Журчит родник

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Журчит родник

Мамашев А.И. 1
1МБОУ "Школа №77"
Ахтямова Г.Х. 1
1МБОУ "Школа №77"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Родники- так наш народ издавна называет бьющий из глубины земли

водный источник. Прежде, чем выйти на поверхность, вода несколько раз

проходит различные слои земли и очищается. Поэтому родниковая вода

всегда отличалась прозрачностью, свежестью и отличным вкусом. Она не

замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой

воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.

Надо беречь каждый ключик чистой воды. Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной родниковой воды.

Взаимодействие человека и природы должно быть гармонично. Бережное отношение человека к природе воспитывается с раннего детства: ребенок берет пример поведения родителей, учится у старших товарищей, читает книги. Именно поэтому очень важна роль литературы, искусства в воспитании экологической культуры человека с раннего возраста. Литературные произведения, стихи о родниках, воспитывают в читателях ответственное отношение к природе, влияют на формирование экологической культуры.

Цели работы: Дать описание источнику, провести анализ воды на ее пригодность для питья, создание методов по экологическому улучшению и сохранению, бережного отношения к нему, анализ произведений писателей и поэтов родного края (Республики Татарстан).

Задачи:

1. Изучить литературные источники по родникам;

2. Собрать исторические сведения о возникновении источников;

3. Познакомиться с произведениями татарских поэтов о родниках.

4. Провести исследование родниковой воды;

5. Провести опрос.

Гипотеза: если мы будем беречь и сохранять наш родник в чистоте и порядке, то сохраним в нём чистую воду для будущих поколений.

Объект исследования: родник моей деревни, который используется населением.

Предмет исследования: чистая родниковая вода, которой пользуются жители деревни.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент

II Основная часть

Глава 1. Родники Малой Родины

Богата Татарстанская земля родниками, ключами и источниками, много на ней святых и почитаемых родников, многие источники овеяны легендами и преданиями, есть освященные купели.

Много ключей благоустроены и украшены с большим вкусом, существуют даже шедевры родникового искусства!

Есть родники, которые почитаются русскими, татарами, марийцами, чувашами, мордвой и другими народами, проживающими в республике Татарстан. В моей Малой Родине много родников. И все они уникальны.

«Изге чишмә», в переводе с татарского означает «Святой родник»(приложение 1), расположен под склоном высокого левого берега реки Хотня, в селе Хотня Арского района. Источник обустроен, каптирован, слив воды по трубе в павильоне, отдельно выведена труба в место для обливания. Территория облагорожена, спуск оборудован лестницей, есть беседка для отдыха, скамейки, раздевалка. Вода чистая, прозрачная. По воспоминаниям старожилов, источник этот почитался всегда, для поклонения, с надеждой на исцеление, приезжали даже из дальних краев мусульмане, считающие, что здесь похоронен великий святой, из могилы которого бьет ручей. И поныне, со всех краев, и не только республики, приезжают сюда за чистой водой. У родника люди просят о самых сокровенных желаниях и исцелении от недугов. Со своими серебристыми озерами, с беседками, он превратился в излюбленное место отдыха. Не так давно, у «Святого источника», был построен цех по розливу природной питьевой воды первой категории «Хотнинская».(Приложение 2) Открыл его предприниматель Ванил Вакилович Аскаров. Сначала он сделал исследование мягкой и приятной на вкус воды в Москве, которое подтвердило её высокое качество и целебность, содержащая необходимые для организма человека минералы, а также ионы серебра. Затем пробурил скважину, построил цеха, и обустроил родник.

«Мәрҗани чишмәсе», в переводе с татарского - родник «Марджани», (приложение 3) расположен в овраге по которому протекает ручей, у автодороги Арск–Новый Кинер, около села Ташкичу Арского района. В селе Ташкичу, с 1821 по 1838 года, жил и получил начальное образование, а затем преподавал в медресе, широко известный богослов, историк, просветитель и педагог Шигабутдин Марджани. Источник обустроен в 2017 году. Вода чистая, прозрачная, слив воды по трубе. Территория облагорожена по инициативе, генерального директора «Таттелеком»

Родник известен издавна, им пользовались во время сенокосов, грибники, ягодники. Селяне считают, что в детстве и молодости и Шигабутдин Марджани часто ходил к этому роднику. Сейчас, у родника останавливаются автомобилисты, туристы и местные жители.

А родник в родной деревне моих родителей, мне очень дорог. (Приложение 4) Это в деревне Нижняя Ура Арского района. Однажды дед увидел, что из-под горы бьет новый родник, он почистил, сделал канаву к речке. Он хотел оградить родник. Но сильно заболел и не смог. После смерти дедушки его дети, и внуки исполнили последнее желание деда, оградили, почистили родник. С тех пор уже 11 лет мы ухаживаем за родником, весной чистим территорию, ходим туда за водой. В тени у родника отдыхают грибники, сборщики трав и случайные прохожие. Всем дарит родник радость!

Глава 2. «Журчит родник, слагаются стихи, звенит песня»

Человек, соприкасаясь с природой, каждый раз с неизъяснимым волнением слушает, как печально кукует кукушка, тихо шелестит листва и журчит родник. Родник воистину самое настоящее чудо! Родники издавна привлекали к себе внимание творческих людей: художников, писателей, поэтов.

Воде посвящено множество стихотворений, написанных мастерами разных времён и народов. В моей работе главная героиня - прозрачная вода родников, поэтому уместно вспомнить о ней. О родниках слагали стихи татарские поэты, такие как Габдулла Тукай, Муса Джалиль и другие поэты.

А вывод такой – не только доброе отношение и забота, но и доброе слово о роднике помогает ему выжить.

Родники - источники чистой природной воды - можно с уверенностью назвать как источниками вдохновения, так и средством воспитания. Издревле эти источники считались самыми дорогими местами сердцу каждого сельского жителя.

Стихотворение Габдуллы Тукая «Туган авыл» («Родное село») воспевает родник, благодаря которому он душой и сердцем полюбил родное село:

«Стоит деревня наша на горке некрутой.

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я все в краю моем…» (Пер. В. Тушновой)

В своих стихах Муса Джалиль воспевает свою Родину. Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания в произведениях поэта - родники, которые всегда являлись символом чистоты, источником здоровья и сил. Для поэта ключевая вода – всегда хрустальная.Стихи «Родник» («Чишмә»), «Соловей и родник» («Сандугач һәм чишмә»)

Как по долине льющийся родник,

В дороге пел я песни то и дело.

И все казалось сердцу, что от них

Земля вокруг цвела и молодела.

III. Практическая часть

Глава 3.1 Значение воды в жизни человека

С целью выяснения отношения местного населения к источникам я провел социологический опрос по следующим вопросам: (Приложение 5)

1. Как часто вы посещаете родники?

а) Каждый день; б) Несколько раз в неделю;

в) Раз в неделю ; г) Реже

По результатам опроса небольшая часть людей каждый день посещают родник из-за какой- либо необходимости, а остальные посещают родник пару раз в год.

2. Какую воду вы предпочитаете: родниковую или водопроводную?

а) Родниковую; б) Водопроводную

в) Не имеет значения

По результатам опроса 30% людей предпочитают водопроводную воду, 70% людей предпочитают родниковую воду.

3. Готовы ли вы убраться у родника при обнаружении мусора?

а) Да; б) Нет

По результатам опроса 85% людей дорожит родниками и готовы убраться у родника! Но так же есть люди не понимающие всю суть родников.

В социологическом опросе приняло участие 20 респондентов, из них 50% дети, 50% - взрослое население.

Глава 3.2 Исследование родника

Родник – естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой.

Изучаемый родник находиться на правом берегу реки Ура. Вытекает родник 1 потоком и впадает в реку Ура. Родник нисходящий, пресный, холодный, вытекает спокойно. Открывается на дне склона на расстоянии 100 метров от реки и 300 метров от деревни.

На территории родника не обнаружено никаких подозрительных вещей. Нет мусора или любых других вещей, загрязняющих воду. При исследовании воды из родника моей деревни, мною были использованы методы, доступные к реализации в домашних условиях.

Я набрал воды в роднике и принес домой для исследования её качества по четырем пунктам:

1.Хранение воды в темном месте в течение двух суток

2.Проверка на наличие подозрительной жидкости

3.Проверка при помощи мыла

1.Хранение воды в темном месте в течение двух суток

Для этого необходимо наполнить водой бутылку и поставить её на двое суток в тёмное место. По истечении данного срока проверить состояние содержимого бутылки. Если вода стала зеленоватой, на её поверхности образовалась маслянистая плёнка, и на стенках бутылки появился налёт, то вода непригодна для питья. Если же изменений не возникло, то вода чистая.

Результат:На стенках бутылки не обнаружено никакого налета. Вода не поменяла цвет.

2.Проверка на наличие подозрительной накипи

Проверить качество питьевой воды можно с помощью кипячения. Необходимо прокипятить воду в заранее тщательно вымытой ёмкости. Делать это необходимо в течение 10-15 минут. Затем слить содержимое посуды и тщательно осмотрить её стенки на наличие подозрительной накипи. Если в воде содержится большое количество оксидов железа, то накипь будет тёмно-серого цвета. Если вода содержит повышенное количество солей кальция и оксидов, то осадок будет иметь светло-желтый оттенок.

Результат: После длительного кипячения на стенках не обнаружено никакой подозрительной накипи.

3.Проверка при помощи мыла

Проверить воду на качество в домашних условиях можно, потерев мыло в горячую воду. Если оно полностью растворится, то вода чистая.

Результат: Мыло полностью растворилось

Вывод

Следуя из результата опытов можно сказать, что вода пригодна для употребления и не нанесёт никакого вреда для здоровья, но для полной уверенности нужно провести полный химический анализ воды.

Заключение

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Экологическое воспитание и ответственное отношение к природе необходимо прививать с детства, в этом помогают художественные произведения. Очень богата такими произведениями литература татарского народа, воспевающая красоту родников, призывающая жить в единении с законами природы.

Работая над данной темой, я узнал много нового. Как определять качество воды, какие у нас в малой Родине существуют родники, где они находятся и как много литературных произведений о родниках.

Я думаю мою работу можно использовать на уроках экологии, краеведения и во внеклассной работе.

Список литературы

1. Ахманов М. книга «Вода, которую мы пьем.

2. Богдановский А.В. Химическая экология: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

3. Батмангхелидж Ф. «Вода для здоровья»

4. Вода питьевая. Методы анализа. Справочник. М.:1998.

5. Ершов М.Е. «Самые распространенные способы очистки воды»

6. Сборники стихов татарских поэтов (Г. Тукай, С.Хаким, М. Джалиль.

7. Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы/Габдулла Тукай; Сост.

Г.М.Хасанова, С.В.Малышев. – Казань: Татар. кн. изд–во, – 2006. –192с.).

8. Хаким С.Т. Избранное. – М.: Сов. писатель, 1984. – 319 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 80