на селе, к домам с плоскими крышами, в которых пекли лаваш, к цветущим пастбищам и пасущимся на них отарам овец. [4,5]. Успешно окончив школу - десятилетку, Вардкес, как и его многие сверстники из деревни, собрался ехать в столицу Армении – Ереван. Особое благословение в новую жизнь Вардкес получил от деда Авака по отцовской линии. Юноша был его любимым внуком, и дед дал ему фамилию в честь своего имени. Так в многочисленном роду Оганесянов появился один Авакян. [4,7].

1.3. Обучение, овладение мастерством. В 1949 году Ереван встретил Вардкеса приветливо. Юноше после тихой размеренной жизни в деревне попал в мир городской суеты. Непривычным было для него освещение многоэтажных архитектурных кварталов, множество исторических памятников и музеев, особое восхищение вызвал центр города, выстроенный по плану архитектора Александра Таманяна. Поселился Вардекс у старшего брата отца - Ваграма и постоянно слышал в свой адрес назидательную фразу: «Ты должен стать скульптором». Дядя работал строителем в художественном комбинате и устанавливал памятники, двоюродный брат уже учился на подготовительных курсах по скульптуре в Ереванском художественном училище. Тоже училище окончил и мамин брат, позднее ставший фотографом. Особенно не раздумывая, без предварительной подготовки юноша сдал вступительные экзамены на скульптурное отделение и стал студентом. [1,5,6].

Атмосфера в училище была творческая, литературы по искусству не было, но особое дыхание шло от людей - армян, приехавших из-за границы на родину земляков. Под большим впечатлением студенты находились от преподавания прекрасного рисовальщика Шимоняна, вернувшегося из Франции, поражены были работами скульптора Акопа Гюрджяна, окончившего Академию Жулиана, жившего во Франции и завещавшего свои произведения Еревану. Молодые педагоги Ерем Вартанян и Тереза Мирзоян поддерживали в училище атмосферу творческих поисков и экспериментов и глубокое знание национальных традиций. Воспитание и развитие художественного вкуса у студентов происходило в старых храмах Армении и национальной картинной галерее Еревана– красивейших памятниках архитектуры.

Без бытовых трудностей не обошлось. За время учебы приходилось менять съемные полуподвальные комнаты для жилья, подыскивали, что подешевле, в жуткий зимний холод обогревались печкой – буржуйкой. Чтобы прокормиться, необходимо было подрабатывать: делали надписи по камню в похоронном бюро, со второго курса начали рубить орнаменты, украшавшие новые кварталы Еревана. [1,6]. В 1954 году Вардкес Авакян с отличием окончил художественное училище, защитив дипломную работу «Металлург».

Двухлетняя практика в мастерских известного скульптора Гукаса Чубаряна и академика скульптуры Ара Саркисяна сыграла большую роль в становлении молодого скульптора: в тот момент они работали над памятником в бронзе армянскому композитору, музыканту Александру Спендиарову. Со своим сокурсником Антоном Шикояном осваивали технику работы с камнем, делали черновые работы, принимали участие в отливке произведений, т.е. прикасались к секретам творчества талантливых мастеров и первый раз присутствовали на художественном совете по обсуждению данного памятника… Предложено было и кофе…Это вкус горького кофе знаменовал собой новый этап самостоятельной творческой жизни, полной испытаний, радостей и побед. [7].

1.4. Мрамор. Коелга. Челябинский оперный. Семья

Вардкес Авакян и его друг Антон Шикоян сшили по новому костюму и решили увидеть Коелгу, то место, откуда везут мрамор в Ереван. В августе 1956 года они прибыли в Челябинск.

В частном доме на берегу Миасса сняли комнату у бабушки. В художественном фонде встретили недружелюбно: «Скульпторов не надо есть свои, можете ехать обратно». Работы не было долгое время, Антон очень переживал неустроенность, холод в прямом и переносном смысле и сказал, что жить здесь не сможет и предложил вернуться в Армению. Вардекс же оказался упрямый, самолюбие не позволяло сдаваться. Удача улыбнулась. В это время открывался Челябинский театр оперы и балета им. М. Глинки, и ему предложили должность скульптора – бутафора. Этот этап был этапом утверждения его как творца, и был сложным, бурным и очень интересным. [1,6].

Атмосфера в театре была творческой. Его окружали прекрасные люди. Балетную труппу составили выпускники 1956 г Ленинградского хореографического училища им. А. Вагановой, главный балетмейстер Отар Дадишкилиани был авторитетной фигурой и был любим молодежью, главный дирижер оркестра Исидор Зак, человек большой эрудиции главный художник театра Евгений Чемодуров. [4,7].

Вардексу Авакяну выделили помещение для работы в бомбоубежище под театром и комнату в гостинице «Центральная», где на седьмом этаже проживали служители театра. Так выглядело полное счастье: возможность творчески работать рядом с талантливыми людьми, близость к музыке, балету, интересные типажи для натуры и мрамор.

В 1957 году в жизни Вардкеса Авакяна появилась русская женщина Галина, которую он полюбил всем сердцем. Создалась крепкая дружная семья и родившиеся дети - Лаура (1958 г), Микаэл (1961 г.) и Дмитрий (1973 г.)- еще более укоренили В. Авакяна на уральской земле. [4,5,6].

Глава 2. Творческое наследие скульптора

2.1. Первые портретные работы

Вардекс Авакян работал замозабвенно. Его первые портретные работы: художник Яков Корсунский (гипс), балерина Ирина Лобачева (мрамор), певица Л. Кондратенко (мрамор), певец – бас И. Наволошников (гипс), бутафор Любовь Сушко (гипс), - обратили на себя внимание знатоков искусства. В начале творческого пути пришел к профессиональному методу работы над портретом: сначала он лепил фотографически точно с натуры, потом отливал такой портрет в гипсе, ставил рядом станок и с отливного начинал лепить второй портрет, уже хорошо зная особенности модели, включая процесс художественного обобщения, авторской интерпретации, каких-либо экспериментов. [4]. (Приложение 3)

Обязательным атрибутом сцены театров того времени были скульптурные бюсты В.И. Ленина. Заказ на такую работу поступил и Вардкесу, над ним автор работал несколько месяцев, и ему не заплатили ничего, сказав: «Это и так почетно – выполнять такой заказ, можно без денег!» Работу свою скульптор уничтожил, и эта конфликтная ситуация стала причиной не принимать его в Союз художников.[4].

2.2. Тема Урала. Первые награды. В конце 1950-х – 1960-е годы Вардкес Авакян активно участвовал на всех выставках разных рангов. Тема Урала, его труженики органично в круг интересов, т.к. ему хотелось открыть и понять этот новый для него край, ставший ему второй родиной, почувствовать самобытные этнические особенности и дух уральцев.

Всесоюзная выставка 1958 года - первая важная победа для молодого автора. Работу на выставку осматривали в московском Манеже. На выставку из Челябинска прошли две работы, и позже выяснилось, что это работы В. Авакяна. Двадцатишестилетний скульптор – неутомимый труженик и оптимист - привнес в произведения, экспонирующиеся на выставке, в образы «Целинника» и «Студентки – строительницы», свойственные ему самому юношеский пафос самоутверждения и эмоциональные лирические черты. Вскоре из Москвы, из Союза Художников ССС в правление Челябинской организации пришла телеграмма с просьбой – требованием принять Авакяна в Союз художников, и в 1960 году скульптор становится членом Союза художников СССР. [1,4].

В Челябинской картинной галерее в 1975 г. в г. Уфе открылась выставка работ художников – участников зональной выставки и «Урал социалистический». В экспозиции была представлена работа из мрамора В. Авакяна «Портрет телятницы Еткульского совхоза Л.К. Емельяновой». Данная скульптура покорила многих: ее отличает гладкая манера трактовки лица с высоким лбом, правильными дугами бровей, непроработанными глазницами, прямым носом и узкими губами в обрамлении плотно повязанного на голову платка. При всей камерности произведения возникает ощущение внутренней силы и красоты этой женщины благодаря целостности формы блока камня. На выставку из Москвы приехала скульптор Екатерина Федоровна Балашова, она тепло отозвалась о работе и изъявила желание посетить мастерскую художника. На Урал ее сопровождали московские искусствоведы, из челябинских художников присутствовали Михаил Комиссаров и Алексей Смирнов. Вардкесу Авакяну запомнился совет, данный Е. Балашовой: «Бог Вас наградил талантом, лучшего не ждите, закройтесь в мастерской и пока есть возможность – творите». Это напутствие стало жизненным кредо скульптора, которому он следует и поныне. [4,5].

2.3.Монументальнаяскульптура. Вардкес Авакян мечтал о работе над монументальной скульптурой. Его воплотилась в его авторских произведениях. В 1970- е годы скульптор начал работать над образом Игоря Васильевича Курчатова – русского ученого, одного из создателей ядерной физики в СССР, родившегося в г. Симе в 1903 г. В. Аквакян познакомился с двоюродным братом И. Курчатова, жившим в Челябинске, который раскрыл ему человеческие, личностные качества ученого. Сотрудники музея И. Курчатова в Москве выслали несколько портретных фотографий Игоря Васильевича. Скульптор тщательно изучал сферу научных интересов легендарного земляка. Результатом работы десяти лет стали многочисленные эскизы и станковые произведения: «Портрет ученого» и «Курчатов, сидящий в кресле». В монументе (как определил Вардкес) бытовая интонация недопустима. Образ ученого виделся ему в контексте государственного служения, наделенного огромной силой одержимости и благородства помыслов. Постепенно сложилась композиция монумента. Каменная фигура физика, высотой около 6 метров, стоит между двумя архитектурными пилонами высотой 27 метров, в верхней части которых вмонтированы полусферы, обрамленные дугами, символизирующими взрывные силы атомного ядра. Сама скульптура и постамент выполнены в граните, а пилоны отлиты из бетона. Скульптор В. Авакян, архитекторы И. Талалай, Б. Петров создали монумент, который является важной вехой на пути создания образов, выявляющих нравственную сторону исторических событий. Мемориал И. В. Курчатову, установленный в 1986 году и приуроченный к 250-летнему юбилею основания Челябинска, имел положительный резонанс среди творческой интеллигенции и в структуре власти и открыл путь к осуществлению новых монументальных проектов В. Авакяна. [3,4,8]. (Приложение 4).

В 1994 году перед главным корпусом ЮУрГУ (бывшее ЧПИ) была установлена скульптура из бронзы «Студент». Предыстория его появления такова: в 1977 на Всероссийской московской выставке экспонировались работы В. Авакяна («Студент» и «Сварщик - верхолаз»). При посещении выставки Министр образования и Г. Ягодин и ректор ЧПИГ Вяткин отметили работу скульптора и обратились к нему с просьбой увеличить и установить перед зданием вуза. Обобщенный образ студента- разносторонний человек, который учится и работает (по мнению автора),удался. Взрослость молодого студента проявляется в сосредоточенности лица и небрежно накинутом пиджаке. Скульптура, созданная В. Авакяном и Е. Александровым, является любимцем многих студентов и в народе имеет такое название «Памятник вечному студенту в России». Считается, что если потереть свою зачетку, то сессия пройдет без проблем.

[3,4,6,8]. Долгий путь длиною в 25 лет от последних- завершающих штрихов в работе до установки в сквере перед зданием Челябинской Медакадемии проделал памятник врачу. Создали его еще в начале 80-х годов на деньги студентов-комсомольцев, но из - за отсутствия дальнейшего финансирования скульптура все эти годы простояла во дворе здания.

Художественного фонда. Скульптору позировали сразу несколько врачей, поэтому образ получился собирательным. Из вертикального гранитного блока, служащего фоном для скульптуры сзади, выдвигается стоящая в полный рост фигура врача, одетого в халат и медицинскую шапочку. Скульптор уловил момент остановки шагающего человека, неожиданно задумавшегося, размышляющего, возможно, о диагнозе пациента и приложившего руку к подбородку. В настоящее время возле гранитного памятника молодому врачу проходят посвящение в студенты и вручение дипломов выпускникам. [3,4,8].

Около двух десятилетий Вардкес Авакян работал над образами великих русских композиторов С. Прокофьева и М. Глинки. Заказ Челябинской областной филармонии, носящей имя С. Прокофьева, предполагающей установку памятника композитору у портала концертного зала, не был до конца реализован. В связи с затянувшейся реконструкцией здания готовому памятнику пришлось искать новое место - он установлен на углу улиц Кирова и Труда, напротив филармонии. С 1992 года по 2000 года создавался образ композитора через его музыку, трогающую за душу, через изучение его жизни и творчества, через личный опыт прожитых лет того исторического времени, в котором творил С. Прокофьев, рождался образ. Скульптор изобразил композитора, сидящего в кресле в раздумьях над партитурой, он задумчиво рассматривает записи и пометки в нотной тетради, которую держит левой рукой, правая рука композитора подпирает голову, склонившуюся над нотами. Камерный памятник из бронзы высотой 2,5 метра (сидящая фигура) установлен в 2000 году. [3,4,8].

На площади Ярославского перед зданием Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. Глинки в 2004 году был установленпамятник великому русскому композитору. Четырехметровая бронзовая статуя на постаменте высотой в три метра гармонично вплетается в пространство театрального сквера. Коренастая, «мужиковатая» фигура композитора, одетого по моде 19 века, с чуть расставленными ногами, устойчива и монументальна. Красиво благородное, вдохновенное лицо. М. Глинка опирается левой рукой на русскую гармошку, а правой указывает на виолончель. Народный творческий музыкально – литературный аспект стал ведущим в решении и восприятии памятника. [3,4,8].

В каждом городе проводится народный рейтинг достопримечательностей, самых интересных мест, которые рекомендуют обязательно посетить. Вот и среди 35 памятников г Челябинска на 5 месте стоит памятник И.В. Курчатову, на 8 месте - М. Глинке, на 9 месте - С. Прокофьеву и на 13 месте расположен памятник студенту. [8].

Итак, я провела исследовательскую работу по теме «Вардекс Авакян. Голос души и сердца в мраморе» и могу сделать следующиевыводы.

Я провела опрос по теме изучения, используя возможности программы Plickers. это просто и легко, нужен лишь один смартфон у автора работы и карты c PR кодом у каждого респондента, результат мгновенный, все данные выведены на экран. Среди 31 опрошенного одноклассника имя скульптора назвали 13 уч., среди четырех предложенных памятников четверо знают (угадали), что он создан В. Авакяном. 24 уч. верно назвали, что это памятник С. Прокофьеву и расположен у Областного краеведческого музея, 23 уч. По описанию узнали, что речь идет о памятнике И. Курчатову. Радует, что 5 учащихся на все вопросы ответили верно и у 24 уч. (72%) появилось желание узнать творческий путь В. Авакяна и побывать в его мастерской. Это и стало отправной точкой моего исследования, в этом частично и состоит популяризация культурного наследия великого скульптора. (Приложение Д).

Овладению работе с камнем В. Авакяну способствовала обстановка любви и доброты в семье, наказ отца: «Делай все на совесть, делай как надо», педагоги Ереванского художественного училища, слова скульптора Е.Ф. Балашовой: «Бог наградил Вас талантом…» и, конечно, жизнелюбие и трудолюбие самого скульптора.

На Урал он приехал в 1956 году в 25 –летнем возрасте, чтобы увидеть мрамор, добываемый в Коелге и увозимый в Армению для работы. Здесь он остался навсегда: получил должность скульптора – бутафора в Челябинском оперном театре и здесь встретил свою жену Галину.

В. Авакян овладел профессиональным методом работы над портретом, его первые портретные работы посвящены и людям искусства: художнику, балерине, певице, и людям труда, например, телятнице Еткульского района.

Мечты В. Авакяна о работе над монументальной скульптурой воплотились в жизнь. Памятник физику – ядерщику И. Курчатову, Памятники композиторам С. Прокофьеву и М. Глинке, Памятник студенту, Памятник врачу - поистине украшение нашего города. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: Вардекс Айкович Авакян своим творчеством открыл новую станицу в монументальной скульптуре, его произведения о мире, о жизни, о духовном. Они человечны и устремлены в будущее. Они наметили перспективу приведения городской среды к союзу с человеком

В перспективе хочу узнать еще об одной стороне творчества этого удивительного человека: создании им мемориальных досок (кому они посвящены, где установлены, из чего сделаны…) и встретиться с самим автором уникальных скульптур, побывать в его мастерской и увидеть своими глазами, где в мраморе рождается голос его души и сердца

Список литературы

Боже, В.С Челябинск: Энцикл./Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев.- Изд. испр. и доп.- Челябинск: Каменный пояс, 2001.-1112 с.; ил.

Вознюк, Л.Ю., Гейль, В.В. Мемориальные доски Челябинска. Информационный указатель/Исторические чтения: материалы науч. конф. «Культура Урала. XX век», посвящ. 90-летию со дня образования в Челябинске Комитета по орг. разум. развлечений/ ред.-сост. Э.Б. Дружинина, И.А. Казанцев. Челябинск, 2007-496 с: ил.

Путеводитель. Челябинская область. 2016./Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Центр развития туризма». - 448 с.:цв. ил.

Устьянцева, Е.М. Скульптура. Вардекс Авакян/ Вардекс Авакян: скульптура: [альбом].- Челябинск: Studio Divan: Авто Граф, 2011.- 192 с.: цв.ил.

Устьянцева, Е.М. Авакян Вардекс Айкович. Скульптор. 75-летие со дня рождения./ Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская областная универсальная научная библиотека. Отдел краеведения. Челябинская область 2006. ОАО. Челябинский Дом печати,2006.-304 с.: ч-бел. ил.

Духина, И. Вардекс, сын Айка./Челябинск 2002 №2. Социально – экономический журнал. 2002.- 64 с.: цв. ил.

Чистосердова, Н. Три вопроса о частной жизни: интервью со скульптором/Челябинский рабочий, 2001 г., 6 июня

Интернет - источники

35 интересных памятников Челябинска. [Электронный ресурс]. – URL: https://must-see.top/pamyatniki-chelyabinska [режим доступа 03.09.2020]

Приложение 1

Работа с источниками получения информации

Литературно - краеведческий музей «Кораблик» в МАОУ «СОШ №15 г Челябинска»

 

Фотография из архива автора работы и его руководителя

Приложение 2

Вардкес Авакяна и его родители

Вардкес Авакян с мамой Гегецик Мамиконовной. 1960 г.

 
 

Скринфотографии: Устьянцева, Е.М. Скульптура. Вардекс Авакян/ Вардекс Авакян: скульптура: [альбом].- Челябинск: Studio Divan: Авто Граф, 2011.- 192 с.: цв.ил.

Приложение 3

Вардкес Авакян за работой и его портретные работы

   

Вардекс Авакян в Армении

В мастерской скульптора

     

Потрет художника Якова Корунского. 1957 г., гипс тонированный

Портрет телятницы Еткульского совхоза Л. Емельяновой. 1973 г., мрамор

Игорь Курчатов. 1983г., гипс

Скринфотографии: Устьянцева, Е.М. Скульптура. Вардекс Авакян/ Вардекс Авакян: скульптура: [альбом].- Челябинск: Studio Divan: Авто Граф, 2011.- 192 с.: цв.ил.

Приложение 4

Памятники, созданные Вардкесом Авакяном и расположенные в г Челябинске

   

Памятник И. Курчатову.1986 г. К празднованию 250- летия г Челябинска. Гранит, бетон

Памятник композитору Сергею Прокофьеву. 2000г. Бронза

https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=памятник%20курчатову

https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=памятник%20прокофьеву

     

Памятник композитору М. Глинке. 2004 г. Бронза

Памятник студенту

1994. Бронза

Памятник врачу

1980. Гранит

https://yandex.ru/search/?text=памятник%20михаилу%20глинке%2

https://yandex.ru/search/?text=памятник%20студенту%

https://74.ru/text/education/59379561/

Приложение 5

Опрос учащихся 5б класса «МАОУ «СОШ №15 г Челябинска»

Вопрос 1 «Назовите среди перечисленных имен фамилию и имя скульптора»

   

Вопрос 2 «Знаете ли Вы, какой из этих памятников создан Вардкесом Авакяном»

   

Вопрос 3 «Известно ли Вам, кому посвящен данный памятник и где он находится?»

   

https://www.plickers.com/classes/5f4c8b961f819700176f9a6a/reports

Просмотров работы: 80