Деятельность школьного музея «Возрождение» к 60-ти летнему юбилею освоения космоса

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деятельность школьного музея «Возрождение» к 60-ти летнему юбилею освоения космоса

Мельникова А.А. 1Голубев А.В. 1Мамасова А.С. 1Васильева В.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12» города Волжска Республики Марий Эл
Будреева О.Г. 1Шевченко Р.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12» города Волжска Республики Марий Эл
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Космонавтика – это одна из тех областей науки и техники, куда могут безгранично вкладываться человеческие знания. Космонавтика связана почти со всеми отраслями человеческих знаний: от физической науки до кулинарных рецептов, от биологии и медицины, до кибернетических устройств.

Но задумывается ли об этом и что знает наши сверстники?

Космические исследования открыли для человечества космос со всеми его планетами, звездами и другими образованиями, который изменит в будущем судьбы человечества. Дальнейшее развитие космонавтики приведет к взлету интеллектуального и материального могущества. Почти в любой области науки и техники, решение каких – либо проблем и задач приводит к постановке новых задач и новых проблем.[1]

Когда в прошлом 2021 году в нашей стране был обозначен юбилей – 60-лети полета первого человека в Космос, перед нами, участниками Совета школьного музея «Возрождение» стала задача довести информацию до обучающихся всей школы. Ведь наша страна – это первая страна в истории человечества, которая приоткрыла завесу людям в космос. Именно нашей стране принадлежат многие открытия и достижения, связанные с освоением космоса.

Актуальность.

Каждый ли современный человек должен знать историю развития своей страны в самых различных областях? Мы думаем да. Одной из важных, самой интересной и перспективной, на наш взгляд, является освоение космического пространства, так как с этим вопросом тесно связана повседневная жизнь каждого из нас: цифровое телевидение, метеорологические сведения, мобильная связь, интернет ГЛОНАСС, gps-навигация, и др. Понимание значимости космоса может сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии. Более того, освоение космоса нашим старшим поколением должно вызывать чувство гордости и уважения. Поэтому тему нашего проекта мы считаем актуальной.

Цель: расширение знаний и кругозора по истории освоения космоса в нашей стране в советский период

Задачи:

Провести опрос среди обучающихся школы: что они знают о космонавтике;

Собрать теоретический материал по космонавтике и определить основные направления по содержанию экскурсий;

Найти вещественный материал для создания экспозиции по заданной теме;

Составить текст по проведению экскурсии по экспозиционным материалам;

Создать видеоролики для проведения виртуальных экскурсий

Провести экскурсии для обучающихся всей школы.

Провести конкурс рисунков, посвященный космонавтике

Воспитывать чувство гордости и патриотизма

Объект исследования – космос

Предмет исследования – изучение развития космоса в нашей стране в советский период

Гипотеза: знание истории космоса - это не только интересно, но это и дальнейший путь развития нашей цивилизации, а так же развитие творческих способностей, возможный выбор профессии

Методы исследования: изучение литературы и других источников информации; поиск материала для создания экспозиции и экскурсии; опрос обучающихся школы; анализ полученных данных; фотографирование

Новизна работы: в истории школы столь масштабное мероприятие – общешкольная экскурсия, посвященная истории освоения космоса в нашей стране проводится впервые. Впервые представлены виртуальные экскурсии по 9-ти направлениям, которые можно использовать для демонстрации всем желающим, в том числе в соц.сетях.

Ожидаемые результаты:

Получение более глубоких знаний по истории развития космоса в нашей стране в советский период; освоение навыков ораторского искусства, умения работать с аудиторией и на камеру; открытие нового потенциала в себе и содействие в выборе будущей профессии; осознание причастности к истории своей Родины, воспитание чувства гордости и патриотизма.

Краткое описание структуры работы:

Проведение, обработка и получение результатов викторины, посвященной космонавтике

подготовка, организация и проведение общешкольной экскурсии «Наша Родина в истории освоения космоса»: сбор информации об освоении космоса;выбор тем для дальнейшей глубокой проработки:вступительное слово: общая информация о развитии космоса; животные в космосе; первый гражданин Вселенной; самый молодой космонавт мира; первые женщины в космосе; на работу в космос (быт космоса); пресса вещает (отражение событий в подлинной периодике советского периода); выпущенная продукция, связанная с темой космонавтики; подлинные книжные издания

Поиск предметов для оформления экспозиции, посвященной

космонавтике

Проведение конкурса рисунков, посвященного космонавтике

Оформление экспозиции

Составление экскурсии

Запись виртуальной экскурсии по девяти темам

Проведение очной и виртуальной экскурсии.

2.Основная часть.

2.1 Проведение, обработка и получение результатов викторины

«Поехали!», посвященной космонавтике.

Для того, чтобы выявить уровень знаний в области космоса мы решили провести опрос в виде викторины для трех возрастных групп. Результаты опроса мы представляем в виде таблиц.

Таблица №1. (Приложение 1)

Результаты опроса викторины «Поехали!» для обучающихся начальной школы (1-4 классы) (количество принявших участие в викторине – 340 человек)

Вопрос

Правил ответы

%

1

Какого числа отмечается день космонавтики?

340

100

2

Почему этот день так назвали?

270

79,4

3

Какие животные уже побывали в космосе?

200

58,8

4

Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись?

90

26,5

5

Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт …

319

93,8

6

Как звали человека, который первый вышел в открытый космос?

15

4,4

7

Как звали первую женщину, летавшую в космос?

21

6,2

8

А как люди передвигаются в космосе?

10

2,9

9

Какие планеты вы знаете?

152

44,7

10

Какими чертами характера должен обладать космонавт?

340

100

11

Как звали человека, который заинтересовался и основал космос?

0

0

По итогам опроса выяснилось, что максимально правильно ответили на вопросы

№ 1. Какого числа отмечается день космонавтики?

№2. Почему этот день так назвали?

№5.Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт …

№ 10. Какими чертами характера должен обладать космонавт?

Наибольшие затруднения вызвали вопрос:

№4. Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись?

№6. Как звали человека, который первый вышел в открытый космос?

№7. Как звали первую женщину, летавшую в космос?
№8. А как люди передвигаются в космосе?

№11. Как звали человека, который заинтересовался и основал космос?

Из этого следует, что только треть обучающиеся начальной школы (37%) дали правильные ответы на вопросы викторины.

Таблица №2. (Приложение 2)

Результаты опроса викторины «Поехали!» для обучающихся 5-7-х классов

(количество принявших участие в викторине –250 человек)

Вопрос

Правил ответы

%

1

Какой прибор используется для исследования звездного неба?

250

100

2

Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны?

250

100

3

Как называется место, с которого запускаются ракеты.

191

76,4

4

Как звали первого космонавта — назовите ФИО

250

100

5

Какого числа человек впервые полетел в космос.

250

100

6

Как назывался корабль Гагарина?

186

74,4

7

Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин?

248

99,2

8

Кто первым вышел из корабля в открытый космос?

160

64

9

Каких космонавтов вы еще знаете?

250

100

10

Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны

144

57,6

11

Имя первой женщины космонавта?

247

98,8

12

Откуда появляются черные дыры? (Они возникают там, где взорвалась старая звезда).

7

4

13

Какое название имеют «падающие звезды»?

10

4

По итогам опроса выяснилось, что максимально правильно ответили на вопросы

№ 1. Какой прибор используется для исследования звездного неба?

№2. Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны?

№4. Как звали первого космонавта — назовите ФИО

№5. Какого числа человек впервые полетел в космос.

№ 7. Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин?

№9. Каких космонавтов вы еще знаете?

№11. Имя первой женщины космонавта?

Наибольшие затруднения вызвали вопрос:

№12.Откуда появляются черные дыры?

№13. Какое название имеют «падающие звезды»?

Из этого следует, что ребята из 5 – 7 классов имеют представление о космосе, но не смогли ответить на наиболее сложные вопросы

Из этого следует, что обучающиеся средней школы показали высокий результат (85%), ответив на вопросы викторины.

Таблица №3. (Приложение 3)

Результаты опроса викторины «Поехали!» для обучающихся начальной школы (8-11 классы) ( количество принявших участие в викторине – 200 человек)

Вопрос

Правил ответы

%

1

Почему День космонавтики отмечается 12 апреля?

200

100

2

Что такое космос?

53

26,5

3

Галлей в XVII веке доказал периодичность появления одной из комет. Название этой кометы?

47

23,5

4

Какая знаменитая реплика Юрия Гагарина, прозвучавшая во время старта космического корабля «Восток-1» 12 апреля 1961 года, стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

200

100

5

Кто является основоположником космической эры человечества и отцом русской космонавтики?

100

50

6

Сколько минут длился полет Ю.А.Гагарина?

72

36

7

Первая в мире женщина космонавт?

200

100

8

В чем суть изобретения многоступенчатой ракеты?

115

57,5

9

Какова заслуга С.П.Королева для космонавтики?

161

80,5

10

Начало космической эры в СССР началось с первых орбитальных полетов безродных хвостатых космонавтов.

10

5

11

Как называется наука, занимающаяся медицинскими, биологическими, инженерными и другими научными исследованиями, целью которых является обеспечение безопасности и оптимальных условий существования человека при пилотируемом космическом полёте или в открытом космосе?

192

96

По итогам опроса выяснилось, что максимально правильно ответили на вопросы

№1. Почему День космонавтики отмечается 12 апреля?

№4. Какая знаменитая реплика Юрия Гагарина, прозвучавшая во время старта космического корабля «Восток-1» 12 апреля 1961 года, стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

№7. Первая в мире женщина космонавт?

№9. Какова заслуга С.П.Королева для космонавтики?

№11. Как называется наука, занимающаяся медицинскими, биологическими, инженерными и другими научными исследованиями, целью которых является обеспечение безопасности и оптимальных условий существования человека при пилотируемом космическом полёте или в открытом космосе?

Наибольшие затруднения вызвали вопрос:

№2. Что такое космос?

№3. Галлей в XVII веке доказал периодичность появления одной из комет. Название этой кометы?

№6. Сколько минут длился полет Ю.А.Гагарина?

№ 10. Начало космической эры в СССР началось с первых орбитальных полетов безродных хвостатых космонавтов.

Из этого следует, что обучающиеся старшей школы показали средний результат (45%), ответив на вопросы викторины.

Результаты викторины «Поехали!» по всем возрастным группам показали, что обучающиеся нашей школы имеют не полное представление о достижениях нашей страны в космосе. Поэтому, было принято решение создать, организовать и провести экскурсию для обучающихся всей школы.

2.2 Подготовка, организация и проведение общешкольной экскурсии «Наша Родина в истории освоения космоса

Оттолкнувшись от результатов, мы задумались, что надо собрать как можно более полную информацию и представить ее учащимся в виде экскурсии. Изначально мы стали искать информацию в интернет-источниках, в школьной библиотеке. Бросили клич по школе: у кого есть предметы быта, литература, сувениры, связанные с космосом.

Когда мы поняли, что собрали обширный материал, было принято решение разделить его по направлениям. У нас их получилось 9.

вступительное слово: общая информация о развитии космоса

животные в космосе;

первый гражданин Вселенной;

самый молодой космонавт мира;

первые женщины в космосе;

на работу в космос ( быт космоса)

пресса вещает (отражение событий в подлинной периодике советского периода)

выпущенная продукция, связанная с темой космонавтики;

подлинные книжные издания.

И по каждому направлению была составлена мини-экскурсия. Позже, когда увидели, что у нас получилось интересно и познавательно, мы решили, что такой материал можно использовать в дальнейшей работе для показа на классных часах, внеклассных мероприятиях, на уроках. Поэтому мы создали видео – экскурсии по 9-ти блокам. (Приложение 4)

Встал вопрос, где мы будем проводить экскурсию. Нам выделили необорудованное помещение. И мы приступили к его оформлению. Что мы сделали? Чтобы создать атмосферу космоса одну стену мы обклеили черной бумагой, на которой оформили выставку детских рисунков обучающихся 1-7 классов, посвященные космосу. А на противоположной стороне мы разместили ширмы, которые были специально изготовлены на уроках технологии мальчиками 7-8 классов под руководством учителя технологии Мурашова Александра Вячеславовича. На самих ширмах мы расположили экспонаты: наглядную информацию для проведения экскурсии, вырезки из газет и журналов, а также сами газеты со статьями, в которых были отражены важные исторические события по очередному этапу освоения космоса советскими космонавтами. Также мы оформили витрины, куда расположили книжные издания, брошюры, буклеты, юбилейные монеты, сувенирную продукцию (настольная ручка, музыкальная шкатулка в виде трехтомника, значки, пластиковая подарочная упаковка для хранения конфет, открытки, сувенирный набор спичек). В целом, мы постарались создать атмосферу, помогающую окунуться в мир космонавтики. (Приложение 5)

Помимо этого нам пришлось соприкоснуться с профессией экскурсовода: освоить навыки ораторского искусства, умение поддерживать интерес публики, артистические способности, умение слушать и отвечать на заданные вопросы. (Приложение 6)

В целом в процессе работы нам удалось расширить кругозор и общие представления о космосе, научились работать в команде, ведь нам зачастую приходилось подменять друг друга. Если в начале каждый знал только свое выбранное направление, то в конечном итоге каждый из нас освоил весь экскурсионный материал и мог вести всю экскурсию один.

Заключение.

В век бурного развития современных технологий, развития науки во многих жизненно – необходимых областях знаний, актуальность в вопросе изучения освоения космического пространства является очевидной. Новые открытия и разработанные технологии позволяют человечеству более детально взглянуть в глубины космического пространства (пустота за пределами космоса, параллельные миры, космическая радиация, космическое сырьё, колонизация космического пространства, самое холодное место в космосе, спутниковая связь и др). В заключении хочется отметить быструю подвижность в научных достижениях и исследованиях в изучении космического пространства. Человечество движется, также как атомы во вселенной. Это наша жизнь, а что может быть интереснее её? [2].

Целью нашего проекта была: расширение знаний и кругозора по истории освоения космоса в нашей стране в советский период.

Поставленные нами задачи считаем выполненными, а именно

1.Мы провели опрос среди обучающихся школы: что они знают о космонавтике;

2. Собрали теоретический материал по космонавтике и определили основные направления по содержанию экскурсий;

3.Нашли вещественный материал для создания экспозиции по заданной теме;

4. Составили тексты по проведению экскурсии по экспозиционным материалам и провели 25 очных экскурсий;

5. создали видео-экскурсии по 9-ти направлениям и разместили его их с соц.сетях (на школьной странице и на сайте «Школьные музеи России», где наш музей зарегистрирован с 2021 года).

6. Провели конкурс рисунков, посвященный космонавтике.

Весь материал можно использовать на классных часах, на уроках физики, астрономии, истории, во внеурочной деятельности, принимать участие в конкурсах.

В процессе проведения экскурсии мы почувствовали желание слушать и узнавать что-то большее и новое по теме, обратную связь, т.к. было много вопросов после проведенных экскурсий. Мы считаем, что нам удалось пробудить интерес к дальнейшему познанию истории космоса и чувство гордости за страну.

Для нас эта экскурсия дала возможность стать более уверенными в работе с аудиторией, возможность освоить азы профессии экскурсовода.

Мы считаем, что поле информационной деятельности по изучению космоса безгранично. В будущем возможно продолжить изучение этой темы, связанной с вкладом мирового сообщества в развитие космоса, о вкладе непосредственно Российской Федерации в настоящее время.

Список источников и литература.

1. Уманский, С. П. Космонавтика сегодня и завтра [Текст] : кн. для учащихся / С. П. Уманский ; [рецензенты: канд. физ-мат. наук Е. К. Шеффер (Институт космических исследований) и проф., д. биол. наук А. М. Генин (Институт медико-биологических проблем)]. – М. : Просвещение, 1986. – 171, [5] с. : ил.

2. Электронные ресурсы

https://deti.parafraz.space/

https://fishki.net/

https://ru.wikipedia.org/

https://cyberleninka.ru/

http://www.astro.websib.ru/

https://kosmosgid.ru/

Приложение 1

Викторина «Поехали!» для обучающихся начальной школы

Какого числа отмечается день космонавтики? (12 апреля 1961 год)

Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)

Какие животные уже побывали в космосе? (обезьяны, крысы, собаки)

Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)

Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)

Первый космонавт Юрий Гагарин

Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)

А как люди передвигаются в космосе? (в невесомости)

Как космонавты кушают в космосе? (вся пища находится в тюбиках)

Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)

Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)

Приложение 2

Викторина «Поехали!» для обучающихся 5-7 классов

Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).

Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).

Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).

Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин).

Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).

Как назывался корабль Гагарина? («Восход-1»).

Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз).

Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).

Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров),

Имя человека, который впервые оказался на поверхности Луны. (Нил Армстронг).

Имя первой женщины космонавта? (Валентина Терешкова).

Откуда появляются черные дыры? (Они возникают там, где взорвалась старая звезда).

Какое название имеют «падающие звезды»? (Метеоры).

Приложение 3

Викторина «Поехали!» для обучающихся средней и старшей школы

Вопрос 1

Почему День космонавтики отмечается 12 апреля?

Варианты ответов

В этот день запущен первый искусственный спутник Земли

Эта дата является днём рождения Юрия Гагарина

В этот день был совершён первый полёт человека в космос

В этот день был сформирован первый отряд космонавтов

Вопрос 2

Что такое космос?

Варианты ответов

Относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел

Это квантовое пространство, заполненное небесными телами, по типу планет, квазаров, чёрных дыр и пульсаров.

Объект, который вращается вокруг Солнца, обладает достаточной массой, чтобы быть круглым или почти круглым, не является спутником какого-либо другого объекта и расчистил свою орбиту от себе подобных космических тел.

Вопрос 3

Галлей в XVII веке доказал периодичность появления одной из комет. Название этой кометы?

Варианты ответов

Галлея

Седна

Веста

Вопрос 4

Какая знаменитая реплика Юрия Гагарина, прозвучавшая во время старта космического корабля «Восток-1» 12 апреля 1961 года, стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

Варианты ответов

«Старт!»

«Поехали!»

«Мы первые!»

«В добрый путь!»

Вопрос 5

Кто является основоположником  космической эры человечества и отцом русской космонавтики?

Варианты ответов

Ю.А. Гагарин

К. Э. Циолковский

Ж. Г. Верн

Вопрос 6

Сколько минут длился полет Ю.А.Гагарина?

Варианты ответов

98

108

118

Вопрос 7

Первая в мире женщина космонавт?

Варианты ответов

Валентина Терешкова

Тиаки Мукаи

Роберта Линн Бондар

Вопрос 8

В чем суть изобретения многоступенчатой  ракеты?

Варианты ответов

После полного расхода топлива ступень отделяется, и включаются двигатели другой ступени, сообщая дальнейшее ускорение ракете.

Оставлять след после продвижения.

Чтобы вычислить скорость ракеты.

Вопрос 9

Какова заслуга С.П.Королева для космонавтики?

Варианты ответов

изобретатель компьютерной техники

известный актер театра и кино

основатель практической космонавтики; под его руководством был организован и осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли

Вопрос 10

Начало космической эры в СССР началось с первых орбитальных полетов безродных хвостатых космонавтов.

   Укажите правильный порядок, выбора  хвостатых астронавтов - Советами стран в следующем порядке:1 - Россия, 2 - Америка, 3 - Франция

Варианты ответов

Кошка, Обезьяна, Собака

Собака, Кошка, Обезьяна

Собака, Обезьяна, Кошка

Вопрос 11

Как называется наука,  занимающаяся медицинскими, биологическими, инженерными и другими научными исследованиями, целью которых является обеспечение безопасности и оптимальных условий существования человека при пилотируемом космическом полёте или в открытом космосе?

Варианты ответов

Физика

Астрономия

Космическая медиц

Приложение 4

Видео-экскурсии:

https://vk.com/wall-143028055_420

https://vk.com/wall-143028055_421

https://vk.com/wall-143028055_422

https://vk.com/wall-143028055_423

https://vk.com/wall-143028055_424

https://vk.com/wall-143028055_425

https://vk.com/wall-143028055_426

https://vk.com/wall-143028055_427

https://vk.com/wall-143028055_428

.

Приложение 5

Общий вид экспозиции

«Наша Родина в истории освоения космоса в советский период»

Фрагменты экспозиции

« Наша Родина в истории освоения космоса в советский период»

Приложение 6

Старшая группа экскурсоводов: Васильева Валерия, Козин Кирилл, Мамасова Анна, Мельникова Анастасия ( слева направо). Экскурсия для обучающихся начального звена.

Старшая группа экскурсоводов: Голубев Антон, Васильева Валерия, ( слева направо). Экскурсия для обучающихся старшего звена.

Средняя группа экскурсоводов: Гиниятова Алина, Румянцева Влада, Мишина Вероника, Кондратьева Екатерин ( слева направо). Экскурсия для обучающихся начального и среднего звена.

24

Просмотров работы: 64